42 . Кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе, прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса ( Исх.15:11 ). 43 . Господь показал древо Моисею как знамение Креста, и вложил он дерево в горькую воду, и вода стала питьевой, и пил народ в пустыне ( Исх.15:2325 ) 44 . И сказал Бог: «Если будете соблюдать заповеди и жить богоугодно, то избежите казней египетских и гнева Божия» ( Исх.15:26 ). 45 . В пустыне сорок лет ели манну сыны Израилевы, вкусом была она как лепешка с медом ( Исх.16:31 ) 46 . Ударил Моисей жезлом по скале в Хориве, и пошла вода из камня, и пил народ. Да прославится камень веры – Христос – и Его вода живая – Евангелие ( Исх.17:56 ). 47 . До захождения солнца крестообразно Моисей держал руки и победили Амалика ( Исх.17:1113 ), и прославлен был Крест прежде Голгофы. 48 . Когда Господь вошел в огне на гору Синай, то она вся дымилась и колебалась от великой славы Божией ( Исх.19:18 ). 49 . И сказал Господь народам земли: Да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх.20:3 ), ибо едина вера православная, едино крещение, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. 50 . Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его ( Исх.20:5 ). 51 . И творящий милость до тысячи родов любящим Мя и хранящим повеления Моя, – говорит Господь ( Исх.20:6 ). 52 . В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Поэтому благословил Господь день седьмой и освятил воскресение ( Исх.20:11 ). 53 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетие дарует тебе Господь Бог ( Исх.20:12 ). 54 . Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, ибо творящие зло сие Царствия Божия не наследуют ( Исх.20:1316 ). 55 . Сам Бог с неба возвещал народу заповеди и законы, чтобы не грешили и имели страх Божий ( Исх.20:20 ). 56 . В древности ворожеи, скотоложники и приносящие жертву идолам, а не Живому Богу, истреблялись ( Исх.22:1820 ). 57 . Пришельцев не угнетай и вдов и сирот не притесняй ( Исх.22:2122; 23:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

482. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: иже являют (они показывают, что) дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2,15). 483. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос духовного закона, потому и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей. Что убо закон? Преступлений ради приложися (он дан по причине преступлений) (Гал.3,19). 484. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея. 485. Главные и всеобщие заповеди этого Закона - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях, или каменных досках: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водаз под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботный, еже святити его: шестъ дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, день же седмый - суббота - Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17). 486. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

4) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седъмый суббота Господу Богу твоему. 5) Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6) Не убий. 7) Не прелюбы сотвори. 8) Не укради. 9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Разве – кроме; елика – что; горе – вверху; низу – внизу; всуе – напрасно; послушествоватъ – свидетельствовать; село – поле. Народ со страхом выслушал заповеди Божии и, когда Моисей сошел с горы, дал клятву исполнять их: «все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». На другой день Моисей, по повелению Божию, снова взошел на гору, принял там от Бога две каменные доски (скрижали), на которых были написаны десять заповедей Господних, и получил другие законы о том, как совершать службу Божию и жить по закону Божию. Господь повторил при этом обетование о явлении Великого Пророка, Спасителя мира. Скрижали были положены в Ковчег (ящик из драгоценного дерева, обитый золотом). Этот Ковчег Моисей поставил в особой палатке, которая называлась Скинией. Скиния разделялась на два отделения. В главном отделении, называвшемся Святое Святых, стоял Ковчег; в эту часть Скинии мог входить один только первосвященник, и то однажды в год, когда он приносил жертву за грехи всего народа. Второе отделение, в которое могли входить только священники, называлось святилищем; в нем находились: алтарь кадильный для курения фимиамом (ладаном), семисвечник и стол с двенадцатью священными хлебами. Вход в Скинию был закрыть завесой. Евреи молились Богу и приносили Ему жертвы пред Скинией на дворе, окружавшем ее; здесь стояли алтарь жертвоприношений и умывальница, в которой священники умывали руки и ноги перед вступлением во святилище. Скинию и все, что в ней было, Моисей устроил по образцу, который указал ему Господь Бог, когда он был на горе. Для службы при скинии Моисей, по повелению Божию, поставил брата своего Аарона первосвященником, сыновей его священниками, а всех остальных членов колена Левиина левитами – служителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 4 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь... зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый и освяти его. В течении шести дней необходимо трудиться и заботиться обо всём, что нужно для земной жизни. Но седьмой день, день отдыха, является Божиим установлением со времени сотворения мира . До Воскресения Христова этот день отмечался в субботу, после - в воскресенье. Дни Божиих праздников нужно посвящать Богу в память о Его делах. 5 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 5 Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе. В почтении к родителям заключены покорность и послушание им, уважение и нежность к ним, забота о них и помощь им в преклонные годы. То же отношение распространяется и на прочих родственников, старших, благодетелей, наставников и начальников. За верность заповеди почтения родителей Бог дарует награду. 6 Не убивай. 6 Не убий. Бог есть единственный источник жизни , которая есть великое благо. Он же определяет пределы жизни сообразно Своему Промыслу . Убить, т.е. отнять жизнь у себя или у ближнего - значит вмешаться в план Божий, попытаться встать на место Бога. Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства, а также заведомо нездоровый образ жизни — являются также родом убийства. 7 Не прелюбодействуй. 7 Не прелюбы сотвори. Брачный союз — изначальное установление Творца в котором обе половины навсегда отдают друг другу всего себя. Через такое целомудренное сочетание род людской обретает счастье, возвышается и размножается. Отступление от такого образа жизни ввергает в необузданность и излишество, разрушает связи скрепляющие как каждого человека в частности так и всё человеческое общество в целом.

http://drevo-info.ru/articles/19131.html

6 . Апостол Павел так говорит о даровании внешнего Закона: Он дан после (внутреннего Закона) по причине преступлений ( Гал.3:19 ). 7 . Закон внешний дан был верующему еврейскому народу, когда, чудесно освобожденный от рабства египетского, шел он в обещанную ему, Ханаанскую землю. В пустыне, с горы Синая, Господь сначала произнес его вслух всего народа и затем вручил его написанным на скрижалях, или каменных досках, вождю народа Моисею ( Исх. 20 гл.). 8 . Главные и всеобщие заповеди внешнего Закона следующие 10. 1 . Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иныи разве (кроме) Мене . 2 . Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика (какие) на небеси горе (вверху), и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им . 3 . Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе (напрасно). 4 . Помни день субботный, еже (чтобы) святити его: шесть дней делай и сотвориши в них все дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему . 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет (чтобы тебе было хорошо) и да долголетен будеши на земли . 6 . Не убий . 7 . Не перелюбы сотвори . 8 . Не укради . 9 . Не послушествуй (не произноси) на друга своего свидетельства ложна . 10 . Не пожелай жены искренняго (ближнего) твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села (поля) его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть (что есть) ближняго твоего . 9 . Хотя 10 заповедей Закона Божия даны были еврейскому народу, но исполнять их обязаны все верующие; потому что они суть тот же внутренний закон, который написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему. 10 . Иисус Христос учил поступать по десяти заповедям. На вопрос одного юноши, что сделать ему доброго, чтобы наследовать жизнь вечную, Он сказал: соблюди заповеди, и указал на те, которые были написаны на скрижалях и даны чрез Моисея народу еврейскому ( Мф.19:16–17 ). Иисус Христос прямо говорил, что Он пришел не нарушить закон (нравственный, данный чрез Моисея) или пророков (писания их), но исполнить, т. е. пополнить и разъяснить, чтобы понимали и исполняли их совершеннее, как это и сделал Он между прочим в Нагорной проповеди ( Мф. 5 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. VI. Не убий. 6. Не убей. Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными. VII. Не прелюбы сотвори. 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью. VIII. Не укради. 8. Не воруй. Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести. IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно. X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Пятая заповедь Поучение 52. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли Так читается пятая заповедь. В этой заповеди пред­писывается почитать родителей, а в лице их начальствующих, благодетелей и старших. В первых четырех заповедях предписываются обя­занности к Богу, а в пятой заповеди и следующих пяти – обязанности к ближним. В сих заповедях прежде всего упоминается о родителях; говорится: чти отца твоего и матерь твою, – это потому, что родители, по естественному порядку, к нам ближе других благо­детелей; они же в раннее время жизни представляют или заменяют для детей всякое начальство, старших и благодетелей. И после Бога мы никому столько не обя­заны, как родителям: ибо им, по воле Божией, обяза­ны мы своим бытием. Дети никогда не могут своим родителям оказать того, что получили от них или чрез них от Бога, то есть не могут даровать им бытия, как говорит Премудрый: всем сердцем твоим про­славляй отца твоего, и матерних болезней не забуди: помяни, яко тема рожден ecu, и что има воздаси якоже они тебе ( Сир.7:29,30 )? Бытие наше есть величайший дар Божий, за который, если будем признательны по истине, вечно будем благодарить Бога, нашего Создате­ля. Поэтому почтение к родителям есть великая обязан­ность для детей. Как естественна и свята обязанность почитать роди­телей; ибо и сама природа внушает, и заповедь Божия предписывает ее: так, напротив, неестественно, и есть тяжкий грех – непочтение к родителям, которым нару­шается закон естественный и откровенный; оно противно Богу и людям, прогневляет Бога и оскорбляет людей. Чтобы показать великую важность этой заповеди и сильнее побудить к точному исполнению предписываемых ею обязанностей, за исполнение сей заповеди Бог присовокупил обещание благополучия и долголетней жизни. Сказав: чти отца твоего и матерь твою, говорит: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Исполнение сего Божеского обещания священная история показывает нам в примерах древних патриархов или праотцов. Они жили долго, и Божие благословение было над ними. Таковы, например, допотопные патриархи: Сиф, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной и другие ( Быт.27 ); после потопные: Сим, Авраам, Исаак, Иаков и другие. Премудрый говорит: благословение отчее утверждает домы чад ( Сир.3:9 ). Апостол Павел, внушая детям повиновение к своим родителям, напоминает древ­нюю заповедь, говоря так: чада, послушайте своих ро­дителей о Господе: сие бо есть праведно. Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая во обетовании: да благо ти будет и будеши долголетен на земли ( Еф.6:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Какой же плод училищного воспитания? Семейный дух ослаблен, а выгоды образования недалеко простерлись» 68 . «Наполнять училища девочками в большем числе против мальчиков, не излишнее ли усилие? Будет ли хорошо, когда жена будет считать себя ученее мужа? Не было бы осторожнее не усиливать обучения девиц, доколе на меньшем числе обучаемых покажет опыт, какой будет плод?» 69 ]. Часть третья. Обязанности детей к родителям «Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь под общим наименованием почитания их: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20:12 ) " 70 . Сила этой заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другой: возлюбиши Господа Бога твоего ( Мф. 22:37 ). «Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти отца; возлюбиши Бога. Как бы так сказано: отца любить тебе свойственно и без заповеди, также и чтить Великого Бога; заповедь учит тебя тому, что трудно было бы тебе разуметь без нее; итак, отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца Небесного; Бога не только чти по внушению естества и совести, но дерзай приступить к Нему ближе, чего не дерзнул бы ты сделать без благодатной заповеди; возлюби Бога, яко отца; нареки твоим Богом, Богом сердца твоего и частию твоею во век ( Пс. 72:26 )» 71 . «Чтобы показать важность семейственных должностей и добродетелей для подчиненных членов семейства, довольно указать на один пример, сильнейший самого закона, потому что это пример Законодателя, покоряющегося закону. Когда юного Иисуса преблагословенная Матерь Его и мнимый отец нашли во храме в собеседовании о предметах духовной мудрости и жаловались, что Он оставил их, тогда Он дал было им на сие такой ответ, которым, по-видимому, разрешал Себя от закона покорности земным родителям, потому что занимался делом Отца Своего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Тако должны мы все поступать, должны быть не своевольные, не распутные и не досадительные сыны, но покорные, скромные, почтительные! Должны мы быть таковы, да будем не образ блудного сына, отца не послушавшего, на страну далече отошедшего, имение блудно прожившего и за непокорность свою в такую бедность пришедшего, что с свиниями ял 307 ; но да будем Образ Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, который, небесному Отцу своему послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя 308 : и как Его Отец небесный за повиновение возлюбил, да тако возлюбит и нас, и ниспослет на нас и временное и вечное благополучие, якоже Сам обещал, особенно за исполнение заповеди сея. Всякая заповедь имеет подразумеваемое токмо обетование, сия же действительно выраженное. Ибо Господь Бог, сказав: чти отца и матерь твою, далее присоединяет: да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой даст тебе. За исполнение заповеди сея лета жизни прибавляются, благополучие доставляется; что премудрый Сирах тако изъясняет: прославляй отца долгоденствовати будет, и послушаяй Господа упокоит матерь свою. Бояйся Господа почтит отца и, яко владыкам, послужит родившим его. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерняя искореняет до основания. Не славися в безчестии отца твоего, нест бо ти слава отчее безчестие: слава бо человеку от чести отца его, и поношение чадам мати в безсчестии. Чадо! заступи в старости отца твоего, и не оскорби его в животе его. Аще и разумом оскудевает, прощение имей, и не обезчести его всею крепостию твоею. Милость бо отча не забвена будет, и противо грхов присозиждется тебе: в день скорби твоея воспомянет тя. Якоже лед от зноя, тако растают греси твои 309 . Се плоды почтения к родителям! Что и премудрый Соломон подтверждает, говоря: слыши сыне наказание отца твоего, и не отрини заветов матере твоея: венец бо благодатей приимеши на твоем версе, и гривну злату о твоей выи 310 . Послушайте убо чада родителей своих о Господе: сие бо есть праведно. Чти отца твоего и матерь (яже есть заповедь первая во обетовании), да благо ти будет, и будеши долголетен на земли. Раби, такожде и все подвластные духовному и гражданскому правительству! послушайте господий своих по плоти и по духу, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы творяще волю Божию от души, со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком: ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приемлет от Господа, аще раб, аще свободь, аще мужеский пол, аще женский 311 . Все должны любить, почитать и повиноваться вышшим, все дети родителей, рабы господ, подчиненные начальников, овцы пастырей, жены мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей - значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами, священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них (Сирах. 3, 8), поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна. Мы должны оказывать им всегда и во всем сыновнее повиновение, и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви (Кор. 3,20), - увещевает св. Павел апостол. Чадо! - поучает премудрый сын Сирахов, - заступи в старости отца твоего (Сир. 3,12).      Казалось бы, довольно сказать: чти отца твоего и матерь твою. Можно ли не слушать Бога повелевающего? Не священна ли сама по себе обязанность почитать родителей? Но Господь Бог благоволил еще присовокупить к ней и обетование: да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Видно, и в очах Божиих особенно важна обязанность почитания родителей, когда к исполнению ее Господь побуждает детей обещанием им благополучной и долгоденственной жизни. И, конечно, так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства (в этом каждый согласится), а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа, у которого отец есть царь.      Да благо ти будет, - говорит Господь, - и да долголетен будеши на земли. Господь обещает каждому почтительному сыну благополучие и долгоденствие. И это дарует детям именно чрез родителей. Ведь вы знаете, братие, священный обычай, по которому родители благословляют детей. Разве благословение родительское имеет малое значение? Повторим слова премудрого сына Сирахова: чти отца твоего и матерь, да найдет, ти благословение от них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010