Евстратии был известный святостью жизни далеко за пределами Глинской пустыни иеросхимонах Макарий (Шаров) 868 , братским духовником – иеросхимонах Серафим Любомудрый (Пацула) 869 , казначеем (до 1844 года) – любимый ученик игумена Филарета иеромонах Арсений (Митрофанов) 870 , уставщиком – сначала иеромонах Феодосий 871 , под руководством игумена Филарета стяжавший дар непрестанной умносердечной молитвы Иисусовой, затем – известный подвижник – иеромонах Аполлинарий 872 . Письмоводителем пустыни о. Евстратий назначил послушника Григория Клицу и, отличая его, скоро облек в рясофор. Впоследствии Григорий (в монашестве Герман) стал архимандритом, известным подвижнической жизнью, настоятелем Святогорской обители 873 . Келейником о. Евстратия был послушник Димитрий Колченков, впоследствии известный Глинский подвижник монах Досифей 874 . Подробные жизнеописания всех этих подвижников содержатся в Глинском Патерике 875 . Здесь приведем лишь краткие сведения о некоторых из них. Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Терентьевич Шаров; 1801–1864) был одним из тех духовных светильников, которыми никогда не оскудевала Глинская пустынь 876 . Он принял постриг в монашество от самого игумена Филарета в 1833 году. От него же получил первые духовные уроки, мудрые наставления и с тех пор непрерывно возрастал в добродетелях послушания, смирения, чистоты сердечной, воздержания, благоговения, безгневия, потому что, по слову Соломонову, «ревность мужа от подруга своего» ( Еккл. 4, 4 ). Подвиги благочестия при болезненном состоянии и полном самоумерщвлении, по благодати Божией, помогли ему взойти на степень бесстрастия и развить в себе пламенную любовь к ближним. Одна монахиня в своих воспоминаниях о старце писала: «Отец Макарий был очень изнурен, без слез нельзя смотреть на него… Колени у него были потерты (от поклонов) «до крайности». Конечно, не легко досталось подвижнику это самораспятие, много требовалось с его стороны борьбы и самопонуждения до болезненности, но только таким усиленным умерщвлением своего тела и непрестанною молитвою он мог уподобиться Ангелам и получить от Бога благодатные дары прозрения, целения и власть над нечистыми духами» 877 , так как сей род, по слову Спасителя, изгоняется только молитвою и постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Отец Феодот был причислен к лику местночтимых святых в 2008 году.  16. Преподобный Макарий (Шаров) Родился в 1802 г. в г. Ефремове Тульской губернии. По примеру родителей подвижник еще в миру отличался стремлением к благочестию. В Глинскую пустынь пришел в 1828 г. Долгое время вел затворнический образ жизни, однако через некоторое время к нему явился Ангел Божий и молвил «Принимай народ». Преподобный Макарий повиновался и возобновил прием людей у себя. Советы подвижника отличались точностью и духовной глубиной. Скончался в 1864 году, незадолго до кончины принял постриг в схиму. 17. Преподобный Мартирий (Кириченко) Родился в 1800 году в Курской губернии, в 1840 принял постриг с именем Мартирий в Глинской пустыни. Подвижник был известен строгостью своей жизни. Во всё время своего жития в Глинской пустыни отличался воздержанием, непрерывной молитвой и послушанием. К концу жизни достиг полного бесстрастия. Скончался на второй день Святой Пасхи в 1865 году.   18. Победоносный Евфимий (Любимченко) Родился в 1795 году, с 1818 года числился послушником Глинской пустыни. Несколько лет послушник Евстахий был келейником у преподобного отца Филарета Данилевского. Перед кончиной плакал и говорил окружающим, что это слезы радости.  «Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время: я скоро предстану Тому, к Которому всю жизнь мою стремилась душа моя, и увижу Его; вот слёзы и текут». 19. Преподобный Досифей (Колченков) Родился в Курской губернии в 1811 году, с 1840 года числится в списках братии Глинской пустыни. «Поведения благонравного, к церкви усерден, к монашеству имеет большую склонность, в послушании прилежен и беспрекословен», — писали о послушнике Досифее. Известно, что отцу Досифей пришлось бороться с искушением: бесы возбуждали в нем тоску о мире и плотскую похоть. Видя это, братия всячески поддерживала его и установила за него особую молитву. Постепенно искушение ушло и в душе монаха воцарил мир. После этого, он принял на себя суровый подвиг: перестал поддерживать чистоту в келье, на вопросы отвечал знаками, не менял ветхую одежду.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Макарий .html

В XIX - нач. XX в. Г. п. прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). В Г. п. подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко ; 1859); иеросхим. Макарий (Шаров ; 1864), схим. Евфимий (Любимченко ; 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий ; 1879), схим. Марк (Карлов; 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров ; 1895), схим. Архипп (Шестаков; 1896), схим. Лука (Швец ; 1898), мон. Петр (Лешков ; 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин; ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер), иером. Иулиан (Гагарин; ок. 1911), иером. Софроний (Юденков; ок. 1911) и др. Нек-рые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), к-рому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать. Благотворители Прп. Филарет привлек в Г. п. крупных благотворителей. Среди жертвователей имп. Александр I, наместник Александро-Невской лавры архим. Товия, помещик В. О. Туманский, майорша Е. И. Деменкова, мещанин А. Шадский, князья А. А. Суворов и В. А. Долгоруков, граф А. Н. Толстой, граф С. П. Потёмкин, графиня А. А. Орлова-Чесменская . В синодике Г. п. как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давыдовых, Прозоровских, Чернышёвых и др. Благодаря пожертвованиям в XIX в. велось активное каменное строительство. Постройки

http://pravenc.ru/text/165143.html

Впоследствии отец Василий совершил «большой подвиг странствования». Он жил в Свенском, затем Рыхловском монастыре, «оттуда предпринял нечто вроде миссионерского пути и прошел до Дона, был в Ливнах, Задонске, Воронеже», был также начальником Кременецкого монастыря. «Отец Василий оставался в каждом монастыре столько времени, сколько нужно было для водворения там строгого устава». Наконец, он вернулся в Коренную пустынь, а в 1816 г., стремясь к безмолвию, перешел в Глинскую. Здесь вместе с братией он молился Матери Божией о даровании обители духовно опытного настоятеля. По молитвам старцев в 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен известный подвижник отец Филарет (Данилевский) . С радостью встретил отец Василий старца Филарета и всячески содействовал ему «в деле духовного руководства и введения строгого Афонского устава». Один из купцов, посещавших Глинскую пустынь, рассказывал: «Однажды по домашним обстоятельствам я был у отца Василия в келии. После продолжительной беседы старец повел меня к своему ученику в пустыньку, где была пасека и несколько колодок меду. Пустынник, пожелав нас угостить, предложил свежего меду. Старец Василий, в свою очередь, просил меня откушать меду. Я сказал ему: “Прости, батюшка, по болезни желудка я не могу есть меду”. Старец приподнялся со своего места; помолясь Богу, благословил мед и приказал мне, отложив всякое сомнение, есть мед и сам со мной вкушал. Что же из этого вышло? Вместо болезни я почувствовал в своем желудке большое облегчение и с того времени, по молитвам старца отца Василия, стал совершенно здоров» 20 . Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 121–124. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 133. Преподобный Макарий (Шаров) (1801–1894) благочинный Глинской пустыни Память 9/22 сентября К числу светильников Глинской пустыни принадлежит старец иеросхимонах Макарий 21 . Он прославился как старец-духовник, имевший многочисленных духовных чад. Высокая духовная жизнь старца была известна по всей России, за советом к нему обращались не только монашествующие, богомольцы, но и многие архипастыри. Ему являлся ангел Божий, были и другие благодатные видения. «При жизни преподобный Макарий известен был многочисленными исцелениями, которые продолжаются и после его смерти. Приснопамятный старец скончался в 1864 году, но память о нем живет доныне и, благодаря происходящим от мощей его исцелениям, постепенно распространяется» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых) МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

2001 г.- новомученики Запорожской епархии (1-я пол. ХХ в.): свящ. Алексий Усенко, прот. Михаил Шафанов, мц. София Шафанова, прот. Димитрий Игнатенко, свящ. Матфей Александров; архидиак. Никифор Кантакузен, экзарх К-польского патриарха († 1599); 23 апр. 2002 г.- схиигум. Амфилохий Почаевский (Головатюк, † 1971); 18 апр. 2008 г.- игум. Олимпиада (Вербецкая, † 1938; Кременчугская епархия); свящ. Феодосий Левицкий († 1845; Одесская епархия); архиеп. Таврический Гурий (Карпов, † 1882; Симферопольская епархия); архим. Варсонофий (Юрченко, † 1954; Херсонская епархия); мон. Димитра (Егорова, † 1878; Киевская епархия); свящ. Сергий Штенко, миряне Прохор Бунчук и Кирилл Приймак († 1922; Николаевская епархия); 8 мая 2008 г.- схим. Олимпиада (Стригалёва, † 1828; Киевская епархия); архим. Иов (Кундря, † 1985; Хустская епархия); 17 насельников Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря (Полтавская епархия), расстрелянных большевиками в 1919 г.: игум. Амвросий; иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Потапий, Доримедонт; насельники Глинской пуст. (Конотопская епархия): игум. Филарет (Данилевский, † 1841), схиархим. Илиодор (Голованицкий, † 1879), схиархим. Иоанникий (Гомолко, † 1912), схиархим. Серафим (Амелин, † 1958), архим. Иннокентий (Степанов, † 1888), иеросхим. Василий (Кишкин, † 1831), иеросхим. Макарий (Шаров, † 1864), схим. Лука (Швец, † 1894), схим. Архипп (Шестаков, † 1896), схим. Евфимий (Любимченко, † 1866), мон. Феодот (Левченко, 1859), мон. Мартирий (Кириченко, † 1865), мон. Досифей (Колченков, † 1874), насельники Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая епархия): еп. Крутицкий Иларион (Григорович) († 1760; по др. сведениям, 1759), схиархим. Михаил (Галушко, † 1961), архим. Арсений (Митрофанов) († 1859), архим. Герман (Клица) († 1890), архим. Иоиль (Озерянский) († ок. 1687-1688), архим. Рафаил (Мокренский) († 1765), архим. Софроний (Смирнов, † 1921), архим. Трифон (Скрипченко, † 1939), архим.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Старчество В XIX - начале XX века Глинская пустынь прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: « Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» . Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игум. Филарете , известны иеромонахи Василий (Кишкин) , Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка) , с 1824 года - иеросхим. Порфирий (Мамчич) , с 1826 года - иеросхим. Пантелеимон Отшельник (+ 1831). В пустыни подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко) (+ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров) (+ 1864), схим. Евфимий (Любимченко) (+ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий) (+ 1879), схим. Марк (Карлов) (+ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров) (+ 1895), схим. Архипп (Шестаков) (+ 1896), схим. Лука (Швец) (+ 1898), мон. Петр (Лешков) (+ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин) (+ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер) , иером. Иулиан (Гагарин) (+ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков) (+ ок. 1911) и др. Некоторые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать. Глинская пустынь в советский период В 1919 году в пустыни проживало около 300 насельников, в год ее посещало около 60 тыс. паломников. В 1918-1920 гг. у пустыни была отобрана часть земли, в 1921 г.- мельница, в мае 1922 г. изъята часть богослужебной утвари (211 серебряных предметов) «общим весом 11 пудов и пять и 3/4 фунта». В августе-сентябре 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

   Более того, современная электронная физика установила, что атомные ядра, несмотря на их трудно представляемую малость, являются также составными телами. Атомные ядра состоят из так называемых протонов и нейтронов, соединенных между собою в определенных сочетаниях и числах. Какая-то неизвестная сила соединяет их и скрепляет!    Так открытие наукой строения атома превращается в открытие совершенства в творении мира Премудрым Творцом, и, в корне, совершенно меняет понятие о материи. Такой материи, как понимают ее материалисты, не существует.    Современной наукой установлено, что первичная основа материи есть энергия, а первичный вид энергии есть световая энергия. Теперь становится ясным, почему в начале оформления материи Бог создал свет.    Таким образом, первые строки Библии, для нашего поколения, являются лучшим свидетельством Богодухновенности Свящ. Библии. Ибо откуда мог знать Моисей, что творение мира должно начаться со света, когда это стало достоянием науки только в нашем XX веке?    Так бытописатель Моисей, по Божественному Откровению, раскрыл тайну строения вещества-материи, неведомую никому из людей в те отдаленные времена.    Так открытие атомной энергии, «жизни атома», в наши дни есть лишь новое доказательство Божественной истины!    «Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!»    Во второй «день» мира Бог создал твердь — то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо. Беседа о втором дне творения    Второе творческое повеление образует твердь. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды: и стало так. И создал Бог твердь, и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй (ст. 6—8). Твердь — воздушное пространство, или видимое небо. Происхождение тверди, или видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного водянистого вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, стало твердью; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения, так что они не сталкиваются между собою и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью, — это и суть новосозданные водянистые шары, которые потом окрепли, и с четвертого дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под твердью — это наша планета-земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Аминь. Беседа 4. Бог в природе 10 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ) Господи, Боже наш! Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его ( Пс.8:4–6 ) В прошедшее собеседование мы говорили о том, как Господь Бог открывается в силах и законах растений и животных. Ныне будем говорить о том, как Он открывается не только на земле, но и в звездных мирах и во всей видимой вселенной. Что говорят науки о видимой вселенной? Они говорят, что наша земля есть шар, который имеет в поперечнике 12 тысяч верст; она отстоит от солнца на 143 миллиона верст и потому солнце кажется нам малым, а на самом деле по массе и тяжести своей оно равно 359 с половиной тысячам земных шаров 11 и состоит из веществ материальных подобных земным, но находящихся в расплавленном и раскаленном состоянии. Земля наша с окружающим ее воздухом, летя в безвоздушном пространстве с величайшею быстротою и пролетая более 100.000 верст в час и более двух с половиной миллионов верст в сутки 12 , совершает течение свое вокруг солнца в продолжении года или в 365 дней с четвертью и за тем снова начинает совершать тот же путь около него. Летя около солнца, она в то же время, подобно колесу, обращается около себя или около своей оси; от этого на стороне ее, обращаемой к солнцу, бывает день, а на противоположной стороне, отвращенной от солнца, бывает ночь. Так как земля обращается около своей оси быстро, так что высшие средние места земного шара, обращаясь, в час делают дугу в полторы тысячи верст; то нам кажется, что не земля, а солнце движется, точно так как едущим быстро по железной дороге представляется, что не они движутся, а движутся деревья и другие предметы, находящиеся около дороги. Кроме того земля во время движения своего вокруг солнца принимает в отношении к нему в продолжение года попеременно такое положение, что на одно полушарие ее лучи солнца падают с высоты прямее, или в упор; от того в этой части бывает весна и лето, а на другом полушарии противоположном лучи солнца в это время падают косвеннее и скользят по земле, от того там бывает осень и зима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010