Здоровье мое на одной степени. Молодым старику не бывать и два века не живать. – Прости. Протоиерей Иоанн Сергиев. 11 Июля 1908 г. В редакцию газеты «Колокол». Первая половина августа 1908. Кронштадт Прочел я в «Новом Времени» (18 августа) хлесткую статью В. Розанова против Всероссийского киевского миссионерского съезда 723 . Статья защищает смешанные браки и крайне резко говорит против досточтимых членов его 724 , так как хлещет их направо и налево, называя всех противниками апостола Павла, разрешающего в своем послании к Коринфянам смешанные браки христиан с язычниками. 725 Г. Розанов воображает себя защитником великого апостола языков, а съезд – противником апостола, не знающим Священного Писания , а только основывающимся на церковных канонах. Полагаю, что досточтимые архипастыри и пастыри съезда и светские богословы не менее знакомы (и, конечно, больше) с Священным Писанием, чем ярый противник их, проникнутый насквозь злобой против всей Православной Церкви. Чтобы не терять напрасно слов в защиту съезда и в показании заведомой клеветы противника, я укажу читающей публике на одну грубую ошибку или намеренную фальшь г. Розанова , которую он допустил в свою пользу и к обвинению съезда: он взял из слов апостола только половину его речи, а не в полном ее контексте – а в этом?то и заключается непонимание автором речи апостола и причина его крайней злобы на членов съезда. Читайте с 10 стиха 7 главы послания апостола Павла к Коринфянам. Вот что он пишет: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» 726 . Читайте теперь дальнейшие слова апостола, которые идут в доказательство здравомыслия и справедливости определения съезда о смешанных браках. «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласится жить с ним, то он не должен оставлять ее; а жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласится жить с нею, не должна оставлять его»; и далее 15 стих: «если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь!» Не напрасно апостол сделал важную оговорку? А вот какую: «прочим же я говорю, а не Господь». Он не называет свое слово по этому предмету Божиим словом, а его – Павла – собственным словом, т. е. человеческим, изъясняемым по обстоятельствам времени и места, по обычаям народным, по невозможности сожития некоторых супругов из-за религиозной ненависти, из-за гонения на веру одного из супругов. 727 Вот эту?то оговорку апостола г. Розанов намеренно опустил, чтобы подвергнуть осмеянию и оплеванию весь съезд, а себя, а раскольников, а инославных защитить и оправдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И Вы говорите заведомую неправду в статье «О благовестии», когда утверждаете, что в первохристианской Церкви «не было разделения на клириков и мирян». Было! С самого начала! Апостолы поставляли епископов, пресвитеров и диаконов, с особой молитвой и возложением рук, иногда с постом, и при этом говорили, что не они, а «Дух Святый поставил таковых пасти Церковь ». Вы же читали Деяния и Послания Апостольские. Дальнейшие доводы полагаю излишними, поскольку все свои соображения о «непонятности» или «понятности» языка («Слова») Вы сами блистательно опровергли следующим своим рассуждением: «... Средний сектант знает Библию , ее содержание намного лучше, чем православные батюшки, семинаристы, не говоря о массе... прихожан». Судите сами: если средний сектант знает Библию лучше православных и продолжает оставаться сектантом-еретиком, то какой же толк от знания Библии?! Нет никакого толка от знания поверхностного содержания и буквы, от рассудочного понимания Библии, богослужебных и молитвенных текстов! Все это надобно еще и правильно, духовно понимать, воспринимать сердцем, глубиной духа, что и достигается посредством церковно-славянского языка и при должном, святоотеческом изъяснении. О воинской службе и присяге. В статье Вашей, озаглавленной словами Спасителя: «А Я говорю вам... любите врагов ваших», утверждается, что христиане никогда ни под каким видом не должны воевать, быть воинами, приносить воинскую присягу (вообще давать какую-либо клятву или присягу!), что это будто бы соответствует заповеди «Не убий» ( Исх. 20, 13 ), данной еще Моисею в Ветхом Завете... На все эти Ваши рассуждения, на всю Вашу статью следует ответить Вам тоже словами Христа Спасителя: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22, 29 )! Тот же Самый Господь Бог, давший Моисею заповедь «Не убий», дает ему и такие заповеди: «Кто злословит отца своего и мать ли свою, того должно предать смерти» ( Исх. 21, 17 ); «Ворожей не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти» ( Исх. 18. 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

Известный датский философ Гаральд Геффдинг определяет религию как «веру в сохранение ценностей» (H0ffding H. Philosophy of Religion. P. 1–13). В связи с этим некоторые ученые считают религиозными также и школы джайнизма, Санкхью и Мимансу, поскольку они тоже признают закон кармы, который поддерживает вечный моральный миропорядок. Кроме того, указанные системы придерживаются учения о перевоплощении душ, некоторые из них идут по пути совершенствования, пока не освободятся от страданий бытия в разных мирах. Итак, если, согласно вышеизложенным религиозно-философским школам Индии, души не сумели достичь освобождения, хотя имели в своем распоряжении всю прошедшую вечность, то в таком случае вообще нет гарантии, что это случится когда-нибудь в будущем! Библия категорически отвергает учение о перевоплощении душ. Св. апостол Павел пишет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:27–28 ). Логика здесь такова. Кровь, пролитая Иисусом на кресте, очищает тех, которые уверовали в Него, от всех совершенных ими грехов ( 1Ин.1:7 ). Следовательно, христианам не нужно перевоплощаться, а после смерти они восходят непосредственно к Богу. В другом месте поясняется, что без жертвы Иисуса плотское в нас побеждает и, даже если мы хотим творить добро, зло сильнее и побеждает нас ( Рим.7 ). Отсюда следует, что чем больше мы перевоплощались бы, тем больше грехов накопляли бы, и таким образом никогда не смогли бы избавиться собственными силами, а погружались бы все глубже и глубже в порочную спираль инкарнаций. (Самое интересное, что это подтверждается и санскритской поговоркой, которая является парафразой Панчадаши VI.176: «Знаю, что такое добродетель, но не имею склонности следовать ей; знаю, что такое порок, но не могу отказаться от него», то есть сами индийские мудрецы поняли, что их религия не в состоянии дать им спасения!) См. также статью: Говори ли Библията за прераждане? Рус. пер.: Говорит ли Библия о перевоплощении?//Двери на православието. URL: http://dveri.bg/kwu9–

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Ис.61:1 и дал.), мы избегаем всякого насилия текста. Или еще как приложить ко всему «идеальному» Израилю такую конкретную черту: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис.53:9 )? Мог ли говорить пророк о совершенной безгрешности «идеального» Израиля, которую приписывает он «Рабу Господа»? ( Ис.53:9 ); мог ли приписывать смерти праведников значение искупительное ( Ис.53:10–12; 4–6 ), а не значение лишь личного успокоения, как это пророк делает, например, в 57:1–2; 65:13 и далее? В 49 главе можно видеть указание на отличие «Раба Господня» не только от Израиля вообще, но и от идеального Израиля или праведников, «остатка», «святого семени» Израиля (см. статью автора 429 стр.): «мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов» ( Ис.49:6 ). He видим ли мы подобного отличия праведников, «боящихся Господа», от «Раба Господня» и в следующих словах: «кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?» Эти «боящиеся Господа», которые в 51:1–7 называются «стремящимися к правде», «знающими правду, народом, у которого в сердце закон Господа» (1 ст. 7 ст.), очевидно, не одно и то же с «Рабом Господа», вопреки мнению автора статьи. Следовательно, есть места в книге пророка Исаии, которые не могут относиться даже к идеальному Израилю, пережившему плен, но прямо относятся к Мессии. He приводим других соображений в пользу этого положения, изложенных в нашей книге «Единство книги пророка Исаии». Уже из сказанного можно видеть, что пророк не только переносит на «Раба Господня» те черты, которые он мог непосредственно заимствовать из обстоятельств жизни всего Израиля по окончании плена или в частности из жизни «идеального» Израиля, но также что пророчества Исаии о Мессии не только этот слабый образ имеют своим источником, но и прямо вдохновение из «области неба, скрывавшего тайны грядущего“ (стр. 426 в статье). Но мы должны подвергнуть обсуждению основную точку зрения автора и с некоторых других сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Истинная вера происходит от истинного Бога. Кто истинный Бог, чья вера истинна? Истинный Бог тот, кто создал Вселенную. Мы, христиане, верим, что только вера в истинного Бога может спасти. Как говорил Бог через пророка Иеремию: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иерем. 10, 10–11). Всякий, кто кланяется не Творцу неба и земли, поступает безумно. Во что человек верит, тем он и живет. Не может быть хорошим человек, который верит в плохое, у него нарушен идеал «хорошести». Необходимость веры для спасения. Человек без веры хорошим быть не может. Но он может совершать хорошие поступки. Человек, не умеющий хорошо играть в шахматы, может случайно выиграть партию, но быть чемпионом он не может. Человек может случайно сделать хорошее дело (потому что у него голос совести есть), но если у него нет критерия добра и зла, то он по определению не может быть хорошим человеком. Добро у него просто не может войти в привычку – в силу того, что он не знает, что это такое. Атеист заведомо нарушает 40% заповедей: из десяти заповедей первые четыре точно. Может ли быть хорошим человек, который нарушил 40% статей Уголовного кодекса? Достаточно нарушить одну статью, чтобы получить наказание. Даже в тюрьмах не найдешь таких, которые бы нарушили 40% Уголовного кодекса. Критерий «хорошести». Если человек не мешает другим людям, то он хороший – так считают многие. Но не мешать кому-то – это не доброе дело, это нейтральное дело. Фраза «ты должен жертвовать собой ради другого» содержит в себе определенную оценку. Есть некий долг, существование которого от тебя не зависит. Долг – действовать во благо другому человеку. Этот долг дал Некто, Кто имеет на это право. Человек не должен никому, кроме Того, Кто его создал. Из долга перед Создателем следуют все остальные нравственные принципы: долг перед родителями, долг перед страной и т.д. Но если нет изначального принципа, то о чем можно говорить? Апостол Павел подчеркивает, что язычники крайне безнравственны. Человек, который общается с духами, но не доверяет Творцу, не имеет никаких нравственных критериев. Ищущим истинного Бога Бог готовит воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Итак, ангелы привели в Вифлеем волхвов и пастухов. У яслей встретились язычники и иудеи. Для евангелиста Луки вряд ли это случайная деталь. Он сам носит нееврейское имя и, вероятно, был греком из В отличие от Матфея, Лука почти не цитирует ветхозаветных пророчеств о Мессии, а родословное древо Иисуса начинает не от Авраама, а от Адама и самого Бога, подчеркивая тем самым, что служение Христа принадлежит не только Израилю, но и всему человечеству. Эта же идея примирения народов во Христе в православной иконографии символизируется помещением вола и осла у яслей Вифлеемской пещеры (см. статью об Иконографии Рождества). А что же привело туда само Святое семейство? ПЕРЕПИСЬ   Иосиф и Мария оказались в Вифлееме по причине переписи. Лука, из чьего Евангелия мы знаем об этом, человек образованный, по мирской профессии - врач (Колос. 4,14). И для его Евангелия характерны исключительная добросовестность и точность изложения. Неоднократно он дает конкретные сведения, помогающие хронологически определить время описываемых событий. Например: " В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне " . (Лк. 3,1-2). Так Лука указывает начало проповеди Иоанна Предтечи. Говоря же о более ранних событиях, Лука упоминает и о повелении императора Августа сделать перепись подвластного ему Перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться не как гражданин Рима, а как член своего рода. Местом сбора потомков Давида был определен Вифлеем, пригород Иерусалима. Современный иудейский богослов Д. Флуссер, проведя анализ евангельских повествований с точки зрения гебраистики (то есть науки об истории и культуре еврейского народа), делает такой вывод: " Я повторял распространенное мнение о том, что во времена Иисуса не было известно ни одного потомка царя Давида. А значит, последователи Иисуса лишь задним числом объявили его " сыном Давида " , тем самым узаконив его мессианское звание. Однако, как оказалось, это мнение не вполне оправданно. А именно, как выяснилось, право то меньшинство ученых, которое предполагало, что в то время среди евреев было немало потомков Давида. Я и сам представил свидетельство в пользу этого предположения, опубликовав в одном научном журнале надпись на гробнице времен Иисуса, которая гласит, что там лежат кости тех, кто происходит " из дома Давидова " . Так что если бы оказалось, что Иисус на самом деле был потомком царя Давида, он не был бы белой вороной "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Как власть любви, иерархическое служение есть жертвенная отдача себя другим, образом которой был ап. Павел в своем служении Церкви: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах…Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?… Для немощных был немощным. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 2Кор. 6, 4; 11, 29 ; 1Кор. 9, 22 )» 60 . Так же думает и протоиерей Сергий Булгаков . Его замечательными словами о священстве мне и хотелось бы закончить свою статью: «Служение священства в качестве харизматического посредства не может быть механическим или магическим, но оно предполагает и живое участие того, кто является живым посредником. Священник, посредствуя между Богом и человеком в таинстве, низводя в нем Духа Святого, делает самого себя орудием этого низведения, он совлекается сам себя, жертвенно умирает, есть жертва и жрец, «приносящий и приносимый», по образу Первосвященника Христа. Но это жертвенное умирание есть самоотвергающаяся любовь, и служение иерархическое есть служение любви. Сила иерархизма есть любовь. Связь иерархии с мирянами есть не властвование, но взаимная любовь, со стороны иерархии попечительно-отеческая, со стороны паствы – признательно – сыновняя. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», и «овцы слушаются голоса его,… потому что знают голос его» ( Ин. 10, 11; 3, 5 )» 61 . 2 Слово «cheirotonia» заимствовано Церковью извне. У афинян этим соловом обозначалось избрание на общественные должности, при чем подача голосов совершалась через протягивание или поднятие рук, – cheiras teineiy, cheirotonein, cheirotonia). Такой же способ подачи голосов при избрании на общественные должности вошел затем в употребление и у римлян. В Новом Завете это слово употребляется, с одной стороны, в значении избрания в клир (напр. 2Кор. 8, 18–19 ), а с другой, – самого действия поставления на ту или иную его степень ( Деян.14:23 ). В таком же двояком значении – избрания и поставления употребляется оно и у греческих христианских писателей. И в правилах апостольских (1 пр.), так и соборных (4 пр. 1 Всел. соб.; Антиох.. 13 и 19 пр.; Лаодик. 5 пр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Как мы знаем, Господь многим из них, подобно апостолу Павлу, давал познать истину лишь в конце жизни. Но есть другая категория людей, которые как дар, унаследованный от родителей, получили в юности веру и воспитались в традициях и обычаях христианства. Но... сердца их при возмужании оказались отданными не Богу, а миру с его страстями, обольщениями, развлечениями, сребролюбием и прочим. От веры у них оставались только традиции и некоторые христианские обычаи. Живут они по законам мира, отдавая свое холодное, черствое сердце любостяжанию, тщеславию, сластолюбию и так далее – ища славы, богатства, комфорта, развлечений. Здесь можно упомянуть про статью « Церковь без Бога», напечатанную в журнале «За рубежом» в 1967 году. В статье говорится, что в Федеративной Республике Германии, по анкетным данным, около 90 процентов населения держится внешних религиозных обрядов (елка на Рождество, особый стол в дни христианских праздников), но значительное количество заполнявших анкеты не верили ни в Бога, ни в вечную жизнь. Это живой пример секуляризации (обмирщения) протестантских Церквей. Такое вот лицемерие – языческий дух с оболочкой христианина, «благочестие, отвергшееся своей силы» ( 2Тим.3:5 ), примирение в душе Христа и Велиара (см. 2Кор.6:15 ), смешение внешнего благочестия и сатанинского холода, то есть глубокого эгоизма, что и дает уже теплохладность, – такое лицемерие особенно противно Господу. Он с гневом выносит им страшный приговор: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:16 ). Здесь гнев подчеркивается таким сильным словом, как извергну. Мы знаем, что извержение из уст бывает того, что особенно вредно и противно организму. Как часто Господь предупреждал людей против теплохладности... Евангелие полно этих предупреждений: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13–14 ); «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Как? Чем? — Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, ив бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любЬи к ближнему, тогда уж, несомненно, уверуете и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу» (11,4) " . Глубокая вера в Бога дает твердую опору во всех превратностях судьбы. Если Бог есть существо всемогущее, всеведущее и всеблагое, от которого все зависит, то мир в целом и во всех своих деталях имеет высокий смысл. Отсюда в душе человека возникает спокойствие и за судьбу мира, и за свою личную жизнь. «Господь твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю» (Пс. 17); «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22). " См. статью С. И. Гессена о деятельной любви, как пути к познанию Бога, по Достоевскому .   Вера в Бога и Провидение всегда " спасала и поддерживала Достоевского в трудные " минуты его личной жизни. И в своем мировоззрении Достоевский, как всякий настоящий христианин, выводил все мировые ценности, придающие жизни смысл и обеспечивающие конечную победу добра, из положения, что Бог существует, что Он — Творец мира и Промыслитель. Абсолютное добро состоит из таких содержаний бытия, которые для всех существ всего мира суть положительные ценности; таковы: нравственное добро, общеобязательная единая истина, объективная красота, полнота жизни, не стесняющая другие существа, а, наоборот, всем идущая на пользу. Все эти совершенства возможны лишь под условием, чтобы мир был органически единым целым, в котором все существа способны жить единодушно, если они свободно пожелают этого. Но такое строение мира возможно лишь в том случае, если он есть творение Единого Бога, всемогущего, всеблагого и всеведущего, создавшего мир с таким соотношением всех его частей, что никто в мире не может совершенно замкнуться в себе, — каждое существо так или иначе задето жизнью всех остальных существ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=889...

Карательные нормы составляют главное содержание почти всех древних законодательств: здесь право рабовладельческого общества выступает прежде всего как система жестоких наказаний за посягательство на основы рабовладельческого строя, на государство и семью, личность и собственность рабовладельца, как орудие классовой расправы с производителями материальных благ – рабами, а в целом, как устрашающая наказаниями система мер подавления всякого сопротивления классовой воле рабовладельцев, организованных в государство и выражающих свою волю в действующем праве. Уголовное право содержит наиболее обильный материал для параллелей из законов Моисея с одной стороны и из древних юридических сборников – с другой. Переходя теперь к рассмотрению сходных статей, прежде всего выделим те постановления, сходство которых объясняется не заимствованием, но параллельным происхождением из одинаковых условий или поводам. Из уголовных постановлений тут прежде всего надо отметить статью, карающую штрафом за причинение беременной женщине выкидыша вследствие удара. В законах Хаммурапи читаем: «Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод. Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь». 161 А вот что говорится по этому поводу в хеттских законах: «Если кто-нибудь припиши выкидыш свободной женщине, то если был 10-й месяц беременности, он должен дать 10 полусиклей серебра, если же 5-й месяц, то он должен дать 5 полусиклей серебра, а также отвечает своим домом». 162 Еврейский закон выносит в данном случае следующее постановление: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх. 21:22–25 ). При известном различии в деталях (по закону Хаммурапи карается всякий выкидыш денежным штрафом в 10 сиклей серебра, по хеттской статье величина штрафа зависит от срока выкидыша, и карается лишь выкидыш на 5 или 9 месяце, т.е. когда плод уже может

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010