И кого гнало правительство? Оно гнало своего союзника, который ему не изменял, несмотря ни на обиды, ни на несправедливости, бесчисленные и бесконечные. В книге Деяний апостольских читаем: Царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно иудеям, вслед за тем взял и Петра... и, задержав его, посадил в темницу (Деян.12:1-4). Что же ответил апостол Петр? Ответ мы можем найти в его Первом послании: Бога бойтесь, царя чтите (1Пет.2:17). А другой апостол пишет христианам, жившим в центре политической жизни, в Вечном городе, в который вели все дороги древности: Существующие власти от Бога установлены... всякая душа да будет покорна законным властям... противящийся власти противится Божию установлению (Рим.13:1-2). Тот же апостол заповедует христианам совершать молитвы... за царей и за всех начальствующих (1Тим.2:1-2). Естественно было бы государству гнать и преследовать мятежников, бунтовщиков, революционеров, но гнать проповедников смирения и покорности властям - разве это не было ненормальностью? Римское государство поглощало религию; она оказывалась лишь одной из сторон общегосударственной жизни. В лице христианской Церкви в мир вступила религия, которая не подчиняется государству и не смешивается с ним, но поддерживает законную власть, почитая ее Божественным установлением. С тех пор открылась возможность новых отношений между государством и религией - возможность союза между Церковью и государством. Основания этого союза лежат не во взаимной пользе вступающих в союз сторон - нет, но в самой сущности Церкви и государства. Невольно вспоминаются мудрые слова Филарета, митрополита Московского: " Да, есть в том польза, когда алтарь и престол союзны; но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая и тот и другой. Благо и благословение царю, покровителю алтаря; но не боится алтарь падения и без сего покровительства. Прав священник, проповедующий почтение царю, но не по праву только взаимности, а по чистой обязанности, если бы то случилось - и без надежды взаимности " . Союз с Церковью нужен прежде всего государству. Надежен ли тот закон, который основан лишь на зыбком песке мнений человеческих?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/246/...

И мышцы Птоломея, ведшего войну и все опустошавшего, были побеждены и сокрушены Антиохом. Мышцами же называет силу, почему и рукою (manus) называется многочисленное войско. И не только, говорит, победил Птоломея чрез лукавство, но также одержал верх обманом и над вождем союза, то есть над Иудою Маккавеем. Или слова эти имеют следующий смысл: хотя сам он предложил мир Птоломею и был вождем союза, однако впоследствии замыслил против него возни. Указывается же здесь не на Птоломея Епифана, который пятым царствовал в Египте, а на Птоломея Филометора, сына Клеопатры, сестры Антюха, которому последний был дядею. И когда после смерти Клеопатры евнух Евлей, воспитатель Филометора, и Леней управляли Египтом и потребовали возвращения Сирии, которою обманом овладел Антюх, то между дядею и отроком Птоломеем возникла война. Когда они вступили в битву между Пелузием и горою Казием, то вожди Птоломея были побеждены. Затем Антиох вследствие снисхождения к отроку и притворной дружбы вошел в Мемфис и принял там, по египетскому обычаю, царство, говори, что он принимает на себя заботу о делах отрока, и таким образом с небольшим числом людей подчинил себе Египет и вошел в богатые и большие города, и совершил то, чего не делали отцы его и отцы отцов его. Ибо никто из царей сирийских не опустошал как Египет и не расточал так всех богатств его, и он был столь хитрым, что ??? его хитростию разрушил мудрые планы тех, которые были руководителями отрока. Все это, вкратце высказанное нами в пространной речи излагает Порфирий, следуя Суторию. Но наши и лучше, и правильнее объясняют это в том смысле, что это в конце мира совершить антихрист, который восстанет из малого народа, то есть из народа иудейского, и будет столь низким и презренным, что ему не будут воздавать царских почестей, но чрез козни и обман он достигнет главенства и мышцы воюющего римского народа будут им побеждены и сокрушены, и это он сделает потому, что будет выдавать себя за вождя союза, то есть закона и завета Божия. И войдет он в наиболее богатые города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И что примечательно, несмотря на реально имевшие место быть негативные явления и процессы в позднем брежневском и постбрежневском СССР, и на оголтелую 6-летнюю чисто геббельсовскую антисоветскую пропаганду катастроечников всех сортов и мастей (от ельцинско-сахаровской либдемшизы до новоявленных " русских монархистов " и " национал-патритов " в союзных республиках), на референдуме 17 марта 1991 года 76% советских граждан проголосовало ЗА сохранение Союза. И РСФСР, и Украина, и Белоруссия, и Азербайджан, и Средняя Азия- все были ЗА сохранение Союзного Государства. Только прибалты, молдаване, грузины и армяне выступили в роли отщепенцев и не стали проводить референдум. Вот их и надо было попросить с вещами на выход (баба с возу- кобыле легче), а все остальные республики не хотели выходить из состава Союза. Очевидно, что команда ликвидаторов абсолютно не ожидала такого исхода референдума, полагая, что после усиленной 6-летней накачки населения антисоветской пропагандой большинство проголосует против сохранения Союза. Именно поэтому им и пришлось на ходу срочно придумывать новый сценарий, который бы позволил бы им " обнулить " результаты мартовского референдума и сделать его " как бы не бывшим " . Отсюда и вся эта трагикомедия и фарс " Трёх дней в августе " с якобы " арестом Горбачёва в Форосе " и " недопутчем " ГКЧП, имевшие единственной целью сделать " Героем дня " и единственным победителем ЕБН, что, увы, им блестяще удалось при полном преступном попустительстве и бездействии, если не прямом пособничестве, КГБ. 138. феномен И.В.Сталина " Благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, а не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны... не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. " апостол Иоанн Богослов, из сегодняшнего церковного чтения

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/st...

Иез.16:55 .  И сестры твои, Содома и дочери ее, воз­вратят­ся в пре­жнее состояние свое; и Самария и дочери ее воз­вратят­ся в пре­жнее состояние свое, и ты и дочери твои воз­вратитесь в пре­жнее состояние ваше. «Возвратятся в прежнее состояние» по греч. αποκατασταθησονται. Одно из тех таинственных предсказаний, из которых м. пр. возникло учение Оригена и др. об αποκαταστασιςе и хилиазм. Иез.16:57 .  доколе еще не открыто было нечестие твое, как во время по­срамле­ния от дочерей Сирии и всех окружав­ших ее, от дочерей Филистимы, смотрев­ших на тебя с пре­зре­нием со всех сторон. «Как во время посрамления от дочерей Сирии… от дочерей Филистимы». Разумеются, вероятно, унизительные отношения к Сирии Ахаза (а может быть и войны Израильского царства с Сирией) и филистимское рабство в конце периода судей. Иез.16:58 .  За раз­врат твой и за мерзости твои терпишь ты, говорит Го­с­по­дь. «Терпишь ты». Настоящее вместо будущего; но оно уместно здесь и в своем значении, так как плен уже начался; а в слав. прошедшее: «понесла еси». Иез.16:59 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь Бог: Я по­ступлю с тобою, как по­ступила ты, пре­зрев клятву наруше­нием союза. «Нарушением союза». «Неверность человека не может изменить верности Божией и это точка соприкосновения между этим стихом и содержащимися в следующих стихах обетованиями» (Кейль). Наказание должно последовать ранее, чем явится милость. Сначала должно свершиться правосудие. Иез.16:60 .  Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз. «Но я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей», т. е. завет с Авраамом и с народом при Моисее. Таким образом память об этом завете, а не другое что, даже не раскаяние народа, будет единственной причиною восстановления Израиля. Раскаяние последует уже после (ст. 61) и Бог совершит спасение Израиля до него. Весьма важная в догматическом отношении мысль. – «Вечный союз», т. е. союз, который никогда не будет нарушен Израилем, о каковом предсказывали также Исаия ( Ис 55.3 ) и Иеремия ( Иер 31.31 ; ср. Иез.34:25, 37:26 ) и который осуществился во Христе, но вполне и для всего Израиля осуществится во времена, описанные в Иез.40 – Иез.48 гл. От прежнего союза он будет отличаться тем, что Бог, для обеих сторон (Себя и народа) установит такие условия, нарушение которых слабейшей стороной (народом) не вызвало бы прекращения завета (отмена закона и водворение на его место благодати), как то было с синайскиим заветом во время Иезекииля (ср. общие замечания на I гл.). Но это будет не новый совершенно завет, а восстановление прежнего ( Мф 5.17 ; Гал 3.17 ). Что Иегова тогда начал, то Он теперь приведет к концу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.16:5 . И утвердит­ся пре­стол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию». Здесь выводятся говорящими моавитские послы, пришедшие к иудейскому царю. «Составь совет» – посоветуйся со своими министрами. «Осени их» – дай отдохнуть у тебя, под твоей защитой, как истомленный зноем путник отдыхает где-нибудь под большим ветвистым деревом. «Мои» – речь идет от имени моавитского царя. «Притеснителя не станет», т. е. враги уйдут домой или, быть может, каким-нибудь образом будут истреблены. «И утвердится», т. е. твоя власть, твое значение, царь иудейский, еще более возвысится благодаря твоему благородному отношению к нам, моавитянам. «Судия» – это, вероятно, ожидавшийся иудеями Мессия ( Ис.2:2 ), о Котором, конечно, могли слышать от иудеев и моавитяне, в уста которых пророк поэтому и имел основание вложить такую речь. Ис.16:6–12 . Советники иудейского царя, по словам пророка, найдут невозможным удовлетворить просьбу этого вероломного моавитского народа. Моавитяне под давлением тяжелых обстоятельств просят о заключении союза с ними, но потом, по миновании опасности, они легко могут изменить своим обещаниям. Оставшийся без помощи Моав после этого будет совершенно обессилен врагами. Пророк видит опустошение самых плодородных местностей Моавитской страны и душа его страдает от этого, хотя моавитяне – давние враги иудеев. Ис.16:6 . «Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о надмен­ности его и высокомерии и неистовстве его: неискрен­на речь его». Отзыв Исаии о моавитянах, как о народе высокомерном, подтверждает и пророк Иеремия, который говорит, что «Моав от юности... был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его и запах его не изменился» ( Иер.48:11 ). Этими словами пророк указывает на сравнительную безопасность, в какой находился Моав по сравнению с евреями, в силу чего он и теперь надеется на благополучный выход из затруднений, в каких он очутился. Поэтому, вероятно, моавитяне хотя и искали союза с иудейским царем, но не придавали этому делу особенно серьезного значения и вовсе не думали об обязательствах, какие они должны были возложить на себя со времени заключения такого союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как святая Церковь хранит верность, преданность Своему Господу, так же как она защищает чистоту веры, должна поступать и жена. Она должна исполнять все те обеты, которые взяла на себя в Таинстве Брака. Именно в таких взаимоотношениях мужа и жены, по подобию отношений Господа и Его Церкви, и выражается сакраментальное значение этого Таинства. В этом же смысле можно сравнить Таинство Брака с отношениями христианина со своим Господом. Как Господь возлюбил каждого человека и отдал за всех нас Свою жизнь, так и каждый человек должен быть готовым умереть за Христа. В этой готовности и выражается значение духовного союза между христианином и Господом Иисусом Христом. По учению Церкви, такой союз человека и Бога часто называется небесным (духовным) браком, где Господь Иисус Христос выступает в роли Небесного Жениха, а душа христианина – в роли невесты. Результатом такого святого союза является спасение души человеческой, ее жизнь в Боге и святости. Обо всем этом также очень много писал святой апостол Павел. В подтверждение наших слов приведем ряд цитат из посланий апостола. Так, по поводу необходимости чистой и святой любви между супругами (и всеми христианами в целом), по образу любви Господа к людям, апостол пишет следующее: Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5: 1–2). Так же в Послании к Ефесянам святой Павел очень ярко описывает брачный союз между людьми, по образу союза Христа и Его Церкви. Апостол заповедует: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5: 22–25). На этих словах апостола Церковь во многом и строит свое учение о роли мужа и жены в брачном союзе. Чуть ниже в этом послании апостол Павел снова поясняет: Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Когда утвердилось царство в руках Соломона, то Соломон породнился с Фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь Фараона ( 3Цар.3:1 ). Сия-то царевна и должна была оставить и забыть свой народ и дом отца своего, – ради самого искреннего союза с народом Божиим и его благословенным царем Соломоном, подобно тому, как некогда праотец народа Еврейского, преблагословенный патриарх Авраам, покорно-послушный призванию Господа, ради союза с Ним, «вышел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего, и пошел в землю, которую указал Ему Господь» ( Быт.12:1 ). Подобно тому и Новозаветная Церковь , в союзе благодатной любви со Христом, должна забыть «дом отцов своих», то есть синагогу с ее «преданием», коего творцы, хранители и представители в учении и деятельности были именно «отцы-старцы». 13. И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии. Торжественность обстановки как муропомазания Царя, так и Его брачного торжества, достигнет еще большей меры, когда предстанет Ему и дочь Тира: так называются здесь представители от граждан и царя города Тира, одного из древнейших городов Финикии (царства, соседнего на севере с Еврейским); они предстанут с тем, чтобы также, с своей стороны, выразить почтение к Царю Израильскому, чрезвычайному Помазаннику Божии. Эта «дочь Тира» предстанет сему Царю с дарами, как то обыкновенно делалось в древности в подобных случаях между царями, в знак взаимной дружбы и уважения. – Лицу Твоему иди пред Твоим Лицом, – пред Тобой будут молиться, – поклонятся Тебе с преданностью, ища Твоего дружеского расположения, – богатые люди, именно эти представители Тира, богатейшего города, вел действие его, всемирной тогда торговли, как на суше в – с Египтом, Аравией и Ассиро-Вавилонией, так и на море – по всем островам и берегам Средиземного моря (ср. Пс.71:10 ). В таком дружественном союзе с Соломоном был именно Хирам, царь Тирский. «И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь... И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз» ( 3Цар.5:1,12 ). Подобно тому, ища дружественного союза, приходили к Царю Соломону и представители многих других богатых и могущественных городов. Священный бытописатель повествует: «И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью. И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И каждый из них подносил от себя в дар сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, и оружие и благовония, коней и лошаков из года в год» ( 2Пар.9:22–24 ; ср. 3Цар.4:34; 8:23–25 ). – Но цари, дружески расположенные к Соломону и находившиеся с ним в союзе, отнюдь не поклонялись и не молились ему как Богу. Такое именно поклонение воздали и будут воздавать цари всех стран Мира только Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, по примеру Восточных волхвов – мудрецов (Мф.2:1–2; Фил.2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Личные сношения Бога с человеком научают его пока одному – все относить к Богу, на все смотреть с точки зрения богочеловеческого союза. Чтобы познать злого духа, как врага истинного богочеловеческого союза, человек наперед должен не только свободно вступить в этот союз, но и отстоять в нем свою самостоятельность. В Иакове человеческая сторона союза противостоит божественной в своем стремлении к самостоятельности и в нем мы уже встречаем богочеловеческую борьбу. Хотя и в его борьбе еще не выделяется Божество, как положительная цель борьбы человека, и злой дух, как отрицательная цель этой борьбы – не выделяется положительная цель борьбы – единение с Богом и отрицательная – победа и изгнание злого духа, – его борьба совершается пока в ночной темноте ( Быm. XXXII, 25 – 31 ); однако этот подвиг Иакова дал ему имя Израиля, «ибо он боролся с Богом», и соделал его родоначальником богоизбранного народа. Богочеловечество не требует уничтожения человеческого, которое должно быть утверждено во всей полноте своего развития, хотя истинное содержание этой полноты для человека единственно в общении его с Божеством; богочеловечество не есть пассивное восприятие человеком божественного, оно есть плод борьбы и совершается во Израиле. Жизнь Израиля как народа снова начинается искушениями и испытаниями – во время сорокалетнего странствования по пустыне по выходе из египетского рабства – не только внешнего, но и духовного. Сорок лет вел Господь избранный народ по пустыне, чтобы смирить его, чтобы испытать его и узнать, что в сердце его, будет ли он хранить заповеди Его, или нет; Он смирял его, томил его голодом, и питал его манною, которой не знал он и не знали отцы его, дабы показать ему, что не одним хлебом живет человек, – питал его манною, дабы смирить его и испытать его, чтобы впоследствии сделать ему добро ( Bmop. VIII, 2 – 16 ). Но и во время сорокалетнего странствования по пустыне снова сказывается богоборческая натура избранного народа, сказывается в чертах более определенных и резких, чем в праотце – Иакове.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Не только к Таинству Причастия имеется подобное отношение. Часто невоцерковленные молодожены прибегают к Таинству брака в надежде, что венчание станет неким оберегом для их семьи. Но венчание таковым не является, от семейных неурядиц, скандалов, измен и разводов не уберегает. Как следствие, несбыточные ожидания, основанные на суевериях, становятся причиной разочарования в Боге, Церкви и полном оскудении в вере. Венчанные разведенные супруги, начав новые отношения, нередко отказываются вступать в законный брак, довольствуясь блудным сожительством, аргументируя это тем, что ни печать в паспорте, ни венчание им в первый раз не помогли сохранить семью. В этом есть доля правды – если нет христианского понимания брака и благоговейного отношения к нему, то венчание становится просто красивым обрядом, который никак не может помочь в семейной жизни. Церковь понимает брак как Таинство, в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви. Брак, как форма отношений между мужчиной и женщиной, является богоустановленным институтом. Это подтверждает Господь Иисус Христос : «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Христос настаивает на нерасторжимости брачного союза, указывая, что только из-за несовершенства человеческих отношений после грехопадения было дозволено давать разводные письма: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). Таким образом, начальный замысел Божий о мужчине и женщине есть их нерасторжимый моногамный брак, плодом которого является деторождение. Ветхозаветное представление о браке видело одной из важнейших его целей деторождение. Поэтому рождение детей считалось Божьим благословением семье, а бездетность – наоборот, являлась отсутствием такового. Христианство дало браку особое духовное осмысление, которого не было у древних иудеев, – брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Это понимание соответствует Божественному замыслу, в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Апостол Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:22–25 ). Столь высокое осознание брачного союза налагает на супругов особую ответственность сохранять благодать, дарованную им в Таинстве венчания. Хранение супружеской верности есть одна из первоочередных задач мужа и жены. К сожалению, именно она чаще всего в случае развода бывает нарушена. Прелюбодеяние обесценивает брак, разрушает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svech...

По мере нашего пребывания во Христе (вспомним речь Иисуса о «виноградной лозе и ветвях» в Ин.15 ) и углубления с ним нашего союза, которому характерна всевозрастающая привязанность ко Христу, наша жизнь с каждым разом все больше отображает его праведность. Иными словами, лишь во Христе мы обретаем праведность (которую мы приобрели благодаря нашему союзу с ним), и лишь во Христе мы становимся все более похожими на него (то есть наше пребывание в нем – это и есть процесс освящения, когда мы начинаем постепенно отображать его образ). Таким образом, нам не принадлежит ни праведность от оправдания, ни праведность от освящения в том смысле, что мы не владеем ни тем, ни другим. В обоих случаях праведность принадлежит праведному Христу, тогда как мы лишь приобщаемся к этой праведности посредством союза с ним (через оправдание), а по мере нашего пребывания в нем мы возрастаем в этой праведности и отображаем ее. От начала до конца вся христианская жизнь вращается вокруг нашего союза с Сыном и последующего отображения его взаимоотношений со своим Отцом. Посему вся христианская жизнь включает доверие Христу: мы доверяем ему в том, что он разделит с нами свою праведность в освящении точно так же, как мы доверились ему в том, что он разделит с нами свою праведность в оправдании. Вот почему Павел начинает свое рассуждение о христианской жизни в третьей главе Послания к Колоссянам со следующих слов: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:1–5 ). Заметьте, согласно данному отрывку, мы приобщились ко Христу в его смерти, и наша настоящая жизнь тесно связана со Христом и Богом. Христос стал нашей жизнью, поэтому мы призваны умерщвлять свое плотское естество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010