Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНТЕРИМ [лат. interim - между тем, тем временем], в церковно-исторической науке общее неформальное название 2 политико-канонических документов 1548 г.- Аугсбургского и Лейпцигского, регулировавших положение лютеран. церковных структур в Германии на территориях, контролируемых католич. правителями. Нормы И. изначально вводились как временные, т. е. действующие до принятия окончательного решения Тридентским Собором . В широком смысле И. могут называться разнообразные соглашения, заключаемые как временные. С 1532 г. католич. и лютеран. правители Германии соблюдали Нюрнбергский мир, однако вскоре после смерти М. Лютера (18 февр. 1546) он был нарушен католиками: Римский папа Павел III и имп. Карл V , заключив 26 июня 1546 г. секретное соглашение, объявили войну Шмалькальденскому союзу протестант. князей. После решающей победы при Мюльберге войска католиков 25 апр. 1547 г. заняли Торгау, столицу курфюршества Саксония, а 23 мая - Виттенберг. Курфюрст Иоганн Фридрих, многолетний покровитель Лютера, и Филипп Гессенский, глава Шмалькальденского союза, были захвачены в плен. Нек-рые лютеран. государи (напр., Иоахим II Бранденбургский) сохраняли нейтралитет, а герц. Саксонский Мориц - племянник Иоганна Фридриха - поддержал католиков, после того как Карл V тайно пообещал передать и курфюршество Саксония под его власть. Аугсбургский И. был провозглашен Карлом V 15 мая 1548 г. (офиц. название документа - «Объяснение Его Императорского Величества, как в Священной империи должна поддерживаться религия до решения Вселенского Собора») и утвержден рейхстагом в качестве закона империи 30 июня 1548 г. Провозглашение Аугсбургского И. было односторонней (не согласованной с папой) акцией императора, к-рый пытался т. о. выдвинуться на роль основного покровителя католической Церкви в Германии. Авторами Аугсбургского И. были католические епископы Юлиус фон Пфлуг и Михаэль Хельдинг, а со стороны лютеран - И.

http://pravenc.ru/text/468845.html

Первые 6 лет правления К. были отмечены борьбой между датчанами, членами Королевского совета, и нем. дворянами, к-рые помогли К. получить трон и занимали важные гос. должности. Датчанам удалось добиться от короля подписания закона, согласно к-рому высшие гос. посты могли занимать только этнические датчане. В 1539 г., когда в результате вмешательства в дела гос-ва имп. Карла V возникла опасность нового гос. переворота в пользу Кристиана II, король удалил от себя немцев, сделав ставку на дат. дворянство. Последствия «Графской распри» были окончательно преодолены, взаимное доверие восстановлено, и в 1542 г. дворяне выделили 20-ю часть своего имущества для погашения долга К. перед гольштинцами и немцами. Под рук. советника К. Йохана Фрийса была проведена реформа местного и гос. управления, резко усилившая процесс гос. централизации. Крупные феодальные владения - лены, на которые делилась страна, были превращены в административные округа. Помещики получили полную власть над арендаторами: исполняли судебные приговоры, взимали в свою пользу судебные штрафы и др. Внешняя политика К. была сосредоточена на создании союза с нем. протестантами для противодействия имп. Карлу V, который поддерживал притязания своих племянниц - дочерей Кристиана II Доротеи и Кристины - на власть в Дании, Норвегии и Швеции. В 1542 г. К. объявил войну Карлу V и закрыл прол. Зунд (Эресунн) для голл. судов. 23 мая 1544 г. в г. Шпайере был подписан мирный договор. Позднее, отказавшись участвовать в Шмалькальденской войне, К. стал посредником между императором и Саксонией (после гибели Морица Саксонского в сражении при Зиферсхаузене) и содействовал заключению между ними мира. В 1544 г. К. разделил владения в Шлезвиге и Гольштейне между своими братьями Хансом-старшим и Адольфом и сыном Фредериком, даровав им равные титулы князей. Т. к. физический раздел территорий был невозможен, то каждый из наследников получал 1/3 от доходов княжеств конкретных областей, а налоги из городов и таможенные пошлины собирали вместе, а потом делили между князьями. К. похоронен в соборе г. Роскилле.

http://pravenc.ru/text/2461999.html

Судя по имевшемуся уже тогда на глазах примеру континентальной реформации, можно было думать, что Англия не остановятся на одном лишь том, что было ею сделано доселе. Можно было предполагать, что разрыв с Римом будет в ней только лишь началом и вступлением к дальнейшему, гораздо более решительному протестантизму, который коснётся и основных догматов вероучения и поведёт Англию по тому же пути, по которому уже шла тогдашняя Германия. Такое предположение, по–видимому, оправдывалось и образом действий английского правительства тотчас же после разрыва с Римом. Осенью 1535-го года, новый церковный глава Англии заводит сношения с германскими протестантами, он приглашает Меланхтона приехать в Англию и оказать ему своё содействие в устройстве ее церковных дел; его послы – Барнес, Гит и Фокс, еп. Герефордский, отправляются в Германию и там именем короля вступают в переговоры с курфюрстом Саксонским и с князьями Шмалькальденского союза. В глазах католического мира уже одно то, что король Англии вступает на путь сближения с немецкими протестантами, могло служить довольно сильным основанием к тому, чтобы подозревать в нем наклонность к дальнейшему протестантизму. Такое подозрение становится почти уверенностью, если обратить внимание на то, чего добился Генрих при своих сношениях с германскими князьями и что он поручал говорить им от своего имени. Из инструкций, составленных королём для епископа Герефордского, мы узнаем, что цель сношений состояла в том, чтобы утвердить князей Германии в их оппозиции папству, вооружить их против собора, предполагавшегося в то время папою, и привлечь их к тесному союзу с Англией, который бы мог быть достаточно сильным противовесом католическому союзу папы и императора. Уполномоченный Генриха должен был говорить курфюрсту Саксонскому о любви и дружбе к нему английского короля, при чем главнейшею причиною этой любви и дружбы выставлялось то обстоятельство, что курфюрст в своих действиях руководится благочестивыми намерениями, что он постоянно насаждает, поддерживает и защищает истинное учение Евангелия и совершенное разумение Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Он подтверждал церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди - на ухо, поклонение святым. В центре теологических дискуссий на соборе стояло учение о Спасении и милости Божьей, то есть то, что в наибольшей степени отделяло папскую церковь от Реформации. Он установил, что Спасение дается людям благодаря заслугам Христа, но вера - это только врата, открывающие путь к спасению. Для достижения этого необходимы посредничество церкви и активная религиозность, благодеяния. Так учением о первородном грехе, об оправдании верой и о семи таинствах, предоставляемых церковью, была подтверждена и закреплена вся догматическая (и организационная) структура феодальной церкви. Разрыв с протестантами стал окончательным, и собор заявил: «Видимая церковь - одновременно истинная, которую называли невидимой. Религиозную суть вне своей сферы она не признает и не может признать». Соглашение с протестантами становится все более нереальным и вследствие сложившихся политико-государственных условий. В 1546 году параллельно с собором начался военный поход императора против Шмалькальденского союза. Папа деньгами и войсками поспешил на помощь императору. Весной 1547 года Карл V победил протестантских князей, оружием сломив размах Реформации. Теперь уже он потребовал от папы и от собора, чтобы они осуществили церковную реформу, обеспечив привилегии епископов и ограничив папский абсолютизм. Требования императора поддержали также испанские епископы. Тогда папа, желая вывести собор из-под влияния императора, перенес заседания в Болонью. Выяснилось, что для папы по-прежнему важнее, как обстоят дела в отношении собственной власти, за которую он опасался в связи с возросшим авторитетом императора, нежели реформа церкви и восстановление мира. Этот шаг папы расколол собор на две партии, и проимператорская партия отцов-кардиналов осталась в Триденте. В конце концов папа Павел III в 1549 году распустил собор. В поведении папы снова столкнулись политические и церковные интересы, то есть интересы власти и религии; при этом возобладали первые.

http://sedmitza.ru/lib/text/441656/

К кон. 1538 г. отношение Генриха VIII к реформационным преобразованиям изменилось, фактически он решил вернуться к католич. вероучению. При дворе постепенно усиливается влияние многочисленных противников К., несмотря на его усилия в борьбе с оппозицией (по его инициативе в кон. 1538 - нач. 1539 были осуждены и казнены несколько видных сторонников католицизма). В февр. 1539 г. парламент принял «Шестистатейный статут», восстанавливавший нек-рые догматы католического учения, отвергаемые протестантами (признавались транссубстанциация во время Евхаристии, причащение мирян под одним видом, целибат для клириков, частные мессы и т. д.) и предусматривавший суровые наказания за неповиновение, вплоть до смертной казни. В то же время положение К. оставалось достаточно стабильным. В апр. 1539 г. он инициировал подготовку и публикацию «Большой Библии» (Great Bible) - 1-го офиц. перевода Свящ. Писания на англ. язык, выполненного Майлзом Ковердейлом; в нояб. того же года К. был поручен надзор за ее распространением, он также должен был контролировать появление др. переводов и предотвращать их распространение. К. активно поддерживал идею союза Англии с протестант. княжествами Германии, опасаясь вероятных конфликтов с католич. странами Европы. Еще в 1537-1538 гг. гос-ва Шмалькальденской лиги направили в Англию посольство для обсуждения этого альянса, его участники встречались с Генрихом VIII, а также с К. и Кранмером. Важным шагом на пути к формированию этого союза должен был стать брак короля с Анной Клевской, в организации к-рого К. сыграл решающую роль. Брак был заключен в янв. 1540 г., однако оказался неудачным: Генриху VIII не понравилась его новая жена, с которой он познакомился лишь незадолго до свадьбы (до этого король видел только ее портрет). К тому же к этому времени стало ясно, что объединения Франции и Свящ. Римской империи не произойдет, а потому политическая необходимость в заключении брака отпала, и он был расторгнут 9 июля 1540 г. Несмотря на эту неудачу, а также активные нападки со стороны его давних противников - Стефана Гардинера, еп.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Поскольку споры не приводили к к.-л. положительным результатам, было принято решение формально завершить К. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 217-223, 229-240; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 376). При этом дискуссии между отдельными теологами и поддерживавшими их князьями продолжались до офиц. завершения Аугсбургского сейма осенью 1530 г. Католическая т. зр. на итоги К. отражена в декрете имп. Карла V от 19 нояб. 1530 г. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 333-335). В документе подтверждаются все принципиальные пункты католич. вероучения и отвергаются противоречащие им положения Аугсбургского исповедания, в т. ч. и нек-рые из тех, в отношении которых теологам ранее удалось достичь компромисса. Запрещая протестантам самовольное изменение содержания вероучения и церковных обрядов, имп. Карл указывал, что церковное учение должно оставаться неизменным до буд. обсуждения на Вселенском Соборе католич. Церкви. Подобное бескомпромиссное решение императора оказалось созвучным настроению многих радикальных сторонников протестантизма, которые осуждали Меланхтона и др. протестант. участников К. в Аугсбурге за чрезмерную готовность идти на уступки. Указывая на непреклонность императора, радикальные реформаторы подчеркивали бессмысленность любых переговоров с католиками и призывали протестант. князей единым фронтом выступить против имперской религ. политики и защитить церковные реформы. Этот призыв был услышан и привел к формированию Шмалькальденского союза германских протестантов (1531). В 30-х гг. XVI в. как католики, так и протестанты неохотно вступали в богословские переговоры. Каждая из сторон рассчитывала на то, что законно созванный Вселенский Собор католич. Церкви изменит ситуацию в ее пользу и приведет к церковному единству на выгодных ей условиях. Хотя имп. Карл V был сторонником скорейшей организации Собора и неизменно требовал его созыва, Римские папы, опасаясь того, что неподконтрольные им заседания Собора приведут к необратимым изменениям в католич. Церкви, ограничивались лишь декларациями и обещаниями, блокируя все практические меры по организации Собора. После ряда безуспешных попыток силовыми методами заставить протестант. князей вернуться к католицизму имп. Карл V, нуждавшийся в поддержке протестантов для борьбы с тур. угрозой, принял решение организовать новые переговоры между католич. и протестант. богословами. Формально это решение было закреплено во Франкфуртском мирном договоре (Frankfurter Anstand) от 19 апр. 1539 г. В договоре объявлялось о намерении католич. и протестант. князей на время прекратить все враждебные действия друг против друга, а также подтверждалось намерение императора способствовать организации представительного религ. К. К. в Хагенау (Агно), Вормсе и Регенсбурге (1540-1541)

http://pravenc.ru/text/1841762.html

чего объединение европ. протестантов осталось лишь частичным. Хотя М. считал успех переговоров значительным достижением, в идейном отношении он не воспринимал Виттенбергское соглашение как выражение собственных взглядов на Евхаристию и поддерживал его исключительно ради церковного мира. Объединение протестантов в рамках Шмалькальденского союза позволяло им вырабатывать совместные ответы на внешние вызовы как политического, так и религ. характера. Узнав о намерении папы Римского Павла III (1534-1549) созвать вселенский Собор католич. Церкви, лидеры Шмалькальденского союза обратились к лютеранским теологам с просьбой составить документ, в котором излагалось бы, в каких вопросах возможен компромисс между католиками и протестантами, а по каким вопросам уступки недопустимы. Этот документ, впосл. получивший известность как Шмалькальденские артикулы , был написан Лютером; М. принимал участие в работе над ним лишь как консультант. Во время собрания членов Шмалькальденского союза, к-рое проходило в Шмалькальдене с 10 февр. по 6 марта 1537 г., участники заседаний не стали рассматривать артикулы, т. к. созыв вселенского Собора не состоялся. Артикулы были лишь в частном порядке подписаны теми теологами, к-рые пожелали это сделать. М. был в числе подписавших артикулы, однако он присоединил к своей подписи оговорку относительно института папства. В ней М. отмечал, что «по человеческому праву» можно уступить папе Римскому главенство в Церкви, если он не будет препятствовать проповеди Евангелия. По поручению членов союза М. написал в Шмалькальдене трактат «О власти и первенстве папы» (De potestate et primatu papae tractatus; текст см.: BSLK. S. 469-498; рус. перевод: Книга согласия. С. 400-418). В этом сочинении М. опровергал аргументы, приводившиеся католиками в защиту учения о божественном происхождении папской власти, а также рассматривал многочисленные злоупотребления, связанные с институтом папства. М. заявлял, что власть папы Римского - это власть антихриста, угнетающего Церковь и преследующего проповедников истинного Евангелия. Отличие этих резких суждений от мнения, выраженного М. в подписи под Шмалькальденскими артикулами, вероятно, объясняется тем, что в 1-м случае М. говорил о папстве как о человеческом установлении и желал указать на возможность достижения компромисса по этому вопросу на планировавшемся вселенском Соборе, тогда как во 2-м случае он выражал общую позицию членов Шмалькальденского союза. На заседаниях в Шмалькальдене была подтверждена верность всех участников союза Аугсбургскому исповеданию; князья, делегаты и теологи подписали его вместе с присоединенными к нему «Апологией...» и трактатом М. «О власти и первенстве папы» (см.: BSLK. S. 497-498). Т. о., официальным вероисповеданием Шмалькальденского союза стали составленное М. Аугсбургское исповедание и примыкающие к нему документы, а не гораздо более резкие по тону и бескомпромиссные по содержанию Шмалькальденские артикулы Лютера.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Когда прекратились войны Карла с Франциском, Император решился оружием смирить непокорных протестантов. А Папа Павел III в это время созвал против них собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза тоже приготовились к войне. С горестью смотрел Лютер на приближавшееся кровопролитие. Кроме этой скорби мучили реформатора разные нападки на значение его в Виттенбергском университете. – Среди душевных тревог таких застигла его многосложная болезнь, от которой и умер он в родном городе Эйслебене, куда прибыл по приглашению графов Мансфельдов. Находясь в предсмертных жестоких страданиях, Лютер не примирился с Римскою церковию и ее патриархом, им оскорбленными. Напротив он отходит с ненавистью к, ним; часа за три до смерти он сказал своим сыновьям и друзьям: молитесь Богу, чтобы Евангелие Его процветало; ибо тридентский собор и гадкий папа сильно восстают на него. Либо не знал реформаторы, либо не вспомнил в сем случае замечательного изречения блаженного Августина : я не поверил бы Евангелию, если бы не убедил меня в том голос кафолической Церкви. Но этому изречению надлежало вполне оправдаться в общине христиан, отторгнутых Лютеровою реформою от Церкви римской. Смерть постигла Лютера 18 февраля 1546 года. Его друзья и последователи почтили тело реформатора великолепным погребением в Виттенберге 16 . Хотя Император и покорил себе силою оружия членов Шмалькальденского союза в 1546 году, но в 1552 г. был принужден союзом Курфирста Морица с Франциею и членами сего союза предоставить по договору в Пассаве полную свободу протестантам в делах веры и гражданское равенство с католиками. Си права протестантов окончательно были присуждены за ними в 1555 году на Аугсбургском сейме, так называемым Аугсбургским миром. Впрочем, спустя немного более полвека этот религиозный мир нарушен жестокою и продолжительною войною католиков с протестантами и только в 1648 году протестанты окончательно приобрели себе в Германии свободу в богослужении и уравнялись в правах с папистами вестфальским миром, заключившим тридцатилетнюю войну. Во всех прочих государствах Европы, где принята реформация, водворение ее сопровождалось кровопролитиями так же, как и в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

G. Baum e. a. Brunsvigae; B., 1868. Vol. 7. Col. 249-280), где оспорил исключительное право пап созывать Соборы. Кальвин утверждал, что в случае отступления церковных иерархов от истины заботу о христ. Церкви должна взять на себя светская власть, и в качестве одного из примеров приводил Констанцский Собор (1414-1418). Папа решил не медлить с созывом Собора. 13 дек. 1545 г. в г. Тренто открылся Тридентский Собор (1545-1563). Протестанты от участия в Соборе отказались, поскольку он был созван папой Римским, а не императором. Некоторые участники Собора опасались, что император будет влиять на принятие соборных решений, и позднее соборные заседания были перенесены в Болонью. Имп. Карл V в окружении поверженных противников. Картина по гравюре М. ван Хелккерка и Д. В. Кофнгерга. 1556 г. Неизвестный художник (Немецкий исторический музей, Берлин) В 40-х гг. XVI в. К. удалось приостановить распространение Реформации: велись переговоры с вождями Шмалькальденского союза (напр., из-за скандала, связанного с двоебрачием (бигамией), Филиппу Гессенскому пришлось заключить с императором тайный договор (13 июня 1541), который обязывал членов Шмалькальденского союза отказаться от договоренностей с Францией о помощи); в 1543 г. было оккупировано герц-ство Гелдерн, унаследованное герц. Вильгельмом Юлих-Клевским, и тем самым положен конец распространению протестантизма в его владениях; в 1546 г. отлучен от Церкви, смещен с кафедры и в 1547 г. лишен курфюршества архиеп. Кёльнский Герман фон Вид, склонявшийся к лютеранству и покровительствовавший Буцеру (переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу сторонников Реформации, поскольку к этому времени 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - приняли протестантизм). В 1544-1545 гг. в условиях мира с Францией и при поддержке папы Павла III император, вероятно, счел возможным вооруженное подавление протестантской оппозиции. На рейхстаге в Регенсбурге (1546) К.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010