Второе орудие спасения – Имя Господне. В день обрезания Дева Мария назвала Его – Иешуа. Так велел Ангел, явившийся Ей, и так велел Ангел, явившийся Иосифу. Имя это древнее, и во времена Иисуса было широко распространено. Точное его произношение – «Иегошуа», что означает «Яхве спасает». Оно произведено от не произносимого иудеями имени Божия, открытого Господом Моисею в неопалимой купине. Это люди называли Бога Творцом, Создателем, Господом и Всевышним. Во всех этих словах отражены человеческие представления о Его предвечности, всемогуществе. Имя же Божие, скрытое в священном тетраграмматоне 101 , означает: «Я есть Тот, кто Я есть» или «Я есть Тот, кто Я буду». Впервые имя «Иисус» получил предводитель еврейского народа, преемник Моисея Иисус Навин, которого изначально звали Осией: И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом ( Чис.13:17 ). С тех пор и существует это имя, произведенное от неизреченного Имени Божия. Только раз в году первосвященник, входя в Святая Святых, произносил его. И вот теперь оно начертано на нимбе, венчающем Лик Господень. Христос говорит: Кто напоит вас чашею воды во Имя Мое… ( Мк.9:41 ); Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Имя Иисуса Христа – залог нашего спасения. Все теперь освящается им. Например, Иисусова молитва состоит лишь из семи слов. В принципе, ее можно сокращать до тех пор, пока в ней останется имя Господне. Если же убрать его, она перестанет быть Иисусовой молитвой. «Господи, помилуй» может сказать любой иудей или мусульманин. Это скажет любой разумный человек. По слову псалмопевца, «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:1 ). Все остальные говорят о Боге. Центральным, несокращаемым словом этой молитвы является Имя Иисусово. Случается, что человек просто повторяет это Имя, потому что ни о чем ином говорить и думать больше не может, и через это избавляется от погибели. Однако и здесь, так же как и в случае с крестом, можно дойти до фетишизации Имени. Начало XX века ознаменовалось известным «имяславным» спором: Имя стали боготворить, и Синод Русской Церкви объявил такое отношение еретическим. В конце столетия к этому вопросу вернулись, и митрополит

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Этот обычай фарисеи основывали на следующем тексте Священного Писания: и да будут, слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими ( Втор. 6, 6–8 ). Как раз о тфилин говорил Спаситель фарисеям: все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих ( Мф. 23, 5 ). Хранилищами названы тфилин, а одеждами – талит, вошедший во всеобщее употребление еще в персидские времена, как показывает изображение из Персеполя (см. рис. 114). Это небольшой кусок ткани, своего рода шаль, которой фарисеи покрывали голову во время молитвы. Окаймляла эту «шаль» бахрома из белой и голубой нити, сплетаемой в кисти, – цицит. Использование этой части одежды основано опять-таки на буквальном понимании Священного Писания, в частности книги Числа. Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти ( Чис. 15, 38 ). Воскрилиями в Евангелии названы как раз эти кисти. На иудейском буквализме основано использование мезузы – продолговатого футляра, в который вложен пергамент с текстом Священного Писания: и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих ( Втор. 6, 9 ). Мезузы прибивали как к наружным косякам дома, так и к внутренним. Ессеи Вплоть до середины XX в. сведений о движении ессейства было ничтожно мало, что связано с замкнутым, скрытым образом жизни сектантов (только благодаря трудам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, который, кстати, согласно его жизнеописанию, в молодости принадлежал к ессейству, религиоведы могли изучать это направление иудаизма послепленного периода). Однако открытие свитков Мертвого моря, частично принадлежавших этой общине, позволило по-новому взглянуть на нее. Возникновение секты ессеев относят к 197–196 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Во-вторых, была пересмотрена датировка источников в сторону уменьшения. Так, Яхвист стали относить к середине X века до Р.Х., а Элохист и Второзаконие датировать IX–VIII веками до Р.Х. Особую важность представляет вопрос о датировке кодекса Р. Как мы уже указывали, Ю. Велльгаузен отнес опубликование Священнического кодекса ко временам Ездры, и потому последняя редакция Пятикнижия, по его мнению, имела место не ранее V века до Р.Х. Однако во 2-й половине XX века появилось множество исследований, авторы которых приводили различные аргументы в пользу допленного происхождения Р. Пальма первенства в этом вопросе принадлежит еврейскому ученому Й. Кауфманну, который в середине XX века привел серьезные возражения против отнесения Священнического кодекса к послепленному периоду, указав на древность и несомненное допленное происхождение многих законов, изложенных в Р. В частности, он обратил внимание, что в эпоху Второго храма левитов было слишком мало ( 1Езд.8:15–19 ), гораздо меньше, чем священников. Но невозможно, чтобы меньшинство получало десятину (и лишь десятую часть от нее отделяло священникам) и имело отдельные города (как предусмотрено в Р); следовательно, соответствующие законы о левитах возникли до плена, когда левитов было много. Также Кауфманн отметил, что ссылки на законы ритуальной чистоты, которые содержатся в Р, встречаются в исторических книгах ( 1Цар.21:6 ; 2Цар.11:4 ; 4Цар.7:3 ), то есть сами законы были известны в период монархии. Аналогичные законы были у других народов древнего Ближнего Востока [см.: 31, с. 314]. Почин Кауфманна подхватили другие исследователи, которые обратили внимание на то, что язык кодекса Р более архаичен, чем язык пророка Иезекииля. Также характер богослужения, утварь, используемая при богослужении, и обязанности священников, описанные в Книгах Исход и Левит, во многом сходны с тем, что известно о богослужении в других странах древнего Ближнего Востока во II тысячелетии до Р.Х. Кроме того, косвенно в пользу допленного происхождения Р свидетельствуют имеющиеся в книгах пророков VIII века до Р.Х. (Амоса и Осии) ссылки на постановления, содержащиеся в Р ( Ам.2:11–12 = Чис.6:1–21 ; Ос.12:9 = Лев.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Настоящий день, не говоря уже о будущем, выходит за пределы моей темы и требует таких основательных и сбалансированных размышлений, которые никоим образом не смогли бы даже вкратце уложиться в рамки некоего пристроенного к целому эпилога. Доклад, прочитанный 6 сентября 1999 года в рамках XX Международного конгресса «Семья» (Москва). Долитературные формы словесного искусства Как и у любого другого народа, у древних евреев искони были свои песни и причитания, заклятия и присказки, пословицы и поговорки, басни и загадки, ритмическим речитативом передававшиеся из уст в уста, от поколения к поколению. Чтобы дойти до нас, образчикам древнееврейского фольклора надо было однажды оказаться записанными; чтобы оказаться записанными, надо было найти себе место внутри библейского канона. Понятно поэтому, что больше всего посчастливилось тем фольклорным фрагментам, которые были связаны с определенными историческими воспоминаниями; каждый из таких фрагментов имел шанс войти в сказание или хронику как удостоверяющая, поясняющая или украшающая цитата. Так, повествователь «Книги Чисел», рассказывая о временах завоевания Палестины, цитирует образчик древней трудовой песни, песни-заклинания: Кладезь, излейся! Пойте ему! Кладезь! – князья ископали его, добрые из народа изрыли его посохами своими, своими жезлами! (Чис., 21, 17–18) Образец погребального причитания опять-таки связан со значительным историческим моментом и с известными историческими личностями; его предмет – гибель первого израильского царя Саула и его сына Ионафана; его автор, если верить преданию, – счастливый соперник Саула и друг Ионафана, царь Давид. Вот эта заплачка: Да не будет вам ни росы, ни дождя, горы Гелбоа! Да не будет вам плодоносных полей! Ибо там повержен мощный щит, щит помазанника Саула! Без крови мертвых, без тука мужей не возвращался Ионафанов лук, не возвращался без дела Саулов меч! Саул и Ионафан, радость и краса! Не разлучились они и в смерти своей. Были они легче орлов, Были они крепче львов! ( 2Цар. 1:19–27 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

100 Из предания видно, что слава Авраама, как выдающегося астронома, была так велика, что восточные и западные цари приезжали к нему за советом. 101 Вероятнее всего, это Танис, построенный на месте и из остатков сооружений более древнего Пер-Рамзеса — города, в сооружении которого участвовали израильтяне и где, по преданию, воспитывался Моисей. Был расположен в дельте Нила на границе Египта и Палестины. Ср.: Чис 13.23. На короткое время после правления XX династии египетских фараонов (1200—1085 гг. до н.э.) стал столицей страны. 102 Иосифу Флавию, как и многим современным ему историкам, не было известно о шумерских и вавилонских властителях Переднего Востока. Первой известной крупной державой для него была Ассирия. Не известно было ему и о хетто-египетских войнах за господство в Восточном Средиземноморье. 103 Иосиф Флавий произвольно пересказывает Ветхий Завет (Быт 14.1), где говорится о присоединении Авраама к войне Содома и Гоморры, вместе с тремя другими городами долины Иордана, против четырех могущественных восточных царей, в числе которых не было правителя Ассирии. По кн. Бытие, Авраам будто бы сражался с коалицией царей-завоевателей, среди которых встречается неожиданное сочетание Амрафеля сеннарского (вероятно, Хаммурапи вавилонского), Тид " аля, «царя народов» (Тутхалияса, царя хеттов?), а также царей Элама и Элласара (Ларсы?). Цари с такими именами действительно правили в указанных государствах, были современниками и входили в число сильнейших правителей тогдашнего мира. И такая победа была одержана Авраамом всего с 318 слугами и тремя союзниками (?!). 104 Совершенно непонятно, что хочет сказать этим Иосиф Флавий. Если здесь нет ошибки в греческом тексте (издатели, однако, единодушно оставляют термин «гиганты»), то можно подумать, что имеются в виду потомки строителей вавилонской башни, которые (см. выше, 4, 3) явились в долину Сеннаар со священной утварью Зевса Эниалия. Связь Зевса с гигантами, подобие судьбы строителей вавилонской башни с судьбой гигантов и титанов, восставших против богов, могли подать повод к этому темному месту. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Это особенно характерно для «литературы премудростей» и пророческих текстов. Так, например, в египетской повести XX в. до н. э., известной под названием «Спор разочарованного со своей душой», душа в глубоком унынии рассказывает человеку притчу о смерти и ее непредсказуемости. В другом египетском тексте, «Наставлениях Анкшешонги» (VIII в. до н. э.), образы незамужней женщины и пустующего дома используются как аллегория бесполезности. Египетские «Любовные песни» (XIII в. до н. э.) изобилуют аллегориями, в которых женские прелести уподобляются бутону лотоса и цвету мандрагоры. В пророческих видениях египетского мудреца Неферти (XII в. до н. э.) вторжение иноземных захватчиков в Египет изображается как появление «чужой птицы» в топях Нижнего Египта и диких зверей, пьющих из Нила. Эти выразительные, построенные на игре слов образы придавали блеск литературным произведениям древности и помогали наиболее полно донести авторскую мысль. 17:3. Сказки о животных и деревьях. Самыми популярными были сказки, в которых животные говорят (см. коммент. к Чис. 22:28–31 ), а деревья беседуют между собой или совершают какие-то действия (см. коммент. к Суд. 9:8 ). В древней литературе Ближнего Востока широко представлены произведения этого жанра. Так, в ассирийских «Поучениях Ахикара» (VIII в. до н. э.) терновый куст и гранатовое дерево рассуждают о своих достоинствах, пытаясь доказать друг другу свое превосходство. В египетской «Сказке о двух братьях» (XIII в. до н. э.) коровы предупреждают Анубиса о том, что его старший брат Бата задумал убить его. 17:4. Земля Ханаанская. См. Иез. 16:29 , где речь идет (в оригинале) о «земле торговцев», под которой подразумевается Вавилония. Возможно, в этой аллегории «молодой побег» представляет царя Иехонию, который был захвачен вместе со своими царедворцами в плен в 597 г. до н. э. Вавилонские хозяйственные документы показывают, что они были поставлены на довольствие, находясь под домашним арестом в Ниппуре. 17:4. Город торговцев. Хотя торговцами обычно называли финикийцев, они, скорее, играли роль посредников, тогда как банкиры и купцы, чьи товары перевозили финикийцы, жили в городах Месопотамии (см.: Ис. 23:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:18. Вретище. Вретище, которое было знаком траура и покаяния, делалось из грубой козьей или верблюжьей шерсти и было неудобной одеждой. Во многих случаях оно лишь покрывало бедра. Этот обычай не только отстранял человека от нормальной жизни, но и постоянно напоминал о горечи потерь, поскольку вретище больно кололо тело. 7:18. На головах – плешь. Несмотря на запрещение этой практики во Втор. 14 (см. коммент. к Втор. 14:1,2 ), бритье головы в знак траура было распространенным обычаем (см.: Иов. 1и Иер. 48:37 ). Оно составляло также часть обряда очищения больного ( Лев. 14:8,9 ) и обета назорейства ( Чис. 6:9 ). В Месопотамии известен обычай обривания половины головы, когда человека хотели предать публичному унижению. 7:23. Цепь. В египетском и месопотамском искусстве узники часто изображаются в цепях. Например, на рельефе, обнаруженном в Рамессее в Фивах, изображены пленники из Азии, Эфиопии и Африки, которых чередой проводят перед Рамсесом II. В Мединет-Абу аналогичная сцена с хананейскими и филистимскими пленниками высечена на стене заупокойного храма Рамсеса III. 7:24. Осквернение святынь. Упоминание об осквернении храма в Иерусалиме ( Пс. 73:7 ) и о систематическом разрушении Иосией языческих высот на всех подвластных ему территориях и в Вефиле ( 4Цар. 24:8–15 ) показывает, что святилища не избежали разрушения от руки мстителей или в результате целенаправленной кампании. В древних старовавилонских текстах из Мари и на «Цилиндре Кира» персидской эпохи описывается разрушение храмов и захват статуй богов в качестве «заложников». В видении Иезекииля показано, что незаконные жертвенники и святилища, устроенные израильтянами, будут сметены и уничтожены разгневанным Богом. 7:26. Видение, закон, совет как средства избавления. Пророческое видение представляет весть от Бога, которая иногда подкрепляет и вселяет надежду на избавление. Наставления священника здесь – возможно, просто ритуальные предписания, указывающие путь к примирению с Богом. Советы старцев считались важными, они способствовали принятию решений под водительством божественной мудрости. В смутное время и во времена бедствий страна оставлялась без направляющего попечения Бога. Все традиционные средства и способы получения водительства Божьего были утрачены или потеряли свою силу (см. о советниках в Иер. 26:7–17 ). Ситуация, с которой предстоит столкнуться Иудее, напоминает картину, нарисованную в египетском «Видении Неферти» (XX в. до н. э.), где автор сокрушается, что «никто не управляет страной», а те, кто «мог говорить, уничтожены» (ср. бессилие Саула в 1Цар. 28:6 ). 8:1–11:25 Перенесение пророка в видении в Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Слоновьи шкуры и бивни, а также живые слоны иногда служили для уплаты дани. В ходе археологических раскопок во дворце Ашшурбанипала в Калахе были найдены искусные изделия из слоновой кости – в виде резьбы на стенах дворца. Более пятисот фрагментов изделий из слоновой кости были также обнаружены при раскопках в Самарии; они датируются IX-VIII вв. до н. э. Многие из них повторяют мотивы художественных изделий из Египта и Финикии. 6:4. Лучшие овны и тучные тельцы. Для состоятельных людей, которые могли себе позволить это, мясо самого лучшего качества получали от отборной породы скота, который содержали в стойлах (см.: Мал. 4:12 ) и кормили перед убоем ячменем. Вероятно, такое мясо стоило очень дорого, и этот обычай был хорошо известен (см. метафору Иеремии «откормленные тельцы» в Иер. 46:21 ). Данные о таких отборных овнах (аккадский термин kirru) встречаются в хозяйственных текстах из Ура III, которые датируются XX в. до н. э. 6:6. Вино из чаш. Чаши, которые здесь упоминаются, обычно использовались для ритуальных целей (см.: Исх. 24:6–8 ; Чис. 7:13 ), а потому, вероятно, Амос обвиняет их не только в чрезмерном пьянстве, но и в осквернении священной утвари. Следует отметить, что археологи обнаружили целый ряд золотых чаш для пития в гробницах Нимруда, которые датируются новоассирийским периодом, при этом на некоторых из них выгравированы имена ассирийских цариц. 6:6. Наилучшие масти. В Древнем мире щедрый хозяин часто помазывал гостей, приглашенных на пир, дорогими маслами. Это придавало их лицам блеск, и благоуханный аромат от них распространялся по всему помещению. В одном ассирийском тексте времени правления Асархадцона говорится, что сам царь «помазывал лбы» своих гостей на царском пиру «отборнейшими маслами». Поскольку Амос, видимо, осуждает здесь людей за использование культовых сосудов не по назначению, он также обращает их внимание на то, что благовонные масла должны использоваться в священных целях (см.: Исх. 30:31,32 ). 6:10. Сожжение тел. Сожжение тел не было широко распространенной практикой (но см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Древнейшим памятником, написанным с помощью палеоеврейского письма, является Календарь из Гезера , – известняковая табличка X века до РХ. Календарь из Гезера Также сохранилось достаточно большое количество остраконов – глиняных черепков с палеоеврейскими надписями, датируемых IX–VIII веками до РХ. Остраконы В VIII веке до РХ была составлена надпись в Силоамском туннеле в Иерусалиме, где говорится о завершении строительства этого туннеля. Силоамская надпись Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке примерно с XIII по II века до РХ (книги Даниила и Ездры частично написаны на арамейском языке, некоторые из неканонических книг Ветхого Завета написаны по-гречески). В связи с тем, что ветхозаветные книги не писались на твёрдых носителях вроде камня или глины, древнейшие сохранившиеся рукописи Ветхого Завета датируются примерно концом I тысячелетия по РХ. Из обнаруженных до настоящего времени самый древний документ, на котором написан текст из Священного Писания – датируемые примерно 600 годом до РХ небольшие Серебряные свитки с цитатами из Книги Чисел ( Чис.6:24-26 ), обнаруженные в местности Кетеф-Хинном в Иерусалиме. Фрагмент из Ленинградского кодекса (древнейшей сохранившейся рукописи Ветхого Завета 1008 г. по РХ) Фрагмент из кодекса Алеппо (начало X века по РХ) Серебряные свитки из Кетеф Хинном В 1947 году в пещерах Кумрана недалеко от Мёртвого моря были найдены около тысячи манускриптов, большая часть из которых была написана на древнееврейском языке. Свиток с текстом книги пророка Исайи, найденный в Кумране (1QIsa a ) В период до Вавилонского пленения древнееврейский язык был разговорным как в Иудейском, так и в Израильском царствах. Во время Вавилонского пленения евреев в качестве разговорного языка жителей Иудеи стал распространяться арамейский язык. Период окончательного вымирания древнееврейского языка как разговорного остаётся в настоящее время предметом дискуссии. В начале нашей эры (примерно с I по III века) для записи текстов на иврите уже используется мишнаитский или постбиблейский иврит, который значительно отличается от древнееврейского языка. Форма иврита, существовавшая примерно с середины I тысячелетия по РХ до XIX века, называется средневековым ивритом, а в конце XIX – начале XX века на основе древнееврейского языка был возрождён его современный разговорный вариант, который является официальным языком государства Израиль. Произношение

http://azbyka.ru/evrejskij-jazyk

86 «Поскольку фарисеи были неправосудны, притесняли вдовиц и сирот, то Господь говорит: должно вам иметь “суд”, то есть правосудие». — Бл. Фео­фи­лакт. С. 252. — Реф. 87 Здесь, как и в Чис 19:16, в Синодальном переводе слово гроб употребляется в том значении, которое оно имеет в церковнославянском языке (‘могила’). — Реф. 88 Иеремиас посвятил этому вопросу отдельную монографию: Jeremias J. Heiligengrдber in der Umwelt Jesu. Gцmmingen, 1958. 90 “Бог не безусловно по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть”. — Бл. Фео­фи­лакт. С. 265. — Реф. 91 Лагранж М.-Ж. — французский католический библеист, иеромонах, основатель Иерусалимской библейской школы, автор более 1700 монографий и статей. Труды Лагранжа оказали значительное влияние на библейскую науку XX в. (не только католическую). Отстаивая право богословия на научное исследование Библии, он одновременно вел активную полемику с представителями рационалистических направлений в изучении Писания. — Реф. 93 Примечание о Ю. Вельгаузене см. в части реферата, помещенной в 2(28) журнала за 2001 г. (с. 36). — Реф. 94 «Обрати внимание и на слово “возьмут”. Страшные Ангелы, как бы жестокие сборщики податей, возьмут у тебя душу твою против воли твоей». — Бл. Фео­фи­лакт. С. 277. — Реф. 95 Ср. “Как Он сказал, что пятеро в одном доме станут разделяться, а при исчислении помянул шесть лиц? Отвечаем: одно лицо взято дважды, именно: дочь и невестка одно и то же лицо. По отношению к матери названа дочерью, а по отношению к свекрови — невесткой”. — Бл. Фео­фи­лакт. С. 304. — Реф. 97 Так, например, столкновение из-за римских инсигний (Война 2,169–174; Древности 18,55–59) произошло в 26 г. в Кесарии, где жертвоприношение не могло иметь места; волнения по поводу строительства акведука (Война 2,175–177; Древности 18,60–62) сопровождались убийством жителей Иудеи вне храма; нападение на группу самаритян (Древности 18,85–87) произошло в 36 г. 98 Монтефиоре, сэр Мозес (1784–1885) — известный предприниматель (до 1824 г.), а затем — один из лидеров еврейской общины в Англии, крупный религиозный и общественный деятель викторианской эпохи, благотворитель. — Реф.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010