Александр (Окропиридзе Александр Давидович), еп.Гурийско-Мингрельский Родился в 1824 году в семье священника Горийского уезда, Тифлисской губернии. В 1845 году окончил Тифлисскую Духовную Семинарию и в этом же году 8.VII был пострижен в монашество в Тифлисском Преображенском монастыре и причислен к братии этого монастыря. В 1846 в сане иеродиакона поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1849 г. 6 октября был рукоположен во иеромонаха. В 1850 году окончил Академию со степенью кандидата богословия. 15·II.1851 назначен преподавателем Тифлисской Духовной семинарии, а потом последовательно смотрителем Абхазского и Кутаисского духовных училищ. В 1854 и 1855 гг. исполнял должность настоятеля первоклассного Гаенатского монастыря. 12.II.1855 возведен в сан игумена при Абхазской архиерейской кафедре, а в следующем 1856 г. 16.II. – в сан архимандрита, с правом управления Абхазской епархией, т.к. епископ Герман был перемещен на Имеретинскую кафедру. 4.III.1862 хиротонисан во епископа Абхазского. Хиротония совершена в Тифлисском кафедральном соборе. 30.V.1869 по случаю увольнения Преосвящ.Геронтия на покой, был назначен на кафедру епископа Горийского, вик. Грузинской епархии. В 1893, будучи епископом Горийским, награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 20.III.1896 перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской Духовной Академии. 4.XI.1903 уволен на покой. Скончался 9.·ΧΙ.·1907 и похоронен в соборном храме ШиоМгвимского монастыря. Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем «избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну». Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Немало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно – Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв.Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в гор. Сухуми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский район, окрестности г. Карели, в конце дороги через Дзамское ущелье Координаты: 41.846318, 43.69726 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точное время возведения неизвестно, но, предположительно, это временной отрезок с VI до IX века. В комплекс входят пять строений. Основное и самое старое здание Введенской церкви выложено из обработанных плит базальта, на которых едва различимо сохранились очертания росписи с орнаментом из канклийского камня. Еще одно строение – церковь прп. Шио-Мгвимского - дошло до наших дней почти в первозданном виде. Церковь Всех святых сильно разрушена из-за постоянных набегов завоевателей. По этой же причине остальные два строения – в честь св. Георгия Победоносца и в честь Воскрешения Лазаря разрушены почти до основания. Согласно исследованиям Мегвинетхуцеси, Цицишвили и еще нескольких историков, создавших труды в прошлом и позапрошлом веках, комплекс занимал довольно большую территорию с кельями и хозяйственными постройками. Здесь даже был водопровод. Основной расцвет монастыря приходится на XIII век. Позже он еще долгое время имел существенное значение в духовной жизни региона. В семнадцатом веке монастырь постепенно пришел в упадок и даже на время опустел. В 1997 году монастырь возобновил свою работу по распоряжению митрополита Руисско-Урбнисского Иова (Акиашвили). В наше время в обители проживают около дюжины монахов и послушников. Вокруг комплекса частично сохранилась окружающая его стена, строительство которой предположительно датируют XIII веком. На территории комплекса есть подземный склеп, в котором хранятся останки монахов, погибших во времена вражеских набегов. На торце главного храма комплекса необычный крест: он выполнен из грубого камня, который меняет цвет в зависимости от температуры окружающей среды. На территории комплекса постоянно ведутся восстановительные работы, и монахи надеются вернуть монастырю былое величие. Стены храма заново расписывают, меняют крыши и расширяют посевные земли.

http://sobory.ru/article/?object=58675

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ [ Басил Зарзмели; груз. ], груз. агиограф IX-X вв., настоятель мон-ря Зарзма , автор «Жития и деяний благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона». Прп. Серапион Зарзмский приходился В. З. дядей и был основателем мон-ря. Рукопись жития (единственная рукопись XVI в., метафраст XI в.- Кекл. А-69) обнаружил и издал в 1909 г. груз. историк и этнограф М. Г. Джанашвили. Ряд исследователей (С. Н. Какабадзе, П. И. Ингороква, В. В. Беридзе, Г. Н. Чубинашвили, М. С. Чхартишвили) относят описанные в житии события ко 2-й пол. VI в., а сам памятник датируют 2-й пол. VII в. Они основываются на том, что Михаил (Микаэл) Парехели, учитель Серапиона Зарзмского, назван учеником св. Шио Мгвимского , одного из сир. отцов сер. VI в.; при этом в тексте отсутствуют к.-л. упоминания о деятельности прп. Григория Хандзского (Хандзтели) в Кларджети в VIII-IX вв., а также сведения о разрушительных нашествиях арабов. Др. ученые (И. А. Джавахишвили, К. С. Кекелидзе, Э. С. Такайшвили, Н. З. Вачнадзе, Д. Рейфилд) считают, что события имели место во 2-й пол. IX в., а житие было написано в 1-й пол. X в. Эти выводы были сделаны на основании изучения морфологических и синтаксических особенностей текста рукописи, характерных для груз. языка X-XI вв.; отмечалось наличие лексических единиц и имен собственных араб. и персид. (новоперсид.) происхождения, вероятность заимствования к-рых относится к IX в., а зафиксированы они были только в письменных памятниках XI-XII вв. ( Андроникашвили М. К. Об арабских словах, проникших в груз. язык через персидский//Тр. ТГУ: Сер. Филол. наук. Тбилиси, 1965. С. 306 (на груз. яз.); она же. Очерки по ирано-груз. языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966. Т. 1. С. 336 (на груз. яз.)); также в житии упоминаются представители груз. родов Чорчанели и Лаклакисдзе, Бахлаунди, к-рые впервые появляются в письменных источниках XI в.; почитание упомянутой в тексте иконы Преображения началось на христ. Востоке с VIII в., следов., и в Грузии она была неизвестна до этого времени.

http://pravenc.ru/text/150801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД V (VI) (Девдариани Харитон Джибоевич; 24.03.1903, с. Миронцминда Шорапанского у. Кутаисской губ.- 9.11.1977, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1972-1977). Совр. груз. историографическая традиция считает Д. 6-м среди предстоятелей Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с этим именем, что связано с обнаружением в кон. XX в. еще одного, неизвестного до этого времени, католикоса-патриарха XV в. Давида V . Д. родился в семье служащего. В 1917 г. поступил в уч-ще с. Саргвети, образование продолжил в мон-ре прп. Шио Мгвимского в Чиатуре. В 1918 г. Кутаисско-Гаенатский митр. Антоний (Гиоргадзе) в ц. во имя свт. Николая (с. Миронцминда) посвятил его в стихарь, в том же году Д. сдал экзамен на священника, но рукоположен не был, т. к. не достиг совершеннолетия. Известно, что Д. был женат. 26 февр. 1927 г. митр. Маргветский Варлаам (Махарадзе) рукоположил его в Преображенском кафедральном соборе г. Сачхере во диакона, 27 февр.- во иерея, назначив его настоятелем ц. вмч. Георгия в Саргвети. С 1928 г. благочинный Харагоульского благочиния, в 1930 г. переведен в Патриарший собор Сиони в Тифлисе. В 1932-1945 гг. служил в тбилисской ц. Квашвети во имя вмч. Георгия (в 1947-1956 настоятель), в 1945-1947 - в ц. св. Нины в Тбилиси (р-н Кукиа). В 1956 г. Католикос-Патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) благословил Д. на епископское служение: 25 авг. 1956 г. принял постриг, 26 авг. возведен в сан архимандрита, 28 авг. в Тбилисском Сиони рукоположен во епископа Маргветского и Урбнисского. В 1959 г. в его ведение вошла также и вдовствующая Манглисская кафедра. В 1956-1962 гг. преподавал в Мцхетской ДС древнегруз. и церковнослав. языки. 10 янв. 1960 г., согласно письменному завещанию почившего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III, Д. был назначен патриаршим преемником, но по смирению от Патриаршего престола отказался. 18 февр. 1962 г. возведен в сан митрополита. 3 июня 1972 г. возглавлял делегацию ГПЦ на торжествах, посвященных годовщине интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 1 июля 1972 г. на XI Всегрузинском Поместном Церковном Соборе избран Католикосом-Патриархом Грузии, 2 июля в мцхетском патриаршем соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовала делегация РПЦ во главе с митр. Эстонским и Таллинским Алексием II (Ридигером; ныне Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/168524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЗАМСКИЕ МОНАСТЫРИ [груз. ] Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ),- комплекс из 10 муж. мон-рей, называемых также Дзамская долина. Расположены в Дзамском ущелье, в долине р. Дзама (массив Лихского хребта, Карельский р-н Грузии). С древности Дзамское ущелье благодаря выгодному географическому положению (проход из Вост. в Зап. Грузию) считалось одним из важнейших узловых пунктов Картли. Неподалеку от древнего г. Мдзорети (совр. дер. Ортубани) была выстроена крепость Дзама - форпост региона. Сб. груз. летописей Картлис Цховреба упоминает эту крепость в связи с походом брата абх. (западногруз.) царя Деметре III - Феодосия III (абх. царь в 70-80-х гг. X в.), воспитанного при визант. дворе и стремившегося «самолично овладеть вотчиной своей». Летопись повествует, что Феодосий, разбитый в Самцхе войсками Деметре, ушел в Картли и при помощи дзамского мтавара Адарнасе 3 месяца удерживал крепость (КЦ. Т. 1. С. 271-272; Бердзенишвили. 1975. Т. 8. С. 171-172). Первой основанной в ущелье обителью стал муж. монастырь Козифа (VII-IX вв.) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в 35 км от г. Карели). Монастырский комплекс составляют 5 церквей, наиболее ранняя - Введения во храм Пресв. Богородицы - датируется VI-VII вв. Церковь сложена из обтесанных плит базальта со следами росписи, орнаментированный иконостас из канклийского камня. Церковь во имя прп. Шио Мгвимского сохранилась практически в первозданном виде, ц. Всех святых сильно разрушена, церкви во имя вмч. Георгия и в честь Воскрешения Лазаря в наст. время превратились в руины. Уцелела рака, сложенная в древности под полом Лазаревской ц. По описаниям Д. Мегвинетхуцеси, Я. Цицишвили (XIX в.) и С. Макалатия (XX в.), монастырский комплекс занимал обширную территорию, где были размещены кельи и хозяйственные постройки; в мон-ре был водопровод. В XVII в. мон-рь пришел в упадок. Возобновлен 17 июня 1997 г. митр. Руисско-Урбнисским Иовом (Акиашвили). Настоятель - игум. Ефрем (Гамкрелидзе). В обители подвизаются иеромонах, 11 монахов и послушники.

http://pravenc.ru/text/171891.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ ДИАКОН [Элиа; груз. ], прп. (пам. груз. 4 янв., вместе с 12 сирийскими отцами , основателями монашества в Грузии) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), сподвижник и ученик прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) (сер.- 2-я пол. VI в.). Имя И. Д. неоднократно упоминается во всех 3 редакциях Жития прп. Иоанна (кименная ред.: Sinait. iber. 50 (нет окончания), X в.; 1-я метафрастическая ред. кон. XI в.: НЦРГ. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.; 2-я метафрастическая ред. предположительно XII в.: НЦРГ. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.), а также в метафрастической редакции XIII в. Жития преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (НЦРГ. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.). В источниках сказано, что сир. монахи обосновались близ древнегруз. столицы Мцхеты на горе Задени, где основали мон-рь Зедазени . Спустя некоторое время прп. Иоанну явились во сне Пресв. Богородица и св. равноап. Нина и повелели разослать учеников в разные места Вост. Грузии, с тем чтобы они основывали на месте своего подвижничества мон-ри. Но И. Д., к-рый «был ему утешением и опорой в немощи его», прп. Иоанн «оставил при себе». На горе Задени не было источников, и И. Д. носил воду из р. Арагви, ежедневно спускаясь к подножию горы. Наблюдая за тяжелым трудом ученика, прп. Иоанн молил Бога о чуде и оно свершилось: на вершине горы забил источник с целебной водой. Сюда на излечение стали привозить больных. К источнику также приходили животные. Среди них был медведь «необыкновенной величины». И. Д. поведал о звере прп. Иоанну, и тот последовал за учеником к источнику. Увидев пьющего воду медведя, прп. Иоанн сказал ему: «Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но, говорю тебе, чтоб ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять какого-либо вреда». С тех пор, как сказано в Житии, больше никто из диких зверей на горе не трогал человека. Позже для сбора воды в 5 м от церкви Зедазени был сооружен небольшой резервуар. Источник, вода которого «собирается в каменном бассейне... и этой водой лечат недуги», упоминает историк XVIII в. Вахушти Багратиони ; М.-Г. Сабинин описывает чудесные явления, происходившие у источника в XIX в.

http://pravenc.ru/text/389407.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН-ДИМИТРИЙ [Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; груз. -] († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55), сын и преемник св. царя Давида IV Строителя . Сведения о нем сохранились в соч. неизвестного автора XIII в. «Жизнь царя Деметре» (КЦ. Т. 1. С. 365-367). Как «царь Даниил, монах» Д.-Д. упоминается в синодике сб. XVII-XVIII вв. (Кекел. А 186. Л. 2029-2039). П. Иоселиани считал, что Дамиан - монашеское имя царя ( Иоселиани. С. 65). Как прп. Д.-Д. внесен в груз. церковный календарь в сер. XX в. Д.-Д. с юности обладал талантом полководца и вместе с отцом участвовал в военных операциях. Так, в 1117 г. царевич совершил удачный поход в Ширван и взял крепость Каладзори. Был помазан на царство св. Давидом IV Строителем, после смерти отца расширил границы государства, возродил пришедшие в упадок во время нашествий турок груз. провинции Эрети, Сомхити, Ташири, Джавахети, Артаани, прибрежную часть Тао, закончил начатое при св. Давиде строительство мон-ря Гелати . Сын Д.-Д., Давид, принял участие в заговоре против отца. Д.-Д., подавив мятеж, оставил трон Давиду и принял постриг в мон-ре Давидгареджи. Через год после смерти Давида Д.-Д. вернулся на трон и возвел на престол младшего сына Георгия III, а затем вновь удалился в пустынь. Похоронен в мон-ре Гелати. Д.-Д. принадлежат созданные в Давидгареджи 4 ямбических гимна (Кекел. A 342. Л. 432-445 - Джвари вазиса. 1906. 8. С. 10; Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 315), вошедших в богослужебную практику ГПЦ: 2 посвящены прп. Шио Мгвимскому , 2 - Пресв. Богородице (поются 13 мая и 22 июня как Богородичные стихиры на Хвалитех на «И ныне:»). В наст. время наиболее известным и широко исполняемым песнопением стал посвященный Пресв. Богородице гимн: «Ты еси Лоза, вновь цветущая,/Ветвь благая, насажденная в Эдеме,/Ладан благоухающий, из рая происшедший,/восхваленная Господом, никем не превзойденная,/Ты еси Солнце сияющее» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 315). На основе этого текста был создан иконописный образ Божией Матери Умиление «Ты еси Лоза».

http://pravenc.ru/text/168786.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви» М. П. Сабинин — одна из немногих книг, позволяющих русскоязычному читателю познакомится с грузинским Православием. Огромное достоинство труда Сабинина в том, что он основан на первоисточниках. Сабини предпосылает совему труду такие слова: «Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от окаянного Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки — беспощадно терзали Церковь Христову. Но благое Промышление Божие хранило и хранит святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц. Сведения о трудах и подвигах этих-то святых людей, положивших начало христианства в Грузии и содействовавших утверждению и процветанию Грузинской Церкви, мы предоставляем здесь вниманию наших читателей.» «Полное жизнеописание…» составиди следующие жития: Житие и Подвиги Святой Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии Житие Преподобного Иоанна Зедазнийского Чудотворца, Начальника Сирийских Отцов Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства Страдание Святой Славной мученицы Царицы Ранской Шушаники Страдание И Подвиги Святых Славных Мучеников Давида И Константина, Князей Аргветских

http://pravbiblioteka.ru/book/polnoe-jiz...

Тбилиси. Церковь Александра Невского ( " русская " ). Русская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Александра Невского была построена в 1864 году. Богослужение здесь проводится только на славянском церковном языке. И это одна из особенностей этого храма. Строилось здание на пожертвования людей, а когда деньги были собраны, то Святейший Синод тоже внёс свой вклад в строительство и добавил к получившейся сумме 5 тысяч рублей. В 1886 году к зданию церкви была присоединена звонница. У храма есть пара пристроек. Одна из них названа в честь Александра Невского, вторая – в честь Николая Чудотворца, которая была построена ещё позже, чем сама церковь и колокольня – в 1900 году, во время правления Николая II, и именно в честь него и была возведена. А в 1913 году на территории храма в небольшом отдалении от него была построена часовня. И опять же её строение было связано с домом Романовых. На этот раз это было 300-летие этой семьи. Сегодня в церкви хранится такие святыни, как частицы мощей Марии Магдалины, святой равноапостольной Нины, святого Шио Мгвимского и др. С 1950 до 1982 года игуменом Божьего дома был митрополит Зиновий. Митрополит Зиновий, в миру Захария Иоакимович Мажуга до конца своей жизни пребывал в келье при храме, в котором служил. Он долгое время отказывался от предложения перебраться в резиденцию, ведь тогда по званию он был уже митрополитом. После смерти был похоронен у северной стены церкви Александра Невского. А ещё раньше игуменом этого храма был Смирнов Иван Александрович. Он начал своё служение в храме в 1918 году и вплоть до своего ареста в 1937 году верой и правдой прослужил своему храму. При нём церковь Александра Невского стала ведущим православным храмом в тогдашнем Тифлисе. После установления советской власти храм несколько раз порывались закрыть, а настоятеля заставляли сдать ключи от него. В 1928 году отца Иоанна вызвал к себе тогдашний комиссар и предложил отречься от сана и занять должность профессора философского факультета университета в Тбилиси. Но он отказался. И тогда на него и на его семью начались гонения, и в 1937 году отец Иоанн был арестован. А через несколько дней суд приговорил его к расстрелу.

http://sobory.ru/article/?object=36484

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010