30; 2Кор.3:7 )? Как плоть на руке его переменилась в снег ( Исх.4:6 )? Как Он повелел земле отворить уста для поглощения бывших с Кореем, Дафаном, Авироном и Авнаном ( Чис.16:24.32 )? Как наконец он услышал: взыди на гору, и скончайся тамо ( Втор.32:49,50 ), так что не ведает человек погребения его ( Втор.34:6 )? Божественное писание этим обозначает то, что тело Моисеево не людьми было погребено, но, как можно рассуждать предположительно, Святыми Ангелами. И все это было тогда, когда он находился еще в этом мире, еще в этом душевном теле, соделавшемся вместе и совершенно духовным. В этом мы получили залог в доказательство совершенного прозябения, имеющего быть, тогда, когда исполнится сказанное: сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе ( 1Кор.15:43 ). Подлинно не немощно ли то, что сеется и не знает, где сеется? Не бесчестно ли полагаемое во гробе, засыпаемое землею, истребляемое, распадающееся и бесчувственное? Не славно ли воскресающее, во век пребывающее и, по надежде на человеколюбие Божие, приобретающее на небеси царствие, где праведницы просветятся, яко солнце ( Мф.13:43 ), где будут равны Ангелам ( Лк.20:36 ), где будут ликовать с женихом, где с Петром Апостолы воссядут на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ), где праведники получат, ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 )? Итак наше воскресение в Боге; и всякий человек воскреснет, и праведный и неправедный, и неверный и верный – одни в жизнь вечную, другие на осуждение вечное. Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, говорит пророк ( Ис.26:19 ). Чтобы не умолчать и о словах пророка Иезекииля, сказанных о воскресении в его апокрифе, я предложу здесь и их. Иносказательно повествуя о праведном суде, в котором с душою будет участвовать и тело, он говорит, что у одного царя все его подданные состояли в ополчении, а незаписанных в ополчение было только двое, один хромой и один слепой, и каждый из них был помещен и жил особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Гл. 2, ст. 8 : μες δ ξεκλνατε κ τς δο κα πολλος σθενσατε ν νμ, διεφθερατε τν διαθκην το Λευι, λγει Κριος Παντοκρτωρ. А вы уклонились с этого пути, соблазнили многих в законе, разрушили завет Левия, говорит Иегова Саваоф. § 77. . Вопреки доблестям древнего Левия, эпигоны представляются людьми совершенно противоположных качеств. Союз в начале стиха, конечно, следует переводить (как у LXX, вульг.) противоположительным союзом «но» или «а», все же предложение: «а вы уклонились с пути». Так как разумеется только что описанный путь, которым ходил древний Левий (ст. 6–7) 1211 , и при стоит член, то мы имеем право перевести «с этого пути». – 2 л. мн. ч. м. р. perf. кал от гл. «уклоняться (от пути)», «покидать дорогу», вообще «уклоняться» от чего-л. (с предл. или , ср. Исх.32:8 ; Чис.12:10; 14:9 ). Глагол этот часто употребляется, когда речь идет об уклонении с пути Божия (ср. Иер.17:5 ; Иез.6:9 ). Образ «пути» в В. З., как и у нас теперь, весьма часто употребляется для характеристики нравственного поведения и направления человека ( Втор.11:28; 26:17 ; Быт.18:19 ; 3Цар.2:3; 3:14 ; Иов.23:11; 31:7, 8 ; ψ.24:4, 8, 9; 36:34; 49:23; 50:15; 118:3, 14, 15, 37, 57; 127:1; Притч.8:32; 10:29; 21:16; 23:26 ; Ис.2:3 ), а выражение «уклониться с пути» обозначает забвение заповедей Божиих и пренебрежение нравственными задачами жизни (ср. Исх.32:8 ; Втор.11:28; 17:11; 31:29 ; 1Цар.12:20 ; Иов.23,11 ; ψ.13:3; 52:4; 124:5; Ис.31:6 ). Для настоящего случая этот образ, несомненно, обусловлен выражением ст. 6 о древнем Левий: «в мире и правде он ходил со Мною». Современный Малахии Левий уже не «ходит» этим «путем» древнего. § 78. . Гл. в каль значит «споткнуться», «запнуться», а в гиф. ( – гиф. perf. 2 л. мн. ч. м. р.) – «заставить споткнуться», в нравственном смысле – «соблазнить» (ср. ψ.63:9; 2Пар.25:8; 28:23 ; Притч.4:16 – кере). Древние переводы передают в Мал.2:8 «и вы соблазнили» (вульг. – et scandalizastis, тарг., сир., Ак. – και εσκανδαλασατε, Сим. и Феод. – κ. εσκανδαλσατε); LXX передали другим словом – ασθενειν, что собственно значат «быть слабым» и для выражения понятия «ослаблять» не годится; – лучше годилось бы ησθενσατε или ησθενσατε 1212 (сравн. слав. «изнемоществисте»); но смысл этого σθενσατε – тот же, что и εσκανδαλσατε или εσκανδαλσατε 1213 . Все древние переводчики читали пред » союз : весьма вероятно, что он и был в первонач. тексте. Но так как, с другой стороны, отсутствие его не противоречит еврейскому синтаксису, и каких-либо тенденциозных поводов для его пропуска предполагать нет оснований, то мы не можем решиться на исправление tuxtus receptus. Большинство новых переводчиков передают или «привели к падению», или «заставили споткнуться», «поколебаться». Мы полагаем удержать освященное авторитетах древности и верное филологически «соблазнили».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

23 блудницы ... блудника. Букв.: «посвященная» («посвященный»), т.е. поклоняющиеся иным богам. Библия называет блудодеянием не только адюльтер, но и идолопоклонство ( Иез. 16,17; 23,5 ; Ос. 4,15 ). 23 в рост. См. ком. к 15,1. 23 обет Господу. Такой обет давался добровольно и был ответственным поступком. Закон об обетах наиболее полно излагается в Лев., гл. 27 и Чис, гл. 30. Глава 24 24:1–4 См. Мф. 5,31.32 ; статью «Брак и развод». 24 берет в залог душу. Взяв два жернова (верхний и нижний) в залог, заимодавец обрекал должника на голодную смерть, т.е. отнимал у него жизнь «душу». 24 украл кого-нибудь из братьев своих. Похищение человека с целью порабощения его было запрещено под страхом смерти. Закон разрешал рабство по договору, однако, как уже упоминалось ранее (15,12), в древнем Израиле его условия были смягчены и рабство носило только временный характер. 24 в язве проказы. Под проказой подразумевается не только лепра, но и любые болезни с наружной сыпью. 24 наемника, бедного и нищего. См. Лев. 19,13 . 24 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей. Этот справедливый закон практически слово в слово повторяется в 4Цар. 14,6 и 2Пар. 25,4 , причем в каждом случае оговаривается, что так написано «в книге закона Моисеева» или «в законе, в книге Моисеевой». 24 Когда будешь жать. См. Лев. 23,22 . О том, как исполнялся этот закон, можно узнать из трогательного рассказа о моавитянке Руфи (Руфь, гл. 2). Глава 25 25 сорок ударов. Это послужило началом иудейской практики назначения «по сорока ударов без одного» ( 2Кор. 11,24 ). Иудеи заботились о том, чтобы кто-нибудь не ошибся при подсчете ударов, поэтому предпочитали ошибаться в меньшую сторону. 25 Не заграждай рта волу. Данное предписание дважды цитируется Павлом ( 1Кор. 9,9–12 ; 1Тим. 5,18 ), доказывающим, что если этот принцип относится к волам, то тем более к человеку. 25 деверь ее. Закон о левиратном браке (латинское levir деверь, т.е. брат мужа) дается только здесь. 25 двоякие гири. К этому закону, изложенному в Лев. 19,35.36 , книга Второзаконие добавляет слова о неприязни, которую питает Бог к нечестному ведению дел (см. Притч.11,1;16,21;20,10.23 ; Мих.6,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 Вопросы и ответы православного 1) Откуда видно, что Христос отменил субботу? 1) Весь Моисеев закон «имел тень будущих благ, а не сам образ вещей» ( Евр. 10:1 ), поэтому пришедший Мессия–Христос, исполнив весь закон (Мф. 5:17) и ветхозаветные заповеди ( Иоан. 15:10 ), потом Сам же иные из них пополнил, другие изменил (вся 5–я глава св. Матфея) и в общем «упразднил», то есть уничтожил «закон заповедей учением» Своим ( Еф. 2:15 ). Субботу же Он совсем отменил и словом, и делом. Так, напр., Он Сам нарушал ее, исцеляя в субботу больных: сухорукого (Мф. 12:10–13), расслабленного ( Иоан. 5:5–16 ), слепорожденного, сделав в субботу ему брение, ( Иоан. 9:1–16 ), что все запрещалось ветхим законом о субботе ( Исх. 20:10; 31:14–15 ; Чис. 15:32–36 ). Нарушая субботу, Христос заставлял и других нарушать ее. Исцеляя, напр., больного в субботу, Иисус говорит ему: «встань, возьми постель свою твою и ходи. И он тотчас выздоровел и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний; посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». ( Иоан. 5:8–12 ). Иудеи, основываясь на ветхом законе о субботе, справедливо обвинили исцеленного, а, следовательно, и Христа, в нарушении субботы, ибо в заповеди говорится, что в субботу не должно делать никакого дела ( Исх. 20:10, 31:15 ), а пророк Иеремия говорит: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими. И не выносите нош из домов ваших в день субботний» ( Иер. 17:21–22 ). Но Христос Сам нарушил субботу и велел нарушить ее исцеленному слепорожденному, чтобы показать, что суббота Им отменена. 2) За что иудеи искали убить Христа? 2) За нарушение субботы: «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю. И еще более искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

" Богохульник отвечает лишь тогда, если полностью назовет Имя« (Ср. Лев.24:15–16 ). Во время суда свидетели не употребляют слышанное имя, но употребляют описательное: киннуй – пусть Иосе поразит Иосе. А когда приговор постановлен, не убивают на основании описательного выражения, но выводят всех людей вон и оставляют старшего из свидетелей и говорят ему: скажи полностью, что ты слышал, – и он говорит, а судьи стоят на ногах своих и разрывают одежду свою, которая не сшивается, – второй говорит: я (слышал) тоже, что и он» и третий свидетель говорит: «я – то же, что и он» (VII, 5 Пер. 287–288 Sur. 241). Хотя р. Меир в Sifra к Лев.24:15–16 распространяет богохульство на все, и нарицательные, имена, но общее мнение мудрецов ограничивает одним – только собственным (Ягве) и исключает нарицания (Sifra, vol. amor, cap. XIX, п. 5, Ugolini Thes. XIV, 1515 Пер. 287 прим. 5 Ср. Sanh. 60a Gold. 255, 5 – 13. Ср. Иос. Флав. Antiq. IV. 8, 6 Niese vol. l p. 265 и Мф. 9:3 и пар.). Осквернитель субботы – делом, коего сознательное совершение наказуется смертью : Чис.15:32–36 и Sifre к ней (VII, 8 Пер. 290 и 2, 8–9 Ug XV, 259 sq. отд schelach): Совратитель месит (ср. Втор.13:7–12 ) – частный человек и совращающий частного же человека в другую религию. Совратитель мадиах, кто совращает многих (VII, 10 и Сифре к Втор.13:7–12 Переф. 291–293 отд. reeh Ug XV, 647 сл.). К этой категории близки преступления, подлежавшие удушению: кто бьет отца и мать, кто украдет еврея, ученый не подчиняющийся решению суда (для уяснения этого постановления надо иметь в виду, что по Мишне XI или X, 3, погрешность против книжников важнее погрешности против закона, так что, например, отвергающий обязательность тефиллинов считается свободным от вины, а допускающий для тефиллинов пять помещений вместо раввинских четырех оказывается подлежащим ответственности). Лжепророк (пророчащий чего не слышал свыше и что не было сказано ему), пророчащий от имени языческого божества (XI, 1–6 Пер. 317–322). Для совратителя дозволяется устроение засады свидетелей. «Ни для кого из подлежащих смертной казни по определению Торы (Закона Моисеева) не устраивают засады, кроме этого. Если он говорил двум свидетелям и они свидетельствуют против него, то его приводят в суд и побивают камнями. Если он говорил одному, то этот отвечает: «у меня есть товарищи, которые также примкнут к этому» (т. е. к учению совратителя). Если тот (совратитель) хитер или не может говорить при них, то помещают свидетелей в засаде за стеною, и он (свидетель) говорит ему (совратителю): «скажи то, что ты сказал мне наедине " », и тот говорит ему. На это он (свидетель-обвинитель) возражает,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впоследствии от живущих у моря, то есть от Ефрема, Вениамина и Манассии, Кааф, хотя он уже и получил от Вениамина по второму жребию, и остальная часть его рода получают долю от Ефрема. Затем Гирсону выпадает жребий от половины колена Манассии, обитавшего в святой земле, а во второй раз он получает долю от другой половины колена Манассии ( Нав.21:6:27 ). Надлежало, однако, и жившим на севере получить что-то от священнической благодати, дабы не казалось, что совершенно лишены они небесных даров. Поэтому от тех, кто были на севере последними по порядку, то есть от Дана, Неффалима и Асира ( Чис.2:25 и далее), Кааф снова получает первый жребий от Дана, но не среди священников, а среди прочих; Гирсон получает второй жребий от Асира, и тот же Гирсон получает третий жребий от Неффалима ( Нав.21:6 ). 4 . Кто может постичь все это? Кто способен хотя бы проследить и запомнить порядок этих тайн? Но если только по букве мы можем объяснить этот трудный текст и размотать запутанный клубок мест и людей, связанных этим историческим повествованием, то что мы скажем о заключенных в нем тайнах, в которых смутно отражено распределение будущего наследия и в которых предвозвещается разделение святой земли – той земли, которую «наследуют кроткие» ( Пс.36:11 ; Мф.5:5 )? Кто изъяснит многоразличные местоположения станов, как в воскресении будет совершаться это распределение среди каждого священнического или левитского сонма святых, дабы, как говорит Апостол, ничего в воскресении не совершалось беспорядочно, но «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:23–24 )? Тогда, без сомнения, будут соблюдены и местоположение станов, священническое распределение и порядок, и зазвучат трубы. Ибо Бог расположил на небе звезды и устроил их в определенном чудесном и неизъяснимом порядке: одни Он разместил по земной оси на севере, иные – на востоке, иные – на западе, а иные – на южном своде. И мне думается, что, возможно, Бог подобным образом устроит в Царствии Небесном тех, кто в воскресении мертвых будут по числу и яркости, «как светила на тверди» (ср. Дан.12:3 ; 1Кор.15:41 ), тех, кто, безусловно, происходит от семени Авраама (ср. Быт.15:5 ; Исх.32:13 ), согласно расположению звезд и областей небесных: одним Он даст удел на востоке, иным – на западе, иным – на юге, а иным, тем, кого знает, – на севере, ибо «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ) благодатью Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXVI. О том, почему были закопаны каменные мечи, и о жертвеннике, который устроили за Иорданом два с половиной колена

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Новый Завет тоже призывает к честности, дав такую заповедь: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» ( Еф. 4:25 ). Согласно Отк. 22:15 , человек, «любящий и делающий неправду», лишится права войти на небеса. Абсолютная честность превозносилась как главная христианская добродетель. Библейские священнописатели не только учат высочайшим нравственным нормам, в том числе правдивости, но и делают собственную жизнь образцом их соблюдения. Истинного пророка нельзя подкупить. Как признался один подвергавшийся искушению пророк: «не могу преступить повеления Господа» ( Чис. 22:18 ). То, что сказал Бог, пророк должен объявить, какими бы ни были последствия. Многие пророки подвергались гонениям и даже приняли муки, но никогда не отрекались от истины. Иеремия за свои нелицеприятные пророчества был заключаем в темницу ( Иер. 32:2; 37:15 ), ему даже грозили смертью ( Иер. 26:8, 24 ). Других же действительно убивали ( Мф. 23:34–36 ; Евр. 11:32–38 ). Пётр и одиннадцать апостолов ( Деян. 5 ), как и Павел ( Деян. 28 ), были заключены в узы, и большинство из них в конце концов приняло мученическую смерть за своё свидетельство ( 2Тим. 4:6–8 ; 2Пет. 1:14 ). Действительно, верность «до смерти» была отличительным признаком раннехристианского вероисповедания ( Отк. 2:10 ). Иногда люди умирают за ложные истины, которые считают верными, но лишь немногие умрут за то, что сами считают ложью. Однако библейские свидетели, располагавшие всеми возможностями узнать, что есть истина, умирали, провозглашая, что их истина пришла от Бога. И это есть по меньшей мере предварительное (prima facie) свидетельство того, что Библия действительно есть то, чем себя провозглашает, – Слово Божье. Подтверждение чудесами. Всегда существует такая возможность, что кто-либо верит в то, будто бы он говорит от имени Бога, хотя на самом деле это не так. Существуют лжепророки ( Мф. 7:15 ). Именно поэтому Библия призывает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Одним из безошибочных способов отличить истинного пророка от ложного являются чудеса ( Деян. 2:22 ; Евр. 2:3–4 ). Чудо есть деяние Бога, и Бог не стал бы сверхъестественным образом подтверждать, что ложный пророк является истинным (см. пророчества как подтверждение Библии: чудеса в Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Повторяя (2) почти дословно фразу из Чис. 10:35 , этот псалом вызывает в памяти торжественное шествие Израиля от Синая в сторону Ханаана (2–4). Участники шествия – узники (7), которых Господь вывел из Египта и для которых Он ныне Отец и защитник в их странствии по пустыне (5–7). Это для них Он проливал обильный дождь в Ханаане (8–11), где Он рассеял царей (15) и торжественно объявил о победе Своим сподвижникам для оповещения окрестных народов (12–15). В самом же Ханаане Он выбирает гору Сион (к досаде гор высоких) и с триумфом восходит на нее (16–19) как Бог, спасающий Свой народ и сокрушающий его врагов (20–24). Его победное восхождение на престол среди «дев с тимпанами» (26) и в сопровождении певцов и музыкантов, а также представителей из Его народа совершалось при огромном стечении людей, воздающих Ему хвалу (25–28). В молитвах своих они просят Бога подчинить Себе весь мир (29–32) и в предвидении призывают весь мир объединиться в славословии Господу (33–36). Однако это не просто воспоминания о славном прошлом. Здесь дан зримый образ драматического накала чувств во время какого–то шествия (25), которым мог быть торжественный перенос Давидом ковчега на гору Сион ( 2Цар. 6:12–16 ; Шар. 15:1–28). 2 Да восстанет… и расточатся и дал.: здесь грамматическая категория будущего времени подтверждает уверенность в том, что произнесенная молитва в будущем исполнится. 3 Дым… воск – метафора, выражающая призрачность, суетность, непрочность. Таковы враги Господа пред Ним, которых, однако, мы сами одолеть не в силах. Нечестивые – в основе Божьего возмездия лежит принцип справедливости и святости, а не лицеприятия, благорасположения к Своему народу (ср.: ст. 22; Быт. 15:16 ). 5 Превозносите – здесь аналогия с прямыми путями для Господа ( Ис. 40:3 ). Они должны организовать торжественную процессию таким образом, чтобы Господь мог шествовать среди них. На небесах – такой вариант перевода корректирует еврейский текст в свете Пс. 17:10–11 и вызывает ассоциации с языческими богами; уместнее здесь было бы сказать: «шествующего через пустыню».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3 . После этого сказано: «Услышьте, цари, слушайте, вельможи: буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву 16 » ( Суд.5:3 ). Услышьте, сказано, цари. Царями названы собравшиеся услышать слово Бога. Ликуй, народ Божий, услышав знак своего достоинства, ибо призван ты слышать слово Бога не как толпа, но как царь. Ведь сказано тебе: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). И поскольку вы – цари, то Царь наш Господь Иисус Христос справедливо назван «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.19:16 ). И как вы радовались свидетельству вашего достоинства, так и надлежит узнать вам, что каждый из вас должен делать, чтобы стать царем. Я вкратце объясню вам это. Царем над всем делает тебя Христос, если Он царит в тебе; ибо царем называется царствующий. Поэтому если царствует в тебе душа, а тело подчинено ей, если держишь в узде вожделения плоти, если на полчища пороков наложил ты прочные оковы воздержания, достоин ты звания царя и знаешь, как царствовать справедливо. И когда станешь таким, по праву наречешься царем и будешь призван слышать слово Божье. Но в том, что следует дальше, сказано нечто более вещественное: «Услышьте, цари, слушайте, вельможи» ( Суд.5:3 ). Ибо как вельможи ниже царя, так и слушать ниже, чем слышать, потому что слышание относится ко внутреннему человеку, как и Господь сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.11:15 ); а слушание обращено ко внешнему и телесному. Поэтому здесь те, кто должны слышать, названы царями, а те, кому надлежит слушать, – вельможами. «Буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву» ( Суд.5:3 ). Блажен, кто может «воспевать псалмы Господу». И когда мы обращаемся к Писаниям, то видим, что в этих священных книгах содержится много песен. У нас есть целая книга Песнь Песней. Есть песни и в книге Судей, и в книге Чисел (ср. Чис.21:17–18 ), записаны песни и во Второзаконии (ср. Втор.32:1–43 ), и в книге Исход (ср. Исх.15:1–21 ), и в первой книге Царств (ср. 1Цар.2:1–10 ), и в первой книге Паралипоменон (ср. 1Пар.16:8–36 ), и во многих других местах вы встретите написанные Божественные песни. Так, глас праведного говорит: «Буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву» ( Суд.5:3 ). А как ты думаешь, чей голос столь благозвучен, чей дух столь чист и ум столь непорочен, что его песнь приятна для Его Божественного слуха? Поистине, он – тот, в ком нет хриплого призвука греха, у кого нет на языке никакого нечестия, в чьем духе нет ничего тучного, кто по праву может сказать: «Буду петь Господу, воспевать псалмы Господу Богу Израилеву».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6:30–44 Пастырь питает свою паству 6:30–34 . Жалость Иисуса к «овцам, не имеющим пастыря» (6:34), сопоставима с заботой Бога о Своем народе в Иез. 34:5,15 ; эта забота подразумевает прежде всего преподнесение людям верного учения (ср.: Иез. 34:4 ; Иер. 23 ; Чис. 27:17 ). 6:35–38. Рыба и, особенно, хлеб были основными продуктами питания в Палестине; мясо ели только по праздникам. Продукты продавались на деревенских рынках, а в Галилее было множество деревень (6:36). Ноздесь действие разворачивается в некотором отдалении от ближайших селений (6:32). Даже в наиболее крупных деревнях население не превышало 3 тыс. человек. Несмотря на то что в Галилее не ощущалось недостатка продуктов питания, накормить такое множество народа представлялось затруднительным. Потребовалось бы истратить сумму, составлявшую средний заработок работника более чем за двести дней (около семи месяцев тяжелого труда). 6:39. Зеленая трава указывает на весеннее время – вероятно, перед Пасхой. 6:40. Слушатели Иисуса были рассажены рядами, как воины в Ветхом Завете или в «Свитках Мертвого моря. Вероятно, так было легче распределять пищу, однако некоторые люди в толпе могли подумать, что Иисус выстраивает их как мессианское войско (ср.: Ин. 6:15 ). (Марк же отмечает этот порядок, чтобы подчеркнуть огромное число людей, которых предстояло накормить.) 6:41. Обычно перед едой полагалось воздать благодарение за хлеб, и лишь затем преломлять его. 6:42–44. Насыщение пяти тысяч вызывает в памяти чудо дарования манны Израилю в пустыне, и особенно умножение пищи Елисеем ( 4Цар. 4:42–44 , где также осталась часть продуктов). Выбрасывать остатки считалось расточительством и не одобрялось с точки зрения морали, тогда как представители высшего сословия часто афишировали подобное расточительство. 6:45–52 Хождение по воде 6:45–48. Выражение «хотел миновать их» может напомнить «проведение» славы Божь-1 ей в Ветхом Завете ( Исх. 33:19 ; Иов 9:11 ), а также хождение Бога «по высотам моря» ( Иов. 9:8 ). 6:49. Хотя не все еврейские учителя поддерживали веру в призраки, эти поверья бытовали в народе, находясь в противоречии с традиционным еврейским (и новозаветным) учением о том, что в перспективе грядущего воскресения души умерших праведников и нечестивцев разделены.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010