4 . ИСМАИЛ, по другим – МИХАИЛ и МИСАИЛ, хиротонисан около 1305 года. В 1312 году лишён сана. 5 . BAPCOHOФUЙ I хиротонисан в 1312 году и упоминается в 1330 году. 6 . ИОАНН около 1330 года. 7 . АФАНАСИЙ с 1340 по 1353 год. Скончался в Костроме в 1363 году. Он первый начал называться Сарайским и Подонским, потому что Митрополит Алексий отдал в его ведение все церкви от Чёрного Яра по Хопру до реки Дона. 8 . MATФEЙ I. 9 . СОФРОНИЙ, а по другим – СОФОНИЙ. 10 . CABBA I хиротонисан в 1383 году. Скончался в 1403 году. 11 . ФEOДOCUЙ I хиротонисан в 1404 году из Игуменов Борисоглебских. Был по 1411 год. 12 . UЛAPUOH I. 13 . ТИМОФЕЙ хиротонисан в 1413 году. 14 . ГEPMAH I, по другим – ГЕРМОГЕН. 15 . ИОВ. 16 . ВАССИАН хиротонисан в 1454 году. Скончался в 1466 году Апреля 8. Примечание. С него начали все преемники его Епископы Сарайские и Подонские жить уже в Москве на Крутицах. 17 . ПРОХОР хиротонисан в 1471 году. В 1491, а по другим – в 1493 году оставил Епископию и отошёл с Крутиц в Московский Богоявленский монастырь. 18 . СИЛУАН хиротонисан в 1493 году, Мая 4, из Игуменов Московского Угрешского монастыря. Оставил Епархию  в 1496 году. 19 . EBФUMUЙ I хиротонисан в 1497 году. В 1499 году, Июня 12, скончался. 20 . ТРИФОН хиротонисан в 1499 году из Игуменов Московского Богоявленского монастыря. Скончался в 1508 году. 21 . ДОСИФЕЙ хиротонисан в 1508 году, Января 23. Оставив Епархию, скончался в 1544 году, Февраля 2. 22 . CABBA II хиротонисан в 1544 году, Февраля 24, из Архимандритов Московского Симонова монастыря. 23 . НИФОНТ хиротонисан в 1554 году, Марта 11, из Архимандритов Новоспасских. 24 . MATФEЙ II. С 1564 по 1565 годы. Погребён в Кирилло-белоезерском монастыре в паперти большой Успенской церкви на правой стороне у передних дверей. 25 . ГAЛAKTUOH II хиротонисан из Архимандритов Московского Новоспасского монастыря в 1565 году. Был по 1569 год. 26 . ГEPMAH II упоминается в 1569 году. 27 . СИМЕОН погребён на Крутицах в 1583 году, Сентября 22. Б) Архиепископ 28 . BAPЛAAM II упоминается около 1583 года. Изгнан Борисом Годуновым, и послан в заточение в Новгородский Антониев монастырь и там скончался. В) Митрополиты Сарские, Подонские и Козельские

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

До нас сохранилась соборная грамота в Соловецкий Монастырь, от 24 января 1554 года, о заточении бывшего Троицкого игумена Артемия, с прописанием соборного о нем определения (А. А. Э., т. I, 239). В этой грамоте перечисляются все обвинения, представленные против Артемия на соборе 1554 года. Между прочим, его обвиняли в том, что он изрекал хулу на крестное знамение: «Да и потому Артемью вина, что троицкой бывший игумен Иона Сергеева монастыря писал на него, что он говорил хулу о крестном знамени; нет деи в том ничего, прежде деи сего на челе своем знамение клали, а нынча своим произволением больше на себе кресты кладут, да и на соборе деи и о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего; и Артемий сказал, что про крестное знамение Ионе не говаривал… А на соборе и сам Артемий сказал, что он про нынешний собор Ионе говорил». Собор уличил Артемия в том, что он действительно хулил крестное знамение, и обвинил его в этом, но в то же время собор не только не поставил Артемию в вину, но даже ничего не упомянул о словах его про «нынешний» собор, т. е. собор 1554 года, будто на этом соборе слово о крестном знамении было, да не доспели ничего, т. е. не усели постановить никакого решения о том, как следует креститься. Следовательно, Артемий говорил правду, и на соборе 1554 года действительно поднят был вопрос о крестном знамении, но остался не решенным, потому что в противном случае если бы решение было дано – собор тотчас же уличил бы Артемия во лжи. Но в 31-ой главе Стоглава категорически выражено учение о двухперстном крестном знамении, а между тем на соборе 1554 года, снова возникает вопрос о крестном знамении и остается не решенным. Не следует ли отсюда, что не только на соборе 1554 года, но и на соборе Стоглавом не было постановлено никакого определенного решения относительно крестного знамении? Иначе зачем же этот вопрос снова возник на соборе 1554 года? Итак, ясно, что ни соборе 1551 года, ни собор 1554 года, не дали определенного решения относительно двухперстного крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акад. библ. А 1–16, л. 556 и след., см. грамоты от 21 февраля, 21 октября и 25 ноября 1568 года). 2) За Кирилловым монастырем в оброчник значится село Ескино (см. л. 298 об.–299), приобретенное в 7067 году (Рукоп. Акад. библ. А 1–17. л. 170–171 об., 146 об–147; Рукоп. Акад. библ. А II–47. л. 63, 146, 184 и друг.). 3) К составу Кирилловской вотчины не принадлежало еще село Воскресенское (Старая Ерга), поступившее в монастырь в декабре 1568 года (Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 584). Наконец составление «оброчника» в 60-х годах XVI века подтверждается сопоставлениями имен тех жильцов, которые упоминаются здесь по разным монастырским деревням Белозерского края со сведениями сотной 1544 года (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 471–503). К 60-м года в XVI века монастырское крестьянство в составе своих членов было совершенно иным сравнительно с населением 1544 года. Но тем не менее несколько лиц еще дожили на своих местах с 1544 г. до времени составления «оброчника». Так напр. по сведениям последнего в деревне «Красное» (Погорельского ключа) жил «священник Артемей Ивановской (Рукоп. Кир. библ. 69–1308, л. 26 об.). Сотная 1544 года также отмечает в деревне Красное: «двор, поп Артемей Ивановской, что великого князя ставленье» (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 473 об. 474). – Нередко в «оброчнике» можно видеть имена сыновей тех крестьян, которые в 1544 году жили в монастырской вотчине. Так, в сотной 1544 года в сельце Кивуй упоминаются крестьянские дворы: двор, Олеша Микифоровъ, двор Оксенко Степанов, двор Левуша Семенов, двор Степанко Микифоров, двор Оксен Микифоров, двор Дениско Сунин» (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 496). «Оброчник» же в селе Кивуе перечисляет вытчиков: «Леву Олюшина, Тирона да Суръку Оксеновых детей, Стефава Никифорова з детми, Оката да Тимошку Денисовых детей» (Рукоп. Кирил. библ., 69–1308, л. 84 об.). 115 «Того ж месяца в 12 день (т. е. 112-го года) Кирилова монастыря старец Феодосей Борков житник дал поземных семян в деревню Костянтиново осмой жеребей выти Пятому Терентьеву да Меншыку Пахомьеву четверть и с получериком осмины ржи и в тех поземных семянах на них канала взята» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Как известно, на соборе 1554 года рядом с патриархом Антиохийским Макарием сидел «Гавриил, патриарх Сербский» 219 и принимал живое участие в обсуждении вопроса о недостатках в богослужебных книгах прежнего времени и об источниках или образцах для готовившегося к выходу в свет Служебника. К этому так называемому «патриарху» Гавриилу московские справщики нередко прибегали за разрешением своих недоумений при исправлении Служебника, и следы своих «вопрошаний» они оставили в корректурных, или «кавычных» книгах Московского печатного двора. «В греческом сего несть», «в сербском есть» 220 , замечено в корректурном Служебнике стрятинского издания 1604 года в чине проскомидии против статьи о вынутии девяти частиц из второй просфоры. «Зде списать с сербскаго Требника 19 строк» 221 , говорится в Требнике 1646 года киевского издания, послужившем оригиналом для Требника московского издания 1658 года. Мы недоумеваем лишь относительно того, почему о. Орлов, знающий, что изданий сербского Служебника было несколько (в 1519, 1527 и 1554 г.) и что их можно видеть в нескольких экземплярах даже в Императорской публичной библиотеке, остановил своё внимание на одном только издании этого Служебника 1554 г. То совершенная правда, что издание 1554 года 222 является почти дословным повторением editio princeps 1519 года, и не только в тексте, но даже и в послесловии, в котором не хватает только упоминания о круге солнца, луннике, индиктионе и епахте. Но между изданиями 1519 и 1554 годов и 1527 г. существует уже некоторая разность, и эта разность не лишена интереса для изучающего текст чинов. Для примера по этим изданиям мы сделаем здесь сопоставление только двух молитв в евхаристическом каноне: 1519 и 1554 г. 1527 г. И ни единого насъ посрами рожьсе жены и вьраспаданыихъ крпы и иже на н вь рдахь и вь заточенныи и же на посрами рожрьсе жены и въ земльни тши и иже на и вь рдахь и вь Все три первые издания сербского Служебника выходят в свет старанием 223 и заботами Божидарь Вкоки погоричанинь, но главный труд в изданиях 1519 и 1554 г. принадлежит иеромонаху Пахомию гори реке, который проживал в то время вь западны странахь италскыи въславнмь граде в издании же 1527 г. принимал участие гршнн Гра (Грагь) с братомь калгеромь едоро. Что касается редакции чинов, принятых в этот Служебник, то она ничего общего не имеет с римским изданием 1526 года и целиком позаимствована из древних сербских рукописей, а поэтому естественным образом примыкает к чинам литургий наших славяно-русских рукопи­сей XII-XIV вв. 34. Какой Служебник принес Антиохийский патриарх Макарий на Собор 1664 г. 224

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1535 году Новгородский архиепископ был в Москве «о соборном богомолии и о духовных и о земских делах» 9 – замечает летопись о причине его вызова Митрополитом Даниилом. Некоторые подробности об этой поездке находим в житии преподобного Иосифа Волоцкого . 10 Владыку сопровождал в Москву, в частности, иеромонах Исаия из церкви Рождества Христова на владычнем дворе, «всегда ненавидя и злословя монастырь Иосифов». В дороге он сильно заболел. В Москве ему в видении явились Богоматерь с преподобным Иосифом Волоколамским, о чем он рассказывал владычному архидиакону. Тот «же скоро-скоро тече к архиепископу и поведа ему вся поряду. Архиепископ же повеле его вести в монастырь (преподобного Иосифа.– а. М.). Он же игумену покаявся, исповедах и пребысть в монастыре две недели благодаря Бога, с миром успе». 11 Игуменом монастыря в то время был Нифонт Кормилицын (1522–1543). 12 Уже став Московским Митрополитом (1542–1563), святитель Макарий благословляет написание жития преподобного Иосифа. Его автором был один из рукоположенных им епископов – владыка Крутицкий Савва (1544–1554). Житие было написано около 1546 года и вошло в состав Великих Макарьевских Четьих Миней. 13 Позднее, на Соборе против еретиков М. Башкина и других, его участники во главе с Митрополитом Макарием назвали «Просветитель», труд преподобного Иосифа, «светилом Православия». 14 Его читал святитель Макарий, как об этом свидетельствует запись в одном из списков «Просветителя», принадлежавшем Нифонту Кормилицыну, с 1554 года бывшим епископом Сарским и Подонским. 15 Святитель Макарий с особым уважением относился к постриженикам Иосифова монастыря, нередко поставляя их на епископские кафедры. Такими среди иерархов-ставленников Митрополита Макария были: Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551), епископ Крутицкий Савва (Черный, 1544–1554), епископ Суздальский Трифон (Ступишин, 1549–1551), епископ Крутицкий Нифонт (Кормилицын, 1554–1558), первый Казанский святитель, архиепископ Гурий (Руготин, 1555–1563). 16 Давал святитель Макарий в Волоколамскую обитель вклады на молитвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В одной древней записке о соборе 1554 г. говорится, что в октябре этого года, царь с митрополитом и со всем собором, рассуждал о прежнем соборном уложении, о многоразличных делах и чинах церковных и по книге соборной чли, которые дела исправились и которые еще не исправились». В настоящей записке не только нет следов того, что будто бы Стоглав в 1554 году еще не был утвержден, как каноническая книга; а напротив есть прямое указание, что Стоглав был признан законной книгой русской церкви: царь потому и спрашивал, все-ли дела, утвержденные Стоглавом, исправлены, приведены в исполнение, что Стоглав был уже утвержден, как законная, каноническая книга русской церкви; а если бы Стоглав не был утвержден, то нечего было бы и спрашивать, все ли исполнено по нем; ибо царь, в таком случае, получил бы ответ: что же спрашивать об исполнении? Соборная книга еще не утверждена, она еще не закон. А исправить дело, на древнем официальном языке в московских владениях, значило исполнить дело, привести в исполнение закон и другого значения не имело. 4) Редакция продолжает: «вернее же полагать, что в 1554 году прежняя соборная книга не только не была утверждена, но и заключала в себе вопросы немевшие вовсе решений и решения считавшиеся сомнительными, неправильными, требовавшими исправления и во всяком случае, неокончательными, и что даже в 1554 году, окончательного решения, по некоторым вопросам, не последовало. В этом убеждает нас свидетельство бывшего троицкого игумена Артемия, осужденного 24 января 1554 года. Игумен Троицкого Сергиева монастыря Иона писал на него, что он говорил хулу о крестном знамении: «нет-де и в том ничего, прежде на челе своем, знамение клали, а нынче своим произволением большие на себя кресты кладут, да и на соборе-де о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего». Напротив, свидетельство Артемия нисколько не убеждает в этом, ибо Артемий говорит не о соборе 1551 года, на котором утвержден Стоглав, а о новом соборе 1554 года; в акте прямо сказано, что Артемий сказал про нынешний собор, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/p...

Когда-то до 1544-го года в селение Боровичи, ныне уездный город Новгородской губернии, находящийся на реке Мете, принесло весной на льдине гроб с телесными останками неизвестного человека 152 , который, явившись во сне некоторым жителям Борович, называл себя Иаковом 153 . Гроб с телесными останками или мощами поставлен был в нарочно устроенную часовню, жители Борович начали иметь к мощам веру и от них начали совершаться чудеса. В 1544-м году архиепископ Новгородский Феодосий, вероятно, быв вызван просьбою к нему жителей Борович об установлении празднования Иакову, как святому, послал в Боровичи соборного Софийского священника и диакона «смотрети у часовни мощей Иаковлих и о чюдесах испытати многими людьми и священники». Получив от священника и диакона составленный ими «обыск» или акт свидетельствования мощей и дознания о чудесах (он от 2-го Июля 1544-го года) 154 , архиепископ обратился с спросом к митрополиту Макарию, как поступить. Митрополит прислал архиепископу грамоту, в которой предписывал: избрать игумена честного монастыря, священника и диакона и послать их «те честные и святые мощи пренести и близь стоявшия новае (новые) церкви (т. е. церкви, стоявшие близь часовни, в которой лежали мощи Иакова) Сшествия Святого Духа положите у сторонних (боковых) у южных дверей (и) погребален служити». Получив грамоту митрополита, архиепископ послал в Боровичи (6-го Октября 1544-го года) игумена Антонова монастыря Константина, соборного священника и диакона и приказал им: «изо окрестных мест согласити (им) к собе игуменов и попов и диаконов и соборне собрався пети понахиду у гроба того святого Иакова и пев понахиду те святые и честные и многочюдесные мощи пренести и близь новае церкви Сшествия Святого Духа положите у сторонних у южных дверей, да над ним тут у церкви погребален служити соборне же, да будут мощи его преже сего в земле были, и те его честные мощи земле предати, а будут мощи его на верху земли стояли, и ныне их на верху земли положити, а раку над мощами учинити и свещу (в) возглавье его поставите, да и гробницу над ним устроити и обедню служити по нем соборне». При этом архиепископ предписывал жителям Борович и окрестных мест и Боровичским священникам: «и как игумен Константин у вас уставит время при(е)несению мощей его (Иакова), и вы бы к тому дни раку и покров и гробницу и свещу ко гробу его изготовили и на принесение бы еста честных мощей его вы дети боярские и старосты и рядовичи и все православные крестьяне шли и ж женами и з детми своими и (всяк) возраст благочестивого народа, и раце бы естя святыя мощи предали честно и благоговейно, со свещами и милостынями, елико ваша сила; да в который день пренесенье святых мощей совершится (оно совершено было 23-го Октября 1544-го года), и вы бы игумены и священници тех мест впрок в тот день потом преподобному Иакову уставили память чинити на всяк год на принесенье честных мощей его, пев панихиду и обедню служите соборне в род и род до века».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

27 В Описи царского архива назван документ “Отпуск на Двину в Онтоньев монастырь на Сею старца Ионы Чюдовского с сытником с Пятым с Ыльиным” (Государственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции/Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. М., 1978. Ч. 3. С. 513). А. А. Зимин так комментирует это место: “Возможно, речь идет о чудовском архимандрите Ионе, который в 1544 г. стал епископом Суздальским”. В примечании к этому месту он дает ссылку на летопись, где говорится о его архиерейской хиротонии в 1544 году, и добавляет: “В марте 1549 г. епископом стал Трифон”. — Там же. Далее в тексте он пишет: “В годы боярского правления этот правоверный иосифлянин был отстранен от должности”. — Там же. 29 ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 26–27; Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563)//Альфа и Омега. М., 2000. 3(25). С. 191. 30 АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 380. 204; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11: XVI век. СПб., 2001. С. 142; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172–173, 357; Лихачев Д. С. Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь 1573 г.//ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 263. 31 ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 624. См. также: Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых Православною Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. 2 е изд. СПб., 1892. Месяц октябрь. С. 271. 33 Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 161–162. 34 Там же. См. о нем: Архимандрит Макарий. Епископ Сарский Савва (1544–1554)//История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 39–43. 35 ААЭ. Т. 1. С. 203. 213; Макарий митрополит Московский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 123–124. 38 См. о нем: Архимандрит Макарий (Веретенников). Русская иерархия XVI века//Альфа и Омега. М., 2003. 3(37). С. 102–108. 39 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 655. Однако в исследовании XVIII века имя епископа Ионы как погребенного в Суздале не указано (см.

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 1 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 2 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 3 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно — около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 4 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 5 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года “по своей души при архимандрите Ионе” 6 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление “человека разслаблена” у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама “и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители” 7 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 8 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия “в раку сребряну”. В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и “архимандрит Иона обители тоа” 9 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

—96— Николая чудотворца свою ругу, а списаньице когда-то до открытая мощей утратилось. Сам составитель жития князя Андрея не придает ходившим рассказам полной веры, ибо говорит: «глаголют же о сем князе Андрее в повестех нецы сице..., аще истинна суть (повести), един Бог весть» 1319 . Обращаемся ко второму случаю. Когда-то до 1544-го года в селение Боровичи, ныне уездный город Новгородской губернии, находящийся на реке Мсте, принесло весной на льдине гроб с телесными останками неизвестного человека 1320 , который, явившись во сне некоторым жителям Борович, называл себя Иаковом. Гроб с телесными останками или мощами поставлен был в нарочно устроенную часовню, жители Борович начали иметь к мощам веру и от них начали совершаться чудеса. В 1544-м году архиепископ Новгородский Феодосий, вероятно, быв вызван просьбою к нему жителей Борович об установлении празднования Иакову, как святому, послал в Боровичи соборного Софийского священника и диакона «смотрети у часовни мощей Иаковлих и о чюдесах испытати многими людьми и священники». Получив от священника и диакона составленный ими «обыск» или акт свидетельствования мощей и дознания о чудесах (он от 2-го июня 1544-го года) 1321 , архиепископ обратился с спросом к митрополиту Макарию, как поступить. Митрополит прислал архиепископу грамоту, в которой предписывал: избрать игумена честного монастыря, священника и диакона и послать их «те честные и святые мощи пренести и близь стоявшия новае (новые) церкви (т. е. церкви, стоявшие близь часовни, в которой лежали мощи Иакова) Сшествия Святого Духа положити у сторонних (боковых) у южных дверей (и) погребален служити». Получив грамоту митрополита, архи- —97— епископ послал в Боровичи (6-го октября 1544-го года) игумена Антонова монастыря Константина, соборного священника и диакона и приказала им: «изо окрестных мест согласити (им) к собе игуменов и попов и диаконов и соборне собрався пети понахиду у гроба того святого Иакова и пев понахиду те святые и честные и многочюдесные мощи пренести и близь новае церкви Сшествия Святого Духа положити у сторонних у южных дверей, да над ним тут у церкви погребален служити соборне же, да будут мощи его преже сего в земле были, и те его честные мощи земле предати, а будут мощи его на верху земли стояли, и ныне их на верху земли положити, а раку над мощами учинити и свещу (в) возглавье его поставити, да и гробницу над ним устроити и обедню служити по нем соборне».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010