Чудов монастырь был безжалостно разрушен большевиками в 1930 году. В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора, администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако он не успел завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса архитектор-реставратор Петр Барановский успел лишь вынести из здания раку св. Алексия. Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. В октябре 1930 года был взорван и полностью разрушен Чудов монастырь. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. На месте Чудова и Вознесенского монастырей, а также Малого Николаевского дворца в 1932-1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга было построено здание, которое предназначалось для Военной школы им. ВЦИК. В 1950-х годов здание было передано Верховному Совету СССР, а в 1958 году часть его была перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест. В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. В 2009 году в Московском Кремле была открыта и освящена мемориальная доска в память о разрушенном в 1929 году Чудовом монастыре. В июле 2014 года Владимир Путин поддержал идею отказаться от реконструкции 14-го корпуса, восстановив вместо этого исторический облик территории с возможным воссозданием находившихся там и взорванных в 1929 году монастырей в качестве культурных объектов. Однако 17 мая 2017 года на пресс- конференции, отвечая на вопрос о возможности возрождения древней обители, директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина ответила, что Чудов монастырь восстанавливать не будут.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Сретенский монастырь при игумене Арсении (1778–1786 годы) В Центральном историческом архиве г. Москвы в фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о прошении игумена Сретенского монастыря Арсения об увольнении его от настоятельской должности в 1779 году, в котором подробно изложен его послужной список. «Игумен Арсений (68 лет, сын священника), из вдовых диаконов, пострижен в монашество 15 ноября 1741 года в Мосальском Боровенском монастыре Калужской епархии». В иеромонаха рукоположен 11 ноября 1749 года архиепископом Московским Платоном (Малиновским). Потом 6 октября 1753 года переведен в кафедральный Чудов монастырь, где находился при церковно- и священнослужении и на разных послушаниях до 1758 года. Затем произведен 5 апреля 1758 года митрополитом Московским Тимофеем (Щербацким) в Боровенский монастырь игуменом, но за упразднением обители и переводом ее храма в приходскую церковь (по реформированным штатам 1764 года) по указу конторы Святейшего Правительствующего Синода снова определен в кафедральный Чудов монастырь на иеромонашеское жалованье. (До перевода в Чудов монастырь находился также в Полбиной и Белобережской пустынях Севской епархии .) В московский Златоустов монастырь переведен в число братства 29 сентября 1774 года. По резолюции Московской духовной консистории 12 октября 1778 года определен в Сретенский монастырь на место архимандрита Никона, переведенного в Севскую епархию. 21 февраля 1779 года игумен Арсений писал: «По званию своему за старостью, а паче за частыми болезненными припадками в том Сретенском монастыре настоятельской должности править не в силах… по неимуществу моему как себя в содержании, так и в дневном пропитании имею крайний недостаток» . Просил перевести его на обещание в Крутицкую епархию в Юхнов монастырь, где и просил для жительства отвести кельи, соответствующие его характеру, и о назначении жалования . В ответ на это прошение 19 августа 1779 года Святейший Правительствующий Синод ответил, что «пенсионное жалование увольняемым настоятелям велено производить тем, которые состояли в штатных монастырях, – по положенным на них в том штате окладам», а Сретенский монастырь состоит за штатом, поэтому и пенсию игумену Святейший Синод определить не может. Вопрос о месте пребывания игумена Арсения и нахождения возможностей, чтобы «он не остался без пропитания», Святейший Синод оставлял на рассмотрение преосвященного Платона (Левшина), архиепископа Московского и Калужского . Прошение об увольнении игумена Арсения не было удовлетворено.

http://pravoslavie.ru/34537.html

Одновременно с Вознесенским монастырем были взорваны и разрушены Малый Николаевский дворец с дворцовой церковью и один из наиболее почитаемых православным миром среди московских мужских монастырей - Чудов. На месте золотоордынского подворья " Даже с почти сорокаметровой высоты верхнего гульбища Спасской башни Чудов монастырь был виден плохо. Его закрывали постройки и колокольни Вознесенского монастыря. Насладиться его видом с высоты птичьего полета можно было, лишь поднявшись на самый верх башни, непосредственно под ее шатер, туда, где на высоте порядка 60 метров находится уникальная Спасская звонница. Замечательный вид на древнейший московский мужской монастырь открывался с верхней площадки звонницы. Располагался он справа по диагонали от Спасской башни, непосредственно за Вознесенским монастырем " , - считает Девятов.      Чудов монастырь был основан в 1365 году святым митрополитом Алексием - воспитателем и духовным наставником князя Дмитрия Донского. " В 1357-1358 годах митрополит Алексий предпринял поездку в Золотую Орду. Официальным поводом для визита стала болезнь глаз и как следствие слепота Тайдулы - матери хана Джанибека. По преданию, митрополиту удалось молитвами и святой водой вернуть ханше зрение. В знак благодарности она подарила церкви участок земли в Кремле, где на тот момент находился ханский конюшенный двор, вернее - золотоордынское подворье, древний аналог государственного представительства Орды на территории Великого княжества Московского " , - рассказал представитель ФСО. Митрополит Алексий привез в Москву грамоту об освобождении от ордынских податей Русской Православной Церкви и в знак благодарности уникальный ханский перстень с изображением дракона. Эта историческая реликвия хранится сейчас в Оружейной палате. На месте золотоордынского конюшенного двора митрополит Алексий повелел заложить церковь, которая в народе получила название Чудовской. Ее официальное название - Церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Здесь же святитель основывает мужской монастырь и учреждает монашеское общежитие. Церковь была построена за один год и стала духовным и композиционным центром обители.

http://pravoslavie.ru/89803.html

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву. В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

http://pravmir.ru/chudov-monastyr/

Кроме церквей Архангельской, Благовещенской, Алексеевской и Андреевской Чудову монастырю принадлежала некогда церковь , апостолов Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в императорском Николаевском дворце. В этой обители были ещё церкви, в разное время уничтоженные: Великомученицы Евдокии, над задними вратами. Построенная царём Иоанном Васильевичем в 1556 году, в память рождения царевны Евдокии; Мучеников Платона и Романа, – сооружённая митрополитом Платоном в честь его ангела и впоследствии переименованная в честь Всех Святых 24 . В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались российские первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, например, погребены митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий, и знаменитый патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою, Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII века. Здесь был погребён блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался 1731 года, при императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого в присутствии своём приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служит более пяти столетий убежищем, иноческой жизни, из него выходили достойные пастыри церкви. Во время патриархов Всероссийских, Чудов монастырь назывался Лаврою и служил рассадником духовного просвещения. В 1646 году, когда вызван был великим князем Василием Иоанновичем учёный Максим Грек , для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещён в Чудовом монастыре. Во время патриарха Филарета Никитича, в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся Патриаршею, потому что состояла под ведением самого патриарха; первым учителем в ней был Арсений Грек. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудился Арсений Грек и потом Епифаний Славинецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Чудов монастырь был местом успокоения для оставлявших паству святителей. Так, например, сюда уединился Всероссийский митрополит Феодосий в келью простого монаха и принял к себе прокажённого, которого покоил и обмывал раны до самой его смерти; здесь в иноческих подвигах провожали последние дни свои Всероссийские митрополиты: Симон и Афанасий, также и Новгородский архиепископ Геннадий. Чудов монастырь отличался от других монастырей особыми обычаями, которые утвердил впоследствии патриарх Адриан. Дабы иноки сей обители более прилежали безмолвию, он установил: в понедельник, среду и пяток запирать ворота обители, а для того чтобы они более заботились о своём спасении и богомыслии, – в особенности во время Богослужения, устроил особые входы в церковь : для мужского пола – в Алексиевскую, а для женского – в Благовещенскую, как делается и доселе. Все русские цари, начиная с Дмитрия Иоанновича Донского, чтя святая обитель, посещали её для поклонения святому угоднику Алексию митрополиту. Эта обитель была некогда купелью русских государей со времени великого князя Дмитрия Иоанновича Донского. Здесь же восприял святое Крещение и государь император Александр Николаевич, который при этом возложен был на раку Алексия митрополита. В 1812 году, митрополит Платон, предвидя нашествие неприятелей, находясь в Чудовом монастыре, горько оплакивал несчастную судьбу Москвы, обречённой на сожжение и поругание. Предчувствуя конец своей жизни, он простился со своей Московской паствою, после чего скоро и скончался 25 . Ризница Чудова монастыря Чудов монастырь замечателен также и своею богатою ризницей. Из священных сосудов, хранящихся в ней, заслуживают особенного внимания: I) Золотые потир и дискос для Святого Причащения, устроенные в поминовение по боярине Илье Морозове в 1674 году. Эти сосуды украшены различными драгоценными каменьями; 2) Из напрестольных крестов замечательны: золотой крест с частицами святых мощей, украшенный жемчугом и драгоценными каменьями. Этот крест устроен был при патриархе Иове и архимандрите Пафнутии в 1589 году и золотой крест с распятием святыми мощами, украшен жемчугом и драгоценными каменьями, вклад бояр Морозовых;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Не следует при сем забывать и то влияние, какое оказал на справу славянского новозаветного текста преемник св. Алексия св. Киприан, серб родом, и потому предпочётший южнославянскую редакцию XIV века, которая притом была и ближе к древнеславянскому тексту, чем перевод св. Алексия. Шестое. «Наконец чудовская рукопись, если б она принадлежала св. Алексию, должна бы была после смерти его поступить в митрополичью казну и или сгореть в один из больших московских пожаров, как сгорела большая часть книг митрополичьей библиотеки и весь митрополичий архив, или сохраниться там, где сохранилось всего больше книг митрополичьей библиотеки, – в Троицкой Лавре. Чудов монастырь не имеет, кажется, в своей библиотеке ничего такого, что указывало бы на по- —8— ступление в неё книг митрополичьей библиотеки». Доказательство и само по себе не имеет силы: «должна была бы поступить» но не поступила; «должна была бы сгореть», но не сгорела; судьбы книг также многообразны, как и людей, – вспомним «Слово о полку Игореве». Потом: Чудов монастырь, основанный св. Алексием, снабжённый богатым имуществом и завещанный Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу, имел такое ближайшее отношение к Святителю, что ни малейшего удивления не должно бы вызывать, если бы в нём оказалась не одна рукопись, а целая библиотека Святителя. Далее: рукопись Нового Завета, как собственноручный труд Святителя, могла не принадлежать ни к библиотеке, ни тем более к архиву митрополита; вместе с духовным завещанием она могла постоянно храниться в келье Святителя и по его смерти поступить в собственность Чудова монастыря. Наконец в древнейшем житии св. Алексия есть прямое свидетельство о том, что, выстроив каменную церковь во имя Архистратига Михаила и честнаго его чуда. Святитель «украсив ту иконами же и книгами и инеми утварьми». Как предназначавшийся для церковно-богослужебного употребления, – с показанием чтений, и месяцесловом, – труд св. Алексия вполне подходит под это древнее известие о книгах и иных утварях, коими Святитель украсил и снабдил Чудов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настоящим своим устройством и благолепием церковь Чуда Архистратига Михаила обязана Митрополиту Платону. При нём она была возобновлена и внутренность её расписана изображениями чудес Архистратига Михаила и некоторыми событиями Священной истории. Иконостас этой церкви устроен по подобию иконостаса Успенского собора. В южной стороне алтаря сохранилось и место, где обретены нетленные мощи Святителя Алексия. В 1686 году придел Благовещения, находившийся при храме Чуда Архистратига Михаила, перенесён был в новую церковь , сооружённую впоследствии Патриархом Адрианов в честь святителя Алексия Митрополита. Когда сооружена была церковь св. Алексия, то и мощи его перенесены были из Архангельской церкви в новоустроенную. Сами Благочестивейшие Цари Иоанн и Пётр и Царевна София переносили мощи святителя Алексия, торжественно, с крестным ходом, и поставили на место, где они почивают и доныне. По левую сторону мощей его, в киоте за стеклом, хранится драгоценное его облачение, в коем он был погребён, а в ризнице находится драгоценное Евангелие, писанное, по преданию, самим святителем. Кроме церквей Архангельской, Благовещенской и Алексиевской, к Чудову монастырю принадлежала некогда церковь апп. Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в Императорском Николаевском Дворце. В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались Российские Первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, напр., погребены Митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий и знаменитый Патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою; Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII в.. Здесь был погребен блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался в 1731 году, при Императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого, в присутствии своём, приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служил более пяти столетий убежищем иноческой жизни; из него выходили достойные пастыри церкви. Во время Патриархов Всероссийсикх Чудов монастырь назывался лаврою и служил рассадником духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Однако митрополит и великий князь не сделали и того, чтобы обратиться в Константинополь с просьбой об устранении Киприана от кафедры митрополии всея России и о поставлении патриархом в митрополиты, в случае упразднения кафедры, нового кандидата. Они решили избрать будущего митрополита сами и в самой России. Не невозможно предполагать, что у них была при этом общая мысль начать новый порядок постоянного избрания наших митрополитов из самих Русских, ибо оба они должны были сознавать Россию своего времени имеющей право на это притязание, и оба они были люди, у которых сознание себя не было ниже их положения. Но, во всяком случае, они не могли не быть уверенными в совершенной достижимости того, чтобы в этот раз был поставлен в Константинополе кандидат, ими самими избранный. Решив избрать будущего митрополита в самой России, св. Алексий и великий князь Дмитрий Иванович первоначально не сошлись было в выборе кандидата: св. Алексий желал было видеть своим преемником преподобного Сергия Радонежского, а у великого князя был предызбран в преемники ему архимандрит придворного Спасского монастыря Михаил или, как ещё его звали, Митяй. Но так как кандидат самого св. Алексия решительно отказался от сделанного ему последним предложения 392 : то и остался один кандидат великого князя. Речи о Михаиле-Митяе мы поведём ниже, как особые речи, а теперь доскажем о св. Алексии. Митрополит Феогност украсил Москву каменными церквами: св. Алексий умножил в ней число монастырей, с чем вместе увеличил количество и этих её церквей. До него было в Москве, сколько известно, четыре монастыря: Данилов, Спасский придворный, Богоявленский и Петровский; он построил три монастыря сам и благословил построить четвёртый монастырь другого здателя. Три монастыря построенные самим св. Алексием, суть: Чудов, Спасский Андроников и Алексеевский. Чудов или Чудовский монастырь, посвящённый архангелу Михаилу, – празднованию чуда его в Хонех (6 Сентября, откуда и название Чудов, Чудовский), быв предназначен св. Алексием служить усыпальницей для него и вместе составлять кафедральный или домовый митрополичий монастырь 393 , построен им в 1365 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Управление развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования Московской области. Найти ребенка по видеопаспорту . Авторы - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – октябрь 2014. – С.70-71. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы:   Саша. Видеопаспорт 253 fs (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.70,71;   В италик. Видеопаспор m 2 dci 5 (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.70,71;   Куда обращаться будущим родителям Саши и Виталика . – С.71.   Семейный совет: Ребенок с особенностями в умственном развитии: что полезно об этом знать? Своим опытом делится Елена Фортуна , главный редактор журнала о приемных детях и их родителях «Родные люди», мама шестерых приемных детей, в том числе имеющих такие особенности. Подготовила Оксана Головко //Фома. - – октябрь 2014. – С.71. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »).   КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89.   Дмитрий Володихин. Чудов и Стародевичий: Как будут восстанавливать древние кремлевский обители Чудов монастырь, Вознесенский монастырь, Спасская башня; Алексий, митрополит Московский; Патриарх Гермоген; Чудов монастырь. Фрагмент фрески и интерьер; Дмитрий Донской и Ефросинья Московская//Фома. - – октябрь 2014. – С.72-77. – (раздел « Культура »). Имеется план-схема «Храмы и монастыри московского Кремля, разрушенные в ХХ веке». Рисунок Артема Безменова (С.77). 2014 года президент России В. В. Путин заявил о намерении воссоздать в Кремле две древние обители, уничтоженные большевиками.   Вопросы мастерам о церковном искусстве: Как лучше использовать место вокруг храма? Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото www.lori.ru//Фома. - – октябрь 2014. – С.78. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-138...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010