3) Покрытие пастырями своих голов во время богослужения и ношение длинных волос. Сектанты говорят: «у апостола сказано: «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову... Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него ( 1Кор. 11:4,7,14 ). А православные пастыри носят длинные волосы, во время молитвы надевают на головы митры, камилавки, скуфьи, клобуки и таким образом нарушают заповедь об этом апостола». 650 – Но такое обвинение совершенно несправедливо. Указанные слова ап. Павла, как видно из содержания 11-й главы, относятся не к священникам, а к мирянам и сказаны по следующему поводу. В Коринфской церкви вошло в обычай являться на церковные собрания – женщинам, подобно язычникам, с открытыми головами, а мужчинам, подобно язычникам (и иудеям), – с покрытыми. Но обычай этот, как иудейско-языческий, не приличествовал христианам, поэтому апостол, желая уничтожить его, и написал указанные слова. О православных же священниках здесь не говорится ни слова. В других местах Св. Писание, наоборот, ясно свидетельствует, что священнослужителям отнюдь не запрещалось молиться с покрытыми головами и носить длинные волосы. Так, по закону, установленному Самим Богом, ветхозаветные первосвященники молились в кидарах или митрах и в головных повязках «для славы и благолепия» ( Исх. 28: 4,40 ; Лев. 8:9,13 ). Прор. 3ахария, по повелению Господа, возложил золотой венец на голову великого иерея Иисуса сына Иоседекова ( Зах. 6:11 ), а ап. Иоанн Богослов видел на небе старцев, славословящих Господа, «которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр. 4:4 ). Что же касается длинных волос, то их носили ветхозаветные назореи, как посвященные на служение Богу ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ), Сам Иисус Христос, как Назорей ( Деян. 22:8 ), что подтверждается историей и изображениями Его в катакомбах, ап. Павел, однажды остригший их в Кенхреях «по обету» ( Деян. 18:18 ), и некоторые из христиан первенствующей церкви (–21: 24). Поэтому, что же худого в том, что такие волосы носят и православные пастыри? 651

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

7) Поэтому святым и Ангелам должно покланяться: 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 1:13; 2:15; 4:37 ; Дан. 2:46 ; Деян. 16:29 ; Чис. 22:31 ; Иис. Нав. 5:14–15 . Суд. 13:20 ; 1Пар. 21:16 ; Дан. 10:9–10 . 8) Их должно ублажать и просить о ходатайстве за нас перед Богом: Иак. 5:10–11 ; Рим. 13:7 ; Иак. 5:16 ; Пс. 33:16 . О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). «Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, Дщерь, и смотри, и преклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего... И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» ( Ис.44:10–16 ). «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова чтит Пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил небесных, почитает и величает Ее, как «честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося от Нее и Духа Святого Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевой, в рождестве и по рождестве девство сохранившей, ублажает Ее, как Матерь Господа и умоляет Ее о помощи и заступничестве перед престолом Ее Сына за весь грешный мир. О приснодевстве Богоматери и Ее преимущественном величии предсказано было еще ветхозаветными пророками, «движимыми Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Так, св. пророк Исаия за много веков предсказал, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы, на каковое пророчество об этом чудесном рождении указывает и евангелист Матвей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). Пророк же Иезекииль предсказал, что пресвятая Дева и после рождения Христа пребудет навсегда девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). Величие Мессии Христа и величие Его Матери пророчески так воспевается в 44 псалме: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он Господь Твой и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю, за Ней ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки» ( Пс. 44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Преп. Иоанн Дамаскин говорил о почитании святых мощей следующим образом: «Владыка Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония... По закону всякий, прикасающийся к мертвецу, становится нечистым (см.: Чис.19:11); но они не мертвецы. Ибо с тех пор как Тот, Кто есть сама жизнь, Причина жизни, в мертвецех вменяшеся, мы не называем мертвыми усопших в надежде на воскресение и с верою в Него... Через них демоны отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби прекращаются, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17) через них для тех, кто просит с несомнительной верою...» 5.4. Почитание святых икон    Священные изображения в христианской Церкви существовали уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 г. по P. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что в то время существовала практика особого почитания и поклонения этим изображениям.    Всем известно обвинение протестантами православных в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декалога (см.: Втор.5:8-9). Конечно, сначала следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова «икона» (εκν) и «идол» (εδολον) — имеют совершенно разное значение. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: Как же ты... гнушаясь идолов, святотатствуешь? (Рим.2:21-22).    Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на создание и почитание изображений. Это было исторически обусловлено жизнью богоизбранного народа, который находился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во святая святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом завета, который находился в святая святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедыват чрез тебя сынам Израилевым (Исх.25:22). Таким образом, херувимы и Ковчег завета были видимым образом невидимого Бога, и отношение к этим видимым образам, безусловно, предполагало благоговейное почитание. В Ветхом Завете описывается случай с израильтянином Озой, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу завета был поражен смертью (см.: 2 Цар.6:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

                        покрывает позор лицо мое. «Ради Тебя несу поношение» – ср. ниже: «Ты знаешь поношение мое» (ст.20; о поношении также ст.10). Христос ради Отца нес поношение и позор, и как прошедший этим путем Он говорит о Себе:        «блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ). Пс.68:9             Отчужден я стал для братьев моих                         и посторонним – для сынов матери моей. «Отчужден» – для тех, кто по родству свои. «Посторонним» – как иностранец ( Исх.21:8 ). Вести ли родство по-старому и по Закону (от отца) или по-новому и против Закона (по материнской линии), результат один: Мессия «ради Господа» стал чужим для своего народа: «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Отдельный вопрос (и тема Псалма) – почему Мессия стал чужим и посторонним для родных и своих? Причиной была Его «ревность по доме Божьем», которая послужила, может быть, главным стимулом для «поношения» Мессии. Пс.68:10             Ибо ревность по доме Твоем снедает меня… Между человеком и Богом – обоюдная взаимная связь в «ревности» духовной: Бог ревнует о человеке, человек ревнует о Боге. Вторая заповедь (не делать себе кумира и не служить иным богам) содержит объяснение, что такое от Бога ревность: «не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог – ревнующий, посещающий вину отцов до сыновей третьего и четвертого (рода) – ненавидящих Меня» ( Исх.20:5 ). Бог Ревнитель (Эл канна) есть Тот, Кто не примет никакой середины между любовью к Себе и ненавистью. Так и человек ревнует о Боге, чтобы не допускать себя (и тех, кого считает своими) в уклонение от истинного богопочитания. В Торе рассказывается, как внук Арона совершил убийство тех, кто демонстративно и тяжко нарушил Закон. Господь сказал: «он возревновал ревностью по Мне в среде их, и Я не истребил совершенно сынов Израиля в ревности Моей» ( Чис.25:11 ); тот, кто «возревновал ревностью», явил ее в чистом – спасительном для народа качестве. Так и об Иисусе помыслили ученики словами Псалма: «ревность по доме Твоем снедает меня» 372 . Но после какого события они «вспомнили» этот Псалом? После того, как Иисус изгнал торгующих и меновщиков денег их Храма ( Ин.2:17 ). Но почему это событие навело их на мысль о спасительной ревности по Боге, ее ведь не раз являл Иисус, причем в самых смелых поступках и словах?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

А так как выше это место мы начали излагать соответственно двоякому значению, то должны прибавить то, что пропустили. Плоть обнаруживает похоть вопреки духу, т. е. события прошедшей жизни и плотское разумение Писания восстаёт против таинственного смысла и духовного учения. А дух – против плоти, т. е. более возвышенное сопротивляется низверженному, вечное – кратковременному, а истина – тени. И плотский смысл Писания, который не может быть выполнен (потому что мы не в силах исполнить всё то, что написано), показывает нам, что мы поставлены в невозможность исполнить Закон, так как даже если бы мы хотели следовать букве, нас не допускает [к тому] невозможность. Стих 18: Посему, если вы водитесь Духом, то вы уже не под властью Закона ( Гал.5:18 ). – Это не тот дух, о котором Апостол говорит в другом месте: Сам Дух подаёт свидетельство духу нашему, что мы – чада Божии ( Рим.8:16 ), т. е. обозначает не дух человека, который в нём, а Духа Святаго, следуя Которому, мы делаемся духовными и перестаём быть под властью Закона. Итак, нужно заметить, что этот дух называется не с грамматическим членом или с каким-либо другим требованием, как это мы читаем в других местах, напр., о духе кротости, о духе веры, а просто: Дух. Впрочем, эта подробность имеет некоторое значение больше на греческом языке, чем на нашем, который совсем не имеет никакого члена. По поводу этого места является вопрос: „Если тот, кто руководствуется Духом, не находится под властью Закона, то Моисей и [другие] пророки действовали ли в Духе и жили ли [вместе с тем] под Законом? Но это Апостол отрицает. Или же они, имея Духа, не были под Законом? На это Апостол даёт [как будто] утвердительный ответ. Или, – в-третьих, – может быть они жили под властью Закона, но не имели Духа? Но думать так о таковых мужах нечестиво. На это мы ответим кратко: Не одно и то же – быть под Законом и быть как бы под Законом, так же как не одно и то же – быть в подобии плоти греховной и быть в плоти греховной. И не одно и то же значит – настоящий змей и подобие медного змея, которого Моисей повесил в пустыне ( Чис.21:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Во-вторых, когда он проявляется в видимых глазу предметах, как в свое время заповедал Бог носить Первосвященнику на плечах двенадцать колен Израилевых, изображенных двенадцатью камнями, или заповедал после перехода Иордана двенадцать камней, взятых из него, поставить, и так далее. В-третьих, когда некая вещь является швейным или резным, изваянным, или иконописным художеством. Все это об иконах, или образах, предварительно вкратце изложив, приступим к самому делу. Часть I. Камень святой православной восточной кафолической веры Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании. Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания В Книге Чисел, глава 21: И помолился Моисей (Господу) о народе. И сказал Господь Моисею: Сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив ( Чис. 21, 7–8 ). Эта змея, исцеляющая ужаленных, была образом Самого Христа, распятого на Кресте, ранами Которого все исцелились, о чем Он Сам говорит: и как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 14–15 ). В Книге Исхода, глава 25, Господь Бог повелевает Моисею сделать из золота двух херувимов чеканной работы, которыми должно обложить ковчег. Об этом говорит и святой Апостол Павел: обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, (...) а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище ( Евр. 9, 4–5 ). Но и сама скиния была образом, по Божию велению: Смотри, сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе ( Исх. 25, 40 ). В этой же Книге Исхода, глава 28: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня» ( Исх. 28, 36 ). В этой же Книге Исхода, глава 26, по переводу семидесяти: Господь Бог повелевает сделать на покрывалах много херувимов искусной работы. В Третьей Книге Царств, глава 6. Уже по исшествии сынов Израилевых из Египта, в четыреста восьмидесятом году, в четвертый год царствования, Соломон стал строить храм Господу и сделал кедровый жертвенник, и обложил золотом, и изготовил двух херувимов из масличного дерева. В том же храме Господнем Соломон сделал и медное море, которое держали двенадцать медных волов, смотрящих в разные стороны. Это стало, по общему толкованию святых Отцов, образом Святого Крещения, которое совершали по всей земле двенадцать Апостолов. Такое дело образотворения не отринул Господь Бог , более того, похвалил за это Соломона. В этой же Книге, глава 9: И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил меня: (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар. 9, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава 5 1–10. Потомство Рувима. 11–17. Потомство Гада. 18–22. Война колена Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина с арабскими племенами. 23–24. Полуколено Манассиино. 25–26. Отведение трех восточно-иорданских колен в плен. 1Пар.5:1 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева, – он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однако ж, чтобы не писаться им первородными; Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в ( Быт.49:4 ), но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается ( Быт.48:5–6 ), где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел ( Втор.21:17 ). 1Пар.5:2 .  потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа. Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности, и по влиянию был Иуда ( Быт.49:8 ; Суд.1:2 ), из его же колена происходили и представители власти – цари ( 1Цар.13:14,25:30 ). 1Пар.5:3 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми. Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в ( Быт.46:9 ; Исх.6:14 ; Чис.26:5–7 ). 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, 1Пар.5:5 .  его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал, 1Пар.5:6 .  его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян. Потомки Иоиля – единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима – нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль. 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, Стоящее после имени «Шемай» еврейские слово «beno» (сын его) LXX поняли в качестве собственного имени Βαναα и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V Озлобление на иудеев со стороны окрестных народов ( 1Мак.5:1–2 ). Победоносный поход на идумеев, веанитян и аммонитян ( 1Мак.5:3–8 ). Бедствия Галаадских и галилейских иудеев от язычников ( 1Мак.5:9–15 ). Снаряжение им помощи ( 1Мак.5:16–20 ). Победы Симона в Галилее ( 1Мак.5:21–23 ). Поход Иуды с Ионафаном в Галаад ( 1Мак.5:24–36 ). Сражение с Тимофеем при Рафоне ( 1Мак.5:37–45 ). Возвращение в Иудею ( 1Мак.5:46–54 ). Несчастный выход Иосифа и Азарии против Иамнии ( 1Мак.5:55–64 ). Победоносный поход Маккавеев против идумеев около Хеврона и против филистимлян ( 1Мак.5:65–68 ). 1Мак.5:1–2 . Когда окрестные народы услышали, что построен жертвенник и возобновлено святилище, как прежде, сильно вознегодовали; и решились истребить род Иакова, живший среди них, и начали убивать и истреблять людей в этом народе. «Окрестные народы…» – это, по контексту речи (ср. 1Мак.5:3 ), именно были идумеяне, сыны Веана, и аммонитяне, издавна питавшие непримиримую злобу на «род Иакова» (теократическое обозначение иудеев). – «Живший среди них…», τος ντας ν μσω ατν, в качестве приложения к предыдущему «род Иакова». 1Мак.5:3 . Тогда Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме, так как они держали в осаде Израиля, и поразил их великим поражением, и смирил их, и взял добычи их. «Сынов Исава…» – старинное обозначение идумеев, ср. Быт.36:10 . – «В Акравиме» – την A­ κραβαττνην – приложение к предыдущему τους υιος σ. εν т. Ιδ. – «Акраваттина» – это не топархия того же имени в центре Палестины на восток от Неаполиса (Сихем) и южнее по Иордану (Ios. Bell. Jud. III, 12, 4, 20; 4, 22, 2; III, 3, 4 и Euseb. Onom. – A­ κραββεν), от имени которой до сих пор один участок земли называется Akrabi или Akrabeh, – но полоса земли в Идумее, так названная, вероятно, от евр. ... – «высоты скорпионов», на юго-восточной границе Палестины ( Чис.34:4 ; Нав.15:3 ). – «Так как они держали в осаде Израиля…» – περιεκθηντο τ. " Ισρ., точнее – «окружали со всех сторон» – не в том смысле, что осаждали их по-военному, но – располагались по границе Израиля и, подобно нынешним бедуинам, постоянно делали набеги на израильские области, угрожая их мирному благосостоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Действительно, завет искупления положен был в основу всей жизни избранного народа Божия, образовавшегося из потомства Авраамова, и постоянно уяснялся и раскрывался в нем новыми откровениями Божиими. Когда Иаков, благословляя сынов своих, предрекал им, что ожидает их в будущем: то, обращаясь к Иуде, сказал: «Иуда! тебя восхвалят братья твои... не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не приидет Шилог, и ему покорность народов» ( Быт.49:8–10 ). Смысл этого пророческого благословения следующий: «Цари и правители избранного народа будут из колена Иудина до тех пор, пока не приидет Умиритель и Искупитель, а по пришествии Искупителя царство Иудино заменено будет всемирным царством покорных Искупителю народов». Наименование Примирителя, которому покорятся все народы, очевидно, никак не может быть отнесено к обыкновенному человеку. Моисей, ходатай Ветхого Завета, прообразовавший собою Спасителя, Установителя Нового Завета ( Евр.3 ), пред кончиною своею, в утешение и наставление народу израильскому, говорил: Пророка из братии твоей, якоже мене, воздвигнет тебе Господь Бог твой: Того послушайте ( Втор.18:15 ). Такого пророка, как Моисей, изведший израильтян из египетской работы в землю обетованную у израильтян никогда не было; следовательно, пророческое наставление Моисее относится к Христу Спасителю, изведшему род человеческий из работы вражией в чудный свет Божий. Замечательно еще, что в то же Моисеево время и вне церкви израильской пророчествовал Валаам: возсияет звезда от Иакова и возстанет человек от Израиля, обладает языки многими, и возрастет царство Его; благословящии Его благословени и проклинающии Его прокляти( Чис.24:3–9, 15–17 ). Богодохновенный псалмопевец созерцал в духе своем и изображал в песнях своих – то необыкновенного в мире Царя-Христа, или Мессию ( Пс.2 ), прекраснейшего из сынов человеческих и вместе вечно царствующего Владыку ( Пс.44 ), седящего одесную Бога и господствующего над миром ( Пс.109 ); – то необыкновенного в мире Страдальца, являющегося к нам, по вечному определению Божию, для того, чтобы заменить Собою всесожжения и жертвы за грех и подвергающаяся беспримерным мучениям за людей, чтобы ожило сердце их на век, и обратились к Господу все концы земли ( Пс.21:15–19, 27, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

«Есевон» – город, находившийся к северу от Медевы ( Чис.21:25 ). «Елеала» – на 1/2 ч. пути к северо-востоку от Есевона. «Иааца» – это, вероятно, самый крайний пункт моавитской страны на восточной ее границе ( Втор.2:32 ). Ис.15:5 . Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик; Ис.15:6 . потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зеле­ни. От севера взор пророка обращается на юг моавитской страны. Пророк не может равнодушно смотреть на бедствия Моава и своим жалобным стоном предупреждает южные моавитские города о надвигающихся на них бедствиях. Пророк уже видит, как моавитяне бегут к Сигору (по-евр. Zoar). Этот город находился на юго-восточном берегу Мертвого моря. Здесь он назван третьей Эглой или, точнее, трехлетней телицей (Eglat – телица) как укрепление очень сильное, еще ни разу не взятое врагами, подобно тому как телица до трех лет не ходила под ярмом и, след,, имела непочатый запас силы (Plin. VIII, 4. 5). «Восходят на Лухит» с евр. правильнее перевести: «на восход Лухитский». Это – дорога, по которой с плачем идут моавитсхие беглецы. «По дороге Хоронаимской» – по пути к Мертвому морю. «Воды Нимрима». Этим выражением пророк обозначает лежавший к северу город Бет-Нимра в колене Гадовом ( Нав.13:27 ). Около этого города находились прекрасные пастбища, об опустошении которых пророк и говорит здесь. Воды Нимримских источников уже исчезли, и потому беглецы моавитские устремляются на юг. Ис.15:7 . Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, пере­носят за реку Аравийскую. Ис.15:8 . Ибо вопль по всем пред­елам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; Ис.15:9 . потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое – львов на убежав­ших из Моава и на остав­шихся в стране. «За реку Аравийскую» – с евр. точнее: «по ту сторону степного потока». Это – последний, юго-восточный приток Мертвого моря, в которое он впадает, протекая через Горэс-Сафиэ Эглаим – вероятно, на южном берегу Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010