Другим ярким памятником московской письменности является Похвала Ивану Калите, составленная в 1340 г. и помещенная в Сийском евангелии. Московский князь сравнивается по своим делам с правоверными императорами Константином, Юстинианом и Мануилом, в «царство» Калиты наступила «тишина велия в Русской земле», «благочестию велию восиавши, многим святым церквам съзидаемым, учению божественых словес от уст его яко источнику велию текущи, напаяющи благочестивых святитель сердца и христолюбивых в его державе людий» 217 . В конце XIV века митрополитом Киприаном создана была Пространная редакция Жития Петра, в которой содержится пророчество о великом будущем Москвы, вложенное в уста святителя Петра: «град съй славен будет въ всех градех рускых, и святители пожывут в нем, и взыдуть «рукы его на плеща враг его“, и прославится Бог в нем» (Чуд., 221, л. 230 об.). § 2. Царь Русский Особой интенсивностью отличалось развитие русской исторической мысли во втором десятилетии XV в. Летописная работа сосредоточилась в Москве, при дворе митрополита Киевского и всея Руси, куда поступали летописные материалы со всех крупнейших центров СевероВосточной Руси: Новгорода Великого, Пскова, Твери, Ростова, Нижнего Новгорода, Смоленска и др. К составлению исторических трудов были привлечены лучшие интеллектуальные силы, образованнейшие деятели того времени. Между 1412 и 1414 гг. в Москве составлен общерусский свод, известный в историографии под названием Троицкая летопись. Изучение идейного содержания памятника, особенностей литературной манеры его составителя привело к заключению, что автором Троицкой летописи являлся крупнейший писатель русского Средневековья, инок Троице-Сергиева монастыря, исполнявший одновременно функции митрополичьего секретаря, – Епифаний Премудрый 218 . Истории Троице-Сергиева монастыря, его постриженникам и особенно преподобному Сергию Радонежскому Епифаний уделяет значительное внимание. Достаточно сказать, что если всему конспекту библейской истории, заключающемуся в известной речи Философа под 986 г., было отведено 11 листов текста, то одна Похвала Сергию под 1392 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Или родивши дитя до II 40-го дни с мужем была еси; или во истечении крови еа до 8 дни пребыла еси? Или яла еси от коровы молозиво перваго дни доение? Или в Воздвижение в день и во Иванов день Усекновения мясо и млеко ела еси? Или в который пост или в среду или в пяток мясом и млеком//измолоснилася? (после ст. 15): Или била еси кого без вины? Или при мужех мочилася еси? Или хватила еси кого за срамоту, или//[Далее один или несколько листов потеряны, и конец вопросника утрачен]. 1485 См также Ал.-Св. 92. л. 218–221 об., Арханг. Д. 38, л. 97 об.–99. Арханг Д. 72, л. 58–60 об. (отдельный извод). Арханг. Д 164, л. 95– 96 об., Арханг. Д. 168, л. 14–15 об., Арханг. Д. 356, л. 118–123 об., Арханг. Д. 472, л. 179 об-182 об., Арханг. С. 235, л 59 об.–61 об., Белокр. 218, л. 19–23 об., В-5636/37 (ВСМЗ), л. 64 об.–69 (отдельный извод), Волок. 87, л. 272 об.–274 об., Волок. 517, л. 13 об.–15, Епифанов 23, л. 222 об.–230 об., Кир.-Бел. 528/785, л. 17 об.–19, Кир.-Бел. 530/787, л. 150–152 об., Кир-Бел. 547/804, л. 87 об.–89 об., Колоб. 176, л. 11 об.–12 об., Перетц 145, л. 87 об.–92 об., Погод. 306, л. 25–27, Погод. 308, л. 301–302, Синод. (ГИМ) 898, л. 237–240, Синод. (РГИА) 868, л. 70–71 об., Солов. 1018/1127, л 75 об.–77 об., Солов. 1086/1195, л. 98 об.–99 об . Солов 1099/1208, л. 182–183 об., Соф. 836 , л. 202–203 (отдельный извод). Соф. 861 , л. 170 об.–172 об., Соф. 890 , л. 174 об.–176 об., Соф 1061 , л. 208 об.–210 и 241 об.–243, Соф. 1062 , л. 196–197 об., Соф. 1065 , л. 22–23, Соф. 1088 , л. 72 об.–75. Соф. 1095 , л 51 об.–54 об., Соф. 1102 , л. З6 об.–38 об., СПбДА AII/128, л. 287–291 об., ТСЛ 232, л 28–29 об. ТСЛ 272, л. 182–184, Усть-Цилем. (Печорское) 336, л. 145–150 об., Хлуд. 119, л. 256–257, Хлуд. 120, л. 289 об.–293 и 350 об.–354, Чуд. 54, л. 217–218 об. F.I.100, л. 154–156, Q.I.595, л. 78–79 об., Q.I.851, л. 174 об.–176. O.I.35, л. 60 об.–63, O.I.100, л. 23–25, 16.7.27, л. 173 об.–178. Опубл. Алмазов. Т 3. С. 182–183 (по списку Чуд. 54). (отдельный извод). 1487 См. также Вологод. 24, л. 222–226, Калик 1, л 44 об.–47 об., Колоб 178, л. 59 об.–63 об., Колоб. 478, л 63–68 об., Погод. 313, д. 239 об.–243. Соф. 1088 , л. 72 об.–75. СПбДА AI/7, л. 170–175, 1.2.23, л. 134–138.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

9) Село Есиневка. Храм Сретения Господня, с приделами во имя свят. и чудотв. Николая и св. великомуч. Варвары, деревянный, холодный, построен в 1800 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 24 д. Дом для священника церковный. Жалованья 123 р. 48 к. В пользу причта процентный доход с капитала в 700 р. Прихожан м. п. 812, ж. п. 771. Приход состоит из села и д. Качелейки и Варишки (в 5 в.), Новой Есиневки (в 2 в.), Варваровки (в 4 в.). В селе школа грамоты. 10) Село Ивановская Вирга. Храм во имя св. архистратига Михаила, с приделом в память Успения Божией Матери, каменный, холодный, построен в 1856 г., расстоянием от г. Пензы 78 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 43 д. Дом для священника церковный. Жалованье по окладу V кл. Прихожан м. п. 835, ж. п. 830. Приход состоит из села и дер. Лачиновки (в 4 в.) и Юрьевки (в 2 в.). В селе училище земское. 11) Село Кевда-Мельситова. Храм во имя Св. Животворящей Троицы, с приделами во имя св. архистратига Михаила и в память Рождества Пресвятой Богородицы и теплыми приделами – во имя св. Иоанна Предтечи и свят. и чуд. Николая, каменный, построен в 1852 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. Дома для священников церковные. Жалованья 368 р. 68 к. В селе есть кладбищенская «Всех Святых» церковь , каменная, построенная в 1877 г. Прихожан м. п. 2499, ж. п. 2555. Приход состоит из села и д. Холеневки (в 5 в.), Мягковщины (в 3 в.) и Нарезки (в 5 в.). С 1876 г. церк.-прих. попечительство. В селе земское училище и школа грамоты для девочек. 12) Село Каменка. Храм во имя св. Димитрия Солунского, с приделами во имя св. и чуд. Николая и Знамения Божией Матери, каменный, построен в 1826 г., расстоянием от г. Пензы 81 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 56 д. Дом для священника церковный, для диакона общественный. Жалованья 172 р. Церковный капитал в 200 р. В пользу причта процентный доход с капитала в 230 р. Прихожан м. п. 985, ж. п. 1005; сверх того, раскольников беглопопвщинской секты м. п. 196, ж. п. 221. Приход состоит из одного села. Училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Чуд. 5. Требник. Первая половина XIV в. 4°. 96 л. Пергамен. Записи: л. 65 – перед чином исповеди «Господину князю Семену Володимеровичю» (полуустав XIV–XV вв.); л. 1 об.–5«Чудова монастыря казённая» (конец XVIII в.). Содержание: л. 1 молитва разрешительная инокам (почерк конца XIV в.); л. 65–83 – чин исповеди; л. 67–68 – поучение-наставление об исповеди; л. 68–70 об. – вопросник о «блудных» грехах; л. 71 об.–72 – вопросник женщинам (Ж-Чуд. 5); л. 72 об.–78 об. – Вопрошание исповеданию, л. 79–83 – молитвы разрешительные; л. 95–96 – молитва разрешительная. Описания: Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Ч. 1. Русские рукописи/Сост. М.В. Щепкина, Т.Н. Протасьева, Л.М. Костюхина, В.С. Голышенко//Археографический ежегодник. 1964. М., 1965. С. 180; Описание рукописей Чудовского собрания ) Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 7. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 102–105, 159, 274–277; Приложения ко второму тому. С. 71,72 (чин исповеди, в том числе поучение-наставление об исповеди, вопросник о «блудных» грехах, Ж-Чуд. 5, Вопрошание исповеданию; молитвы разрешительные, л. 1, 95 96). Чуд. 54. Требник со служебником. Вторая четверть XVI в. 4°. 459 л. Записи: л. 1–36 «Декабря 17 день по приказу архимарита Кирила да келаря старца Иосифа Елизарова казначеи старец Гуреи отдал сию книгу в подмосковную монастырскую вотчину в село Рожественое к церкви Рожеству Христову при священнике тое церкви при Иване Лукине. А кто похочет сию книгу советом лукаваго врага от тое церкви зависти ради, малоумием, неразсудя нагло похитити, и того судит и обличит нелицемерный Судия Христос Бог наш и воздаст по делом его в день Страшнаго Суда, аминь». (XII в ); л. 63 об.–70 «Продал сию книгу Потребили поп черной Герасим с Волоколамсково...» (нрзб.); л. 414 об.образец летописи освящения церкви в тексте, рукой писца. «В лето 6000-ное 72 индикта 4 священа бысть церков святаго отца имярек, при великом князи, имярек, при митрополите, имярек, месяца, имярек, в 1 или в кое число прилучится, на память святаго, его же прилучится день, в кое число». Содержание: л. 204 об.–231 – чин исповеди; л. 208 об.–209 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72); л. 209–209 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 209 об.–210 об. – поновление мужчинам; л. 211–211 об. – поновление мирянам; л. 215–216 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 217–218 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 218 об.–219 – поновление священникам- бельцам; л. 219 об.–221 об. – поновление священникам-бельцам; 221 об.–223 – поновление инокам; л. 223 об.–225 – поновление инокам; л. 225 об.–228 – молитва разрешительная; л. 231 об.–233 – чин причащения больного. Описание: Описание рукописей Чудовского собрания/Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 37–38. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 175–176, 182–183 (вопросник инокам и вопросник священникам в Основных редакциях). Рукописи Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

740 Покаянье: Синод. (П1М) 3, л. 293 об.–291,. М–КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086. л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 741 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 746 М-Печ тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН). л. 264 об.–270. 751 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294, М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. М-Петр. 94: А 94, л. 225–228; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98. 130 об.–135, 236–237 об. Рез – процент, рост (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2004. Вып. 22. С. 133–134); резоимство – ростовщичество (Там же, С. 138). 753 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294. М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 756 О финансовой самостоятельности женщин см. также: Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в). М., 1997. С. 33–34. 760 М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, O.I.100, л. 37 об.–40 об. Складник – пайщик, компаньон в торговле, промысле, землевладении (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2000. Вып. 24. С. 204). 763 ЧЖ-O.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, O.I.100, л. 30 об.–32; М-Погод. 310: Погод. 310. л. 130 об.–135. 764 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 765 Корогодина М. В. О создании памятников покаянной дисциплины и древнерусской письменной традиции//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 111, 114, 116; Смирнов. Материалы. С. 51–54. 769 Корогодина М. В. О создании памятником покаянной дисциплины... С. 114–116. По рукописи Кир.-Бел. 530/787, л. 137–144. 771 М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294: Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

216 Сочинение в первый раз было опубликовано Г. Терещенко в выдержках в «Жур­нале Министерства народного просвещения» (1834, ч. III, 8, с. 247–248) под загла­вием «О грамматике» в работе «О трудах Максима Грека ». А. Востоков поместил часть его в «Описании русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» (СПб., 1842, с. 370). В более позднее время оно издавалось И. В. Ягичем по рукописи Ру­мянцевского музея 264 под заглавием «Что такое грамматика» (см.: Рассуждения южнославянской и русской старины., с. 594–595). 217 ГБЛ, Тр. гл. 115, лл. 525–526. Иеромонах Арсений в «Описании славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (ч. 1. М., 1878, с. 214) отмечает эту статью под заглавием " О буквах греческого алфавита». В руко­писи ГПБ, собр. Соловецкого монастыря, в., л. 713, указывается, вероятно, та же статья под таким заглавием: «О гласных и согласных буквах в рус­ском алфавите и о просодиях» (см.: [ И. Я. Порфирьев , А. В. Вадковский, Н. Ф. Красносельцев ] Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящих­ся в библиотеке Казанской духовной академии, ч. 1. Казань, 1881, с. 496). 218 Статья издана И. В. Ягичем по рукописи ГИМ, Чуд. 34, лл. 111 –115, с приведением важнейших разночтений по рукописным сборникам (см.: Разсуждения южнославянской и русской старины.., с. 601–605; Codex Slovenicus. с. 313–317). На­ходится в рукописях: ГПБ, Q. XVII, лл.325–332; ГБЛ, Унд. 953 (XVII в.), Муз. 2778, лл. 179–183. 221 Статья была впервые опубликована в 1618 г. в Москве неизвестным издателем в качестве предисловия к «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (лл. 40–44). В дальнейшем она помещалась в ряде других ранних грамматических изданий. Нахо­дится в рукописном сборнике ГБЛ, собр. Румянцева, 376 (XVII в.) и в сборнике ГБЛ из того же собрания, 192 (XVIII в.). 223 Статья была впервые опубликована московским издателем «Грамматики» Ме­летия Смотрицкого в 1618 г. в качестве послесловия. В 1782 г. она была из­дана в Москве отдельно, с присоединением «Сословия имен по аз веди, с толкова­нием славенским» и «Толкования грамматическаго двум молитвам: Царю Небесный и Отче наш ». Находится в рукописном сборнике сочинений Максима Грека (ГИМ, Хлуд. 75, гл. 200, лл. 765 об. – 771 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

С целью изучения рукописной традиции Киприановской редакции Жития Петра вводим в научный оборот список ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 221 (Лествица с дополнениями) 59 . Житие митрополита Петра расположено на л. 219–237. В этой части преобладают знаки: Единорог – Брике, 9984 (1421–1427 гг.); Корона – Брике, 4625 (1414– 1424 гг.); Литера М под короной – Брике, 8400 (1427–1430 гг.); Весы – типа Лихачев, 583 (1420 г.). Таким образом, список может быть датирован 20-ми годами XV в. Судя по языку, рукопись происходит из западнорусских областей. Текст очень близок Харьковскому списку, который используем для исправления и восполнения пропусков (заключаемых в квадратные скобки). Киприановская редакция Жития Петра по списку ГИМ, Чуд., 221 Месяца декабря 21 день. Жытие и жызнь и мало исповедание от чюдес иже в святых отца нашего Петра, архыепископа Кыевьскаго и всея Руси. Списано Кыприаном смереным митрополитом Киевьскым и всея Руси. Господи, благослови, отче. Праведницы в векы жывуть и от Господа мзда их, и строение их от Вышняго. И праведник, аще постигнеть скончатися, в покои будеть. И похваляему праведнику, възвеселятся людие, зане же праведным подобаеть похвала. От сих убо един есть и иже 60 нынее нами похваляемыи священноначалник. И аще убо никто же доволен ныне есть похвалити достоиное по достоиньству, но пакы неправедно судих, таковаго святителя венець неукрашен некако оставити, аще и преже нас бывшии самохотием преминувша. Смотрение и се некое Божие, мню, и святаго дарование, яко и мы малу мъзду приимем, яко же и вдовица она, принесшиа две медь ници. И аз убо многыми деньми томим и привлачим любовию къ истинному пастуху, и хотящу ми малое некое похваление принести святителю, но свою немощь сматряющу недостижьну 61 к оного величьству, удержаваахся. Пакы же до конца оставити и объленитися тажчаиша вмених. Сего ради на Бога всю надежду възложив и на Того угодника, по дело выше меры нашея приях ся – мало убо ми от жытиа его поведати, елико Бог дасть и елико от сказателеи слышах, мало же и от чудес его. Ни бо аще не может кто всю глубину исъчрипати, оставити тако и ни поне малою чашею прияти и прохладити свою жажду. Тако и о сем недостоино судих, на его ми месте стоящу и на его гроб зрящу, и того же ми престола наследьствовавшу, его же он преже лет остави и къ небесным обителем преиде. Начну убо еже о нем пове сть, рождение же его и въспитание, и еже из мира изъшествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

89 Рукоп. требн. Синод. б. 808, л. 13; Чуд. б. 54, л. 398; Волокол. мон. 333, л. 338; библ. Киев. дух. Акад. 103, стр. 1; Солов. библ. 1085, л. 7; 1088, л. 170; Соф. библ. 1061, л. 35 об.; Ар. Св. Синод. 808, л. 229 об; Импер. Публ. Библ. Q. I, 51, л. 5 об; 294, л. 118; библ. Акад. Наук. 16. 15. 1., л. 162. 91 В XVI и XVII вв., у нас на Руси право освящать церкви, кроме епископа, принадлежало соборному духовенству. От этого времени до нас дошло несколько грамот, выданных епархиальными архиереями причтам соборных церквей на право совершения в известном районе освящения храмов. (См. Акты юридические, т. I, стр. 65; Русск. Истор. Библ. т. XII, 1 LXII и др.; Акты Историч., т. II, 106). За освящение церкви соборянам полагалась особая плата, размеры которой были предметом обсуждения на Стоглавом соборе (Стоглав, гл. XLII, XLIV, XLV Казань 1862 г., стр. 210–211, 217–219, 221) Если бы кто из приходских священников стал освящать церковь , не приглашая соборного протопопа или кого-либо из других соборных священников, то, в таком случае, соборяне приносили жалобу епархиальному архиерею, и последний всегда стоял на стороне соборян (Русск. Истор. Библ. т. XII, VIII). Даже в XVIII в., в Москве, право освящения приходских храмов, кроме епископа, принадлежало исключительно протопопу Большого Успенского собора с братией. Н. Розанов . История Московского Епархиального Управления со времени учреждения Св. Синода. Москва, 1869 г., ч. I, стр. 72, ч. II, стр. 31, 71 и 72. 92 См. «Последование, како освященный антиминс положити в новосозданном храме«, в Требнике, изд. М. 1897 г. л. 273 об. 94 Требн. рукоп. Синод. б. 898, л. 13 об.; библ. Киев. дух. Акад. 193, стр. 1, Соф. б. 1061, л. 36. 95 «Εχολγια» проф Дмитриевского, стр. 884. Против наших руских требников, здесь указана еще одна лишняя стихира: «Обновление совершающе всечестнаго храма воскресения». 97 То же и в греческих, и юго-славянских требниках. См. «Εχολγια» проф. Дмитриевского, стр. 385; Сырку. К истории исправления книг в Болгарии, т. I, вып. II, СПБ. 1890, стр. 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Е. является автором ряда полемических сочинений, поучений, трудов церковно-дисциплинарного характера, стихотворных произведений. Ученый монах сыграл важную роль в обсуждении и окончательном утверждении на Руси правосл. взгляда на время пресуществления Св. Даров. Этому вопросу посвящены его труды «Показание на подверг латинского мудрствования» (Там же. 440. Л. 123-124 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 482. Л. 1-3) и «Опровержение латинского учения о времени пресуществления» (ГИМ. Син. V. Л. 376-385). Вероятно, что и кн. «Остен», в к-рой на основе определений Собора 1690 г. были подытожены евхаристические споры в Русской Церкви и к-рая приписывалась патриарху Иоакиму, была составлена Е. (ср. черновик книги, им написанный и отредактированный - Там же. Син. 545). Церковные власти неоднократно обращались к Е. с просьбой дать оценку разного рода неправосл. «исповеданиям веры». Е. написал опровержение мнений католика Григория Скибинского (Там же. Син. I. Л. 305-320), Петра Артемьева , перешедшего из Православия в католичество (БАН. 34.3.13), католика Яна Белободского (Белобоцкого), близкого по воззрениям к протестантам (ГИМ. Син. 371, 346. Л. 1201-1217; 596. Л. 79-101). Перу Е. принадлежит «Воумление от архиерея для священников» (наставление, как совершать литургию), основанное на Требнике митр. Петра (Могилы) (Там же. 433, 683, 567), сборник статей о Символе веры (Там же. 396). Вопросам библеистики посвящено неск. трудов Е., в которых, сопоставляя Вульгату и Септуагинту, автор доказывает превосходство последней: «Оглавление библейское... по алфавиту» (РГБ. Ф. 310. Унд. 431), трактаты «На оглаголующих священную Библию» (ГИМ. Син. 373) и «Обличение на гаждателей Святого Писания Библии» (Там же. Чуд. 285 (83)). Е. является автором 6-й (последней) редакции Жития митр. св. Алексия (ГИМ. Син. 596. Л. 13-26 об.; РГАДА. Ф. 381. 332. Л. 1-6 об.), Жития Ф. М. Ртищева (ГИМ. Син. 716), слов и поучений: на праздник в воспоминание Чуда арх. Михаила в Хонех (Там же. Син. 221. Л. 397-416 об.; 596. Л. 2-12 об.), на чтение из Евангелия от Луки: Гл. 1. Ст. 52 (Там же. 557. Л. 92 об.- 95 об.), о Патриаршестве, написанное для патриарха Адриана (Там же. 596. Л. 64-78 об.), о возможности изображения Бога Саваофа (Там же. Син. III. Л. 184-207; 346. Л. 1275-1292 об.). Пространное «Слово о милости, и кии просящих достойны суть милости, кии же ни» (Там же. 716. Л. 20-70 об.; 483. Л. 883-915; БАН Украины. 290/145. Л. 414-457), обычно приписываемое Е., создано Епифанием (Славинецким). «Слово...» содержится в составленном и переписанном Е. сборнике слов и проповедей Епифания. Перу Е. принадлежит ряд стихотворений (ГИМ. Син. 396. Л. 1-8 об.), стихотворные эпитафии на смерть Сарского и Подонского митр. Павла († 1675) и Епифания (Славинецкого) (Там же. 483. Л. 853-858; БАН. Арх. ком. 100. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/187698.html

В текстах, обращённых к мужчинам, также встречается ряд статей, известных по единственному вопроснику. Они посвящены кражам отдельных вещей или предметов, на которые составитель конкретного вопросника по той или иной причине считает нужным специально обратить внимание, например: «Колпак обменил или украл?», «Портища с ково не сымывал ли?», «Ли вретище с кого снял еси? 626 594 М-Мих. Q 9.: КДА 174л, л. 296–298. Мих. Q 9, л. 165 об.–167; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Q.I.851, л. 153 об.–157 об., М-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об. Облупити – производное от глагола лупити. т. е. ограбить (Срезневский И. И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 1. С. 527). 597 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 598 Лупити – обдирать; срывать одежду, раздевать, грабить; обирать кого-либо до нитки (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 307; Срезневский И.И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 1. С. 55). 602 Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 274–278 (по списку Чуд. 5. с разночтениями по списку ТСЛ 227). 605 Вопросник инокам, Основная редакция: Ал.-Св. 92, л. 204–206 об., Арханг. Д. 38, л. 93–94 об., Арханг. Д. 71, л. 195–196, Арханг. Д. 72, л. 74–75 об., Арханг. Д. 164, л. 99–101, Арханг. Д. 168, л. 12–14 , Арханг. Д. 356, л. 96–100, Арханг. Д. 472, л. 169–171, Арханг. С. 109, л. 145–147 об., Арханг. С. 110, л. 82 об.–88 об., Белокр. 142, л. 24–25 об., Белокр. 218, л. 12–15 об., Волок. 517, л. 12–13 об., Епифанов 23, л. 190–196 об., Калик. 1, л. 38 об.–40 об., КДА 174л, л. 239–240, Кир.-Бел. 528/785, л. 16–17 об., Кир.-Бел. 530/787, л. 145–147 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 85 об.–87 , Колоб. 176, л. 9 об.–11, МГАМИД 439/900, л. 121–122 об., Мих. Q 9, л.153–154 об., Перетц 12, л. 102–103 об., Перетц 145, л. 68–72, Погод. 306, л. 306 об.–309, Погод. 308, л. 311 об.–313, Синод. (ГИМ) 898, л. 264–266 об., Синод. (РГИА) 868, л. 69–70, Солов. 1018/1127, л. 73–75 об., Солов. 1086/1195 л. 97–98 об., Солов. 1099/1208, л. 181–182, Соф. 861 , л. 168 об.–170 , Соф. 1061 , л. 212 об.–214, Соф. 1089 , л. 86–88 об., Соф. 1095 , л. 76–79 об., Соф. 1102 , л. 35–36 об., ТСЛ 220, л. 222 об.–223 об., ТСЛ 232, л. 34–35, ТСЛ 235, л. 20–22, ТСЛ 272, л. 184 об.–186 об., Чуд. 54, л. 215–216 об., Q.I.595, л. 82–83 об., O.I.35, л. 59–61 об., O.I.100, л. 8–9 об., 16.7.27, л. 157–160 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010