13 Валаама, сына Веорова. См. Чис. 31,8 . Валаам ассоциировался с «беззаконием Фегоровым» (22,17 и ком.). прорицателя. Деятельность прорицателей была широко распространена у языческих народов, в Израиле же она была запрещена ( Лев. 19,26 ; Втор. 18,9–14 ; 1Цар. 15,23 ; ср. 4Цар. 17,17; 21,6 ; Ис. 2,6 ; Иез. 13,23 ). 13 колену Левиину. См. ком. к ст. 14. Раздел земли между двенадцатью коленами. Глава 14 1419,51 В этих главах более подробно рассказывается о наделении колен Израилевых землей к западу от Иордана. 14 в удел. См. ком. к 1,6. земле Ханаанской. Здесь подразумевается земля на запад от Иордана. Елеазар священник. Елеазар сын Аарона, первосвященника ( Исх. 6,23 ). Здесь он получает первенство перед Иисусом Навином, возможно потому, что играет главную роль в бросании жребия ( Исх. 28,30 ; 1Цар. 2,28 ). 14 жребию. См. ком. к 15,1. 14 левитам. См. ком. к 13,14. 14 Манассиино и Ефремово. См. ком. к 13,7.14. 14:6–15 Рассказ о выделении Иисусом Навином земли израильским коленам начинается с истории о том, как получил свой удел Халев, один из мужей, «которых посылал Моисей высмотреть землю Ханаанскую» ( Чис. 13,17.18 ). Сам Иисус Навин получил удел, лишь когда сыны Израилевы «окончили разделение земли» (19,49). 14 Галгал. Вероятно, это тот же Галгал, что и упомянутый в 10,43; расположен к востоку от Иерихона. Халев. Халев был представителем колена Иудина среди двенадцати мужей, посланных Моисеем осмотреть землю обетованную ( Чис. 13,7 ). Халев и Иисус Навин (представлявший в той группе колено Ефремово) были единственными, кто поверил тогда обетованию Божию ( Чис. 13,30; 14,6–9.24.30.38 ; Втор. 1,36 ). 14 что было у меня на сердце. Букв.: «слово, согласное с тем, что было в сердце моем». В рассказе Халева нашла выражение его вера обетованию Божию ( Чис. 14,6–9 ). 14 привели в робость сердце народа. Смятению народа противостояла крепость духа Халева и его вера в Божие обетование (ст. 7; ком. к 7,5). 14 клялся Моисей. Эта клятва не зафиксирована. 14 сыны Енаковы. См. ком. к 11,21.22.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Основание законного принесения жертв составляла заповедь: пред лице Мое не должны являться с пустыми руками Исх.23:15 или Втор.16:16 : не являйся пустым пред лицем Иеговы; для объяснения этой заповеди ст. 17-й присовокупляет: каждый с даром в руце своей являйся по благословению, которое дал ему Иегова бог твой. Между дарами, с которыми народ должен был являться пред своим Богом, предписываются как материал жертвы, назначенной для жертвенника, частью животные, частью растительные вещества. – Жертвенными животными были а) скот стад (behema) и из него рогатый скот (bagar) и мелкий скот (tzon т. е. овцы и козы); b) птицы (ha’oph) именно горлицы (thorim) и молодые голуби (bnej-hajonah) – ( Лев.1:14 ); голуби впрочем были назначены частью как дар бедных, которые не могли приобресть больших жертвенных животных ( Лев.5:7, 12:8 ), частью как жертва за маловажные грехи. Из рогатого скота оба пола (самцы и самки Лев.3:1 ) могли быть приносимы в жертву, частью взрослыми, как то: бык, (schor), вол (par-ben bagar – Лев.4:3 , молодой вол и parah молодая корова), частью маловозрастными, как то: теленок (’egel=ben bagar – Лев.9:2 и ’eglah Быт.15:9 ; 1Цар.16:2 ); из мелкого скота, под которым разумеются овцы (kesabim) и козы (’ezzim, ср. Лев.1:10, 22:19 со ст. 21) также приносились оба пола ( Лев.3:6 ), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (ail) ( Чис.15:5,6,11, 28:11 gg.), а между козами ’attud и sa’ir или se’ir ’izzim 332 Чис.7:16 и д. 22 и др. Относительно качеств жертвенных животных требуется а) известный возраст: маловозрастные должны были быть по крайней мере осьми дней ( Лев.22:27 ; Исх.22:29 ); обыкновенно же из мелкого скота приносили в жертву однолетних ( Исх.29:38 ; Лев.9:3 и др.), а из крупного – трехлетних, 333 хотя по Суд.6:25 приносится в жертву и семилетний вол; b) телесная беспорочность. Жертвенные животные должны быть thamim, αμωμοι, беспорочны, без недостатка (mum), не должны быть: слепые, имеющие переломленный член, изувеченные (charutz’, одержимые оспою, коростою или паршами, с членами не соразмерно короткими и кастрированные ( Лев.22:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   То, что такой видный человек склонился перед Иисусом, говорит о его полном признании власти Иисуса.     9:20,21. Очевидно, у этой женщины было нарушение менструального цикла; по закону она считалась нечистой (Лев. 15:19—33), а это создавало дополнительные проблемы — социальную и религиозную. Ее прикосновение к одежде другого человека сделало бы его ритуально нечистым на весь оставшийся день (ср.: Лев. 15:26,27), поэтому она даже не имела права находиться в толпе. Многие учителя вообще избегали прикасаться к женщине, дабы случайно не оскверниться. Таким образом, ни она не могла прикоснуться к другим, ни к ней никто; возможно, она никогда не была замужем или была разведена, т. е. была отверженной в еврейском обществе.    Побуждаемая своей неукротимой верой, она коснулась края одежд Иисуса — несомненно, это были кисти (ziZ " th) по краям одежды, в которую облачались еврейские мужчины, как это предписывалось в Чис. 15:38—41 и Втор. 22:12; кисти нашивались по четырем углам верхней одежды, а позднее на молитвенных платках (tallith). Кисти сплетались из нитей синего и белого цвета.     9:22. В древности многие верили, что сверхъестественным знанием обладали только учителя, приближенные к Богу. Иисус использует Свое знание, чтобы выразить поддержку этой женщине, несмотря на то что в глазах толпы это означало, что на Него перешла ритуальная нечистота.     9:23,24. Свирельщики обычно возглавляли траурное шествие. Присутствие нескольких плакальщиц требовалось на похоронах даже самых бедных людей, а на похоронах дочери такого известного и уважаемого человека, как начальник синагоги, должно было присутствовать много плакальщиц. Поскольку в жарком палестинском климате тело разлагалось быстро, плакальщицам полагалось приходить после чьей-либо смерти незамедлительно; в данном случае они собрались даже раньше, чем Иаиру успели сообщить о смертиДочери.     9:20,21. Наибольшее осквернение, согласно еврейскому закону, человек получает в результате прикосновения к мертвому телу (Чис. 19:11—22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

20:23–26 Ср. 8,15–18. Слова «царствовал Давид над всем Израилем» здесь отсутствуют, так же как и упоминание о сыновьях Давидовых (принимая во внимание события, описанные после 8,15–18, отсутствие упоминания о сыновьях вполне понятно). Сераия (8,17) здесь назван Сусой (ст. 25), а в целом, по сравнению с предыдущим (8,15–18), перечень пополнился двумя новыми именами: Адорам и Ира (ст. 24,26). 20 был Иоав поставлен над всем войском Израильским. См. ком. к ст. 6. Не встречая никакого сопротивления со стороны Давида, Иоав вернул себе прежнюю власть и сохранял ее до тех пор, пока не был казнен Соломоном ( 3Цар. 1,7; 2,22 ). Ванея... над Хелефеями и над Фелефеями. См. ком. к 8,18. 20 Адорам. Служивший начальником «над сбором податей» (букв.: «ответственный за принудительный труд») не только при Давиде, но и при Соломоне ( 3Цар. 4,6 ), Адорам был побит камнями «всеми Израильтянами» в начале правления царя Ровоама ( 3Цар. 12,18 ). Выражение «принудительный труд» (в Синодальном переводе: «сбор податей») обозначало тяжелые работы подневольных людей, не только пленных, но и самих израильтян ( 3Цар. 9,15 ). Так как имя Адорама не связано с принудительным трудом в первом обзоре (8,15–17), можно предположить, что принудительный труд был введен в более позднее время царствования Давида. Иосафат... дееписателем. См. ком. к 8,16. 20 Суса-писцом. См. ком. к8,17. Садок и Авиафар. См. ком. к 8,17. 20 Ира. «Ира, сын Икеша» (23,26) и «Ира Итритянин» (23,38) оба упомянуты в числе «тридцати сильных» царя Давида (23,24–39). Иаритянин. Некоторые исследователи пытаются соотнести именование «Ира Иаритянин» с названием города священников Иаттира ( Нав. 21,14 ), тогда как другие полагают, что это «Иаир, сын Манассии» ( Чис. 32,41 ; Втор. 3,14 ) или «Иаир из Галаада» ( Суд. 10,3 ). Глава 21 2124,25 Этими главами завершается повествование о царствовании Давида, и они, таким образом, являются эпилогом к первым двум книгам Царств. 21 Был голод. Голод, нередко постигавший землю Ханаана ( Быт. 12,10; 26,1 ; Руфь. 1,1 ), часто осмысливается как проявление Божиего суда (см., напр., 24,13; Втор. 32,24 ; З Цар. 17,1; 4Цар. 8,1 ; Пс. 104,16 ; Ис. 14,30 ; Иер. 11,22 ; Иез. 14,21 ; Откр. 6,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

    10:37. Развивая тему цитируемого отрывка (Мих. 7:6), Иисус выдвигает требование, показавшееся большинству Его слушателей непостижимым. Любовь к родным, особенно к родителям, была для евреевсвященным долгом; единственный, Кто мог по праву требовать к Себе большей любви, был Сам Бог (Втор. 6:4,5; ср.: Втор. 13:6—11; 2 Мак. 7:22,23).     10:38. Осужденный преступник должен был нести на своей спине горизонтальную перекладину креста до места казни, обычно среди кричащей и глумящейся над ним толпы; это был позорный и полный драматизмапуть к крестной смерти.     10:39. Большинство евреев противопоставляли жизнь на земле и жизнь в грядущем мире.     10:40—42 Приятие посланников Христа    Этот отрывок возвращает нас к теме гостеприимства по отношению к вестникам Евангелия (10:11—14). Здесь отражен тот же принцип, на каком в иудаизме основывалась деятельность посланника или посредника, который выступал от имени пославшего его лица И был наделен широкими полномочиями в рамках своей миссии. Такая же связь существовала между Богом, Его славой, законом и Израилем в еврейских преданиях.Этот принцип распространялся и на деятельность пророков (напр.: 1 Цар. 8:7; ср.: Чис. 14:2,11; 16:11): тот, кто принимал пророков, принимал и их весть, подчиняясь тем самым Божьей воле. Те, кто заботился о них, получали награду (3 Цар. 17:9—24; 4 Цар. 4:8—37). Чаша воды — единственное, что мог предложить бедняк, но она говорила о многом. Для утоления жажды всегда отдавали предпочтение холодной воде (см. коммент. кОтк. 3:15,16).     11:1—19 Больше чем пророк: предтеча    Мф. 11:1— это послесловие к 9— 10:42; в 11:2—19 Иоанн, подобно Иисусу и Двенадцати, становится образцом христианского ученичества.     11:1. Обычно вестники оповещают народ о предстоящем визите царя или другой высокопоставленной особы. «Города» здесь следует понимать не в специальном, а в более широком смысле этого греческого слова; нет никаких данных, что Иисус заходил в такие большие города, как, например, Сепфора или Тивериада. Даже в самом крупном населенном пункте в сельской местности проживало не более 3 тыс. жителей, а в Галилее было множество деревень.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

299 Гекатомбеон соответствовал нашему августу, еврейскому аву, вавилонскому абу. События этой главы рассказаны в кн. Числа (Чис 20.22—30). 300 Это река Яббок. 301 К этому месту имеется более обычный вариант: «впадая в Иордан, уступает последнему свое имя». (Перев.) 302 Теперь эта местность, находящаяся к востоку от Тивериадского озера и представляющая собой крайне плодородное плоскогорье, называется Дшаулан. (Перев.) 303 В окрестностях Мертвого моря и в начале нижнего течения Иордана, где царит почти тропическая жара, особенно вблизи Иерихона, в изобилии разводилось это растение, из которого путем надреза коры добывалась по каплям драгоценная смола. Ср.: «Иуд. война». I, 6, 6; «Иуд. древности». VIII, 6, 6, IX, 1, 2; XV, 4, 2, и Плиний Старший. Естественная история. XII, 54. (Перев.) 304 Арабскими комментаторами рассказывается, что послы подкупили жену Валаама, благодаря настойчивым просьбам которой он вторично вопросил Бога. Не получив, однако, ответа, прорицатель поддался уговорам жены, что молчание Бога есть знак согласия. (Перев.) 305 Восора, или Восорра («Иуд. древности». XII, 8, 3), не должна быть смешиваема с позднейшей Басрой. Эту Восору взял и разрушил до основания Иуда Маккавей (1Мак 5.26:28,36). Рамафа, или Арамафа, («Иуд. древности». VI, 4, 6; VIII, 15, 3) соответствует библейскому Рамоф (Втор 4.43; Нав 21.38) к западу от Аммана. Ныне обычно принимают за его остатки местность, носящую название Эссцальт, которая еще и теперь служит у бедуинов местом убежища. От города Гауланана получила свое имя и вся область, упоминаемая Иосифом в «Иуд. древностях» (IV, 5, 3). Точно определить местонахождение города теперь невозможно. (Перев.) 306 Это библейский Целафхад, в Септуагинте — Sallpaad, в славянской Библии — Салпаад. 307 Этот город находился к востоку от Гадары. Иосиф Флавий о нем еще упоминает в этой книге (V, 1, 1; XII, 3, 3), а также в «Иуд. войне» (IV, 7, 6). (Перев.) 308 Такая книга Иосифа Флавия неизвестна. 309 Ср.: Втор 7.25. Сведения здесь умышленно изменены Иосифом Флавием ввиду предназначения этой книги для греческих читателей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

4 до сего дня. Данное выражение в Паралипоменоне может относиться и к тому, что было современностью для летописца (см., напр., 5,26; 2Пар. 20,26; 35,25 ), и к тому, что являлось таковой для составителей использованных им источников. Иногда оно может даже обозначать время, когда были созданы тексты, послужившие источниками для летописца (13,11; 2Пар. 5,9; 8,8; 10,19; 21,10 ). Можно также понимать это выражение и в значении «с той поры и поныне» или «навечно». Глава 5 5:1–26 Летописец повествует здесь о заиорданских коленах. Его рассказ распадается на четыре части: колено Рувимово (5,1–10), колено Гадово (5,11–17), краткое повествование об исторических событиях (5,18–22), полуколено Манассиино (5,23–26). Включение этих колен в число народа Божиего свидетельствует о надежде летописца на объединение после возвращения из плена всех колен и населявшихся ими земель (см. ком. к 2,42–55). 5:1–10 Сыновья Рувима. Летописец повествует здесь как о представителях рода Рувимова (5,1–8), так и о занимаемых ими землях (5,8–10). 5 он первенец; но. Летописец объясняет, почему колену Рувима, первенца Израиля, было отведено столь незначительное место в ряду прочих колен. Как известно, Рувим осквернил постель отца своего ( Быт. 35,22; 49,4 ) и потерял право первенца на двойную долю наследства ( Втор. 21,15–17 ). Вместо него двойную долю получил Иосиф, поскольку его сыновья Ефрем и Манассия стали главами отдельных колен ( Быт. 48,1–22 ). 5 вождь от него. Имеется в виду Давид, но подразумевается и Зоровавель, его же потомок, живший в эпоху после возвращения из вавилонского плена (11,2; 17,7; 2Цар. 5,2; 6,21 ; ком. к 3,1–24). 5 Феглафелласар. Феглафелласар, царь ассирийский (745–727 гг. до Р.Х.), носил тронное имя Фул (5,26). Он напал на Израиль ( 4Цар. 15,29 ) и потребовал от Ахаза уплаты дани (см. ком. к 2Пар. 28,21 ). См. также Введения в книги Амоса, Исаии, Осии и Михея. 5 в Ароере... Ваал-Меона. Географические сведения почерпнуты в данном случае из Чис. 32,38 и Нав. 13,15–23 . 5:11–17 Сыновья Гада. Этот перечень потомков Гада не имеет параллелей в Библии. Значительное внимание в нем уделено местам их жительства (5,11.16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сонмы сынов пророческих были довольно значительны по количеству входивших в них членов. Об этой численности говорит уже самое раннейшее название " сонм " - " кагал " , название, которое прилагается к целому народу еврейскому (см.: Лев.4:13; Чис.16:3; 20:4; Втор.31:30 и др.). Затем мы видим, что Авдий скрывает сто пророков (см.: 3Цар.18:4,13); слуга возражает Елисею, который приказал отдать сынам пророческим хлебный начаток: что тут я дам ста человекам (4Цар.4:42–43)? Елисей приказывает сварить похлебку для сынов пророческих в большом котле (см.: 4Цар.4:38). Особенно на численность пророческих школ указывает история взятия Илии на небо и история построения нового жилища. Когда сыны пророков, жившие в Иерихоне, вышли навстречу Елисею, они сказали ему: Вот есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего (Илию)... И послали пятьдесят человек (4Цар.2:15–16,17). Очевидно, что пятьдесят человек составляли только часть иерихонской пророческой школы, численность членов ее была гораздо больше. В другой истории мы видим, что сынам пророческим оказалось тесно их прежнее помещение (см.: 4Цар.6:1); следовательно, их было значительное количество, и количество это росло: раньше помещение тесно не было. Характерно также следующее рассуждение тех же сынов пророческих: Пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства (4Цар.6:2). Если сыны пророческие говорят, что стоит им только взять по одному бревну, и можно будет построить новое помещение, то, ясно, возросшее количество членов упоминаемой пророческой школы было значительно. Таким образом, пророческую школу следует представлять довольно многолюдным обществом, а не узким кружком избранных лиц. Таких пророческих школ в истории израильского народа одновременно и разновременно выступало по нескольку. В Библии можно находить указания на существование следующих пророческих школ: 1) в Гиве (см.: 1Цар.10:5,10), 2) Навафе, около Рамы (см.: 1Цар.19:18,23), 3) Вефиле (см.: 4Цар.2:3), 4) Иерихоне (см.: 4Цар.2:5), 5) Галгале (см.: 4Цар.4:38), 6) на берегу Иордана (см.: 4Цар.6:1–4) - куда, может быть, перенесена была школа из Галгала, 7) в горе Ефремовой (см.: 4Цар.5:22), 8) около Самарии (см.: 3Цар.18:4,13), может быть, в Афеке (см.: 3Цар.20:30). Может быть, пророческие школы были и еще где-либо, но об их существовании в Библии не сохранилось никакого следа. Да и все перечисленные школы известны или по какому-либо одному случаю из их жизни, который занесен на страницы народной летописи, или только по смутному или спорному упоминанию о них. А между тем каждая из этих школ жила своей жизнью, имела свою историю, в которую иногда вплетались мрачные страницы гонений и преследований, а иногда - страницы напряженной деятельности; каждая школа имела золотые годы своей жизни и годы упадка и оскудения. Но обо всем этом мы ничего не знаем и узнать никогда не сможем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

Значение этих привесок можно видеть из того аналогичного с настоящим предписания, по которому каждый израильтянин должен был носить кисти с гиацинтовым шнуром на своей одежде и, при взгляде на них вспоминать о заповедях Божиих и исполнять их ( Чис.15:38 ), таким образом, и подобные привески первосвященника должны были служить символом божественных заповедей, и звук их при совершении служения во святилище, должен слушать не народ, собравшийся во дворе, не Бог, обитающий на троне святого святых, но сам первосвященник, так что этот звук должен был напоминать ему его призвание хранения и провозвещения божественных заповедей. Итак, гранатовые яблоки и колокольчики были знаками и символами божественного слова, и притом того, что гранатовые яблоки своим приятным запахом, своим сладким и освежающим соком и своими вкусными превосходными зернами 299 должны были указывать божественный закон, как сладкую, драгоценную духовную пищу, укрепляющую душу и освещающую сердце (ср. Пс.18:8–11, 118:25,43,50 с Втор.8:3 ; Притч.9:8 ; Сир.15:3 ), 300 а колокольчики – звук этого слова или его проповедания. Таким образом, первосвященник характеризовался этими привесками, как предъявитель и посредник божественного свидетельства, верхняя риза, обложенная ими характеризовала достоинство Израиля, как народа завета и закона, а гиацинтовая краска ее указывала на небесное происхождение и характер свидетельства или закона завета. Только надев хитон закона завета, первосвященник мог находиться пред Иеговою; без звука издаваемого хитоном первосвященник, при входе во святилище и выходе должен был умереть. 301 Плечная одежда и наперсник (ефод и хошен) изображаются связанными между собою уже тем, что они не разделяются при ношении, именно: последний накладывался на первый и прикреплялся к нему. Но далее ефод характеризуется, как плечная одежда kethephoth уже тем, что обе половины, из которых он состоял, называются наплечниками, а этот главный характер ефода делает его символом власти, так как плечо считалось символом господства, знаки которого и носились на нем ( Исх.29:5, 29:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Всякаго тука (жира, сласти) и всякия крове да не ясте» ( Лев.3:17 ). Не ешьте тука, потому что утучняет тело и приводит к невоздержанию; не ешьте крови, как пищи диких зверей. Кто ест тук, тот святотатец, потому что похищает приносимое Господу, и не воздает Ему того, что Ему отделено. А кто ест кровь, тот полагает печать греха на всякого, к нему приближающегося. Глава 4 «Аще... князь согрешит... да принесет... козла от коз. Аще... душа... согрешит... от людей... да принесет... козу или овцу " ( Лев.4:22–23, 27–28, 32 ). Козел изображает жертву Еммануила; коза есть образ того, что Еммануил был «по нас клятва» ( Гал.3:13 ); а овца напоминает сказанное: «яко овча на заколение ведеся» ( Ис.53:7 ). Четыре были приносимые жертвы: за жреца, за сонм, за князя и за всякую душу. Жрецы изображают собой мир до потопа; сонм – мир до Авраама; князь – мир до закона; а всякая душа – мир до Христа, Который понес на Себе грехи всех и был заклан за всех. Очищение легких прегрешений Евреям даруемо было нелегко; а этим означалось, что языческим народам очищение тяжких грехопадений даруемо будет туне, ибо, по закону, и жрец, и сонм, и князь, и простолюдин, если согрешал даже по неведению, должен был приносить жертву из своего имущества, и тогда грех очищался. Поэтому и сказано: «Напиши заповеди Мои в сердце твоем и на празех... врат твоих, чтобы помышлять тебе о них входя и выходя» ( Втор.6:6–7, 9 ), и еще присовокуплено: «сотвори им рясны на воскрилиях риз их, чтобы не забывать им» ( Чис.15:38 ). «Аще же принесеши жертву от начатков плодов Господу; сноп, высушенный на огне, зерна, обмолоченные и вывеянные, – да принесеши в дар от начатков (от первых плодов) твоих» ( Лев.2:14 ). Сноп, высушенный на огне, кто иной, как не Еммануил? Он в смерти Своей соделался начатком, и проложил путь приношениям святых. Ливан же ( Лев.2:15 ), возлагаемый на сноп, изображает соединение Его Божества с Его человечеством, потому что без разделения Божества и человечества предал Он Себя на смерть. Глава 6 «И огнь всегда да горит... и не угасает» ( Лев.6:13 ). Сыны Аароновы должны были сами подкладывать дрова и вычищать пепел, чтобы все это имело большее значение в глазах народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010