Чудов монастырь Чудов монастырь До Всероссийского Митрополита Св. Алексия место Чудова монастыря занимал конюшенный двор Хана Джанибека, который подарила Святителю исцеленная им Ханша Тайдула, или Тайбола 606 . На этом месте Святитель Алексий, крестник Великого Князя Ивана Калиты и восприемник Димитрия Донского, 1365 или 67 года, положил основание общежительному монастырю сооружением деревянной церкви в память Чуда Св. Архистратига Михаила в Колоссаех, еже есть в Хонех; от сего и обитель эта именуется Чудовскою и домом Св. Архангела Михаила. По устроенной в ней церкви Благовещения Богоматери, она в XVI веке также называлась Богородичною и Благовещенскою 607 . Побуждением к основанию церкви и монастыря было «откровение Божие» (как свидетельствует нам житие Свят. Алексия 608 , которое, может статься, было ему в день празднования Чуда Архангела Михаила. По свидетельству Степенной книги, Алексей в обетном монастыре своем поставил большую каменную трапезу «и каменные погреба: и пода монастырю многа же села и люди и езера с нивы и пажити» 609 . Как монастырь Спаса на Бору был Княжеским, так Чудов Митрополичьим в городе на Москве, куда Святитель Алексий вызвал несколько монахов из Сергиевой обители 610 , и где сам во «все время жития своего Богоугодно потрудися» 611 . Когда Москве угрожало Ольгердово нашествие, тогда Св. Алексей с Великим Князем Димитрием и братом его Владимиром отсиделись в Кремнике Московском, и тем сохранили и город и новый монастырь. Пред смертию своей, Св. Алексий завещевал Великому Князю Димитрию Донскому беречь свою обитель и отказал в нее купленные им у Ильи Озакова селы и деревни, также свой подольный садец на Москве 612 . Но в нашествие Токтамыша преемник Алексиев, Киприан Серб, покинув свою паству, удалился в Тверь: Татары вероломно ворвались в город, оставленный Князем и Святителем, разграбили сокровища его, жителей умертвили и наконец сожгли все, что только могло гореть. Тогда и Чудов монастырь опустошен огнем и мечем 613 ; Архимандрит его Иаков был в числе убитых чернецов 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Кремль. Чудов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Е. Чудов, 1 класса, кафедральный, в Москве, в Кремле. Основан в 1365 году святым Алексием, который, по случаю исцеления по его молитвам Тайдулы (см. 12 февраля), в память сего события и устроил, возвратясь в Москву, общежительный монастырь с деревянной церковью, во имя Чуда архангела Михаила, на месте, где находился ханский конюшенный двор и которое подарено было ханом митрополиту Алексию в благодарность за исцеление. В XIV веке монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на место его в 1501 году заложен новый, законченный и освященный в 1504 году. В соборном храме святого Алексия, освященном в 1686 году открыто покоятся в богатой раке его мощи (см. 20 мая); подле нее, в шкафу за стеклом, хранится унизанное жемчугом облачение святого Алексия, в котором обретено нетленное тело его. Здесь же замечательна икона его, писанная на верхней доске его гроба. В Благовещенской церкви монастыря находится чудотворная икона святителя Николая. В монастыре томился в заключении от поляков и 17 февраля 1612 года мученически скончался от голодной смерти патриарх Гермоген. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан Алексием (Елевферий Фёдорович Бяконт, между 1292-1305 - 1378), митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Тайдула в ответ подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшихся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году). В Чудовом монастыре был погребён его основатель - митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Алексея митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Алексия, митрополита Московского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь митрополита Алексея в Чудовом монастыре. Церковь святого Алексея была построена в 1483-1485 гг. в честь основателя Чудового монастыря митрополита Алексея. Инициатором строительства каменного храма был архимандрит Геннадий. Церковь стояла на юго-запад от собора Архангела Михаила. При церкви была построена двухэтажная трапезная с келейными палатами. После завершения строительства храма в него были перенесены мощи св. Алексея. В 1535 году для мощей изготовили раку из серебра. Храм неоднократно подвергался пожарам, отстраивался заново. Наибольшее разрушение нанесли пожары 1493, 1547 и 1626 гг. При архимандрите Адриане в 1680-1686 гг. церковь, вместе с прилегающими зданиями, была перестроена по проекту царя Федора Алексеевича. В это время рядом с церковью святого Алексея было построено еще две церкви. Севернее был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. А на запад была построена церковь Андрея Первозванного. В то время церковь митрополита Алексея была чуть ли не единственным мужским храмом. Для того, чтобы все желающие, в том числе и женщины, имели доступ к мощам святого Алексея, их поместили в переход, соединяющий два храма. Обе церкви получили одну крышу. Храмы были выполнены в свойственном для архитектуры России 17 века стиле барокко. Митрополит Платон инициировал в 1770 гг. значительное обновление храма и благоустройство смежных зданий. Был построен архиерейский дом и пристроено большое крыльцо к южной стене здания с келиями. В 1905 году на площади у Никольских ворот был убит великий князь, Сергей Александрович. Для него была устроена усыпальница в подклете Алексеевской церкви год спустя. В 1918 году монастырь распустили, а в 1929 году разрушили. http://www.2rf.ru/rest/47#descr К концу XVII в. относится храмозданная надпись, исполненная по типу широко распространенных в этом столетии летописей с указанием имен живописцев, подписывавших храм, и содержащая имя зодчего – автора, условно говоря, архитектурного проекта. Эта надпись располагалась на стене Алексеевской церкви Чудова монастыря. Она гласила: «Лета 7188 (1680) месяца августа начаты быти созидатися святые храмы первый храм в честь святого Благовещения, вторый св. Первозванного Апостола Андрея, третий св. Алексия митрополита Всероссийского повелением государя царя и великого князя Феодора Алексиевича по его Государскому чертежу и указной мере, каков чертеж от него Государя прислан в Чудов монастырь». Надпись несомненно поновлялась (Чудов монастырь пострадал в 1812 г.), но текстологические особенности надписи сомнения не вызывают: они соответствуют указанной дате.

http://sobory.ru/article/?object=45848

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского). Чудов монастырь занимал особое положение среди московских обителей. В XVII веке он именовался Великой лаврой. Обитель издавна служила центром духовного просвещения и образования. В ней жил приглашенный на Русь при великом князе Василии III преподобный Максим Грек, занимавшийся здесь переводами и книжными исправлениями. В келье преподобного Максима собирались московские книгочеи. Здесь велись беседы на духовные и общественно-политические темы. Беседы, которые для их участников и, прежде всего, для самого преподобного Максима Грека окончились репрессиями со стороны светской и церковной власти. При патриархе Филарете в 1619–1633 гг. в Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («патриаршая школа»), где преподавали известный Арсений Грек и иеромонах Епифаний Славинецкий.

http://sobory.ru/article/?object=45847

Закрыть itemscope itemtype="" > Чудов монастырь, истоки Дмитрий Володихин о кремлевских обителях 10.09.2014 496 Время на чтение 5 минут Летом 2014 года президент России В.В. Путин заявил о намерении реставрировать в Кремле две обители, уничтоженные большевиками. Иные правительственные деятели и мэр Москвы Собянин подтвердили серьезность этого плана. Но что именно будут сооружать на месте погибших обителей? В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании, какие храмы были варварски уничтожены. К судьбе и древностям Вознесенского Стародевичья монастыря мне уже приходилось обращаться Теперь слово о Чудове. Прославленный Чудов монастырь - детище святого Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Обитель родилась в середине XIV века. Большинство историков относят ее появление к 1365 году. Формально, тогда правил великий князь Дмитрий Иванович. Но из-за его малолетства Московской Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием. Как политик митрополит Алексий пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне и даже начинать крепостное строительство. Святитель последовательно действовал в пользу Москвы. Бывало даже отлучал от Церкви политических противников великого князя. Он всеми силами старался продлить господство на Руси Московского княжества - ведь именно там находилась митрополичья кафедра! Любые войны, мятежи, разорения на Московской Руси могли нарушить спокойное и безмятежное существование Русской Церкви. Но имелись у Алексия и другие резоны: нет ничего доброго в усобицах с точки зрения христианской нравственности. Когда Москва сделалась мощным центром единения, Русь обрела надежду избавиться в будущем от бесконечного междукняжеского «раздрая» и «нелюбия». Поддерживая Москву, святитель Алексий поддерживал мир. Чудов монастырь - большая русская святыня. Его судьба связана с биографиями нескольких великих деятелей нашей Церкви. В 1611 - начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником Чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, ведь он благословил создание Земского ополчения, да еще не признавал королевича Владислава русским царем (тот не принял православие). Гермоген претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжелым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провел там несколько месяцев, после чего скончался. Но полякам и русским изменникам он не уступил, в вере стоял непоколебимо. Гермоген был при Николае IIkahohuзupobah. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли и шли к мощам нового святого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Чудов монастырь Московский, именуемый кафедральным, Чудов монастырь был основан Святителем Алексием Митрополитом в 1365 году. Святый Алексий Митрополит родился около 1293 г., от благочестивых родителей, Черниговских бояр, по имени Феодора и Марии. Во св. крещении он наречен был Елевферием. В отрочестве Елевферий занимался обычною в детском возрасте ловлею птиц. Раз он на этой ловле заснул и во сне услышал голос: «Алексие! Что всуе трудишься, отныне будеши человеки ловящ». Пробудившись от сна Елевферий никого не видел пред собою. С этого времени он пребывал в дому отца своего, недоумевая о слышанном гласе, скрыв его от своих родителей. Когда минуло Елевферию 15 лет, он пожелал вступить в иноческую жизнь. С этой целью он пришёл в монастырь Св. Богоявления и, с благословения настоятеля, принял образ иноческий, под именем Алексия. С этого времени он начал вести строгую иноческую жизнь, упражняясь в посте, молитве и чтении иноческих книг. В то время на кафедре Российской митрополии был Феогност. Любя духовных старцев и подвижников, он полюбил и строгого по жизни инока Алексия. Высокая добродетельная жизнь его, и высокое по тому времени образование скоро обратили на него внимание Митрополита, который сделал Алексия наместником своего митрополичьего дома и возложил на него управление судами церковными. Впоследствии, он возвел его на кафедру епископскую во Владимир. По смерти Митрополита Феогноста Великий Князь Симеон Иоаннович и собор Русских Святителей определили поставить на место Феогноста Митрополитом епископа Алексия; вследствие чего, он послан был в Константинополь, где и получил сан святительский от бывшего тогда Патриарха Филофея. Возвращаясь в Россию и плывя морем, Алексий подвергся опасности от сильной бури, так что его корабль, на котором он плыл, был в опасности потонуть. С пламенною молитвою Алексий обратился к Богу и дал обет: если в тот день Господь спасёт его от погибели, то он воздвигнет храм. По Божиему устроению, буря утихла; св. Алексий и все плывшие с ним были спасены. Итак, св. Алексий в сане митрополита благополучно прибыл в Россию, 16 августа 1354 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века? Разрушение монастыря — очень тяжёлая архитектурная рана Кремля, наверное, самая тяжёлая его утрата в XX веке. 31 июля, 2014 Разрушение монастыря — очень тяжёлая архитектурная рана Кремля, наверное, самая тяжёлая его утрата в XX веке. 31 июля Президент России Владимир Путин на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным, комендантом Кремля Сергеем Хлебниковым и архитекторами обсудил планы по развитию Кремля. В ходе разговора глава государства предложил вместо 14-ого корпуса Кремля восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь. Владимир Путин подчеркнул, что такой план может быть реализован только после одобрения общественностью и ЮНЕСКО, сообщает  «Интерфакс» . «Нужно обсудить этот вопрос с московской архитектурной общественностью, согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО», — сказал он. Президент полагает необходимым «проработать этот вопрос, чтобы спокойно, основательно подойти к решению этой задачи, если ее сочтут целесообразной». Владимир Путин добавил, что знает, насколько чувствительны подобные вопросы для архитекторов и специалистов. Комментируя предложение президента, мэр столицы Сергей Собянин отметил, что реализация этого проекта займет как минимум год, а «если делать какой-то проект специального сквера или парка — то еще больше времени». В свою очередь, вице-президент Российской академии художеств Дмитрий Швидковский заявил журналистам, что вопрос о восстановлении исторических зданий на месте бывшего 14-го корпуса пока еще находится в стадии решения. По его словам, проект необходимо разработать, согласовать с ЮНЕСКО, и это займет не меньше года — двух лет. Сергей Собянин также отметил, что решение о сносе 14-го корпуса и создании на его месте сквера с возможным последующим восстановлением существовавших здесь ранее памятников архитектуры находится «в одной логике решений, которые принимаются в последние годы». Мэр столицы пояснил, что «речь идет о том, что Красная площадь, дом 5 передан ФСО музеям Кремля, Зарядье отдано под парк, Никольская улица сделана пешеходной, Маросейка тоже становится практически пешеходной — все это создает огромную туристическую зону».

http://pravmir.ru/chudov-monastyir-xix-x...

1885-й год Переписка за этот год начинается письмом ко мне отца Павла от 3-го января: «Во-первых, спрашиваю вас: как ваше здоровье? Потом прошу принять мое запоздалое поздравление с наступившим новым годом: желаю вам новых сил на ваши для святой Церкви полезные труды. Вы желали знать о моем свидании со владыкой. На праздник Рождества Христова всем архимандритам, желающим принести поздравление владыке, велено было консисториею явиться в первый день после литургии в Чудов монастырь. Но я по слабости моих сил не мог этого сделать без опасения еще более повредить здоровью, a после беспокоить владыку поздравлением в неназначенное время но осмелился, зная притом, что владыка мало о чем заводит разговор, а самому кое о чем нужном завести речь не почел своевременным. На новый же год с прочими явился в Чудов принести владыке поздравление: принял ласково и спросил о здоровье. Отец архимандрит Вениамин спрашивал, когда вы будете в Москве; я ответил: не знаю. Уведомьте, когда ждать вас для окончания дела о известном проекте, требуемом Святейшим Синодом. Прошу ваших молитв и на вас и семейство ваше призываю Божие благословение» 6-го января я отвечал: «Взаимно приветствую и вас с новым годом: да подаст вам Бог обновление сил душевных и телесных для труда на пользу святой Его Церкви! В Москву хотелось бы приехать в следующее воскресенье (13-го числа). С 8-го по 11-е число я должен отбыть повинность, – попал в число присяжных, призываемых судить человеки. Если представление в Синод исправлю удовлетворительно, то привезу переписанное; а если буду иметь сомнение относительно его достоинства, то попрошу опять сделать собрание Совета. Пробудет ли отец Вениамин до того времени в Чудовом? Теперь уже несомненно, что он более не наместник. Как он принял это решение власти? О приезде моем буду писать в свое время определеннее. Как-то Бог даст справиться с журналом! Вот первая книжка запоздала. В ней обратите внимание на беседу Алексия Иродионова о пятипросфории: кратко, но прекрасно написана,– я лучшего не читал. К вам боюсь и обращаться с просьбою, зная, как тяжело вам при вашем нездоровье писать; но, может-быть, что-нибудь Бог поможет вам дать для украшения Братского Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010