На иконе из Никольского (Николо-Низского) собора (с подписью: «Образ святого Николая Чудотворца»; возможно, происходит из неизвестного разрушенного Никольского храма, находившегося поблизости) 4 клейма имеют квадратные и овальные рамки-картуши, расположенные в углах доски. На иконе «Богоявление, с деяниями прор. Иоанна Предтечи» клейма также вынесены к краям и заключены в золоченые рамы разных очертаний, напоминающие расцвеченную гравюру или декоративную резьбу, что сближает иконы из храмов К. и Т. е. со столичными памятниками кон. XVII в. Икона «Богоявление, с деяниями прор. Иоанна Предтечи» (ГМИИРТ) имеет определенное сходство в приемах письма с иконами-таблетками из Благовещенского собора, но живописная манера отличается большей графичностью, трепетностью, упрощенной манерой личного письма. На храмовой иконе Петропавловского собора (1722-1726) сцены мученичества верховных апостолов помещены в 2 круглых медальона-картуша. В иконах и иконных рамах отразились влияние живописной школы Оружейной палаты и элементов барочной культуры, использование орнаментальных мотивов, элементов «жизнеподобного», пластического письма в исполнении фигур. На рубеже XVII и XVIII вв. изображения всех 3 Казанских чудотворцев появились на иконных рамах (нач. XVIII в., из Свияжска, ГМИИРТ) для образа Божией Матери «Тихвинская» ( Чугреева. 2010. С. 17. Ил. 4). Из письменных источников известна икона «Благовещение Пресв. Богородицы» с образами 3 Казанских святителей и их мощами, посланная в дар К-польскому патриарху Гавриилу и упомянутая в патриаршей грамоте 1707 г. ( Платон (Любарский). 1868. С. 85). Иконографические изводы с изображениями 3 Казанских чудотворцев стали позднее основными для паломнических раздаточных икон образа Казани как «города чудотворцев». Эти иконы могли быть разного размера, среди них - иконы-мощевики. Мастера, специализировавшиеся на изготовлении подобных икон, узнаваемо воспроизводили город, стены и храмы казанской крепости (иконы нач. XVIII в. из собр. НМРТ, ПГХГ; см.: Чугреева.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

1702 Лидов А.М. Реликвия как иконный образ в сакральном пространстве храма. Там же, с. 28–29; Лидов А.М. Мандилион и Керамион как образ-архетип сакрального пространства, в настоящем сборнике. 1706 Grabar A. Les revétements en or et en argent des icons Byzantines du Moyen Age. Venise, 1975. Cat. 35. P. 63–64. Pl. XLIV–XLV 74–78). Pl. C 1707 Беляев Л. А. Архитектурный образ как реликвия. О древнерусских каменных иконах с изображением Гроба Господня//Реликвии в искусстве и культуре... с. 79. 1708 См., например: Звездина Ю. Н. Особенности изображения страстных эмблем в русской иконописи конца XVII–XVIII века//III Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой/Сб. статей. ЯХМ. Ярославль, 1999, с. 46–53; Она же. Два оклада Евангелий с изображением эмблем и символов Страданий Христа//Филевские чтения (в печати). 1709 Об эмблематике см.: Emblemata: Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts/Hrsg. vonA. Henkel und A. Schöne. Stuttgart, 1978; Warncke C.-P. Sprechende Bilder – sichtbare Worte. Das Bildverständnis in der frühen Neuzeit (Wolfenbütteler Forschungen. 33). Wiesbaden, 1987; Звездина Ю. H. Эмблематика в мире старинного натюрморта. М., 1997. 1710 Их особенно много в «Огородке» Антония Радивиловского, изданном в Киеве в 1676 г. См. также: Звездина Ю. Н. Аллегория у св. Димитрия Ростовского и эмблема у Антония Радивиловского//История и культура Ростовской земли. 1998. Ростов Ярославский, 1999, с. 106–111. 1711 См.: Стерлигова И. Л. Ковчег Дионисия Суздальского //Благовещенский собор Московского Кремля/Материалы и исследования. Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1999, с. 280–303; Чугреева Н. Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля//Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000, с. 182. 1713 Подробнее см.: Соколова И. М. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершенный замысел царя Федора Алексеевича//Художественные памятники Московского Кремля. Материалы и исследования; вып. 16. М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно на таких заменах, как синонимичных, построена, в частности, статья И.А. Шалиной «Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей». См. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. – Спб., 1994. – С. 230 – 269. Напр., одновременно используются следующие, на наш взгляд, взаимоисключающие комментарии изображения: «Христос сходит в отверстые недра земли или изображается под ней в черном чреве ада», «Спаситель… воздвигает Адама, который как и Ева, вознесен уже над адовой бездной», «Совоскресение всеродного ветхого Адама и праматери Евы – центральное изображение иконы «Сошествие во ад» (Чугреева Н.Н. «Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли». Икона Воскресения Христова – Сошествие во ад.//Даниловский благовестник. Вып. 6. – Московский Свято–Данилов монастырь, 1994. – С. 49 – 55. – С. 52, 53). К примеру Г.И. Вздорнов в описаниях фресок церкви Волотово приводит стенопись подобной иконографии под именем «Сошествия во ад», тогда как собственная надпись фрески, что и фиксирует составитель, – «Воскресение Господне». См.: Вздорнов Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. – М., «Искусство», 1989. – Документация. 67. Нам известно несколько случаев нарушения этого правила. 1. Русская икона XVIII века из частной коллекции, на которой надпись «Сошествие...», была сделана во время недавнего поновления под влиянием современных альбомов. 2. Палехская икона «Распятие со страстями и воскресением» второй половины XIX в. из собрания Курской областной картинной галереи им. А.А. Дейнеки 42 др. Одно из клейм иконы надписано: о воскресении Христове и о сошествии Его во ад. В клейме изображено изведение праотцев из ада и исход Христа из гроба. Образ явно писался для старообрядцев. (О мнении последних см. далее.) 3. Икона Л.А. Успенского, современного иконописца, считавшего название «Сошествие во ад» правильным. Св. Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы. – Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. Спб., 1913. – С. 351.

http://bogoslov.ru/article/2542025

Издательство СПбГУЭФ. 191023. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21. 1 Цит. по: Копяткевич В. Олонецкая художественная старина. – Петрозаводск, 1914. – С. 9. 2 Никифоров И. [Заволоко И .H .] Древнецерковное зодчество Северной Руси//Родная старина. Древлеправославный исторический вестник. – М., 1997. – С. 46. 3 Фролова Г. И. Внутреннее убранство часовен Выговской пустыни//Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сборник научных статей и материалов. – СПб., 2003. – С. 160. 4 Васильев A.B. О некоторых традициях старообрядческого храмоздания//Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы VII научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», посвященной 100-летию издания указа «Об укреплении начал веротерпимости» и 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 22–24 февраля 2005 г. Москва – Боровск. Т. I. – М., 2005. – С. 361. 6 Васильев А.В. Архитектура Преображенского старообрядческого богаделенного дома. Традиции и новации//Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы VI научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», проходившей в Москве 19–20 ноября 2002 года. – М., 2002. – С. 310. 7 Подробнее см.: Васильев A.B. О некоторых традициях старообрядческого храмоздания... – С. 358 – 361. 9 Козлов В.Ф. Московский старообрядческий Успенский собор на Апухтинке//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. научных трудов. – М., 1999. – С. 370. 16 Иткина Е.И., Юхименко Е.М. Иконописная школа//Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки. – М.. 1994. – С. 31. 17 Пивоварова Н.В. Памятники богослужебной культуры старообрядцев//Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. – СПб., 2008. – С. 12. 18 Чугреева H.H. Группа поморских икон в собрании Музея имени Андрея Рублева//Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. – М., 1998. – С. 394 – 395.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

552 Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. С. 155–159. Здесь, кстати, уместно выразить сожаление о том, что уважаемый исследователь, представив в указанной работе свои наблюдения, при этом не соотнес их с доводами, которые были обнародованы мной еще в 1994 году (Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф преподобного Сергия Радонежского: проблема авторства//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. С. 264–275). 554 Прохоров Г. М., Салмина М. А. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»//СККДР. Вып. 2 (вторая половина 14–16 в.). Ч. 2. С. 405. 561 Слово о житии Дмитрия Ивановича//ПЛДР: 14-середина 15 века. С. 222 (подг. текста М. А. Салминой). 568 Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Изданные здесь редакции Б. М. Клосс считает Пахомиевскими (Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности 15–17 веков). 569 Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности 15–17 веков. С. 276, 236; Он же. Избранные труды. Т. 1. С. 155. 573 Коновалова О. Ф. Изобразительные и эмоциональные функции эпитета в «Житии» Стефана Пермского//ТОДРЛ. Л., 1978. Т. 28. С. 325–332. 578 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд. М., 1903. С. 81, 104. 581 Преподобный Сергий Радонежский/Автор-составитель Н. Чугреева. М.: Панорама, 1992. С. 36, 45, 81. 584 ПЛДР: 14 – середина 15 века. С. 270/речь иерея Михаила, 272/рассуждение о числе 3/и т. п. См. выше. 585 «Житие» Сергия//ВМЧ: Сентябрь, дни 25–30. Стб. 1446, 1569; 1468, 1574; Ср. «Житие» Стефана. С. 2–3. 586 «Житие» Сергия//ВМЧ: Сентябрь, дни 25–30. Стб. 1495, 1578; 1507, 1577; Ср.: «Житие» Стефана. С. 6, 7, 32. 597 «Житие» Кирилла Белозерского//Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Приложение. С. 1–63. 598 Ключевский В. О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства//Жизнь и житие Сергия Радонежского/Сост., посл. и комм. В. В. Колесова. М., 1991. С. 259–272; Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский// Церковь и время: Ежекв. журн. ОВЦС Моск. патриархии. 1992. 3. С. 1–25; Андроник (Трубачев) , игум. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников. С. 225–283.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОЛДП. Q. 626; 1844 г.). Иконогр.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327–334; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 674; Каргополье: Художественные сокровища/Авт.-сост. Г. П. Дурасов. М., 1984. Ил. 85, 87, 118; Преподобный Сергий Радонежский/Авт.-сост. Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 206–207. Ил. 114; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 2, 3, 64; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 43; Северные письма: Кат. Архангельск, 1999. С. 100. Кат. 188. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/82048.html

части свода над лестницей перед ц. прп. Никона Радонежского в Троицком соборе лавры (житийный цикл на основе клейм надгробного образа письма мон. Иулиании, 2008-2009, бригада под рук. А. В. Алёшина), икона «Собор святых, в земле Радонежской просиявших» (2013, Е. Комарова) в притворе того же собора, мозаика на св. воротах при входе в Троице-Сергиеву лавру (2014-2015, мозаичная мастерская ТСЛ под рук. П. П. Слободниченко по проекту Солдатова) и др. Образ Н. присутствует в клеймах житийных икон прп. Андрея Рублёва. Кроме того, иконописцы продолжают писать иконы и монументальные композиции на сюжет «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому», а также единоличные образы (Н. с моделью Троицкого собора в руке на шитой закладке для Евангелия, 2017, А. А. Солоницына). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. С. 295. 605, 606; Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игум. Радонежского и всея России чудотворца/Сост.: архим. Никон (Рождественский). [Серг. П.], 19045; Художественное шитье Др. Руси в собр. Загорского музея/Авт.-сост.: Т. Н. Манушина. М., 1983; Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. Прп. Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. М., 1992; Чугреева Н. Н. Прп. Сергий Радонежский: Альбом. М., 1992; она же. Прп. Сергий Радонежский. СПб., 2014. (Рус. икона); Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: (Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника)//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ., 1995. М., 1995. С. 126-150; Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. 12, 13; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 79, 80, 82. Кат. 88, 90, 94, 95; Лифшиц Л. И. Иконография явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве кон. XIV - нач. XV в.//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

В ПСТГУ отметили 180-летие установления дипломатических отношений между Сербией и Россией Москва, 11 декабря 2018 г.      Музыкально-поэтический вечер «Одна лишь Сербия родная осталась верной до конца» прошёл в историко-культурном и просветительском центре ПСТГУ «Соборная палата». В мероприятии, посвящённом 180-летию установления дипломатических отношений между Сербией и Россией, приняли участие чрезвычайный и полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич, артисты, лауреаты международных конкурсов, авторы-исполнители духовной музыки и стихов, а также профессорско-преподавательский состав и студенты Свято-Тихоновского университета. С приветственным словом выступил чрезвычайный и полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич. «Мы находимся под крышей знаменитого православного университета, и я хочу сказать, что Сербская Православная Церковь и Русская Православная Церковь всегда являлись основой наших отношений. Официальные дипломатические связи между Россией и Сербией были установлены 180 лет назад, но у наших двух народов теплые и глубокие отношения на протяжении веков», - подчеркнул он. В рамках вечера прозвучали стихи русского поэта XX века Сергея Бехтеева. Произведения о России и Сербии, о Православии и любви к Отечеству исполнили заслуженный артист России Александр Цуркан, лауреат международных конкурсов пианист Алексей Воронков и автор-исполнитель духовной музыки и стихов Мария Чугреева. По словам руководителя клуба «ПСТГУ - Сербия» Алины Соловьевой, русских и сербов объединяет очень многое - общие корни, близость славянских языков, переплетение исторических судеб. «Сербы всегда ценили огромный вклад русской эмиграции в развитие их культуры. Поэтому мы и обратились к творчеству замечательного русского поэта Сергея Бехтеева, эмигранта первой волны, выпускника Царскосельского Александровского лицея, офицера Белой Армии, Георгиевского Кавалера, который жил и творил в Сербии в течение девяти лет», - добавила она. Мероприятие организовано русско-сербским клубом при Университете «ПСТГУ - Сербия». Клуб существует в ПСТГУ с 2014 года. За это время в тесном сотрудничестве с Белградским университетом был организован ряд ярких и плодотворных встреч, запомнившихся особой атмосферой взаимного интереса и приятия. 11 декабря 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/117830.html

Я думаю о том, как Господь Бог их носит по русской земле? Ведь земля русская — это святая земля. И на ней попирают Православие, порочат Имя Господа Иисуса Христа, Который уже был распят однажды за наши грехи — и Его распинают второй раз. Хула в газетах; хула по телевизору любая — пожалуйста, смотрите, что хотите; хула на всех станциях метро, обклеенных безобразными плакатами, которые мне лично приходится срывать… Господи, прости нас, грешных, прости и помилуй, и спаси, что мы не можем защититься от этого разнузданного позора, разврата и растления нашей молодежи. Но сказал наш великий поэт: …есть Божий суд, наперсники разврата. Есть грозный Судия, Он ждет, Он недоступен звону злата. И мысли, и дела Он знает наперед… Господи, помоги нам, чтобы в храмы шла молодежь и шли простые люди. Господи, спаси и сохрани нас от этих людоедов! Владимир Николаевич Чугреев, регент церковного хора: Братья и сестры! Два слова о согласии, к которому нас постоянно призывают. Призывают к миру, призывают к религиозной терпимости, упрекают православных в неуступчивости, фундаментализме, тоталитаризме… Простите, если я что-то забыл из того, в чем нас упрекают. Но позвольте спросить: с кем и с чем мы должны быть в согласии? С вот этими Смердяковыми от культуры, для которых слово Патриарха — не довод и не указ? А может быть, мы должны согласиться с Советом Европы, который уже требует отменить Закон о религиозных объединениях так что даже собрали подписи, включая «братскую» Болгарию? Или с торговцами гнилым продуктом разложения европейского гуманизма, с этим несчастным итальянцем, который снял эту порнографию? Какое согласие с тем, что вокруг кривляются личины вместо ликов, кривляется отвергнутое нашими отцами «подобосущие», в кривых зеркалах которого Символ веры превращается в «свободу совести»; нищета народная становится народным благоденствием; богохульство — интеллектуальным экспериментом и, наконец, вечная погибель — райским блаженством? Нас призывают к согласию. Но по-нашему, это согласие такого рода, что мы должны согласиться прийти сами на эшафот и еще с собой веревку принести. Не правильнее ли нам будет последовать примеру святого Марка Ефесского? И если, не дай Бог, на этой площади вместо 40000 человек будет один, с нательным или наперсным крестом, и он скажет: «Анафема вам, растлители», с ним одним будет и благодать, и Истина, и Россия.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

7 ноября 2012 г. 12:15 На выставке " Православная Русь " рассказали о малоизвестных фактах русской смуты " Священномученик Патриарх Гермоген: подвиг - прославление - почитание " , так называлась конференция, в которой приняли участие духовенство, историки, писатели, краеведы, журналисты, представители общественных и молодежных организаций. На мероприятии состоялась презентация книги председателя Фонда по установке памятника патриарху Гермогену Галины Ананьиной " Люди смуты. История народного подвига " , посвященной памяти всех, кто участвовал в освобождении России от польской интервенции в XVII веке. В своих выступлениях докладчики всесторонне осветили основные исторические события периода Смуты и рассказали о их главных действующих лицах. Старший научный сотрудник Центрального музея Древнерусской культуры имени Андрея Рублева Наталья Чугреева подробно остановилась на роли Казанской иконы Божией Матери в тех событиях и судьбе ее трех списков (Ярославском, Московском, Санкт-петербургском). Напомнив, что обретение самой иконы тесно связано с именем святого Патриарха Гермогена и что император Петр I (как и главнокомандующий Михаил Кутузов перед отправкой на фронт) молился перед Казанской иконой в канун Полтавской битвы. Гендиректор издательского дома " Достоинство " Владимир Долматов представил книгу " Люди смуты " , в которой авторы подробно повествуют о всех главных персонажах тех исторических событий. В частности, о воеводах, ничем не уступающих в доблести и боевом опыте Минину и Пожарскому. Таких как Скопин-Шуйский, Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов, Михаил Шеин, Давид Жеребцов, Михаил Волконский. " Меня поразило, что когда смута была остановлена, не последовало никаких репрессий ,- отметил Владимир Долматов. - Я думаю, это связано с тем, что народ очистился нравственно, стал духовно здоровым и готовым к дальнейшему развитию своей страны " . Историк Дмитрий Володихин сообщил, что история Смуты изучается уже около 200 лет, однако " Смута выглядит как дом, но без внутренней инфраструктуры. Историкам еще только предстоит узнать ее в деталях, поскольку существует очень много еще не исследованых документов " . Например, пока еще недостаточно изучена фигура Дмитрия Пожарского. Между тем, этот человек восстановил русскую почтовую службу и активно участвовал в законотворчестве.

http://e-vestnik.ru/news/konferenziya_pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010