С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 25-28; Бурлуцкий И., прот. Об иконе Божией Матери Казанской в пензенском кафедр. соборе//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1870. 17. С. 542-554; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 436-437; Пантелеимон (Нижник), архим. Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, о чудотворных иконах и о Ея великих милостях роду человеческому. Джорданвиль, 1974. С. 279; Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губ.: Чудотворная икона Казанской Божией Матери в пензенском кафедр. соборе//Пензенский временник любителей старины/Подгот. публ.: А. Дворжанский. Пенза, 1991. Вып. 2. С. 13-14; Чугреева Н. Н. Казанская икона Божией Матери - Заступница Пензы//Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. С. 111-123 с ил. Н. Н. Чугреева Казанская Суздальская икона Божией Матери Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. (К. С. и.), особо почиталась в Суздале, была написана в 1625 г. иконописцем прп. Иоакимом Шартомским , иноком и затворником Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), автором Вязниковской Казанской иконы Божией Матери (ок. 1623). В описании Суздаля, составленном в XVIII в. ключарем суздальского Рождественского собора Ананией Фёдоровым, сказано, что прп. Иоаким был «изряден художник иконнаго писания» ( Фёдоров. 1855. С. 191), безвозмездно писал иконы для мн. храмов и мон-рей (чудотворной почиталась написанная прп. Иоакимом икона Божией Матери, находившаяся в Шуе). После прославления Вязниковской Казанской иконы прп. Иоакиму в видении явилась Пресв. Богородица и повелела написать образ, подобный явленному в Казани, «послать его в Суздаль и поставить в Воскресенской церкви, глаголя, что он будет защитой от врагов, видимых и невидимых». Написав икону в 1625 г., прп.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Тобольск, 1899. С. 5-17; Бухарев И. Иконы. 1901, 1994п. С. 101-103; Сибирский П. По святым местам Сибири//Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 9. С. 99-102; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 432-434; Ромодановская Е. К. Сибирские повести об иконах (XVII - нач. XVIII в.)//Сибирь периода феодализма: Сб. ст. Новосиб., 1968. Вып. 3: Освоение Сибири в эпоху феодализма (XVII-XIX вв.). С. 84-85, 95-96; она же. Сказание о явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске//Христианство и Церковь в России феод. периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 45-58; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Подгот. текстов, коммент.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 192-195; Чугреева Н. Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери//ВИ. 2011. 6. С. 161-165. Н. Н. Чугреева Казанская Чимеевская икона Божией Матери Казанская Чимеевская икона Божией Матери. XVIII в. Оклад 2007 г. (Казанский собор Чимеевского мон-ря) Казанская Чимеевская икона Божией Матери. XVIII в. Оклад 2007 г. (Казанский собор Чимеевского мон-ря) (К. Ч. и.), главная святыня Казанской иконы Божией Матери муж. мон-ря в дер. Чимеево Белозерского р-на Курганской обл. Согласно устному преданию, икону, стоявшую вертикально в воде и плывущую против течения р. Нияп (приток р. Тобол), увидели играющие у реки дети. Они позвали взрослых, и те с благоговением вынули образ из воды, поставили его в деревянной ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Учитывая, что 1-е упоминание о Чимееве относится к 1681 г., можно предположить, что постройка Константино-Еленинского храма в слободе может относиться самое раннее к посл. четв. XVII в. Одновременно с чудесным обретением образа Божией Матери в сосновом бору близ Чимеева забил родник. Появление источника связали с пришествием в Чимеево иконы Царицы Небесной: из-за болот вода в чимеевской округе была плохого качества, родниковая же вода оказалась необыкновенного вкуса и чистоты. Вскоре было замечено, что вода помогает и от разных недугов. 5 нояб.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Будет ли Казанская икона возвращена в Казань? (комментарий в русле истории) В ВАТИКАНЕ НАХОДИТСЯ НЕ ЯВЛЕННАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА, А ОБРАЗ ИЗ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ Как отмечает старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталия Чугреева, Казанская икона Божией Матери, которая в настоящее время находится в Ватикане, не может быть подлинником чудотворного образа, явленным в Казани в 1579 г. и украденным в 1904 г. из казанского Девичьего монастыря. Красочный слой иконы из Ватикана не может быть отнесен к XVI в. В то же время известно, что чудотворная Казанская икона никогда не реставрировалась и не поновлялась. По стилю письма принадлежащую папе римскому икону можно отнести к началу-середине XVIII в. Однако рентгеновский анализ иконы показал, что на ней нет записей. Иконографически и стилистически она отличается от явленного образа и более ранних списков с него. В частности, благословение Богомладенца на иконе из Ватикана именословное, тогда как на явленной иконе – двуперстное. Размеры иконы, находящейся в Ватикане (31,1 Х 27 см), не совпадают с размерами явленного образа (26,7 Х 22,3 см), равно как и с размерами списка Казанской иконы, находившегося при Ополчении Минина и Пожарского и прославившегося в период Смуты (27,3 Х 24,5). Украшенный изумрудами оклад иконы, которая хранится в Ватикане, датируется началом – первой третью XIX в. Он значительно отличается от ризы явленной Казанской иконы, хорошо известной по фотографиям. Н.Чугреева полагает, что икона, которую папа римский обещает вернуть в Казань, - не явленный образ, а список с него, который принадлежал первоначальнице Дивеевской обители схимонахине Александре (Агафии Семеновне Мельгуновой) и находился в дивеевской Казанской церкви. Об этом сообщал протоиерей Стефан Ляшевский (1899 – 1986), который видел икону до революции в Серафимо-Дивеевском монастыре, а затем в 1943 г. в Таганроге, куда дивеевскую святыню привез хранивший ее иеромонах Серафим (Смыков). О. Стефан Ляшевский отмечал, что икона из Дивеева имела очень богатый оклад с изумрудами и другими драгоценными камнями. Впоследствии о. Серафим, будучи уже в сане архимандрита, был арестован в Югославии после прихода туда Советской Армии. Дивеевская Казанская икона тогда исчезла.

http://sedmitza.ru/text/393965.html

70-х - нач. 80-х гг. XVII в., принадлежала схим. Иоанне (Барятинской) (ныне в ГММК). Для почитаемой инокиней иконы 10 янв. 1717 г. был «построен» (собран и возложен на икону) золотой оклад с венцами, цатой, жемчужной обнизью. Детали одежд Богородицы и Младенца украшали изумруды, алмазы, сапфиры. На левом поле иконы вмонтирован ковчег со слюдяной крышкой, в котором заключены частицы ризы и волос Пресв. Богородицы (по предположению Меняйло, оклад связан с семьей кн. В. В. Голицына - см.: Меняйло В. А. Икона-реликварий «Богоматерь Казанская»//Христ. реликвии. 2000. С. 71). Небольшая икона «Богоматерь Казанская» покрыта серебряным позолоченным окладом с богатейшим многоцветным убором ( Костина. 2003. Кат. 41. С. 63-64). У Богородицы и Младенца золотые нимбы, украшенные цветными камнями, над нимбом Пресв. Богородицы ангелы, херувимы и серафимы поддерживают венец с эмалью, на крещатых «городках» к-рого исполнен деисус, на убрусе Божией Матери закреплена имп. корона. В декор прочеканенной цаты входят жен. серьги кон. XVII в. (атрибуция Стерлиговой) и чеканные накладки с камнями, которые нашивались на одежду. На левом поле под крестом закреплен прямоугольный ковчежец с замочком, заключающий частицы волос и ризы Пресв. Богородицы. На правом поле оклада - картуш с подписью о времени создания ризы и золотого венца на икону, «при схимонахине Иоанне Борятинской подаянием б(о)голюбивых ч(е)л(ове)къ» (Там же. С. 69). Икона оставалась святыней церкви, посвященной этому образу, после закрытия мон-ря была отдана патриарху Московскому и всея России Тихону , но 13 нояб. 1918 г. была изъята из Патриархии и передана в Оружейную палату. Лишь в 1997 г. Н. Н. Чугреева установила связь иконы с М. В. м. ( Чугреева. 2000). О древнем иконостасе Вознесенского собора сведений не сохранилось. Ок. 1679 г. был создан новый, 6-ярусный иконостас в барочном стиле, ставший основным во внутреннем пространстве собора. Благодаря усилиям заведующего Музеями Кремля Померанцева он был перенесен в 1929 г. в ц. во имя Двенадцати апостолов в Патриарших палатах, к северу от Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

1906. С. 71). Возможно, это было сделано по аналогии с возвращением в Соловецкий мон-рь по инициативе властей и братии мон-ря (1591) тела митр. Филиппа (Колычева). Очевидно, в это время формировалось местное почитание «начальника» обители: в Успенском соборе было оборудовано особое помещение в юж. апсиде («против правого клироса») - «палатка», в к-рой разместилась гробница святителя. Вскоре после 1592 г. для «палатки» создали неск. икон (не сохр.), прославляющих свт. Германа и его предшественника свт. Гурия, архиеп. Казанского. Согласно описи Успенского монастыря, в сент. 7122 (1613) г. в «палатке» находились 2 местные иконы на цветных фонах («на празелени»): одна с изображением свт. Германа и небесного патрона его мирского имени, прп. Григория Декаполита, оба в молении образу Божией Матери «Воплощение», другая - святителей Гурия и Германа, молящихся этому образу (Опись. 1863. Стб. 560; Яблоков. 1906. С. 35; Преображенский. О стиле. 2009. С. 300. Примеч. 17; Чугреева. 2010. С. 10). Возможно, в это время местом почитания стала келья свт. Германа под колокольней в Никольской монастырской ц. (позднее именовавшейся усыпальницей), где находились его икона в рост ( Чугреева. 2010. С. 12) и икона Божией Матери «Умиление», почитаемая как моленный образ святителя ( Анисимов. 1920. С. 33; ныне в ГМИИРТ). Для возводимых в казанских монастырях каменных соборных храмов (в кремлевском Спасо-Преображенском и посадском Богородицком на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери (освящены в окт. 1595) ( Баталов. 1996. С. 43-45, 236-237)) потребовались новые иконы и утварь. Иконы присылали из Москвы. В кон. XIX в. в Богородицком мон-ре почитались 2 местные иконы в теплой церкви (Богородицком соборе): «Спас Вседержитель» с подписью о вкладе в 1595 г. царем Феодором Иоанновичем и икона Божией Матери «Смоленская» ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 20; Малов. 1879. С. 25-26; Спутник по Казани. 1895. С. 160). 4 окт. 1595 г., во время закладки нового соборного здания, было произведено вскрытие гробниц святителей Гурия и Варсонофия, погребенных в соборе, их тела были обретены нетленными и мироточили (согласно Сказанию, составленному свт.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

2517. Успенский Л. А . [Икона] «Крещение Господне "http://ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 200–203. Гл. из кн.: «Смысл икон». Рус. текст авторский. 2518. Успенский Л. А. К вопросу об изобразимости Воскресения Христова//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 55–56. 2519. Успенский Л. А. По поводу иконографии Сошествия Святого Духа//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 113–160. 2520. Успенский Л. А. Нерукотворный образ Спасителя: [Докл. на Второй Междунар. науч. конф. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви», посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11–19 мая 1987 г.]//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 192–195. …Богородицы 2521. Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым Сказанием об истории и чудесах» из собрания Ростовского музея//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172–180. 2522. Вербицкий С. В . К иконографии Пресвятой Богородицы: Об одном малоизвестном типе изображения//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 49–51. Образ Богоматери Ассунты (Вознесенной). 2523. Полякова О. А. Новооткрытый образ Богоматери Тихвинской с чудесами письма царского изографа Кирилла Уланова половина XVII в.]//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 85–88. 2524. Саенкова Е. М. «Сказание» как источник по истории иконы «Богоматерь Свенская»//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 329–333. 2525. Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 41–51. 2526. Сидоренко Г. В. Чудотворный образ «Богоматерь Страстная» в России//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 96–103. 2527. Столова Г. Р. Икона Богоматерь Тихвинская из Новгородского Софийского собора (по материалам последней реставрации)//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 114–140. 2528. Успенский Л. А. [ Рец. на кн.:] Mitropoulos N. Marien-Ikonen. Ettal, 1964 [=Митропулос Н. Иконы Богородицы]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 130–131. 2529. Филатов В. В. Иерусалимская икона [Божией Матери] 70-х гг. XVII в. в Измайлове//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 57–63. 2530. Чугреева Н. Н. Икона Богородицы «Споручница грешных»: Иконография, история почитания//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 104–110. 2531. Чугреева Н. Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 181–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хоругвь «Все, что блестело, изымалось большевиками сразу же. Покровский Собор тоже пережил время гонений на Церковь, хотя и в более щадящем режиме. Чтобы сохранить хоругвь святого Василия музейщики 20-х годов на свой страх и риск замазали ее блеск смесью олифы с газовой сажей и отправили в запасники музея», — говорит Ирина Чугреева. Хоругвь с изображением Василия Блаженного была сделана в 1905 году к 350-летию закладки храма. Стиль ее исполнения специалисты определяют как «русский модерн». Спрятанная от экспроприаторов, долгие десятилетия хоругвь провела в лежачем положении. «Началась деформация, роскошная эмаль повредилась, а живописный слой стал осыпаться, — говорит Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея. Чтобы исправить это положение, над хоругвью трудились сразу две группы реставраторов — одна занималась живописью, другая — восстановлением металла. Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея Результат превзошел самые смелые ожидания, говорит Ирина Чугреева: «Я бывалый человек, но даже я, увидев то, что получилось, была изумлена». Отреставрированные экспонаты перенесут в Собор Василия Блаженного не раньше следующего года. Хоругвь поместят в один из приделов, где сегодня ведут реставрацию. Лик Спаса окажется в храме летом: сегодня для него там слишком низкая температура. Богослужения в церкви святого Василия Блаженного проводятся с 1997 года. Этим летом в храме впервые состоялось богослужение с воссозданными по канону Царскими вратами иконостаса. В 1929 году с них исчезли пять икон. В 2013 году, одновременно с реставрацией исторических предметов, мастера воссоздали эти иконы, написав их заново. Василия Блаженного, чье имя получил храм в центре Москвы, называют еще Василий Нагой. Он жил на рубеже 15–16 веков, согласно житию, имел дар прозрения и всю свою жизнь посвятил подвигу юродства. Подвергая себя лишениям, он круглый год ходил без одежды и беспрестанно молился. Василий прославился многочисленными чудесами. По легенде, он был единственным человеком, которого боялся царь Иван Грозный. Канонизирован в 1588 году.

http://pravmir.ru/lik-spasitelya-sobiral...

— Почему икона Казанской Божьей Матери известна буквально по всей стране, ее знают и почитают даже люди, далекие от православия? — История Казанской иконы Богородицы — фактически история России: она связана со многими важными событиями русской истории, важными военными победами. С ней была освобождена Москва от поляков в 1612 году, в 1709 году во время Полтавской баталии царь Петр I просил принести на поле чудотворную Каплуновскую Казанскую икону Богородицы. Не случайно возводились значимые соборы — Казанский собор на Красной площади в Москве, огромный Казанский собор в Петербурге.  С иконой связаны события войны 1812 года, Крымской войны, Первой мировой, Второй мировой… Казанский образ — воинский. Эта икона особо почиталась династией Романовых, которая и появилась под знаком Казанской иконы. Когда строились новые русские города, особенно пограничные, туда часто отправлялись списки именно этой иконы. Так, царь Алексей Михайлович послал к основанию Пензы, входившей в оборонительную Симбирскую линию, Казанскую икону из своих царских чертогов (она сохранилась). В 1721 году именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября царь Петр I был провозглашен Императором, так что русская империя родилась в день Казанского образа.  И в этом году (2021-м. — Ред.), 4 ноября (22 октября по старому стилю), мы празднуем 300-летие этого важнейшего исторического события.  Казанская икона Божией Матери настолько прославилась чудотворениями, что к ней прибегали даже иноверцы, это известно, например, из истории Табынской иконы, почитавшейся особенно на Урале и в Сибири.  Особо надо отметить почитание Казанского образа в Русском зарубежье. Сообщаем выходные данные двухтомника статей Н.Н. Чугреевой, переизданных в Казани в 2021 году, помещенных в 1998–2021 годах в различных научных сборниках, материалах конференций, журналах. Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 1998–2011 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы) Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 2012–2021 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Изображения Н. присутствуют также в относительно ранних композициях «Собор Белозерских святых», которые появились в кон. XVII - нач. XVIII в. в связи с прославлением целого сонма белозерских преподобных. Наиболее ранним известным изображением является икона нач. XVIII в. «Белозерские святые в молении Пресвятой Богородице» (ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217, 270. Кат. 120; Чугреева. 1995. С. 48-51). На фоне условного изображения Белозерска предстоят 8 святых: Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Филипп Ирапский и Даниил Шужгорский. На миниатюрной иконе «Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленной в средник складня, изображены 6 преподобных: Иродион Илоезерский, Ферапонт и Кирилл Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский и Даниил Шужгорский (частное собрание; см.: Романенко. 2003. Вкл. Рис. 13). Н. представлен в правой группе в верхнем ряду (напротив прп. Иродиона) в мантии и куколе, у него короткая русая борода. Др. тип этой иконографии - «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Белозерскими чудотворцами и избранными святыми» - известен на иконе 1696 - нач. XVIII в. (под поздней записью) из ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). Н. представлен в левой группе предстоящих, куколь на его голове округлой формы. В центре образа 1-й пол. XVIII в., происходящего из ц. Успения Богородицы урочища Усть-Андога Белозерского р-на Вологодской обл. (Белозерский КМ), изображена стоящая на облаке Богоматерь с Младенцем, а также Белозерские (в правой группе преподобные Н., Ферапонт, Мартиниан, Филипп Ирапский; в левой группе преподобные Иродион Илоезерский, Кирилл Новоезерский, Кирилл Белозерский) и избранные святые (преподобные Алексий, человек Божий, Александр Свирский, Корнилий Комельский). Н. написан справа в верхнем ряду; он в схиме, руки воздеты в молении к Богородице, надпись на нимбе: «Нил Сороарский». Большинство подобных икон, различающихся по композиции и составу святых, созданы белозерскими мастерами.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010