Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСИЯ [Древнеевр.  ,   греч. Ωση], ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков . Имя В тексте ВЗ имя пророка О. упоминается лишь в начале Книги Осии: в Ос 1. 1 и 1. 2. Кроме того, оно упомянуто 1 раз в НЗ (Рим 9. 25). По мнению исследователей (см., напр.: Rudolph. 1971. S. 35; Köhler L., Baumgartner W. Hebrew and Aramaic Lexicon of the OT. Leiden, 1994. Vol. 1. P. 242-243; Gesenius W. et al. Hebräisches und aramäisches Handwörterbuch über das AT. B.; Heidelberg, 199518. Lfg. 2. S. 272), имя Осия является краткой формой имени  /   значение к-рого - «Яхве спас» или «Яхве, спаси!» (Иер 42. 1; Неем 12. 32 - в синодальном переводе передается как Гошаия; Иер 43. 2 - в синодальном переводе - Осаия, также имя часто встречается в древнеевр. эпиграфике - см. примеры в: Clines D. Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield, 1995. Vol. 2. P. 507). Масоретская вокализация этого имени (  ) предполагает его интерпретацию как форму абсолютного инфинитива или форму муж. р. ед. ч. императива породы «хифиль» древнеевр. глагола   - «спасать» («Он спас» или «Спаси!»). Прор. Осия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XIV в. (Vat. gr. 1613. P. 119) Прор. Осия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XIV в. (Vat. gr. 1613. P. 119) Помимо пророка в Библии этим именем названы еще неск. персонажей: 1) ефремлянин Осия, сын Навина, переименованный Моисеем в Иисуса (  ), преемник Моисея (Числ 13. 9(8), 17(16); Втор 32. 44 (в последнем отрывке в синодальном переводе - Иисус)); 2) последний царь Израиля, т. е. Северного царства (4 Цар 15. 30; 17. 1, 3, 4, 6; 18. 1, 9, 10); 3) Осия, сын Азазии, начальник ефремлян при царе Давиде (1 Пар 27. 20); 4) соратник Неемии (Неем 10. 23(24)). Кроме того, имя Осия засвидетельствовано в текстах на евр. языке из Вади-Мураббаат (Mur 17 B) и Масады (Mas 665 2).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ (ангел Божий) [евр. (  )      ,    (  ), греч. γγελος κυρου (θεο)], в Свящ. Писании словосочетание, обозначающее либо особый вид богоявления, либо ангела , к-рый выступает как посланник Господа. Существует также ряд примеров, когда слово «ангел» в этом словосочетании прямо (Агг 1. 13: «вестник Господень») или косвенно (1 Цар 29. 9; 2 Цар 14. 17-20; 19. 27: «царь, как Ангел Божий») относится к человеку. Места в Свящ. Писании в зависимости от отношения А. Г. к Богу можно разделить на 3 группы. К первой из них относятся те библейские эпизоды, в к-рых А. Г. никак не соотносится с Богом (3 Цар 19. 5-7; 4 Цар 1. 3-15; 19. 35) и явно отличается от Него (Быт 24. 7; 2 Цар 24. 16; Зах 1. 9-17; Пс 33. 8; 34. 5-6). Вторую группу составляют повествования, связанные с исходом израильтян из Египта и их странствием по пустыне, в к-рых словосочетание «А. Г.» («Ангел Божий», «Ангел Мой») обозначает ангела, почти отождествляемого с Богом (ср.: Исх 23. 21, где Сам Бог говорит об этом ангеле: «Имя Мое в нем»; Исх 14. 19-31; 32. 34; 33. 2; Числ 20. 16; особ. Суд 2. 1-4). В эпизодах, относящихся к третьей группе, провести четкое различие между А. Г. и Богом уже практически невозможно. Два раза А. Г. является Агари и обещает произвести от ее сына Измаила великий народ; при этом из текста следует, что говорил с ней Сам Господь (Быт 16. 7-13; 21. 17-18). К Аврааму , готовому принести в жертву своего сына Исаака , А. Г. обращает следующие слова: «Не пожалел ты сына твоего, единственного твоего для Меня» (Быт 22. 11-18). Моисею в горящем кусте является А. Г., но говорит с ним Бог (Исх 3. 2-6). Подобное происходит и с Гедеоном (Суд 6. 12-18). Отец Самсона Маной говорит своей жене после явления им А. Г.: «Верно, мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд 13. 3-22). Особенно выделяется явление А. Г. во сне Иакову - здесь он прямо называет себя Богом (Быт 31. 11-13). Эта последняя группа библейских повествований ставит перед исследователями серьезную экзегетическую проблему, к-рая решалась по-разному. Филон Александрийский отождествлял А. Г. с Логосом и видел в нем тварно-личного посредника между Богом и миром. Вост. отцы Церкви и Тертуллиан видели в А. Г. Вторую Ипостась Св. Троицы и явления его рассматривали как прообразы воплощения Сына Божия ( Iust. Martyr. Dial. 57-60; Iren. Adv. haer. IV 7; Tertull. Adv. Marcion. 2. 27; Cyr. H. Catech. X 6; Basil. Magn. Adv. Eunom. II 18). По мысли же зап. церковных писателей, А. Г.- это тварное существо, возвещающее слова Божии ( Ambros. Mediol. De Abraham. 1. 4-6; August. De trin. III 23-27; Thom. Aquin. Sum. Th. I Quest. 43, 7).

http://pravenc.ru/text/115050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАФАН [евр.  ,   - «Господь даровал»; греч. Ιωναθν], старший сын 1-го израильского царя Саула , друг и соратник царя Давида (1 Цар 14. 1; 18. 1). Рассказ об И. в 1-й книге Царств введен в контекст историй, призванных подтвердить права Давида на царство. И. был одним из командующих царской армией в вооруженном противостоянии Саула с филистимлянами при переправе Михмас (1 Цар 13-14). С помощью Божией И. вместе со своим оруженосцем уничтожил сторожевой отряд филистимлян из 20 воинов, что посеяло хаос в стане врага и привело израильтян к победе (1 Цар 14. 1-23). Позднее И. неосмотрительно нарушил царское обещание Богу держать пост, но не был предан смерти благодаря ходатайству народа, помнившего о его воинских подвигах (1 Цар 14. 24-46). После победы Давида над Голиафом , И. полюбил буд. царя «как свою душу» (1 Цар 18. 1) и, заключив с Давидом союз, отдал ему свою одежду и оружие (1 Цар 18. 3-4). Тем самым И. передал свое право преемства на трон в пользу Давида (ср.: Числ 20. 26 - Mettinger T. N. D. King and Messiah: The Civil and Sacral Legitimation of the Israelite Kings. Gleerup, 1976. P. 190). Глагол «любить» в этом контексте, помимо выражения личной симпатии, несет оттенок политической лояльности ( Thompson J. A. The Significance of the Verb Love in the David-Jonathan Narratives in 1 Samuel//VT. 1974. Vol. 24. N 3. P. 334-338). Отныне И. становится защитником Давида от Саула, заступаясь за него перед царем и помогая Давиду скрываться от царского гнева (1 Цар 19. 1-7; 20. 4 слл.; 23. 16-18). Впосл. И. еще неск. раз подтверждал свой завет с Давидом клятвой: «… да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!» (1 Цар 20. 13), к-рая основана на том, что И. «любил его, как свою душу» (1 Цар 20. 17). Навещая скрывавшегося в лесу Давида, И. ободряет его такими словами: «…ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это» (1 Цар 23. 17). Существует попытка истолковать договор между Давидом и И. присутствием в древнем Израиле традиции, согласно к-рой зять царя (Давид женился на дочери Саула - 1 Цар 18. 18-30) обладал большим правом на трон, чем его сын ( Morgenstern J. David and Jonathan//JBL. 1959. Vol. 78. P. 322-325).

http://pravenc.ru/text/578356.html

Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю...» (Иез 1. 2). Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х. (4 Цар 24. 10-17), следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х. ( Blenkinsopp. 1990. P. 16). Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… отверзлись небеса, и я видел видения Божии». Упоминание в обоих случаях р. Ховар дает основание считать, что речь идет об одном событии. Однако если датирование событий от пленения Иоакима характерно для всей книги (напр.: Иез 8. 1; 20. 1; 24. 1; 26. 1; 29. 1, 17), то единого понимания выражения «и было в тридцатый год» в традиции и среди совр. исследователей нет. Автор арам. Таргума на Книгу прор. И., с к-рым согласен блж. Иероним, как и нек-рые совр. библеисты (напр.: Blenkinsopp. 1990. P. 16), считает, что пророческое призвание 593 г. до Р. Х. датируется в книге от события обнаружения в храме свящ. Хелкией «книги закона» (4 Цар 22. 8) во время реформы царя Иосии. Нек-рые исследователи считают, что «тридцатый год» указывает на возраст И., в к-рый он был призван к пророческому служению ( Eichrodt. 1970. P. 52; Zimmerli. 1979. P. 113-115, а также мн. древнехрист. авторы: Ориген ( Orig. In Ezech. hom. 1. 4//PG. 13. Col. 672), свт. Григорий I Великий ( Greg. Magn. In Ezech. 2. 2-5//PL. 76. Col. 796-797) и др.). Согласно иудейскому закону, возраст начала служения священника при скинии составлял 30 лет (Числ 4. 30), и И. мог быть призван к пророческому служению в том же году, когда его посвятили во священника. В таком случае годом рождения пророка мог быть 623 или 622 г. до Р. Х. Поэтому свидетельство Иосифа Флавия о том, что И. был отроком, когда его отвели в плен ( Ios. Flav. Antiq. X 6. 1-5), представляется малоубедительным, прежде всего по причине хорошего знания И. храмового устройства и службы ( Orelly. 1909. P. 253).

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТКРОВЕНИЕ [Греч. ποκλυψις; лат. revelatio], в общем смысле все то, что Бог прямо или опосредованно (через ангелов, святых, видения, знамения, чудеса) открывает людям для спасения. О.- это не просто знание, но опыт общения с Богом. Если он невыразим, то остается сугубо личным для человека и, как правило, не распространяется; если выразим и является общезначимым, то фиксируется в виде текстов, образов, традиций духовной жизни, становится достоянием Священного Предания . Примерами записанного общезначимого О. служат Библия , Коран , Танах . В связи с этим слово «откровение» употребляется как именование Свящ. Писания. (Об О. как жанре религ. лит-ры см. в статьях , Иоанна Богослова Откровение .) В Ветхом Завете Бог не раз открывается человеку, сообщает ему нечто новое о Себе или о мире, дает ему законы и правила, к-рым необходимо следовать. Для выражения таких О. в древнеевр. тексте ВЗ используются: 1) глагол   в породе nifal (открываться, являться): «И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я (      ) дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?» (1 Цар 2. 27); 2) глагол   в породе nifal (являться): «И продолжал Господь являться (  ) в Силоме после того, как открыл (  ) Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне» (1 Цар 3. 21); 3) глагол   в породе nifal (открыться, сделать себя известным): «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется (  ) рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис 66. 14); 4) существительное   (свидетельство, законы): «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение (  ), которое Я дам тебе» (Исх 25. 21);   (μαρτριον, testimonium) прежде всего относится к заповедям и закону, к-рые Бог даровал прор. Моисею на горе Синай (Втор 6. 17; ср.: Числ 7. 89; 17. 4; 4 Цар 17. 15; 23. 3; 1 Пар 29. 19; Пс 18. 8; 24. 10; 92. 5; 118. 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

1 Здесь разумеется осада и взятие Рима готами под предводительством Алариха в 410 г. 2 Руфин в Сицилии (Тринакрии). 3 Гиганты Энкелад и Порфирион были поражены, по мифологическому сказанию, Юпитером в Сицилии. 4 Под electrum ( λεκτρον ), ценившимся весьма высоко, древние разумели то янтарь, то кристалл, то смесь золота и серебра. 5 Или Адама , как читают некоторые. 6 Виргилий в Georg. II, 402. 7 Virg . Aen. VI, 733. 8 Virgil Georg. III, 284. 9 Horat II. Carm XIV, 1—2. 10 Вероятно, нужно читать Симмах , как можно заключать из Толков. на Иезек. X, 9 и из 35 письма к Марцелле, помещенного в Твор. бл. Иеронима в русск. переводе, ч. 1, стр. 123. 11 Виргилий Аеп. IV, 701. 12 Georg. И, 380 13 Древние математики обыкновенно употребляли для чертежей доски, кирпичи или плитки, покрытые пылью, песком или мукою. 14 Sigalam , но другим чтениям secalem, sicalam или speltum . 15 Сн. толкование на XV гл. прор. Исаии, где приводится мнение, по которому пищу пророку Илии приносили не птицы, а люди (Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 7 стран. 229). 16 Волосы. 17 Город Иерусалим в греческом и латинском языке рода женского, а не мужеского. 18 Вместо δηλαιστ в александрийском тексте LXX стоит δειλαα (по славянскому переводу: ужас ). 19 Латинское слово dominus означает и Господь и господин и поэтому употребляется в отношении и к Богу и к людям. 20 Иудеи. 21 Разумеется продажа, вынуждаемая стеснительным обстоятельствами (сн. Неем. 5:3). 22 Virgil. Aen. VIII. 698. 23 Ibid. v. 699. 24 Junius от juvenis юноша. 25 Разумеются дощечки, на которых писали в древности. 26 Virgil. Aen. IV. 379—380. 27 Длинная и шировая, большею частию роскошно отделанная одежда. 28 Может быть, разумеется указание Числ. 4:3, где по еврейскому тексту читается: от тридцати лет и выше до пятидесяти , а по переводу LXX: от двадцати пяти лет . Сн. также выше толкование на Иезек. 1:1. 29 Но по переводу LXX читается: и увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1:8). 30 Древн. Иуд. 31 Здесь стоит: lapides grandinis , но выше (стран. 152 и 153) бл. Иеронимом переведено: lapides pergrandes и grandes .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3153...

Истина Истина Божия есть одно из Божиих совершенств: Прошел Господь пред лицом Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и истинный ( Исх.34:6 ). Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен ( Втор.32:4 ). Господи Боже, щедрый и истинный, призри на меня ( Пс.85:15 ). Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ). Лгать несвойственно Богу: Бог не человек, чтоб Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает; будет говорить и не исполнит? ( Числ.23:19 ). Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев ( 1Цар.15:29 ). Истина Божия а) вечна: Истина Господня пребывает вовек ( Пс.116:2 ). Блажен, у кого надежда на Господа, вечно хранящего верность ( Пс.145:5–6 ); б) неизмерима: До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ); в) неизменяема: Неизменный в слове Бог ( Тит.1:2 ); г) соединяется с Его милосердием в искуплении: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются ( Пс.84:11 ) д) открылась в Господе нашем Иисусе Христе: Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Истина Божия видна а) в Его делах: дела рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ); б) в Его путях: во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде ( Неем.9:33 ). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его ( Пс.24:10 ). Праведны и истинны пути Твои, Царь святых ( Откр.15:3 ); в) в Его заповедях: Ты дал отцам нашим суды справедливые, законы верные ( Неем.9:13 ). Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте ( Пс.110:7–8 ). Закон Твой истина, и все заповеди Твои ( Пс.118:142,151 ); г) в исполнении Его обещаний во Христе: Все обетования Божии во Христе «да» и в Нем «аминь» во славу Божию ( 2Кор.1:20 ); д) в Его судах: Господь будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои ( Откр.16:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Слава Слава [евр. кавод; греч. докса – часто переводятся как «честь» ]. С. – одно из центр. понятий Библии. По отношению к Богу оно означает прежде всего Его величие, а также сияние, исходящее от Него при Его приближении ( Исх. 24:16 ; Пс. 150:2 , в Синод. пер. – «могущество»). Вместе с тем С. – сущностный признак Царства Божьего и вечного, нетленного Божьего мира, в отличие от мира земного, тленного, преходящего. Там, где человеку является Сам Бог, видимой становится и Его С., хотя человеку и не дано увидеть всю С. Божью. I. СЛАВА ТВОРЕНИЯ О С. творения в Библии говорится лишь косвенно. Иисус, указывая на лилии, говорит, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:29 ); сатана показывает Господу «все царства мира и славу их» ( Мф. 4:8 ). Человек, будучи образом Бога, также соучаствует в С., о которой говорит Пс. 8:6 : «Не много ты умалил его пред ангелами [более правильный перевод «перед Богом» ]; славою и честию увенчал его». С. могут быть увенчаны здание ( Агг. 2:9 ) и небесные тела ( 1Кор. 15:40 ). Но со времени грехопадения С. всего творения оказалась подорванной в своей основе. В согласии с ветхозаветными высказываниями Петр свидетельствует ( 1Петр. 1:24 ): «Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве». II. ВЕЧНАЯ СЛАВА БОГА Независимость, власть и совершенство Божье – суть непреходящая С. Бога. С. исходит от Него как от «Отца славы» ( Еф. 1:17 ). Сыны Израилевы ощущали воздействие Его С. при заключении завета ( Исх. 19:16 ), при освящении ⇒ скинии ( Исх. 40:34 ) и храма ( 3Цар. 8:10 ). Но смертный человек не смеет видеть саму С. Божью. Бог явил Свою С. Моисею, и тот слышал провозглашенное имя Бога ( Исх. 33:1 ; Исх. 34:1 ). С. Божья видна в Его творениях ( Рим. 1:20 ), и по всей земле Бог являет Свою С. ( Пс. 8:2 ; Пс. 18:2 ; Пс. 103:1 ). Даже для времени не совершенства (грехопадения) действительна Божья клятва: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля...» ( Числ. 14:21 ). III. БОЖЬЯ СЛАВА В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Однако встречаются в книге такие места, которые наводят на мысль о позднейшей редакции писаний Иисуса Навина. Например, стих 19, 47 – рассказ о завоевании города Лаиса потомками Дана ( Суд.18:1–22, 71:25 ) – об исполнении проклятия над дерзнувшими восстановить город Иерихон (см. 3Цар.16:34 ). Поэтому вполне допустимо мнение, что Книга Иисуса Навина восполнена в XI веке (то есть в конце периода Судей) неизвестным редактором, использовавшим подлинные писания самого Иисуса Навина. Это мнение согласно с высказываниями блаженного Феодорита и святого Афанасия, говоривших, что «писатель книги жил довольно поздно». Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками до Р.Х., православными богословами не принимается ( П. Юнгеров , Ф. Елеонский ). Цель написания книги В книге Иисуса Навина чётко прослеживается желание автора не только продолжить историю народа Божия и, в частности, показать, как чудесно исполнились на современниках Иисуса Навина древние обетования Божии о наследии земли Ханаанской, данные праотцам, но и оставить назидание потомкам. Религиозный смысл книги сводится к следующему: дар Божий нелегко получить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землёй Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть стоящие на пути препятствия. Это призыв к активности, без которой дар Бога остаётся недосягаемым. Знамения, явившиеся во время вступления в Ханаан, символизируют небесную помощь тем, кто борется. Овладение землёй есть прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует усилий ( Мф.11:12 ). Иисус Навин и его прообразовательное значение Святой Иисус Навин, слуга Моисея ( Исх.24:13 ), от рождения носил имя Осия и был сыном Навина (Чисел.13:9). В первый раз он становится известен как военачальник и победитель амаликитян, которые напали на стан евреев при Рефидиме ( Исх.17:8 ), расположенный между пустыней Син и горой Синай. Счастливая, Богом данная победа над амаликитянами и особенно благоволение Божие к Иисусу, выраженное в откровении Моисею ( Исх.17:14 ), приблизили храброго воина к Моисею, и тот, пророчески провидя в сыне Навина спасителя Израиля от врагов, переименовал его из Осии в Иисуса (евр. Иешуа ? Иегова спасает) ( Числ.13:17 ). Иисус Навин становится ближайшим доверенным лицом Боговидца Моисея. Он вместе с Моисеем восходит на святую гору Синай, где Моисей в продолжение 40 дней предстоял перед Богом и получил скрижали с Десятисловием ( Исх.24:13; 32:17–18 ). Он удостаивается также неотлучного пребывания в скинии и шатре, где Господь благоволил открываться Моисею в столпе облачном ( Исх.33:11 ). В числе избранных двенадцати старейшин Иисус Навин ходил соглядатаем в землю Ханаанскую ( Числ. 13, 9 ), причем только он и Халев сохранили бодрость духа и несокрушимую веру в помощь Божию против сильных народов Ханаана, за что только они вдвоем и удостоились войти в Землю Обетования из всех вышедших из Египта от 20 лет и старше ( Числ.14:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Михаил – ангел 4, 22. 287. Михей пророк цитуется под именем Исаии 5, 23, –9, 30. Мир (М ip): миром Христос называет не живущих на земле, но помышляющих земное и суетное 14, 22, – мир означает как живущих в чувственных страстях и не удаляющихся от дья- —404— вольской мерзости, так и обитающих по всей земле 16, 8–11, – в значении всего тварного ( Ин.8:23 ) 8, 23. б. 273. Миры – надземные и наднебные, где господствует Христос как Бог 18, 36. Младенцы, восклицавшие Христу «осанна» при входе Его в Иерусалим, служат символом ангелов 12, 14–15, – крещение их см. крещение. Модад см. Елдад. Моисей превосходит всех ветхозаветных святых 1, 16–18, – переселился в вышние обители в глубокой старости, удалившись от человеческих дел 5, 16–17, – его писания дают видеть одно только познание всеобщего спасения чрез Христа, но в них еще не присутствует сама благодать 6, 32–33. 485, – был прообразом Христа как посредник 5, 46. б. 406–408, –17, 9–11. 60, как законодатель и вождь ib. 408–410, – маловерие Моисея, дважды им проявленное ( Числ.11:21–25 и вместе с Аароном Числ.20:10–12 ) и наказание за него от Бога 6, 8–10, – был только посредником, слугою и исполнителем Бога, но не самоличным совершителем чудес, как Христос 6, 32 и 6, 32–33. 476. 477. 478. Молитва: вместе со многим другим, Христос установил необычный древним образ молитвы, повелев просить во имя Его и дав обещание исполнять все прошения 14, 16–17. 244, – поощряет учеников к прошению себе во имя Его даров духовных и сообщает уверенность в исполнении их молитв 16, 23–24, –16, 26–27, – но для просящих вышней благодати неправо и не на совершение добродетели, а для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями, дающая десница Божия перестает и Бог как бы замыкает Свой слух и совсем ничего не подает 14, 15 ср. 15, 7, –16, 16, – образцом молитвы для нас служит первосвященническая молитва Спасителя, где сначала прославляется Бог, а потом уже присоединяется прошение 17, 1. Молчание хотя и безопасно в предметах божественных, но священнослужителям Бог повелевает говорить т. 1 стр. 1 и 6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010