198 Ср.: Overbeck Fr. Christentum und Kultur. Gedanken und Anmerkungen zur modernen Theologie. Aus dem Nachlass hrsg. von C.A. Bernoulli. Basel, 1919. Например, S. 273: Богословы «в лучшем случае являются посредниками христианства в этом мире, и именно поэтому в действительности никто не питает к ним ни малейшего доверия, даже в том случае, если ситуация складывается таким образом, что существует резон всё же им доверять, как это происходит в наше время. Однако в любом случае они остаются лишь посредниками – людьми, питающими обоснованное недоверие к самим себе…». 199 Возможна, указание на движение выхода из Церкви, которое возникло после Первой мировой войны (ср.: Haack Н. G. Die evangelische Kirche Deutschlands in der Gegenwart. Berlin, 1929. S. 107–114). «В полной мере можно осознать это послевоенное движение выхода из Церкви на примере того потрясающего факта, что в период с 1919 по 1922 г. только в Германии от Евангелической Церкви отошло 931 146 человек» (S. 110). 200 Принуждение к следованию определенным письменным исповеданиям веры было в XIX в. в Швейцарии отчасти официально упразднено, а отчасти существенно ослаблено. С тех пор формулировки исповеданий встречаются только в водных главах церковных уставов. См. по этому поводу статью Барта: Barth К. Die kirchlichen Zustände in der Schweiz//Barth К. Vorträge und kleinere Arbeiten 1922–1925. S. 14–38. 201 Преамбула, сформулированная конституционной комиссией Евангелической Церкви старопрусского союза (издана в: Catholic world. Jg. 36. 1922. Sp. 228), стала в 1922 г, предметом ожесточенных дискуссий между различными церковными группировками. Принятая в третьем чтении 29 сентября 1922 г. формулировка преамбулы «К основному закону Евангелической Церкви старопрусского союза» гласит: «В согласии с наследием отцов евангелическая земельная церковь старой провинции Пруссия утверждается на данном в Священном Писании Евангелии Иисуса Христа, Сына живого Бога, распятого за нас и воскресшего. Главы Церкви, и признает непрерывное действие ее исповеданий: апостольского и других исповеданий древней Церкви, Аугсбургского исповедания, апологии, Шмалькальденских артикулов, малого и большого катехизиса Лютера в лютеранских общинах, Гейдельбергского катехизиса в реформатских общинах, а также других исповеданий, там, где они имеют силу» (цит. по : Kupisch К. Quellen zur Geschichte des deutschen Protestantismus 1871 – 1945. Quellensammlungen zur Kulturgeschichte, Bd. XI. Göttingen; Berlin; Frankfurt, 1960. S. 146–147).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

IV 55-60; V 15-19). Участие в таинствах является необходимым для всякого христианина, поскольку при крещении ему отпускаются грехи и даруется спасение, а Евхаристия дает ему духовные силы для следования спасительным путем (см.: IV 24-25; V 23-24). Догматическое богословие Л. по вероисповедным документам XVI в. В вероучении лютеран разные догматические вопросы были разработаны с разной степенью детализации. Наиболее подробно разбирались проблемы, бывшие в XVI в. предметом дискуссий между лютеранами и католиками, лютеранами и радикальными протестантами или же внутри лютеран. церковных общин: учение об оправдании верой, о Законе и Евангелии, о Евхаристии (Вечере Господней) и др. В Л. Бог понимается как Св. Троица - одна Божественная сущность, существующая в трех Лицах, или Ипостасях, Которые «единосущны, равны по силе и одинаково извечны» (Conf. Aug. 1. 1-3). При этом отвергаются как представление о 2 совечных божественных началах, добром и злом (см. в статьях Дуализм , Манихейство ), так и все формы модализма или антитринитаризма, сторонники которых признают лишь одно Божественное Лицо и отрицают ипостасное бытие Слова и Св. Духа (Ibid. 1. 5-6). Внутренние отношения Лиц Св. Троицы в Л. интерпретируются в соответствии с августиновской и католич. традицией: лютеране сохраняют учение об исхождении Св. Духа в вечности от Отца и от Сына (см. в ст. Filioque ). Для обоснования этого учения приводятся ссылки на католич. версию Никео-Константинопольского Символа веры и на Афанасиев Символ веры. В Шмалькальденских артикулах Лютер отмечал общую для лютеран и католиков приверженность учению, изложенному в древнехрист. Символах веры (Art. Smalc. I 1-4). При изложении учения о тварном мире и человеке в лютеран. вероисповедных документах особенно подробно разбирается тема грехопадения, первородного греха (ср. ст. Грех первородный ) и его следствий. Отвечая на вопрос о происхождении греха, лютеране уделяют главное внимание тому, чтобы не приписывать его возникновение Богу: «Хотя Бог творит и сохраняет всю природу, причиной греха является воля злых существ, то есть диавола и нечестивых людей, которая, когда отступила от нее поддержка Бога, отвратилась от Бога» (Conf.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

   В Латинстве есть много и других ересей: насчитывается их больше пятидесяти, но мы перечисляем только главнейшие. Что такое Лютеранство?   Лютеранство выдумано немцем Мартином Лютером и началось с Октября месяца 1517 года. Лютеранство вышло из Латинской ереси и поэтому в нем еще больше ересей, чем в папской религии. Все Лютеранское учение заключается в книгах, составленных Лютером и приятелями его. Таковы книги: 1) «Аугсбугское исповедание», 2) «Апология аугсбургского исповедания» (эти книги составлены приятелем Лютера и его сотрудником немцем Меланхтоном). 3) Шмалькальденские артикулы, составлены Лютером. 4) Катехизисы его и некоторые другие его книги. Если кто интересуется тем, когда и где появилось лютеранство, тот может узнать в подробностях когда и где какую книгу составлял Лютер. Эта религия совершенно не Христова, а выдумана людьми. Она отвергает Церковь Христову, Православную, отвергает священство, идущее от Апостолов, не имеет священнодействий Христианских, даже Причащения Тела и Крови Христовых. Вместо Христианских священнодействий у лютеран свои, выдуманные Лютером и его преспешниками молитвословия, очень мало похожие на христианские. Не признают лютеране ни Божией Матери, ни Св. Ангелов, ни святых угодников, не чтут их и не молятся им, потому что сами себя почитают за святых.    Не молятся лютеране и за умерших, потому что любовь их к умершим прекращается, не так, как Христианская любовь, которая никогда не прекращается (1 Кор. 13:8). Из лютеранства выделились еще сотни всяких человеческих религий: штундо-баптизм, пиэтизм или пашковщина, адвентизм и множество других. Об этих сектах мы будем говорить подробно. В катехизисе дальше будут разбираться и все ереси, насколько они противны христианскому учению. Что такое Англиканство?   Англиканская ересь появилась в 1539 году и началась от короля Английского Генриха VIII. Генрих, похвалившись, что он на земле вместо Бога, что он в своем королевстве, как душа в теле, как солнце в мире, выдумал религию; парламент ее одобрил, и все англичане по королевскому приказу, оставивши латинскую ересь, начали исповедовать новую королевскую религию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Давление этого ужаса порождало жажду гарантированного спасения, человек хотел знать наверняка, что он избежит ада, но дела добра не давали ему такой уверенности, ибо, по словам «Шмалькальденских артикулов»: «Удовлетворение за грехи невозможно потому, что никто не знает, сколько бы он должен сделать добра за один только грех , не говоря уже обо всех». Желание знания о своем спасении побудило обыденное христианское сознание со всей силой устремиться к вере, как к мгновенному и гарантированному признаку спасенности, и в sola fide мы видим предельное выражение жажды гарантированного спасения, к которому стремилось запуганное ужасами ада католическое Средневековье. Сам Лютер признавался, что побудительным мотивом его личного протеста была постоянная неуверенность в собственном спасении: «Положение мое было таково, что, хотя я и был непогрешимым монахом, я все же стоял перед Богом, как жалкий грешник, с обеспокоенной совестью, и у меня не было к тому же никакой уверенности, что мои заслуги смягчат его. Поэтому я не любил справедливого Бога и роптал на Него. ...Далее я понял, что оправдание Божие – это праведность, посредством которой благодать и явное милосердие Божие оправдывают нас верою. Только после этого я почувствовал себя возрожденным, как будто я прошел через открытую дверь в рай». Этим признанием Лютер выразил чувства тысяч добрых католиков, которые потом превратились в добрых протестантов. Представление о спасении только через веру развилось преимущественно из своеобразного толкования посланий ап. Павла, столь почитаемого Лютером. Как гласит «Аугсбургское исповедание»: «Мы не можем получить прощение грехов и оправдание пред Богом нашими заслугами, но мы получаем прощение их и очищаемся пред Богом из милости, по вере во Христа, мы верим, что Христос пострадал за нас и ради Него нам прощен грех, даруется праведность и жизнь вечная. Ибо эту веру Бог сочтет и вменит в оправдание пред Ним, как говорит ап. Павел». Человеку нет нужды беспокоиться о дополнительном удовлетворении Богу своими делами, которого требовала Католическая Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

здесь имеет место высшее единение, которое Бог воистину имеет с человеческой природой» (Form. Concord. Epitom. VIII 6, 9). Лютеране признают 3 земных служения Христа: в качестве Искупителя, Пророка и Проповедника, однако с особой силой в Л. подчеркивается исключительность служения Христа как единственного Искупителя. Для выражения учения об объективной стороне искупления Лютер в Шмалькальденских артикулах использовал сводку библейских изречений: «Иисус Христос, наш Господь и Бог, умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания» (ср.: Рим 4. 24-25); «Он один является Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин 1. 29); «Бог возложил на Него все наши беззакония» (ср.: Ис 53. 6); «все согрешили и получают оправдание незаслуженно, по Его благодати, через искупление, которое во Христе Иисусе, в крови Его» (ср.: Рим 3. 23-25). Подчеркивая, что эти положения являются первичным и наиболее важным содержанием христ. веры, Лютер замечал: «В данном артикуле ни от чего нельзя отступиться или отказаться, даже если бы небо и земля перестали существовать» (см.: Art. Smalc. II 1. 1-3, 5). Полнота совершённого Христом дела спасения человека в Аугсбургском исповедании описывается в выражениях, заимствованных из древних христ. Символов веры: «Он сошел во ад и воистину воскрес в третий день; после этого Он вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Отца, чтобы во веки царствовать и господствовать над всем творением, чтобы освящать верующих в Него, послав в сердца их Духа Святого, Который управляет, утешает и оживотворяет их, а также защищает их от диавола и силы греха. И тот же Христос вновь придет явно, чтобы судить живых и мертвых...» (Conf. Aug. 3. 4-6). Путь спасения. Гравюра. 40-е гг. XVI в. (Гравюрный кабинет, Гос. музеи Берлина) Единственным средством приобретения оправдания, а значит и вечного спасения, в Л. признается вера в Иисуса Христа как Искупителя: «Люди не могут оправдаться перед Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправдываются даром, ради Христа, посредством веры, когда они веруют, что они приняты в благодати и что их грехи отпущены ради Христа, Который Своей смертью принес удовлетворение за наши грехи» (Conf.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Исторически это учение начало развиваться в самом католичестве задолго до Реформации, например, еще в XII веке подобные воззрения высказывал Бернар Клервосский , затем Иоанн Вессель , живший в XV столетии. Последний, в частности, учил, что заслужить спасение добрыми делами невозможно, ибо вина человека перед Богом метафизически несоизмерима с его земным усердием. Кроме того, закон Церкви не есть нечто совершенное, чтобы его точным исполнением возможно было оправдаться перед Богом, да и ни один человек не в силах достойно исполнить все предписания закона. Один из видных католических иерархов XVI века, кардинал Контарини , в своем «Трактате, или Послании об оправдании» также излагал взгляды, очень близкие учению Реформации об оправдании только верой. Корни sola de лежали в тех искаженных представлениях о Боге и Его отношении к человеку, которые господствовали в католическом Средневековье, когда справедливость Божия вытеснила Его милосердие, идея Бога как Великого Инквизитора заместила собой идею спасающего Бога, и уже не образ милостивого Спасителя, а ужасы адских мучений служили побудительной силой добра. Давление этого ужаса порождало жажду гарантированного спасения, человек хотел знать наверняка, что он избежит ада, но дела добра не давали ему такой уверенности. Как гласят «Шмалькальденские артикулы», «удовлетворение за грехи невозможно потому, что никто не знает, сколько бы он должен сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех». Сам Лютер признавался, что побудительным мотивом его личного протеста была постоянная неуверенность в собственном спасении: «Положение мое было таково, что, хотя я и был непогрешимым монахом, я все же стоял перед Богом, как жалкий грешник, с обеспокоенной совестью, и у меня не было к тому же никакой уверенности, что мои заслуги смягчат его. Поэтому я не любил справедливого Бога и роптал на Него. Далее я понял, что оправдание Божие – это праведность, посредством которой благодать и явное милосердие Божие оправдывают нас верою. Только после этого я почувствовал себя возрожденным, как будто я прошел через открытую дверь в рай». Этим признанием Лютер выразил чувства тысяч добрых католиков, которые потом превратились в добрых протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К чему ближе традиционный протестантизм – к баптизму или… к православию? Некоторые «вероучительные книги Лютеранской церкви» подтверждают вывод В. Солодовникова о «неприятии» отечественным баптизмом «Великой Реформации». Вот лишь некоторые иллюстрации из «Краткого катехизиса» д-ра Мартина Лютера: «Что дает, или какую пользу приносит Крещение? В соответствии со словами и обетованиями Божьими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует… Как вода может творить столь великие дела? Вода без Слова Божьего — это обычная вода, а никакое не Крещение. Но соединенная со Словом Божьим, она становится Крещением, благодатной живой водой и возрождающим омовением в Святом Духе… (В другой вероучительной книге лютеран «Шмалькальденские артикулы» говорится: «Относительно Крещения младенцев, мы придерживаемся мнения, что детей следует крестить. Ибо они подлежат обетованному искуплению, совершенному Христом…»). Что такое ИСПОВЕДЬ? Исповедь включает в себя две основные части. Во-первых, мы признаем свои грехи. Во-вторых, мы принимаем отпущение грехов, — то есть их прощение, — от пастора, как от Самого Бога и нисколько не сомневаемся, но твердо веруем, что тем самым наши грехи прощены пред Богом на Небесах… …И дальше: “Веришь ли ты, что мое прощение — это прощение Божье?” Ответ: “Да, уважаемый господин”. И тогда пусть исповедник (пастор – прим. авт.) скажет: “Да будет тебе по вере твоей. И, по заповеди Господа нашего, Иисуса Христа, я прощаю тебе твои грехи, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иди с миром”… Что такое Таинство Святого Причастия? Это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа… (в «Шмалькальденских артикулах»: «О Таинстве Алтаря мы полагаем, что хлеб и вино на Причастии являются истинными Телом и Кровью Христовыми…»). Какова польза от этого ядения и пития? Она показана нам словами: “за вас предаваемое” и “за вас изливаемая во оставление грехов”. Именно этими словами при совершении данного Таинства нам даруются прощение грехов, жизнь и спасение…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

На что я ответил: " Если баптизм это " суть люди братья и сестры " , то мое новое положение как раз открыло мне, что я любил их недостаточно, очень плохо, и что любовь к ним должна не только не прекратиться, но и возрасти. Это не заигрывание. Хороший православный верующий (до которого мне еще очень далеко) обязан в отношениях с инославным миром являть, с одной стороны, принципиальность по догматическим вопросам, с другой же, братскую любовь к тем, кто догматически мыслит иначе. Любовь настоящую: " как если кто положит душу свою за друзей своих " . 101 . Отсылаю читателей к, уже упоминавшейся, книге священника Вячеслава Рубского " Православие-протестантизм " на сайте http://www.pravbeseda.org/library/, в которой представлен подробный анализ вероучения евангельских христиан-баптистов на основе обширного обзора их богословских трудов. 102 . К " вероисповедным книгам " ЛЦ, в частности, относятся и " Три вселенских символа веры " (Апостольский, Никейский и Афанасьевский), которые Лютеранская церковь " расценивает, как исповедание истинной правоверной церкви " (см.: http://luther.ru). 103 . Конечно, в " Шмалькальденских артикулах " (которые, кроме Лютера, подписали еще 40 человек; среди них и Филипп Меланхтон, " гений Реформации " , как его называют Карев и Сомов в " Истории христианства " ) отвергается, например, молитвенное " взывание " к святым. Однако при этом в данном документе к " множеству глупых и ребяческих папских артикулов " причисляется и " освящение церковных зданий " . А это затрагивает и баптистов, у которых освящение молитвенных домов является одним из священнодействий. Например, в юбилейном журнале ЕХБ России в одной статье пишется: " В Бежицкой церкви города Брянска 12 и 13 октября 1996 года состоялось торжественное богослужение с освящением нового, самого большого молитвенного дома в России храма " Возрождение " . 104. Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Как выпросить у Бога радиоэфир? " Слово редактора " из бюллетеня КРОО " Телерадиоцерковь " 105 3, 2002 год): " Когда-нибудь о " Телерадиоцеркви " напишут книгу об удивительных благословениях Божиих, которые мы пережили Почти три года назад Радиоцеркви в Кемерове не было А началось все, наверное, с моего сильного желания после окончания КемГУ работать не просто журналистом, а христианским журналистом. Именно поэтому в 1997-1998 годах я немного печатался в газете " Золотые купола " . Потом узнал, что есть такая " Радиоцерковь " . Сначала я стал работать собственным корреспондентом по Кузбассу Потом в начале 1999 года собрал несколько творческих людей из различных христианских общин Кемерова. Попытались предложить свои программы на местных радиостанциях, на областном проводном радио, но безуспешно. Однако желание рассказывать о Спасителе своим землякам было у нас настолько сильным, что мы однажды взяли пост и с молитвой семь раз обошли вокруг областного Дома Радио.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

недопустимой; причастие преподается всем под двумя видами, поскольку именно в такой форме Евхаристия была установлена Христом (см.: Conf. Aug. 22. 1-12). В Л. отвергаются как представление о том, что Евхаристия является повторением Жертвы, принесенной Иисусом Христом на Голгофе (лютеране не вполне корректно приписывали такое представление католикам), так и в целом понимание Евхаристии как жертвы. Жертвой является не сама Евхаристия, не Хлеб и Вино, соединенные с Телом и Кровью, но лишь церковное воспоминание о совершённом Христом искуплении: «Хотя эта церемония есть воспоминание смерти Христовой, сама по себе она не является ежедневной жертвой, но ежедневной жертвой является само воспоминание, то есть проповедь и вера, воистину верующая, что посредством смерти Христовой Бог примирился с нами» (Apol. Conf. Aug. 24. 38). Поскольку в католицизме Евхаристия понимается как приносимая Богу жертва и соответствующее учение отражено в чинопоследовании мессы (католич. литургии), в лютеран. вероисповедных документах встречаются разные мнения по вопросу о том, допустимо ли называть истинную Евхаристию мессой. Так, в Аугсбургском исповедании говорится: «Месса сохранена у нас и служится с высочайшим почтением» (Conf. Aug. 24. 1), однако в Шмалькальденских артикулах Лютер заявлял, что «папская месса является великой и ужасной мерзостью», подразумевая понимание мессы как умилостивляющей Бога жертвы, приносимой священником и обладающей собственной благодатной силой (см.: Art. Smalc. II 2. 1-11). Особой критике Лютер подвергал практику совершения заупокойных месс, а также связанное с этой практикой учение о чистилище, находящимся в к-ром душам будто бы помогают совершаемые за них мессы (см.: Ibid. 2. 12-15). В совр. Л. именование литургии (Вечери Господней) мессой не запрещается и оставлено на усмотрение пасторов. Недопустимым признается совершение т. н. частных месс, т. е. литургий, в к-рых участвует лишь пресвитер без молящихся (см.: Conf. Aug. 24. 13). В классическом Л. Вечеря Господня совершалась в день Господень, т. е. в воскресенье, а также в другие праздничные дни или в дни, когда члены общины намеревались принять причастие (см.: Ibid. 33-34); в совр. Л. существуют разные практики: от совершения мессы лишь раз в год (в нек-рых пиетистских общинах) до еженедельного и даже чаще.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Некоторые " вероучительные книги Лютеранской церкви " подтверждают вывод В. Солодовникова о " неприятии " отечественным баптизмом " Великой Реформации " . Вот лишь некоторые иллюстрации из " Краткого катехизиса " д-ра Мартина Лютера: " Что дает, или какую пользу приносит Крещение? В соответствии со словами и обетованиями Божьими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует Как вода может творить столь великие дела? Вода без Слова Божьего - это обычная вода, а никакое не Крещение. Но соединенная со Словом Божьим, она становится Крещением, благодатной живой водой и возрождающим омовением в Святом Духе (В другой вероучительной книге лютеран " Шмалькальденские артикулы " говорится: " Относительно Крещения младенцев, мы придерживаемся мнения, что детей следует крестить. Ибо они подлежат обетованному искуплению, совершенному Христом " ). Что такое ИСПОВЕДЬ? Исповедь включает в себя две основные части. Во-первых, мы признаем свои грехи. Во-вторых, мы принимаем отпущение грехов, - то есть их прощение, - от пастора, как от Самого Бога и нисколько не сомневаемся, но твердо веруем, что тем самым наши грехи прощены пред Богом на Небесах И дальше: Веришь ли ты, что мое прощение - это прощение Божье? Ответ: Да, уважаемый господин. И тогда пусть исповедник (пастор прим. авт.) скажет: Да будет тебе по вере твоей. И, по заповеди Господа нашего, Иисуса Христа, я прощаю тебе твои грехи, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иди с миром Что такое Таинство Святого Причастия? Это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа (в " Шмалькальденских артикулах " : " О Таинстве Алтаря мы полагаем, что хлеб и вино на Причастии являются истинными Телом и Кровью Христовыми " ). Какова польза от этого ядения и пития? Она показана нам словами: за вас предаваемое и за вас изливаемая во оставление грехов. Именно этими словами при совершении данного Таинства нам даруются прощение грехов, жизнь и спасение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

   001   002     003    004    005