1 И было слово Господне к Ионе. Букв.: «слово Яхве было к Ионе». С некоторыми вариациями эта формулировка используется примерно 112 раз в Ветхом Завете для описания того, как дар предсказания сообщается пророку. Ионе, сыну Амафиину. Откровение Господне получает Иона («Голубь»), сын Амафии («Истина»). Пророк Иона упоминается в 4Цар. 14,25 как историческая личность. См. Введение: Время и обстоятельства написания. 1:2 Ниневия главный город и последняя столица Ассирийской империи, располагавшийся на восточной стороне реки Тигр. Археологические исследования подтвердили его длительную и богатую событиями историю. иди в Ниневию. В поручении Ионе содержится смысл высшей власти Божией над всеми народами. Он Судия над всей землей ( Быт. 6,13; 18,20.21 ). проповедуй в нем. Иона понял, что изрекаемое через него осуждение Господом ассирийской державы не будет окончательным (см. ком. к 4,2), пророчество оставляло Ниневии возможность для раскаяния. злодеяния его дошли до Меня. В более позднем пророчестве Наума (VII в. до Р.Х.) Ниневия (Ассирия) является главным объектом гнева Божиего и служит воплощением зла и жестокости ( Наум 2,13; 3,4–7 ). 1 Фарсис. Это название может означать определенную географическую точку в средиземноморском ареале, от Левантийского побережья до порта Тартессус на юго-западе Испании, или же, в обобщающем смысле, удаленные прибрежные страны Средиземноморья. от лица Господня. Поскольку присутствие Божие распространяется даже на «край моря» ( Пс. 138,9 ), укрыться от Него невозможно. 1 Господь воздвиг на море крепкий ветер. Бог Ионы Творец и Повелитель моря ( Исх. 10,13–19; 14,21; 15,8.10 ; Чис. 11,31 ; Пс. 134,6 ; Ам. 4,13 ; Наум 1,4 ). 1 встань, воззови. Этот призыв начальника корабля воспроизводит те же самые еврейские слова, сказанные Богом, когда Он повелел Ионе идти и проповедовать в Ниневии. 1 пойдем, бросим жребии. Жребий был обычным приемом, использовавшимся, чтобы узнать волю Бога или богов. Эта практика не была запрещена в древнем Израиле, так как жребии также подвластны Господу ( Чис. 26,55; 33,54; 34,13 ; ; 1Пар. 6,54.61.65 ; Притч. 16,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В дальнейшем ещё чётче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Он будет величайший пророк, которого сыны Израиля будут обязаны слушать больше, чем самого Моисея. Этот обетованный Избавитель будет Богочеловеком. Он будет потомком царя Давида и в то же время Сыном Божий ( Пс.2:4 ). Он — сам Яхве ( Пс.109 ), поставлен от Господа не только вечным первосвященником, но и вечным царём над Сионом ( Пс.71:17 ), божественным пророком, учителем, у которого благодать льётся из уст и наполняет всю землю ведением. Он, будучи сам Бог и Слово Яхве, в то же время есть и Помазанник Божий, Христос ( Пс.44:3-8, 2:2-7 ). Время Боговоплощения было определено ещё патриархом Иаковом, который, благословляя сына своего Иуду, предсказал, что Примиритель придёт, когда оскудеют князья от колена Иудина и вожди избранного народа. По пророчеству Даниила, с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа предназначено 68 семилетий, по истечении которых будет предан смерти Христос ( Дан.9:25-27 ). Наконец, пророк Аггей прямо указывал, что слава второго Иерусалимского храма будет больше, нежели первого ( Агг.2:9 ), а Малахия от лица Господня обещал появление Предтечи, который приготовить путь перед Христом ( Мал.3:1 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии — о происхождении Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о рождении в Вифлееме ( Мих.5:2 ) от Девы ( Ис.7:14 ), о схождении на Него Духа Божий всеми своими дарами ( Ис.61:1 ), о торжественном входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о крестных страданиях и смерти (см. Ис.53 ; Пс.21:17-19, 39:79, 40:9-10, 68:22 ; Зах.11:12 ), о славном воскресении (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10, 19:6-7, 40:11, 67:2 ), о заключении Нового Завета ( Иер.32:40 ; Иез.34:23-25 ), о наступлении Его благодатного царства ( Пс.21:28-32, 44:7, 14-17, 71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.35:1-2, 10, 61:1-2 ), и о Его Втором Пришествии (см.

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

В первый раз ему казалось достаточно только видеть Иисуса, а там что Бог даст, думал он. И вот ему удается увидеть Его. Желал ли, не желал ли при этом Закхей, чтобы и Христос его заметил, неизвестно. Но во всяком случае его не могло не потрясти до глубины души то, что Христос заметил его, что взоры его, напряженно устремленные на Иисуса, встретились с Его взорами. Во взоре Иисуса заключается могущественная благодатная сила. Христос предрек Петру, что он отречется от Него. Малодушный Апостол из страха человеческого действительно отрекся от Него во дворе архиерейском. «И обращсятогда Господь воззре на Петра: и помяну Петр слово Господне... И изшед вон плакася горько» (Лк. 22:61—62). Воззрение Христа на отрекшегося ученика потрясло его душу, и он горько заплакал. Чувство раскаяния, но вместе с тем и надежды на прощение и помилование с силой пробудилось и в душе Закхея, когда воззрел на него Господь взором благоволения и сострадания. Но еще с большей силой чувство раскаяния и надежды заговорило в нем, когда он услышал слово Христово: «Сойди поскорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Милостивый взор и милостивое слово Христово произвели решительный переворот в душе начальника мытарей. Он положил твердое намерение оставить греховную жизнь, прилепился всей душей ко Христу и с радостью принял Его в свой дом. Сего мало: искренность своего раскаяния и благодарности ко Христу, взыскавшему его Своей благодатью, он засвидетельствовал тем, что тотчас дал обет пред Ним загладить грехи свои перед ближними — делами милосердия. Он объявил, что одну половину имущества своего раздаст нищим, а из остальной вознаградит вчетверо обиженных им. Ни того, ни другого не требовал от Закхея закон Моисеев. В этом законе предписано только, чтоб незаконно присвоивший чужую собственность исповедал свой грех пред Господом и возвратил ее обиженному с прибавлением одной пятой части (см. Чис. 5:6—7). Закхей стал выше закона: обиженного им незаконным присвоением собственности он обязывается вознаградить вчетверо, — и, кроме того, отказывается от половины своих законных стяжаний в пользу нищих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Этот пророческий характер монашества налагает на него особую ответственность за всю Церковь , а не только за индивидуальное спасение монахов. Не заменяя собой иерархию, имеющую учительную власть, хранительницу Предания и сакраментальной структуры Церкви, монахи могут также играть свою роль в выражении богооткровенной истины, в той мере, в какой истина и святость – нераздельные реальности. Именно такое понимание церковной функции монашества него пророческой роли в истории спасения заставило Паламу оставить афонское уединение, ввергло в догматические споры, вынудило принимать активное участие в политической и социальной жизни его времени. Христианский экзистенциализм В противовес номинализму Варлаама мысль Паламы является торжественным утверждением имманентности Бога в истории и в человеке. Бог открывает себя миру не только «посредством тварного», но и непосредственно, в Иисусе Христе. «Веемы познали Сына со слов Отца, поучавших нас свыше ( Мф. 3, 16–17 ). СамДух Святой и сам неизреченный свет показали нам свидетельство Отца о возлюбленном Сыне; Сам Сын открыл нам имя Своего Отца и, будучи взят на небеса, обещал ниспослать к нам Духа Святого, чтобы он пребывал с нами во веки ( Ин. 14, 16 ); и сам Дух Святой, придя и обитая в нас, возвестил и преподал нам всю истину ( Ин. 16,13 ). Как же тогда мы познаем Бога через одно только тварное?.. Выходит, кто не имел опыта супружества, тот не знает и как Бог сопрягается с Церковью, поскольку не умеет заключить по аналогии из своего опыта, и ты посоветуешь всем избегать девства, чтобы найти это твое богопознание? Но тебя опровергнет Павел, который, будучи неженатым, первый провозгласил: тайна сия велика, но – в отношении Христа и Церкви ( Еф. 5, 32 ) ». 60 «Бога созерцают «видимо, а не в загадках»( Чис. 12, 8 );... Он срастается с достойными как с Собственными членами и единится с ними вплоть до всецелого вселения во всецелых праведников, равно как и они всецелыми всецело вселяются в Него;... «Дух через Сына изобильно изливается на нас " ( Тит. 3,6 ), однако не сотворяется». 61

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Прп. Амвросий Оптинский приводит учение Никиты Стифата , ученика прп. Симеона Нового Богослова (XI в.), о трех видах снов, соответствующих трем уровням духовного состояния человека. Об этом у Никиты Стифата во второй сотнице глав об очищении ума (гл. 60, 61, 62:63) с. 129–131] и у прп. Амвросия в письме девятом письмо 9, с. 15–16]. Прп. Никита различает: Мечтания. «Это суть такие сновидения, которыя не стоят неизменными в воображении ума, но которым предметы перемешиваются, одни вытесняют другие; от них никакой не бывает пользы, и самое мечтание их исчезает вместе с пробуждением; их тщательные ревнители презирать должны». Это простые психофизиологические сны. Иногда через такие сны воздействует на спящего и бесовская сила. По Никите Стифату такие сны «свойственны людям чувствительным и плотолюбивым, для коих бог чрево и укоризненное насыщение, коих ум объят тьмою, по причине нерадивой и страстьми истертой жизни, и над коими издеваются бесы посредством мечтаний». От таких сонных мечтаний должно избавляться и не должно им придавать никакого пророческого значения. В народе говорят: «Спит сном праведника». Это значит без сонных мечтаний. Видения. По прп. Никите Стифату «видения 35 суть такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так напечатлеваются в уме, что остаются на многие лета незабвенными: они показывают сбытие будущих вещей, доставляют душе пользу, приводя ее в умиление... тщательнейшие ревнители должны считать такие видения драгоценными». Видения (или зрения) бывают, по Никите Стифату , «тщательным ревнителям, очищающим душевные чувства, и чрез видимое благодетельно возводимым к постижению Божественных вещей и приумножению преспеяния». Очищенные ум и сердце и во сне видят ясно и от видимого имеют для души некоторую пользу. Откровения. Только здесь начинается пророческий уровень. По прп. Никите Стифату «Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие Божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей и общее применение мирских и человеческих дел». О таковых сказал Бог: Если будет у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним ( Чис. 12:6 ); и в книге Иоиля: И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ( Иоиль 2:28 ), Прп. Никита находит откровения возможными для духовно чистых и просвещенных душ, в Писании акцентируется внимание на действие Божие: Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать... Духовно совершенные вполне могут не иметь никаких откровений, Господь же, изливая Духа, может открываться во сне сынам и дочерям, юношам. Это избрание и воля Божия, хотя Господь, конечно, очищает и освящает Духом Своим Своих избранников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Выяснив во второй части своей пророческой речи причины страшного наказания, имеющего постигнуть Эдом, Авдий в третьей и последней части своей книги (17–21) переходит к утешению иудеев, к изображению той награды, которую получат они за перенесенные несчастья. 17 . «В горе же Сиони будет спасение, – говорит пророк, – и будет свята, и наследят дом Иаковль наследивших я». Под горою Сион в Св. Писании разумеется нередко город Иерусалим, храм иерусалимский и даже вообще Церковь Божия ( Ис.2:2–4 ; Мих.4:1–2 ; Зах.8:1–2 и др.); «и будет свята», т.е. будет свята гора Сион от восстановленного на ней храма. Слова: «и наследят дом Иаковль наследивших я» – понимаются различно. Некоторые толковники «наследивших я» переводят: hereditates suas – владении свои, т.е. владения, которые ранее принадлежали им – иудеям, а потом были захвачены идумеями и другими народами 59 . Но LXX, Вульгата и халд. парафр. эти слова переводят: τος κατακληρονομσατας ατος, possessores suos, – владетелей своих, т.е. иудеи даже покорят своих прежних господ, подчинят своей власти своих прежних победителей, или, как говорит бл. Феодорит, иудеи «овладеют вашей (идумеев) и других сопредельных народов землей» 60 . 18 . «И будет дом Иаковль огнь, дом же Иосифов пламень, а дом Исавов в тростие и возгорятся на них и поядят я, и не будет избегаяй дому Исавову яко Господь глагола». В Св. Писании огнь и пламень нередко употребляются в значении разрушения, уничтожения, как напр., у Ам.1:4 ; Ос.3:14 ; Ис.9:18, 10:16, 26:11 ; Прем.3:7 ; Чис.21:28 и др. Выражение – «дом Иаковль» понимается в смысле двух колен израильских (Иудина и Вениаминова), а – «дом Иосифов» остальных десяти колен. «Тростие» – stipula – солома, как символ всего слабого, незначительного, непрочного ( Исх.15:7 ; Ис.5:24, 33:12, 47:14 ; Наум.1:10 ; Мал.4:1 ), указывает на ту скорость, на ту легкость, с какой будут истреблены идумеи, т.е., по выражению Ефрема Сирина , «иудеи истребят идумеев, как огонь истребляет солому, и истребление их будет совершенное» 61 . Слова: «Не будет избегаяй дому Исавову» – указывают на то, что наказание непременно постигнет эдомитян, никто не избежит суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Глава 24 Мф.24:14 . «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.» " Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речете ми [слова духовника духовному чаду]. Священники на Страшном суде будут свидетелями пред Спасителем о покаявшихся грешниках, что они раскаялись или не раскаялись в тех или других грехах, и покаявшиеся будут прощены. Но для чего Богу свидетели, когда Он все знает Сам, как сказано: не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце [ Ин. 2:25 ]? Богу не нужны, но нам они нужны; нам приятно будет видеть, как священники засвидетельствуют об нас, пред Ангелами и человеками, что мы покаялись в грехах своих, осуждали себя, выражали отвращение ко греху, принимали твердое намерение не грешить. Вспомним слова Спасителя Апостолам: вы будете ведени к царем и владыкам во свидетельство им [ Мк. 13:9 ], или: проповедано будет Евангелие всем языком во свидетельство им [ Мф. 24:14 ]» т. 1, 240]. Мф.24:15 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, -» " Приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели ( Деян. 1:8 ). Проповеднику для сильного, действенного, животворного проповедания необходимо принять силу от Духа Святого, равно и учителю Закона Божия в училищах также необходимо молитвою испросить себе силу Духа Божия для плодотворного преподавания истин Закона Божия. Чтый, да разумеет (Ср.: Мф. 24:15 )» 54]. " Мерзость запустения да не стоит на месте святе (Ср.: Мф. 24:15 ; Дан. 9:27 ) – в сердце моем; огнь чуждый ( Чис. 26:61 ) да не вносится в скинию Божию, то есть огонь страстей – огнь попечений житейских. Забота о пище и питии, огнь чревоугодия, сребролюбия, скупости, зависти, ненависти и других грехов – да не вносится в сердце мое, которое есть храм Духа Святаго. – Сыне человечь! Всяцем хранением блюди твое сердце: от того бо исходи живота (Ср.: Притч. 4:20, 23 )» 452].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И чему дивиться, если те, коим во Христе вверено было бы от Бога это дело, поставляли вышеупомянутых служителей? Блаженный Моисей, «вверенный служитель во всем доме Божием» ( Евр. 3:2, 5 ; Чис. 12:7 ), все заповеданное Ему изобразил в священных книгах; ему последовали и прочие пророки, утверждая своим свидетельством его узаконения. Когда возникла распря о священстве, и колена Израилевы разногласили о том, какое из них должно быть украшено этим славным именем 58 , то Моисей повелел двенадцати начальникам колен принести к нему жезлы, на которых было написано имя каждого колена; и взявши их, связал, запечатал перстнями начальников колен, положил их в скинии свидения на трапезе Господней. И, заключив скинию, запечатал замки также, как и жезлы, и сказал им: братья, которого колена жезл расцветет, то избрал Бог к священству и служению Себе. На другой день утром созвал он всего Израиля, шесть сот тысяч человек, и показал начальникам колен печати их, и отворил скинию свидения и вынес жезлы: и оказалось, что жезл Ааронов не только расцвел но даже имел на себе плод. Как вы думаете, возлюбленные, не знал ли Моисей прежде, что это будет? Конечно знал, но так поступил он для того, чтобы не было возмущения во Израиле, для прославления имени «истинного и единого Бога» ( Ин.17:3 ). Ему слава во веки веков. Аминь. Глава XLIV. Апостольское распоряжение, чтобы не было распри о священстве. Вы несправедливо лишили должности людей законно избранных и честно избранных И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве 59 . По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей 60 , и потом присовокупили закон 61 , чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами 62 , с согласия всей Церкви 63 , и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары 64 будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого. Глава XLV. Нечестивым свойственно гнать праведных людей

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Мысль, широко распространенная в святоотеческих творениях. См., например, у св. Иоанна Златоуста: «Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостаивает это животное». Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Константинопольскаго Избранные творения. Беседы на Книгу Бытия, т. 1. М., 1993, с. 60–61. 344 Букв, «оба суть одно тело» (εν σμα εισιν αμφτεροι). 345 Так цитирует это место автор «Слова», переместив «и разделилась» (και μεμρισται) с начала 34 ст. в конец его. Подразумевается разделение в стремлениях между привязанностью ко Христу и житейскими попечениями. См.: Толковая Библия, т. 11. Петербург, 1913, с. 55. 346 Ср.: Чис. 16. Ссылаясь на это место Священного Писания, св. Григорий Палама замечает: «Достоит удивляться преизбытку терпения Божия: как это Он не послал на нас огонь с неба, как это было в отношении Корея и бывших с ним? Как это живыми не послал нас во ад, разверзши для нас землю и открыв бездну и пропасть,, как это было в отношении Дафана–и Авирона и всего их сборища?» Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский. Беседы, т. III. М., 1994, с. 236. 347 Так цитирует это место Священного Писания автор «Слова», заменяя «вы» общеизвестного текста на «мы». Ср. толкование: «Подлинно удивительно, что нищета обрела богатство. Богатством же называет здесь Апостол познание благочестия, очищение грехов, оправдание, освящение и прочие бесчисленные блага, какие Христос даровал и еще обещал, нам даровать». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника, Толкование Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 284. 348 Употребление слова «Богородица» в древнецерковной письменности становится обычным, начиная с III в. Так, Сократ Схоластик на сей счет замечает: «Ориген, в первом томе толкований на Послание Апостола к Римлянам, объявил, почему Она называется Богородицей, и подробно исследовал этот предмет». Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996, с. 297. 349

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Этот духовный огонь зажигается прежде всего чувством страха Божия. В самом деле, пусть размыслит каждый из нас: где он стоит и к Кому он приступает со своими молитвами? Величайший грешник, непослушный, употребивший во зло данные ему духовные силы, постоянно падающий, полный злых мыслей и чувств, дерзает беседовать со своим Владыкой и Творцом, пред Которым и праведники предстоят в трепетном ожидании Страшного суда. Что, если мера долготерпения Божия уже преисполнилась и вместо милосердия настало уже время суда? Что, если гнев Божий готов поразить его в ту минуту, когда он готов открыть свои лживые уста, которыми он уже столько раз лгал пред Богом в своих недостойных молитвах? Читаем мы в Слове Божием, что сыны Аарона, принесшие чуждый огонь Богу, были истреблены небесным огнем (см.: Лев.10:1–2 ; Чис.3:4; 26:61 ). Но Господь Бог и ныне все тот же Бог ( Евр.13:8 ), и если по милосердию Своему щадит нас, ради Крови возлюбленного Сына Своего, то это для того, чтобы дать нам время для покаяния. Да вострепещет душа наша пред лицом Господа Славы. Да сотрясется все существо наше страхом суда Божия. Да воззовет каждый из нас из глубины души: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Аминь. О благодати Святого Духа Как в кадиле, полном огня, фимиам неудержимо стремится вверх, точно так же пусть уносятся мои мысли и чувства туда, к небу, к Престолу Твоей благодати, Господи! Но, увы, по большей части или нечисты, или слабы, а потому бездейственны наши молитвы. Или мы молимся о земном благополучии, о земном счастии – и не слышит нас Господь. Или молимся об освобождении от грехов, об изменении порочной жизни, но так вяло и слабо, как будто это такое небольшое зло, с которым без всякого для себя вреда можно прожить до самой смерти. Предаем самих себя воле Божией, но только на одних словах, подобно тому как подписываемся в письмах «покорнейшими слугами» всех и каждого, не обязывая себя этим ни к чему. Такая слабая и безжизненная молитва вместо того, чтобы оживить и укрепить нашу волю на добро, напротив, еще более ее обессиливает.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010