Содержание    Пятикнижие соединяет в себе и историю, и закон. Независимыми друг от друга их назвать нельзя: историческое повествование разъясняет закон. Например, закон обрезания был дан в рассказе о том, как Бог заключил завет с Авраамом и Саррой (Быт. 17:9–14); в истории о человеке, который собирал дрова в субботу (Чис. 15:32–36), несоблюдение субботы объявлено тяжким прегрешением. Но, как уже говорилось, содержание Пятикнижия в основном сводится к тому, что Бог заключил заветы с патриархами, избавил от египетского рабства их потомков, уже ставших народом, а они обязались соблюдать закон, данный им Богом на Синае согласно завету и подробно разъясненный Моисеем во Второзаконии (6,20–25).    Бытие кончается смертью Иосифа в Египте (50,26), Исход облаком славы Господней, покрывшей скинию собрания в Синайской пустыне (Исх. 40:34–38); Левит словами: «Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов израилевых на горе Синай», (Лев. 27:34); Числа так же, только вместо «на горе Синай» «на равнинах моавитских» (Чис. 36:13), а Второзаконие смертью Моисея в земле моавитской и выбором его преемника Иисуса Навина.    Бог решил вывести народ израильский из Египта, чтобы Израилю стать народом святым, посвященным служению Богу. Благословение Божье должно было распространиться через Израиль на все народы земли. Согласно Посланию к галатам, это великое обетование, данное Аврааму, проповедано Иисусом Христом и осуществилось Его смертью и воскресением. Благодатная сила Пятикнижия не мистическое его влияние, а его богодухновенность как результат действия Духа Божия. Введение к историческим книгам    Собрание книг в протестантском Ветхом Завете, известных как «исторические книги», начинается с Книги Иисуса Навина и завершается Книгой Есфири. В них изложена история древнего Израиля: завоевание Ханаана Иисусом Навином, разделение царства на Израиль и Иудею, падение обоих царств под ударами Ассирии и Вавилона и восстановление Иудеи в послепленный период в VI в. до Р.Х. Каждая из этих двенадцати книг рассказывает о важнейших событиях Божиего управления народом завета.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

5:21. Поток Киссон. Река Киссон – это либо вади аль-Мукатта в Изреельской долине, несущий свои воды на запад, в Средиземное море, либо вади эль-Бира, стекающий с горы Фавор на восток, в Иордан. В песни Деворы река является неотъемлемым элементом тактического замысла. При помощи звезд (источника дождя в угаритской и месопотамской мифологиях) исход битвы при потоке Киссон был предрешен необычным летним ливнем, переполнившим реку. Когда вода вышла из берегов, промокшая земля свела на нет преимущество колесниц Сисары. Этот эпизод во многом напоминает Исх. 14:23–28 , где колесницы фараона были приведены в негодность и уничтожены возвратившимися водами Чермного моря. 5:26. Пронзила висок. В известном по угаритским источникам хананейском мифе богиня Ашерту (библейская Астарта) предстает как воительница, пронзающая головы своих врагов. 5:28. Мать у окна. Образ женщины – жены или матери, – ожидающей своего мужа или сына у окна, исполнен подлинного драматизма. Несмотря на попытки сохранить свое достоинство и придумывание версий, объясняющих его запаздывание (ст. 29, 30), она способна только с надеждой всматриваться вдаль из решетчатого окна. В одних случаях окно держит ее в плену замкнутого мирка, в других – обрамляет как поборницу проигранного дела (см.: Мелхола во 2Цар. 6и Иезавель в 4Цар. 9:30–32 ). 5:30. Добыча. Войны в Древнем мире объяснялись божественным повелением или необходимостью защищать честь нации. Тем не менее и цари, и обычные воины шли на битву, движимые стремлением захватить добычу. Победа в войне означала богатство, власть и порабощение врага (см.: Чис. 31:11,12 ; Втор. 20:14 ; Нав. 11:14 ; 1Цар. 14:30–32 ). 6:1–8:35 Гедеон 6:1. Мадианитяне. Народ, населявший южные области Трансиордании. Они названы потомками Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:2 ), а в рассказе об Иосифе представлены как купцы, занимающиеся караванной торговлей (37:28–36). После побега из Египта Моисей породнился с племенем мадианитян (см. коммент. к Исх. 2:15 ), но мадианитяне не присоединились к израильтянам в завоевании Ханаана. В рассказе о Валааме старейшины мадиамские вместе с моавитянами нанимают пророка, чтобы он проклял Израиля ( Чис. 22:4–7 ). Первоначально территория мадианитян была сосредоточена к востоку от Акабского залива в Северо-Западной Аравии, но в различные периоды они расширяли свои владения на запад, в пределы Синайского полуострова, и на север, в Трансиорданию. На раннем этапе своей истории они вели полукочевой образ жизни, однако археологические исследования показывают, что уже в эпоху поздней бронзы (время исхода и начало периода судей) у них были селения, укрепленные города и система искусственного орошения. Никаких сведений о мадианитянах в древних источниках не содержится, но иногда их отождествляют с Shasu, часто упоминающимися в египетской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вывод крайне не логический, ибо всё, что можно предположить (говорит Англ. Библия на основании предположения доктора Кенникотта), что стих этот взят целиком из 1Пар. 1:43 , что подтверждается, впрочем, и стихами Быт. 36:42–43 , совершенно тождественными со стихами 1Пар. 1:53–54 , которые, вероятно, были вписаны для справок на полях Пятикнижия и впоследствии внесены в текст. Но и не прибегая к этому объяснению, а сравнивая это место с Быт. 35:11 , мы видим, что Иакову в видении в Лузе обещано было Всемогущим, что цари произойдут из чресл его, поэтому Моисей, начертывая в пустыне Книгу Бытия и провидя духом будущность Израиля (сравни Втор. 27:15 ), мог выразиться, что в земле Эдома, доставшейся потомству Исава, были уже цари, между тем как у потомства Иакова не было их ещё в роде его. М. Филарет догадывается ещё, что последний царь эдомский Гадар ( Быт. 36:39 ), о котором приведены некоторые подробности и о смерти которого не упомянуто, был современником Моисея, когда он посылал к нему послов из Кадеса ( Чис. 20:14 ). По другому затруднению, возникающему при чтении этого места, и м. Филарет, и Английская Библия говорят следующее: казалось невозможным, чтобы в относительно короткий период времени от Исава до Моисея могли царствовать один за другим вожди или старейшины ( Быт. 36:15–19 ), и потом цари ( Быт. 36:31–36 ), и потом опять старейшины ( Быт. 36:40–43 ). Но всё заставляет думать, что старейшины эти управляли народом по племенам или областям одновременно с общим главенством царя ( Чис. 20:14 ; сравни Исх. 15:15 ). Англ. Библия ещё замечает, что в списке царей не видно, чтобы они вступали на престол по наследству, а, напротив, по всему вероятию, избирались народом, может быть, даже из числа старейшин. Быт. 36:32 царствовал в Едоме Бела, сын Веоров, а имя городу его Дингава. Быт. 36:33 И умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры. Существует мнение, что Иовав есть Иов. Мы знаем из книги Иова, что один из друзей его, Элифаз, был фоманитянин; родство и сношение царей эдомских с старейшинами родов Исавовых и упоминание о фоманитянине, вступающем на царство после Иовава ( Быт. 36:34 ), дают некоторое правдоподобие этому сближению.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

103:28. Отверзаешь руку Твою. На египетских рельефах, посвященных Атону, изображен обожествленный солнечный диск с многочисленными руками, символизирующими благословение и благорасположение бога. 103:32. Вулканическая активность на Ближнем Востоке. Жители древнего Ближнего Востока были знакомы с вулканической деятельностью, но сами непосредственно наблюдали ее редко. И Месопотамия, и Египет представляют собой речные культуры, не располагающие горными массивами, а тем более действующими вулканами. В районе Плодородного полумесяца одним из действующих вулканов был Арарат (однако в историческое время извержение этого вулкана не наблюдалось). Кроме того, было небольшое число вулканов в Сирии и ряд вулканов вдоль южной границы Турции. Наиболее значительными были вулканы Эгейского региона, из которых, по меньшей мере, один извергался в ветхозаветный период (о. Санторин, 1650 г. до н. э.). 104:13–15. Странствия патриархов. Авраам покинул Ур Халдейский, который был расположен либо в Северной, либо в Южной Месопотамии (см. коммент. к Быт. 11:28 ), и отправился в Ханаан. Он побывал в Гераре и Египте. Иаков добрался до Харрана в Северной Месопотамии и снова вернулся в Ханаан. Иосиф вместе со своей семьей перебрался в Египет, где они и остались. Провидение Божье в каждом этом случае было очевидно. 104:18. Оковы и железо. Оковы на ногах – явление достаточно хорошо известное. «Железо» же в данном случае, вероятно, представляет собой железный ворот. В ассирийских надписях IX и VIII вв. до н. э. упоминаются скованные цепями пленники, которых перегоняли и заставляли работать в подобных ярмах. 104:23. Земля Хамова. Другое название Египта, где поселились потомки Хама, сына Ноя. 104:29–36. Казни египетские. См. коммент. к Исх. 7–11 . 104:39. Облако. Облачный и огненный столп, который сопровождал израильтян в пустыне. Дополнительную информацию см. в коммент к Исх. 13:21,22 . 104:40,41. Перепела, манна, вода. Подробные сведения об этих чудесах Божьих приводятся в коммент. к Исх. 16, 17 . 105:15. Губительная язва. См.: Чис. 11:33.0 природе этих болезней ничего неизвестно. См. коммент. к Чис. 25:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3. Святость священников. Израиль был выделен из среды остальных народов; священники же были выделены из среды самого Израиля. Весь Израиль в целом был призван к святости, то есть отличаться от остальных народов, но священники призывались к святости более глубокой: они должны были отвечать более строгим требованиям в сравнении с простыми людьми Израиля, служить им примером и быть руководителями в религиозной жизни. Подробно содержание Лев.21:1, 22:16 рассмотрено нами в теме «Ветхозаветное священство». 4. Святость времени. Святость, которая требовалась во всех сферах жизни израильского общества, проникала и в течение самого времени. В 23-й и 25-й главах Книги Левит говорится о том, что определенные дни (субботы и праздники) и даже годы (субботний и юбилейный) следует посвятить Господу. Праздничные дни – особый период, который освящается, выделяется из общего необратимого течения времени. Выделенность праздников из обычного хода времени выражалась и в том, что для них Моисей ввел новый, религиозный календарь, который отличался от гражданского. Во время праздников Израиль не только отмечал основные этапы земледельческого года, но и вспоминал историю своего искупления. В богословском смысле Израиль в святые праздничные дни приобщался к Божественной святости. Подробнее священные ветхозаветные дни и праздники рассмотрим далее, в следующей теме. 8. Ветхозаветные священные времена и праздники Согласно Синайскому законодательству, одной из обязанностей народа было точное соблюдение суббот, праздников и субботних лет ( Исх.23:10–19 ). 8.1. Суббота Впервые суббота ( – шаббат) как священный день покоя упоминается в Исх.16:23–30 , так что появившаяся впоследствии четвертая заповедь Декалога помни день субботний ( Исх.20:8–11 ) есть фиксация уже установленного ранее обычая соблюдать субботу. Отдых или прекращение труда были связаны с покоем Бога в седьмой день после окончания творения, потому покой человека – приобщение к образу Божественного бытия. Соблюдение субботы было также знамением, напоминавшим, что Бог избавил Израиль от египетского рабства и освятил его для Себя как Свой святой народ ( Исх.31:13 ; Втор.5:12–15 ). Освободившись от уз рабства, Израиль мог посвящать один день каждой недели Богу, что не было возможно тогда, когда он служил своим египетским господам. Даже слуги и рабы должны были соблюдать субботу. Суровое наказание ожидало каждого, умышленно нарушавшего субботу ( Исх.35:3 ; Чис.15:32–36 ). В то время как ежедневное жертвоприношение Израиля состояло из одного овна, в субботу в жертву приносилось два ( Чис.28:9, 19 ). Также в субботу священники полагали новые двенадцать хлебов предложения на стол в скинии собрания ( Лев.24:5–8 ). 8.2. Новолуние и праздник Труб

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Нав.15:33 .  На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна, Нав.15:34 .  Заноах, Ен-Ганним, Таппуах и Гаенам, Нав.15:35 .  Иармуф, Одоллам, [Немра,] Сохо и Азека, Нав.15:36 .  Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами. Под «низменными местами» разумеется определенная местность в уделе Иудина колена, лежащая между горной возвышенностью и морским берегом. В еврейском тексте она носит название Шефела («низменность»), принимаемая и греческими переводчиками за собственное имя в других местах, например, Иер.32:44 , по-гречески Σεφηλα, в славянской Библии «во градех польных»; в русском переводе в значении собственного имени это название передано в 1Мак.12:38 : «в Сефиле». Обширная равнина Шефела, продолжавшая носить это название во времена Евсевия, простирается от Газы к северу до Лидды и отличается и в настоящее время замечательным плодородием. Перечисление находившихся в ней городов библейский писатель начинает с северной ее части. Из названных им городов известны по своему географическому положению «Ештаол... и Цора», которые называются обыкновенно вместе ( Нав.19:41 , Суд.13:25 и др.) и находились недалеко один от другого на запад от Иерусалима. Местом Цоры признается нынешняя деревня Цара; местом Ештаола – деревня Ашуа, верстах в 4-х к северо-востоку от Цары. Между Царой и Ашуа указывается Кабр Шамшун – «гробница Самсона», согласно со сказанным в Суд.16:31 , что Самсона похоронили братья его между Царою и Естаолом. Заноах, в настоящее время Зануа, в небольшом расстоянии на юго-восток от Цары. Иармуф см. Нав.10:3 ; Одоллам см. Нав.12:15 . Название Немра привнесено из славянской Библии, следующей спискам перевода Семидесяти, из которых в древнем Ватиканском и других списках читается после Одоллама Μεμβρα, в Александрийском и других Νεμρα. Положение Немры неизвестно; сходные с нею по имени Нимра ( Чис.32:3 ) и Нимрим ( Ис.15:6 ) находились: первый в уделе Гадова колена, второй – в Моавитской земле. Сохо, как назывались два города этого имени при спуске с Иудейских гор в равнину, находился, согласно с указанием Евсевия, на месте нынешних развалин Еш-Шувейка в 3 1/2 часах пути на юго-запад от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 Глаза… исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим. 1:32 ). Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») – евр. идиома (ср.: 1Пет. 1:14 ). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия. 15,16 Валаам – классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис. 22 – 24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане ( Чис. 31:16 ; ср.: 25:1–9; Отк. 2:14 ). Валаам – прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд. 11 . Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу. 17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф. 4:14 ). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4). 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3–11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим. 6 и Ин. 8:31–36 ). 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. См. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф. 12:45 и Лк. 11:26 , хотя иногда здесь усматривают связь с Лк. 12:47,48. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31 ). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом. 22 Первая пословица встречается в Прит. 26:11 , а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника – древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф. 7:6 . 3:1–16 Напоминание о пришествии Господа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

601 Обыкновенно праздничные дни, а в многодневных праздниках первый и последний день были днями покоя для израильтян. Поэтому имя Schabbath усвоено великому дню очищения ( Лев.23:32 ) и первому и седьмому дням праздника опресноков ( Лев.23:11,15 ). так как в эти дни все занятия должны быть оставлены. Впрочем, по замечанию Гуссета (в Lex. стр. 817) закон делал в этом случае различие, именно: в еженедельную субботу и в день очищения запрещалось всякое вообще дело (melachah Лев.23:3,28 слич. ст. 30 и д.), а в остальные торжественные дни праздников воспрещалось только всякое работное дело (melecheth abodah см. Лев.23:7,8,21,25,35,36 ). Для более точного определения указанного различия, обратим внимание на то, что в дни субботние и в день очищения воспрещено было разводить огонь для приготовления кушанья, между тем, как во все остальные торжественные дни праздников это было дозволено. В кн. Исх.12:16 , где в первый и седьмой день праздника опресноков воспрещается всякая вообще работа, – приготовление кушанья однако ясно исключается из этого запрещения для показания того, что именно должно здесь разуметь под работою (melachah). Особенная строгость, с которою предписывалось самое точное соблюдение покоя в субботу, указывает на высшую степень освящения этого дня, с которым в этом отошении мог сравниться разве один только день очищения. 603 Трубный звук седьмого новолуния отличался от трубных звуков во дни других новомесячий. В последнем случае трубы во время жертвы всесожжения ( Чис.10:10 ) должны были звучать thaqa’, т. е. издавать звуки отрывистые, короткие; в первом же случае трубы должны были звучать heria’, т. е. издавать звуки сильные, громкие, протяжные, разносившиеся далеко во все стороны (см. Чис.10:7 , где слова thaqa’ и heria’ отличаются одно от другого). Мало того, что звук труб в седьмое новомесячье был theru’ah, самый день седьмого новомесячья назывался jom theru’ah; это показывает, что игра на трубах не ограничивалась здесь только тем временем, когда совершалось жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Еще более прямые указания на страдания и смерть Мессии, как – искупительную жертву, содержатся в пророчествах. Так, пр. Исаия изображает «Мужа скорбей», Мессию, страждущим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение (53, 4–6), и сравнивает Его с агнцем, ведомым на жертвенное заклание (7 ст.): Господь возложил на Него грехи наши, и Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Пр. Даниил говорит, что Христос Владыка имел пострадать и умереть, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная (9, 24). На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии свидетельствовал о Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он Сам говорил Своим ученикам: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих ( λτρον ντ πολλν – Мф 20, 28; сн. Мк.10:45 ). Слово λτρον, особенно в связи с αντ, обозначает цену или плату, за которую, напр., посвящавшиеся на служение Богу первенцы освобождались от этого ( Чис.18:15–16 ), военнопленные и рабы получали свободу ( Лев 19, 20; 25, 51 ; Ис.45:13 : ср. 1Кор.6:20; 7, 23 ), преступники, обязанные нести по закону наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания ( Исх.21:30 ; Чис.35:31–32 ; Притч.6:35 ). Такое же значение имело и пожертвование И. Христом Своею жизнью: мы обязаны были нести, как наказание за свои грехи, смерть; но Его смерть явилась выкупной платой, или средством для освобождения нас ( ντ – вместо) от этого наказания, заменой нашей смерти ( αντλλαγμα – обмен, замена у Мф.16и Мк.8:36–37 – то же, что λτρον). В притче о добром пастыре Он говорил: Аз есмь добрый Пастырь; пастырь добрый полагает душу свою за овцы… И Аз… душу Мою полагаю за овцы… Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе ( Ин.10:11. 17–18 ). Таким образом добровольная смерть И. Христа есть смерть за людей, цена нашего избавления или искупления от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010