Каноны «отменяются жизнью»… Нет, не жизнью, а не соблюдающими дисциплины раскольниками, мечтателями, которые отвергают начальства и злословят высокие власти… ропотниками… поступающими по сбоим похотям… уста их произносят надутые слова… Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуда 1,8, 16, 11 ). И «отсутствует» ли «наступление»? – задаем мы вопрос. За примером идти недалеко. Не без участия многих инославных церковных деятелей разодран на части хитон Русской Православной Церкви, но еще и теперь чинятся препятствия со всех сторон к подбиранию этих разодранных сермяжных кусков. Или мы будем сомневаться в словах Христа, относимых всеми нами к последним временам: «Берегитесь… ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я – Христос, и многих прельстят» ( Mamф. XXIV, 4–5 ). И дальше: «восстанут лжехристы и лжепророки… чтобы прельстить» (ст. 24). Нет, мы всегда должны ожидать этого последнего наступления, которое будет весьма замаскированным и соблазнительным, и лишь Церковь как арсенал благодати сможет вовремя и разоблачить врага и устоять пред ним. «Конечно, нет ничего легче,– говорится в статье,– как критиковать «панхристианство» (намек на энциклику Пия XI.– Примеч. Г. Р.), указывая, что нет христианства вообще, а существует лишь единая истинная Церковь … Однако же… остается христианство, как вера в Господа, любовь к Нему и молитва… В частности, православные давно уже молятся с инославными. Эта новая практика не есть только вольность или любезность… но общехристианское достижение, уменье соединиться в том, что является реально общим». Как легко удается прот. С. Булгакову , снисходительно отнесшемуся к канонам, разделаться с главным препятствием к установлению «взаимопонимания» между Православием и протестантством к обязательности идентичного понятия Церкви и таинств. Достаточно иметь общую веру, любовь к Господу и общую молитву – вот вам и христианское единение (так понимает С. Булгаков ), тем более, что фактически и объективно оно уже есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоей; слово Твое есть истина» ( Ин. 17, 12–20 ). Сохраняет апостолов Бог Отец, заботится об апостолах Бог Отец, заботится о тех, кто поверил по вере апостолов, Бог Отец. Собственно, Бог Отец – гарантия того, что Церковь не исчезнет. Тертуллиан говорил, что если Церковь отпала от Бога, значит, Святой Дух не справился со своими обязанностями. Господь делает апостолов неотмирными. И тех, кто поверит их слову, Он также делает неотмирными. «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17, 19 ). Господь посвящает себя не за всех, а за апостолов и за тех, кто верит по их слову. Жертва Христа принесена только за этих людей. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин. 17, 20 ). Поэтому если ты веришь во Христа не по слову апостолов, то ты не Христов. За тебя жертва не принесена, ты чадо гнева, ты находишься вне Церкви Божией. Это состояние называется ересью. Еретик Царства Божия не наследует. Логика спасения. Итак, Церковь строится сверху вниз. Отец посылает Сына, Сын собирает Себе тех, кого Ему дал Отец. Приносит за них Себя в жертву, вручает им Свое Слово понимания, дает Истину, сохраняет их, передает в руки Отца, который сохраняет их, делает их едиными. Таким образом, Церковь строится внутри Троицы – места бытия Святой Троицы. Место, где действует Отец, Сын и Дух Святой, и есть Церковь. Собственно, потому вне Церкви и нет спасения, что нельзя спастись вопреки Отцу, Сыну и Святому Духу, вне Бога. Логика спасения идет не от человеков, а с Неба. Это важно понимать, потому что мы часто говорим: «Вне Церкви нет спасения, потому что в Церкви истина», а люди требуют: докажи! Если идти от человека, ничего не докажешь. Не в человеке истина. Можно сказать: попы – табачники, блудники, пьяницы. Собрать правды и неправды можно сколько угодно. Но мы идем не от человеков: «Всяк человек ложь» ( Пс. 115, 2 ), а Бог не ложь, Бог – Истина. Наша опора не на человека, а на Святую Троицу. Именно Святая Троица создает Церковь : боговоплощением, жертвой Христа, истиной Христа – апостольской верой. Церковь всегда именно на этом делала акцент. А единство – самоцель только в Троице. Когда нарушаются священные догматы , когда нарушается вера Церкви, единство не может быть основной целью. Единство невозможно там, где нет апостольской веры. Поэтому Церковь выступает против той формы экуменического движения, когда вместо возвращения к апостольской вере предлагается компромисс. Это отказ от того, что считает самым важным Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Мы верим, что у вас есть вдохновение свыше и оно поможет ответить на наш вопрос об экуменическом движении: не тратим ли мы силы попусту?.. – Я уже сказал: замысел хорош. Но подумайте, сколь многого недостает, чтобы ваше сближение с Православием оказалось истинным! – Такой глубокой дискуссии не было у нас никогда и нигде! – Глубоки наши источники от святых отцов, и потому есть откуда почерпнуть ответы. По-вашему, богословие истинно лишь тогда, когда оно в согласии с самонадеянным разумом. Но чистые родники, пшеницу без плевел и несмешанное вино истинного богословия возможно отыскать лишь у святых отцов. Что же до вашего движения, то нужна, прежде всего, великая молитва , ибо без Бога мы не можем творить ничего (ср.: Ин.15:5 ). Встречи между Церквами это хорошо, это по-евангельски, ведь таким путем христиане узнают друг друга и утихает взаимная вражда. Но отсюда до истинного соединения как от земли до неба, ведь ни одно неправославное сообщество не отреклось пока от своих заблуждений. – Но когда же исполнится слово святого Евангелия, чтобы на всей земле было одно стадо и один Пастырь? – Когда все народы придут к истинной вере в Бога, в Троице прославляемого! Но это будет лишь в конце веков и так, как Ему одному ведомо. Против реинкарнации (метемпсихоза) Величайшее безумие – верить, будто душа человека после смерти входит в тела животных, зверей, птиц и так далее. Ни в Священном Писании, ни в учении святых отцов не найти свидетельств в его пользу. Ибо Господь Иисус Христос в притче о бессердечном богаче и многострадальном Лазаре раз навсегда показал нам путь души по ее разлучении с телом: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его ( Лк.16:22–23 ). Итак, души праведных отправляются в рай, а души грешных в ад. Как же укоренилось это диавольское умопомрачение, вера в многократную смерть людей и переселение их душ? Неужели приверженцы ее не слышали, что человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ) и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). И не странствует душа по другим телам, как полагают повредившиеся умом и бесконечно чуждые истине, но однажды умирает человек с телом своим, и одно будет воскресение мертвых, по слову Господа: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

На такой точке зрения стоит, между прочим, весьма модное теперь так называемое экуменическое движение, не всегда впрочем, так откровенно высказывающееся, из боязни отпугнуть от себя ревнителей Православия. Надо ли говорить о том, что такая экуменическая проповедь ведет лишь к весьма зловредному в делах веры индифферентизму – безразличию к истине, между тем как для христианина выше всего и дороже всего именно истина, хождение в истине, как это особенно выразительно подчеркивает св. ап. Иоанн Богослов в своем втором ( 2Ин.1:1–4 ) и третьем ( 3Ин.1:3–4 ) соборных посланиях. Характерно, что именно такой апостол, как св. Иоанн Богослов, недаром прозванный «апостолом любви» за наиболее полное и возвышенно-одухотворенное раскрытие учения о христианской любви, неумолимо строг ко всем извратителям истины Христова учения. Кто приходит к вам в дом и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его ( 2Ин.1:10–11 ). Не кажется ли удивительным после этого, что экуменисты хотят быть любвеобильнее самого апостола любви, возлюбленного ученика Христова, св. Иоанна Богослова?! Для христианина дороже всего истина, а потому и единение для христианина дорого только то, которое в истине. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, – говорит Сам Господь Иисус Христос, – всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ), и увещевает тех, кто желает веровать в Него, познать истину ( Ин.8:32 ), ибо вне этой истины нет свободы от греха, а следовательно нет и спасения. Поэтому не только неправильно, а даже преступно стремиться к какому бы то ни было единению с кем бы то ни было, поступаясь истиной. Вот почему и святые отцы Церкви, столь много и бескомпромиссно боровшиеся с еретиками, искажавшими истину Христова учения, говорят, что есть прекрасное разногласие, как есть и самое пагубное единомыслие. св. Григорий Богослов , столь много заботившийся о мире в Церкви, тем не менее говорит: «А некоторым лучше быть в раздоре, нежели в единомыслии» (Творения, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Надо быть справедливым к католичеству и пора отказаться от взгляда, что движущей силой католичества является одно только стремление папы к власти над христианским миром. То, чем жило в течение многих веков и чем живет и движется и сейчас католичество, есть его вселенское призвание и вселенские задачи. Это сказалось на его учении о таинствах. Католичество не мыслит себя вне своей вселенской природы. С особой силой вселенское самосознание католичества отразилось на его известном учении, по которому всякий правильно крещенный христианин eo ipso является членом католической церкви. Если одни - её истинные и верные дети, то другие - блудные сыны, но те и другие - её дети. И потому, если католичество отталкивается от участия в экуменическом движении, то именно в силу своей вселенской природы, своего вселенского призвания, своих вселенских задач. Идея вселенской церкви, которую представляет католичество, приходит в столкновение с другой идеей той же вселенской церкви, которая лежит или должна лежать в основе «экуменического движения». Подлинное единство христианского мира зависит от того, какая из этих идей окажется в настоящее время исторически действенной.    17 веков тому назад один из величайших западных христианских писателей - Киприан - писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est». (Ep. 55). Это означает, что единая Христова церковь, мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церкви - церковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… И вы тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:12, 13, 27). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

Немного спустя после публикации статьи о «харизматическом возрождении» «Православное слово» получило письмо от уважаемого писателя-богослова, хорошо знающего православные богословские и духовные труды, где было написано: «То, о чем вы рассказали, – это религия будущего, религия антихриста». Все более и более, по мере того как эта и подобные ей формы поддельной духовности захватывают даже тех, кто называет себя православными христианами, содрогаешься, видя заблуждение, в которое могут впасть духовно неподготовленные христиане. Эта книга – предостережение для них и для всех, кто старается вести жизнь сознательного православного христианина в мире, одержимом нечистыми духами. Это не полное научное изложение этой религии, еще не принявшей своей законченной формы, а скорее предварительное исследование тех духовных тенденций, которые, несомненно, приготовляют путь подлинной религии антихристианства, религии с виду «христианской», но сосредоточенной на языческом опыте «инициации» (посвящения). Пусть это описание все более явных и наглых происков сатаны, князя тьмы, среди «христиан» исполнит истинно православных христиан страхом потерять благодать Божию и обратит их вновь к чистым истокам христианской жизни: к Священному Писанию и духовному учению святых Отцов Православия. Введение. «Диалог с нехристианскими религиями» Наш век, – век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф. 4, 14 ). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням ( 2Тим. 4, 3–4 ). С недоумением читаешь о последних действиях и заявлениях экуменического движения. На самом высоком научном уровне православные богословы, представляющие Постоянный американский Совет православных епископов и другие официальные организации Православия, ведут ученые диалоги с католиками и протестантами и выпускают «совместные заявления» по таким вопросам, как евхаристия (причащение), духовность и тому подобное, даже не указывая инаковерующим, что Православная Церковь – это Церковь Христова, к которой все должны быть призваны, что лишь ее таинства несут благодать, что православная духовность может быть постигнута личным опытом только в лоне Православной Церкви и что все эти «диалоги» и «совместные заявления» – всего лишь академическая пародия истинно христианского диспута, – диспута, который ставит перед собой цель спасения душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую Церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова Апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Eфec. V, 25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Коринф. VI, 14–15). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Nc. I, 1 ). Председатель: О. Григорий Разумовский хочет сделать сообщение. Протоиерей Разумовский: На пленуме слушался доклад Румынской Церкви на русском языке, а потому не знающие русского языка, но знающие только французский язык, не имели возможности познакомиться с этим докладом. Наша комиссия располагает четырьмя экземплярами доклада Румынской Церкви на французском языке, которые могут быть розданы присутствующим с возвращением по миновании надобности. Представитель Антиохийской Церкви выразил пожелание ознакомиться с докладом Высокопреосвященнейшего Серафима на французском языке. Председатель: Кто хочет высказаться по докладам Преосвященного Нестора и Преосвященного Серафима? Эти доклады выражают определенную мысль – отрицательное отношение к участию в экуменическом совещании. Игумен Дионисий (Шамбо): Я не понял Владыки Нестора, потому что его доклад не был переведен на французский язык, а потому не смогу говорить о нем. Но я имею понятие о докладе Владыки Серафима, который был переведен на французский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). 2 УМСА (Young Men’s Christian Assosiation) – надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX в. с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех людей в единую религию; 4) осуществление «царства Божия» на земле, в искаженном светском смысле, т. е. установление царства антихриста – прим. ред. 13 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Часть I. СПб., 1840. Ответ на вопрос 105, с. 80. 14 Митрополит Makapiй. Догматическое богословие. Т. II. СПб., 1868, с. 348–352; Митрополит Филарет. Пространный xpucmuahckiй катихизис, с. 54; Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904, с. 248; Св. Маркъ Подвижник и св. иноки Каллист и Urhamiй. М., 1889, с. 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Основатель Церкви дал нам следующия положительныя и определенныя заповеди: а) о служении апостолов и их преемников – пастырей и учителей Церкви, б) об отношениях апостолов и их преемников друг ко другу, в) о таинствах крещения, евхаристии, покаяния и брака, г) о клятве, д) о суде церковном, е) о вознаграждении за священническую службу, ж) об отношении к государственной власти  10 . Апостолы властию, данною им от Христа, оставили свои повеления, в Св. Писания Нового Завета изложенныя, касательно прав Церкви. Права Святых Апостолов в этом отношении точно указаны их Божественным Учителем: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лук. Х, 16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. XX-III, 19–20). Это повеление Господа Иисуса Христа ясно говорит, что распоряжение апостолов об устроении Церкви и жизни во Христе являются точным исполнением воли нашего Спасителя. Апостолы дали повеления а) о поставлении епископами пресвитеров для каждой христианской общины, б) о повиновении членов Церкви поставленным над ними духовным пастырям и учителям, в) о нравственных качествах и обязанностях предстоятелей церквей, г) о диаконах, д) о содержании клира, е) о жалобах с обвинениями пресвитеров, ж) о священнослужении  11 ,  з) о браке, и) об отношении к государственной власти, и) об отношении к христианам, ведущим зазорную жизнь, и к тем, кто не исповедует христианскую веру  12 . Законы или предписания, взятыя Церковью из Св. Писания, касательно основных истин веры и церковного устройства всегда принимались и соблюдались Церковью как непререкаемые и безусловно обязательные законы. В этом случае не может иметь места субъективное понимание, или толкование их в отношении правильности, ценности, важности и целесообразности их. Не может быть речи об исполнении лишь того, что нравится тому или другому члену Церкви, ибо «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», властвующия теперь в жизни человеческой не могут быть регуляторами поведения христианина, так как эти хотения,  по указанию Боговдохновенного Апостола, – «не есть от Отца, но от мира», – который «во зле лежит»; «мир преходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» ( 1Uoah. II, 16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По попадавшим в печать сообщениям можно судить, что названное движение принципиально не встретило возражений и в Римо-католической церкви и имеет там свои опыты. В Америке проявилось оно и в кругах «православия» экуменического направления. Мы не имеем потребности изучать это явление: «что нам судить внешних» ( 1Кор.5:12 ). Нам следует только оградить себя самих. Чтобы оставаться верными апостольскому и святоотеческому преданию, нужно отмежеваться от этой новизны, от соответствующего ей образа мыслей. Для этого обратимся к самому повествованию книги Деяний, к подлинной Апостольской Пятидесятнице и к связанной с нею непосредственной дальнейшей проповеди святых апостолов. Итак, в тот день, 50-тый по Воскресении Христовом, исполнилось над апостолами обетование Спасителя, что «они будут крещены Духом Святым» . Тогда Дух Святый обильной благодатью, в виде огненных языков, излился на них, – и от этого момента из их уст излилось мировое, вселенское благовестие о Воскресении Сына Божия, Господа Иисуса Христа, из мертвых, совершившемся только 50 дней перед тем днем; раздалась проповедь о мировом событии, которое должно потрясти мир, ибо оно доказало истинность высокого и чистейшего учения Его и Его божественность, как Единородного Сына Божия. Эта проповедь явилась обнародованием Нового Завета Божия с человеческим родом. Бесстрашным и пренебрегающим всеми препятствиями были как это свидетельствование, так и дальнейшие призывы апостола Петра и других с ним учеников Христовых. Так же могущественно и вдохновляюще подействовали они и на стекавшуюся сюда народную массу. «Все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящии не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились: Парэяне и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринфе, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне – слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 6 И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? А иные насмехаясь говорили: они напились сладкого вина»... Апостол Петр вынужден был объяснить народу, что это событие предречено пророком Иоилем: «в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать»; что ныне исполнились пророчества о Христе в псалмах Давидовых. Великий общий подъем сказался в количестве уверовавших и крестившихся. В ближайшие дни апостолы «с великой силой» продолжали проповедь, «и великая благодать была на всех их,... так, что выносили больных на улицы и полагали на постланном и на кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010