матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей. Глава XXV. Сыновья Авраама от Хеттуры; смерть Авраама, сыновья Измаила, смерть его; пророчество о близнецах в утробе Ревекки; рождение Исава и Иакова, различие их; Исав продаёт своё первородство Быт. 25:1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Позднейшие из таргумов и некоторые комментаторы (Раши, равви Елиезер и др.) полагали, что Хеттура – то же, что и Агарь, но м. Филарет указывает, что в Быт. 25о наложницах Авраама говорится во множественном числе, а в 1Пар. 1:28–32 сыновья Хеттуры отделяются от сыновей Измаила (т. е. от потомства Агари). Хотя Хеттура называется в 1 стихе женою, но в 6 стихе она явно подразумевается в числе наложниц. В истории Авраама, несмотря на связь его с Агарью и Хеттурою, ярко выступает принцип единоженства. Слабостям человеческим даётся место, но они не могут затемнить принципа, который сохраняется и в самовластии Сарры, и в изгнании Агари, и в признании единым наследником Исаака, и в ведении Ревекки в шатёр Сарры, несмотря на то, что Авраам был жив и жил, как с женой, с Хеттурой. Возбуждён был ещё вопрос, когда взята Хеттура в наложницы: при Сарре или после смерти её. Высказаны были многие разноречивые мнения, но вопрос остался нерешённым. Яшар положительно говорит, что Авраам женился после смерти Сарры, и называет Хеттуру хананеянкой. Быт. 25:2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Весьма трудно, говорит Англ. Библия, указать на остатки племён, происшедших от детей Хеттуры. Флавий Иосиф говорит, что дети Хеттуры занимали страну троглодитов (т. е., вероятно, окрестности Петры в горах Сеира) и счастливую Аравию. Зимран думали видеть в Забраме Птолемея (VI, 7, 5), т. е. в столице кинедолкопитов на запад от Мекки на Чермном море. Иокшан отождествляли с кассанитами также на берегу Чермного моря (Птолемей, VI, 7, 6), Ишбака – с Шабеком в Идумее. По Быт. 37:28–36 Мадиам и мадианитяне употребляются как название одного и того же племени. Мадианитяне жили частию за Иорданом, близ моавитян. Они были по преимуществу купцы (см. историю Иосифа в XXXVII главе); к ним бежал на Синайский полуостров и Моисей из Египта ( Исх. 2:15 ); стада их паслись близ горы Хорива ( Исх. 3:1 ). Позже мы находим их совместно с моавитянами ( Чис. 22:4; 25:6–18 ). Потом мы видим их врагами Израиля ( Суд. 6–8 ). Думали видеть племя мадиан в названии Птолемеева города Мадиана, лежавшего на восточном берегу Еланитского залива (т. е. залива Акабы). Племя шуахи находим у Иова: Вилдад, один из друзей ( Иов. 2:11 ), принадлежал к этому племени. «У Птолемея, – говорит м. Филарет, – есть город Саака в стране дарров, неподалёку от страны Мадиамской».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

23 блудницы ... блудника. Букв.: «посвященная» («посвященный»), т.е. поклоняющиеся иным богам. Библия называет блудодеянием не только адюльтер, но и идолопоклонство ( Иез. 16,17; 23,5 ; Ос. 4,15 ). 23 в рост. См. ком. к 15,1. 23 обет Господу. Такой обет давался добровольно и был ответственным поступком. Закон об обетах наиболее полно излагается в Лев., гл. 27 и Чис, гл. 30. Глава 24 24:1–4 См. Мф. 5,31.32 ; статью «Брак и развод». 24 берет в залог душу. Взяв два жернова (верхний и нижний) в залог, заимодавец обрекал должника на голодную смерть, т.е. отнимал у него жизнь «душу». 24 украл кого-нибудь из братьев своих. Похищение человека с целью порабощения его было запрещено под страхом смерти. Закон разрешал рабство по договору, однако, как уже упоминалось ранее (15,12), в древнем Израиле его условия были смягчены и рабство носило только временный характер. 24 в язве проказы. Под проказой подразумевается не только лепра, но и любые болезни с наружной сыпью. 24 наемника, бедного и нищего. См. Лев. 19,13 . 24 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей. Этот справедливый закон практически слово в слово повторяется в 4Цар. 14,6 и 2Пар. 25,4 , причем в каждом случае оговаривается, что так написано «в книге закона Моисеева» или «в законе, в книге Моисеевой». 24 Когда будешь жать. См. Лев. 23,22 . О том, как исполнялся этот закон, можно узнать из трогательного рассказа о моавитянке Руфи (Руфь, гл. 2). Глава 25 25 сорок ударов. Это послужило началом иудейской практики назначения «по сорока ударов без одного» ( 2Кор. 11,24 ). Иудеи заботились о том, чтобы кто-нибудь не ошибся при подсчете ударов, поэтому предпочитали ошибаться в меньшую сторону. 25 Не заграждай рта волу. Данное предписание дважды цитируется Павлом ( 1Кор. 9,9–12 ; 1Тим. 5,18 ), доказывающим, что если этот принцип относится к волам, то тем более к человеку. 25 деверь ее. Закон о левиратном браке (латинское levir деверь, т.е. брат мужа) дается только здесь. 25 двоякие гири. К этому закону, изложенному в Лев. 19,35.36 , книга Второзаконие добавляет слова о неприязни, которую питает Бог к нечестному ведению дел (см. Притч.11,1;16,21;20,10.23 ; Мих.6,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Повторяя (2) почти дословно фразу из Чис. 10:35 , этот псалом вызывает в памяти торжественное шествие Израиля от Синая в сторону Ханаана (2–4). Участники шествия – узники (7), которых Господь вывел из Египта и для которых Он ныне Отец и защитник в их странствии по пустыне (5–7). Это для них Он проливал обильный дождь в Ханаане (8–11), где Он рассеял царей (15) и торжественно объявил о победе Своим сподвижникам для оповещения окрестных народов (12–15). В самом же Ханаане Он выбирает гору Сион (к досаде гор высоких) и с триумфом восходит на нее (16–19) как Бог, спасающий Свой народ и сокрушающий его врагов (20–24). Его победное восхождение на престол среди «дев с тимпанами» (26) и в сопровождении певцов и музыкантов, а также представителей из Его народа совершалось при огромном стечении людей, воздающих Ему хвалу (25–28). В молитвах своих они просят Бога подчинить Себе весь мир (29–32) и в предвидении призывают весь мир объединиться в славословии Господу (33–36). Однако это не просто воспоминания о славном прошлом. Здесь дан зримый образ драматического накала чувств во время какого–то шествия (25), которым мог быть торжественный перенос Давидом ковчега на гору Сион ( 2Цар. 6:12–16 ; Шар. 15:1–28). 2 Да восстанет… и расточатся и дал.: здесь грамматическая категория будущего времени подтверждает уверенность в том, что произнесенная молитва в будущем исполнится. 3 Дым… воск – метафора, выражающая призрачность, суетность, непрочность. Таковы враги Господа пред Ним, которых, однако, мы сами одолеть не в силах. Нечестивые – в основе Божьего возмездия лежит принцип справедливости и святости, а не лицеприятия, благорасположения к Своему народу (ср.: ст. 22; Быт. 15:16 ). 5 Превозносите – здесь аналогия с прямыми путями для Господа ( Ис. 40:3 ). Они должны организовать торжественную процессию таким образом, чтобы Господь мог шествовать среди них. На небесах – такой вариант перевода корректирует еврейский текст в свете Пс. 17:10–11 и вызывает ассоциации с языческими богами; уместнее здесь было бы сказать: «шествующего через пустыню».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

    6:30—44 Пастырь питает свою паству     6:30—34. Жалость Иисуса к «овцам, не имеющим пастыря» (6:34), сопоставима с заботой Бога о Своем народе в Иез. 34:5,15; эта забота подразумевает прежде всего преподнесение людям верного учения (ср.: Иез. 34:4; Иер. 23; Чис. 27:17).     6:35—38. Рыба и, особенно, хлеб были основными продуктами питания в Палестине; мясо ели только по праздникам. Продукты продавались на деревенских рынках, а в Галилее было множество деревень (6:36). Ноздесь действие разворачивается в некотором отдалении от ближайших селений (6:32). Даже в наиболее крупных деревнях население не превышало 3 тыс. человек. Несмотря на то что в Галилее не ощущалось недостатка продуктов питания, накормить такое множество народа представлялось затруднительным. Потребовалось бы истратить сумму, составлявшую средний заработок работника более чем за двести дней (около семи месяцев тяжелого труда).     6:39. Зеленая трава указывает на весеннее время — вероятно, перед Пасхой.     6:40. Слушатели Иисуса были рассажены рядами, как воины в Ветхом Завете или в «Свитках Мертвого моря. Вероятно, так было легче распределять пищу, однако некоторые люди в толпе могли подумать, что Иисус выстраивает их как мессианское войско (ср.: Ин. 6:15). (Марк же отмечает этот порядок, чтобы подчеркнуть огромное число людей, которых предстояло накормить.)     6:41. Обычно перед едой полагалось воздать благодарение за хлеб, и лишь затем преломлять его.     6:42—44. Насыщение пяти тысяч вызывает в памяти чудо дарования манны Израилю в пустыне, и особенно умножение пищи Елисеем (4 Цар. 4:42—44, где также осталась часть продуктов). Выбрасывать остатки считалось расточительством и не одобрялось с точки зрения морали, тогда как представители высшего сословия часто афишировали подобное расточительство.     6:45—52 Хождение по воде     6:45—48. Выражение «хотел миновать их» может напомнить «проведение» славы Божь-1 ей в Ветхом Завете (Исх. 33:19; Иов 9:11), а также хождение Бога «по высотам моря» (Иов. 9:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В представлении адвентистов первосвященническое служение Спасителя совершенно уничтожает Его царское служение – настолько, что ни в трудах Е. Уайт, ни в «Настольной книге по теологии» царское служение Иисуса Христа вообще не упоминается. Это свидетельствует об отвержении ими актуальной царской власти Сына Божия и искажении образа соединения в Его Ипостаси двух природ. Напротив, в Писании различными образами представлена полнота славы Господа Иисуса Христа. Например, в послании к Евреям ап. Павел говорит, что Ему кланяются ангелы (1:6), Он вошел во внутреннейшее за завесу (6:19) и в самое небо (9:24), превознесен выше небес (7:26), воссел одесную престола величия на небесах (8:1), или на высоте (1:3), или одесную престола Божия (12:2). В книге Откровения Господь не только восседает на престоле вместе с Отцом (3:21), но и называется Царем царей и Господом господ (1:5, 17:14, 19:16), имеет ключ Давидов – знак царской власти ( Откр. 3:7  и Ис. 22:22 ). Этим ключом Он отворяет дверь, и ее никто уже не затворит, т.е., объясняет прот. Н. Малиновский , подает помощь никем несокрушимую 436 . Царственное служение Спасителя было предуказано уже в Ветхом Завете. Пророки предсказали, что Христос получит в наследие народы и будет пасти их жезлом железным ( Пс. 2:6–8 ), навечно сядет на престоле Давида как его Потомок ( 2Цар. 7:12–19 ), будет именоваться Царем, единственным Князем и Пастырем, вечным Владыкой народов ( Ис. 40:10–11 ; Иер. 33:5–6 ; Иез. 34:23–28 ; Мих. 5:2, 6 ; Зах. 9:10 ; Дан. 2:44, 7:13–14 ). О воцарении над домом Иаковлевым и о бесконечном Царстве говорит и архангел Гавриил ( Лк. 1:32–33 ); Господь одобряет признание Его царского статуса Нафанаилом ( Ин. 1:49 ) и народом в день входа в Иерусалим ( Мф. 21:9 , Ин. 12:13 ); Сам называет Себя Царем в ответ на вопрос Пилата ( Ин. 18:37 ). По воскресении Он говорит, что Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) 437 . Описанная в терминах ветхозаветного богослужения слава Христа по вознесении заключается в том, что Он вошел в самое небо ( Евр. 9:24 ), во внутреннейшее за завесу ( Евр. 6:19–20 ). В Ветхом Завете слово «завеса» само по себе всегда означало завесу между святилищем и Святым святых ( Исх. 26:33 ; Лев. 16:2, 12, 15 ; Чис. 18:7 ), а «вне завесы» означало «вне Святого святых» ( Исх. 26:35, 27:20–21, 40:22, 26 ; Лев. 4:5–6, 16–17, 24:1–3 ). Если нужно было упомянуть завесу святилища, то ее обозначали особо: завеса у входа в скинию, или ко входу в скинию и т.п. ( Исх. 26:36, 35:15, 39:38, 40, 40:5, 28 ) 438 . Таким образом, сразу по вознесении Христос вошел не в святилище, а в Святое святых. Но это разрушает всю логику адвентистов, т.к. они вводят Его в Святое святых лишь в 1844 г. Поэтому они вопреки Ветхому Завету утверждают, что в Евр. 6:19  сказано о завесе в святилище, а также вводят еще одно фантастическое небесное событие – помазание святилища 439 , хотя оно никак не может быть связано с богослужением дня очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

    23:25,26. Для фарисеев ритуальная чистота была чрезвычайно важна, поэтому они мыли свою посуду с таким же тщанием, как и самих себя при ритуальных омовениях. Шамай, к чьей школе принадлежало в тот период большинство фарисеев, говорил, что снаружи чаша может быть чистой, даже если внутри она нечиста; по мнению меньшинства, принадлежавшего к школе «Тиллеля, вначале следовало очистить чашу изнутри. Иисус использует здесь эти образы, чтобы высказать символическое суждение о внутренней чистоте человека.     23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» — вероятно, аллюзия на Иез. 13:10—12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение.     23:29—39 Убиение пророков    Это последнее «горе» (23:29).     23:29,30. В    раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20—23; ср.: 2 Пар. 36:15,16). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме).     23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается (Исх. 20:5; Втор. 23:2—6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1и др.).     23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний (Ис. 6:9; Иер. 44:25; Ам. 4:4,5): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9)!     23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку (Пс. 57:5; 139:4; ср.: Быт. 3). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§ 108). Потому из того обстоятельства, что указанная Руф.4:7 , символическая форма сделки первоначально вышла от продажи и вступления во владение недвижимыми имуществами, никаким образом нельзя заключать, что моисеев закон дозволял обмен полей. Напротив, из того, что страна, дарованная израильтянам в наследство, была и оставалась собственностью Иеговы, с большим правом должно выводить заключение, что временный владетель участка земли не был уполномочен добровольно обменивать его на другой; поэтому Навуфей действовал совершенно в духе закона, когда не хотел ни продать Ахаву, ни обменять на другое своей наследственной виноградной горы ( 3Цар.21:2 дал.). Сравн. мой Comment. на это место. 1085 Из этого следует, что все сыновья, не только от законных жен, но и от служанок или наложниц, исключая только сынов блужения ( Суд.11:2,7 ), имели равную долю в наследстве. Так уже было у Иакова; напротив, отлучение Измаила ( Быт.24:36 ) и сынов Хеттура от наследства Авраамова ( Быт.25:5 д.) может быть изъяснено из божественных обетований, простирающихся только на Исаака ( Быт.21:10 дд).–Когда были в живых сыновья, дочери, кажется, обыкновенно не были наследницами. Однако встречаются и исключения из этого правила, конечно только в очень богатых семействах. Иов дает своим дочерям наследство между братьями (42:15); Халев, выдавая свою дочь Ахсу за завоевателя города Давира, дает ей не только этот город, но с ним и «верхние и нижние источники» ( Нав.15:16 дд. Сравн. мой Comment на Навин, стр. 289). В таких случаях мужчины, бравшие таких жен, если они были из другого колена или рода, принимались, кажется, в род своих жен, потому что из этого только объясняется то, что Иаир, сын Сегува из колена иудина и дочери Махира, сына Манассиина ( 1Пар.2:21 д.), упоминается в Чис.32:41 как сын Манассии и получает в наследство завоеванные им места Васана между полуколеном Манассииным: далее то обстоятельство, что в Неем.7:63 встречается священническое семейство Верзеллия, происходящее от Верзеллия, священника, заимствовавшего это родовое название от своей жены, дочери богатого галаадитянина Верзеллия, объясняется не из какого другого основания, как из того, что он чрез свою жену наследовал часть имения Верзелия, хотя Верзелий имел также сына, 2Цар.19:38 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Серьезным доказательством подлинности Пятокнижия, в его законодательных отделах, служит характер и способ изложения в нем законов, характер хронологически-летописный, а не систематический. Так, писатель как бы день за днем излагает постепенно законы, соответственно тому, как по мере надобности и нужды они открывались ему Господом, а им сообщались народу ( Исх.18,20–23,35 ; Лев.10,16,24 ; Чис.3–4 ). При этом видно, что некоторые законы постепенно пополнялись и выяснялись частными постановлениями, вызываемыми различными нуждами времени и обстоятельств. Например, после сообщения закона о пасхе (Исх.12гл.) сообщается закон об удалении нечистых во время пасхи (Числ.9гл.). Богохульство было воспрещено ( Исх.20:7 ), а наказание за него было определено после по особому частному поводу ( Лев.24:10–16 ). Также сначала дан закон о субботнем покое ( Исх.20:10 ), а потом по частному случаю определено наказание за нарушение его ( Числ.15:32–36 ). Также постепенно выясняется закон о земляном наследстве ( Числ.26:33;27:1–11;36:1–12 ). Очевидно, на протяжении 40-летнего периода жизни Моисея могло не произойти подобных пополнений и пояснений, ясно отмечаемых писателем. Особенно естественно ожидать этого при сравнении Второзакония с предшествующими книгами, так как вызываемые пребыванием евреев в пустыне постановления оказывались невыполнимыми уже в обетованной земле и неисполнимое и ненужное в пустыне было необходимо и исполнимо в оседлой жизни. Этому соответствуют повествования и законы бытописателя, например, о праздниках. Жившим перед скинией и ежедневно являвшемся пред Господом евреям странствования не нужно было говорить, чтобы они и в праздники являлись перед Господом в одном определенном месте ( Исх.23:14–17;34:18–23 ; Лев.23гл.), а имевшим оседло жить по городам и селениям, часто вдали от скинии, нужно было заповедать приходить в праздники к одному определенному Богоизбранному месту ( Втор.16:7,15–16 ). В пустыне воспрещалось самовольно закалать животных в пищу ( Лев.17:1–5 ), а в Палестине невозможно уже было этого исполнять, и потому опускается это постановление ( Втор.12:13–16 ). Закон о городах убежища сначала излагается очень общо: кто ненамеренно убьет, может убежать в город убежища, который будет указан ( Исх.21:11–13 ); потом яснее назначается число городов убежища: 3 к востоку от Иордана и 3 к западу ( Числ.35:10–29 ), а наконец, по завоевании заиорданской страны и после определения владений заиорданских колен, определенно с указанием имен, означаются и города убежища ( Втор.4:41–43 ) и указывается даже дорога к ним ( Втор.19:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Когда плоть истлеет, собирают кости и хоронят их в их месте, т. е. в родовой гробнице (Мишна Санг. VI, 3–5 Переф. 280– 284 Ср. Sifre к Втор. 21:22–23 vol ki-theze Пер. пр. 281–282 и Ugolini Thesaur. XV, 763–765: если вешается богохульник, поднявший руку на Основу–Бога, то и всякий поднявший руку на Основу т. е идолопоклонник, а р. Элиэзер заключает: и всякий побитый камнями. Но его не вешают живым, как это делает римское правительство). Побиению камнями подвергались: сожительствующий с матерью, мачехой, снохой, мужчиной, скотом, женщина скотоложница, сожительствующей с отроковицею-обручницею, злословящий отца и мать, сын буйный и непокорный, ворожея, идолопоклонник, отдающий детей своих Молоху, вызыватель мертвецов, волшебник, богохульник, осквернитель субботы, совратитель–месит и совратитель–медиах. (VII, 4 Пер. 285 Sur. 248–249). Для нас важны последние четыре, как соприкосновенные тем обвинениям, какие взводили на Христа. " Богохульник отвечает лишь тогда, если полностью назовет Имя« (Ср. Лев. 24:15–16 ). Во время суда свидетели не употребляют слышанное имя, но употребляют описательное: киннуй – пусть Иосе поразит Иосе. А когда приговор постановлен, не убивают на основании описательного выражения, но выводят всех людей вон и оставляют старшего из свидетелей и говорят ему: скажи полностью, что ты слышал, – и он говорит, а судьи стоят на ногах своих и разрывают одежду свою, которая не сшивается, – второй говорит: я (слышал) тоже, что и он» и третий свидетель говорит: «я – то же, что и он» (VII, 5 Пер. 287–288 Sur. 241). Хотя р. Меир в Sifra к Лев. 24:15–16 распространяет богохульство на все, и нарицательные, имена, но общее мнение мудрецов ограничивает одним – только собственным (Ягве) и исключает нарицания (Sifra, vol. amor, cap. XIX, п. 5, Ugolini Thes. XIV, 1515 Пер. 287 прим. 5 Ср. Sanh. 60a Gold. 255, 5 – 13. Ср. Иос. Флав. Antiq. IV. 8, 6 Niese vol. l p. 265 и Мф. 9:3 и пар.). Осквернитель субботы – делом, коего сознательное совершение наказуется смертью: Чис. 15:32–36 и Sifre к ней (VII, 8 Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

3 . После этого сказано: «Услышьте, цари, слушайте, вельможи: буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву 16 » ( Суд.5:3 ). Услышьте, сказано, цари. Царями названы собравшиеся услышать слово Бога. Ликуй, народ Божий, услышав знак своего достоинства, ибо призван ты слышать слово Бога не как толпа, но как царь. Ведь сказано тебе: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). И поскольку вы – цари, то Царь наш Господь Иисус Христос справедливо назван «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.19:16 ). И как вы радовались свидетельству вашего достоинства, так и надлежит узнать вам, что каждый из вас должен делать, чтобы стать царем. Я вкратце объясню вам это. Царем над всем делает тебя Христос, если Он царит в тебе; ибо царем называется царствующий. Поэтому если царствует в тебе душа, а тело подчинено ей, если держишь в узде вожделения плоти, если на полчища пороков наложил ты прочные оковы воздержания, достоин ты звания царя и знаешь, как царствовать справедливо. И когда станешь таким, по праву наречешься царем и будешь призван слышать слово Божье. Но в том, что следует дальше, сказано нечто более вещественное: «Услышьте, цари, слушайте, вельможи» ( Суд.5:3 ). Ибо как вельможи ниже царя, так и слушать ниже, чем слышать, потому что слышание относится ко внутреннему человеку, как и Господь сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.11:15 ); а слушание обращено ко внешнему и телесному. Поэтому здесь те, кто должны слышать, названы царями, а те, кому надлежит слушать, – вельможами. «Буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву» ( Суд.5:3 ). Блажен, кто может «воспевать псалмы Господу». И когда мы обращаемся к Писаниям, то видим, что в этих священных книгах содержится много песен. У нас есть целая книга Песнь Песней. Есть песни и в книге Судей, и в книге Чисел (ср. Чис.21:17–18 ), записаны песни и во Второзаконии (ср. Втор.32:1–43 ), и в книге Исход (ср. Исх.15:1–21 ), и в первой книге Царств (ср. 1Цар.2:1–10 ), и в первой книге Паралипоменон (ср. 1Пар.16:8–36 ), и во многих других местах вы встретите написанные Божественные песни. Так, глас праведного говорит: «Буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву» ( Суд.5:3 ). А как ты думаешь, чей голос столь благозвучен, чей дух столь чист и ум столь непорочен, что его песнь приятна для Его Божественного слуха? Поистине, он – тот, в ком нет хриплого призвука греха, у кого нет на языке никакого нечестия, в чьем духе нет ничего тучного, кто по праву может сказать: «Буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010