235 Эпизод из Виленской хроники начала XVII века. Вестн. Зап. России. 1868 г. Т. IV. Памятн. Русской Старины в Зап. Губ. Вып. VI стр. 7. – В Сборн. Мин. Грам. 41 – прошение князя Ю. Радзивила к папе о разрешении вступить в брак с родственницей, княжной Софией Слуцкой, остающейся в православии. 236 См. так же: Князья Олельковичи, защитники православия и русской народности в Литве и на Руси. Вестн. Зап. России. 1868 г. Т. 2. 238 А. 3. Р., IV, 19. Собр. Минск. грам. 28. В 1613 г. присоединен к Виленскому троицкому униатскому монастырю, а в 1635 г. соединен с минским униатским святодуховским. Архим. Николая, Истор. Опис. Минск. епарх., стр. 80. 243 Danilowicza, Letopisiec Lytwi i Kronika Ruska, стр. 47, Wilno, 1827: necii hlaholiut, izeby tot Iona (печерский монах, наместник митрополита киевского) dal kniaziu Skirhaly zelie trawnoie piti. Полн. Собр. русс. лет. I, 352. По описаниям Длугоша и Стрыйковского, Скиргайло был человек невоздержный и пьянствовал со всяким встречным, а пьяный бранил и даже бил своих приятелей и собеседников. 245 Псковская летопись говорит о Симеоне Олельковиче, «что он честно оберегал отчину свою, град Киев, от ординских царей и от татар: тем же превознесся во всей Руси и в иные далекие земли, якоже и вели, ких киевских князей древних честно имя его». 248 «Граничную землю Киев на себе взял» А. 3. Р. I 163. Супруга Симеона с детьми получила Пинский удел. 249 Закревского, Летоп. Киева. Чтения в Общ. истор. и древн. 1858 г. кн. 2. отд. I, стр. 24, 26. – А. Ю и 3. Р. II, 103. 251 Списки православных, а также униатских, митрополитов и епископов южно-русской митрополии, находятся у Несецкого, Стебельского и Кульчинского. – У Каспара Несецкого – (SocietatisIesu † 1743) в Когопа Polska. Т. I, Lwow, 1728 г. стр. 80–95, в статье, озаглавленной: Metropolia Ruska. – У Игнатия Кульчинского базилианина, († 1741 г.) в сочинении его Specimen ecclesiae Ruthenicae, изданном в Риме в 1734 г. и в Париже в 1859 г: стр. 111–141. – У Игнатия Стебельского, базилианина († 1790) в сочинении его: Dwa wielkie swiatla, в томе 3-м, озаглавленном: Przydatek do Chronologii, Wilniae; 1783 г., стр. 180–275. Но показания их, почти все, проверены, исправлены и пополнены по печатным русским летописям и актам, а в отделе об униатских митрополитах и епископах – по документам архива греко-униатских митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

там же). Коренное значение слова не может исчезнуть совсем во всех случаях его употребления; и если τπος иногда означает закон, устав, то особого характера; так, у Григория Назианзина оно употребляется по отношению к Символу веры, у Юстиниана означает Божественный закон (цитаты см. у Sophocles " a); император Констанс так назвал известный вероисповедный указ. Закон же, устав религиозный существенно отличается от всякого другого, и его особенность хорошо выражается основным значением слова τπος . Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικν – «чиновник», лат. ordinarium (так переводит Toscani Ad typica graecorum. Romae, 1864, p. 5). 1835 Впервые слово διατπωσις в церковной литературе употребляют «Апостольские Постановления» (IV-haч. V в.) в приложении, по-видимому, вообще к церковному устройству или ближайшим образом к чинам хиротонии и литургии (Апостольские Постановления. VIII, 3). 1836 Голубцов А . Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10//Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3. 1837 Дмитриевский А . Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι . Τυπικα . 1895. с. 833. 1838 Дмитриевский А . Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова//Христ. Чт. 1888, 1839 У римо-католиков с утра. 1840 Мф. 28:1: ψ δ σαββατων – поздно в субботу. 1841 См. Вступ. гл., с. 10—11. 1842 Игнатий Богоносец . К Поликарпу, 4. 1843 Казанский П . О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310. 1844 Тертуллиан . К жене II, 4. 1845 Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889. 1846 Кассиан . De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12. 1847 Map A . Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица , степ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Из Neon Eklogion. Из Neon Martirologon. См. слово похвальное Киприану, произнесенное в 1409 году племянником Киприана и согражданином, Григорием Цамвлаком (см. Собрание Летописей III, 106, V, 259), который был также монахом на Афоне, откуда взят на игуменство в Дечанскую обитель (в старой Сербии), потом перешел в Молдавию и около 1409 года в западную Россию, где в 1414 г. в Новгороде, собором южно-русских епископов, избран и посвящен митрополитом Киеву и Белой Руси, – умер в 1419 году. Известны по своим писаниям в этом духе: Св. Григорий Палама, арх. Солунский; Григорий Синаит, распространивший на Афоне правила безмолвной, внутренней, или умной, молитвы; Максим Кавсокаливит – друг Григориев; патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулы; патриарх Филофей. Некоторые творения их собраны в «Добротолюбии». Из них патриархи вселенские: Афанасий 1-й (1289–1293 г. и 1303–1311), Нифонт 1-й (1311–1314), Исаия (1323–1341), Исидор (1347–1350), Каллист 1-й (1350–1362 и 1365–1369), Филофей (1362–1365 и 1369–1376), Каллист 2-й (1397), Нифонт 2-й (1486–1489 и 1497–1498), Максим 4-й (1491–1497), и другие. См. Р. Истор. Библиотеку, т. VI. Флоринский Т. «Памятники законодательной деятельности Душана». Киев. 1888, 40. Кроме Русика, Зографа и Хиландаря, славяне пребывали тогда и в монастырях: Св. Павла, Григориате, Ксенофе, Филофее, Ксиропотаме и Симонопетре. Митрополит Киприан в своей псалтири постоянно имеет в виду одиночное отправление суточных служб в келье (см. Мансветов, Типик. М. 1885 г., 225). Послание это в полном виде доселе не напечатано. Отрывки из него напечатаны архимандритом Леонидом в его исследовании о Киприане (см. «Чтения Имп. Общ. Истории и Древностей Российских при М. Университ.», кн. 2-я, 1867 г.) по списку славянского сборника XVIII в. Хиландарской библиотеки. Послание это находится и между славянскими рукописями Москов. Синод. библиотеки. Как справедливо замечает о нем митрополит Евгений (см. Словарь Историч. Изд. 1818 г., часть 2-я, стр. 348). Известно, что большая часть славянских переводов святоотеческих писаний и духовно-нравственных сочинений догматического и полемического содержания переведена именно на Афоне между 1350–1450 годами, что доказывает достаточно разбор славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Отд. II, М. 1857 г.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

64 Брест считался в числе «мест головных», наряду с Вильной, Троками и Луцком (Акт. 3. Р. Т. III 11). 71 Туров, некогда стольный город удельного княжества, ныне местечко в Мозырском уезде Минской губернии. Пинск ныне уездный город Минской губернии. 74 В это же время, или несколько позже, учреждена латинская кафедра на Подолье, где княжили братья Кориатовичи. В 1430 году каменецкий епископ Павел уже принимал участие в событиях перехода Подолья под власть Польши. 81 Et hujus modi dignitarii non eligantur, nisi sint fidei catholicae cultores et subjecti sanctæ Romanæ ecclesiæ. Документы, объясняющие историю Зап.-Рус. края. II. Спб. 1865 г. 91 Так в 1404 г. с ведома его Антоний, епископ туровский, крестил литвинов в русскую веру. Narbutt. 1, 347, VI, 88. 92 Збигнев Олесницкий, краковский архиепископ и кардинал (1389–1455), был знаменитым государственным человеком Польши в царствование Ягайла и сыновей его Владислава и Казимира; находился в сношениях со всеми знаменитостями Европы и был душой всех собраний, в которых постоянно защищал права народной, собственно шляхетской, вольности. 95 Михаил умер изгнанником в России, отравленный каким-то злодеем, по наущению, как думали, литовских вельмож Карамз. V, стр. 147, прим. 264.3 96 Симеон Александрович или Олелькович был в ближайшем родстве с литовским и московским дворами. Правнук Ольгерда и Витовта, он находился в родстве с московским двором по матери своей Анастасии, дочери великого князя Василья Дмитриевича (А. И. I, 94, пр. 30 А. 3. Р. I, пр. 25). 97 Федор Иванович был правнуком Ольгерда, происходя от сына его Владимира. Олельковичами называются они по имени сына Владимирова Александра. Сыновья Федора, князья Дмитрий и Иван Бельские, были членами государственной думы, учрежденной царем Василием на время малолетства Uoahha IV . Карамз. т. VIII прим. 2. 104 Род князей Глинских происходил от татарского мурзы, выехавшего из орды в Литву при великом князе Витовте. 105 Зубрицк. Галицкая Русь в XVI ст. Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1862 г. кн. III. – Племянница Глинского, Елена Васильевна, была супругой великого князя Василия Иоанновича, матерью Иоанна Грозного, а по смерти его, в малолетство Uoahha IV , правительницей государства при соучастии, между прочими боярами, ее дяди. Но так как Глинский не мог равнодушно смотреть на ее беспорядочную жизнь и упрекал ее, то она ввергла его в темницу, где он и умер в 1534 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Некоторые творения их собраны в «Добротолюбии».    Из них патриархи вселенские: Афанасий 1-й (1289—1293 г. и 1303—1311), Нифонт 1-й (1311—1314), Исаия (1323—1341), Исидор (1347—1350), Каллист 1-й (1350—1362 и 1365—1369), Филофей (1362—1365 и 1369—1376), Каллист 2-й (1397), Нифонт 2-й (1486—1489 и 1497—1498), Максим 4-й (1491—1497), и другие.    См. Р. Истор. Библиотеку, т. VI.    Флоринский Т. «Памятники законодательной деятельности Душана». Киев. 1888, 40.    Кроме Русика, Зографа и Хиландаря, славяне пребывали тогда и в монастырях: Св. Павла, Григориате, Ксенофе, Филофее, Ксиропотаме и Симонопетре.    Митрополит Киприан в своей псалтири постоянно имеет в виду одиночное отправление суточных служб в келье (см. Мансветов, Типик. М. 1885 г., 225).    Послание это в полном виде доселе не напечатано. Отрывки из него напечатаны архимандритом Леонидом в его исследовании о Киприане (см. «Чтения Имп. Общ. Истории и Древностей Российских при М. Университ.», кн. 2-я, 1867 г.) по списку славянского сборника XVIII в. Хиландарской библиотеки. Послание это находится и между славянскими рукописями Москов. Синод. библиотеки.    Как справедливо замечает о нем митрополит Евгений (см. Словарь Историч. Изд. 1818 г., часть 2-я, стр. 348).    Известно, что большая часть славянских переводов святоотеческих писаний и духовно-нравственных сочинений догматического и полемического содержания переведена именно на Афоне между 1350—1450 годами, что доказывает достаточно разбор славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Отд. II, М. 1857 г.    См. «Первое путешествие в синайские монастыри» архим. Порфирия Успенского. Спб. 1856. Стр. 215—216.     «Голубинский». «Истор. Правосл. Церквей болгарской, сербской и румынской». М. 1871. Стр. 462.    Об этом преподобном отце, прославившемся на Святой Горе святостью жизни и оказавшем столько благодетельного участия в судьбах нашей русской на Афоне обители. См. в конце настоящего тома. См. о нем же: «Голубинский», «Истор. Прав. Церквей болгарской, сербской и румынской».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  6 Относительно Троицкой Лавр. семинарии в рассуждении этого срав. дело архива учрежденного собора Сергиевой Лавры за 1788 г.   7 См. Полн. Собр. Закон. т. XXII 16047 и 16081. Срав. в делах архива учрежд. собора Сергиевой Лавры за 1784 г. 71. Впрочем относительно других семинарий Империи должно заметить, что но многих из них даже и в начале XIX в. не введен был греческий язык в число предметов преподавания. 11 Собрание мнений и отзывов митр. Моск. Филарета изд. преосв. архиеп. Твер. Саввой, т. I, стр. 244. СПБ. 1885. 13 См. там же. стр. 398. (См. С. К. Смирнова, История Моск. Дух. Академии стр. 61–62. Москва, 1879. 14 В низшем и высшем отделениях Академии (на младшем и старшем курсах) были разные преподаватели. Иногда впрочем преподавание в том и другом отделении соединялось в одном лице. 16 Собр. мнений и отзывов митр. Моск. Филарета, II, 51. (СПБ. 1885. Под нечаянно выбывшим разумеется упомянутый Г. К. Огиевский. богословские, а за ними почетное место принадлежало и философским. 17 Если К. Смирнов долго пробыл на греческом языке, то это потому, что до 1870 г. главным предметом преподавания его был не греческий язык, а русская гражданская история. Главными предметами преподавания в Академии были, конечно, богословские, а за ними почетное место принадлежало и философским. 19 См. напр. дела Конференции Моск. Дух. Академии за 1829 г. 8 (Греч. грамматика Судаковского, – за 1849 г. 7 (Греческим хрестоматия Синайского), – 1852 18 и 1861 7 (Греческая грамматика, его же), – 1851 13 и 1858 6 (Греческая грамматики К. Богословского), – 1863 7 и 1864 11 (Греческо-русс. словарь Синайского) и друг. 23 Срав. относящимся к 1827 году слова о сем митр. Филарета в Собр. мнен. и отз. его т. IV, стр. 222. Москва, 1886. 24 Чтения в Общ. ист. и древ. 1876, кв. III, стр. 84, отдела: «Смесь». См. С. К. Смирнова, Ист. Моск. Дух. Акад., стр. 116. 27 См. Чтения в Общ. ист. и древн. Росс, за 1877 г. кн. II, стр. 56, св. 35 «Материалов отечественных». 30 Чтения в Общ. люб. дух. просв. за 1871 г. 11, стр. 56 «Материалов для биографии митр. Филарета». 33 Перевод бесед, св. Златоуста на Евангелие от Матфея издан был уже в 1839 г. Сравн. о нем у С. К. Смирнова в Истории Московской Дух. Академии, стр. 116 и 119; в Чтениях Общ. ист. и древн. Росс. 1876, III, 90 отд. «Смесь» и «Чтен. в Общ. любит. дух. просвещ. 1882, III, 278 279 «Материалов для ист. Рус. церкви». 37 Изложение веры св. И. Дамаскина также Моск. Духовной Академии было поручено перевести. Сравн. также в делах внутреннего Правления Моск. Духовн. Академии за 1862 г. 74 запрос Духовно-учебного управления: были ли переводимы при здешней Академии на русский язык беседы И. Златоуста на Деяния Апостольские» ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

93 Почти в самом конце перевода, где выражено было: «и когда Финеес одним ударом поразил как иудея, так и жену иноплеменную» и прочее. 104 Дел Московского духовно-цензурного комитета за 1832 г. 52 (Сравн. 1833. 20), См. Письмо м. Филарета к родн., стр. 319. А. И. Сергиевский был племянник м. Филарета по сестре последнего Ольге Михайловне бывшей замужем за Ир. Ст. Сергиевским. 107 Дел внутр. Правления Академии 1839, 59, Св. С. К. Смирнова, История Моск. Дух. Академии стр. 118. 109 О трудах С. К. Смирнова в рассматриваемом отношении можно читать в составленном нами и изд. в 1889 г. некрологе его. 112 Это видно из тех же дел архива Редакции (напр. из журналов заседаний редакционного комитета). 114 См. С, К. Смирнова, Ист. Моск. Дух. Ак., стр. 116, 119. См. Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1882, III, 278–279 и др. 116 Сравн. Собр. мнен. и отз. м. Моск. Филар. II, 37–38 См. Письма м. Фил. к арх. Антонию, I, 99. Москва, 1877. 117 См. об этом у С. К. Смирнова в прим. К стр. 658–661,       Приб. к Твор. св. отц. за 1883 г., ч. XXXII; также в дневнике А.В. Горского, там же 1884, XXIV, 104 и 116 стр. Чтен. В Общ. люб. дух. просв. 1870, кн. X, стр. 28 «Матер. для биографии митр. Филар.»: в кн. гр. М. В. Толстого , Хранилище моей памяти, кн. I стр. 37 и дал. Москва, 1891 и др. 118 Для сего сравн. напр., письмо м. Филарета к С. Д. Нечаеву в Богосл. Вестн. за 1893 г, I, 320 Сравн. Чтения в Общ. любит. дух. просв. 1873, III. 27–30 «Материалов для истории Русской церкви». 123 42 дел того же архива за 1834 г. Дело печатания затянулось до 1835 года отчасти за корректурой, отчасти же за незначительной переменой заглавия второй статьи, за каковую перемену вступилась типография . 132 Там же, стр. 419. Сравн. также отзыв митр. Филарета о нем за 1842 год в том же Собр. мнен. дополн. стр. 118, СПБ. 1887; равно также отзыв его о нем по случаю вопроса о кандидатуре П. С. Делицына на должность ректора Академии в 1860 г. См. там же, т. IV, 573. Москва. 1886. 133 Так, напр., еще будучи студентом нашей Академии, он, вместе с товарищем своим по курсу, впоследствии знаменитым профессором философии протоиереем Ф. А. Голубинским, перевел эстетику Бутервека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

18 . Собрание мнений и отзывов по учебным и церковным вопросам, под ред. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского – т. I, II, III. СПБ, 1885; т. IV. М., 1886; т. V, ч. 1. М., 1887, ч. II. М., 1888; том доп., СПб, 1887. 19 . Льготная запись, данная от приказчика с. Хороброва Патрикия Кузьмина, 1834. (Труды и летоп. общ. ист. и древн. Рос., ч. VIII). 20 . О русской риторике XI в. (записка, прочитана в имп. акад. наук 18 января 1836 г. – Журнал мин. нар. просвещ., 1836, ч. IX). 21 . Житие преп. Никона, игум. Радонежского. М., 1843. 22 . О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греч. 70 толковников и славянского переводов Св. Писания, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII. М., 1858). 23 . Нечто о древнем образе крестного знамения, напис. в 1847 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1865, кн. II). 24 . Цветы из сада св. Ефрема Сирина . М., 1847. 25 . Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол имп. Николая Павловича, напис. в 1849 г., напеч. у Сушкова в его биографии митр. Филарета, прилож., с. 80–86. М., 1868 и в Собран. мнений и отз. митр. Филарета, т. III, с. 161–171. СПб, 1885. 26 . О стологадании (Приб. к твор. св. отцов, 1853, ч. XII). 27 . О древних иконах, 1853 (Душеп. чтен., 1868, май). 28 . Записки на книгу Бытия (из уроков СПб дух. академии, читанных в 1810–1812 гг., напеч. СПб, 1816). 29 . Начертание церковно-библ. истории. СПб, 1816. 30 . Перевод Евангелия от Иоанна на рус. язык. СПб, 1819. 31 . Таблица чтения из Св. Писания, церковной и гражданской печати (изд. главн. правл. училищ. СПб, 1819). 32 . Толкование на 11 псалом (напис. в 1820 г. – Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1873). 33 . Вечерняя песть путешественника (стих. – 1820 г.). Душеп. чтен., 1867, сентябрь. 34 . Чтения из четырех Евангелистов и из книги Деяний апостольских для употребления в гражданских училищах. СПб, 1820. М., 1853. 35 . Собрание проповедей митр. Моск. Филарета, первое изд. СПб, 1820, последующие: СПб, 1821, 1822, 1835, 1844, 1845 (3 тома); 1847–1848 (I и II тома); 1861 (III том); 1873–1885 (посмертное издание) в пяти томах; изд. под заглавием: Сочинения Филарета, митр. Моск. и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

282 См. обо всем этом в той же статье Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. III, стр. 12–37. См. также текст письма Макария на имя Синода в Чтениях в Общ. Ист. и Древн. за 1862 г. Кн. III, стр. 167–178 смеси. 283 Это извлечение из свящ. книг Ветхого и Нового Завета, названное от составителя Библейским алфавитом, Макарий в копии представил также Московскому военному генерал-губернатору князю Д. В. Голицину, тестю графа И. А. Протасова, прося его о содействии к его напечатанию. Князь Голицын передал рукопись своему зятю, чтобы он дал о том свой отзыв, а граф отдал ее на рассмотрение известному уже нам Афанасию, епископу Винницкому (все это дело тянулось с ноября 1841 по декабрь 1842 года), который дал весьма суровый отзыв о содержании и направлении рукописи (см. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. III, стр. 44–47), на основании какового отзыва Синод сделал еще более строгое внушение Макарию (там же, стр. 47–48). 285 Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г., стр. 103 «Материалов для истории русской церкви». И наконец от 10 марта 1845 года на просьбу Макария о высылке книг разного рода отвечает между прочим: «Издания Нового Завета и Псалтири на русском наречии истощены и вновь не делаются» (там же, стр. 105). 287 Там же, стр. 62. Обсуждение этого, равно как и дальнейших опытов перевода со стороны филологического достоинства их, будет сделано, как само собою понятно, в критической части нашего настоящего исследования. 292 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, стр. 226–227. Что касается до судьбы лиц, замешанных в деле литографированных переводов, в силу этого определения Св. Синода, то об этом см. там же, стр. 224–226. Во всяком случае «Павского поберегли», как выразился Н. В. Сушков (Записки о жизни Филарета, стр. 30), а ответственности подверглись, как говорил еще в 1842 году Филарет Гумилевский (см. приведенные выше строки письма его к А. В. Горскому из Прибавл. к Твор. Св. Отцов за 1883 г. Кн. I, стр. 260), но большей части невиновные. 293 Это было одной из главных целей стремлений графа Протасова в его деятельности, как обер-прокурора, как мы уже отчасти знаем. Исполнение по этой части синодального определения от 7 и 10 марта 1844 года со стороны Филарета Московского последовало в том же 1844 году. См. Чтен. в Общ. Любит. Дух. Просв. за 1869 г. Кн. VII, стр. 68 примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Саввы, архиепископа Тверского. 40 В письмах от 16 марта 1848 года к А.Н. Муравьеву, хранящемся, в числе других писем м. Исидора к нему, в рукописном виде в библиотеке Москов. Дух. Академии А.Н. Муравьев имел и по другим занятиям своим близкое отношение к православному востоку вообще и в частности к Грузии. 41 См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. За 1871 г., кн. XIII, стр. 44 «Материалов для биографии Филарета». Срав. также Письма м. Филар. к А.Н. Муравьеву, стр. 529 и др. 42 См. такое объяснение в статье о митроп. Исидор, основанной на его келейных повседневных записях и помещенной в Христиан. Чтения за 1892 г. стр. 515. 45 Письма м. Филар. Моск. к Алексию, стр. 180–181. Срав. также на стран. 181–182 письмо от 10 апреля 1858 г. и Письма м. Филар. к А.Н. Муравьеву, стр. 530 (Киев, 1869),–письмо от 23 февраля того же 1858 года. 47 См. стран. 34 сборника, изданного по случаю 50–летнего юбилея епископства высокопреосв. Исидора. СПб., 1885 года. 51 Чтение в общ. люб. дух. просв. за 1877 г. ч. III, стр. 183 «Материалов для истории Русской церкви». 52 Подробнее о сем мы скажем в свое время, в связи с характеристикой его деятельности по званию первенствующего члена Св. Синода. 54 Митрополит Григорий был учеником и, можно сказать, другом митрополита Московского Филарета, который искренно любил и уважал его за ум и твердость убеждений. 60 Этот иеромонах жил в Петербурге при покойном Филарете, митрополите Киевском, и много знал об иерархах того времени. 63 Правосл. Обозрение 1888, I, 139. Срав. также мнение о нем митрополита Московского Филарета в Письмах м. Филар. к архим. Антонию IV, 93, и др. 64 Срав. о сем Собр. мнен. и отзыв. м. Моск. Филар. т. доп., стр. 520–521. СПб.1887; Письма м. Филар. к архим. Антон. II, 192; Чтен. в Общ. Л. Дух. Просв. 1871 стр. 43 «Материалов для биографии м. Филарета» и др. 65 Он был у него и во время проезда из Петербурга на открытие мощей святителя Тихона. Это было в первых числах августа. См. Письма м. Филар. к архим. Антон. IV, 301. 68 Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010