46 в конце. Т.е. в конце истории спасения; в конце времен. от начала... от древних времен. См. Быт. 12,7; 13,15.16 . Мой совет. Воля Господа то, что Он предначертал. 46 орла от востока... исполнителя. Речь идет о Кире. 46 Послушайте Меня, жестокие сердцем. Эти слова относятся к отступникам, о которых говорит ст. 8. Подобно тому, как во время первого исхода некоторые иудеи остались в Египте ( Чис. 14,3 ), по окончании вавилонского плена часть народа Божиего не пожелала возвратиться в землю своих отцов. Глава 47 47:1–15 Пророчества, содержащиеся в данных стихах, относятся к гибели Вавилона, которому никогда не суждено обрести былое могущество. 47:1–4 Вавилон, прежде повелевавший народами, ныне лишится своей славы и будет служить своим недавним рабам. В свою очередь, народу Сиона суждено освободиться от рабства и утвердиться на престоле (52,1.2). 47 девица, дочь Вавилона. Персонифицированный образ Вавилона. нежною и роскошною. Ср. Втор. 28,56 . 47:2–3 В художественных образах воссоздается картина падения и крайнего уничижения Вавилона. 47:4 Этот стих восклицание самого Исаии, остальные же пророчества произносятся от имени Господа. 47 народ Мой. См. ком. к 40,1. наследие Мое. Речь идет о людях, находящихся в уделе Божием ( Иер. 12,7 ; см. ком. к 19,24). не оказала им милосердия... тяжкое иго. Жестокое обращение Вавилона с израильтянами (49,24.25; 51,13.19; Плач. 5,12.14 ). 47 вечно буду госпожею. Богопротивная гордыня Вавилона происходит из неверия в реальность власти Божией над историей и в неотвратимость Его суда над совершающими зло (ст. 6). Существование Вавилона замкнуто на себе, и его жизнь проходит без почтения к Богу (ср. Откр. 18,7 ). 47:8–9 В рассматриваемых стихах все определения стоят в женском роде, и, таким образом, относятся к «дочери Вавилона» (ст. 1,5). 47 я, и другой подобной мне нет. В порыве бесстыдного самообожествлен и Вавилон посягает на имя Божие (45,5.6.18.21.22; 46,9). потери детей. Потеря детей равнозначна потере надежды на будущее и предвещает Вавилону рабство и упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Несмотря на этот трагический фон, поразительно, насколько повседневная жизнь еврея кажется наполненной ликованием и надеждой. Немногие цивилизации воспели человеческую радость с такой непосредственной горячностью сердца. Здесь кроется один из глубоких парадоксов этой нации. Взглянем пристально на жизнь этого народа. Там царит восточное гостеприимство, в городе нет постоялых дворов, и даже перед городскими воротами не принято устраивать помещения для гостей. Пилигрим будет принят там, где он вознамерился провести ночь. Пророческая проповедь направлена на воспитание в человеке любви к ближнему. Закон дает в этом отношении много советов, долг перед ближним проистекает из связи еврея со своим Богом. Отсюда постоянное стремление облагородить нравы, благодаря религиозному воспитанию и уважению к литургии: чтобы приветствовать человека, его «благословляют», ему говорят: «Да пребудет с тобой мир!» В этом повседневном языке отразилась, конечно, пророческая культура, тщательно поддерживаемая в царскую эпоху священниками, левитами, учеными из всех слоев общества. Родители передают ее детям, богатые люди нанимают домашних учителей. Она дает с течением времени целый слой образованных людей, проповедующих мир и любовь к ближнему. По отношению к вышестоящему полагается поклонение, с ним говорят в третьем лице, даже в избранных кругах. Родителям и старикам должно оказывать уважение, сирот полагается защищать, вдовы и бедные оказываются в первую очередь под покровительством закона ( Лев.19:12–18 ; Притч.21:3 ). Формулы вежливости, благословения, ритуалы, связанные с обозначением иерархического положения, обмен визитами, подарками – вся эта культура поддерживается пророками и священниками. Люди любят праздники, хорошее угощение, музыку, танцы. Хороший тон заключается в том, чтобы говорить кратко и мудро: хвастуны, любители позлословить, грубияны сурово осуждаются. Изящная загадка, утонченная аллегория, мудрая речь свидетельствуют о хорошем воспитании и присутствии вкуса. Богатство языка безгранично в отношении всего, что касается секса, материнства или бесплодия женщины, родов и женских болезней. Все это нормально, и язык здесь не стеснен никакими комплексами. Израильское общество стремится к чистоте нравов. «Назир» 56 дает обет полового воздержания и отказывается от алкоголя ( Чис.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12:1–8 Моисей дает указания относительно очищения женщины после родов. 12 нечистота . После рождения ребенка мать была нечиста, поскольку страдала кровотечением (4,5.7). Потеря крови могла привести к смерти, поэтому данное предписание показывает, что нечистота приравнивается к смерти или угрозе ее. 12 шестьдесят шесть дней. При рождении дочери мать считалась нечистой вдвое дольше, чем при рождении сына. Возможно, причина была в том, что, в отличие от мальчика, девочка, как будущая мать, была подвержена нечистоте, связанной с деторождением. 12 во всесожжение. См. гл. 1. в жертву за грех. См. 5,7–10. Эта жертва, как и предыдущая (ст. 8), была принесена после рождения Иисуса ( Лк. 2,24 ). Глава 13 1314,56 В этих главах содержатся предписания относительно кожных болезней. В русском Синодальном переводе используется слово «проказа», однако мы будем пользоваться выражением «серьезное кожное заболевание». Современные врачи усматривают здесь симптомы различных заболеваний кожи, но библейская классификация является дидактической, а не клинической. Основной принцип, согласно которому кожное заболевание определялось как нечистое, состоял в том, что кожа, судя по внешним признакам, подвергалась гниению. Кожные заболевания, поражающие отдельные участки кожи, означали нечистоту (ст. 9,10), а больные, у которых было поражено все тело, не считались нечистыми (ст. 12,13). Устойчивое состояние болезни предполагало чистоту, а ухудшающееся нечистоту (ст. 5–8, 18–37). Подобные принципы применялись и при определении нечистоты на одежде (ст. 47–58). В 13,45 обнаруживается тесная связь нечистоты со смертью. Человек, страдающий серьезным кожным заболеванием, должен был вести себя, как скорбящий по умершему (21,10). Его исключали из стана, однако не с тем, чтобы защитить здоровье израильтян, а по той причине, что в стане израильтян присутствовал Бог, и нечистоту, т.е. смерть, необходимо было отделить от Бога, т.е. жизни (ср. Чис. 5,1–4; 12,14.15 ). Глава 14 14 очистить. Этот обряд, совершаемый священником, не излечивал от кожной болезни. Больной приходил к священнику только после того, как исцелялся ( Лк. 5,14 ). Задача священника состояла в том, чтобы сделать человека чистым в обрядовом смысле. Больной человек исключался из стана, отделялся от людей и от Бога, но после совершения обряда очищения становился обычным «чистым» израильтянином и возвращался в общество народа Божиего. Очищение происходило в два этапа с недельным перерывом между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И когда она увидела, что Он испустил дух, чего она не желала бы претерпеть и заслуживающим этого, – то ее сердце прободено было копьем жалости. И другой новый подвиг она тут предпринимает, как бы получить ей дозволение снять со креста превожделенное для нее тело, чтобы и по смерти оно не лишено было несправедливо погребения, к вящшему удовольствтию начальников израильскаго рода. Ибо тогда никто из знакомых не смел приблизиться, и утешить ее от рыдания, и дать какой-либо совет относительно испрошения тела, и позаботиться о необходимом тогда; но еще более жестокое и тяжкое приращение к прежним скорбям обнимало ее святую душу. Ибо, поскольку распятые с Ним разбойники еще живы были, и оные скверноубийцы заботились о том, чтобы не остались тела на кресте в субботу, как сказал евангелист, бе бо велик день тоя субботы ( Ин.19:31 ), и Пилат дозволил им перебить их голени и взять их: то они поступили так с обоими; но видев подателя жизни Иисуса уже умершим, не отважились на это, поскольку Святой Дух исполнял проречение, что и кость не сокрушится от Него ( Чис.9:12 ); но сотник, делая угодное иудейскому песьему стремлению, о чем сказал Давид – обыдоша Мя пси мнози ( Пс.21:17 ), копием пробол Ему ребро. Какая из чрезмерных скорбей оставалась, которая бы не объяла тогда пречистую и нескверную душу Марии? После предательства ученика, связания, истязания, после лжесвидетельств, оплевания и осуждения, после бегства учеников, отвержения верховного из них, после наругания и заушения, что все уязвляло ее сердце стрелами; потом, после отведения Его на Голгофу, пригвождения ко кресту, разделения риз, напоения желчью со оцтом, хуления мимоходящих и после самой смерти бесславной, когда она и мертвого жизнедавца видела прободаемым, что оставалось такого, чего бы она не претерпела? Удивляюсь, как от множества стольких и таковых бедствий не вышла из пречистого тела утесняемая нескверная ее душа, когда негодование их не могло насытиться и самою смертью , но и над бездыханными удами вожделенного Сына совершалось христоубийство! Как тогда по крайней мере не проявилась сила отмщения? Но, вместо нее, два источника источил нам в двух естествах познаваемый Сын Божий, Сын Девы, – кровь и воду: ту для причащения, – ибо ядый Мою плоть, сказал Он, и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин.6:56 ); а эту для крещения; ибо еже веру имет, сказал Он, и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Между Иеффаем, с одной стороны, и Гедеоном, Авимелехом и Саулом, с другой, существуют явные параллели: Иеффай и Гедеон были известны как могучие воины (6,12; 11,1), и каждый из них вступил в столкновение с ефремлянами (8,1–3; 12,1–6). Как и Авимелех, сын рабыни, Иеффай был изгоем сыном блудницы (8,31; 9,18; 11,1,2); и тот, и другой окружили себя «праздными и своевольными людьми» (9,4; 11,3). Иеффай и Саул получили власть в городе Массифе (11,11; Цар. 10,17), каждый из них столкнулся с аммонитянами как своими первыми противниками (11,12–29; 1Цар. 11,1–11 ); и тот, и другой поклялись принести в жертву своего первенца (11,30–40; 1Цар. 14,24–45 ). 10 богам. В предыдущих рассказах упоминались только «ваалы» и «астарты» (2,11.13; 3,7). Количество упоминаемых здесь языческих богов указывает на то, что идолопоклонничество все разрушительнее сказывалось на Израиле. 10:10–16 Это единственный случай в Книге Судей израилевых, когда израильтяне каются в своих грехах ( 1Цар. 12,10 ). В своих обращениях к Господу они только взывали о помощи, и Он каждый раз помогал им (10,10; 2,18; 3,9). И на этот раз Бог видел, что покаяние израильтян было только внешним, но тем не менее Он вновь спасает их (ср. Втор. 32,15–38 ). 10 оставили Бога нашего и служили Ваалам. См. ст. 6. 10 не буду уже. См. Чис. 33,55.56 ; Втор. 8,19.20; 31,16.17 ; Нав. 23,13 ; Суд. 2,3 . 10 взывайте к богам, которых вы избрали. См. Втор. 32,37.38 . 10 избавь нас. Истинным мотивом покаяния израильтян было не стремление служить Господу, а желание спастись от угнетения. 10 не потерпела... страдания Израилева. Бог спас израильтян, несмотря на неискренность их покаяния (ср. Лк. 18,1–8 ). 10 в Массифе. См. 11,11; 20,1. Судьи Израилевы. Глава 11 11 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6,12). сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2). 11 праздные люди. Такие же «праздные и своевольные люди» окружали и Авимелеха (9,4). 11 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Хронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет царствования, след., смерть в возрасте 36 лет (ст. 2), представляет то затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду ( 4Цар.18:2 ), след. родился у Ахаза, когда ему было 10–11 лет. Эту несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским (ст. 3) или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греческие кодексы у Гильмеса: 11, 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158, 236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. славянский перевод ), состояло не во введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того времени ( 4Цар.15:37 и д. ) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми царями нарушении основного теократического закона безусловной верности Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава ( 3Цар.16:32 ; 4Цар.3:2,10:26 ), чистым язычеством, как культом Ваала ( 2Пар.28:2 ), и Молоха (ст. 3, 2Пар.28:3 ). Хотя о последнем прямо не упоминает данное место четвертая книга Царств, но параллельное место ( 2Пар.28:3 ) определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь Молоха (ср. 4Цар.23:10 ; Лев.18:21 ; Иер.32:35 и другие; ср. Иосиф Флавий «Иудейские Древности» 9:12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. Чис.31:23 ) – обычае весьма распространенном в древности в Передней Азии, Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций, Спенсер, проф. Гуляев и др.) не позволяют общий смысл места (характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (смотри Толковую Библию , т. I, с. 207–209; сравни М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев», с. 257 и д. ). Свойственный семитам обычай приносить человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические моменты (ср. 4Цар.3:27 ), мог и у евреев особенно поддерживаться под влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога ( Мих.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16:8. В тени крыл. Метафора убежища под крыльями божества встречается и в других псалмах (35:8; 56:3; 60:5; 90:4) и всегда связана с темой заботы и попечения Бога по обетованию завета. Эта метафора известна и в других древних культурах, в частности в Египте, где даже обрезанные крылья символизировали защиту. Божество, простирающее крылья над головой царя, – распространенный сюжет древнего ближневосточного искусства. На датируемой VIII в. до н. э. плакетке из слоновой кости из Арслан-Таша изображены антропоморфные персонажи с крыльями, простертыми над фигурой в центре. 17:9. Дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий. Этот образ в других древних источниках не встречается. Самую близкую параллель можно обнаружить в поэме «Энума элиш», где сказано, что, когда Мардук открывает уста, из них вырывается огонь. Хотя Яхве невозможно представить в какой-либо телесной форме, поэтическое описание Бога с использованием животных образов, позволяющих подчеркнуть некоторые Его атрибуты, считалось вполне допустимым (лев/скимен в Ос. 13:7 ; птицы в Ис. 31:5 ; медведь в Пл. 3:10; единорог в Чис. 24:8 ). 17:11. Воссел на херувимах и полетел. В сиро-палестинском регионе боги часто изображались верхом на диких животных (особенно быках). На рельефе из Арслантепе изображены семь богов, восседающих на спинах различных животных. Особый интерес представляет ассирийский рельеф, на котором бог бури восседает на чудовище с телом льва, крыльями орла и головой быка. В Ветхом Завете Яхве изображен как восседающий на херувимах в святая святых храма (см. коммент. к 1Цар. 4:3,4 ), а в видении Иезекииля (гл. 1 и 10) Яхве появляется на некоем движущемся престоле, ведомом фантастическими животными. 17:17. Воды многие. В Вавилоне считали, что если человеку удалось избежать неминуемой гибели, то это дело рук Мардука, который вытащил его из вод реки Хубур. Эта река протекала у ворот преисподней, и избежать ее вод означало спастись от смерти в последний момент. Это представление перешло в греческую мифологию, где воплотилось в образе знаменитой реки Стикс, и проникло даже в христианскую литературу, о чем свидетельствует река Забвения, протекающая перед Золотым городом в «Путешествии пилигрима» Дж. Беньяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

54:15. Ходили вместе в дом Божий. Израильтяне должны были совершать ежегодные паломничества по праздникам и приносить жертвы в Иерусалимский храм (см. коммент. к Исх. 23и Втор. 16:16 ). Особое чувство единения и сплоченности охватывало незнакомых людей и близких друзей, когда они собирались вместе (LXX использует выражение en homonoia, «в единстве» или «вместе», как в данном стихе); это религиозное паломничество демонстрировало их приверженность завету. Псалмопевца здесь, по-видимому, крайне огорчает мысль о том, что кто-то из собратьев может предать его. 54:16. Живыми в ад. Псалмопевец выбрал скорый суд на своих врагов – смерть. Подобно мятежному левиту Корею и его сторонникам ( Чис. 16:31–35 ), их должна поглотить земля, чтобы больше они уже не смогли никому нанести вреда. Фраза «сойдут живыми» здесь не означает, что они не умрут, скорее, речь идет о внезапной смерти. Образ смерти как открытой пасти, поглощающей не подозревающего об опасности человека, известен из угаритского эпоса о Ваале, в котором бог подземного царства, Мот, уподобляется «омуту, затягивающему дикого быка», и который «ест все, что захочет, обеими руками». 54:22. Уста, сердце. В аккадской притче также проводится различие между словами и делами: человек может говорить сладкие речи, но в сердце своем замышлять убийство. В серии заклинаний Shurpu говорится о тех, чья речь кажется искренней, но чье сердце отклоняется от прямого пути. 55:9. Книга. Как и в «памятной книге», предназначенной для будущего суда в Дан. 7и Мал. 3 (см. соответствующие коммент.), в книге Бога исчислены все скитания псалмопевца. Эти письменные свидетельства можно сравнить с собранными в сосуде слезами страдальца. Повелительное наклонение подчеркивает, как важны эти записи, а также то, что в «книге жизни» Бога остаются только достойные (см.: Пс. 68:29 ). 56:2. В тени крыл Твоих. Возможно, псалмопевец обыгрывает здесь метафору из победной песни Моисея во Втор. 32:10,11 , где Бог предстает в образе орла, защищающего свое потомство простертыми над птенцами крыльями. Образ орлиных крыльев постоянно встречается в описаниях спасительных деяний Бога, верного завету со Своим народом (см.: Исх. 19:4 ). Вместе с тем этот образ вызывает в памяти крылья херувимов, простертые над ковчегом Завета ( 1Цар. 4:4 ; 3Цар. 6:23–28 ), или крылатых серафимов, окружающих Яхве в видении Исайи (6:2). Метафора убежища под крыльями божества встречается и в других псалмах ( Пс. 35:8; 60:5; 90:4 ) и тесно связана с темой божественного покровительства, обусловленного заветом. Использование этой метафоры характерно и для других культур древнего Ближнего Востока, особенно для Египта, где божественное покровительство символизируют даже обрезанные крылья. На плакетке из слоновой кости, найденной в Арслан-Таше (VIII в. до н. э.), изображены антропоморфные существа, простирающие крылья над центральной фигурой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

К вам простираю руки, примите меня! Прощай, мир, прощай, многотрудный, и пощади тех, которые будут после меня! 55. Против него же К Богу взываю. Что это? Беги от меня скорее, беги, злобный зверь, человекоубийца! Для чего тревожишь меня, не потерпев никакой обиды? Иди в своих свиней и наполняй глубины; 5. они готовы принять тебя, низринувшегося в бездну. Но не прикасайся ко мне, иначе низложу тебя крестом: перед его державой все ужасается и трепещет от страха. 56. Против него же Беги от сих начертаний, мучитель, и не беспокой меня! Беги всякий, кто лукав: во мне написуется Христос; да не рассеивается же собранная мной воедино мысль! Отступите от меня все, кого Христос не отводит вдаль от земного! 57. Против него же И это – твое приражение, злобный; это ты, хитрыми изворотами закравшись ко мне в ум, убеждаешь меня ловить негу удовольствий. Но нет, не убедишь меня. Не верить тебе внушил мне Адам. 5. Пресмыкайся же по земле; я буду попирать твою голову. А если у тебя достанет еще сил угрызать мою ногу, то повешу тебя, изваяв из меди (см.: Чис. 21:8–9 ), чтобы, взирая, спасаться от вреда. 58. Против него же Отойди, отойди от меня, неприязненный человекоубийца! Отойди, страшное привидение, неистовая злоба! Отойди! У меня в сердце Христос; Ему принес я в дар свою душу. Откажись от меня и беги скорее прочь! 5. Ах! Помогите мне, Ангелыпредстатели! Ах! Ко мне приступает мучитель и тать; умоляю вас, друзья, избавьте меня от него! 59. Против него же Приходил, приходил ты ко мне, злобный, но остановлен. Как скоро заметил я дым, догадался, что будет и огонь. Сильное зловоние – явный признак змия. А я подъемлю крест. Он страж моей жизни, 5. он связует собой весь мир и приносит его Богу. Убойся креста, отойди, не являйся вторично. Меня благодать именует нескверным предстоятелем. Долго ли тебе, долго ли подавлять меня бедствиями? За меня умер Бог и потом воскрес. Уважь купель 103 , отойди, человекоубийца! Как прежде уловил ты меня горьким сластолюбием, так теперь хочешь злобно умертвить. Отойди, отойди; я чувствую твое нападение. Пусть одолеешь мое тело, но ничего не потерпит ум. 61. Плач Истощается во мне образ Божий; какое рассуждение поможет мне? Истощается образ – дар пречистого Бога, и предается поруганию. О зависть, зависть! меня воспламеняют чуждые мне учения и умствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Вы наверно уже слыхали, что мы живем в последнее время, о котором говорится ( Иак.5 гл.; 2Тим.3:1–5 ); а потому входите тесными вратами, потому что тесные врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их. Спаситель говорит ( Мф.7:21 ): «не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, – войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного». Из ( Исх.20:1–16; 31:17 ; Иез.20:11–12 ; Ис.56:1, 7; 58:13–14; 66:22–23 ) вы видите, что Бог приказал святить седьмой день, а никак не первый; но диавол чрез папство сделал это в 321 г. после Р.Х. Об этом пишет прор. ( Дан.7:25 ), а в (8:14) вы увидите, сколько времени это должно продолжаться – 2.300 дней, но день должно принимать за год ( Иез.4:6 ; Чис.14:34 ). Итак, мы непременно должны держать субботу – седьмой день, ибо близок конец мipa, как это мы ясно видим из ( Отк.14:1–12 ). Третье ангельское возвещение есть наиторжественнейшее возвещение, заключающееся в св. Библии , и вместе с тем последнее особое извещение благодатного дня, которым увещевается мip людской… Сие оповещение третьего Ангела торжественно предостерегает нас относительно образа зверя и его начертания. Это суть вещи, которые пред пришествием Господа нашего И. Христа поколеблют мip, и из-за которых произойдет последняя великая борьба между народом Божиим и безбожниками, борьба тем более опасная, что последним (т.е. безбожникам) дано будет творить знамения и великие чудеса, из которых одно будет состоять в том, что низведут подобно Илии огонь с неба ( Откр.13:13 ). Зверь, против которого состоится борьба, описан в откровении (13:1–10) и сходствен с четвертым зверем пророка ( Дан.7 гл.). Сии четыре зверя означают четыре больших царства, поочередно владеющие мipoм до восстановления царства Божия. Сии четыре царства суть: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим. Небольшой рог, вышедший между десятью рогами, представляя, как бы Бога на земле, должен обозначать папу». Итак, уклонение христиан к безбожию, господство в мipe антихриста, близость страшного суда, – составляют господствующий фон религиозных воззрений адвентистов, нравственный мотив которых составляет ожидание, с трепетным замиранием сердца, второго пришествия Сына Человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010