Н.И. Державин Годовой церковный круг Праздники Праздник праздников Светлое Христово Воскресение. Пасха Бывает не раньше 4 апреля (22 марта старого стиля) и не позже 8 мая (25 апреля старого стиля), в первый воскресный день после весеннего полнолуния Двунадесятые переходящие праздники Вход Господень в Иерусалим Последнее воскресенье перед Пасхой Вознесение Господне 40-й день по Пасхе. Выпадает всегда на четверг День Святой Троицы. Пятидесятница 50-й день по Пасхе. Выпадает всегда на воскресенье Двунадесятые непереходящие праздники Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 января (25 декабря старого стиля) Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января (6 января старого стиля) Сретение Господа нашего Иисуса Христа 15 февраля (2 февраля старого стиля) Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 августа (6 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября (8 сентября старого сшиля) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря (21 ноября старого стиля) Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта старою стиля) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа (15 августа старого стиля) 14 января (1 января старого стиля) Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля (24 июня старого стиля) Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 14 октября (1 октября старого стиля) Посты Многодневные посты Великий пост В течение семи недель (Четыредесятницы и Страстной недели) перед Пасхой Петров пост С понедельника второй недели по Пятидесятнице до 11 июля (28 июня старого стиля)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Письма высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Киевского и Галицкого к Кириллу, архиеп. Подольскому Источник Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37     Высокопреосвященный Кирилл Богословский-Платонов , архиепископ подольский, с которым Высокопреосвященнейший Филарет Амфитеатров находился в дружеских отношениях и вел переписку, был родом из радонежского уезда московской губернии. Первоначальное образование он получил в свято-троицкой семинарии. Одна из фамилий «Богословский» ему дана была при поступлении в семинарию, в честь храмового праздника на его родине, в селе Могильцах, а другая «Платонов», дана была ему потому, что он, по смерти своего отца, поступил в число воспитанников преосвященнейшего митрополита Платона на его содержание. Таких сирот, воспитывавшихся на счет митрополита Платона, обыкновенно называли «платониками». Митрополит Платон обращал особенное внимание на своих воспитанников. Кириллу (до монашества Константину) Богословскому было 18 лет, когда он вступил в число платоников. Константин Богословский-Платонов из келии платоников вынес дружбу, которая сохранилась до конца жизни, – с покойным преосвященным Моисеем, бывшим экзархом Грузии, которого он называл единственным другом, и с которым они, начиная с повторительного курса риторики, были первыми в классе. В 1808 г. по указу Св. Синода Константин Богословский-Платонов назначен был в с.-петербургскую духовную академию. Здесь он получил высшее образование, окончив в 1814 г. курс магистром богословских наук. Как лучший из воспитанников, Константин Богословский-Платонов при той же академии оставлен был бакалавром на кафедре церковной истории, и на 27 году своей жизни, по всегдашнему влечению своего сердца, изъявил желание поступить в монашество, и был пострижен с именем Кирилл. В 1817 году он был назначен в должность ректора полтавской семинарии, и вместе с тем произведен был в архимандрита Лубенского монастыря. В 1819 году Кирилл назначен был в ректора московской академии и настоятеля московского Новоспасского монастыря, а в 1824 г. сентября 28 назначен в епископа Дмитровского и викария митрополии московской на 37 году своей жизни. Чрез два года после того 26 марта 1827 г., он Высочайше был назначен во епископа вятского и слободского. 24 января 1832 г. Кирилл назначен был архиепископом в Каменец-Подольск. В 1840 г., уже больной, он был вызван в С.-Петербург на чреду служения и там скончался 23 марта 1841 г. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 1-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ; 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Раздел 6: Русская Духовная Миссия при архимандрите Рафаиле (Трухине). 1894–1898 523. Предложение обер-прокурора К.П. Победоносцева Св. Синоду С.-Петербург 24 июня 1894 г. Копия За смертию бывшего начальника Иерусалимской Духовной Миссии архимандрита Антонина, должность настоятеля оной остается вакантною. Признавая с своей стороны, что эту должность мог бы с пользою для Миссии проходить настоятель Саровской пустыни игумен Рафаил, имею честь предложить Святейшему Синоду, – не благоугодно ли будет назначить на оную упомянутого Рафаила. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 97. 524. Послужной список начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила (Трухина) 954 Саров 1894 г. Копия Чин, должность и имя лица: Игумен Саровской пустыни иеромонах Рафаил, 45 лет 955 . Из какого места и сословия и как в мире назывался: Из Ижевского оружейного завода, Сарапульского уезда, Вятской губернии, обер- офицерский сын, в мире назывался Николаем Ионовичем Трухиным. Чему и где обучался: Поступил в 1852 году мая 15 дня в офицерскую школу, окончил курс образования с аттестатом, выданным 15 января 1860 г. за 1936. Когда поступил в монашество, какие проходил послушания и чем был награжден: Поступил в русской на Афоне Пантелеймонов монастырь в число братства 1867 октября 1 дня. Проходил послушание на клиросе в соборном храме и занимался письмоводством в монастырской канцелярии. Пострижен в рясофор 1868 марта 25. Пострижен в мантию с именем Рафаил 1869 марта 28. Определен регентом, соборным головщиком 956 и уставщиком 1870 апреля 16. Рукоположен в иеродиакона высокопреосвященным Дионисием, архиепископом Ксанфийским, живущим на покое на Афоне, 1872 ноября 23. Определен смотрителем монастырских странноприимных гостиниц 1874 августа 3. Рукоположен во иеромонаха высокопреосвященным Иоакимом, митрополитом Дерконским, бывшим Вселенским Патриархом (покойным Иоакимом IV), 1875 сентября 28. Определен ризничим 1876 апреля 20. Послан в Константинополь представителем от монастыря при освящении церкви, устроенной Российским императорским посольством, 1876 июня 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава пятая. Иеромонах Филарет 1809–1811 Великим постом 1809 года Россия возобновила войну со Швецией. Генерал Багратион совершил ледовый поход семнадцатитысячного русского корпуса к Аландским островам, в чем-то сравнимый с переходом Суворова через Альпы. Вскоре русские войска оказались вблизи Стокгольма, а дивизия Барклая де Толли захватила шведский город Умео, после чего шведы капитулировали. При таких радостных событиях православный русский люд встречал 28 марта Пасху. И в сей день иеродиакон Филарет сделался иеромонахом. Иеромонах – второй по значению монашеский сан. Посвященный в него может совершать таинства, включая главное таинство евхаристии и литургию -основополагающее богослужение христианской церкви. Единственное из семи таинств, которое он не может совершать, это таинство священства. Итак, 28 марта 1809 года во время пасхальной литургии после пения «Херувимской» и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол два диакона подвели Филарета к Царским вратам. – Повели! – возгласил первый диакон, обращаясь к народу. – Повелите! – возгласил второй диакон, обращаясь к клиру. – Повели, преосвященнейший владыко! – возгласил первый диакон, обращаясь к митрополиту Амвросию. Филарет вошел в алтарь, где его трижды обвели вокруг престола, углы которого он целовал, а также прикладывался к руке Амвросия, восседающего на горнем месте. В это время клирики пропели три гимна: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...», «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало...» и «Исайе, ликуй...». По окончании обряда хождения Амвросий встал у правого угла престола, а Филарет преклонил пред ним колена. Митрополит, совершив над главою новопоставляемого знамение креста, возложил на него свою руку и край омофора. Из уст Амвросия потекла тайнодейственная молитва: – Божественная благодать всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, проручествует благоговейнейшего Амвросия во Филарета, помолимся о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Рожинцев Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев) Скачать epub pdf Приходской священник Оставаясь преподавателем в Семинарии, в День Успения Божией Матери, 15 (28) августа 1856 года, магистр богословия Павел Раев рукоположен был во священники, с определением служить в Нижнем Новгороде в церкви во имя Покрова Божией Матери. Через семь лет семинарской службы священник Павел назначен был на кафедру богословских наук помощником ректора и преподавателем миссионерского отделения. Однако скоро в семейной скорби открылось ему указание Божие, призывавшее приходского пастыря на путь иноческий. В конце 1860 года скончалась любимая супруга отца Павла, и в том он увидел указание Божие оставить мир для иноческой жизни. Принятие пострига 28 января (10 февраля) 1861 года в День памяти в числе других Святых подвижников Божиих преподобного Палладия, пустынника Антиохийского (IV) будущий владыка принял постриг и наречен был именем Палладий. В марте того же года иеромонах Палладий назначен был инспектором Семинарии, а через год, 18 февраля (3 марта) 1862 года, возведен был в чин Архимандрита. Прибытие в Санкт-Петербург и начало служение В 1863 году, 28 августа (10 сентября) Архимандрит Палладий вызван был в Санкт-Петербург для служения инспектором семинарии, в которую через 30 лет вошел он правящим Архиереем. В 1864 году, второго (15) декабря Архимандрит Палладий назначен был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1865 году – членом Консистории, помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и членом конференции Духовной Академии. Епископ Ладожский В следующем году Архимандрит Палладий призван был к Святительскому служению. В воскресенье пред Рождеством Христовым 18 (31) декабря 1866 года будущий владыка на 40-м году жизни хиротонисан был в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры Митрополитом и Андреевским кавалером Исидором (Никольским) в сослужении других Епископов, во Епископа Ладожского. Два с половиной года после своей хиротонии владыка оставался в Санкт-Петербурге викарием, Епископом Ладожским. За время это имя Преосвященного Палладия тесно связано было с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также с деятельностью Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия. И в Комитете, и в Комиссии Преосвященный Палладий был председателем. В 1867 году Преосвященный ревизовал Духовную Академию. Епископ Вологодский

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Вла­димирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и ми­рян. Начатки образования преосвященный Амвросий полу­чил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним маль­чиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей сту­пенью его духовного образования стала Вифанская духов­ная семинария, основанная Московским митрополитом Пла­тоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способ­ности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую се­минарию он окончил по первому разряду, вторым по спис­ку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Ду­ховную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и цер­ковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влия ­ íèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïè­девский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

Исторический контекст 28-го правила Халкидонского собора (версия для печати)/Православие.Ru Исторический контекст 28-го правила Халкидонского собора Православие.Ru , 4 марта 2004 г. Границы Патриархатов к середине 5-го века / Историю 28-го правила IV (Халкидонского) Вселенского Собора следует начинать рассматривать по крайней мере с 381 года, когда третьим правилом II (Константинопольского) Вселенского Собора был закреплен статус Константинопольской Церкви как второй после Церкви Римской: Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим. Данный канон, с одной стороны, подтвердил возросший статус Константинопольской Церкви среди других Церквей, что было обусловлено политической ролью Константинополя как столицы империи. По замечанию архиеп. Петра Льюилье, такое повышение статуса Константинопольской Церкви стало " транспозицией политического положения Константинополя на церковный план " . С другой стороны, канон, хотя и молча, но весьма однозначно указал на то, что помимо " преимущества чести " , обусловленного политическим положением столицы, у Константинопольской Церкви не было других активов, и в первую очередь зависимых областей. Действительно, более чем странно выглядит умалчивание о такого рода областях в связи с Константинопольской Церковью на фоне предыдущего - второго правила, где подробно оговаривается, какие области какой древней Церкви принадлежат: ... Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных; также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийской области; Фракийские токмо Фракии... Положение, когда Константинопольская Церковь - единственная из древних Церквей - оставалась без зависимых территорий, начало постепенно изменяться после 381 года. Этому немало способствовала слабость церковной власти в соседних с Константинополем областях: Фракийской, Понтийской и отчасти Асийской.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010