29 марта 1947 г. польск. власти начали операцию «Висла», целью которой было выселение украинцев из юго-зап. воеводств Польши на «возвращенные земли» (до 1945 принадлежали Германии). Из Люблинского воеводства были выселены ок. 34 тыс. православных украинцев. В 1948-1949 гг. в Явожно находились священники Алексий Нестерович (Хелм), Иосиф Кундеус, Александр Мамчур, Николай Костишин, Дамиан Товстюк, диак. Иосиф Бобрович. В 1947-1948 гг. в Явожно отбывали наказание по политическим обвинениям 803 украинца из Люблинского воеводства. 20 мая 1947 г. все недействующие правосл. храмы Холмщины были переданы в ведение свящ. Владимира Вежанского, зам. благочинного Люблинского округа. Однако его функции сводились к руководству эвакуацией церковного имущества, к-рая полностью завершилась в окт. 1947 г. По декрету польск. властей от 5 сент. 1947 г. недвижимое имущество упраздненных правосл. приходов перешло в собственность гос-ва. В 1945-1948 гг. в Люблинском воеводстве была упразднена 61 правосл. церковь: 34 храма перешли в ведение Римско-католической Церкви, 27 - к нач. 1949 г. стояли заброшенными, остальные, согласно документу от 28 сент. 1949 г., «находились под опекой администрации», т. е. были преобразованы в школы и др. общественные здания. Кроме того, более 20 церквей были разрушены или сильно повреждены в 1944 г., также не были учтены неск. десятков временных часовен, обустроенных украинцами в период оккупации. Возрождение Православия на Холмщине и в Подляшье началось в сер. 80-х гг. XX в., тогда власти разрешили строительство новых правосл. церквей. В 1985-1989 гг. шло строительство Кирилло-Мефодиевского храма в г. Бяла-Подляска; 10 июня 1990 г. еп. Авель освятил новосооруженный Троицкий храм в г. Седльце; в 1989-1992 гг. был возведен кладбищенский Никольский храм в г. Замосць, ставший позже центральным для нового благочиннического округа. 24 марта 1989 г. Синод ППЦ принял решение об образовании Люблинско-Хелмской епархии, к-рая объединила 16 приходов в 6 воеводствах: Люблинском, Хелмском, Замойском, Бяло-Подляском, Седлецком и Тарнобжегском. 25 марта 1989 г. во епископа Люблинского и Хелмского был хиротонисан наместник Яблочинского Онуфриевского мон-ря архим. Авель (Поплавский; с 2001 архиепископ). В 1992 г. было образовано Люблинское братство прмч. Афанасия Брестского. В 1996 г. организована Епархиальная комиссия исторической памяти. В 1994-2003 гг. в Люблине строился правосл. центр социальной помощи, при к-ром в янв. 2003 г. освятили Крестовоздвиженский храм. При этом же храме существует созданная указом еп. Авеля в июне 2006 г. укр. правосл. община во имя свт. Петра (Могилы). В апр. 2005 г. освящен храм во имя св. Марии Магдалины в г. Пулавы.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Понедельник 26 августа/8 сентября 1947. Как выясняется, прием во Францию русских беженцев из Германии до сих пор решается отрицательно, так как Министерство труда (министр коммунист Амбруаз Круаза) и СЖТ 795 категорически запрещали нанимать по контракту русских, боясь усиления «правых элементов» в стране. Даже в жизненном вопросе, когда рабочие руки необходимы, побеждает чистая политика. Пятница 30 августа/12 сентября. Св. Александра Невского. По дороге в церковь встретил главу медонских советских патриотов, Тарасенкова, который подробно рассказал об отъезде 1200 патриотов в Россию. Они все должны собраться 25-го в Сарре- бурге, откуда поедут поездом до русской границы. Там их распределят по местам назначения. Багаж можно брать, так же как и деньги, но нельзя везти кошек и собак. Литургию служил Митрополит с 12 священниками, в том числе о. Григор-Клочко. Духовенству не только не дали чая, но когда о. Олег и о. Лев Греков хотели устроить чай частным образом, настоятель запротестовал: достаточно-де одного приема в месяц (намек на проводы Афонского). Четверг 5/18 сентября 1947. Днем правил корректуру воспоминаний митрополита Евлогия. Много неточностей о Богословском институте и почему-то – ни слова о моем отце и об его епархиальной и приходской работе. Суббота 7/20 сентября 1947. Подготовили окончательно программу педагогического совещания. О. Виктор сообщил о решениях, принятых на епархиальном совете. Не только в первый раз вопрос о просвещении принят к сердцу, но открыт кредит на выписку провинциальных делегатов, и сам Митрополит будет на заседаниях. О. Николай Еремин назначен митрополитом Серафимом настоятелем Трехсвятительского подворья, взамен архимандрита Стефана Светозарова, уезжающего в среду в Москву. Его возводят в архимандриты, минуя о. Сергия и о. Серафима, которые старше его. Понедельник 9/22 сентября 1947. Утром заходил Трубников за материалами по православным святыням Франции, которые очень заинтересовали еп. Нафанаила. Вторник 10/23 сентября 1947. Епископ Никон приехал в Бальтимору [Балтимор], [...] проехал сам в Нью-Йорк, посетил уже 5 церквей, служил на Рождество Богородицы в соборе и едет в монастырь для возглавления пастырских курсов. Н.П. Афонский после отдыха в деревне устроился в Нью-Джерзей [Нью-Джерси], где у него хор в 30 человек. Кроме того, ему предложено место преподавателя церковного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По преданию, храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей, сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении. В 1937 г. храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 г. XVIII в. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 гг.), следует, что нижний придел был разорен еще в 1920-е гг. Только в 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г. Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 г. он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 г. до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.

http://sobory.ru/article/?object=00910

1942 год – Центральный Антирелигиозный Музей переименовывается в Центральный музей истории религии и атеизма (не путать с ленинградским, носящим такое же название). Но в период Великой Отечественной войны наступает некоторое улучшение в отношениях Государства и Церкви, меняется политическая ситуация, а вслед за этим и судьба музея. Часть экспонатов возвращается храмам. В период 1941—1945 гг. экспозиции музея были свернуты, здание превращено в общежитие МПВО; осуществлялось только хранение экспонатов. 1944 год – помещение музея передается комитету кинематографии для киностудии Союзмультфильм, в постановлении СНК по этому вопросу не предусматривалось выделение какого-либо другого помещения взамен изъятого. 10 декабря 1945 года – Постановлением Совнаркома музей передается в ведение АН СССР, с переводом его в церковь Вознесения у Никитских ворот. С 1937 года по 1947 год в музее хранились мощи святителя Иоасафа Белгородского, перевезенные из музея, находившегося с 1929 года в Страстном монастыре. В 1947 году мощи были перевезены в Ленинград и помещены в запасники Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе. С 1946 года – в здании храма находится киностудия «Союзмультфильм». 20 марта 1947 года во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 14 декабря 1946 г. 13815-р Президиум Академии наук СССР издает Постановление, подписанное Президентом Академии Наук СССР, академиком С.И.Вавиловым и Академиком-Секретарем Академии Наук СССР, академиком Н.Г.Бруевичем от «О ликвидации Музея истории религии в г. Москве» (Протокол 3 Распорядительного заседании 36) в котором прописано следующее: ликвидировать Музей истории религии в Москве, передав экспонаты Музея в Ленинградский Музей истории религии; организовать в составе Института истории сектор по истории религии; предложить Управлению делами закончить перевозку имущества Музея из Москвы в Ленинград и освобождение занимаемых экспонатами Музея помещений к 1 мая 1947 г. В 1993 году зарегистрирована Община храма святителя Николая Чудотворца, но богослужения долгое время не велись, по большим праздникам у стен церкви проводились молебны.

http://sobory.ru/article/?object=27237

ч. созданной в 1944 г. Христианской ассоциацией итал. рабочих (АКЛИ), входившей в состав воссозданной Всеобщей итал. конфедерации труда (ВИКТ). В условиях национального кризиса, вызванного падением фашистского режима и монархии в И., важную роль играла Римско-католическая Церковь. Папский престол и католич. епископат в И. настороженно относились к происходившим в стране демократическим переменам, опасаясь прихода к власти левых партий, однако прямо не вмешивались в политическую жизнь страны. В Римской курии преобладало скептическое отношение к парламентским методам политической борьбы, что сказывалось на сдержанных отношениях с ИХДП и более активной поддержке «Католического действия» и др. светских католич. орг-ций. Переломным моментом в политическом развитии И. стали события 1947-1949 гг. В янв. 1947 г. Де Гаспери предпринял визит в Вашингтон, во время к-рого договорился о предоставлении США экономической помощи И. Вступление ИКП в Коминформ и оппозиция коммунистов намеченному курсу на сближение И. с США привели в мае того же года к правительственному кризису; представители ИКП и ИСП были исключены из правительства. В июне Де Гаспери создал новое правительство из христ. демократов, социал-демократов, либералов и республиканцев. При поддержке англо-амер. военной администрации (функционировала в И. до кон. 1947) итал. правительство и руководство Комитета национального освобождения расформировали боевые отряды движения Сопротивления. Нек-рые его участники, обвинявшиеся в репрессиях против деятелей фашистского режима, коллаборационистов и духовенства, подверглись судебному преследованию (в большинстве случаев были амнистированы). После продолжительных дебатов 22 дек. 1947 г. Учредительное собрание приняло конституцию (вступила в силу с 1 янв. 1948), провозгласившую И. парламентской республикой. Текст конституции отражал компромисс между различными итал. политическими силами (христ. демократами, левыми партиями и либералами-республиканцами). В конституции признавался принцип суверенитета народа, гражданские, политические, социальные права человека.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

142. Под «крохами, которые падают со стола господ» (Мф. 15, 27) и которые готова подобрать женщина-язычница, «имеются в виду не крошки, а куски хлебных лепешек, которыми пользуются для обтирания пальцев при еде и бросают под стол». — Иеремиас И. С. 187. 143. Интересно предположение, что слова Иисуса «Я приду и исцелю его» (Мф. 8, 7), следует читать как вопрос-отказ: «Я должен прийти (читай: к нечистому язычнику в дом) и лечить его (твоего слугу)?». Что касается ответа сотника, то он более внятно может быть переведен следущим образом: «И я, хотя лишь младший по званию офицер, имею право приказывать». Данный случай представляет собой пример того, что греческий текст Мф. имеет семитскую праоснову (см. § 15. 2) и не всегда удачно передает сказанное Иисусом по-арамейски. «Таким образом, сотник не протестует против того, что Иисус не хочет заходить в его дом; напротив, своим ответом, — что он недостоин этого, — он показывает, что его вера в силу Иисуса и в его желание помочь непоколебима.» — Иеремиас И. С. 186-7. 144. См. Иеремиас И. С. 169. 145. См. Додд Ч.Г. С. 90-91. 146. Додд Ч.Г. С. 90-91. 147. Евангельские свидетельства (Синоптических Евангелий, с одной стороны, и Евангелия от Иоанна, с другой) несколько разнятся в вопросе о времени совершения Пасхи Иисусом: «в первый день опресночный» (Мф. 26, 17 и пар.), с которым евангелисты отождествляли саму Пасху, или «перед праздником Пасхи» (Ин. 13, 1). Об этом см., например, Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж. 1947. С. 37. 148. «Иосиф Флавий говорит о количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день.» — Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж. 1947. С. 37. 149. См. об этом: Буйе Л. Первая Евхаристия на последней вечере.//О Библии и Евангелии. Брюссель. 1988. С. 221-32. 150. Подробно порядок иудейской Пасхальной трапезы см. в: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж. 1947. С. 38-9. 151. В Лк. говорится о двух чашах (Лк. 22, 17. 20), из которых первая есть, скорее всего, первая или вторая чаша иудейской Пасхальной трапезы. — См. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж. 1947. С. 39.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Николай (Ерёмин Степан Павлович, 1892–1985), митрополит Корсунский в 1960–1963 гг., в эмиграции жил в Праге, затем во Франции, рукоположён в 1942 г., окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже (1943), преподавал там (1944–1947, уволен за принадлежность к Московскому Патриархату), принял монашеский постриг в 1945 г., архимандрит (1947), епископ Клишийский (1953), в 1954 г. назначен экзархом Московского Патриархата в Западной Европе с возведением в сан архиепископа, с 1963 г. жил на покое в Париже, где и скончался. Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич, 1891–1961), митрополит Крутицкий и Коломенский, выпускник Петербургской Духовной Академии (1914), пострижен и рукоположён в сан иеромонаха в 1914 г., магистр богословия (1917), настоятель Петропавловского собора (1919), архимандрит (1919), наместник Александро-Невской Лавры в 1919–1922 гг., возведён в сан епископа Петергофского в 1922 г., в 1923–1926 гг. – в ссылке, в 1927 г. вернулся в Ленинград, в 1935 г. возведён в сан архиепископа, в 1936–1940 гг. управлял Новгородской и Псковской епархией, в 1940–1941 гг. – архиепископ Волынский и Луцкий, в июле 1941 г. – митрополит Киевский, в августе 1941 г. эвакуировался в Москву и принял управление Московской епархией, с 1943 г. член редколлегии, затем, до 1960 г., председатель Издательского отдела «Журнала Московской Патриархии», где печаталось много его статей, проповедей, речей; в 1944–1947 гг. – митрополит Крутицкий, с 1947 г. до 1960 г. Крутицкий и Коломенский, в 1946–1960 гг. – председатель ОВСЦ, освобождён от должностей под давлением советских властей. Никон , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, куда поступил в 1978 г. в возрасте 28 лет, старший брат иеродиакона Силуана. Оболенский Николай Александрович (1900–1979), князь, митрофорный протоиерей, священник Свято-Александро-Невского собора в Париже (1963–1979), окормлял также приходы в Биаррице, Ницце, Бордо и других городах Франции, духовный писатель и поэт. До принятия сана: выпускник Пажеского корпуса, кадет императорской гвардии, в эмиграции с 1917 г. (Финляндия, Бельгия, Париж), в годы 2-й мировой войны участник французского Сопротивления, узник Бухенвальда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 1928–1929 гг. – архиепископ Касимовский, викарий Рязанской епархии, временно управляющий Витебской епархии. В 1929–1930 гг. – архиепископ Рязанский. Уволен на покой. В ноябре-декабре 1931 года – архиепископ Калининский, затем вновь уволен на покой. Весной 1933 года арестован в Белоруссии и приговорен к пяти годам лишения свободы. Приговор изменен на три года ссылки, которую в 1933–1936 гг. отбывал в Архангельской области. По некоторым данным, в 1936–1937 гг. – архиепископ Калининский. Затем жил в Москве, работал в горсобесе. В октябре 1941 г. участвовал (в качестве архиепископа на покое) в заседании Высшего церковного управления в Москве. С 1942 года – юрисконсульт Московского обновленческого епархиального управления. В ноябре 1943 г. принес покаяние. Принят в общение с Московской Патриархией в сущем сане епископа, но оставлен на покое. В феврале 1944 г. назначен епископом Архангельским, но от назначения отказался и остался на покое. С июля 1944 г. – епископ Пензенский и Саранский. В январе – июне 1947 г. – епископ Ивановский и Шуйский. В июне 1947 года арестован по обвинению в антисоветской агитации и разглашении сведений, не подлежащих оглашению. 20 декабря 1947 года Особым Совещанием при МГБ СССР был приговорен к пяти годам тюремного заключения, которое отбывал во Владимирской тюрьме. Срок наказания отбыл полностью. Дальнейшая судьба неизвестна. Михаил (Рубинский Николай Александрович) (1872–1962), епископ. Окончил Александровскую Миссионерскую духовную семинарию. Пострижен в монашество. В апреле 1945 года хиротонисан во епископа Херсонского и Николаевского. В 1947 году – епископ Кировоградский и Чигиринский. В мае того же года уволен от управления Кировоградской епархией и направлен на покой в распоряжение архиепископа Минского и Белорусского с местопребыванием в Жировицком монастыре и с зачислением его в состав братии и запрещением в священнослужении сроком на шесть месяцев. С февраля 1948 года – епископ Великолуцкий и Торопецкий. В октябре 1950 года уволен на покой с пребыванием в Почаевской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторник 19 марта/1 апреля 1947. Днем – заседание у Лазаревского 766 . Решали [...] дела «Свободной мысли», которая должна выйти к Пасхе. К сожалению, денежной поддержки никто не оказывает и до выхода первого номера не желает даже подписываться, а типография требует деньги вперед. Стараюсь достать для Лазаревского необходимые для издания 40 000. Четверг 21 марта/3 АПРЕЛЯ 1947. «Русские новости» напечатали отвратительную по грубости и безграмотности передовицу против архиепископа Владимира и Вселенского патриарха. Автор даже не знает значения слова «мерность». Составил ответ для помещения в «Русской мысли», но потом решено было не вступать в полемику. Пятница 22 марта/4 апреля 1947. Утром – торжественная служба а гимназии. Преждеосвященную литургию служил Архиепископ. Пел очень хорошо гимназический хор. Собралось свыше 300 человек, и почти все причащались. Я прислуживал и наладил весь церемониал. Еп. Никон стоял в алтаре. О. Николай был болен и не приехал. Суббота 23 марта/5 апреля 1947. Лазарево воскресенье. В церкви меня перехватил Лазаревский и взял в долг 5000 фр. Остается достать 12000 на покупку свинца, тогда газета выйдет к Пасхе 767 . Принимаю все меры, но ни Епархиальное управление, ни приход не очень склонны давать авансы или ссуды, хотя газета уделяет страницу для освещения церковных вопросов и защиты кафедрального храма. Митрополит Серафим был в Префектуре и жаловался, что у него нет храма для служения. Ему сказали, что храм у него есть, а если он мал, то он может себе построить большой, где хочет. О. Николая вызвали в Префектуру и вручили расписку о том, что дело «Ассосиатион Кюльтюэль» 768 признано в порядке, окончательно урегулировано, и все документы налицо. Всенощная – очень торжественная. Штат собрался полный, и я не прислуживал. Церкви (все) в этом году более полны, чем в прошлые годы, особенно Дарю. Ездили с матерью на бульвар Огюст-Бланки на пасхальную службу у Евграфа. Совершенно неправильно, что они празднуют Пасху не со всеми православными. Народа много. Храм украшен цветами. Много иностранцев. Между вечерней и утреней было крещение одной женщины. Крестный ход выходил во двор. Служба значительно более походит на православную, чем в предыдущие годы, и идет гладко и отчетливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с отцом Софронием в 1947 г. уехал с Афона в Париж его ученик монах Силуан (Стрижков). Глава Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата митрополит Серафим (Лукьянов) вскоре рукоположил о. Силуана во иеродиакона и иеромонаха. Первые послевоенные годы иеромонах Силуан вместе со своим учителем о. Софронием слушал лекции в Богословском институте св. Дионисия, служил в храме Русского дома, кладбищенской Свято-Успенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа и различных парижских храмах. В 1958 г. он был возведен в сан игумена, а к 1965 г. – в сан архимандрита. В 1991 г. режиссер Т. Смирнов снял посвященный ему фильм «Скамейка Силуана». Скончался архимандрит во Франции 24 апреля 1995 г. 126 . Еще раньше – в октябре 1945 г. уехал с Афона в Париж архимандрит Кассиан (Безобразов) . Оставаясь членом «Братства Святой Горы», он вернулся к преподаванию в Свято-Сергиевском институте, 29 июня 1947 г. был удостоен научной степени доктора богословия, 28 июля 1947 г. – хиротонисан в Париже во епископа Катанского, в сентябре того же года назначен ректором Свято-Сергиевского института и занимал этот пост вплоть до своей смерти. В 1951, 1954 и 1958 гг. Владыка Кассиан посещал Константинопольского Патриарха в Стамбуле, в 1961 г. был избран почетным доктором наук Салоникского университета. Он также являлся редактором нового русского текста Библии и автором ряда трудов, выпущенных в Париже издательством «ИМКА-Пресс». Скончался епископ Кассиан в Париже 5 февраля 1965 г. и был похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа 127 . Вскоре после отъезда отцов Кассиана, Софрония и Силуана с Афона – 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся суд. По обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупантами трибунал постановил приговорить группу русских и болгарских иноков к тюремному заключению: монаха Василия (Кривошеина) – к двум годам, монахов Панкрата и Вениамина из Свято-Пантелеимоновского монастыря – к одному году тюрьмы, а двух насельников Зографского монастыря – архимандрита Владимира и иеродиакона Панкрата – к одному году заключения; русского иеромонаха Владимира (Белозерского) освободили из-под надзора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010