17 окт. 1817 г. М. был назначен членом Главного правления уч-щ, 24 нояб. того же года обер-прокурором Синода. 13 февр. 1818 г. вступил в должность и до 1824 г. оставался в подчинении у министра духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицына . Как уполномоченный Голицына М. предоставлял мемории о делах Синода и занимался урегулированием спорных внутриведомственных вопросов, в т. ч. касающихся неподобающего поведения церковнослужителей. В 1819 г. работал над проектом нового штата для канцелярии Синода и Московской синодальной конторы; в результате в Синоде была пересмотрена вся система штатов и окладов. С 15 мая 1824 г. в связи с ликвидацией Мин-ва духовных дел М. получил право непосредственного сношения с верховной властью: ему было разрешено присылать имп. Александру I Павловичу в запечатанных конвертах деловые бумаги Синода, подлежащие Высочайшему рассмотрению. В его же ведении оказалось 1-е отд-ние департамента расформированного Мин-ва духовных дел, переименованное в Отд-ние духовных дел греко-российского исповедания при обер-прокуроре Синода. Полномочия М. фактически повысились до уровня министерских. 21 апр. 1823 г. М. также стал членом Комиссии духовных училищ, работавшей на постоянной основе. В 1826-1829 гг. по распоряжению имп. Николая I Павловича М. вновь обратился к пересмотру системы штатов как в центральных учреждениях духовного ведомства, так и в местных органах епархиального управления. Основными направлениями деятельности М. были распространение Православия среди мусульман и язычников, содействие строительству православных церквей в Зап. крае, открытие новых епископских кафедр в Петрозаводске, Саратове, Новочеркасске, а также в др. регионах Российской империи с многочисленным старообрядческим населением. М. занимался устройством уч-щ и богоугодных заведений, улучшением быта духовенства и оказанием различных вспомоществований, причем не только в пределах Российской империи. Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Афанасий V выражал М. «глубочайшую благодарность за оказанное… ревностное содействие к вспомоществованию св. местам иерусалимским»: «Не находим приличных выражений, чтобы воздать достойную благодарность Вашему сиятельству. По крайней мере, исполняя долг признательности, свидетельствуем Вам, что как мы, так и весь собор отцов иерусалимских признаем себя обязанными непрестанно молить Господа о Вашем сиятельстве, испрашивая Вам обилие вожделенных благ настоящей жизни и дарование небесного царствия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

В нояб. 1926 г. трапезный и сестринский корпуса переданы под частное жилье военному ведомству для размещения семей летчиков военной школы воздушного боя и бомбометания. После 1945 г. территория О. У. м. находилась в ведении Мин-ва обороны РФ. В 2000 г. Оренбургской епархии была передана полуразрушенная водосвятная часовня, перестроенная и освященная как храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 24 мая 2001 г. был зарегистрирован Успенский приход. 31 окт. 2009 г. члены правосл. молодежного движения «Общее дело» навели порядок на кладбище мон-ря и установили деревянный поклонный крест. 7 нояб. 2009 г. здесь отслужили панихиду по почившим сестрам. В 2010 г. территория обители, находившаяся в ведении Мин-ва обороны РФ, была передана Оренбургской епархии. В дек. 2010 г. указом митр. Оренбургского и Саракташского Валентина (Мищука) настоятельницей назначена мон. Флора (Новицкая), 7 янв. 2014 г. возведенная в сан игумении. Решением Синода от 25 дек. 2013 г. О. У. м. был открыт. В здании трапезной на верхнем этаже освящен храм в честь Успения Пресв. Богородицы. В нижнем храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской, устроенном в 2015 г., ежедневно читается неусыпаемая Псалтирь. Отремонтированы кельи, ограда, построены св. ворота, звонница, разбит яблоневый сад. Работает мастерская по пошиву и изготовлению церковного облачения, действуют иконная лавка и хлебный магазин, кондитерский цех и пекарня. 1 сент. 2012 г. открыта воскресная школа. Арх.: ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1682. Л. 15; Арх. УФСБ по Оренбургской обл. Д. 417, 19090-п.; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 9. Ведомость о настоятельнице, монашествующих и послушницах оренбургского Успенского жен. мон-ря за 1915 г.; Ф. 174. Оп. 1. Д. 347. Л. 349; Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 11. Л. 60; Д. 12. Л. 16; Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 4. Л. 68 об., 121 об.; Д. 16. Л. 128 об.; Д. 88. Л. 17; Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 2. Л. 300; Ф. Р-617. Оп. 1. Ист.: СУРП. 1866. 14. Стб. 108. Лит.: М. Р. Торжество освящения главного придела в честь Успения Богоматери в Оренбургском жен.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

24 мая (6 июня н. с.) 1817 г. указом Александра I Мин-во народного просвещения вошло в состав Мин-ва духовных дел и народного просвещения, а преподаванию в ун-тах церковно-богословских дисциплин стали уделять значительно больше внимания. 22 февр. 1819 г. вышел циркуляр кн. А. Н. Голицына об обязательном открытии во всех ун-тах лекционных курсов для «приобретения достаточных сведений в богопознании и христианском учении, толико существенных и необходимо нужных для каждого человека вообще» ( Андреев, Цыганков. 2016. С. 49). Отмечалось, что кандидатура профессора, преподававшего данный предмет, не избиралась на университетском совете, как требовала процедура устава 1804 г., а представлялась духовным начальством на утверждение министра. Т. о. в сент. в Московском ун-те появилась кафедра догматического и нравоучительного богословия, к к-рой фактически присоединили кафедру церковной истории. Ее возглавил свящ. Григорий Левитский, выпускник СПбДА, прошедший подготовку у буд. Московского митр. Филарета (Дроздова). В круг преподаваемых им предметов входили Свящ. церковная история, к-рая читалась по руководству митр. Филарета, догматическое богословие (по руководству еп. Иринея (Фальковского) ) и нравственное богословие (по нем. учебнику Г. Г. Шуберта). С кафедры Левитский ушел из-за трудностей с одновременным исполнением обязанностей преподавателя и приходского священника. В 1824 г. обязанности профессора богословия и церковной истории возложили сначала на архимандрита московского в честь Богоявления мужского монастыря Иннокентия (Платонова), а в 1827 г.- на выпускника МДА свящ. Петра Терновского, поручив ему и настоятельство в храме при ун-те. Во время своего долгого служения в ун-те Терновский в течение года (1834/35 уч. г.) был деканом нравственно-политического фак-та - редчайшая в российских ун-тах ситуация, когда духовное лицо руководило светскими профессорами, решая текущие учебные дела (в т. ч. прием экзаменов), весьма далекие от богословия. Система чтения лекций по богословию, построенная Терновским, была своеобразной. Для юристов он читал 3-летний курс: догматическое богословие по собственным разработкам - на 1-м курсе, нравственное богословие по «Катехизису» митр. Филарета - на 2-м курсе, историю церковного права с элементами истории Вселенской и Русской Церкви - на 3-м. В один учебный год профессор читал церковное право и либо догматическое, либо нравственное богословие. Если во время обучения студенты-юристы могли ознакомиться со всеми курсами профессора, то студенты др. фак-тов попадали либо на догматическое, либо на нравственное богословие в зависимости от того, какой курс профессор читал в череде для юристов (студенты всех фак-тов, кроме юридического, слушали богословие один год). На переводных экзаменах студентов вместе с профессором присутствовал архиерей.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

   Именно: сент. 6 св. мучч. Евдоксию, Ромилу и дружине, 7 муч. Созонту, препразднству, 9 муч. Севериану, октября 1 пр. Роману (есть каноны Иоанна и Феофана неизвестные), 11 пр. Феофану, 12 Косме маюмскому, 15 пр. Евениию, 18 ев. Луке (Феофана есть другой), 28 пр. Стефану савваиту (в греч. мин. другой Феофана) и муч. Параскеве, ноября 3 муч. Акепсиме (Иософа и Иоанна монаха другие каноны), 7 пр. Лазарю галисийскому, 9 Феоктисте лезвианке, 19 Иоасафу царевичу (есть греческий Филиппа некоего неизвестный), декабря 15 пр. Павлу латрскому, Стефапу сурожскому, 29 младенцам (в греч. минее другой Георгия), января 5 Феопемпту и Феоне, пр. Синклитикии, 8 пр. Георгию, 10 пр. Дометиану, пр. Маркиану (есть Феофана другой), 21 мучч. Евгению, Валериану и дружине, февраля 13 пр. Мартиниану (Феофана другой), 24 Иоанну Крестителю (Феодора студита и Иосифа другие), марта 1 пр. Евдокии (Феофава другой), апреля 1 Марии египетской (Феофана и Симеона Логофета другие). 4 Иосифу песнописцу, 19 Иоанну ветхие лавры, 24 Савве стратилату (Иосифа другой), 26 Василию амасийскому (Иосифа другой), мая 11 муч. Мокию, 20 муч. Фалалею (Иосифа другой), 25 Иоанну Предтече, 29 Феодосии тирской, июня 13 Трифиллию левкусийскому, 24 Мефодию, патр. цареградскому (Феофана другой), 28 Киру и Иоанну (Иосифа другой), июля 4 пр Марфе, 5 пр. Афанасию, 12 Михаилу малеину, 29 муч. Каллинику, св. Феодотии, августа 1 Кресту (Иосифа другой), Маккавеям (Андрея критского другой), 14 пр. Михею, препразднству Успения (Иосифа другой). Питра доказал, что каноны не суть проза, а стихи особого размера. См. о сем Васильева в Визант. Временнике 1896 г. стр. 582.    Angelo Mai T. V, р. 33.    Обзор песноп. 1860, стр. 308.    Ad typica graecorum 1864 р. 74.    Там же, р. 81.    Показания всех памятей святых, в них содержащихся, ниже, в приложении 12.    Он поставлен в мин. Порф. 7 августа по смешению с западным Донатом, еп. и муч. в Ареццо.    О сем прологе ниже в отделе о прологах Е.    Все службы сих миней показаны ниже в приложении 12.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Патриарх Кирилл отмечает день своего тезоименитства 1 мин., 24.05.2016 Во вторник 24 мая 2016 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Кирилл отмечает день своего тезоименитства (именины). Накануне, 23 мая, в Трапезных палатах храма Христа Спасителя состоялся прием по случаю предстоящего тезоименитства Святейшего, сообщает сайт «Патриархия.ru» . От лица всей Русской Православной Церкви Первосвятителя поздравил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Также Предстоятеля Русской Церкви поздравили: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава Администрации Президента России Сергей Иванов, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Александр Беглов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и другие. Помимо этого, Первосвятитель принял поздравления от депутатов Госдумы, дипломатов, представителей общественных организаций, ученых, деятелей культуры и искусства, спортсменов, а также представителей Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских и иудейских общин и объединений. Напомним, что во вторник 24 мая Православная Церковь также отмечает День славянской письменности и культуры . По традиции центром празднований станет Красная площадь Москвы, на которой пройдет праздничный концерт (начало празднований в 13.00). Праздничные концерты, одновременно с московским, пройдут во всех регионах России – от Владивостока до Калининграда. На Красной площади запланированы прямые включения из Новосибирска, Калининграда и Казани. Торжества в Москве возглавит патриарх Кирилл, который откроет их приветственным словом перед началом концерта на Красной площади. Читайте также: Патриарх Кирилл: год седьмой Патриарший год Патриарх Кирилл: Я отдал себя в руки Божии План патриарха Кирилла   Фото с сайта  patriarchia.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/patriarh-kirill-otmechaet...

1918, 11 (24) ноября – 24 декабря (1919, 6 января). Арест патриарха Тихона. 1919, 29 июня (12 июля). Покушение на патриарха Тихона при выходе из храма Христа Спасителя. 1998, 8 (21) июля. Послание патриарха Тихона с призывом отказаться от мщения врагам Церкви. 1919, 11 (24) декабря – 24 декабря (1920, 6 января). Арест патриарха Тихона. 1920, 8 (21) июля. Допрос патриарха Тихона в Московском суде на «Процессе Виленских угодников». 1920, август. Воззвание патриарха Тихона «К народам мира и к православному человеку» (о голоде). 1922, 28 февраля (13 марта). Воззвание патриарха Тихона по поводу постановления ВЦИК о принудительном изъятии церковных ценностей. 1922, 22 апреля (5 мая). Допрос патриарха Тихона в Московском революционном трибунале на процессе «по делу 54 – х». 1922, 6 (19) мая. Патриарх Тихон увезен из Троицкого подворья и заключен под стражу в Донском монастыре. 1923, апрель. Патриарх Тихон в течение трех недель находился во внутренней тюрьме ГПУ. 1923, 25 апреля (8 мая). Патриарх Тихон перевезен из внутренней тюрьмы ГПУ в Донской монастырь. 1923, 3 (16) июня. Заявление патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР. 1923, 14 (27) июня. Патриарх Тихон освобожден из – под стражи. 1924, 8 (21) марта. Постановление Президиума ЦИК СССР о прекращении дела по обвинению патриарха Тихона. 1924, 26 ноября (9 декабря). Убийство келейника патриарха Тихона Я. А. Полозова. 1924, 25 декабря (1925, 7января). Последнее завещание патриарха Тихона с назначением своих заместителей «в случае нашей кончины». 1924, 31 декабря (1925, 13 января). Патриарх Тихон помещен в больницу Бакуниных на Остоженке. 1925, март. Новое постановление ГПУ о привлечении патриарха Тихона к суду. 1925, 23 марта (5 апреля). Последняя литургия патриарха Тихона в храме Вознесения Господня за Никитскими воротами («Большое Вознесение»). 1925, 25 марта (7 апреля), 23 час. 45 мин. Патриарх Тихон скончался. 1925, 30 марта (12 апреля). Похороны патриарха Тихона. 1925, 6 (19) июня. Постановление коллегии ГПУ: «Дело ввиду смерти Беллавина следствием прекратить».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Аликс поехала в Царское Село в свой госпиталь и вернулась к чаю. Принял Извольского с первым докладом. Долго гулял. После чая принял Лангофа. Покатался в байдарке. Обедали на балконе. Во время катания встретили Милицу и Стану на Знаменке. 3-го мая. Среда. Чудный жаркий день. Принял нового мин. Юстиции Щегловитого и на Ферме 24 представляющихся. Завтракал Сашка Воронцов (деж.). Принял еще Сухомлинова. Гулял. Видел молодого лося, забежавшего в Александрию с моря. Принял Абазу. Покатался в Гатчине. Во время прогулки остановились на Сергиевке и пили чай у Станы. 4-го мая. Четверг. Днем жара доходила до 22° в тени. Утром хорошо погулял. В 11 1/2 поехал во дворец и принял офицеров Никол, акад. ген. штаба. Осмотрел карты топографич. отдела Глав. Штаба. Завтракали д. Владимир и т. Михень. Покатались и погуляли вдвоем на Собственной даче. После чая принял бар. Фредерикса и Танеева. В 8 ч. обедали у Станы с Милицей, Николашей и Петюшей. Вернулись домой в 12 1/2 час. 5-го мая. Пятница. Дивный день — в тени доходило до 23°. Утром принял Горемыкина и Коковцева. Затем на Ферме был прием. Завтракали: Элла и Дельсаль (деж.). Дети возились на берегу в воде, Алексей тоже. Катался в байдарке. Читал много. Получил подарки. К обеду приехали на моторах из Гатчины: Мама, Ксения, Миша, Ольга, Сандро и Петя. Долго сидели вечером у моря, наслаждаясь погодой. Покатались втроем с Эллой. Начат в Петергофе 6-го мая. Суббота. Сегодня мне минуло 38 лет. Жара с самого утра стояла изумительная. В 11 час. пошли к обедне в церковь Большого дворца. После поздравлений был завтрак в Петровской зале. Вернулись к себе в 2 1/4. Мама уехала в Гатчину. Гулял — прошел живительный дождь. Дядя Владимир пил у нас чай. Катался с Дмитрием в байдарках; море было как зеркало. Отвечал на массу телеграмм и занимался. Обедал Чагин (деж.). Покатались. 7-го мая. Воскресенье. Такая же жара при южном ветре. Утром покончил с ответами на телеграммы. В 11 час. отправились с четырьмя дочерьми к обедне. Завтракали на Ферме. Погулял. Посетили вдвоем тетю Евгению. После чаю прошли две грозы. Покатался с Дмитрием в байдарках. Обедали впятером; Элла уехала в Москву. Занимался целый вечер. 8-го мая. Понедельник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2017 16 мин., 29.05.2017  1-я страница обложки – на белом фоне сгоревшая спичка, головка которой напоминает профиль Н. В. Гоголя (в коллаже на обложке фото Depositphotos/PhotoXPress.ru). На странице надпись: «Гоголь зажигает. Что было написано про нас во втором томе «Мертвых душ», если его пришлось отправить в печь?». См. в разделе «Культура» статью Владимира Воропаева «Небесный Помещик и другие загадки «”Мертвых душ”» (с.74-83). Пролог (на заставке фото 1945 г.)   Илья Эренбург. В мае 1945 ( «Когда она пришла в наш город … »). Стихотворение. 1945//Фома. - – май 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Май //Фома. - – май 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 9 мая. Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). – С.4; 12 мая. 960 лет назад, в 1057 году в Новгороде завершена работа над Остромировым Евангелием , древнейшей из дошедших до нас русских рукописных книг. – С.4;   31 мая. 155 лет назад родился художник Михаил Нестеров (1862-1942). Ил.: Автопортрет. М. В. Нестеров. 1915. – С.5; 13 мая. 75 лет назад, 13 мая 1942 года была сделана последняя датированная запись в дневнике 12-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой . – С.5; 24 мая. Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День славянской письменности и культуры . Ил.: Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XIII в. - С.5.   Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Пунктиром по сердцу //Фома. - – май 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Юрий Грымов : « Можно жить без любви, но нельзя называть это нормой ». [Почему до сих пор постановки «Войны и мира» лишены диалога о Боге? Правда ли, что театры опускают один из важнейших фрагментов в тексте «Трех сестер»? Почему так сложно работать с Достоевским? Об этом и многом другом разговор с новым художественным руководителем московского драматического театра «Модерн» Юрием Грымовым]. Беседовала Дарья Баринова . Фото Светланы Маликовой, Евгения Люлюкина//Фома. - – май 2017. – С.8-14. – (рубрика « Интервью номера »). – Имеется биографическая справка « Юрий Вячеславович Грымов » (С.11).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-169-...

И вот, от этих-то истязаний над животными он впоследствии времени перешел к жестокому обращению и с людьми! 123 Один подвижник 14 лет был искушаем блудными представлениями; но не допускал, чтоб помысел согласовался в нем с похотью. (Древн. патер. 5:17). 125 Ощущением этого зловония, застигавшего так или иначе, иные и освободились от сильных блудных помыслов (Леств. 15. 81; Древ. патер. гл. 5:25). 128 К одному человеку очень строгой жизни прикоснулась женская рука, прикрывающая его ноги во время ухода за ним по болезни его, и он почувствовал в себе телесные силы для греха, и подвергся страшному искушению. Поэтому пр. Пафнутий Боровский, всю жизнь остерегавшийся непосредственных прикосновений к чужой обнаженности, даже до рукопожатий, тотчас отвлек свою руку от человека, который неосторожно взял его за ладонь, проводя его, крайне больного, в церковь (Четь-мин. под 1 мая). На этот же случай есть наставление у Антония Великого . 129 «Уже омертвело мое тело», говорил один старец тем, которые предостерегали его от короткости с женским полом. Понадеялся он на свою старость, не принял предостережений, и подвергся так же страшному искушению (Древ. Пат. 5:38). 131 А тем, которые подвизаются или готовятся подвизаться за целомудрие и чистоту своего тела, тем и не до того, чтоб думать о встречах с другим полом. Их без того враг-диавол преследует наяву или во сне образами иного пола. Таковы, например, были видения Антонию Великому (Четь-мин. под 17 янв.), препод. Сарре, которая 13 лет вела борьбу с демоном блуда (Древ. Пат. 5:13). Когда же один благочестивый человек, быв в законном браке, поступил в монастырь с сыном своим-младенцем и решился воспитать своего сына в совершенном целомудрии, не говоря сыну какой это бывает на свете женский пол, и не показывая ему женских лиц, тогда совершеннолетнего сына его враг-дьявол старался познакомить с женским полом, показывая от себя молодому подвижнику женские образы (Там же, сказ. 24). 149 О средствах, помогающих исправлению от разврата, здесь уже не повторяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

и др. трудов. Одновременно готовил многотомные оригинальные китайско-рус. и маньчжурско-рус. словари, перевел на рус. язык маньчжурско-кит. словарь (сохр. в рукописях), с предельной точностью составлял карты Пекина, Монголии, Тибета. Эти занятия настолько увлекли И., что он просил (через иркутского губернатора Н. И. Трескина) оставить его в Пекине на 2-е десятилетие для завершения научных трудов. Уехал из Пекина 15 мая 1821 г. После прибытия в Иркутск отправил в С.-Петербург 14 ящиков с книгами на кит. и маньчжурском языках. Приехал в С.-Петербург в янв. 1822 г. В одном из писем И. подводил итоги деятельности: «...целые тринадцать лет занимаясь познанием Китая, я один сделал в пять крат более, нежели все прошедшие миссии в течение ста лет» (Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы//Народы Азии и Африки. 1962. 1. С. 102). За нерадивое исполнение обязанностей в духовной миссии (в т. ч. за продажу церковной утвари для уплаты долгов) решением консисторского суда от 24 авг. 1823 г. И. был лишен сана архимандрита и в качестве простого монаха отправлен на вечное жительство в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . В 1826 г. по ходатайству его друзей Е. Ф. Тимковского и П. Л. Шиллинга, служивших в Мин-ве иностранных дел, И. было разрешено вернуться в С.-Петербург. 1 нояб. того же года поселился в Александро-Невской лавре . В соответствии с решением имп. Николая I (по докладу министра иностранных дел К. В. Нессельроде) причислен к Азиатскому департаменту Мин-ва иностранных дел в качестве переводчика. В 1830 г. в связи с командировкой Шиллинга в Вост. Сибирь для ознакомления с процессом русско-кит. торговли И. отправился в Кяхту, где наряду с выполнением поручений по научной части организовал обучение 12 детей кяхтинских купцов и мещан кит. языку. На экзамене в присутствии членов Пекинской духовной миссии, вернувшихся в Россию, дети показали хорошие результаты. В 1831 г. из-за болезни Шиллинга уехал из Кяхты, отправился через Томск и Змеиногорск в Семипалатинск для сбора сведений о рус.

http://pravenc.ru/text/200141.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010