Кингисеппская см. Ямбургская Кинешемская 08(21).09.1914–30.05(12.06).1917: Севастиан Вести 1919–1921: Севастиан Вести, паки 19 .09(02.10).1921–1926: Василий Преображенский 1926–1929: 1929–1931: Николай Голубев 08(21).09.1932–26.08(08.09).1935: Александр Торопов 07(20).03.1936–01 (14).07.1936: Борис Воскобойников Кинешемская (обн.) Димитрий Киренская 10(23).08.1914–07(20).12.1918: Зосима Сидоровский 1918–1921: Борис Шипулин 1924–: Сергий 14(27).09.1925–1928: Ираклий Попов 1927–1928: Даниил Шерстенников Киренская (обн.) 01(14).06.1923–1924: Геронтий Шевлягин 1924–1925: Василий Виноградов 09 .1924–1926: Николай Коблов Кирилловская 08(21).01.1917–02(15).09.1918: Варсонофий Лебедев 1918–1924: 1924–1927: Тихон Тихомиров 1927–1931: 16(29).09.1931–1934: Валериан Рудич Кировабадская 13(26).11.1917–17(30).11.1917: Григорий Яцковский 17(30).11.1917–1919: Феофилакт Клементьев Кировоградская 30 .08(12.09).1914–1924: Прокопий Титов 1914–13(26).06.1921: Алексий Баженов 1921–1923: Павел Колосов 22 .01(04.02).1923–12(25).10.1926: Онуфрий Гагалюк 1926–1930: 05(18).09.1930–29.07(11.08).1931: Порфирий Гулевич 1931–1941: 1941–1942: Антоний Марценко, окк. 1942–1944: 02(15).08.1944–1946: Сергий Ларин Кировоградская (обн.) 1922–1924: Иувеналий Мошковский –22.01(04.02).1927: Анатолий Левицкий 1928–1930: Николай Строганов 1929–1935: Кирилл Квашенко Кировоградская (укр.) 1921–1927: Феофан Хомжа 1927–1942: 1942–: Михаил Хороший Кировская 20 .03(02.04).1914–1921: Никандр Феноменов 13(26).05.1921–1927: Павел Борисовский 1923–1924(?): Виктор Островидов, в. у. 20 .02(05.03).1924–09(22).12.1925: Симеон Михайлов, в. у. Стефан Бех, в. у. 05 .1926–08(21).06.1927: Симеон Михайлов, в. у. паки Нектарий Трезвинский, в. у. 1927–1927: Онисим Пылаев, в. у. 1927–08(21).01.1929: Павел Борисовский, паки 1929–18(31).01.1929: Никифор Ефимов, в. у. 09(22).02.1929–1931: Авраамий Дернов, в. у. 24 .04(07.05).1929–16(29).06.1933: Стефан Знамировский Стефан Бех, в. у. паки 26 .08(08.09). 1933–03(16).05.1934: Евгений Зернов, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

27 .03(09.04).1934–05.1937: Августин Беляев 1937–1941: 1942–1943: Питирим Свиридов 11(24).07.1943–05.1944: Алексий Сергеев 09 .1945–09(22).03.1960: Онисифор Пономарев Калужская (обн.) Иоанникий Дьячков 07 .1923–07.1924: Пётр Виноградов 12(25).06.1924–26.11(09.12.).1924: Алексий Замараев 07(20).12.1924–14(27).01.1925: Христофор Сокольский 11(24).01.1925–03(16).01.1926: Геронтий Шевлягин 03(16).01.1926–06(19).11.1929: Георгий Добронравов 1930–11.1930: Аристарх Николаевский 1930–1933: Георгий Добронравов, паки 19 .03(01.04).1931–1932: Пётр Виноградов. паки 31 .10(13.11). 1932–1934: Арсений Краснов 05 .1934–1935: Николай Смирнов 10 .1935–14(27).01.1936: Иннокентий Копейкин –11.1936: Александр Рябцовский 26 .11(9.12).1936–1939: Андрей Расторгуев Каменец-Подольская 20 .03(02.04).1914–1920: Митрофан Афонский 1918–1920: Пимен Пегов, в. у. 1920–1922: Пимен Пегов –1922: Адриан Анцино-Чекунский 1922–1926: Амвросий Полянский Борис Шипулин, в. у. 1927–29.07(11.08).1932: Димитрий Галицкий, в. у. 29 .07(11 08).1932–10.1932: Владимир Горьковский 7(20).10.1932–29.07(11.08).1933: Памфил Лясковский 1932–1935: 1935–1942: Пимен Пегов, паки –1944: Дамаскин Малюта 1944–1946: Максим Бачинский, в. у. Каменец-Подольская (обн.) 1922–1924: Пимен Пегов 1924–1925: Афанасий Вечерко 1925–1927: 1927–: Гавриил Киперман 1927–1928: Герасим Строганов Иоасаф 11 .1927–08.1935: Мелетий Фомин Каменец-Подольская (укр.) Павел (Павло) Погорилко Иоанн (Иван) Теодорович Каменская 23 .08(05.09).1924–09(22).12.1925: Иннокентий Бусыгин 1925–1932: 13(26).05.1932–27.06(10.07). 1932: Симеон Михайлов 16(29).07.1932–08(21).03.1933: Владимир Горьковский 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Александр Раевский Каменская (григ.) 09(22).12.1925–1930: Иннокентий Бусыгин Каменская (обн.) 05(18).12.1924–22.07(04.08).1925: Иоанн Ильин 10(23).06.1925–1926: Иннокентий Кулаков 07(20).11.1925–1926: Адриан Компанийцев 1926–1926: Афанасий Вечерко 1926–: Виктор Камень-Каширская (заруб.) 1931–1934: Антоний Марценко Камчатская 16(29).10.1916–1916: Нестор Анисимов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

РГИА, ф. 796, оп. 204,1 отд., V ст., д. 132. Имя архиепископа Кирилла назва­ли: епископ Нестор (Анисимов) – л. 42; архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын) – л. 44; епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) – л. 49; архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георги­евский) – л. 51; епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) , викарий Волынской епархии – л. 52; епископ Вятский Никандр (Феноменов) – л. 57; епи­скоп вазовский Павел (Поспелов) – л. 58; архиепископ Платон (Рождествен­ский), экзарх Грузии – л. 60; архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) – л. 64; архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятниц­кий) – л. 70; епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) – л. 71; епископ Чебок­сарский Борис (Шипулин) – л. 72; митрополит Владимир (Богоявленский) – л. 7о; епископ Чигиринский Никодим (Кротков) – л. 77; епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков) – л. 80; епископ Кинешемский Севастиан (Вес­ти) – л. 81; епископ Слуцкий, викарий Минской епархии Феофилакг (Клементь­ев) – л. 87; епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев) – л. 89; епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) – л. 92; епископ Можайский Димитрий (Добросердов) – л. 93; епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) – л. 97; архи­епископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – л. 98; епископ Олонецкий и Петрозаводский Иоанникий (Дьячков) – л. 102; епископ Кустанай­ский Дионисий (Прозоровский) – л. 108; епископ Челябинский Серафим (Алек­сандров) – л. 111; епископ Орловский и Севский Макарий (Гйевушев) – л. 112; епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) – л. 116; епископ Со­ликамский Феофан (Ильминский), викарий Пермской епархии – л. 117; архи­епископ Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) – л. 118 об.; епис­коп Нарвский Геннадий (Туберозов) – л. 120; епископ Полтавский Феофан (Быстров) – л. 127; епископ Прилукский Неофит (Следников), викарий Полтав­ской епархии – л. 129; епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) – л. 130; архиепископ Рижский и Итавский Иоанн (Поммер) – л. 131; епископ Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов) – л. 134; епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский) – л. 135; епископ Вольский Досифей (Про­топопов) – л. 136; епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодоси­ев) – л. 140; епископ Томский Анатолий (Каменский) – л. 151; архиепископ Туль­ский и Белевский Парфений (Левицкий) – л. 154; епископ Каширский Иувеналий (Масловский) – л. 155; архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) – л. 158; епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов), викарий Финляндской епархии – л. 159; епископ Сумский Митрофан (Абра­мов) – л. 161; архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов) – л. 162; епископ Бельский Серафим (Остроумов) – л. 165; епископ Новгород-Север­ский Иоанн (Доброславин), викарий Черниговской епархии – л. 167; архиепис­коп Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) – л. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

В начале марта 1924 г. еп. Борис возглавил общину кафедрального Воскресенского собора , отказавшуюся от подчинения обновленческому архиерею и вернувшуюся в Патриаршую Церковь. 14 апреля 1924 г. вступил в управление Уфимской епархией . 6 ноября 1924 г. обратился с заявлением в ВУЦИК, в котором признал " свои прежние ошибки " , повлекшие к начальному раздору в недрах церкви и к вынужденным мерам со стороны органов советской власти " , и объявил об окончательном отмежевании от патриарха Тихона ; однако вскоре принес покаяние и к началу 1925 г. вновь находился в Патриаршей Церкви (по утверждению уфимских обновленцев). Был сослан в Харьков , ссылку отбывал до 1927 года. К 1926 г. - временно управляющий Каменец-Подольской епархией . 1 марта 1926 г. подписал суждение группы украинских архиереев, во главе с еп.Прилукским Василием (Зеленцовым) , о раздорнической деятельности главы " григорианского раскола " архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) и единомысленных с ним архиереев. 12 марта того же года подписал " Обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС " , в котором поддержал все мероприятия митр.Сергия в отношении раскольнического ВВЦС. В конце 1926 - начале 1927 года принимал участие в тайных выборах патриарха, поддержал кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова) . В 1927 году возведен в сан архиепископа Уфимской кафедры. Архиепископ Тульский С 27 сентября 1927 года - архиепископ Тульский , прибыл в Тулу 27 октября 1927 г. 15 декабря 1927 г. был арестован по обвинению в " участии в церковно-монархической группе епископа Зеленцова на Украине " , а также в участии в нелегальных выборах патриарха, в произнесении в Туле резких антисоветских проповедей на тему " о гонении Соввласти на веру и церковь " , в поминовении за упокой за богослужениями " убиенных Николая и Александры Романовых, воина Александра (Колчака) " и прочее. 9 марта 1928 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем года концлагере, считая срок с 15.12.1927г.

http://drevo-info.ru/articles/20958.html

Был заключен в Соловецкий лагерь особого назначения . 24 октября 1929 года был досрочно освобожден постановлением Коллегии ОГПУ с запрещением проживания в Москве, Ленинраде, означенных областях, Киеве, Харькове, Одессе, означенных округах, Северо-Кавказском крае и погранполосе (т.е. в 6 населенных пунктах и погранполосе), с прикреплением к Вологодской губ., сроком на 3 года. Викарий Вологодский и новая ссылка Не ранее конца октября 1929 года был назначен архиепископом Кадниковским , викарием Вологодской епархии , но к декабрю был вновь арестован. 14 декабря 1929 года был отправлен в ссылку в с. Тюребери Тотемского уезда Вологодской области. 10 марта 1932 года, ввиду окончания срока административной высылки, указанием начальника СПО ОГПУ СССР разрешено свободное проживание в СССР. 10 мая 1934 г. как " архиепископ бывший Тульский " в числе других архиереев, не членов Синода, подписал циркулярный указ Московской Патриархии N804 о новом титуле Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Горьковского Сергия ( " Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский " ) и о порядке поминовения за богослужениями высшей церковной власти Российской Церкви. 21 мая 1934 года назначен архиепископом Тобольским , но в управление не вступал. 21 мая 1935 года назначен архиепископом Томским , но 9 июня того же года назначение было отменено. В январе 1936 года назначен архиепископом Петрозаводским и Олонецким . В управление епархией не вступал. Архиепископ Ташкентский В конце 1936 или в начале 1937 года прибыл в ссылку в Ташкент . 26 февраля 1936 года был назначен на Среднеазиатскую кафедру , служил в часовне «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Ташкенте. По воспоминаниям правосл. жителей Ташкента, «владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им».

http://drevo-info.ru/articles/20958.html

У грамоты печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре; у печати на одной стороне изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий дракона, и кругом оного надпись: Феодор Божьей милостью Царь и Государь всея Русии. На другой стороне печати изображён двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями, кругом надпись, но разобрать оной не можно. На обороте грамоты написано: Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Русии. Грамота эта подтверждена: А) Государем Царём Борисом Феодоровичем в 7106 году, Августа 6 за подписью Дьяка Посника Дмитриева по приказу Боярина дворецкого Григория Васильевича Годунова; Б) Государем Царём Василием Ивановичем Шуйским в 7114 году, Июня 23 за подписью Дьяка Захария Свиязева; В) Государем Царём Михаилом Феодоровичем в 7125 году, Июня 24 за подписью Дьяка Ивана Болотникова. III. Грамота Государя Царя Михаила Феодоровича 1617 года Июня от 24 дня, данная Архимандриту Киприану вместо обветшавшей грамоты Царя Феодора Иоанновича за подписью Дьяка Ивана Иванова, сына Болотникова. У грамоты этой печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре. На одной стороне печати изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий копьём дракона и кругом надпись: Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии. На другой стороне печати изображён двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями и кругом надпись: Всея Русии Самодержец и многих Государств Господарь и Обладатель. На обороте грамоты подписано: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии. Внизу: справил с прежней грамотой подьячий Микифорко Шипулин. IV. Грамота его же, Государя Царя Михаила Феодоровича 1621 года, Августа от 31 дня, данная Архимандриту Варлааму на разные вотчины и угодья, жалованные Хутыню монастырю и об освобождении крестьян от налогов и пошлин. У грамоты этой привешена печать, подобная предыдущей; на обороте грамоты приписано так: Царь и Князь Михайло Феодорович, всея Русии Самодержец. Грамота эта подтверждена: А) в 7132 (1624) году, Января в 26 день, им же, Государем Царём Михаилом Феодоровичем и Отцом Его, Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским, при Архимандрите Феодосии; подпись Дьяка Прокофия Пахарева;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Но ведь и в Советском государстве не было собственного «института церкви», его роль играла коммунистическая идеология, «идеологический клир» которой (комиссары, партсекретари, популяризаторы «марксистско-ленинской» философии и пр.) также состоял на государственной службе. Советское государство, по аналогии с Римской империей (гораздо более симпатичной своей предшественницей), вызов Христовой Церкви носителям безбожной (антихристианской) идеологии восприняло как вызов себе, вызов большевизму, вызов осуществителям бездумной инициативы по возведению новой Вавилонской башни коммунистического будущего. И поскольку религиозную функцию государственная власть несла в себе, то эта власть и обрушилась со всею силою на свою «соперницу» и обличительницу — Православную Церковь. Все это вполне объясняет, почему мы не можем отвергать факт мученичества только потому, что в основе его лежит декларируемая властью «политическая вина» страстотерпца. Каждый случай должен быть рассмотрен особо. Как бы то ни было, но задача составителя, как он ее себе формулировал, заключалась в сборе и литературной обработке документов и материалов о жизни, деятельности и обстоятельствах смерти всех убиенных в 1918 году священнослужителей Казанской епархии. Далее — дело Соборного разума нашей Святой Церкви, которая, имея материалы (свидетельства о «свидетелях» Христовых), будет решать вопрос о канонизации тех или иных новомучеников. Краткий обзор событий 1918 года в Казанской епархии К середине 1917 года (т. е. практически к моменту Октябрьского переворота) в Казанской епархии насчитывалось 395 каменных и 399 деревянных православных церквей, 184 каменных и 235 деревянных часовен. Единоверческих храмов насчитывалось: 3 каменных и 4 деревянных; часовен: 2 каменных и 1 деревянная. Во всех этих церквях служило 4554 человека белого духовенства (т. е. священников, диаконов и псаломщиков) . К 1918 году в 27 монастырях и монашеских общинах Казанской епархии проживало: 9 архимандритов, 6 игуменов, 11 игумений, 187 монахов и более тысячи шестисот монахинь . Число же послушников и послушниц (белиц) достоверно подсчитать не представляется возможным, ввиду противоречивости сведений, приводимых в клировых ведомостях. Епархией, территориально совпадавшей с границами Казанской губернии и включавшей в свой состав три современные епархии (Казанскую, Чувашскую, Марийскую), управлял митрополит Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), священно-архимандрит Седмиозерной пустыни, и два викария: епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), бывший еще и ректором Казанской Духовной Академии, и епископ Чебоксарский Борис (Шипулин), священноархимандрит Кизического монастыря. Епископ Амвросий (Гудко), бывший Сарапульский и Елабужский викарий Вятской епархии, был только настоятелем первоклассного Свияжского Успенского мужского монастыря, являясь заштатным, а не викарным епископом. Все это сообщаем мы с тем, чтобы человек знающий и интересующийся мог бы сравнить то, что мы имеем, с тем, что мы потеряли.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

А о Греко-Российской церкви и Павел Белокриницкий, который завел нам священство, и наш знаменитый епископ (ныне покойный) Арсений Швецов писали, что «Греко-Российская церковь в догматах веры не погрешает». А раз в догматах веры церковь не погрешает, то она есть церковь православная, святая, спасающая. Вот почему я оставляю беззаконный раскол и присоединяюсь к Православной Христовой, Греко-Российской церкви, Примите же меня, братья, с любовью и помолитесь обо мне ко Господу, да простить Он мое прежнее заблуждение и да покроет мои грехи». Так кончил свою краткую исповедь Шипулин после чего и были воссоединены и его семья с прав. церковью. Обращение от заблуждения к истине, к православию, «австрийского» священника Шипулина да послужит примером и для его бывшей паствы… Да подумает каждый из старообрядцев над всем тем, что сказано об австрийской иерархии Шипулиным в своей прощальной речи к пасомым и в своем слове пред присоединением к Прав. Церкви и да возвратит Господь заблудших в лоно Св. Прав. Церкви, вне которой нет и не может быть спасения, ибо: «кому церковь не мать, учил Св. Киприан Карфагенский, тому Бог не Отец». 1) Письмо старообрядческого епископа Анастасия к Силуану Кавказскому епископу о мощах 1 «Ваше Преосвященство, Возлюбленный о Христе братья и узник Христов Епископ Силуан. Мир и благословение Божие да умножится в вас богатно. Слышавши ваше искушение как со собственной нашим. – оно и действительно наше, потому что мы все братья о Христе. Я очень болею о том, что вас постигло искушение не иное, как человеческое; Архиепископ к подобным идеям мертв, Духовный Совет торжествует, что его соперники страждут и им нет до того дела, дабы только безумная воля взяла верх. Я приезжал на Кавказ по поручению Архиепископа Савватия для исследования о мощах, которые в вашей епархии обретены в станице Алхань-Юрт, об которых вам бы следовало более обеспокоится и точные справки взять, вы подумайте хорошенько, что на этих неизвестных трупах освящаются церкви и сотни антимисов в запас освящены, не могу понять, как это от вашей проницательности ускользнуло таковой важнейший Акт, – действительно неизвестные трупы лежали в склепе без всякого признака христианства вдруг признать за Сапорея царя Перского детей Даду, Гаведдая, Гаргила и Каздои.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

После выхода декрета об отделении Церкви от гос-ва 4 февр. 1918 г. состоялся крестный ход из Перми на Белую Гору, в к-ром приняли участие ок. 20 тыс. чел., т. е 1/5 населения города. Применив оружие, власти разогнали верующих. В авг.-окт. 1918 г. Б. м. был разорен, имущество разграблено, престол осквернен. Архим. Варлаам был арестован и принял мученическую кончину, 102 насельника угнаны на принудительные работы, 41 убит, остальные мобилизованы в армию. Братия Серафимо-Алексеевского скита была замучена и утоплена в яме с нечистотами. Когда тела иноков извлекли из ямы, на них не было следов разложения, очевидцами засвидетельствовано благоухание. На короткое время и. о. настоятеля мон-ря стал иером. Сергий (Вершинин), а после его мученической кончины - иером. Антоний (Арапов; последнее упом. о нем в марте 1919). В февр. 1919 г. Б. м. оказался на территории, занятой армией А. В. Колчака , часть братии вернулась, к сер. марта 1919 г. в мон-ре было 132 чел., из них 35 чел. в скиту (ГА Пермской обл. Ф. 37. Оп. 7. Д. 1. Л. 1, 2). 4 марта 1919 г. еп. Борис (Шипулин) назначил и. о. настоятеля иером. Иосифа (Воробьёва; † 1919?). 19 мая по благословению еп. Бориса (Шипулина) состоялось вторичное (малое) освящение Крестовоздвиженского собора, оскверненного большевиками. 18 июня 1919 г. обитель была временно захвачена большевиками, убито 34 насельника. В авг. 1919 г. братия вновь собралась, 4 сент. и. о. настоятеля стал иером. Афанасий (Одегов; † 1922?), в янв. 1922 г.- иером. Никон (Коробкин; † 1922?), в авг. 1922 г.- иером. Иоанн (Ветер). В марте 1923 г. Б. м. был закрыт, Иверский храм разобран, в корпусах организован детский приемник для малолетних преступников, переоборудованный в 30-х гг. в дом инвалидов. В июне 1923 г. в здании Пермского отдела ГПУ произвели кощунственное «обследование» святынь мон-ря, в т. ч. частиц мощей прп. Серафима Саровского, вмч. Георгия, прмч. Игнатия Афонского. На месте уничтоженного в 1918 г. Царского креста поставили памятник Ленину. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а в 50-70-х гг. ХХ в.- психиатрическая больница. В 20-50-х гг. XX в. в землянке близ Б. м. по благословению прмч. Варлаама подвизалась схим. Евдокия .

http://pravenc.ru/text/77928.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010