Можайская страница биографии Святителя Макария может быть дополнена рядом косвенных данных. Как настоятель обители, архимандрит Макарий, несомненно, совершал монашеские подвиги в Лужецком монастыре. И хотя число и имена постриженников нам неизвестны, — примечателен тот факт, что уже став Митрополитом, он приближает к себе некоторых иноков из Можайска. Вероятно, это и были его постриженники, а произойти это могло вскоре после митрополичьего посещения Лужецкой обители в 1544 году 31 . Настоятель Можайского Лужецкого монастыря в 1551 году архимандрит Кассиан в последующее время около десяти лет был казначеем у Митрополита Макария. Он скончался незадолго до Святителя, 28 апреля 1563 года, и был погребен в Лужецкой обители 32 . Другим митрополичьим казначеем был лужецкий старец инок Иосия 33 . В Лужецком монастыре был погребен и келейник Святителя, старец Силуан 34 . Таким образом, в XVI веке здесь сохранилась монашеская традиция, восходящая на Руси к Киево-Печерскому монастырю, по которой постриженник обители, несший послушание вне ее стен, погребался в ней после своей кончины. Наиболее известным постриженником лу­жецкого архимандрита Макария был инок Гурий, ставший в 1544 году настоятелем обители 35 . Впоследствии он некоторое время был настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1552–1554) 36 , а затем святительствовал на Рязанской кафедре (1554–1562) 37 . Лужецких постриженников в окружении Митрополита Макария было, несомненно, больше. Будучи казначеями, писцами, ключниками и др., они разделяли вместе с Митрополитом Макарием его повседневные труды. Учитывая древнюю монаше­скую традицию, по которой настоятель обители являлся также духовником братии, можно предположить, что святитель Макарий нес подвиг духовничества для своих постриженников, будучи уже в сане Митрополита. Его постриженники явились связующим звеном между Святителем и Можайским Лужецким монастырем. Краткий период настоятельства архимандрита Макария в Можайске совпал с рядом знаменательных исторических событий того времени. В 1525 году в Москве был осужден на Соборе и сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь преподобный Максим Грек, а его келейник Афанасий был заточен в Пафнутиево-Бо­ров­ский монастырь 38 . В это же время великий князь Московский Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и вступил во второй брак с Еленой Глинской 39 .

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

Позиция М. по вопросу о церковных имуществах была обусловлена тем, что он был почитателем прп. Иосифа Волоцкого и принадлежал к иосифлянскому течению рус. духовенства (см. Иосифляне ). Выдержки из 2-го послания прп. Иосифа «на еретики» присутствуют в грамоте М. Василию III (1526-1527). В 1547 г. это послание было использовано М. в чине царского венчания Иоанна IV. Вероятнее всего, в 1544 г. ( Печников. 2005. С. 101) митрополит дал вкладом в Пафнутиев мон-рь рукопись со списком «Книги на новгородских еретиков» (с XVII в. больше известной под названием «Просветитель»), а также др. сочинений, направленных против еретиков и иноверных, переписанных для него в Новгороде в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 256. 204; т. н. Макариевский сборник). В Московском Соборе 1531 г., созванном митр. Даниилом против идейных оппонентов иосифлян, нестяжателей, прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева), М. не участвовал, но прислал информацию, неблагоприятную для Вассиана (см.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 295). На Соборе в февр. 1549 г. был вновь осужден и отправлен в ссылку Исаак Собака, один из обвиняемых Собором 1531 г., сумевший спустя годы стать настоятелем Чудова мон-ря. Тем самым подчеркивалась неизменность решений Собора 1531 г. В 1546 г. по повелению М. Савва (Чёрный) составил Житие прп. Иосифа Волоцкого, вошедшее в ВМЧ. В состав «Стоглава» было включено «собрание от священных правил» прп. Иосифа Волоцкого (гл. 79). Во время Собора «на еретики» 1553 г. «Книгу на новгородских еретиков» прп. Иосифа «зело похвалили» царь и митрополит: «святилу ту нарекоша быти православию» (Моск. соборы на еретиков XVI в. в царствование Ивана Васильевича Грозного/Публ.: О. Бодянский//ЧОИДР. 1847. Кн. 3. Отд. 2. С. 1). М. старался назначать на епископские кафедры пострижеников Иосифова Волоколамского мон-ря - таковыми являлись архиеп. Новгородский Феодосий (1542), архиеп. Казанский свт. Гурий (Руготин) (1555), Суздальский (1549), а затем Полоцкий (1563) еп. Трифон (Ступишин), епископы Сарские и Подонские Савва (Чёрный) (1544) и Нифонт (Кормилицын) (1554) (см.: Зимин. 1977. С. 294-309; Усачев. 2014. С. 155).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Савва, епископ (с 1544 по 1554 г.) Сарский и Подонский, по прозванию Черный, постриженник Иосифа Волоколамского монастыря, хиротонисан 24 февраля 1544 года из архимандритов Московского Симонова монастыря. 90 Никаких других сведений об этом епископе мы не имеем. 91 Киприан, епископ Пермский и Вологодский, хиротонисан 30 января 1547 года из игуменов Московского Богоявленского монастыря. 92 От Киприана сохранилась подлинная жалованная грамота, собственноручно им подписанная, от 1 октября 1547 года. Эта грамота дана Кирилло-Белозерского монастыря игумену Афанасию с братией, по следующему случаю: монастырь Белозерский на свое иждивение построил церковь св. Георгия на Усове. Киприан освобождает причт этой церкви от епископских и десятильных пошлин и десятильничья суда (А. А. Э. т. 1, 214). Эта грамота подтверждена тем же Киприаном, спустя 10 лет, по случаю перемены игумена. Основываясь на таком внимании Киприана к Белозерскому монастырю, г. Лебедев предполагает, что Киприан принадлежал к партии «заволжских старцев», подобно епископу Кассиану Рязанскому. 93 Но имея в виду упомянутую выше ссору этих двух епископов, можно думать, что согласия и единомыслия между ними не было. Таковы были представители высшей русской иерархии, собравшиеся 23 февраля 1551 года в Москве, в царских палатах, для рассуждения о многоразличных церковных чинах и исправлениях. Характер председателя собора – митрополита Макария – должен был давать широкий простор для деятельности на соборе других его членов. Однако нельзя с точностью сказать, насколько каждый из них принимал участие в обсуждении вопросов, предлагавшихся собору, и какие с своей стороны предлагать мероприятия. Можно только догадываться, что наибольшая роль на соборе принадлежала, после м. Макария, архиепископу Феодосию и епископу Кассиану. Г. Лебедев, на основании целого ряда более или менее верных предположений и соображений заключает, какие именно вопросы и ответы на Стоглавом соборе можно приписать тому или другому из его членов. Об исследованиях г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надпись является историческим источником. В ее пространном тексте приведены имена псковских наместников и дьяков 1544 г. Наместник князь и боярин А. Б. Горбатый – выдающийся военный деятель середины XVI в., «полкоустроитель», впоследствии участник взятия Казани и ее первый воевода. Он был казнен вместе с сыном в 1565 г., в начале опричнины. Другой наместник, боярин И.И. Хабаров, – по словам А.М. Курбского, «муж роду старожитного» и «в книжном разуме искусен». Еще в 1535 г. он был полковым воеводой, дважды являлся наместником и воеводой Смоленска. После смоленского пожара 1554 г. отстранен от службы и закончил жизнь в опале, иноком Кирилловского монастыря. По разрядным записям известны имена дьяков 205 . Любопытно сообщение псковских летописей, которое, быть может, имеет отношение к данному колоколу. В период Смутного времени население Пскова раскололось на два лагеря и власть в городе в значительной мере была в руках «меньших» людей 206 . Зимой 1606 г. «большие» люди объединились и зазвонили во все колокола Троицкого собора. Простой же люд Пскова «поидоша на Запсковье... и зазвониша в колокол у чюдотворцев Козьмы и Дамьяна; и скопишеся множество человек», воевода же, дети боярские и гости бежали из города 207 . В настоящее время колокол Михаила Андреева стоит на деревянном постаменте возле построенной в 1554 г. церкви Успения в г. Белозерске. Когда он попал туда – сведений нет, но в середине и конце XIX в. на Козьмодемьянской звоннице его не было 208 . Там находился другой колокол, меньшего размера, исполненный в 1546 г. Он также сохранился до наших дней и висит в проеме Троицкой колокольни. Колокол выполнен с большим мастерством, рельефы и надпись четки, поверхность тщательно зачищена. Форма, членения и орнаментация аналогичны рассмотренному выше памятнику. Петли «короны» покрыты переплетающимися кольцами и «бегунком». Надпись в четыре строки. Ее полное прочтение сейчас невозможно, но она приведена А. Князевым и И.И. Василевым 209 . Колокол отливался на приходские средства – «повелениемъ рабъ божьих старост Василья Яковлева сына рыбника... да Киприяна Нефедьева сына иконного мастера и всех сусед кузьмодемьянского прихода». Видимо, к числу братьев Андреевых принадлежал Тимофей. Сохранился целый ряд его работ, преимущественно не очень большого размера. Один из колоколов Печерской звонницы относится к 1540 г. Этот колокол имеет высоту около 120 см, нижний диаметр 105 см, его «корона» имеет высоту 20 см. Граненые петли орнаментированы. Надпись в три строки сопровождается двумя лентами орнамента. Звеном его является стилизованное «древо» и пара животных. На нижней ленте в круглые завитки вписаны фигурки реальных и фантастических зверей. Надпись на колоколе исполнена полууставным почерком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Савва, епископ Сарский и Подонский (Черный) Постриженник и ученик игумена Волоколамского монастыря преподобного Иосифа († 1515; память 9/22 сентября). В 1543 году возведен в сан архимандрита Московского Симонова монастыря. 24 февраля 1544 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. По благословению митрополита Макария († 1563; память 30 декабря/12 января) в 1546 году написал Житие преподобного Иосифа Волоцкого , отличающееся полнотою, порядком и отчетливостью в изложении. Именно это Житие было занесено митрополитом Макарием в Четьи-Минеи. В 1547 году присутствовал на Соборе об установлении празднования новым русским святым. В 1550 году благословлял в городе Владимире войско для завоевания Казанского ханства. В 1551 году принимал участие в Стоглавом Соборе. 8 января 1553 года был восприемником при крещении казанского царя Ухтемыш-Гирея, а 26 февраля – последнего казанского царя Едигера Магмета, назвав его при крещении Симеоном. 24 января 1554 года присутствовал на Соборе против ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого. Скончался в феврале 1554 года. Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Труды: Житие преподобного Иосифа Волоколамского/Составлено Саввою, еп. Крутицким. – М., 1865. Литература: Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской епархии. – Калуга, 1876. – С. 87. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 287, прим. 20; 340, прим. 7. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Симонова монастыря. – М., 1896. – С. 102. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 150, 1034. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 39. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 134–135. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 60. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 767. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1863. – Кн. 4, смесь. – С. 6. –»– 1894. – Кн. 3. отд. 1. – С. 53. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 22. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 123, 126, 140, 208, 430, 443. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Строительство церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и во имя Св. Троицы было начато в 1512 г. настоятелем мон-ря Куртя-де-Арджеш Паисием и закончено в период, когда Паисий стал господарем Раду VII Паисием (1535-1545, с перерывами). К 1544 г. была выполнена часть росписей, алтарь и неф были расписаны к 1548 г., во время правления господаря Мирчи V Чобанула (1545-1552, 1553-1554 и 1558-1559). 8 мая 1623 г. мон-рь был преклонен Свято-Михайловскому мон-рю в Румелии (Греция). В 1636 г., во время тур. нашествия, были разрушены ворота мон-ря, двери и кровля церкви. В 1746 г. стараниями игум. Дамаскина был расписан нартекс. В том же году, но уже при игум. Парфении, все росписи были поновлены. Игум. Парфений возглавлял делегацию, направленную в Москву для закупки икон. Мон-рь был обновлен в 1788 г. вдовой Магдаленой Балдовиной: поменяли крышу церкви, отреставрировали живопись 1544 г. В 1796 г. игум. Парфением был построен новый притвор церкви. В 1846 г. на средства игум. Иоанникия (Полидора) была воздвигнута глава над церковью, снова поновлена живопись и заменен иконостас, построены кельи. В 1864 г. мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 1967 г. стараниями священников Иоанна Попеску из Бухареста и Пантелеимона Мусчеляну из Питешти был осуществлен ремонт церкви, в 1972 г. была поставлена новая кровля. Мон-рь был возрожден в 1997 г. по благословению и трудами свящ. Георгия Иоана. Подвизаются 2 монаха, настоятель - иером. Даниил (Ница). Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Мон-рь Рынкэчов расположен в с. Кырстьени. Упоминается в акте от 19 июля 1498 г. господаря Влада IV Кэлугэрула (Монаха), подтвердившем владения мон-ря. Заново основан между 10 июня 1647 и 17 сент. 1648 г. капитаном Арсением Шойму. Перестроен в 1848 г. Кафоликон посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, деревянная церковь - Благовещению Пресв. Богородицы и прор. Илии. Настоятель - иером.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Завершение в виде яруса звона (так же как в Духовской ц. Троице-Сергиева мон-ря), кокошников и 2-главия после перестроек XVII - нач. XIX в. было заменено 4-скатной кровлей с луковичной главкой. Василий III содействовал и строительству ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (небесный покровитель Иоанна Васильевича) (1531-1534) с первым приделом, освященным во имя прп. Кирилла Белозерского. Для храма также характерны итал. черты, своеобразно переработанные элементы ордера (профилированные цоколи, 3-частные антаблементы). С воздействием венецианской школы связывают применение в обоих храмах системы пониженных подпружных арок, а также уже адаптированных местными зодчими карнизов под закомарами и круглых окон с профилированными наличниками. Декор Успенского собора повторяет бесстолпная ц. во имя равноап. кн. Владимира - усыпальница Воротынских (1554-1555). По образцу псковского зодчества храм перекрыт сложным коробовым сводом со ступенчатой распалубкой, фасады завершены рядами кокошников. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В сер. XVI в., раньше, чем в Вологде, началось каменное строительство в пригородном Спасо-Прилуцком мон-ре. Собор во имя Спаса Всемилостивого (1537-1542) по размерам превосходит соборы Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей; типологически близок к московским постройкам 1-й пол. XVI в., но отличается лаконизмом обработки фасадов (2-этажный кубический на высоком подклете, окружен крытой 2-ярусной галереей, завершен 5 шлемовидными главами на круглых барабанах, с оформлением стен лопатками и рядами полукруглых кокошников). 2-этажная одноглавая Введенская ц. и трапезная на общем подклете (1544-1545), вероятно, были построены также по типу церквей Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей. К архаизирующему направлению ростовской школы принадлежит Воскресенский собор (1543-1544) Горицкого мон-ря, обетный храм кнг. Евфросинии Старицкой (сохр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

(по характеру, объему и структуре к позднейшему Индексу наиболее приближен список, подготовленный согласно указанию Карла V богословским факультетом Лувенского университета в 1546 г.; в 1550 и 1558 гг. тот же факультет опубликовал его новые редакции); в Англии аналогичные распоряжения издавались Генрихом VIII и английскими епископами в 1526–1555 гг. В 1542 г. парижская Сорбонна получила от парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; сорбоннские списки публиковались в 1544, 1547, 1551 (в соответствии с установками Шатобрианского эдикта Генриха II от 27 июня того же года, согласно которому ко всем подданным короля был обращен призыв доносить на гугенотов) и 1656 гг. Но еще до издания этих документов Вормсский эдикт (1521) запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. В Испании по приказу короля архиепископ Севильи и Великий инквизитор дон Фернандо де Вальдес Салас (1483–1568) в 1551 г. обнародовал Лувенский список 1550 г. в расширенном виде; в 1554 г. он издал первый экспургационный список: он предписывал некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев для исправления ( expurgatio) с последующим возвратом. В 17–18 вв. испанская инквизиция издала ряд Индексов независимо от Римской курии. В Италии списки запрещенных книг издавались местными властями: в Лукке (1545), Венеции (1543, 1549), Милане (1554). Религиозные войны, сотрясавшие в это время Европу, убеждали и Католическую церковь , и протестантов, что только совместный контроль церкви и государства за книгопечатанием может затормозить распространение еретических учений. Результатом этого убеждения стал первый римский Список запрещенных книг (т.н. Index Paulinus), составленный в 1559 г. при папе Павле IV (1555–1559), который был до избрания папой Великим инквизитором Неаполя и Рима. Список этот, имевший, помимо контрреформационной, также выраженную антигуманистскую направленность (по крайней мере, отмечается его враждебность к аристотелизму и платонизму), был утвержден папским декретом Moderatio Indicis librorum prohibitorum (его оригинал был обнаружен только в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. был учителем принца Эдуарда (до 1550) и с июля 1544 г. занимал должность раздающего милостыню (almoner) от его лица. После прихода Эдуарда VI к власти в 1547 г. и связанных с этим перемен в англ. церковной жизни карьера К., придерживавшегося протестант. взглядов, стала более успешной. В апр. 1548 г. он был назначен каноником часовни св. Георгия в Виндзорском замке, а в окт. 1549 г.- деканом Вестминстерского аббатства. Несмотря на то что К. не имел епископского сана, его ответы на вопросы о совершении литургии, заданные в начале правления Эдуарда VI, предполагалось использовать для реформирования богослужения. Позднее он вошел в состав Виндзорской комиссии, занимавшейся ревизией вероучения церкви Англии и подготовкой Книги общих молитв 1549 г., а также др. документов. Кроме того, К. неоднократно привлекали к проведению визитаций; он был членом неск. комиссий, занимавшихся реформированием канонического права и подготовивших к 1552 г. проект нового свода - «Reformatio Legum Ecclesiasticarum», который так и не был принят. С мая 1547 по нояб. 1552 г. К. занимал должность канцлера Оксфордского ун-та. Он активно боролся с католич. пережитками в ун-те (в частности, в ходе визитации 1551 г.), а также покровительствовал протестант. богословам, приезжавшим в это время в Англию из континентальной Европы. Благодаря его протекции нек-рые из них (напр., Петр Вермилий, с к-рым К. поддерживал дружеские отношения до его смерти в 1562) получили кафедры в Оксфорде и играли важную роль в жизни ун-та. В 1553 г., после смерти Эдуарда VI, К. был арестован по подозрению в участии в заговоре Дж. Дадли, герц. Нортамберлендского, пытавшегося отстранить Марию I Тюдор от наследования престола и передать корону Джейн Грей, кузине умершего короля. По этой причине, а также из-за начала в Англии Контрреформации К. был лишен всех должностей и в авг. 1553 г. провел неск. недель в тюрьме Маршалси. В мае 1554 г. он вместе с Э. Сандисом (впосл. архиепископ Йоркский) бежал из Англии в Антверпен, а в сер. марта 1555 г. переехал во Франкфурт. Здесь он принял активное участие в споре о Книге общих молитв и порядке совершения литургии, разгоревшемся внутри англ. общины в 1554 г. Опираясь на критические замечания Ж. Кальвина о Книге общих молитв, группа англ. протестантов во главе с приехавшим из Женевы Дж. Ноксом (1505-1572) пыталась убедить др. членов общины в необходимости реформирования вероучения по кальвинист. образцу. К., как и прибывший одновременно с ним Дж. Джуэл, выступил против них. Компромисс так не был достигнут, но в кон. марта 1555 г. К. и его сторонники обвинили Нокса за одну из его проповедей в измене императору и Нокс был вынужден покинуть Франкфурт. О дальнейшем пребывании К. на континенте известно мало: вероятно, он жил в основном во Франкфурте, не занимая должностей в англ. церковной общине, а также провел нек-рое время в Страсбурге, в кон. 1558 г. был в Вормсе.

http://pravenc.ru/text/1841724.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010