Михаил Саакашвили надеется на возвращение храмов Абхазии под управление Грузинской Церкви 21 января 2008 г. 11:34 19 января, в праздник Крещения Господня, новоизбранный президент Грузии Михаил Саакашвили посетил Шио-Мгвимский монастырь в окрестностях Мцхета. Саакашвили обещал отремонтировать дорогу, ведущую к обители, а также выразил надежду на скорое урегулирование конфликта в Абхазии мирным путем, сообщает агентство «Новости-Грузия» . Саакашвили назвал храмы Абхазии «старейшими и уникальными грузинскими святынями, которые на данный момент самовольно управляются представителями Российской Патриархии». «Я надеюсь, что скоро они вернутся под управление Грузинской Церкви », — сказал Саакашвили. Ранее грузинский президент говорил о возможном содействии Патриарха Константинопольского Варфоломея I в разрешении грузино-абхазской проблемы. «Мы все надеемся, что Вашими и нашими молитвами, совместными духовными усилиями сможем в ближайшем будущем вернуть там (в Абхазии — Ред. ) мир», — сказал Саакашвили, вручая 14 октября 2007 года Предстоятелю  Константинопольской Церкви орден «Золотое руно» —  высшую государственную награду Грузии для иностранных граждан. В Абхазии сегодня «очень много абсолютно брошенных и уничтоженных грузинских православных церквей и монастырей, так как там была совершена этническая чистка», заявил глава грузинского государства на торжественной церемонии в кафедральном соборе Светицховели. В свою очередь Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II подчеркнул в тот день, что грузинский народ не успокоится до тех пор, пока Абхазия и Цхинвальский регион находятся вне единого государства. «Это незаживающая рана на теле грузинского народа, и пусть никто не думает, что наш народ сможет примириться с этим состоянием, — сказал Предстоятель Грузинской Церкви. — Если эта проблема не будет решена, тогда ненависть будет распространяться на тех, кто мешает воссоединению Грузии, и это может лишь усугубить ситуацию». После войны 1992-1993 гг. канонический статус православной общины в Абхазии остается неопределенным. Грузинское духовенство покинуло территорию республики, и православную общину возглавил священник Виссарион Аплиаа, абхаз по национальности, рукоположенный незадолго до войны в Грузинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/352993.htm...

Полные Иерусалимские типиконы появляются на Афоне с 13 в. В 1172 г. Иерусалимский устав направляется с Афона в Грузию, в монастырь Шио Мгвимского (сохранилась копия 13 в.). Ряд рукописей этого устава, датируемых 13–14 вв., имеется в России. В 1319 г. архиепископ Никодим, ранее – архимандрит афонского Хиландарского монастыря, переводит Иерусалимский устав на сербский язык. Все это свидетельствует о широком распространении Иерусалимского устава на всем православном Востоке. Начиная с 13 в. в Типиконе складываются т.н. Марковы главы (приписываются Марку, епископу Отрантскому [ум. ок. 911]) – на основе обширных уставных замечаний и приписок на полях к текстам древнейших рукописей 9–10 вв. Один из первых примеров сведенных воедино уставных замечаний дает греческая рукопись 456 Московской Синодальной библиотеки (13 в.), содержащая «Марка грешного иеромонаха свод, составленный на недостающее Типикона». Большое количество типиконов собрал А.А. Дмитриевский , включая Устав Великой константинопольской церкви (имеющийся в рукописях Патмосского монастыря 266, к. 9 в.; бывшей Королевской библиотеки в Дрездене 140, не позднее 1–й пол. 11 в.; Иерусалимской патриаршей библиотеки, ранее – библиотеки Крестного монастыря, 40, 950–970 гг., опубликована о. X. Матеосом), Типикон константинопольского Евергетидского монастыря (имеется в рукописи библиотеки Афинского университета 788, 12 в.) и др. Типикон Великой церкви издан в Афинах в 1913 г. В 1969 г. о. Арранц издал Типикон монастыря Спасителя в Мессине (Cod. Messanensis gr. 115) 1131 г. (см. также: Mancini A. Codices graeci monasterii messanensis S. Salvatoris. Messina, 1907). 961 См.: [ Фикара, святогорец] . Вертоград душевный, сиречь собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарою святогорцем/Переклад [архим.] Леонтия Карповича. Вильно, 1620; Плач кающегося грешника: Покаянные молитвенные размышления на каждый день седмицы инока Фикары, подвизавшегося на святой горе Афонской. 7–е изд. М., 1896 (репр.: СТСЛ, 1994; ряд переизданий). См. также: Ляушун Л. Tpaдыцыi icixaзmy i беларускае праваслаунае адраджэнне канца 16 – пачатку 17 ст.: Да пытання пра агульную мemaдaлariчhyю аснову старажытнай усходнеславянскай khuiжhacцi/Xpыcцiяhcmba i беларуская культура. Мн., 2001. С. 87 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение нескольких недель владыка Варфоломей ухаживал за епископом Ефремом. Он пригласил врачей, и те сказали, что владыке Ефрему в течение долгого времени нельзя есть твердую пищу, потому что от голода стенки его желудка стали настолько тонкими, что может быть прободение со смертельным исходом. Его прежде всего искупали, сожгли его одежду, дали новую и затем понемногу начали кормить какой-то жидкой кашей. Патриарх Ефрем рассказывал, что на другой день он увидел на кухне у епископа свежий хлеб и ему так захотелось съесть его, что он, несмотря на запрещение, отломил кусок и быстро, чтобы не видели, проглотил его - и тут же почувствовал сильные боли. Опять позвали врачей, и каким-то образом кусок был извлечен. Епископ Варфоломей сказал владыке Ефрему, что не отпустит его из своего дома в дорогу, пока не получит разрешения от врачей. При этом он предложил ему служить вместе с ним по праздникам в кафедральном соборе. Когда епископ Ефрем приехал в Тбилиси, то прежде всего, не заходя никуда, он пришел в храм святой великомученицы Варвары. Волнение настолько охватило его, что он сел прямо на ступени и, опустив голову, заплакал навзрыд. Из храма к нему вышел священник; узнав, что перед ним епископ Ефрем, вернувшийся из ссылки, он заплакал вместе с ним. Собрались верующие. При виде больного и изможденного архиерея в гражданской одежде одни также не могли удержаться от слез, другие поздравляли его, третьи обнимали и целовали ему руки. Затем они вошли в храм. Ефрем стал громко благодарить святую Варвару за свое спасение. Он еще в заключении дал два обета: если вернется живым, то, во-первых, босиком пройти от Сионского собора до храма святой Варвары, а во-вторых, от Мцхеты пешком дойти до Шио-Мгвимского монастыря. На праздник великомученицы Варвары, память которой совершается в декабре, епископ Ефрем в сопровождении нескольких людей исполнил свой обет, пройдя босиком около пяти километров. Посещая Ольгинский монастырь, владыка Ефрем беседовал с сестрами обители, рассказывал им о своей жизни, а когда видел кого-либо из них печальной или унылой, то старался ободрить шуткой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Однажды о. Зиновия вызвали к настоятелю, обрили бороду и одели в гражданскую одежду. После этого о. Нектарий попросил его отвезти одного человека в город. На Украине тогда одновременно действовал десяток разных банд. Неизвестный оказался епископом, который на прощанье предсказал о. Зиновию: «Пройдут годы испытаний и тебя возведут в высокий сан!» В 1922 г. Глинскую пустынь закрыли. О. Зиновий взял с собой антиминс, на котором впоследствии совершал Литургию под открытым небом. Молодой монах приехал в Грузию и поселился в монастыре Успения Божьей Матери, где его вскоре рукоположили сперва в иеродиаконы, потом в иеромонахи. О. Зиновий служил в церкви св. Николая в г. Сухуми. Когда большевики стали донимать его и здесь своими издевательствами, тогда о. Зиновий с другими монахами укрылся в горах Абхазии, где в то время спасались многие подвижники. Так образовался нелегальный монастырь. Здесь, в горах произошло одно событие. Двое монахов по неопытности съели ядовитую траву. У них началась рвота. Один брат выбежал из пещеры. Был дождливый день, монах поскользнулся, упал в пропасть и разбился. Второй монах потерял сознание и долго не приходил в себя. Очнувшись, он рассказал, что явился к нему умерший брат с печальным лицом и что-то просил. Монахи решили усилить молитву об усопшем. После сорока дней, разделив его одежду, они обнаружили в его рясе зашитый золотой червонец. О. Зиновий спустился в Сухуми, разменял деньги и раздал их нищим. После этого погибший монах являлся во снах братьям уже радостный. Местные власти каким-то образом узнали о нелегальном монастыре в горах, нагрянули туда и учинили разгром. О. Зиновий нашел себе приют в греческой деревне, где зарабатывал себе на хлеб шитьем. Однажды хозяин дома предупредил его: «Скоро приедут с проверкой, узнают, что ты не прописан и арестуют». О. Зиновий на несколько дней укрылся в лесу. В глухом месте нашел пещерку, хворост, развел огонь и начал молиться. Наступало 22 мая. В этот день Церковь отмечает память св. Шио Мгвимского и перенесение мощей св. Николая в Бари.

http://pravmir.ru/tbilisskie-starcy-iz-g...

Страна креста Уже не Азия, но еще и не Европа, Грузия — центр Кавказа, перекресток запада и востока, севера и юга. Грузинская Православная Церковь — одна из древнейших христианских в мире. А в 342 году христианство уже стало государственной религией страны 28 сентября, 2010 Уже не Азия, но еще и не Европа, Грузия — центр Кавказа, перекресток запада и востока, севера и юга. Грузинская Православная Церковь — одна из древнейших христианских в мире. А в 342 году христианство уже стало государственной религией страны Уже не Азия, но еще и не Европа, Грузия — центр Кавказа, перекресток запада и востока, севера и юга. Грузинская Православная Церковь — одна из древнейших христианских в мире. А в 342 году христианство уже стало государственной религией страны. Православных святынь тут такое множество, что даже для поверхностного знакомства с ними понадобится не один месяц. О самых главных ценностях Грузии рассказывает Марина КАНИНА. Горный Шио-Мгвимский монастырь окружен бесчисленными пещерами, где во времена царицы Тамары подвизались пять тысяч монахов Тбилиси Несмотря на множество пугалок и страшилок, сказанных каждому из нашей паломнической группы на родине, мы все равно здесь. Вдыхая весенний горный воздух, ранним утром быстро идем по улочкам Тбилиси, скорее к началу службы в Кашвети, храму Великомученика Георгия. Множество людей, обгоняя нас, торопится туда же. Гиоргоба! Национальный праздник страны святого Георгия Победоносца — его день! Площадь перед храмом вся залита солнцем, в его лучах колышется море людей! Семьи, дети, и так много молодежи… Храм не вмещает всех, люди стоят у дверей, напряженно вслушиваясь в слова молитв. «Вы русские?» — удивленные глаза, открытые улыбки. «Как же вы добрались? Вай, молодцы!» — и вдруг — объятия… «Христос Воскресе! Пропустите вперед, они — русские!» Мцхета Грузия — страна христианского предания. Мцхетские иудеи, переселившиеся в Грузию из Иерусалима еще в 70 году до н. э., напряженно ожидали Мессию. Местный раввин Элиоз, по преданию, оказался в Иерусалиме во время Стастей Господних и стал свидетелем того, как воины метали жребий об одежде Спасителя. Элиоз уверовал во Христа, выкупил великую святыню — Хитон Господень и благоговейно увез в Иверию. Сестра Элиоза Сидония мечтала поклониться святыне. Когда Сидония крепко прижала к груди Хитон Истинного Мессии, она скончалась от сильного переживания, и Хитон так и не смогли взять из ее рук.

http://pravmir.ru/strana-kresta/

Отец Виталий в Сергиевом Посаде. 1979 г. 1 декабря – день кончины схиархимандрита Виталия (Сидоренко) , удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции Глинских старцев , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими. П риехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест святой равноапостольной Нины , храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни». Храм св. Александра Невского, Тбилиси      Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни. Митрополит Зиновий (Мажуга) Честные останки митрополита Зиновия покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

http://pravoslavie.ru/66226.html

Иосселиан Платон. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии. Сочинено в Александре–Невской Академии. СПб., 1802. Каллистов Н. Приезд на Кавказ высокопреосвященного Экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его в Грузии. Тифлис, 1882. Капанадзе X. К 70–летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса–Патриарха всея Грузии Ефрема И//ЖМП. 1967. 1. Карбелов П., свящ. Иерархия Грузинской Церкви. Тифлис, 1904. Карбелов П., свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900. Квирила М. Преподобный отец наш Шио–Мгвимский и его монастырь. 1902. Кекелидзе К., прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Сообщ. Имп. Правосл. Палест. Общ. Пг., 1914. Т. XXV, вып. 3–4. Кекелидзе К. Литургическая справка об автокефалии Грузинской Церк–ви//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. 9. Кекелизде К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908. Кекелидзе К. С. Памятники древне–грузинской агиографической литературы. (Груз, текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К. С. Кекелидзе). Тбилиси: Изд–во АН Груз. ССР, 1956. К. Е. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901. К. Е. Двенадуативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис, 1889. К. Е. Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. К. Е. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. К. Е. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давиде–Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899. Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь. Церковь Шио Мгвимского. Шио Мгвимели /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Шио Мгвимского Год постройки:приблизительно 1401 - 1600. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский район, окрестности г. Карели, в конце дороги через Дзамское ущелье Координаты: 41.84632, 43.6971 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Статьи Статей пока нет. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60484

Шиомгвиме. Шио-Мгвимский монастырь. Часовня. Часовня. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианетия, Мцхета Координаты: 41.862271, 44.640423 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Статьи Статей пока нет. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43958

К сожалению, я мало знал о внешних обстоятельствах жизни отца Парфения. Шестнадцати лет он пришел в Шио-Мгвимский монастырь, где настоятелем тогда был архимандрит Ефрем (Сидамонидзе), будущий Патриарх Грузии. Были тяжелые революционные годы. На Церковь обрушились кровавые гонения, перед которыми меркнет черная слава Нерона и Диоклетиана. Из Шио-Мгвимского монастыря вывезли всех монахов и заперли их в метехском храме, превращенном в тюрьму. Часть из них расстреляли, других сослали, остальных же - и в их числе был отец Парфений - после допросов и издевательств выпустили на свободу. Так началась для него одиссея странствий из одного заброшенного монастыря в другой, где ему приходилось скрываться, как зверю от охотников, и там его ловили, избивали, изгоняли или бросали в тюрьму. Однажды ко мне подошел житель Мцхета и сказал: " Я гуриец, а гурийцы общительны, как испанцы; они вступают в разговор даже не познакомившись, поэтому я хочу рассказать вам один случай из моей жизни. Недавно умер мой брат, которого я очень любил, он умер в приюте для сумасшедших. Мой брат был полковником императорской гвардии и был предан императору всей душой, как иногда можем быть преданы мы, гурийцы, которые в душе всегда романтики. Хотя Гурию считали революционной, но, однако, она дала людей, которые шли на смерть, защищая трон. Когда мой брат узнал о свержении и убийстве царя, то это так поразило его, что он сошел с ума, но, может быть, это безумие спасло ему жизнь - как больного его не трогали. Он ходил по улицам нашего села в Гурии и повторял: " Император, восстань, император, выйди из могилы! " . Он был действительно сильный духом и в безумии сохранил свое благородство. А я испорчен и отравлен, я хочу верить в Бога и не могу " . " Мне запомнился один случай, - продолжал он. - Однажды я со своими друзьями охотился в горах в Дзегви. Там стоит монастырь во имя Святой Троицы, уже давно покинутый и разоренный. Мы не ожидали встретить там ни одной человеческой души и вдруг, глубокой ночью, увидели свет, который горел в домике около храма. Мы были уставшие и решили переночевать там. Дверь была открыта, и мы вошли внутрь и увидели монаха, который стоял на молитве. Услышав наши шаги, он повернулся к нам. У него не было ничего, кроме сухарей и нескольких картофелин, но узнав, что мы голодны, он сварил нам весь картофель, который был у него, и предложил эту трапезу. Потом он указал на войлок, лежавший на полу, где мы могли бы прилечь, а сам продолжал молиться. Мы были одеты в бурки, так что холод не был страшен для нас. Мы были рады крыше над головой и наутро, поблагодарив его, ушли. Я думал: " Какая сила заставила этого человека переносить холод, голод и ожидание, что его схватят, как преступника, бросят в тюрьму и расстреляют без суда? " И в то же время я думал: " Значит, он видит то, чего не вижу я, слепой. И если бы я мог, то как бы охотно поменялся с ним местом в жизни! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010