Как-то сидя за трапезой, владыка сказал, что принял староверов из беспоповцев «через покаяние». Я сказал, что при всем уважении к нему, считаю такое недопустимым: ведь у беспоповцев нет даже формального акта миропомазания. Тут вмешался один диакон и набросился на меня, защищая владыку. Владыка его осек, подумал и говорит: «А ты знаешь, я с тобою согласен. Просто я давно уже изучал все эти вопросы, вот и запамятовал про чиноприемы». Пару лет назад главный скандалист РПЦ протодиакон Андрей Кураев, обличая «голубое лобби», «за компанию» облил грязью владыку Амвросия. Я приехал в епархию в 2004 г. и не встретил там «засилья гомиков». Напротив, лица, о коих ходили такие слухи – были вдали от архиепископа. Считаю, что самым ярким штрихом к портрету почившего будет следующая история. Как-то, сидя в кабинете архиепископа, я был очевидцем разговора между ним и одним из его помощников, сообщившим Амвросию о «цветных» похождениях одного клирика. Амвросий насупился, а я брезгливо фыркнул: «фу, гомик, из сана извергнуть». Амвросий на меня пристально посмотрел и говорит: «Экий праведник, хоть икону пиши! Ну, коли так свят, то помолись о согрешающем брате. Ты сам только вчера священником стал, а я за эти годы всех тутошних и постригал, и рукополагал. Тебе легко судить? А для меня они все дети – какие ни есть. Я их породил, но я не могу их, как Тарас Бульба, и прикончить. Да, в семье не без урода. Но мне их всех жалко. Жизнь ломать я никому не хочу. Тебе не понять этого чувства, потому что ты сам еще только сан отеческий носишь (имеется ввиду, священство), а реального отеческого дела ты еще не совершил. Вот когда ты станешь реально для кого-то отцом – с улицы возьмешь человека, так сказать, от грязи мирской отмоешь, приведешь к Церкви, вложишь в него свои силы, отдашь ему внимание, воспитаешь его, а потом он окажется свиньей. Вот тогда приходи и поговорим, обсудим, что ты будешь чувствовать, и как ты будешь поступать. А сейчас сиди тихо и молись». В затронутом вопросе я не поменял своего отношения к предмету полемики, но не могу и осудить почившего архипастыря за его «либерализм». Его действия были продиктованы не либеральным безразличием, а скорбью отеческого сердца.

http://radonezh.ru/analytics/prestavilsy...

В результате, если мирские имена с начальным «Б» произвели на свет обширную семью фамильных прозваний: Баженов, Бакланов, Баландин, Баранов, Барашев, Бархатов, Басманов, Батраков, Баулин, Башмаков, Безднин, Безобразов, Белкин, Беляницын, Берсенев, Бестужев, Блудов, Болдырев, Борцов, Бухвалов, Бояринов, Бражников, Брехов, Будилин, Буйносов, Булатов, Буслаев, Буянов и др., то календарные имена с тем же инициалом сводятся к «тощему» списку, где главное место занимают производные от древнерусского Борис (Борисов, Борин, Борькин, Борискин) рядом с очень редкими Боянов (от имени болгарского святого Бояна) и Боголепов и незаконно затесавшимися в эту «компанию» Богдановым и Богдашкиным (Богдана среди канонизированных святых не было). Календарные фамилии на «Ч» – представлены лишь двумя сложными образованиями (Черноиваненков и Черноивашкин). А между тем среди старых, дохристианских имен были такие, как Чавка, Челядня, Чемодан, Черница, Черный, Черт, Чеснок, Четвертый, Чиж, Чобот, Чудо, Чулок и другие, и от каждого из них образовались фамилии, вполне обычные для современного русского антропонимического словаря. Инициал «Щ» для календарных фамилий оказался совершенно бесплодным, тогда как некалендарные имена дали фамилиям такие основы, как Щапа (Щапов, Голощапов), Щека (Щекин, Кривощекин), Щерба (Щербин, Щерба), Щереда, угрюмый, неуживчивый человек (Щередин), Щетина (Щетинин), Щука (Щукин), Щур (Щуров). В календарных фамилиях сохранены для исследователей многочисленные народные варианты церковных имен, давно вышедшие из употребления вместе с исходными каноническими формами, и разнообразные диминитивы, длинный шлейф которых следует за каждым полным именем. Нам уже непросто установить, что Алентьев происходит от Алетия, Алифанов от Алифия, Аведиков от Авдикия, Алферов от Елеферия, Асеев от Евсевия, Екимов от Иакима, Кудинов от Акиндина, Северинов от Северина, Уколов от Вукола, Уласов от Власа. Только тщательное изучение словарей и старинных месяцесловов позволяет установить родство между многими современными фамилиями и диминитивами календарных имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мне ни один музыковед не скажет так точно, как она. Все песни, которые я написал – они о маме, об отце, о доме. Когда я буду растить своих детей, постараюсь дать им такое же жёсткое воспитание, какое дали мне мои родители. Мы ведь не работали, мы пахали, когда были детьми. После школы (а до школы ещё попробуй дойди) сено грести, ворочать, потом корову подоить, свиньям дать. Приедьте в деревню – вас там научат жизни. Как-то я вернулся к родителям и разговариваю на русском, а у нас в ходу белорусско-русский – тросянка. Мама и говорит: «Побачьте, хто Бусел. Дзюба Чырвоны. Галаву не ды не Так ужо Ужо не прызнаеш нас». Ты кто такой? Артист приехал, трижды лауреат! У нас картошку копают, иди и ты копай! Это жизнь. Поэтому я не люблю разговоры о том, что надо поднимать деревню. Бросайте свои тёплые квартиры и езжайте, поднимайте деревню своими руками. — Вы уже преподаёте в Российской академии музыки им. Гнесиных, которую сами закончили! Кого Вы воспитываете? Есть ли у русской музыки будущее? – Я занимаюсь самым большим, самым значимым делом моей жизни – пропагандирую русскую, украинскую, белорусскую песню. Учу студентов сольному народному пению. Это молодые ребята и девочки, которые очень хотят петь народные песни и продолжать творчество наших советских певцов Л. Зы- киной, Л. Руслановой. Это наше будущее, честь и совесть культуры. Мы берём фольклор, учимся его переаранжировывать, профессионально переформатировать под голос и исполнять на сцене. Народ никогда не писал для сцены. Он писал для быта. Есть огромный пласт духовных стихов, и это не просто стихи, это молитвы простых людей. Они зарождались, когда Православие пришло из Византии, а русские люди не знали, как молиться на греческом. Отсюда и «Калики перехожие» Мусоргского, «Песни юродивого». Это молитвы за простой народ и за царя. Вы слышите их сегодня со сцены? Я – нет. Питерская школа учит церковному пению: литургии, хоровые концерты Березовского, Бортнянского. Это замечательно. Но это академическая православная музыка. А где народная православная? Где канты? Этим никто не занимается. Академия им. Гнесиных – единственное учебное заведение, которое учит народной музыке, здесь преподают выдающиеся профессионалы: В.Г. Захарченко, М.В. Медведева . Недавно ушёл из жизни В.М. Щуров. Это – глыбы, у каждого из них написано по 10 томов песен, которые ждут своего исполнителя. Почему на ТК «Культура» нет народной песни? Почему не используют кинематографисты народное искусство? Почему не вернуться к этому театрам? Мы ведь разрушаем себя инородной музыкой. Я иду на работу и слушаю Второй концерт Рахманинова или пение моей мамы, и я от этого становлюсь счастливее. Значит, мы можем музыкой осчастливить мир!

http://ruskline.ru/opp/2020/10/13/ya_ne_...

Но то, что делают «Бурановские бабушки», — по-настоящему уникально, неповторимо. Такой искренности, естественности, как у них, «Евровидение» еще не видело. Своей колоритностью, глубинной связью с народными традициями они покорили слушателей. «Бурановские бабушки» очень красивы. Я не имею в виду даже внешнюю сторону, наряды, и так далее (хотя эта сторона тоже оставляет приятное впечатление). В них видна та душевная настоящая красота, которая приковывает к себе внимание. Бабушки – очень хорошие, родные. Их хочется просто обнять, поцеловать. Думаю, в этом году о нашей стране будут много говорить в этом смысле, и говорить достойно. Люди истосковались по чему-то настоящему. Я сразу вспоминаю героиню книги Юлии Вознесенской — Елизавету Саккос, ставшей бабушкой всей христианской общины. Так и жительницы Бураново получили звание общеевропейских «babushek» (именно так их представляют сегодня все журналисты). И ведь цель участия какая благая — восстановить разрушенный храм! Я желаю бабушкам успеха, чтобы они достойно выступили в финале и сумели справиться с волнением, потому что это так ответственно, когда приходится представлять целую страну. И чтобы очень скоро зазвонили колокола возрожденного храма. Полная профанация Вячеслав Щуров, музыковед-фольклорист, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России: Посмотрел выступление Бурановских бабушек на «Евровидении» и — очень сильно рассержен. Увиденное, а точнее услышанное, не имеет никакого отношения к фольклорной традиции. Да, они поют среди прочего, совсем чужеродного, и удмуртские народные песни. Но традиция удмуртского народного пения – красивое многоголосие. Представляющие же Россию на конкурсе «бабушки» поют примитивно, в унисон и к тому же ужасно фальшиво. Фольклор – это высокое искусство. В селах встречаются замечательные певцы, которые прекрасно интонируют. А это – какой-то бессмысленный ор, окруженный к тому же компьютерными звучаниями, которые к такому ору абсолютно не подходят. А уж когда они начинают петь нечто уж совсем пошлое на исковерканном английском – это просто срам!

http://pravmir.ru/fenomen-buranovskix-ba...

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ 20.10(02.11)1923 12(25)04.1928 ДМИТРОВСКАЯ 12(25)04.1928 15(28)11.1928 ВОЛОГОДСКАЯ 15(28)11.1928 13(26)04.1934 ПУГАЧЕВСКАЯ 13(26)04.1934 01(14)05.1934 МУРОМСКАЯ 01(14)05.1934 27.05(09.06)1935 Амвросий Сосновцев МСТЕРСКАЯ Амвросий Щуров в/у ИВАНОВСКАЯ 23.09(06.10)1977 05(18)10.1977 ИВАНОВСКАЯ 05(18)10.1977 06(19)07.2006 Амвросий Юшкевич (Юскевич) ВОЛОГОДСКАЯ 02.02.1736 29.05.1740 НОВГОРОДСКАЯ 29.05.1740 17.05.1745 Амвросий Яковлев-Орлин ВЯТСКАЯ 01.06.1796 29.01.1804 РЯЗАНСКАЯ 29.01.1804 26.01.1809 Св. Амфилохий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 27.08.1105 10.10.1122 Амфилохий МУКАЧЕВСКАЯ (1569–1596) (Амфилохий ПЕРМСКАЯ Амфилохий Леонтович ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 24.06.1795 01.07.1799 Амфилохий Сергиевский-Казанский УГЛИЧСКАЯ 01.05.1888 29.07.1893 Амфилохий Скворцов КРАСНОЯРСКАЯ 23.02(08.03)1925 01(14)07.1926 ДОНСКАЯ 04.1928 МЕЛЕКЕССКАЯ Анастасий Александров ЧИСТОПОЛЬСКАЯ 04.03.1912 30.05.1913 КИНГИСЕППСКАЯ 30.05.1913 10(23)06.1918 Анастасий Братановский-Романенко МОГИЛЕВСКАЯ 20.12.1797 20.12.1805 АСТРАХАНСКАЯ 20.12.1805 09.12.1806 Анастасий Грибановский СЕРПУХОВСКАЯ 29.06.1906 14.05.1914 ХОЛМСКАЯ 14.05.1914 10.12.1915 КИШИНЕВСКАЯ 10.12.1915 Анастасий Добрадин ВЫБОРГСКАЯ 06.06.1882 28.09.1882 СТАРОРУССКАЯ 28.09.1882 21.05.1888 КАЛУЖСКАЯ 21.05.1888 03.06.1890 ВОРОНЕЖСКАЯ 03.06.1890 01.05.1913 Анастасий Ключарев СТАРОРУССКАЯ 13.05.1834 22.05.1837 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 22.05.1837 16.04.1838 Анастасий Меткин в/у КАЗАНСКАЯ 17(30)11.1988 28.11(11.12)1988 КАЗАНСКАЯ 28.11(11.12)1988 Анастасий Опоцкий БРЕСТСКАЯ 05.05.1885 17.11.1891 САРАПУЛЬСКАЯ 17.11.1891 15.05.1893 ЧЕБОКСАРСКАЯ 15.05.1893 28.06.1897 АСТАНАЙСКАЯ 28.06.1897 09.11.1897 БАЛАХНИНСКАЯ 11.07.1898 20.01.1901 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 20.01.1901 07.12.1905 Анатолий АЛМА-АТИНСКАЯ, григ. Анатолий ИБРЕСИНСКАЯ, обн. (1927) Анатолий ИРБИТСКАЯ, григ. Анатолий Аксенов в/у ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 12(25)12.1997 02(15)02.1998 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 02(15)02.1998 15(28)12.1998 МАГАДАНСКАЯ 15(28)12.1998 24.09(07.10)2000 Анатолий Ботнарь в/у КАГУЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мерри хотелось поболтать хоть с кем-нибудь, и он подумал о Пине. Но это лишь увеличило его беспокойство. Бедняга Пин: заперт в большом каменном городе, одинокий и испуганный. Мерри захотелось, стать высоким всадником, как Эомир, чтобы он мог трубить в рог или что-нибудь ещё такое и примчаться галопом к Пину на выручку. Он уселся, прислушиваясь к барабанам, которые снова зарокотали, теперь ближе. Вскоре он услышал тихо переговаривающиеся голоса и увидел тусклые полуприкрытые фонари, которые мелькали между деревьев. Люди поблизости принялись неуверенно перемещаться в темноте. Возникла смутная высокая фигура и споткнулась об него, кляня древесные корни. Мерри узнал голос маршала Эльфхельма. - Я не корень, сэр,- сказал он,- и не мешок, а ушибленный хоббит. И самое меньшее, что вы можете сделать в качестве извинения, это сообщить мне, что происходит. - Только то, что способно ходить в этом проклятом мраке,- ответил Эльфхельм.- Но мой господин велел быть готовыми. Приказ выступать может прийти в любую минуту. - Значит, враги приближаются? — тревожно спросил Мерри.- И это их барабаны? Я уж начал думать, что мне это мерещится, раз никто больше, по-видимому, не обращает на них внимания. - Нет, нет,- сказал Эльфхельм,- враги на дороге, не в холмах. Ты слышишь щуров, диких лесных людей: так они переговариваются друг с другом на расстоянии. Говорят, что они всё ещё населяют лес Друадан. Они — остатки старых времён, немногочисленны, скрываются ото всех, дики и осторожны, словно звери. Они не воюют с Гондором или Герцогством, но сейчас они встревожены тьмой и приходом орков: боятся, что могут вернуться Чёрные годы, на что достаточно похоже. Спасибо ещё, что они не охотятся на нас: говорят, что они пользуются отравленными стрелами, а уж лес знают выше всяких сравнений. Однако они предложили свои услуги Теодену. Как раз сейчас одного из их вождей ведут к герцогу. Вон там, где движутся фонари. Вот всё, что я слышал. А теперь я должен заняться приказами моего господина. Сложите себя сами, мастер Мешок!

http://azbyka.ru/fiction/vlastelin-kolec...

Лит.: Мартынов С. В. Печорский край. СПб., 1904-1905. 2 ч.; Тулубьев И. И. О колонизации Печорского у. Архангельск, 1910; Крайний Север к 1934 г.: Сб. мат-лов по хозяйственному и культ. строительству. М., 1934; Синицын М. С. По Ненецкой земле. М., 1960; Край мой ненецкий. Архангельск, 1973; Хлобыстин Л. П. Крайний северо-восток европ. части СССР в эпоху неолита и ранней бронзы//Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны европ. части СССР в эпоху неолита. Л., 1973. С. 54-65; он же. Древние святилища о. Вайгач//Памятниковедение: Проблемы изучения ист.-культ. среды Арктики. М., 1990. С. 120-135; Абульханов А. И., Ковязин Н. М. Ненецкий АО. Архангельск, 1977; Чернов Г. А. Атлас археол. памятников Большеземельской тундры. М., 1985; Стоколос В. С. Культуры эпохи раннего металла Сев. Приуралья. М., 1988; Овсянников О. В. Пустозерск - первый заполярный рус. город//Памятниковедение. М., 1990. С. 150-186; Мурыгин А. М. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М., 1992; Окладников Н. А. Пустозерские страдальцы. Архангельск, 1992; он же. Пустозерск и Пустозерье. Архангельск, 2010; Хомич Л. В. Ненцы: Очерки традиц. культуры. СПб., 1995; Археология Респ. Коми. М., 1997; История и культура Печорского края. Нарьян-Мар, 1997; Атлас памятников истории и культуры Нижнепечорья. Нарьян-Мар, 1998; Взгляд на Европ. Арктику: Архангельский Север: Проблемы и источники. СПб., 1998. 2 т.; История и культура ненцев европ. тундр. Нарьян-Мар, 1998; Хабаров В. П. Октябрь и гражданская война на Печоре. Нарьян-Мар, 1999; Вехов Н. В. Пустозерский край//Моск. ж. 2000. 11. С. 23-29; Ненецкий край: Сквозь вьюги лет: Очерки. Статьи. Док-ты/Ред.-сост.: В. Ф. Толкачёв. Архангельск, 2000; Остров Вайгач: Культурное и природное наследие/Ред.: П. В. Боярский, В. П. Столяров. М., 2000. Кн. 1; Ненецкий АО: Энцикл. слов. М., 2001; Новиков А. В. Лешуконье, XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 208, 212; Ясински М. Э., Овсянников О. В. Пустозерск: Рус. город в Арктике. СПб., 2003; Головнёв А. В. Кочевники тундры: Ненцы и их фольклор. Екат., 2004; Щуров Г. С. Очерки истории культуры Рус. Севера, 988-1917. Архангельск, 2004; Ахабадзе Д. Т. и др. Ненецкий АО: Совр. состояние и перспективы развития. СПб., 2005; Канев Ю. В. История Ненецкого края. Нарьян-Мар, 2005; он же. Оленная армия. Нарьян-Мар, 20162; Павлов П. Ю. Палеолит северо-востока Европы: Новые данные//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосиб., 2008. 1(33). С. 33-45; Сорокин А. Н., Ошибкина С. В., Трусов А. В. На переломе эпох. М., 2009; Верещагина И. В. Мезолит и неолит крайнего европ. северо-востока. СПб., 2010; Религ.-обществ. жизнь российских регионов/Науч. ред. и сост.: С. Б. Филатов. М., 2014. Т. 1. С. 182-194.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

После некоторых раздумий и сомнений, я согласилась на приглашение, приняв его как ответ на мои поиски. Встреча с Доном - тем почти сакральным, мифологическим «Тихим Доном» - превзошла все мои мыслимые ожидания. И та первая поездка стала началом систематической собирательской и исследовательской работы ансамбля «Домострой» на Дону. Напомним читателям, что песенный Дон уже более столетия осваивается собирателями, славистами и этномузыкологами, начиная с выдающегося собирателя и донского казака А.М. Листопадова и филолога С.Я. Арефина, открывших миру еще в 1-й половине 20-го века «Песни донских казаков» своим знаменитым 5-томным собранием. В 60-70-е гг. разворачивают собирательскую деятельность на Дону В.В. Щуров, А.С. Кабанов и, наконец, Д.В. Покровский, руководитель известного фольклорного ансамбля и один из зачинателей российского фольклорного движения. В эти годы зарождается новое, не виданное доселе, направление в фольклористике - освоение фольклорной традиции группой единомышленников, музыкантов, историков, искусствоведов, объединённых идеей изучения её не на «бумаге», в кабинете, а в живом общении с народными певцами. Народная песня в её подлинном, аутентичном звучании буквально врывается в концертные залы и на площади наших городов, ошеломляя публику своей красотой и мощью. С появлением фольклорных коллективов «новой формации», принципиально отличающихся от сценических народных хоров, фольклорно-этнографические концерты становятся настоящим событием в культурной жизни Москвы и Петербурга, Вологды и Новосибирска. 80-90-е годы ознаменовываются небывалым подъёмом молодёжного фольклорного движения, появлением большого числа талантливых и ярких исполнителей, замечательных ансамблей народной песни. Казачий, в т.ч. и донской, фольклор становится основой репертуара таких признанных коллективов, как «Казачий круг» (худ. рук. В. Скунцев, г. Москва ), «Братина» (худ. рук. Ю. Чирков) и «Ансамбль казачьей песни» под упр. И. Петрова (СПб). Широкую известность приобретают коллективы из областных центров: волгоградская «Станица» (худ. рук. О. Никитенко), фольклорный ансамбль Ростовской государственной консерватории «Лествица» (худ. рук. Т. Рудиченко) и мн.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/16/...

Синие ставни окошек с белым обводом, синий забор, яркой желтизны душевая и бак для воды. Если даже не вижу самого хозяина, то знаю, он где-то здесь: поливает картошку, подвязывает на шпалеры огуречные плети, а может, занимается погребом, заранее готовит его к зиме, по-хозяйски. Легкий ветер доносит сначала струей, а потом волной накрывает дразнящим духом жареного лука и рыбы. Вот он – хозяин! Ликом сияет, словно подсолнух, зовет: – Красноперочку жарю, по-нашенски, с лучком… В розовой корочке! Заходи… И рюмочка есть. Вот и пройди мимоходом. Музыка старого дома Майское утро. Солнечно. Ясно. Сочная зелень деревьев, травы. Озерняются абрикосы. На вишне, на смородине – дробь зеленых ягод. За двором могуче вздымается к небу белое, пахучее облако цветущей акации. Малая птаха славочка допевает тихую утреннюю песнь. Дремотно воркование горлицы. Высокое голубое небо с редким пухом облаков. По земле – зеленые метелки вейника, склонились, отягченные утренней росой; белые головки одуванчиков чуть подсохнут и полетят; золотые лучистые цветы козелика не жмурясь глядят на яркое солнце. Звяканье ведра. Тихий говор. Это сосед возится в огороде, грядки поливает. Рядом с ним внук в нарядной яркой рубашке. Тоже – цветок живой, человечий. Мягкий солнечный свет. Гудение пчел. Нежный переклик золотистых щуров в далеком небе. Негромкие людские голоса, тихие шаги. Летнее утро на земле, возле старого дома. Тихая музыка жизни. Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, песня, ария, дуэт или опера – все было по сердцу. «Гори, гори, моя звезда… – печалясь, выводил великий бас Борис Штоколов. – Ты у меня одна заветная…» И отвечала душа моя, соглашаясь: «Да, да…» А Виктория Иванова?.. Ее неземной, поистине ангельский глас. Как далеко он уводил от земли грешной в заоблачные выси. Даже у нас в Волгограде можно было их слушать. Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Геннадий Пищаев; Чайковский, Бетховен, Григ…

http://azbyka.ru/fiction/roditelskaja-su...

После крестьянской реформы 1861 года помещичьи земли стали переходить в руки предприимчивых и оборотистых кулаков. В повести Горького «Фома Гордеев» миллионер Щуров говорит: «…был я в молодости мужик, а земли имел две с четью (четвертью. — Ю.Ф.) десятины, а под старость накопил одиннадцать тысяч десятин и все под лесом». Полезно представить себе и величину усадебных садов, в которых происходит действие русских классических произведений. Сад, окружающий дом Федора Карамазова, «был величиной с десятину или немногим более». Зато у Шелестовых («Моя жизнь» Чехова) «сад был большой, на четырех десятинах». Впрочем, десятина не всегда равнялась 2400 квадратным саженям. В старину была и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕСЯТИНА, поболее, — в 3200 или 3600 квадратных саженей. О такой-то и мечтает Иудушка в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина: «Тогда десятина-то хозяйственная была, против нынешней в полтора раза побольше». Если речь шла не о сельскохозяйственных угодьях, то площадь обычно исчислялась не в десятинах, а в квадратных верстах. В «Молохе» Куприна читаем: «…открылась огромная панорама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст». Меры веса Сначала приведем таблицу: Золотник=4,26 грамма. Лот=3 золотника=12,79 грамма. Фунт=32 лота=410 граммов. Пуд=40 фунтов=16,38 килограмма. Берковец=10 пудов=163,8 килограмма. ЗОЛОТНИК стал мерой веса на основе одноименной золотой монеты, которая использовалась как гирька. Отсюда — « мал золотник, да дорог ». Так говорят о чем-то на вид незначительном, а по существу ценном. На золотники продавались товары, употреблявшиеся в домашнем хозяйстве в небольших количествах, — чай, сахар. Чепурин в пьесе Островского «Трудовой хлеб» получает два куска сахара — « два золотника — рафинад нынче в цене ». Анна Павловна в «Пошехонской старине» Салтыкова-Щедрина « проводит пальцем черту на комке масла и долго спорит из-за лишнего золотника, который выпрашивает повар ». В рассказе Горького «В степи» упоминается « кусочек хлеба золотников в пять весом », то есть очень небольшой, чуть тяжелее 20 граммов.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

   001   002     003    004    005    006    007    008