Когда голова пишется наискось, тогда пространство от глаза до уха равняется длине двух глаз; когда же пишется прямо против зрителя, тогда берется мера одного глаза. Длина уха равна длине носа. Если человек рисуется нагой, то средина его в ширь определяется четырьмя носами: а если в одежде – одним с половиною лицом. Пояс рисуется там, где оканчивается локоть. 52. О приготовлении красок для натуральной живописи и о том, как писать на полотне масляными красками Наперед хорошо сотри краски с водою и дай им просохнуть совершенно; потом сотри их с невареным льняным маслом, собери с мраморной плитки и вложи в стеклянные сосуды. Когда же тут какая краска подернется корою, а тебе надобно рисовать, то приподними всю кору за один край и бери краски сколько надобно; потом кору наклони пальцем и закрой ею краску, дабы на ней не образовалась другая кора. А белила сотри с ореховым маслом; с ним они бывают лучше. Потом сделай деревянную четырехугольную рамку, натяни на нее полотно, на котором будешь рисовать, и если оно шелковое, то загрунтуй его тотчас и работай, а если льняное или какое другое, то приготовь самую густую краску, какая бы ни была, намажь ее на полотно, разровняй широким ножом и дай ей просохнуть; потом мелом сделай очерк изображения и работай вот так: изготовь дощечку (палитру) величиною в четверть или немного более; в одном краю ее сделай отверстие, чтобы вставлять в него большой палец левой руки твоей и держать им дощечку, которая должна опираться на тросточку, доходящую под самый локоть; на нее же самую наложи краски и немного нефти, чтобы ею разводить их, и начинай рисовать. Сначала наложи тени, потом первый колер, потом второй, и наконец сделай освещение белилами, но смотри, наводи колера искусно, один подле другого, и каждый на своем месте; иначе, краски не скоро просохнут. Так же поступай и тогда, когда наводишь телесный колер: сначала клади тени, потом света; но когда наведешь одну краску, положи икону плашмя, чтобы она немного просохла, и потом накладывай другую краску поверх другой. Когда же отделаешь икону, то, если хочешь, покрой ее лаком, и делу конец. Впрочем знай, что для каждой краски требуется особая кисть. А кисти должны быть упруги и круглы, концы же их не слишком длинны. А дабы они не запылились, клади их в гнезда твоего рисовального станка. Когда же нужно мыть их, то имей наготове жестяной ящичек, разделенный на две половины, и в одной из них держи невареное масло, и обмакнув в него кисть, растирай ее пальцами, дабы разжидить на ней краску, потом пальцем прижми ее к перегородке ящичка и потяни ее, чтобы слезла с нее обмывка в другую половину сосудца. (И эти обмывки можешь употреблять в дело, если хочешь). После сего вымой кисти с мылом, или щелоком, и они будут весьма чисты. Щелоком же вымой и мраморную плитку. Вот указание и способ рисования на полотне масляными красками. 53. Наставление о стенной живописи, т. е. как историровать стену и как приготовлять кисти для стенной живописи

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Начало февраля 1984 года. В Калуге бушует пандемия страшного гриппа. Болезнь косит не один десяток калужан, как и многих россиян. Серое, какое-то, абсолютно непривлекательное, небо. Мороза нет, идет моросящий снег, но в школах отменили занятия, в связи с эпидемией гриппа. Мы по своей школьной возрастной инфантильности, как бы радуемся – занятия в школе ведь отменены, можно нам и лоботрясничать! Я иду по улице к своему дому, в Калуге. На календаре 10 февраля 1984. И вдруг, я вижу как две тетки, через тротуар громко, на всю улицу почти причитают. Одна кричит другой: «Ты слыхала? Горе, горе-то какое! Андропов-то – умер!». По телевизору играют траурно скрипки и рояли. Дикторы озвучивают некрологи по усопшему советскому лидеру. Мой отец, уже покойный, говорит мне – а ты знаешь почему умер Андропов?! Жена Щелокова стреляла в него! Этот слух возник мгновенно и баражировал (и баражирует до сих пор) по всей стране как истинная причина смерти Генсека Андропова. Действительно, смерть Андропова, после всего лишь 15 месяцев его правления, в советском народе, да и в мире, вызывала крайнее удивление и сомнение в некриминальном характере его скорой смерти. Нынешний, известный российский историк, Спицын Е.Ю., публично, в последнее время, утверждает, что больному Андропову, однозначно, помогли уйти из жизни… Погиб Андропов, конечно, нет от пули нагана жены Щелокова, а в результате стремительного и необратимого развития целого комплекса страшных его многолетних соматических заболеваний… В те траурные дни, в школе наша, слава Богу, еще здравствующая классная учительница, Андреева Маргарита Анатольевна, на памятном собрании в нашем школьном классе, утвердительно вещает нам – за год правления Андропова сделано больше, чем за предыдущие 10 брежневских лет! Да, Андропов пытался сделать очень многое, именно, реформируемо-положительного, в нашей стране. При этом он не имел четкого и детального плана действий. Он говорил: «Мы не знаем в какой стране мы живем». Он не имел, что очень печально, мощно-сплоченной команды единомышленников, и в ЦК КПСС, и в Совмине СССР , причем в любой возрастной группе. Не имел…

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/09/on...

441 С этим религиозным осквернением не тожественна простая физическая гадость; хотя и физическая чистота и опрятность относилась к обязанностям израильтянина. 443 Талмудические положения об этом находятся в Tract. Parah, в 6 части Mischna; древняя раввинская и христианская литература по этому вопросу у Лундиуса, Jud. Heiligthümer стр. 680 и Винера, R. W. II, стр. 504 qq. Новейшие рассуждения об этом принадлежат Бэру (11, стр. 493), Генгстенбергу, die В. В. Mose’s und Aeg. стр. 181 qq. и Куртцу «Uber die symbol. Dignitat des in Num. 19 zur Tilgung der Todesunreinigkeit verordneten Ritus», в theolog. Studien und Krit. 1846. s. 629. 445 Справедливо замечает Куртц, а. а. 0. стр. 688: «Во всем этом обряде усматриваются два близко сходящиеся, но не смешивающиеся элемента, один–смертное проклятие, одержание смертью целого общества, и другой–происходящая от соприкосновения с трупом нечистота отдельных лиц. Первый подходит под точку зрения греха, и требует для своего очищения жертвы; второй–является простым осквернением, не требует никакой жертвы и устраняется омытием. Но это осквернение есть особенная, сильная и трудно истребляемая нечистота, и потому омытия простою водою здесь недостаточно; очищающая сила воды должна быть увеличена,–вода должна быть сделана щелоком. А так как нечистота, которая должна бытъ омыта щелоком, произошла от смертного проклятия, которое очищается жертвою, то естественно следует, чтобы сила, укрепляющая воду, заимствовалась от жертвы, которая именно обращена на причину нечистоты». 446 Исключая еще жертвы в умилостивление за убийство, неизвестно кем совершенное ( Втор.21:3 ); также при возвращении ковчега завета филистимлянами в жертву принесены были коровы, не носившие ярма, пожертвованные филистимлянами Богу израильскому ( 1Цар.6:7 ), как и вообще у язычников употреблялись для священных целей не работавшие на человека животные. Сравн. Бохарт, Hieroz. 1, 328 ed. Ροz. 448 Так понимают Куртц, d. Mos. Opfer стр. 306, и Бер, II, стр. 499; напротив Генгстенберг, d. В. В.. Mos. стр. 182, стоя на непрочных основаниях, видит в рыжем цвете символ греха; сравн. Куртца, Studien und. Krit. 1846 стр. 632 qq. Другие безосновательные объяснения опровергнуты Бером, а. а. О.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Главное – знать, что выход есть!» Беседа с психиатром Ольгой Щелоковой Самоубийства подростков стали для СМИ очередной «горячей» темой, вокруг которой поднимается нездоровый ажиотаж, всякий раз провоцирующий новую волну суицидов. О том, действительно ли эта проблема стоит сейчас особенно остро или просто раздувается в СМИ, и о том, как помочь детям и подросткам не попасть под влияние очередной волны, вызванной этими сообщениями, рассказывает врач-психиатр, специалист по патологии юношеского возраста, преподаватель кафедры душепопечения Православного гуманитарного института «Со-действие» Ольга Щелокова. Врач-психиатр Ольга Щелокова – Ольга Андреевна, сейчас в СМИ создается нездоровый ажиотаж вокруг периодически возникающих случаев самоубийства подростков. Действительно ли эта проблема возросла? – Суицид у подростков – это не экзотическое явление; суицидальные мысли свойственны подростковому и юношескому возрасту. Соответственно, волна публикаций в прессе скорее связана с другими причинами, нежели с тем, что эта проблема встала сейчас как-то особенно остро. В принципе возникновение суицидальных мыслей у подростков закономерно. Самоубийства случались всегда, в любые времена, периодически возникают и всплески подростковой суицидальной активности, которые носят эпидемический характер. Самоубийства каких-то значимых фигур молодежной культуры, вроде Курта Кобейна, ведут к целой серии подражательных суицидов. В свое время были волны самоубийств после публикации повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, романа «Страдания юного Вертера» И.-В. Гете и т.д. Этот феномен существует, потому что подростковая культура по своей сути подражательна. Естественная реакция подросткового возраста – это реакция группирования со сверстниками и подражания друг другу. Подростки осознают себя в противопоставлении миру взрослых, ищут какие-то новые авторитеты, новых кумиров. В рамках существующей культуры формируется подростковая субкультура, и мнение этой среды становится для подростка более важным, чем то, что было усвоено от родителей.

http://pravoslavie.ru/52408.html

Это произвело на Гелия, как он говорил, впечатление удара обухом. Щелоков — друг Брежнева, член ЦК, всесильный министр, в стране расцвет советской системы. И вдруг услышать от него такое… В Свердловске Гелий Трофимович тоже пошел в дом Ипатьева. И тоже был душевный переворот. Но тут сыграло роль и другое. Муж был человеком азартным. И мысль работала примерно так: Соколов по свежим следам не нашел, а я через сорок лет найду? А когда начал этим заниматься, ужаснулся. «Я оказался на краю пропасти, когда все это: документы и так далее — разверзлось передо мной», — это слова Гелия Трофимовича (а у него был доступ к архивам, как у сотрудника органов МВД). То есть пришло осмысление того, что случилось со страной. И вера, которую он обрел, помогла ему преодолеть тот ужас, к которому он прикоснулся. — Как были обнаружены останки? Что этому способствовало? — Он переработал огромное количество материала, нашел такие документы! Но кроме того, Гелий когда-то, в пору работы следователем очень хорошо раскрывал преступления. Потому что «примысливал» себя к преступникам, то есть понимал их психологию. Он «примыслил» себя к цареубийце Юровскому, старался думать, как он. Ведь почему Соколов не нашел останки? Потому что был человеком православным, совершенно другой ментальности. Он не мог представить, что покойных можно бросить в яму, без одежды, изуродовать лица, чтобы не опознали… Для Соколова это было немыслимо! Очень помогло, конечно, что Гелий вышел на сына Юровского Александра. Тот отдал нам записку своего отца, в которой рассказано о расстреле царской семьи. Это дало ориентиры. Тогда Александр Яковлевич, контр-адмирал в отставке, произнес фразу, которая меня просто потрясла: «Вы не представляете, как трудно в Ленинграде жить с фамилией Юровский». В Свердловске поиски вел Александр Авдонин, геолог, краевед. 1 июня 1979 года Гелий, Авдонин и еще четыре человека нашли захоронение. И спасибо Николаю Анисимовичу Щелокову! Ирина Николаевна, его дочь, спустя годы рассказала нам с мужем, что отец все знал. Знал, что ищет, потом знал, что нашел. У Гелия, надо сказать, в тот момент, когда он это услышал, просто чашка выпала из рук (мы пили чай). Все-таки поиски находились под негласной защитой министра. — Два черепа из захоронения Гелий Трофимович взял с собой в Москву, чтобы провести идентификацию, но ему это не удалось, и в 1980 году останки были возвращены в захоронение. Почему не получилось провести исследования? — Со слов Ирины Николаевны мы знаем, что Щелоков как-то вызвал к себе одного генерала и сказал: «Рябов сошел с ума. Бегает по Москве, просит провести экспертизу. Делайте, что хотите, но чтоб это немедленно прекратилось». Естественно, никто не взялся помочь Гелию, и было принято решение вернуть останки обратно в захоронение. — Долгие годы участники группы хранили молчание о необыкновенной находке. В 1989 году Гелий Рябов впервые рассказал о ней, опубликовав материал в СМИ. Почему он это сделал? Причем без упоминания имен других участников группы?

http://pravoslavie.ru/147339.html

— Это не версия, а реальность. Без Щелокова нашей затее была бы грош цена. Правда, ничего конкретного на эту тему я ему не говорил, а он никогда не спрашивал. Официально мои поиски объяснялись интересом к «истории становления советской милиции». Но, подписывая мои командировки в Свердловск, письма в спецхраны и архивы, разрешавшие доступ к фонду Романовых, отдавая распоряжения о всяческом мне содействии, Николай Анисимович, конечно же, не мог не понимать, в чем истинная цель моих действий. Дочь Щелокова, Ирина Николаевна, как-то поделилась со мной воспоминанием, относящимся к этому периоду. Однажды, когда семья собралась на кухне за вечерним чаем, отец сказал: «Гелий нашел Романовых». То есть Щелоков все знал. И не просто знал. Еще когда мы вели раскопки, я заметил одну странность: было слышно, как вокруг бродят люди — перекликаются, аукаются. А это место как заколдованное: никто не подходит. Сначала я думал, что нам просто повезло. И только много лет спустя узнал, что, оказывается, по распоряжению министра были предприняты специальные меры для нашей безопасности. Место раскопок охраняли сотрудники милиции в штатском, которые были уверены, что мы ведем поиски останков комиссаров, погибших в Гражданскую войну. А по свидетельству генерала Голикова, руководившего секретариатом министра, Щелоков как-то вызвал его и сказал: «Слушай, Рябов сошел с ума: разъезжает по Москва с черепами. Сделай так, чтобы он заткнулся и это никуда не ушло...». — Что, действительно разъезжали с черепами? — Мы извлекли тогда из раскопа три черепа. Один находился у Авдонина, а два я взял с собой в Москву. Я сам в прошлом следователь и рассчитывал с помощью своих бывших сослуживцев по МВД провести предварительную экспертизу. Что, конечно, было большой наивностью. Как только мои «однополчане» узнавали, что я хочу сделать, то сразу начинали махать руками. Мы, мол, тебя не слышали, и ты нам ничего не говорил. Ну а через год все три черепа были возвращены в раскоп. Мы поместили их в специальный ящик и вместе с ним опустили медный крест, на котором я вырезал штихелем цитату из Евангелия от Матфея: «Претерпевший до конца спасется»...

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/26/...

Между тем, понятие национальной идеи в России вырождается до уровня языческой обрядовости: " Нижегородские язычники совершили обряд " раскрещивания " - сообщается в новостной колонке сайта " Sedmitza.ru " . " Мероприятие прошло на Щелоковском хуторе близ Нижнего Новгорода, где, как полагают язычники, находится старейшее в крае капище бога Триглава. Обряд прошли два человека, а всего в церемонии участвовали аж 10 активистов нижегородского " славянского единения " ... Накануне в тот же день последователи язычества заложили кузницу на территории Государственного музея архитектуры и быта народов Поволжья, который также располагается на Щелоковском хуторе. Участок, где будет воздвигнуто сооружение, почему-то передан этому религиозному объединению в пользование " . По сообщению " Русской линии " , " Ученые нашли еще одно доказательство лживости " обезьяньей " версии происхождения человека " . " Согласно исследованиям, проведенным специалистами Университета Феррары, ДНК кроманьонцев, проживавших на территории Европы 25 тысяч лет назад, и ДНК нынешних европейцев схожи во многих генетических вариациях, присущих человеку вообще. В то же время, в ДНК неандертальцев, обитавших в этих же районах и стоявших хронологически гораздо ближе к ранним кроманьонцам, ученые обнаружили существенные отличия. Ученые делают вывод, что эти данные позволяют усомниться в существующей гипотезе о том, что в формировании генофонда современной европеоидной расы принимали участие обе группы. Но эти данные позволяют говорить и о более существенных выводах. Дело в том, что согласно детально разработанной " обезьяньей " версии происхождения человека неандертальцы или иначе палеоантропы (древние люди) являются необходимым элементом движения от обезьяны к человеку. Как утверждают сторонники этой версии сначала древние обезьяны эволюционировали в архантропов (древнейших людей), которые превратились в палеоантропов, а тем на смену пришли неоантропы (современные люди), или кроманьонцы. Названия " неандертальцы " и " кроманьонцы " происходят от мест, где были найдены ископаемые останки. И вот итальянские ученые нанесли очередной (очень серьезный) удар по этой версии " .

http://pravoslavie.ru/4835.html

2:16. Тафна. Тафна была пограничной заставой в восточной части Дельты, на границе с Синайским полуостровом. Служившие там греческие наемники называли ее Дафной. Геродот сообщает, что Дафна была одним из трех передовых постов, устроенных египтянами, чтобы остановить ассирийское нашествие. Вероятно, иудеи, спасавшиеся в Египте от вавилонского нашествия, появились там уже в VI в. до н. э. 2:18. Река. В Писании река Евфрат часто упоминается как просто «река» (с определенным артиклем). 2:20. Высокий холм и ветвистое дерево. Часть ритуалов в местных хананейских святилищах совершалась на возвышенных местах, где произрастали разные деревья (в том числе дубы, тополя и теревинфы). У Ос. 4также упоминаются блудодеяния как неотъемлемая часть ритуалов, посвященных богам плодородия. Богиня Ашера в израильской иконографии изображается в виде стилизованного дерева. 2:22. Мыло, щелок. Под «щелоком» здесь понимается углекислый натрий, по всей вероятности, импортировавшийся из Египта. Мыло производилось из золы местного растения. 2:23. Ваал. В оригинале здесь употреблено множественное число, что указывает на многочисленность центров культа Ваала в хананейской практике. Другими словами, каждый город имел своего Ваала (напр.: Тир, Сидон и Гад). В Библии есть немало географических названий, содержащих элемент «Ваал» (напр.: Ваал-Фегор, Ваал-Цефон). Вероятно, это означает «Ваал Фегора», «Ваал Цефона». В теофорных личных именах аморреев из Мари элемент «Ваал», означающий «господин», встречается уже в XVIII в. до н. э., а в некоторых случаях даже в 3-м тыс. до н. э. Начиная с XIV в. до н. э. египтяне использовали этот титул по отношению к богу бури. Это имя встречается также в текстах из Алалаха, Амарны и Угарита как личное имя бога бурь Адада. Ваал считался богом плодородия, умирающим зимой и воскресающим весной. В угаритской мифологии он сражается с Яммом (богом моря) и Мотом (богом смерти). Его супругами были Анат и Астарта. 2:23,24. Метафорический язык: верблюдица, ослица. Молодые верблюдицы – животные ненадежные и нервные, склонные к бесцельным блужданиям, а ослицы в период течки впадают в неистовство и слепо устремляются вслед за самцами. Так и Израиль, словно дикая ослица, устремляется вслед за языческими Ваалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Царская Семья - Православным читателям вы известны, прежде всего, по Царской теме. Когда и каким образом вы ей заинтересовались? - Это произошло, когда в 1991 году под Екатеринбургом нашли захоронение. Кстати, ничего секретного в этом захоронении не было, но ажиотаж был поднят очень большой: вот, мы нашли это захоронение! На самом деле всё прекрасно было известно, начиная с 20-х годов прошлого века. Поэта Маяковского возили на это место, и он там целое стихотворение написал - «Император», - где есть локализация места: «за Исетью». Некоторые участники этого злодеяния фотографировались там, а один из негодяев, Ермаков, сфотографировался прямо на мостике, под которым были погребены останки. Затем к этим останкам прикасались в 1979 году те самые люди, которые обнародовали всё это в 1991-м. Я тогда к этому никакого отношения не имел. Гелий Трофимович Рябов - журналист, сценарист и одновременно помощник влиятельного министра внутренних дел Н.А. Щелокова - вместе с одним из местных геологов Александром Николаевичем Авдониным и их друзьями раскопали часть захоронения, выкопали оттуда три черепа, отвезли их в Москву , где отдали одному очень уважаемому специалисту. Не буду называть его имени, потому что он ошибся очень серьезно. Ему дали эти три черепа и спросили: кому это может принадлежать? Он посмотрел: на одном из черепов был золотой протез на шесть зубов, и сказал: это, конечно, Император - так много золота во рту только у Императора может быть. Другой череп он опознал как череп Анастасии, третий - как череп Алексея. Потом оказалось, что Алексея вообще в этом захоронении нет, череп «императора» оказался черепом горничной Демидовой, и вообще это были три женских черепа. Потом эти черепа пролежали на даче у Авдонина, как он говорил. Ну а потом... что-то надо было с этим делать. Убийство детей - это ведь тягчайшее уголовное преступление! Я не думаю, что наши спецслужбы вообще никак не работали. Скоро о произошедшем всем стало известно, и встал вопрос: что делать со всеми этими черепами? Было же ясно, что если это останки Царской семьи, то встанет вопрос, кто виноват в их расстреле.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/26/mne_...

Затем в арзамасском филиале ННГУ состоялось установочное пленарное заседание. Его модератором выступила Ольга Бараева. С приветственным словом к участникам обратился Андрей Гнеушев. Он поприветствовал собравшихся от имени губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и отметил, что тема встречи очень актуальна. «Когда полтора года назад мы начали разрабатывать эту тему совместно с " Росатомом " , было легкое недопонимание, как это можно применять в социальной сфере, — сказал заместитель губернатора. — Но в ходе работы мы увидели, какой хороший эффект дает внедрение бережливых технологий в учреждениях социальной защиты, образования, здравоохранения. С их помощью можно без дополнительных финансовых ресурсов поднять производительность труда и усовершенствовать различные процессы внутри социального учреждения. Приятно отметить, что в Арзамасе сейчас формируется та практика бережливых технологий, которая уже начинает транслироваться по области и в других регионах». Александр Щелоков, говоря о бережливости, отметил, что это работа, которая сегодня формирует образ будущего. Поэтому относиться к бережливым технологиям нужно не как к банальному формированию бытовых условий, а как к стратегическому направлению деятельности. Он пожелал присутствующим успехов в работе конференции. Алексей Мещеряков в своем выступлении подчеркнул, что оптимизация процессов в образовательной деятельности является одним из ключевых в проекте «Эффективный регион», который реализуется в Нижегородской области уже более двух лет. В январе 2018 года по инициативе Глеба Никитина и генерального директора корпорации «Росатом» Алексея Лихачева был запущен этот проект. Он включает в себя восемь направлений, охватывающих, в частности, промышленность, сельское хозяйство, образование. «Для нас бережливые технологии в образовании — тоже новый опыт. Были сомнения, но результаты оказались положительными. Сегодня в Нижегородской области появились сотни бережливых проектов в вузах, колледжах, школах, детских садах. Опыт, который мы наработали, вызывает интерес и в других регионах. И сейчас пришло время подвести под него единую методическую базу. Важно отметить, что бережливые технологии основаны на непрерывном улучшении и ставят своей целью формирование у людей бережливого сознания. Эта деятельность также очень актуальна в рамках создания кластера «Арзамас-Саров-Дивеево»», — добавил Алексей Мещеряков.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010