Слова 7-го стиха следует понимать сообразно с правильным представлением о Боге. Действием Божественного всемогущества человек был образован из праха земли и в то же мгновение проникся Божественным дыханием жизни и сделался живым существом, так что нельзя сказать, что тело создано прежде души. 8–9. И насадил Бог сад в Едеме к востоку и поставил там человека, которого создал. И произрастил Иегова Бог из земли всякое дерево прекрасное видом и хорошее для пищи и дерево жизни посреди сада и дерево познания добра и зла. И насадил Иегова Бог сад в Эдеме к востоку, жилище, которое Бог приготовил для первого человека, названо садом в Эдеме, или садом Эдема, или просто Эдемом. Eden – отрада, утеха – есть имя определенной страны на земле, положение которой описано в 10-м и дал. стих. Сад по-еврейски gan – собственно огороженное пространство – лежал к востоку, т. е. в восточной части эдемской страны. Еврейское наименование райского жилища LXX передали словом παρδεισος. Слово это происходит от зендского pauru-daeza – ограда и в форме pharedes перешло еще в древности в еврейский язык для обозначения искусственно расположенных садов (Песнь п. 4, 13. Эккл. 2, 3), – перешло благодаря, по всей вероятности, сношениям Соломона с отдаленными странами. Слово παρδεισος, в смысле рая, встречается без перевода во многих новейших языках. – И произрастил Иегова Бог из земли всякое дерево прекрасное видом и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла – рай был украшен прекрасными на вид и плодоносными деревьями, что, впрочем, не составляло его преимущества пред прочими странами земли. Но два дерева составляли его исключительную и отличительную принадлежность: это дерево жизни и дерево познания добра и зла. Эти деревья должны были иметь особенное значение для первозданного человека, – значение, на которое указывают самые названия их. Дерево жизни, по ближайшему применению к еврейскому наименованию, можно называть деревом жизней, а также деревом здравия (М. Фил.), тем более что в еврейском языке деревьями жизни называются все те деревья, которых корни, листья и плоды употребляются как целительные средства, доставляющие человеку здравие и вместе с тем возможность сохранять телесную жизнь на более или менее продолжительное время 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

А что С. смущается от слов, то в этом познается ее немощь; а иначе не может и научиться в духовной брани, когда будет стоять неуклонно. Да вразумит и утвердит Господь вас быть полезными друг для друга. И. М. 12-го июня 1845 года.  Письмо 37 До сих пор не имею времени и духа написать ответа на ваши письма, от 17-го июля писанные. Но как-нибудь принимаюсь, за помощью Божией. Благодари Господа, что Он даровал тебе время поучаться в учении св. отцов, для созидания души своей. Всякой вещи время: время сеять и время плоды обирать (Эккл.3). Однако ж не должно останавливаться на одном разумении писаний, но надобно простираться и на делание; при скудости же оного, за наше бессилие или нерадение, пока снидем в глубокое смирение, по учению св. Варсонофия: " Имей себя под всею тварию " . Не по моему достоинству, но по вере твоей и по надобности С-ой даровал тебе Господь обрести в отеческом учении приличное для нее, на недоумение ее, решение. Да, там и еще есть подобное: когда некоторые, смутившись Оригеновым учением, вопрошали о догматах. Что нам, страстным, входить в недоведомые тайны и в постановления Церкви, а просто повиноваться оной и считать учение ее непогрешительным. " Гордый испытует тайны; но таинства открываются смиренным " . Нет нужды изъяснять о сем ее любопытству, а то можно найти много доказательств, что мы ежедневно празднуем Отцу, покланяемся духом и истиною; и где есть празднование Сыну, там и Отцу в совокупности торжествуется. Аз и Отец едино есма (Ин.10:30). Видевый Мене, виде Отца, слова Спасителя нашего (Ин.14:9). В празднестве на Крещение является всей Троице поклонение, как и тропарь поется. И во время Преображения угодно было Отцу гласом явить Сына возлюбленного; а все это Церковь в гимнах нам представила. На праздник же Сошествия Святого Духа в славнике ясно выразилось величество Святой Троицы: " Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом " , и прочее... Сами прочтите в Цветной Триоди; увидите высокий разум сей стихиры и богословие Святой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А что С. смущается от слов, то в этом познается ее немощь; а иначе не может и научиться в духовной брани, когда будет стоять неуклонно. Да вразумит и утвердит Господь вас быть полезными друг для друга. И. М. 12-го июня 1845 года.  Письмо 37 До сих пор не имею времени и духа написать ответа на ваши письма, от 17-го июля писанные. Но как-нибудь принимаюсь, за помощью Божией. Благодари Господа, что Он даровал тебе время поучаться в учении св. отцов, для созидания души своей. Всякой вещи время: время сеять и время плоды обирать (Эккл.3). Однако ж не должно останавливаться на одном разумении писаний, но надобно простираться и на делание; при скудости же оного, за наше бессилие или нерадение, пока снидем в глубокое смирение, по учению св. Варсонофия: «Имей себя под всею тварию». Не по моему достоинству, но по вере твоей и по надобности С-ой даровал тебе Господь обрести в отеческом учении приличное для нее, на недоумение ее, решение. Да, там и еще есть подобное: когда некоторые, смутившись Оригеновым учением, вопрошали о догматах. Что нам, страстным, входить в недоведомые тайны и в постановления Церкви, а просто повиноваться оной и считать учение ее непогрешительным. «Гордый испытует тайны; но таинства открываются смиренным». Нет нужды изъяснять о сем ее любопытству, а то можно найти много доказательств, что мы ежедневно празднуем Отцу, покланяемся духом и истиною; и где есть празднование Сыну, там и Отцу в совокупности торжествуется. «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). «Видевый Мене, виде Отца», слова Спасителя нашего ( Ин.14:9 ). В празднестве на Крещение является всей Троице поклонение, как и тропарь поется. И во время Преображения угодно было Отцу гласом явить Сына возлюбленного; а все это Церковь в гимнах нам представила. На праздник же Сошествия Святого Духа в славнике ясно выразилось величество Святой Троицы: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом», и прочее... Сами прочтите в Цветной Триоди; увидите высокий разум сей стихиры и богословие Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

О. Дети – ангелы: их нельзя не любить, а любя, не выражать и внешними знаками любви нашей, по зависимости отправлении телесных от души нашей. Бывали часы-минуты, что даже и строжайшие из аскетов, каков был например Антоний Великий , корифей иночества, шутил с братиею, благоговевшею пред ним. Есть время молчати и есть время глаголати; есть время плача (Эккл. 3:7), и время радования: не беда поэтому твои ласки, вызванные невинностью из сердца. В. Грешница я, смущаюсь на Паисию, что с тех пор как посетили вы нас, она ни пьет, ни ест ничего, и я боюся, что до м. игуменьи это не дошло бы и та не смутилась бы против вас. Вразумите меня, мой отче, как мне принимать все это и смотреть без боязни и страха за вас? Ты убоялась страха, трусиха, там, идеже не бе страх ( Пс. 13:5 ). Чего же бояться и за Паисию, когда она свято хочет выполнить совет отца, признанный сердцем ея спасительным? Станем уповать на Господа премилосердого и, вместо боязни неуместной, быть только осторожными. Прочитай 10 стих 9 главы Евангелия Иоанна и вразумишься. В. В сестре моей для меня удивительно, мой отче, то, что иногда все свое раздаст, а потом у других выпрашивает всячески. Ужасно это тяжело видеть! По милости же Божией, узнавши свое собственное окаянство, я не смею ее осуждать, как прежде. О. Не худая это апология твоя! Не дивись сему: это – искушение с нею, и хорошо делаешь, что не осуждаешь. В. Благословите ли принимать, что дарят сестры? Пробовала я отказываться и огорчаются они; как прикажете? О. Бог благословит; не советую только самой просить или вызывать других на какие бы то ни было подарки. Июля 12, 1852 г. За смуты и подозрения против сестры Паисии, по попущению Божию сильно искушаемой врагом нашего спасения, следовало бы пожурить тебя, мое чадо, порядком, чтобы не судила ты вперед чуждую рабу, стоящую ли, лежащую ли, но и стоящую и лежащую Господеви, по слову Апостола. Видя однакоже с одной стороны искренность твою, с коей поведала ты грех этот; с другой то, что и сама не вполне одобряешь свой образ действования относительно ея, я решился ограничиться, при содействии Божием, на этот раз только советом, который прошу тебя любовию моею принять к сердцу:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах " (Эккл. 3:19-20), а также: " Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают. И любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли " (Эккл. 9:5-6). Раз кровь, говорят адвентисты, как материальная субстанция разлагается и уничтожается, то кончает вместе с ней свое существование и душа. Ада тоже нет в том понимании, как объясняют его ортодоксы-богословы, и ад — всего лишь могила. А заимствовано это слово евреями, утверждают адвентисты, у тех народов, где они находились в плену. Поскольку же народы те были языческими, то и произошло смещение правильного учения, вверенного евреям на Синае, с наносным от языческой культуры Вавилона. Это духовное зерно надо очистить и питаться им. Практическое руководство на тему о загробном существовании души В книге Царств читаем, что агонизируя в предчувствии великой беды, царь Саул обратился к волшебнице, которая занималась вызыванием душ мертвых (что было мерзостью перед Богом). Читаем: " Тогда женщина спросила: кого же вывести тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне " (1 Цар. 28:11), и далее: " ... выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил и пал лицом на землю " (1 Цар. 28:14). Обычно в этом месте адвентисты возражают, говоря, что волшебница показала Саулу не душу Самуила, но вывела беса. Тогда дочитаем следующий стих: " И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил через меня (По выделенному мною здесь и далее следует делать в тексте смысловой акцент. Одна из форм убедить собеседника — это вырвать из контекста фразу, отрывок, стих, подав в нужной смысловой окраске цитируемое. Протестанты — мастера такой компиляции, поэтому в полемике с ними надо просматривать это в общем контексте. — Прим. авт.); отнимет Господь царство из рук твоих... " (1 Цар. 28:16-17). Другой стих говорит о событии на Фаворе, где апостолам " явились...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Влияния Комментаторы ведут спор о влиянии, которое оказала литература других народов (Месопотамии, Египта и Греции) на книгу Кохелета. 723 Но что уж точно не должно вызывать сомнений, так это – еврейский образ мышления Кохслста. К.К. Форман утверждает, что «в вопросах природы и предназначения человека, характера человеческого существования и факта присутствия Бога, первые главы Бытия повлияли на книгу Экклезиаста больше, чем какая-либо другая литература». 724 Обратите внимание на следующие точки соприкосновения между книгами Бытие и Экклезиаст. Таблица 20. Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста «И создал Господь Бог человека из пыли земной» ( Быт.2 :7а) «Все уходит туда же: из пыли земной все явилось и все возвращается в пыль» (Эккл.3:20) «А тогда то, что от пыли земной, вернется в землю, дух же вернется к Богу, который его дал» (Эккл.12:7). «И увидел Господь, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены к злу» ( Быт.6:5 ) «Нет на земле праведника, который бы делал лишь добро и не грешил вовсе» (Эккл.7:20) «Уразумел я только: Бог создал человека праведным, но тот слишком многого ищет» (Эккл.7:29 ср. 8:11, 9:3). «Радуйся жизни с любимой женою» (Эккл.9:9 ср. 4:912). «Что дают человеку его труды и устремления сердца, ради которых он трудится под солнцем? Все дни его – скорбь, работа – горесть, и по ночам неспокойно его сердце. Также и это – пустое» (Эккл.2:2223). Использование в литургии Книги Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст и Эсфирь объединены в собрание под названием «Свитки». Эти пять книг применялись для богослужебного чтения на пяти основных праздниках иудаизма: Пасху (Песнь Песней), Праздник Седьмиц (Руфь), Девятое Ав (Плач), Кущи (Экклезиаст) и Пурим (Эсфирь). Праздник Кущей продолжался в течение семи дней и отмечал окончание сельскохозяйственного года ( Втор.16:13 ). В то же время, он напоминал народу о странствованиях Израиля в пустыне ( Лев.23:4243 ). Барри Веб заметил, как чтение Экклезиаста во время праздника соответствовало идее праздника. «Ибо в пустыне израильтяне познали мимолетность человеческого бытия: их жизни были все лишь простым дыханием и страх Божий и исполнение Его заповедей составляло для них смысл существования. Этот урок им следовало еще раз прослушать в контексте празднования очередного урожая, чтобы возможность есть и пить и видеть доброе в своем труде воспринималось ими не как собственное достижение, а как Божий дар, приближая их к Богу». 725 Женоненавистничество (Мизогиния)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

6:15 Локоть – мера длины, ок. 45 см, т. е. размеры ковчега: 13522,513,5 м. 78 а 6:16 Друг. возм. пер.: окно/ отверстие для света. 79 б 6:16 Один из возм. пер. неясного евр. текста. Иные переводят: и заверши ее (крышу) так, чтобы она на локоть выдавалась над стеной ковчега. 80 6:18 Букв.: но с тобой установлю Я Союз/ Завет. Завет (евр. берит — договор, соглашение, завещание) – в Священном Писании это слово главным образом употребляется для обозначения отношений, установившихся между Богом, с одной стороны, и Израилем как избранным народом — с другой. Ясно, что это не был договор между равными сторонами. Слово «договор» здесь и не может быть употреблено в его обычном значении: это особое соглашение заключалось между вечным Богом и смертным человеком. Сам Бог определял условия соглашения, сообщал их Своему народу и оставлял за ним право принять или отвергнуть такое соглашение, или завет. Бог и Его народ при этом завете принимали на себя определенные обязательства. По сути своей, завет включал в себя всё, что требовалось для полного осуществления Божьего намерения спасти человека. 81 7:2 С м. Лев 11 и Втор 14:3–21 . 82 7:15 Букв.: всякой плоти; то же в ст. 16 . 83 7:20 Т.е. где–то на 7 м. 84 7:23 В некот. рукописях: было уничтожено. 85 8:1 «Бог вспомнил…» – не раз повторяющееся в Бытии и других книгах ВЗ выражение: Бог «вспомнил» об Аврааме (19:29), Он «вспомнил» о Рахили (30:22), «вспоминает» о Своем Завете (9:15, 16) и т. д. Человеку велено помнить не только о прошлом, но и о будущем (см. Ис 47:7; Эккл 11:8), т. е. более точный эквивалент этому слову в библейском употреблении – «думать о…», а не вспоминать о ком–нибудь или чем–нибудь забытом. Когда Бог «вспоминает», Он действует – Он спасает Лота, дает Рахили детей, освобождает Израиль от рабства (Исх 2:24; 6:5). 86 8:4 И ли: на одной из гор Арарата. Арарат – евр. наименование Урарту, царство на севере Ассирии (2 Цар 19:37; Ис 37:38; Иер 51:27), ныне территория восточной Турции, южной Армении и северо–западной части Ирана. 87

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Поверхностное чтение Эккл.7:26,28 может оставить впечатление, что Кохелет был мизогинист или женоненавистник. Более серьезное рассмотрение исключает это непонимание. Слово «женщина» в стихе 26 – антицедент слова «глупость» в стихе 25. К тому же, если исследовать параллелизм еврейских чисел и учесть использование гиперболы ( Иов.9:3, 33:23 ), становится ясно, что Кохелет указывает на нехватку хороших людей, мужчин и женщин. 726 674 Процитировано по книге Roy В. Zuck, ed., Learning from the Sages: Selected Studies on the Book of Proverbs (Grand Rapids: Baker, 1995), p. 15. 675 Транслитерация еврейского слово «притчи» – машал. Транслитерация еврейского названия книги – мишле. В русском языке следует отличать разбираемые притчи от притчей Иисуса Христа. Первые подобны мудрым пословицам и поговоркам, вторые представляют собой рассказы со смыслом. прим. пер. 676 Хороший обзор месопотамской и египетской литературы мудрости можно найти у Ernest С. Lucas, Exploring the Old Testament: A Guide to the Psalms & Wisdom Literature (Downers Grove: IL, InterVarsity, 2003), pp. 88–89. 677 Derek Kidner, The Proverbs: An Introduction and Commentary (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1964), p. 17. Например, в Прит. 22:24 , читаем: «Не дружи с гневливым, со вспыльчивым не водись», а в параллельном тексте из Учения Аменемопа читаем: «Не связывай себя со вспыльчивым человеком, и не беседуй с ним» (11:13–14). Удобный список параллельных мест можно найти в ANET, р. 424, п. 46. В этот бесценный и общепринятый материал также входит перевод Учения Аменемопа. Приведенный перевод процитирован по этому изданию. Читатель может обратиться к книге John D. Currid, «The " Instruction of Amenemopé and the Book of Proverbs,» Ancient Egypt and the Old Testament (Grand Rapids: Baker, 1997), pp. 205–216. 679 William Е. Mouser Jr., Walking in Wisdom: Studying the Proverbs of Solomon (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1983), p. 12. В книге Grasping God " s Word (Grand Rapids: Zondervan, 2001), by J. Scott Duvall and J. Daniel Hays, читаем: «Притчи рассказывают о рациональных, упорядоченных нормах жизни. Многие притчи не универсальны (то есть их нельзя считать абсолютной истиной), а скорее выражают норму жизни (то есть описывают то, что чаще всего происходит и обычно, но не всегда, остается истиной). Бог сотворил упорядоченный, рациональный мир, и каждая вещь в нем имеет свое предназначение. Тот, кто много трудится, будет преуспевать; лентяй останется бедным. Мудрые, праведные, работящие люди в праве ожидать благословений и процветания, а глупых, грешных и ленивых будут ожидать трудности» (р. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Слово об удовольствиях 1 . Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. (Эккл. 11, 9). Одну из особенностей нашего времени составляет крайнее размножение и разнообразие удовольствий. Тысячи людей заняты изобретением новых удовольствий и усовершенствованием прежних; удовольствиям служат науки и искусства; им посвящают себя самые разнообразные иногда высокие таланты; на людей, обладающих этими талантами, сыплются богатства и почести; их встречают и провожают из одной страны в другую при восторженных кликах и рукоплесканиях, о них пишут целые книги; им по смерти ставят памятники наравне с героями, с учеными и государственными людьми. Мало этого; об удовольствиях составлено ныне целое учение. Их почитают столь же необходимою принадлежностью нашей жизни, как познание истины и служение добродетели; только с помощью их надеются развить в человеке чувство изящного, как с помощью науки думают достигнуть развития ума и свободной воли. Наконец, – им придают высокое нравственное значение в деле усовершенствования человечества, как верному средству облагорожения людей, очищения их вкусов, нравов, привычек; их признают наилучшим средством и для отвлечения народных масс от грубых пороков. Невозможно в короткое время, со всею строгостью и верностью с христианской точки зрения, обсудить все эти современные воззрения и явления. Этот долг лежит на всех современных пастырях нашей Церкви, долг, который так тщательно исполняли древние отцы Церкви, по отношению к удовольствиям языческим. Но необходимо ныне каждому христианину немедленно запастись указаниями и руководством, как он может и должен держать себя в этом потоке, в этом вихре, в этом чаду страстного устремления людей нашего века к удовольствиям и наслаждениям всякого рода. Такое руководство мы находим в Экклезиасте Соломона, этого мудрого, богатого и роскошного царя, который изведал все наслаждения жизни – благородные и неблагородные, едва не потонул в них, и потом, оплакав горькими слезами покаяния свои увлечения, оставил нам этот вздох души, обманутой надеждою найти блаженство в радостях земных: „все суета и томление духа“. Уступая человеку, особенно в молодости, право искать удовольствий жизни и пользоваться ими, он с кротостью мудреца, искушенного горьким опытом, остерегаете: „веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010