Иезекииля: „от верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене… были резные изображения, сделаны были херувимы… и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой к пальме лицо львиное“ ( Иез.41:17–19 ). Из снесения заповеди Божией с описанием пророка следует, что Сам Господь, запретивший людям строить кумиров, – повелел сделать херувимов с лицом человеческим и животным. Значит, не всякое человеческое изображение или изображение животного есть кумир. Запретил Бог, как мы слышали из Второзакония, делать людям „изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами“... Опять спрошу вас: что же, Господь никаких животных и птиц для славы Своего Имени не велел изображать? Я уже читал вам из пр. Иезекииля, что у херувимов были львиные лица ( Иез.41:19 ). А лев – животное. Таким образом священные изображения с лицами животных верующим можно было делать. Следовательно, не всякое изображение животного есть идол. В кн. Исход про херувимов сказано: „и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку“… ( Исх.25:20 ). Видим отсюда, что священные херувимы были крылатые. Крылья же составляют принадлежность птиц. Таким образом, Бог не возбранял народу Своему иметь священные изображения в виде птиц. Мои доказательства из Библии производили сильное воздействие на народ. Штундисты стояли угнетённые. – Я продолжал речь: – Ничего укорительного для православной Церкви не находим мы и в последнем прочитанном стихе из 4 гл. Второзакония. В этом стихе осуждаются идольские „изображения какого-либо гада, ползающего по земле“ ( Втор.4:18 ст.) – Всякое ли изображение гада греховно и противно Богу? Нет. В кн. так говорится: „и сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека) ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея“... ( Чис.21:8,9 ). Убеждаемся отсюда, что изображение змея, выставленное для славы Истинного Бога, священно и Господу не противно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех, простер свои руки, – и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест ( Исх 17:8–13 ). У другого пророка говорит Бог: «весь день Я простирал руки Мои к народу непослушному и противящемуся праведному пути Моему» ( Ис 65:2 ; Рим 10:21 ). И еще: Моисей делает образ Иисуса, – что именно Он пострадает и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени (знаке) креста, – в то время, когда Израиль гибнул от змеев ( Чис. 21:6–9 ; Ин. 3:14 ). Так как преступление Евы произошло посредством змея ( Быт 3:1 ), то Бог попустил всякому змею угрызать израильтян, и они умирали для того, чтобы вразумить их, что они за свое преступление преданы смертной скорби. Тогда Моисей, который дал заповедь: «не будет вам богом ни изваяние, ни слияние» ( Втор 27:15 ), сам вот что делает, чтобы показать образ Иисуса. Он делает медного змея, полагает его на дереве и чрез глашатая созывает народ. Собравшись, израильтяне просили Моисея принести за них жертву и помолиться об исцелении их. А Моисей сказал им: когда кто-нибудь из вас будет угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на дереве, и с верою надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и тотчас исцелится. Так они и делали. Видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него ( Кол 1:16 ). Далее, что говорит Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал как пророку, такое имя ( Чис 13:17 ) для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской, он сказал ему: «возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорит Господь, то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем весь дом Амалика» ( Исх 17:14 ). Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти. Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: «Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколе Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109:1 ; Мф. 22:43–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslan...

Как мало бы осталось затруднений для веры, если бы люди меньше прикладывали свою мерку, а больше старались бы проникнуть в смысл слов продиктованных Духом Святым. Покупка гумна Орны Ищущие ошибок в Библии берут два места, одно из 2Цар. 24:24 и другое из 1Пар. 21:25 и утверждают, что якобы они противоречат друг другу, так как указывают разную сумму денег, уплаченную Давидом за гумно Орны. В первом случае, действительно, упоминается 50 сиклей серебра (5 фунтов 14 шиллингов), во втором – 600 сиклей золотых (1095 фунтов стерлингов). Совсем по другому эти места выглядят в глазах человека, приступающего к изучению Библии с благоговением; такой читатель очень скоро обнаружит, что тексты не противоречат друг другу, а что в них имеется в виду две разные покупки. 2Цар. 24:24 сообщает: «И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра», а в 1Пар. 21:25 говорится: «И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота». В Писании «место» означает чаще всего значительную площадь земли, иногда целый город, как например, в Быт. 18:24 , тогда как гумно, без всякого сомнения, представляет собою весьма незначительную площадь. Становится ясно, что Давид после всех памятных событий, упоминаемых в этих главах, сперва купил гумно, на котором поставил жертвенник, и впоследствии приобрел и все место, которое представляло собою, не что иное, как гору Мориа (место жертвенника Авраамова Быт. 22 ), чтобы построить на нем храм Господень. Такой взгляд поразительно подтверждается тем фактом, что в сообщении 2 Царств нет совершенно упоминания о храме, тогда как в начале 22 гл. I Паралипоменон, являющейся продолжением 21 главы, читаем. «И сказал Давид: вот дом Господа Бога, и вот жертвенник для всесожжения Израиля». «Ошибка Павла» Имеется в виду видимое противоречие в числах, пораженных при Ваал-Фегоре. «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» ( Чис. 25:9 ). «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор. 10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Когда Катон, мудрый римский сенатор, закололся, то Юлий Цезарь, узнав об этом, воскликнул: " Теперь я лишился , величайшей победы, ибо я был намерен простить Катону все нанесенные мне оскорбления " . Библия дает нам также великие примеры прощения обид и оскорблений: с каким терпением сносил Моисей хулы и поругания от народа, будучи, как говорит Писание, кротчайшим из всех людей на земле (Чис. 11-12), и как терпел своего ругателя Семея царь и пророк Давид (2 Цар. 16, 10). А Господь наш Иисус Христос, уподобившийся терпеливому агнцу, не отверзающему Своих уст, не только простил Своих врагов и мучителей, но еще молился за них. И как скоро Бог умилостивляется и каким Он обладает всепрощением, говорит 102-й псалом: " Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не во век негодует... Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его " (Пс. 102, 8, 9, 13). Апостол Павел в XII главе (ст. 19-20) Послания к римлянам заклинает их не мстить за себя, давая место гневу Божию, ибо написано: " Мне отомщение, и Я воздам " (Втор. 32, 35), и убеждает их, если враг голоден, накормить его, если жаждет - напоить его. " Ибо, делая сие, - говорит апостол, - ты соберешь ему на голову горящие уголья " (Притч. 25, 21-22). Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности - воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу - сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. - Прим. авт.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Мал.1:8 . Зане аще приведете слепо на жертву, не зло ли? и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? приведи е князю твоему, еда приимет е? еда приимет лице твое? глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю: будет ли он доволен тобою, и благосклонно ли примет тебя? – говорит Господь Саваоф». Чтобы раскрыть сознание виновности в священниках, Господь советует им рассудить о приносимых ими жертвах. Священники, вопреки закону ( Лев. 3:11 ; Чис. 28:2, 24 ), по пренебрежности и неуважению к храму, приносили в жертву животных слепых, хромых и больных. – Хорошо ли это вы делаете, – вопрошает Господь? Само собою разумеется, что священники должны были сознаться, что они поступали не хорошо, принося такие жертвы. Далее Господь обращает внимание, кому они приносят свою жертву – Самому Богу, подателю всех благ. Теперь рассудите сами, если бы вы таких животных предложили в дар своему князю, как вы думаете, был ли бы он доволен таким подарком, был ли бы он доволен вами? Конечно, князь был бы недоволен вами, прогневался бы на вас. Если же человек оскорбляется худыми дарами, то как вы осмеливаетесь приносить такие дары Господу Богу? Подразумевается мысль, что Иудеи такими жертвами только прогневляли Бога. Мал.1:9 . И ныне умилостивите лице Бога вашего и помолитеся Ему, [да помилует вы]. В руках ваших быша сия, аще прииму от вас лица ваша? глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? – говорит Господь Саваоф». А потому, – говорит св. пророк, – молитесь Господу Богу, чтобы Он простил нас за такие оскорбительные для Него приношения, – покрыл грех вашего пренебрежения Своею милостию; не приносите более таких жертв; иначе Господь во гневе Своем на вас не примет ваших жертв и молений, отвергнет вас. Слова: «в руках ваших быша сия» значат: умоляйте Бога, чтобы Он простил не отцов, а вас самих за то, что доселе сами делали, за принесение вами этих негодных жертв. «Когда другие грешили (поясняет св. Кирилл Александр.), вы не только молчали, но собственными руками приносили Мне то, что другие нечестиво посвящали Моему имени, – и виною сего была ваша небрежность». Слова же: «аще прииму от вас лица ваша» (по блажен. Феодориту), значат: «ужели без покаяния вашего умилостивлюсь над вами?» (Под. Пс. 49:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Молясь и поклоняясь пред иконами, мы молимся и кланяемся не им самим, а тем, кто изображен на них, отнюдь не смешивая и не отождествляя внешних материальных изображений с духовным существом изображаемых вне и независимо от них стоящим. И если через посредство св. икон мы иногда ожидаем получить (и действительно получаем) явные обнаружения милости Божией к нам, то это отнюдь не в силу какого-либо сродства или необходимой (объективной) связи икон с самим существом Божиим, а в силу лишь нашего к ним отношения, в силу нашей потребности иметь видимое посредство для восприятия воздействий невидимой силы Божией. Как далеко отстоит подобное воззрение на иконы от языческого идолопоклонства, – надеемся – очевидно для всякого. В самом Св. Писании легко усмотреть ясное различение идолопоклонства от иконопочитания. Решительно запрещая вещественные изображения в тех случаях, когда была опасность идолопоклоннического к ним отношения, оно прямо заповедует употребление свящ. изображений там, где подобной опасности не представлялось. Так, Сам Бог повелевает Моисею: «сделай крышку (над ковчегом завета),... и сделай из золота двух херувимов... на обоих концах крышки... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над крышкой, посреди двух херувимов " … ( Исх.25:17–18–22 ). И далее: «сделай полированную дощечку из чистого золота и вырежь на ней, как вырезают на печати: Святыня Господня... И будет она непрестанно на челе его (Аарона), для благоволения Господня к ним (израильтянам)» ( Исх.28:36–38 ). По Божию же повелению, Моисей сделал и вознес на древе медного змия, который, по силе преобразовательного отношения к Спасителю мира ( Ин.3:14 ), служил источником благодатных исцелений для всех, взиравших на него ( Чис.21:8–9 ). – Нет нужды перечислять другие многочисленные свидетельства Св. Писания в этом же роде, так как и приведенных вполне достаточно для выяснения и утверждения защищаемой нами мысли. Как оказывается, Сам Бог в ветхом завете избирал вещественные изображения быть посредниками Его откровений и орудиями Его благодатных действий в людях и тем обязывал, конечно, народ свой относиться к этим священным изображениям с особым благоговением и почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Начертанное здесь с целью губить души в жизни Искусственное изображение, как скрытая стрела, Стремлением беззаконным пущенная, совершенно уничтожено. 10 . Что ты говоришь, дерзкий, [называя] губительным для душ в жизни спасительное для мира подобие (μοωμα) Христа? [Называешь] стрелою беззаконного нападения то, что уничтожает заблуждение, так как с того [времени], как начал взирать на него [то есть на подобие Христа] с верою тот, кто подвергается укушению духовных змий, образ, видимый в древности ( Чис.21:9 ), прогоняет смертоносный яд змия. Когда Слово не имело плоти, Оно спасало, а не погубляло. А теперь, когда Оно облеклось плотию в образе, по сравнению с нами неизмененном 25 , то неужели Его изображение не только не спасает, но и губит мир? Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго u, и осел ясли господина своего ( Ис.1:2–3 ), Сергий же Мене не позна; можно бы прибавить: «И жестоко Меня оскорбил». Человек погибельнейший, беззаконнейший и христоненавистнейший! Ты против Христа, ты – против изображения Христа, которое и Ангелы почитают, которого и демоны трепещут? Ибо чье имя на нем надписывается? Разве Кроноса или Зевса, Ареса 26 или Афродиты 27 , которых призывание – обман и которых изображение (παγωγ) – безбожие? Если же [изображается] Иисус Христос , и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ), как говорят слова Писания, то смотри, что ты произнес хулу, подобно иудеям, не только на Христа, но и на Святого Духа, назвавши в Духе Святом изображенное и сказанное имя Иисуса Христа губящим души в жизни. О, язык, изрекающий нечестивое! О, уста, говорящие неправду против высоты (ср. Пс.72:8 ) Божией! То ли, что идол есть что-нибудь, говорит апостол, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:19–20 ). У нас же один Бог , в Отце и Сыне и Святом Духе почитаемый и поклоняемый. Мы знаем, что Сын Божий, истинно сделавшись человеком, поступал во всем подобно нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не следует нам, держащимся данного нам закона Божьего, раздуваться от гордости и презирать благоразумные слова, но должно нам следовать сказанному Апостолом: «Все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1Фес.5:21 ). Кто сегодня из вождей народа Израиля – не тот, кто получил откровение от Бога, но хотя бы хорошо знает закон – снизойдет до того, чтобы принять совет хотя бы от нижестоящего священника, не говоря уже о мирянине или язычнике? А Моисей, «кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ), послушал совета меньшего себя, чтобы показать вождям образец смирения и явить образ грядущей тайны. Ибо знал он, что когда-то в будущем язычники дадут полезный совет в отношении Моисея, что они принесут духовное понимание закона Божьего. Он знал, что закон услышит их и сделает все, как они скажут. Ибо «закон», как утверждают иудеи, «бессилен», так как «ослаблен плотию» ( Рим.8:3 ), то есть буквой, и ничего не может совершить по букве, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр.7:19 ). Согласно этому наставлению, которое мы дали сообщили закону, все может иметь духовный смысл. Теперь мы можем вместо плотских жертв приносить духовные. Закон о прокаженных, который невозможно исполнять буквально, можно соблюдать духовно. И поэтому в том, как мы понимаем и как воспринимаем и как советуем, закон совершает все; а, понимаемый буквально, он совершает не все, но очень немногое. 7 . После того, как Иофор отбыл, а Моисей двинулся «из Рафидима в пустыню Синайскую» ( Исх.19:2 ), Господь сошел к Моисею «в густом облаке» ( Исх.19:9 ), чтобы израильтяне, увидев это, поверили ему и услышали его слова. «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню» ( Исх.19:10–11 ). Если кто-то придет послушать слово Бога, пусть услышит Божье повеление: после освящения ему надлежит прийти и услышать это слово и омыть одежды свои. Ибо если придешь в грязной одежде, то тоже услышишь: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» ( Мф.22:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но народ не только оставил Господа, но сначала возмущением, а потом и служением идольским он презрел и отвергнул Святого Израилева.-Ср. Чucлa XIV, 11, 23 и в особ. Чис. 16о поглощении землею презревших Господа.-Господь Святый обитал среди сынов Израилевых ( Исх. 29:45 ) дабы они и священники их были святы, ибо „свят Господь освящающий народ“ ( Лев. 21:6,8,15,23 ), и всякое осквернение и возмущение было оскорблением и презрением святыни Бога завета, обитающего среди народа завета. Имя Его, как вечное напоминание святыни есть: „Святый Израилев“. Здесь у Исаии пророка впервые произнесено это выражение, о котором мы говорили во вступлении, и которое встречается 26 раз в книге его пророчеств. Оно потому несомненно сделалось особенностью речи пророка, плачущего о народе своем, что в величественном видении главы VI, серафимы взывали трисвятое и Господу угодно было проявиться Исаии под именем „Единого Святого“, как Он проявился Моисею под именем „Единого Живущего“ ( Исх. 3:14 ). Именем „Святый Израилев“, в котором слышались гласы серафимов, напоминалось прежде всего Израилю повеление: „будьте святы, ибо я Господь Бог ваш свят“ ( Лев. 20:7 ). Но все эти повеления и увещания презрены были народом: они,– говоря словами пророка,-„повернулись назад“. В этом слове вся прошедшая жизнь Израиля. Господь вел народ к нравственному и умственному совершенствованию, но народ не хотел идти вперед; он не только не шел впереди других народов, он сделался хуже их. 5 . Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6 . От подошвы ноги до темени нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. В гл. XXVI, 13–33 Кн. Левит Господь предупреждал сынов Израиля, что Он будет посылать на народ более и более тяжкие наказания за отступление от Бога Завета, доколе наконец они не будут рассеяны между другими народами. То же самое (ранее Исаии) говорил пророк Ам. 4:9–11 ; (ср. еще ниже Ис. 5:25, 9:11–21, 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

падение лицом на землю: «И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним» ( Быт.17:3 ) – «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?» ( Чис.16:22 ). «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица своя» ( 1Пар.21:16 ). – «И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и покланялись и повергались пред Господом лицем до земли» ( Неем.8:6 ). – «И, ото шед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). 9. Примеры, объясняющие ту мысль, что кто с усердием молится, с тем молится Ангел Хранитель Св. Иоанн Лествичник говорит: «Когда при каком-либо изречении своей молитвы почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном: ибо тогда Ангел Хранитель вкупе с нами молится». («Леств.»). I. Известно из житий святых, что Ангел Хранитель молился, например, с пр. Маркеллом, как это видел Сергий – игумен, с ним в монастыре живший. (Ч.-М. 29 декабря). II. В юношеских летах благочестивый Григорий, впоследствии епископ Аграгантийский, ходил к разным старцам, чтобы научиться их примером благочестивой жизни и иноческим подвигам. Однажды приближается он к келье одного великого старца и слышит приятное пение многих лиц. Подойдя ближе, он услышал голоса только трех поющих. Когда же подошел к дверям кельи, то услышал, что поет один старец и оканчивает девятый час. Не смея постучаться в двери, чтобы не нарушить спокойствия молящегося, он стоял, объятый страхом. По окончании молитвы, святой тот старец увидел стоящего юношу и тотчас узнал духом, кто стоит перед ним, и сказал: «Чадо Григорие, войди сюда». В больший пришел страх богобоязненный Григорий, когда услышал, что незнакомый старец называет его по имени. Войдя в келью, он увидел одного старца, никого другого он не мог увидеть, и удивлялся, что пел один старец, а слышался голос многих поющих, и уразумел, что Ангелы Божии пели с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010