Над изготовлением священных изображений и всех принадлежностей храма работали люди, имеющие на то благословение Божие: Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу (для святилища) резчика и искусного ткача, и вышивателя… ( Исх. 35:30-35 ). И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтобы уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь ( Исх. 36:1 ). И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим…И сделал двух херувимов из золота:… выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов её; и были херувимы с распростёртыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу ( Исх. 37:1,7-9 ). 2. Впоследствии для исцеления сынов израилевых, укушенных ядовитыми змеями, сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив . И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Чис.21:8-9 ). Это чудотворное изображение было знамением победы над врагом: получив знамение  спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех ( Прем. 16:6,7 ). 3. В храме, построенном Соломоном, были изображены херувимы (имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости (7)): И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева… и поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты… и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил их золотом… ( 3Цар. 6:23,27-29,32 ). По мнению всех библеистов-археологов, изображение пальмы имело символическое значение и указывало на победное шествие царства Божия, царство Мессии.

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

1Пар.5:21 .  И взяли они стада их: верблюдов пятьдесят тысяч, из мелкого скота двести пятьдесят тысяч, ослов две тысячи, и сто тысяч душ людей, 1Пар.5:22 .  потому что много пало убитых, так как от Бога было сражение сие. И жили они на месте их до переселения. Громадное количество добычи напоминает победу над мадианитянами ( Чис.31:11,32 ) и объясняется множеством убитых. В занятых местностях два с половиною колена жили «до переселения», т.е. до переселения их Феглафелассаром ( 1Пар.5:26 ). 1Пар.5:23 .  Потомки полуколена Манассиина жили в той земле, от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона; и их было много. По свидетельству ( Нав.13:30 ), полуколено Манассиино получило в удел весь Васан; в данном стихе указывается северная граница его владений. Они простирались до Ваал-Ермона, или, по ( Нав.13:5 ), Ваал-Гада, находившегося при горе Ермон, Сенира, каковое имя, по ( Иез.27:8 ), обозначает одну часть Ермона, а по ( Втор.3:9 ) является амморейским названием всего Ермона. Обширность занимаемой полуколеном Манассии местности (см. Нав.13:30–31 ) соответствует его многочисленности: «их было много». И действительно, при втором исчислении во времена Моисея в колене Манассиином было 52 700 человек, способных к войне. 1Пар.5:24 .  И вот главы поколений их: Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годавия и Иагдиил, мужи мощные, мужи именитые, главы родов своих. Имена потомков Манассии нигде более не встречаются. 1Пар.5:25 .  Но когда они согрешили против Бога отцов своих и стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их, 1Пар.5:26 .  тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелласара, царя Ассирийского, и он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина, и отвел их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня. Сообщение об отведении заиорданских колен в плен Феглафелласаром является воспроизведением сказания ( 4Цар.15:29 ), о завоевании этими царями Галаада, закончившихся переселением его жителей в Ассирию. Как видно из той же ( 4Цар.15–16 ), данное событие падает на время правления Ахаза иудейского и Факея израильского: для защиты от нашествия последнего в союзе с Рецином на Иудею и был приглашен первый Феглафелласар ( 4Цар.16:7 ). Кроме него, наш стих упоминает, согласно с ( 4Цар.15:19 ), еще о Фуле, царе ассирийском, современнике Менаима. С точки зрения кн. Царств и 1 Паралипоменон – это два различные царя. Но в ассирийском каноне эпанимов, представляющем список ассирийских царей данного периода, Фула не значится, а ассириологи признают не подлежащим сомнению тот факт, что под этими именами кроется одно и то же лицо. О местах поселения пленников см. прим. к ( 4Цар.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А причина того, что столь многие оставались необрезанными, указывается та, что «их, [как родившихся] на пути, не обрезывали» или, дословно с еврейского, «не обрезывали их на пути». По смыслу этих слов причиной несовершения обрезания над родившимися на пути служило самое состояние израильтян как передвигавшихся в общей своей совокупности с места на место и не имевших возможности делать остановки на несколько дней для того, чтобы совершить обрезание и затем оставаться в течение некоторого времени на месте. Некоторые из комментаторов не довольствуются таким объяснением и присоединяют к нему еще другое, состоящее в том, что осуждение, постигшее старшее поколение, пало отчасти и на младшее ( Чис.14:35 ), которое несло его за грехи отцов своих, и что это осуждение служило причиной, по которой рожденные на пути оставались не обрезанными, причем к последним причисляются именно те, которые родились после возмущения отцов в Кадесе в последние 38 лет 47 . Это объяснение особой причины несовершения обрезания над родившимися на пути представляется правдоподобным потому, что писатель кн. Иисуса Навина не без особенной цели начинает здесь разъяснение того, чем вызвано было возобновление обрезания, с указания на осуждение, которому подверглось старшее поколение израильского народа. Такое указание располагает ставить в связь с этим осуждением и несовершение обрезания над родившимися во время исполнения последнего. Весьма вероятно, что отцы, нарушившие Завет с Богом и подпавшие осуждению, не заботились о том, чтобы их дети носили на себе печать Завета. Нав.5:8 .  Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. Нав.5:9 .  И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место Галгал, даже до сего дня. Число необрезанных, имевших возраст от одной недели ( Быт.17:27 ) до 38 лет (см. объяснение к Нав.5:4–5 ), было значительно больше числа имевших обрезание; не без основания оно определяется от 600 до 700 тысяч 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое истолкование Писания, которое сам Ориген называет “ду­ховным”, стремится актуализировать Ветхий Завет для каждого христианина, отделенного от ветхозаветных событий веками и тысячелетиями, научить видеть “сквозь презренную плоть буквы дух смысла”. И у Августина можно найти то же: “То, что называется Ветхим Заветом, было дано как свидетельство о некоей другой реальности, грядущей” 15 . 26 проповедей Оригена на книгу Иисуса Навина представляют собой “духовный” обзор всех основных событий, описываемых в книге. Согласно Клаудио Стеркалю, эти проповеди, составленные Оригеном в 249–250 гг., во время декиева гонения, являются одним из последних произведений великого интерпретатора, почти его завещанием, “плодом достигнутой им духовной зрелости” 16 . То, что до преемника Моисея никто не носил имени Иисус, по мысли Оригена объясняется исключительностью служения, которое было поручено — ввести народ Божий в Палестину и (главное) прообразовать своими действиями дела Иисуса Христа. “Моисей написал книгу Бытия. В ней читаем об Аврааме и о рожденных от него. Между ними было множество праведников, но никто не был удостоен быть названным именем Иисус. Ни Авель, ни тот, кто начал призыватьимя Господа Бога (Быт 4:26), ни тот, к которому возблаговолил Бог, кто был восхищен и не увидел смерти (Быт 5:24), ни Ной, единственный найденный праведным в своем поколении (Быт 6:8–9), ни сам Авраам, получивший обетование завета, ни его сын Исаак, ни Иаков, запинавший Исава (Быт 27:36), ни кто-либо из его детей. Моисей был верен во всем доме (Чис 12:7; Евр 3:2), но однако и он не был назван Иисусом” 17 . Иисусом был назван Осия, сын Навин, что для Оригена имеет “духовный” смысл: “…после Моисея был возвышен и принял командование Иисус, не сын Навин, но Иисус Сын Божий” 18 . Тертуллиан, будучи для латинского Запада тем же, чем Ориген был для греческого Востока — “отцом Отцов”, но проклятым впоследствии “внуками”, — стоявший у истоков западной экзегетики и догматики первым по сути церковным писателем на латинском языке, также усматривает в имени Иисуса Навина прообразовательный, таинственный смысл. Не Моисей, а “Бог назвал его Иисусом ради тайны будущего имени” 19 . Для Тертуллиана присвоение Осии имени Иисус происходит для того, чтобы в этом изобразилась тайна Христа. Латинское sacramentum ‘тайна’, как и must»rion у греческих Отцов, понимается в связи со спасением, которое откроется во Христе. Святитель Иларий Пиктавийский будет впоследствии подчеркивать это сакраментальное измерение имени Iesus в связи с будущим искупительным делом Иисуса Христа 20 . К этой теме с настойчивостью обращается экзегетическая традиция как на Востоке, так и на Западе.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

1– 2Служение Павла колоссянам Поскольку Павел описывает иногда свой труд с позиций спортсмена, преодолевающего препятствия в атлетических соревнованиях (1:29, Р в оригинале), важно отметить, что греческие атлеты традиционноучаствовали в состязаниях не только ради личной награды, они боролись также за честь города, который представляли. Павел, таким образом, переносит страдания ради Церкви (1:24; 2:1). 1:24. Многие иудеи верили, что перед концом света на долю людей выпадут неисчислимые страдания. Большинство богословов именно так читают этот стих: Павел берет на себя избыток страданий, которые иногда называют «родовыми муками Мессии», поскольку они предвосхищают собой рождение мессианской эры. (Он страдает за них, потому что они часть Церкви; это, конечно, не заместительные по своему характеру страдания, поскольку Павел твердо верит, что страданий Христовых достаточно на всех; ср.: 1:14; 2:8–10,14.) 1:25. Полсловом «домостроительство» подразумеваются те, кому доверено управление крупным хозяйством, имением; это были рабы или вольноотпущенники, занимавшие в обществе высокое положение. Фраза «исполнить слово Божие» иногда применялась по отношению к повинующимся слову Бога, иногда как орудие его исполнения; Павел одновременно и послушен, и выполняет слово Божье, возвещая его язычникам. 1:26. В Свитках Мертвого моря и других источниках говорится о «тайнах» Писания, которые могут понять только просвещенные Духом люди; для Павла христиане теперь такие просвещенные (1:9,12). Этоутверждение направлено против мистиков, претендовавших на особое откровение для избранных, к которым они причисляли только самих себя (2:18). 1:27. О том, что эта тайна станет известна язычникам, было предсказано (напр.: Ис. 66:19 ) и ныне исполняется (1:25). «Вет-хозаветные авторы часто заявляют, что Бог пребывает «среди» Своего народа Израиля ( Чис. 35:34 ), а на индивидуальном уровне – «внутри» некоторых из них ( Быт. 41:38 ; Чис. 27:18 ; Дан. 4:8,18; 5:11,14 ; 1Пет. 1:11 ). Но никто не предполагал присутствие Бога среди язычников – «внутри» них ( Кол. 2:12; 3:4,16 ) – конечно, на личностном уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Сообщения о войнах составляют важный мотив в пророчестве Иезекииля. И в начальном видении Бог предстает перед ним как воин, едущий на колеснице (1,15–18) в сопровождении небесного воинства (1,19–24). 1 бурный ветер. Т.е. один из видов теофании (богоявления). См. 4Цар. 2,1.11 ; Иов 38,1 ; Пс. 82,16; 148,8 ; Ис. 29,6; 66,15 ; Иер. 4,13; 23,19; 30,23 ; Наум 1,3 ; Зах. 9,14 . 1:5–9 Упоминаемые здесь животные это херувимы (10,1; 15,17.20). Ср. Ис. 6,2 , а также Откр. 4,6 . Крылья их «соприкасались одно к другому» (ст. 9), что напоминает серафимов, поставленных в Святом Святых Соломонова храма ( 3Цар. 6,27 ; 2Пар. 3,11.12 ). 1 Подобие лиц их. Упоминаемые четыре лица представляют высшие формы жизни среди разных категорий тварных созданий. Лицо человека выше других, и оно обращено наружу. Телец представляет домашних животных, лев диких, а орел птиц. Эти существа образовали четырехугольник. Под каким бы углом ни смотреть на каждое из них, одновременно были видны четыре различных лица. 1 крылья. См. Ис. 6,2 и ком. к Иез. 1,5–9 . 1:13–14 горящих углей... огонь... сияние... молния. Огонь это первичный вид богоявления ( Быт. 15,17 ; Исх. 3,2; 13,21.22 ; Чис. 11,1 ; Пс. 17,9 ). 1 сильный шум. Звуковой компонент это обычный элемент богоявления, если в них участвует небесное воинство ( 2Цар. 5,24 ; 4Цар. 7,6 ; Иоил. 2,5 . Ср. также Быт. 3,8 ; Исх. 19,19 ; Ис. 6,4 ). См. об этом особенно 3,12.13; 10,5. 1 вид огня внутри него вокруг. Свет, характерный для присутствия Божия, заполняет всего человека (ср. Дан. 7,9.10 ) ведь Божественный свет является неприступным ( 1Тим. 6,16 ). Никто никогда не видел Бога, и никто не может описать Его; поэтому и Иезекииль говорит только о «видении подобия славы Господней» (2,1), т.е. он трижды избегает реального описания Бога. 1 радуга. Радуга не только отражает великолепие облика Божия, но и напоминает о Его обетованиях ( Быт. 9,16.17 ). Глава 3 3 тебя... Меня. Ср. Лк. 10,16 ; Ин. 8,42.47; 13,20 . 3 сделал... крепким. Намек на имя Иезекииля, которое на иврите означает: «Бог делает крепким, укрепляет».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В дальнейшем ещё чётче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Он будет величайший пророк, которого сыны Израиля будут обязаны слушать больше, чем самого Моисея. Этот обетованный Избавитель будет Богочеловеком. Он будет потомком царя Давида и в то же время Сыном Божий ( Пс.2:4 ). Он — сам Яхве ( Пс.109 ), поставлен от Господа не только вечным первосвященником, но и вечным царём над Сионом ( Пс.71:17 ), божественным пророком, учителем, у которого благодать льётся из уст и наполняет всю землю ведением. Он, будучи сам Бог и Слово Яхве, в то же время есть и Помазанник Божий, Христос ( Пс.44:3-8, 2:2-7 ). Время Боговоплощения было определено ещё патриархом Иаковом, который, благословляя сына своего Иуду, предсказал, что Примиритель придёт, когда оскудеют князья от колена Иудина и вожди избранного народа. По пророчеству Даниила, с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа предназначено 68 семилетий, по истечении которых будет предан смерти Христос ( Дан.9:25-27 ). Наконец, пророк Аггей прямо указывал, что слава второго Иерусалимского храма будет больше, нежели первого ( Агг.2:9 ), а Малахия от лица Господня обещал появление Предтечи, который приготовить путь перед Христом ( Мал.3:1 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии — о происхождении Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о рождении в Вифлееме ( Мих.5:2 ) от Девы ( Ис.7:14 ), о схождении на Него Духа Божий всеми своими дарами ( Ис.61:1 ), о торжественном входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о крестных страданиях и смерти (см. Ис.53 ; Пс.21:17-19, 39:79, 40:9-10, 68:22 ; Зах.11:12 ), о славном воскресении (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10, 19:6-7, 40:11, 67:2 ), о заключении Нового Завета ( Иер.32:40 ; Иез.34:23-25 ), о наступлении Его благодатного царства ( Пс.21:28-32, 44:7, 14-17, 71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.35:1-2, 10, 61:1-2 ), и о Его Втором Пришествии (см.

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

парал.), заменил собой великолепный, однако же во всем существенном устроенный по образцу скинии храм, разрушенный Навуходоносором и восстановленный после плена, хотя и не в прежнем великолепии, но с большим значением для будущего, ибо в нем имел явиться Мессия (Аггея 2:9). Символическим значением как скинии, так и храма было то, что они посвящены были в дом для обитания Иеговы (сн. Исх. 25:8  и мн. др. и 2 Самуил, или Цар. 7:5; 1 Парал. 28:6 и др. 478 ). «Как символ царства Божия в Израиле, скиния завета (как и потом храм) была центром теократии, которым исполнялось назначение ветхозаветного избранного народа: его призвание в народ Божий» 479 . Символически выражавшееся через скинию (срав. название ее mischchan от schachan жить, обитать, сн. Чис. 16:9; 31:47  и др. с Апок. 21:3 , с чем согласны и названия ее «дом Божий» срав. Исх. 23:19  и др. «скиния сближения ohel moëd Иеговы со Своим народом, срав. Бэра) пребывание Бога среди израильского народа было осуществлением союза, который Он заключил с Израилем, исполнением Своего обетования: Я приму вас в Свой народ и буду вашим Богом ( Исх. 6:7; 19:5,6 ), – земным субстратом жизненного общения, в которое Он вошел в благодатном снисхождении с семенем Авраама, – видимым изображением царства Божия в его до христианской стадии развития, как σκι μελλντων, как тень духовного жизненного единения того времени, когда Бог сделает жилище Себе в сердцах верующих, и Отец в Сыне через Святого Духа прославит их славой чад Божиих, так что они в Сыне и Святом Духе будут одно с Отцом, созерцая Его славу ( Ин. 17:20–24 ), – в чем состоит завершение царства Божия и цель человечества» (Кейль, «Библ. Археол.» стр. 121). Вот в сущности та великая идея, которая проникает новозаветное толкование ветхозаветного места Богослужения вообще: оно, следовательно, чисто типологическое 480 . И притом, описав, согласно Исх. 25–27 , устройство главнейших частей скинии ветхозаветной, св. апостол Павел прямо говорит, что она есть «παραβολ ες τν καιρν τν νεστηκτα» ( Евр. 9:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. язычникам». Иаков так. обр. был прообразом народа нов, христианского. Как Иаков после получения родительского благословения должен был бежать из дома родительского от злоумышления брата своего, так Церковь Христова при апостолах должна была по причине гонений от Иудеев отделиться от синги и проповедники ее идти к язычникам; но как потом при возвращении из Месопотамии Иаков примирился с братом своим Исавом, так есть надежда, что в последние дни Господь примирит отверженного Израиля с своею Церковью из язычников ( Рим.11:15–26 ). – Кроме того Иаков – Израиль, по учении учителей Церкви, своею таинственною борьбою с Богом прообразовал страдания Христа. Как Иаков остался один ночью для молитвы и боролся с Богом, так Иисус Христос уединился в саду Гефсиманском от учеников и имел молитвенное борение с правосудным гневом Божиим за грехи людей; Иаков мужественно выдержал борьбу с Богом, и Христос услышан был Богом-Отцом и с мужеством совершил подвиг страдания; Иаков после борьбы остался с знаком повреждения стегна, так Христос после Своей победы над смертью имел на теле язвы страдания (см. Ин.20:20 и 27). Иакову за его борьбу с Богом, за его духовный молитвенно-покаянный подвиг, наречено новое имя: Израиль; так Христа за Его смирение до смерти крестной Бог-Отец «превознес и даровал ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 и 10). – При окончательном устроении Церкви ветхозаветной славным и ясным прообразом Мессии является Моисей. Он был чрезвычайным посланником от Бога и «верен во всем доме Его», прославлен особенною близостью к Богу и небесным блеском лица своего; так и Христос, новый чрезвычайный Посланник от Бога, верный Поставившему Его Владыкою и Господом Церкви, прославлен большею славою, чем Моисей ( Евр.3:1–6 ). Как законодатель и посредник ветхого завета, Моисей прообразовал законодателя новозаветного ( Ин.1:18 ) и «ходатая Бога и человеков», Иисуса Христа ( 1Тим.2:5 ). Как великий пророк, несравнимый с другими ветхозаветными пророками, Моисей беседовал с Богом устами к устам ( Чис.12:6–8 ) и прославлен был великими чудесами, так что непослушание ему всегда вызывало карающий гнев Божий: таким пророческим служением своим Моисей прообразовал Пророка – чудотворца Мессию, как о том возвестил Господь самому Моисею: «Я воздвигну им пророка из братьев их, такого как ты, и кто не послушает слов пророка того, с того Я взыщу» (Вт.18:18 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010