6 Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896–1972) родился в Картли в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Обучаясь в семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей – Кватахебского, Шио-Мгвимского и других,– в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет Тбилисского университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Калистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности, на восстановление храма святого Георгия на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Светицховели, а также перенесены из музея святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских, в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную семинарию, переизданы Новый Завет на старогрузинском языке, Полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Калистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. 7 Митрополит Бодбийский Димитрий (Иашвили; 1872 – 1961). Владыка Димитрий (в миру – Давид Иларионович Иашвили) родился в Кахетии в селении Сакобо Сигнахского района. Первоначальное образование он получил в Телавском духовном училище, которое окончил в 1888 г., и в том же году перешел в Тифлисскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1896 г. он два года служил в должности учителя в школах Ведомства православного исповедания. В 1898 г. он принял сан и был назначен в родное село настоятелем храма. Одновременно с этим отец Давид продолжал преподавательскую деятельность: состоял наблюдателем церковно-приходских школ и председателем Сигнахского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Приготовление храма ко бдению, по всем памятникам, кан-дилапт заканчивает поклоном долженствующему совершать бдение иерею. Отсюда начинаются действия последнего, которые до начального возгласа «Слава Святей» заключаются в следующем. По всем памятникам, иерей, встав со своего места, делает поклон настоятелю, а при отсутствии его в храме – его месту. Приняв таким образом благословение на совершение бдения, он, по всем тем же памятникам, делает три поклона перед Святыми Вратами и по одному к каждому хору. Войдя в алтарь, иерей, по рукописи 1096 Синайской библиотеки, взяв кадило, становится перед святой трапезой 285 . Рукописи 1094 и 1097 той же библиотеки 286  и Шио-Мгвимского монастыря дополняют предыдущий памятник указанием на то, что сам иерей «влагает фимиам в кадильницу, читая про себя молитву кадила» 287 . . После того как иерей встанет перед престолом, кандилапт со свечою в руках возглашает: « Κελεσατε " 288 . Наличие этого возгласа во всех ранних списках Иерусалимского устава свидетельствует о давнем его существовании в чине агрипнии. Как попал этот возглас из византийского придворного ритуала в монастырское богослужение, существовал ли он у спудеев, богослужение которых отличалось от патриаршего скромным характером, трудно сказать. Более вероятным нам кажется приписать его введение в чин агрипнии преп. Савве Освященному, который сам бывал в Константинополе, пользовался правом свободного входа во дворец и присутствовал на императорских приемах 289 . Торжественная обстановка храма ввиду предстоящего начала всенощного бдения, чинность действий кандилапта и иерея и, главное, благоговение перед самим чинопоследова-нием, а равно и местом его совершения, побудили преподобного предварять таковое возгласом, коим регулировалась на его глазах торжественность и чинность придворного ритуала земных владык. Введением возгласа «келевсате» преп. Савва стремился придать наиболее торжественный характер агрипнии, ради которой монахи собирались раз в неделю в храм из своих келий. Практически же возглас служил приглашением собравшимся к началу молитвы, на что указывают слова рукописи Синайской библиотеки 1096: «Возглашает „келевсате». И тотчас все встаем и становимся в своих стасидиях» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Согласно груз. источникам, царь Картли Трдат воздвиг во 2-й пол. IV в. в Некреси одну из первых церквей в Вост. Грузии (Обращении Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91; То же. 1989. С. 28; Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 137; Он же. 2008. С. 68); церковные строения IV в. были выявлены в ходе археологических раскопок в Некреси, Ареши (ныне Мтисдзири, муниципалитет Кварели) и Долочопи (близ Кварели, на правом берегу р. Дуруджи). Христианство долгое время сосуществовало с язычеством. Известно, что жители Лопотского ущелья к кон. V в. все еще поклонялись огню и воде ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 200; Он же. 2008. С. 101). Для упрочения положения христианства, а также для распространения политического и культурного влияния в горных районах Кавказа центральная власть Вост. Грузии способствовала выдвижению адм. и религ. центров, расположенных у подножия Кавказа, вдоль дорог, связывавших горные области с Алазанской долиной. Эти обстоятельства благоприятствовали превращению г. Некреси в епархиальный центр Гагмамхари. Точное время основания Н. е. неизвестно. Мнение груз. историка П. И. Иоселиани о том, что епископскую кафедру основал сщмч. Авив Некресский ок. 30-60-х гг. VI в., не подтверждается источниками: согласно Житию преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского, сщмч. Авив и свт. Иессей Цилканский заняли кафедры усопших епископов Некреси и Цилкани ( Абуладзе. 1955. С. 87-88). Н. е. и некресели не упоминаются ни в числе епархий, основанных царем Картли св. Вахтангом Горгасали в 70-80-х гг. V в., ни в «Книге посланий» среди участников Двинского Собора (505/6). Однако, по справедливому замечанию Д. Мусхелишвили, кафедра должна была существовать в кон. V - нач. VI в.; ее основание хорошо вписывается в общую политику св. Вахтанга Горгасали, направленную на консолидацию горных и низинных областей Грузии ( Мусхелишвили. 1977. С. 223). Кафедральный собор Некреси первоначально, видимо, существовал на территории древнего городища.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Отличительной чертой следующей редакции Иерусалимского типикона является наличие Иерусалимских богослужебных глав. Эти главы, занимающие свое традиционное место перед Иерусалимским синаксарем, были составлены па основании текстов, которые находились в конце и в начале Иерусалимского типикона предшествующей редакции. В Иерусалимские богослужебные главы входило описание всенощного бдения (агрипнии), указание о количестве всенощных бдений, совершаемых в течение года, описание распорядка чтения Псалтири в течение года, описание совершения служб суточного круга в седмичные дни, а также другие богослужебные указания. Греческий текст Иерусалимского типикона этой редакции, происходящий из Лавры Саввы Освященного, известен только в сравнительно поздней южно-итальянской переработке однако полные тексты редакции сохранились в грузинском переводе (Типикон Шио-Мгвимского монастыря) и в арабском переводе Анализ текста рассматриваемой редакции показывает, что, судя по всему, именно из нее делал свои выписки Никон Черногорец. В описание всенощного бдения, которое входило в состав Иерусалимских богослужебных глав, а также и в Иерусалимский синаксарь, часто вносились изменения и дополнения, обусловленные традициями того монастыря, литургическую практику которого данный типикон регламентировал. Например, в рукописях Иерусалимского типикона Sin. gr. 1096 и Sin. gr. 1094 отражена богослужебная практика лавры Саввы Освященного а рукопись Sin. gr. 1097 содержит типикон монастыря святой Екатерины на Синае, составленный в 1214 году и восходящий к более раннему типикону этого монастыря. Позднее в состав Иерусалимских богослужебных глав было включено описание малой вечерни и эта редакция Иерусалимского типикона, содержащая описание малой вечерни, получила дальнейшее распространение. Малая вечерня появилась в богослужении палестинских киновий в результате удвоения вечерни, и ее появление было обусловлено палестинской практикой совершения всенощных бдений. Но в субботние и предпраздничные дни общая трапеза должна была совершаться перед великой вечерней, и поэтому в эти дни в притворе совершалась малая вечерня, после которой следовала вечерняя трапеза, и затем начиналось всенощное бдение, первой частью которого была великая вечерня. В константинопольской студийской традиции в канун праздничных дней после единственной вечерни обычно следовала вечерняя трапеза (греч. deipnon), а после трапезы совершалось повечерие (греч. apodeipnon). Иерусалимский типикон в Малой Азии

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

К сожалению, я мало знал о внешних обстоятельствах жизни отца Парфения. Шестнадцати лет он пришел в Шио-Мгвимский монастырь, где настоятелем тогда был архимандрит Ефрем (Сидамонидзе), будущий Патриарх Грузии. Были тяжелые революционные годы. На Церковь обрушились кровавые гонения, перед которыми меркнет черная слава Нерона и Диоклетиана. Из Шио-Мгвимского монастыря вывезли всех монахов и заперли их в Метехском храме, превращенном в тюрьму. Часть из них расстреляли, других сослали, остальных же – и в их числе был отец Парфений – после допросов и издевательств выпустили на свободу. Так началась для него одиссея странствий из одного заброшенного монастыря в другой, где ему приходилось скрываться, как зверю от охотников, и там его ловили, избивали, изгоняли или бросали в тюрьму. Однажды ко мне подошел житель Мцхета и сказал: «Я гуриец, а гурийцы общительны, как испанцы; они вступают в разговор даже не познакомившись, поэтому я хочу рассказать вам один случай из моей жизни. Недавно умер мой брат, которого я очень любил; он умер в приюте для сумасшедших. Мой брат был полковником императорской гвардии и был предан императору всей душой, как иногда можем быть преданы мы, гурийцы, в душе всегда романтики. Хотя Гурию считали революционной, она дала людей, которые шли на смерть, защищая трон. Когда мой брат узнал о свержении и убийстве царя, то это так поразило его, что он сошел с ума, но, может быть, это безумие спасло ему жизнь – как больного его не трогали. Он ходил по улицам нашего села в Гурии и повторял: “Император, восстань, император, выйди из могилы!”. Он был действительно сильный духом и в безумии сохранил свое благородство. А я испорчен и отравлен, я хочу верить в Бога и не могу. Мне запомнился один случай,– продолжал он.– Однажды я со своими друзьями охотился в горах Дзегви. Там стоит монастырь во имя Святой Троицы, уже давно покинутый и разоренный. Мы не ожидали встретить там ни одной человеческой души и вдруг, глубокой ночью, увидели свет, который горел в домике около храма. Мы были уставшие и решили переночевать там. Дверь была открыта, мы вошли внутрь и увидели монаха, который стоял на молитве. Услышав наши шаги, он повернулся к нам. У него не было ничего, кроме сухарей и нескольких картофелин, но, узнав, что мы голодны, он сварил нам весь картофель, который у него был, и предложил эту трапезу. Потом он указал на войлок, лежавший на полу, где можно было бы прилечь, а сам продолжал молиться. Мы были одеты в бурки, так что холод не был страшен для нас. Мы были рады крыше над головой и наутро, поблагодарив его, ушли. Я недоумевал: “Какая сила заставила этого человека переносить холод, голод и ожидание, что его схватят, как преступника, бросят в тюрьму и расстреляют без суда?”. И в то же время я думал: “Значит, он видит то, чего не вижу я, слепой. И если бы я мог, то как бы охотно поменялся с ним местом в жизни!”.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

У мощей прп. Гавриила 22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского , монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван . Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо. Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца. P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле: Рейтинг: 10 Голосов: 1405 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Святая Шушаник  (V в.) – супруга владетеля Южной Картли (южной части центральной Грузии), из политических соображений принявшего маздаизм и принуждавшего к этому жену. За отказ подчиниться Шушаник была заточена в одной из дворцовых комнат, где в течение многих лет подвергалась унижениям и мучениям. Была похоронена рядом с древней церковью. Позже тут в XIII в. была построена крепость Метехи с церковью Успения Богородицы, внутри которой находилась могила святой Шушаник. Житие святой Шушаник, написанное Якобом Цуртавели, стало самым ранним памятником грузинской агиографической литературы. В советское время на территории крепости в церкви располагался молодежный театр.

http://pravoslavie.ru/133540.html

Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду. Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин , вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь . После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского . Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты , их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544) .

http://pravoslavie.ru/41621.html

Иоанн с учениками провели в Мцхете три года, пребывая в молитве и проповедуя слово Божие, а затем взошли на гору Зедазени. После их двухлетнего пребывания на горе святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им повеление Богородицы и святой Нины, и затем призвал их приготовиться отправиться туда, куда каждому из них укажет Сам Святой Дух. Можно провести известную аналогию между этим явлением и Пятидесятницей, после которой святые апостолы разошлись для проповеди в разные страны. Святой Иоанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословения на их грядущую проповедь. Католикос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Святой Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское». Монастырь Шио Мгвимского Святой Шио, получив также благословение от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Но святому Шио это место понравилось, так как оно было как бы нарочно защищено отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры, святой Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Православие в Грузии никогда не затухало. В России было больше активных богоборцев, которые с закрытыми глазами исполняли то, что им приказывала «родная партия» Вот такой была жизнь в Грузии в советское время. Православие здесь никогда не затухало. В России было больше активных богоборцев, таких, которые с закрытыми глазами исполняли то, что им приказывала «родная партия». А в Грузии их было меньше, и всегда всё балансировало, руководствовуясь Православием. - Вы упомянули имя блистательной актрисы Верико Анджапаридзе, которая запомнилась многим своей кратчайшей, но пронзительной ролью в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и словами: «Зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму?» Еще раньше мы с вами говорили про гениального грузинского танцовщика Вахтанга Чабукиани. И восхищались ими. Но ведь мы знаем, что святые Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский весьма нелицеприятно отзывались о лицедеях. Как лично вы относитесь к театру? - Я не совсем согласен, когда сегодня, как это бывало в старину, актёров называют «комедиантами». Потому что в театре можно набраться глупостей и извращений, а можно научиться многому хорошему, если самому к этому стремиться. Поэтому, когда я работал в театре имени Грибоедова, и к нам приезжали большие актёры (например, Гоголева из Москвы , она играла в спектакле «Деревья умирают стоя»), я старался поближе с ними познакомиться. Вот приведу вам случай, о котором мне рассказывал Святейший. Он в своё время был келейником у своего дяди-игумена, когда тот ослеп и удалился в монастырь. Как-то к нему пришли двое артистов: Абашидзе и Абашидзе, один из княжеского рода, другой из крестьян. Один руководил театром музыкальной комедии в Тбилиси, другой ставил спектакли в доме Марджанова (тогда это был частный дом Зубалова, который сдавался под театр). И им не хватало денег заплатить за аренду, вот они и пошли по миру собрать копеечку. Дошли до Шио-Мгвимского монастыря, это богатый, основанный в VI веке монастырь. «И я, - рассказывал мне Святейший, - дяде доложил, что приехали артисты, хотят встретиться с ним. Он их позвал. Они представились, и он спрашивает: " Зачем пожаловали? " - " Вот, так и так, мы делаем то-то и то-то, и у нас нет возможности... " . А я дяде пояснил: " Князь ставит то, что я вам сегодня читал - пьесу Южина-Сумбаташвили «Измена», классическое произведение " . - " Правда? " Он взял звоночек и позвонил. Заходит послушник. - " Позовите эконома, принесите чек " . - " Ра периа? Какого цвета? " - " Розовый " . А до этого актеры посещали мцхетского князя, и тот им предложил: " Кто из вас перепрыгнет через этот стол, я тому что-нибудь дам " . Крестьянин перепрыгнул, ударился головой, но получил пять рублей золотыми. А князю игумен Шио-Мгвимского монастыря протянул розовый чек на 25 тысяч золотом, когда узнал, что он ставит!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 26-36 (на груз. яз.); То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 69-143; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 217-229; Житие и чудотворения святого и блаженного Шио, который был из Антиохии междуречия, который прибыл в страну Картли и обосновался в Саркине (в одной пещере), описанное достойным Мартвирием, которого сперва звали Иоанном, который был один из учеников святого Иоанна из Константинополя [метафрастическая редакция]//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 107-170; То же// Сабинин. Рай. 1882. С. 219-264; Сабинин М.-Г. Житие прп. Шио Мгвимского чудотворца, покровителя груз. царства// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 141-166; Повествование и чудодействия святого и богоносца отца Шио, написанные другими в разное время, собрал Василий Католикос, сын св. Патрика Ваче// Сабинин. Рай. 1882. С. 253-264; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 199-213. Лит.: Peradze G. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien. Cotha, 1927. Р. 1-41; Джавахишвили. История народа. 1928. Т. 1. С. 324-347; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 122-124, 158-162, 534-536; он же. Вопрос о прибытии сир. отцов в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. XXIII-XXV; Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 1-18 (на груз. яз.). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.)

http://pravenc.ru/text/180873.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010