Мессия должен иметь две природы: человеческую ( Быт.3:15 ; Ис.7:14 ; Быт.22:18 ; Пс.39:7 ; Дан7:13 ) и Божественную ( Пс.2 ; Пс.44 ; Пс.109 ; Ис.9:6 ; Иер.23:5 ; Вар.3:36-38 ; Мих.5:2 ; Мал.3:1 ); быть величайшим пророком ( Втор.18:18 ); царем ( Быт.49:10 ; 2 Цар.7:13 ; Пс. 2 ; Пс.131:11 ; Иез.37:24 ; Дан.7:13 ) и первосвященником ( Пс.109 ; Зах.6:12 ), помазанным Богом (Отцом) на эти служения ( Пс. 2 ; Пс.44 ; Ис. 42 ; Ис.61:1-4 ; Дан.9:24-27 ), добрым Пастырем ( Иез.34:23-24; 37:24 ; Мих.5:3 ). Он должен произойти от Авраама ( Быт.22:18 ), из колена Иуды ( Быт.49:9 ), из рода царя Давида ( 2 Цар.7:13 ), родится от Девы ( Ис.7:14 ) в городе Вифлееме ( Мих.5:2 ), распространять духовный свет ( Ис.9:1-2 ), исцелять больных ( Ис.35:5-6 ), пострадать, быть пронзенным, умереть, быть погребенным в новом гробе, потом воскреснуть ( Быт.49:9-11 ; Пс.39:7-10 ; Ис.50:5-7 и 53я глава; Зах.12:10 ; Пс.15:9-11 ) и вывести души из ада ( Зах.9:11 ). Время Его пришествия должно совпасть с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности ( Быт.49:10 ), что должно произойти не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима ( Дан.9:24-27 ) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма ( Агг.2:6 ; Мал.3:1 ). Согласно новозаветной и христианской экзегетической традиции, с ветхозаветными пророчествами были связаны также многие события, произошедшие в земной жизни Христа, среди которых: избиение младенцев в окрестностях Вифлеема ( Иер.31:15 ); проповедь Христа в Галилее ( Ис.9:1 ); вход в Иерусалим на ослице ( Зах.9:9 ; Быт.49:11 ); предательство Христа Иудой ( Пс.40:10 ; Пс.54:14 ; Пс.108:5 ) за тридцать серебряников и покупка на эти деньги села горшечника ( Зах.11:12 ); поругания и оплевания ( Ис.50:4-11 ), подробности распятия (21й псалом); причисление Мессии к беззаконникам и погребение у богатого ( Ис. 53 ); наступление тьмы во время распятия Христа ( Ам.8:9 ; Зах.14:5-9 ) и раскаяние народа ( Зах.12:10-13 ). Важным делом Мессии должно стать поражение дьявола и его силы ( Быт.3:15 ; Чис.24:17 ), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов ( Пс. 39 ; Ис.35:5-7; 42:1-12; 50:4 и 53 глава и 61:1–4; Зах.3:8-9 ) и примирение с Богом ( Быт.49:10 ; Иер.23:5 и 31:34; Иез.36:24-27 ; Дан.9:24-27 ; Зах.13:1 ). Он должен освятить верующих ( Зах.6:12 ), установить Новый Завет в замен ветхого ( Ис.42:2; 55:3 и 59:20–21; Дан.9:24-27 ), и этот завет будет вечным ( Иер.31:31 ; Ис.55:3 ). Ветхозаветные эсхатологические свидетельства предсказывают о призвании язычников в Царство Мессии ( Пс.71:10 ; Ис.11:1-11; 43:16-28; 49:6 и 65:1–3), о распространении веры, начиная с Иерусалима ( Ис.2:2 ), о том, что Его духовные блага должны распространиться на все человечество ( Быт.22:18 ; Пс.131:11 ; Ис.11:1; 42:1-12 и 54:1–5; Иез.34:23 и 37:24; Ам.9:11-12 ; Агг.2:6 ; Соф.3:9 ; Зах.9:9-11 ), а также о духовной радости верующих ( Ис.12:3 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

И мы видим, что и богатые, и высокопоставленные мужи лично участвуют в работах сельского хозяйства. Саул, объявленный царем, возвращается вечером с поля с своими рабочими волами ( 1Цар.11:5 ). Елисей, богатый отец которого имеет 12 упряжей волов для вспашки поля, сам управляет одной из них, когда к нему приходит пр. Илия и призывает его следовать за ним ( 3Цар.19:19 ). Богатый человек в Сонаме, о жене которого не раз говорилось, сам находится при жнецах на поле ( 4Цар.4:18 ). Равным образом Вооз ночью спит на гумне, чтобы стеречь вороха хлеба ( Руф.3:7 ). Кроме того, на больших участках работает множество людей – дети, владетели, рабы и рабыни. Так рабы и служанки Вооза работают во время жатвы на его поле, находясь под присмотром особенно доверенного раба ( Руф.2:5 сл.). Поставленный над имуществом Саула распорядитель имел, по 2Цар.9:9 и д., 15 сыновей и 20 рабов, которые возделывали с ним поле. Такими управителями, естественно, должны были пользоваться те землевладельцы, которые какой либо службой были удалены от своего удела или предпочитали в больших городах проживать произведения своих уделов. 24). В служебном отношении к земледелию стояло скотоводство, которое ранее было главным занятием Израильтян и к которому и позднее они имели сильную любовь (§ 4). Поэтому стрижение овец на больших уделах было выдающимся праздником, так, напр., Авессалом мог приглашать братьев своих на такой праздник ( 2Цар.13:24 ). И в тех местностях, которые составляли переходную ступень между культурной страной и пустыней, скотоводство оставалось главным занятием жителей. Так живущий в Маоне Навал имел на Кармиле большой скотный двор, 3 тысячи овец и 1.000 коз ( 1Цар.25:2 ). О пастухах Фекойских говорится в Ам.1:1 . Особенно же колена, жившие на северо-восток от Мертвого моря, имели большие стада, Чис.32:3 и д. 61 . И эта деятельность восхваляется в книге Притчей. Хорошо наблюдай, говорится в Притч.27:23 и д., за своим скотом, имей попечение о стадах своих, ибо богатство может пропасть, и власть – непостоянна; но если собраны горные травы, то есть у тебя овцы – на одежду твою, а козы – на покупку поля, молоко козье для пропитания твоего и твоего дома и на продовольствие твоим служанкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Солнце закатилось. Раздается шум голосов и инструментов. При свете факелов, которые несет свита, жених, сопровождаемый друзьями, приближается к жилищу невесты; ему предшествуют музыканты и певцы ( Иер.25:10 ; Суд.14:11 ; 1Мак.9:39 ; Мф.9:15 ); на женихе самая лучшая одежда; на его голове брачная чалма, увенчанная короной ( Ис.61:10 ; Песн.2:11 ). Жених входит в дом невесты, которая со своими подругами с нетерпением ждет его появления ( Мф.25:6 ): жених берет ( Чис.12:1 ; 1Пар.2:21 ) 69 невесту при торжественных выражениях веселья ( Пс.44:15 ). Отселе — это молодая чета. В сопровождении своих родных, друзей и подруг, молодые направляются в брачный дом жениха с веселой свитой факельщиков, музыкантов и певцов ( Откр.18:22–23 ); девицы — подруги новобрачной — встречают жениха и провожают молодых со светильниками в руках, без которых они не могут быть допущены в число приглашенных ( Мф.25 ); на улице теснятся любопытные зрители процессии ( Песн.3:11 ); друзья жениха и подруги невесты поют брачную песнь ( Иер.7:34 ), прославляя молодую супругу. В доме жениха молодых ждал праздник, на который приглашались все друзья и соседи ( Быт.29:22 ; Мф.22:1–10 ; Лк.14:8 ; Ин.2:2 ). Домохозяин снабжал своих гостей приличными ( Мф.22:11 ) для праздника одеждами. Праздник продолжался семь, а иногда даже четырнадцать дней ( Суд.14:12 ; Тов.8:19 ). Гости предавались увеселениям, особенно любимым на Востоке, а именно загадкам ( Суд.14:12 ), всегда заключающим в себе практический смысл, равно как и другим забавам и развлечениям. Теперь жених входил в прямое сообщение со своей невестой и радость друга жениха была исполнена , потому что он слышал, как молодые беседуют между собой ( Ин.3:29 ): значит дело, возложенное на него, приведено к доброму концу. В том случае, когда невеста была девица, гостям раздавались поджаренные колосья — символ многочадия и благополучия, которое призывалось на деву в ее супружеском жилище. Новобрачный был уволен в продолжение целого года от военной службы и вообще от всех общественных дел, которые могли бы удалить его из дома.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

В числе средств к совращению указывается также и предложение вина. 300 Весьма сродни также повествование Иосифа с представлением дела, по Chronicon Samaritanum 301 ; многое, несомненно, должно быть отнесено на долю собственной производительности Иосифа, как, например, бойкая речь к Еврейским юношам обольстительниц – Мадианиток, делающая более понятным, что стали преступать законы даже и знатнейшие из народа ( Чис.25:4 ). Речь Моисея, обращенная к собранию народа по данному поводу, и рассчитанная на покаянные чувства, – наряду с обычным риторизмом, заключает нелишнее указание на жизнь Израильтян в пустыне: «не то должно почитать прямым мужеством, – говорил, между прочим, Моисей, – чтобы брать верх над властью законов, а то, чтобы укрощать пагубные вожделения… Весьма непристойно, что они, жив целомудренно в пустыне, – теперь, будучи, в довольстве дают послабление страстям и «соблюденное в скудости» во время изобилия «теряют». Встретив дерзкое сопротивление и запальчивое препирательство Замврия 302 , в глазах всего народа нагло и демонстративно предававшегося низкому пороку, против которого возвышал свой голос Моисей, – последний, боясь нового возмущения, решается «стерпеть» на этот раз наносимую ему обиду и «распускает собрание, не сказав слова». Тем отважнее и ярче выступает мужественная ревность (при этом бездействии 303 вождя) – Финееса и «других» упоминаемых Иосифом «юношей», возревновавших о чести и величестве Иеговы, оскорбляемого низким плотоугодием развратников. В результатах победы, одержанной над Мадианятами, по определению суда Божьего – за увлечение к нечестию, – Иосиф уклоняется от Библии прежде всего в том, что у него победители оставляют в живых «только девиц», а по Библии – всех «женщин и детей», из числа коих уже после Моисей (разгневанный за недостаточное отмщение отклонителям от Господа в угождение Фегору) повелел избить «всех детей мужеского пола и всех женщин, познавших мужа»; неточно передается и число волов, взятых в добычу (вместо 72.000) – 52.000; ослов – 60.000 (вместо 61.000).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

—70— нуждает их отказываться (от более полезной пищи). Воспитанные в невежестве и не обладая хорошим умом, они боятся знания, которое им подобало приобретать даже и очень большими трудами и достигать с самым сильным старанием. Так человек духовный будет услаждаться словами Спасителя нашего и предпочтет взывать со всей справедливостью: «Как сладки гортани моей словеса Твои, – лучше меда и сота для уст моих!» ( Пс.118:103 ). Душевный же Иудей (человек), безрассудно считая безумием духовное таинство и словами Спасителя призываемый восходить к подобающему человеку разумению, всегда ниспадает в обычное ему безумие ( 1Кор.2:14 , – 1:18–23), худое называя хорошим, а хорошее худым, по слову Пророка ( Ис.5:20 ). И в этом также он оказывается патриотом и подражателем невежества своих предков. Те, получая манну от Бога и участвуя в вышнем благословении, увлекались к обычной своей худости, требовали Египетских зловонных трав – лука и чеснока и желали иметь котлы с мясом. Эти же, призываемые к получению животворной благодати Духа и Хлеба Истинного, научаемые вкушать Пришедшего от Бога и Отца, уклоняются к обычному своему заблуждению, «будучи более сластолюбцы, чем боголюбцы» ( 2Тим.3:4 ). И, как и предки их порицали питание манной, дерзая говорить: «Душа наша иссохла (изнывает)» от манны этой ( Чис.11:6 ), так и они опять отвергают Истинный Хлеб, не стыдясь говорить: «Жестоко (есть) слово это». Посему должно быть мудрыми слушателями (учениками) божественных таинств, надо быть опытными меновщиками, чтобы знать настоящую и под- —71— дельную монету, ни к тому, что усвоено верой, не своевременно не ставить неразрешимых вопросов, ни к тому, что требует исследования, не расточать веры, иногда вредной, но всему, что сообщается, воздавать должное и идти как бы прямой стезей, отказываясь уклоняться в ту и другую (от нее) сторону. Царским путем подобает шествовать идущему в правоту веры Христовой. 6:61. 62. Сие (ли) вы блазнит? Аще убо узрите Сына Человеческого восходяща, идеже бе прежде 1816 ?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2:36–58 Следующими перечисляются те, кто имел непосредственное отношение к отправлению храмового служения: священники (2,36–39), левиты (2,40), певцы (2,41), привратники (2,42), служители при храме (2,43–54) и слуги Соломоновы (2,55–57). 2:59–63 Последними перечисляются те, кто не мог доказать своей принадлежности к Израилю. Здесь опять сначала говорится о простых людях (2,60) и лишь затем о священниках (2,61). 2 исключены из священства. Чтобы иметь право называться священником, необходимо было доказать свое происхождение от Аарона ( Исх. 29,44 ; Чис. 3,3 ). 2 не ели великой святыни. Только священник и члены его семьи имели право употреблять в пищу часть жертвенного животного ( Лев. 22,10 ). с уримом и туммимом. Это средство, к которому прибегали при принятии важных решений ( Исх. 28,30 ), в данном случае было необходимо для доказательства священнического происхождения тех, кто сам его доказать не мог. 2 сорока двух тысяч трехсот шестидесяти. Такое же число переселенцев указано и в Неем. 7,66 . Число всех названных в гл. 2 переселенцев равно 29818, а в перечне у Неемии (гл. 7) 31089. Это можно объяснить либо тем, что при подсчете общего количества возвратившихся учитывались какие-то еще группы переселенцев, оставшиеся неназванными, либо ошибкой древнего переписчика. 2:68–69 доброхотно жертвовали. Первоначальный храм также был построен на добровольные пожертвования ( 1Пар. 29,1–9 ), а не посредством обязательной подати. Принцип, согласно которому надлежит по возможности подавать больше, нежели в обязательном порядке требуется от каждого, остается действенным и при строительстве новозаветного Царства ( 2Кор. 8,11 ). 2:70 Ср. ст. 1. Бог возвратил народ Свой в землю обетованную. Глава 3 36,22 Народ восстанавливает жертвенник и возобновляет жертвоприношения (3,1–6), а затем приступает к восстановлению самого храма (3,7 6,22). Вдохновленные пророками Аггеем и Захарией (5,1.2) и заручившись Божиим благословением (5,5), иудеи преуспевают в своем предприятии, несмотря на препятствия, чинимые соседними народами (4,1–24) и областеначальником Фафнаем (5,3 6,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

К вам простираю руки, примите меня! Прощай, мир, прощай, многотрудный, и пощади тех, которые будут после меня! 55. Против него же К Богу взываю. Что это? Беги от меня скорее, беги, злобный зверь, человекоубийца! Для чего тревожишь меня, не потерпев никакой обиды? Иди в своих свиней и наполняй глубины; 5. они готовы принять тебя, низринувшегося в бездну. Но не прикасайся ко мне, иначе низложу тебя крестом: перед его державой все ужасается и трепещет от страха. 56. Против него же Беги от сих начертаний, мучитель, и не беспокой меня! Беги всякий, кто лукав: во мне написуется Христос; да не рассеивается же собранная мной воедино мысль! Отступите от меня все, кого Христос не отводит вдаль от земного! 57. Против него же И это – твое приражение, злобный; это ты, хитрыми изворотами закравшись ко мне в ум, убеждаешь меня ловить негу удовольствий. Но нет, не убедишь меня. Не верить тебе внушил мне Адам. 5. Пресмыкайся же по земле; я буду попирать твою голову. А если у тебя достанет еще сил угрызать мою ногу, то повешу тебя, изваяв из меди (см.: Чис. 21:8–9 ), чтобы, взирая, спасаться от вреда. 58. Против него же Отойди, отойди от меня, неприязненный человекоубийца! Отойди, страшное привидение, неистовая злоба! Отойди! У меня в сердце Христос; Ему принес я в дар свою душу. Откажись от меня и беги скорее прочь! 5. Ах! Помогите мне, Ангелыпредстатели! Ах! Ко мне приступает мучитель и тать; умоляю вас, друзья, избавьте меня от него! 59. Против него же Приходил, приходил ты ко мне, злобный, но остановлен. Как скоро заметил я дым, догадался, что будет и огонь. Сильное зловоние – явный признак змия. А я подъемлю крест. Он страж моей жизни, 5. он связует собой весь мир и приносит его Богу. Убойся креста, отойди, не являйся вторично. Меня благодать именует нескверным предстоятелем. Долго ли тебе, долго ли подавлять меня бедствиями? За меня умер Бог и потом воскрес. Уважь купель 103 , отойди, человекоубийца! Как прежде уловил ты меня горьким сластолюбием, так теперь хочешь злобно умертвить. Отойди, отойди; я чувствую твое нападение. Пусть одолеешь мое тело, но ничего не потерпит ум. 61. Плач Истощается во мне образ Божий; какое рассуждение поможет мне? Истощается образ – дар пречистого Бога, и предается поруганию. О зависть, зависть! меня воспламеняют чуждые мне учения и умствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Между тем как брак со снохою – в случае если умерший брат имел сына или детей, – был запрещаем, как оскорбление братского отношения, – в случае бездетности умершего он был предписываем как долг любви для созидания дома брата, для сохранения его рода и имени. В первом случае дом (семья) брата сохраняется в его целости от лишней примеси; последнею заповедью недостаточность его бытия пополняется чрез то, что запрещено в первом случае. В обоих случаях воздается долг умершему брату и братской любви как нравственпому основанию его дома. Вот в чем заключается мотив для нравственного и юридического значения левирата, а не «в намерении законодателя удержать комплект наследственных имений и предотвратить передачу вотчин от одного рода в другой». 875 Чтобы пробудить и воспитать в народе истинную взаимную любовь, как духовный союз брака, закон установил, чтобы тот, кто обручился с женою, но еще не взял ее, мог пред сражением выходить из войска и возвращаться в свой дом, «чтобы он не умер в бою и его обручница не перешла в жены другому» ( Втор.20:7 ), а тот, кто только что взял жену, «чтобы не выходил с войском, но в продолжении одного года оставался свободным в своем доме от гражданских обязанностей для утехи жены, которую он взял» ( Втор.24:5 ). Но с другой стороны с большою ревностью закон старался воспрепятствовать нецеломудрию и разврату, требовать чистоты и супружеской верности, и представить защиту женскому полу против уже в десятословии запрещенной похоти мужа. В этом отношении заповедуется, чтобы тот, кто нападет и изнасилует девицу, взял ее за себя, а также заплатил ее отцу штраф 50 сиклей серебра и не имел права, развестись с нею никогда ( Втор.22:28 ). Далее если муж оклеветал вступающую с ним в брак в девическом нецеломудрии, то закон повелевал исследовать ее девство и подвергнуть клеветника определенному денежному штрафу в 100 сиклей серебра с лишением права когда-либо развестись ( Втор.22:13–19 ). Но если его обвинение при судебном исследовании оказывалось основательным, то девица побивалась камнями пред дверьми родительского дома, потому что «она сделала срамное дело (nebalah) средн Израиля» ( Втор.22:20 ). Равным образом обрученная девица, которая в городе позволила изнасиловать себя другому, побивалась, вместе со своим соблазнителем, пред вратами города до смерти ( Втор.22:23 ). 880 Далее прелюбодеяние, запрещенное в десятословии, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины наказывалось смертью ( Лев.20:10 ; Втор.22:22 ); 881 даже общение с собственною женою во время ее кровотечения подвергалось угрозе истребления ( Лев.20:18 ). Наконец, если муж подозревал за своею женою связь с другим мужем, то он мог подвергнуть ее описанному в § 61 божественному суду, назначенному собственно к тому, чтобы открыть виновность или невинность подозреваемой ( Чис.5:11 и д).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Поскольку источник злобы нечестивых есть праведность как таковая, поскольку скрежетание есть символическое обозначение адских мук: «тьма внешняя, там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). Пс.4:3             Сыны человеческие, доколе слава моя в поругании?.. «Сыны человеческие» бене иш – еврейское бен (сын) в сочетании с другим словом может обозначать принадлежность по существу. Например, выражение «сын ста лет» ( Быт.11:10 ) означает возраст человека – полные сто лет. «Сыны Божии» – люди, кто живет по-божески, либо верные Богу ангелы. Если о Боге сказано «Сын Человеческий», то это значит «Человек вполне». Высшая слава Бога открылась в том, что Он был Человеком вполне, это значит – до смерти. Мы, – говорит апостол, который присутствовал на Голгофе, – «увидели славу Его» ( Ин.1:14 ). Если о человеках сказано «сыны человеческие (дочери человеческие)», то это могут быть: 1) просто человеки ( Чис.23:19 ; Пс.8:5 ); 2) те, кто не живет по-божески, люди сами по себе; «сыны человеческие» строили Вавилонскую башню ( Быт.11:5 ), «дочери человеческие» послужили совращению «сынов Божиих» ( Быт.6:2,4 ); «сыны человеческие» – сугубые грешники ( Пс.57 /56:5); «суета – сыны человеческие (бене адам), ложь – сыны человека (бене иш)» ( Пс.62 /61:10). К таковым и обращается Давид. «Доколе слава (кавод) моя в поругании» – «Ты, Господи, слава моя», – говорил Давид ( Пс.3:4 ). Человек, право славящий Бога, оказался одинок среди «сынов человеческих». Интересную интерпретацию дает Септуагинта : «сыны человеческие, доколе (вы) тяжелы сердцем? 44 ». С этими людьми произошло то же, что с фараоном, который встретился со «славой Яхве» кевод Яхве: сердце фараона стало «тяжкое» (кавед) – в значении «упорное», «жестокое», необращающееся к добру (см. Пс.3:4 ). Пс.4:3             …вы любите пустое и ищете ложь. " Пустое» – рик . Необходимо вспомнить начало Псалма 2. Давид живет среди тех, кто «тщится о пустом (рик)», умышляет пустое ( Пс.2:1 ); по истолкованию апостолов – таковы же «люди Израиля», которые восстали на Помазанника Божия ( Деян.4:27 ). Те, кто «умышляют» против Христа, делают это с великим тщанием («умышляют, упражняются, поучаются, усердствуют, тщатся» – глагол хага), которое подобает блюсти при изучении Торы ( Пс.1:2 ). Давид объясняет, как и почему это происходит в действительности, что люди упорно подвергают «славу Яхве» поруганию: они возлюбили пустоту и взыскали ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Этот стих полезно сопоставить с загадочным высказыванием в Авв. 2:6 , где пророк высмеивает потерю ассирийскими завоевателями добытых злодеяниями богатств. 77:9. Поражение сынов Ефремовых. О каком именно сражении идет речь, неясно. Имя Ефрем часто используется для обозначения всего Северного царства Израиль. Вероятно, здесь подразумевается какое-то событие из ранней истории Израиля, например, поражение от филистимлян, которое привело к утрате ковчега Завета. Такое предположение подтверждается тем, что перечень бедствий (в ст. 60–64) завершается этим инцидентом. Некоторые исследователи, однако, относят этот эпизод к значительно более позднему времени – к падению Северного царства под натиском ассирийцев в 722 г. до н. э. 77:12. Поле Цоан. Цоан – египетский город в области Djánet, который феки называли Танисом. Он стал столицей региона Дельты в XII в. до н. э., в период 21-й династии. В этом регионе израильтяне обосновались в Египте во времена Моисея. 77:14. Облако и свет огня. Это относится к облачному и огненному столпам, которые сопровождали израильтян в пустыне. Более подробная информация об этом приведена в коммент. к Исх. 13:21,22 . 77:16. Вода из скалы. См. коммент. к Исх. 17 и Чис. 20 . 77:24. Манна. См. коммент. к Исх. 16:4–9 . 77:27. Птицы пернатые. См. коммент. к Исх. 16 . 77:44–51. Казни египетские. См. коммент. к Исх. 7–11 . 77:60. Отринутый Силом. Город Силом (совр. Khirbit Seilun), расположенный в центральной части Ефремовых гор, служил местом священных собраний до перенесения богослужения в Иерусалим. Раскопками обнаружены обширные остатки архитектурных сооружений, относящихся к XI в. до н. э. Поселение в этом месте существовало на протяжении всего железного века, но суду Божьему подверглось именно святилище. Считается, что город был разграблен филистимлянами после сражения при Афеке ( 1Цар. 4 ). 77:61. Отдал славу (ковчег) в руки врага. См. 1Цар. 4–6 и соответствующие коммент. 78:1. Исторический контекст. В ветхозаветную эпоху храм был осквернен, а Иерусалим превращен в развалины только однажды – в 587 г. до н. э., когда город пал под натиском вавилонян. 78:2. Трупы рабов отдали на съедение птицам и зверям. В эпосе о Гильгамеше Энкиду советует Гильгамешу бросить тело поверженного хранителя кедрового леса Хувавы на съедение птицам и псам. Более подробную информацию об оставленных без погребения телах врагов см. в коммент. к 3Цар. 16:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010