VII. Подлинность первых четырех книг Моисеевых 1 . Так, касаясь исторических событий, составитель Второзакония прежде всего делает многочисленные указания и ссылки на патриархальную историю, подробно изложенную в кн. Бытия, начиная с Быт. 11и до конца книги. Именно, он указывает на страну, в которой жил Авраам до переселения в Палестину, называя внука его Иакова Арамеянином ( Втор. 26:5 ; ср. Быт. 12:5; 28:10; 81:18–20 ),упоминает о Лоте, племяннике Авраама, сыновьях его и потомках ( Втор. 2:9–19 ; ср. Быт. 18:1–12; 19:29–38 ), говорит о Исаве, сыне Исаака и брате Иакова, и о месте поселения племени, происшедшего от него ( Втор. 2:4–5,22 ; ср. Быт. 36:1–9 ), приводит на память своим современникам событие переселения Иакова в Египет с семейством, в количестве 70 душ ( Втор. 10:22 ; ср. Быт. 46:26 ). Наконец, составитель Второзакония с особенной настойчивостью выставляет на вид Израилю, стоящему на границах Ханаана, то обетование о наследии земли, которое дано было праотцам Израильского народа, патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову, и которое обстоятельно изложено в различных местах кн. Быт. Так, напр., он говорит: когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку, Иакову дать тебе… тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа… ( Втор. 6:10–12 ; еще: 1:8; 10и др.). Но изложение этого клятвенного обещания мы находим, как сказано, в кн. Быт. 12:7; 13:5; 15:18; 26:3–4; 50:24 . – Из дальнейших исторических событий, изложенных в кн. Исход и Числа, составитель Второзакония упоминает, как известные лицам, к которым он обращается, между прочим, следующие: угнетение в Египте рукою фараона и изведение оттуда сынов Израилевых среди знамений и чудес (Второз. 6:12–20,22; 7:8–18,19; 8:14; 11:3; 16:3– 4; 26:7–8; ср. Исх. 1:11–14; 7–10; 26:7–8 ), дарование манны и изведение воды из гранитной скалы ( Втор. 8:3–15,17 ; ср. Исх. 16:14–31; 17:1–7 ), откровение при Хориве ( Втор. 5:2–5; 18:16 ; ср. Исх. 19:1–25 ), происшествие со скрижалями завета и поклонение золотому тельцу ( Втор. 9:9–17 ; ср. Исх. 32:1–20 ); далее бедствие при гробах прихоти ( Втор. 9:22 ; ср. Числа. 11:1–4, 31–32 ), поражение Мариам, сестры Моисея, проказою ( Втор. 24:9 ; ср. Числ. 12:1–15 ), преступление Дафана и Авирона ( Втор. 11, 6 ; ср. Числа. 16:1–40 ), смерть Аарона ( Втор. 10:6 ; ср. Числа. 20:23–29 ; –33:37–39), действия Валаама ( Втор. 23:3–5 ; ср. Числ. глл. 22–24) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Другие стихотворные пассажи содержат проклятия змею, жене и Адаму (Быт. 3, 14-19), Хаму (Быт. 9, 25), Исаак проклинает Исава (Быт. 27, 39-40) и др. Стихотворной формой обладают благословения Симу и Иафету, произнесенное Ноем (Быт. 9, 26-27), Аврааму, произнесенное Мелхиседеком (Быт. 14, 19-20), Ревекке (Быт. 24, 60), Валаама Израилю (Числ. 23-24) и др. Стихотворную форму имеют, как известно, притчи, заключенные в книги премудростей — Притчей, Иисуса Сирахова, Премудростей Соломона, Екклисиаста, отчасти Псалтыри. Но краткие стихотворные притчи включены также в Пятикнижие и следующие за ним исторические книги. Среди них находится загадка Самсона, отгадка к ней и последующее его высказывание (Суд. 14, 14, 18), а также его притча (Суд. 15, 16). Притчей, т. е. высказыванием премудрости является пророчество Ревекке, произнесенное Господом: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25, 23), также как характеристика Моисея (Числ. 12, 6-8). Истории патриархов — Авраама, Исаака, Иакова, а также сыновей последнего — относятся, по мнению Гункеля, к жанру саг. Эта литературная форма известна исключительно по древнеисландской литературе, где сагой называли устное прозаическое повествование об исторических лицах и событиях. Фиксации библейских саг служили, вероятно, сами сюжетные единицы и их последовательность. Этого было недостаточно для полной устойчивости традиции, и случались повторы одного и того же сюжета. Так, рассказ о жене, выдаваемой за сестру, встречается трижды, причем два раза он связан с Авраамом и один раз с Исааком, противником и Авраама, и Исаака оказывается один и тот же Авимелех, царь Геррарский (Быт. 12,10-20; 20, 1-18; 26, 6-14). Рассказ о продаже Иосифа в египетское рабство имел, несомненно, широкую популярность, так что внимательное чтение может выявить две его версии, смешанные между собою (ср.: Быт. 37, 2b, 5-11, 19-20, 23, 25b-27, 28b, 31-35 и Быт. 37, 3a, 4, 12-18, 21-22, 24, 25a, 28a, 29-30).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

9. (см. у Lequ.). 10. (см. у Lequ., как видим и у самого св. Дионисия Ареопагита в соотв. месте). 11.Это отрывок из первой главы названного в тексте творения св. Дионисия Ареопагита. Св. И.Дамаскин берет только один первый член периода. Второй ( см. сочин. Дионисия Ареопагита: de diuinis nominibus, cap.1) начинается так: " тогда же, когда станем нетленными и безсмертными , постоянно будем с Господом " (в соответствие приводимой св. И.Дамаскиным первой половине периода, начинающейся словами: " между тем как теперь " Ср. текст даннаго места и латинский перевод его в издании творений св. Дионисия Ареопагита, сделанном (1644г.), с текстом и латинским переводом его в издании Греческий текст этого места вообще имеет запутанное построение (обратить внимание на знаки препинания и разстановку слов в подлиннике! ); латинский перевод (особенно напечатанный у служит прекрасным его разъяснением. 12.Глава I. 13.Св. И.Дамаскин здесь говорит, конечно, иронически. 14.В некоторых изданиях (например Hopperi) прибавлено " словом " . 15.Basil.homil.in init. 1 Psal. (см. у Lequ.). 16.Basil.in.S.Gordium (см. у Lequ.). 17.см. у Lequ.: лат.перевод: ср.и примеч. 18.Филипп. II, 7. 19. (ср. латинский перевод у Lequ. И Hopperi) 20. (см. у в подстроч.замеч.). 21.Быт. XLVII, 31. 10; XXXIII, 3 22.См выше прим 20 23.См выше прим 20 24.Это более подробно излагается в act. 4 syn. 7 (см. у Lequ.). 25.Быт. XLVII, 10. 26.Псал. XCVIII, 9. 5. У св. И.Дамаскина буквально читаем: яко свят есть (т.е. Господь Бог) слав.: яко свято есть. 27.Исаия LXVI, 1. 28.Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 29.Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 30.Быт. L, 13. 25 31.4 Цар. XIII, 21. 32.4 Цар. IV, 29. 33.Исх. VII, VII, XIV, XV, XVII. 34.Прем. Солом. XIV, 7. 35.4 Цар. VI, 6. 36.Быт. II, 9. 37.Быфт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 38.Числ. XXI, 9. 39.Числ. XVII. 40.3 Цар. VI. 41.Иезек. XL. 42.Исх. III; " куст горевший и не сгаравший , как-бы облитый какой-то росою " (см. у. Lequ.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

§14. Но и между человеками особеннейшее Бог имеет попечение о верных рабах Своих, которых особливо правит, приятствует им и защищает их. Очи Господни на праведные ( Пс. 34:16 ). Понеже Он о избранных Своих так промышляет, что, кажется, уже пред ними других не знает ( Мф. 25:12 ). §15. Да и из самых верных гораздо более печется о тех, коих служителями определил для общего блага других многих ( Мф. 10:30 ). Вам же и власи главнии изочтены суть. Такое о себе паче прочих имели Божие промышление Авраам, Моисей, Давид, пророки и апостолы. §16. Сих ради причин Учители промысл Божий разделяют на 1) всеобщий, который бывает о всех тварях вообще, и 2) особенный, по которому Бог некоторые твари особенно правит, а наипаче человека по падении. А поскольку сей Промысл обращается в деле спасения человеческого, того ради и именуется спасительным. Глава 4. О промысле Божием касательно смерти человеческой §17. Хотя и определил Бог каждому человеку известный час и известный образ смерти, однако не просто, но с некоторым условием, ибо §18. Что Бог в награждение за благочестие обещает, тому Он не просто быть определил, поскольку полагается оному условие, т. е. благочестие. Но долготу жития сего в награду за благочестие многократно обещает Бог (Исх. 2о:12, 23:26; Втор. 5:39 ; Пс. 90:15, 16 ; Притч. 4:10 ; 1Тим. 4:8 ). Следовательно, кончина пребывания человеческого в сей жизни положена от Бога не просто, но при сохранении средств, к тому приличных. §19. То же подтверждают и следующие места: 1) нечестивым жизнь сокращается за их нечестие и беззакония ( Втор. 4:5, 6 ; Пс. 54:24 ; Притч. 10:37 ; Ис. 1:29 , Быт. 38:7 ; Исх. 32:27 ; 1Цар. 2:24 ; Деян. 5:6 ), а благочестивым – да не видят и не претерпят какого-либо зла ( 4Цар 22 :2о; Ис. 57:1 ). 2) Святые молят Бога о продолжении жизни своей или других ( Пс. 101:25 ; Числ. 16:22 ; Втор. 9:19 ; 2Цар. 24:17 ; 4Цар. 20:6 ; 2Кор. 1:10, 11 ; Иак. 5:14 ). 3) Примером святых и повелением Божиим предписывается убегать опасностей смертных ( Исх. 2:15 ; 1Цар. 19:10 ; 3Цар. 17:8,9 ; Числ. 16:26 ; Мф. 2:13, 10:23, 12:15 ; Деян. 9:25 ; 2Кор. 11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОМОРФИЗМЫ и антропопатизмы в Библии [от греч. νθρωπος - человек и μορφ - вид, образ, облик, πθος - страсть, чувство], понятия, означающие перенесение присущих человеку свойств (образа, чувств и страстей) на Бога, а также отражающие представление Его в образе человека. К числу библейских А. и антропопатизмов относятся: лицо (Пс 26. 8), рука, десница (Быт 49. 24; Исх 15.12; Втор 4. 34; Ис 66. 2; Исх 3. 20 и др.), мышца (Исх 15. 16; Исх 6. 6 и др.), ноги (Быт 3. 8; Исх 24. 10; Ис 66. 1), палец (Втор 9. 10 и др.), уста (Числ 12. 8 и др.), глаза, веки (Пс 10. 4), «задняя Бога» (Исх 33. 23), сердце (Ос 11. 8); любовь, гнев (Числ 12. 9; Ос 11. 9), ревность (Исх 20. 5-6; 34. 14 и др.), раскаяние (Быт 6. 6), месть (Наум 1. 2) и т. п. Образный язык Свящ. Писания, не обладающий точными философско-богословскими категориями, прибегает к А. и антропопатизмам для передачи личного опыта богочеловеческих отношений. А. и антропопатизмы являются следствием прежде всего непостижимости Бога и ограниченности языка человека, к-рый не может не использовать телесные образы при описании Его действий. Существование ряда А. объясняется особенностями древнеевр. языка, в к-ром слова, указывающие на части тела, могут являться составляющими сложных предлогов (напр.,  - перед, букв.- перед лицом;     - рядом, букв.- к руке;    - в соответствии, букв.- на устах и др.) или устойчивых понятий (    - долготерпеливый, букв.- долгие ноздри (   - нос, ноздря) и др.). В переводах Свящ. Писания на др. языки, в первую очередь на греч., такие словосочетания относятся к числу гебраизмов . Не исключено, что при составлении канона Библии и редакции ранних библейских кодексов проблема богословского объяснения А. уже стояла достаточно остро и решалась методом коррекции вызывавших наибольшие нарекания с т. зр. строгого монотеизма . Поэтому исследователи Библии, к-рые делят Пятикнижие Моисеево на редакции (источники), в качестве одного из положений выдвигали тезис о том, что антропоморфические выражения в ВЗ были заменены в свое время на иные, более приемлемые для составителей, напр.: выражение «явление Бога» было заменено на явление «славы Господней» (Исх 16. 7, 10) или «имени» Бога (Втор 12. 5; 16. 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/114072.html

Где же тут «умерщвление плоти», ее«проклятие», ее«бесовское происхождение»?!. Где«страх пред наготою тела, как пред чем-то постыдным, прелюбодейным иоскверняющим»?! 30 . Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?! Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?! Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир, как отрицание Бога?!. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти и притом к плоти обнаженной, – не таинственно божественную связь между всем миром и человеком, а чрез последнего и с Богом, – не мир, как утверждение Бога и не Бога, как Творца мира, во всем разнообразии его плоти, возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный или идеальный миропорядок. Ну, а далее?Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, – в нем появляется «похоть плоти, очес и гордость житейская» 31 ... Тогда-то он впервые узнает, что «наг»и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясанием ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд... Появляется смерть... Проклинается земля за грех человека, и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении 32 … И если теперь мы пройдем чрез всю историю библейского израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти, как святой, что его религиозное общение с «Божьей тварыо» и со «всей многообразной языческой плотыо» все более и более проявлялось, по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими (Иезеек. 41:19), как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Второз. 6:7–9); как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святынею, своего рода «ковчегом откровения, на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3, 21, 9; 22–23 ; Числ. 4, 15–19–20 ), как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 : Иис. Нав. 24:32 ), как«чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей (Ис. С. Сир. 48–49 ; Ис. 66 ; Пс. 33; 4 . Цар. 23), как заботились Израильтяне о чистотетела, узаконив «различные омовения до плоти относящиеся» ( Числ. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое чрез оскопление (Второз. 23:1), как всего себя иплоть и кровь свою–Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как, наконец, и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной мертвых тел ( Ис. 26:19 ; Иоан. 11:24 ; Лук. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Пс.71:4 ), рассуди мена с моими гонителями и воздай каждому по правде его, – невинно-гонимому должную защиту, а гонителям заслуженное наказание. «Сам исполни, что заповедал делать другим, и подай мне помощь Твою» (бл. Феодорит). В этом обращении к правосудию Божию ясно слышится отголосок дважды высказанного Давидом Саулу желания предоставить свое дело суду Божию: да рассудить Господь между мною и тобою и да отмстить тебе Господь за меня ( 1Цар.24:13 ); да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, и да избавит меня от всякой беды ( – 26:23–24). 70 толк. (=лат. и слав.) слово (=против неистовства; сирск.: «против упорства») вероятно производили не от , а от =переправа, оттуда: край, граница и перевели: в концахъ, т. е. на пределах. Вознесис въ концахъ врагъ твоихъ=явись во всем величии Твоего могущества на пределах Твоих врагов, чтобы «остановить их неправедное нашествие» (бл. Феодорит). Чтение: врагъ твоихъ, вм. моихъ, соответствует Альд. и Компл. (=3лат., Вас. В. и Евс.), выражая мысль, что враги праведного Псалмопевца вместе с тем и враги Божии (ср. Пс.5:11 ). Вм.: для меня=масор. (=халд. и сирск.), 70 толк. вероятно читали= Бже мой) (=гр.-лат.). Стоящее перед этим слово Гди составляет прибавление сравнительно с евр.-халд.-сирск. т. и не читается в Синайском к. Слав. слово: (гр.-лат.: в повелении, вм.: для суда), в связи с словом: востани (ξεγρθητι ср. Числ. 10:35 ) может указывать на возглашение при шествии Божием на врагов Псалмопевца тех самых слов, какие заповедано было произносить при поднятии ковчега завета: «восстань Господа Боже мой против моих гонителей с повелением о рассеянии всех врагов Твоих, какое заповедал Ты произносить при Твоём востании в образе ковчега завета, т. в. с произнесением слов: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя ( Числ.10:35 ). и. И сонмъ быдетъ т: и томъ на высот братис. 8. Сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту. 8 . Так как Саул всенародно объявил Давида изменником и врагом своим ( 1Цар.22:6 и сл.) и открыто с войском преследовал его в глазах филистимлян, моавитян, идумеян и других народов, как величайшего злодея: то гонимый и выражает желание, чтобы суд Божий о нём произведён был также всенародно, чтобы сонм людей, т. е. все соседние народы, бывшие свидетелями его преследования, окружили престол праведного Судии и были свидетелями оправдания его и наказания гонителей, и чтобы Господь, по совершении суда Своего, в виду всего сонма, во всем Своём божественном величии, восшел на высоту (ср. Быт.17:22 ) небесного своего трона ( Пс.67:19 ) и таким образом, открыто явив Себя Господом и Судиею всего мира, торжественно убедил всех в непреложной верности Своего суда, как суда божественного. Такой суд Божий и совершился над Саулом в его позорной погибели вместе с тремя сыновьями в войне с филистимлянами ( 1Цар.31:1–10 ), над которыми он прежде неоднократно одерживал славные победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но человек тогда силою Божией и по телу своему станет бессмертным, чтобы во веки уже или «иметь жительство на небесах» ( Фил. 3:20 ), или в аду, – чтобы наслаждаться или страдать. Сектантские места Св. Писания, приводимые ими в доказательство своего лжеучения о бессмертии души: Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 ; Быт. 9:4–6 ; Числ. 11:6 ; 1Цар. 24:12 ; Псал. 55:7, 123:7 ; Иезек. 13:19–20; Числ. 23:10 ; Иов. 7:15 ; Втор. 27:25 ; Быт. 17:14 ; Исх. 22:12 ; Иис. Нав. 1:28 ; Лук. 16:22 ; Иоан. 11:14; 1 Фесал. 4:16; Иоан. 6:49 ; Екклез. 9:5,10; Псал. 145:3–4 ; Иов. 14:12 ; Даниил. 13:18; Евр. 4:12; 1 Фесал. 5:23. Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов-адвентистов. Православное учение: Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20–24 и ст. 20–28. Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7 ; Быт. 35:18 . Душа человека совершенно независимое и отличное от его тела начало: Еккл. 12:7 ; Исаии 38:12; Тов. 3:6 ; Мф. 10:28 ; Мк. 14:38 ; Иак. 2:26 ; 2Кор. 1:9 ; Прем. 15:11 ; Лев. 19:31, 20:6, 27 ; Втор. 18:10–12 . После смерти людей их души живут разумно сознательной жизнью и бодрствуют: Лук. 18:19–31, 9:28–31 ; Мф. 20:28 ; 1Петр. 3:18–20 ; Рим. 10:14 ; Откр. 4:10–11 ; Откр. 5:8–9 ; 2Петр. 1:15 ; Премудр. Солом. 3:2, 3–8; Екклез. 12:7. Только нечестивые думают, что нет души: Прем. 2:1–3 ; Прем. 16:13–14; 2 Маккав. 15:12; Мф. 17:3 ; Мк. 9:4 ; Псал. 30:6 ; Псал. 5:10 ; Деян. 2:31 . 3. О тысячелетнем царствовании христа и о втором его пришествии и кончин мира. Одним из главных лжеучений адвентизма является учение о скором пришествии на землю Иисуса Христа и о его тысячелетнем царствовании вместе со Своими святыми. Этим учением адвентисты увлекают не только слабых, а и крепких в вере, но простодушных людей. Нечего и говорить о штундобаптистах, которые почти целиком принимают этот пункт учения адвентистов о скором пришествии Христа и о Его тысячелетнем царстве. Сущность учения адвентистов о пришествии Христа и о Его тысячелетнем царствовании такова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Рефаимы вытесняются из Ханаана, собственно с западной стороны Иордана, хананеями. Уже во время Авраама «в земле сей (жили) хананеи» ( Быт.12:6 ). Позднее они вытеснены и с восточной стороны Иордана, именно эмимы и замзумимы – аммонитянами и моавитянами ( Втор.2:9–11; 19–22 ), а рефаимы, жившие в Васане, аморреями. Во время Моисея здесь господствуют хананеи, собственно аморреи ( Числ.21:21–26 ). И лишь Ог, рефаим, царь васанский, господствует над чуждым ему населением ( Втор.3:11 . Cp. ст. 8). Эти новые поселенцы в стране ханаанской разделяются в свою очередь, подобно своим предшественникам, на несколько отдельных и независимых одно от другого племен. Точное определение числа этих племен трудно. Родословная потомков Ноя показывает одиннадцать сынов Ханаана, т. е. народов, происшедших от Ханаана ( Быт.10:15–18 ); шесть из них: сидоняне, аркеяне, синеяне, арвадеи, цемареи и хамафеи живут в Финикии и Сирии, от Сидона до лежащей при Оронте Эпифании сирийской; 71 остальные пять, именно; хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, объединяясь под общим именем хананеев, живут в стране ханаанской. В других местах, вместо пяти народов ханаанских, поселившихся в Ханаане, считается семь ( Втор.7:3 ; Нав.3:10; 24:11 ), чаще шесть ( Исх.3:8,17; 23:23 и др.; по LXX и в этих местах семь), пять (по LXX семь. Исх.13:5 ), три (евеи, хананеи и хеттеи, Исх.23:28 ) и два (аморреи и хананеи, Нав.5:1 ). Эвальд думает, что одиннадцать имен сынов Ханаана, показанные в родословной, означают только исторические главные группы, которые могут еще быть наблюдаемы в бесконечно разрозненном целом. 72 И общее название всего населения страны в его совокупности не одинаково: то употребляется для этого имя хананеев ( Быт.10:39; 12:6; 24:3 и др.), то имя аморреев ( Быт.15:16; 48:22 ; Нав.24:15 ; Суд.6:10 и др.), то, впрочем, реже, имя хеттеев ( Нав.1:4 ; ср. 3Цар.10:29 ; 4Цар.7:6 ). Равным образом трудно определить точно и территорию, занимаемую каждым из указанных выше племен или народов. В книге Числ общее их распределение по земле описывается так: амалик живет на южной стороне земли, хеттеи, (LXX: евеи), иевусеи и аморреи живут на горе, хананеи же живут при море и на берегу Иордана (13:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В следующий день до рассвета собираются в синагогу; произносят молитвы во весь день; совершают великое торжество над книгою закона; часто повергаются на землю с закрытым лицом, особливо когда произносят свою форменную исповедь; при каждом слове они ударяют в перси ладонями. Коган, по мнению евреев, происходящий будто от колена левитского, возложив на главу шерстяную, спускающуюся по шее, епанчу, которая называется у них талес, и закрыв оною глаза, благословляет народ, как заповедуется в Книге Числ: да благословит тя Господь, и сохранит тя: да просвятит Господь лице свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь лице свое на тя, и даст ти мир ( Числ.6:24–26 ). При благословении простирает к народу руки, который в это время также закрывает глаза и лице из благоговения, дабы не видеть рук Когана: поскольку, говорят они, в продолжение благословения почивает на них Дух Божий, как пишется: се сей (брат) стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, проницаяй сквозь мрежи ( Песн.2:9 ), т. е., Бог стоит за священником как бы за стеною, и смотрит сквозь окна и решетки – распростертые и разверзстые персты. После сего Коган поет песнь, которую непрестанно повторяет, по крайней мере, раз до семи; при каждом повторении более и более возвышает голос 127 . Наконец, по полудню читают вечерние молитвы и продолжают оные до захождения солнца, к коим присоединяют ещё молитву, называемую молитвою затворения (тефилат неиле), т. е. дверей. Ибо, говорят, в древности в это время заключались двери святилища. Пред выходом из синагоги, трубят громко и протяжно в рог, в знак 1) того, что Божественное величие, находившееся при них молитвах, теперь удалилось и взошло, на небо, как пишется: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубном ( Пс.46:6 ); 2) что звук трубы есть знак радости и победы. Они как бы говорят: «мы победили сатану» 3) что этим они приводят ему (сатане) на память совершившийся над ним самим суд, после коего он уже не осмеливается обвинять их пред Богом, т. е. в день очищения; 4) что звук трубы есть знак свободы; поскольку, говорят, в этот день духи умерших бывают свободны от переселений в тела (ибо они верят в переселение душ в разные тела); а тело освобождается от рабского наказания; наконец 5) в память юбилея, который в древности начинался в это время. Посему, хотя бы день очищения случился в субботу, то и тогда трубят в рог: ибо, говорят, законно трубить, есть признак знания или искусства, a не труда. При выходе из синагоги, что бывает ночью, имеют обыкновение возле самой синагоги освящать луну тою же молитвою, какая изложена в описанном нами празднике новомесячия; это они делают для того, чтобы с сих пор начать добрые дела, а с другой стороны, изъявить благодарность луне за то, что она ходатайствует о них пред Богом 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010