2. Если мы стараемся своими добрыми делами приобрести славу от людей, а не ищем славы от Бога; то этим мы показываем, что мир для нас выше Бога, и слава человеческая — лучше славы Божьей (Иоан. 12:43 ). а) Поступая так, мы не можем назваться истинно-верующими христианами (Иоан. 5:44 ); мы нарушаем обет крещения, которым обещались служить одному Богу; не удостоимся славы Божьей (1 Царст. 2:30 ). б) Поэтому и заповедано христианам не сообразоваться с духом мира сего (Рим. 12:2 ). 3. Кто своими добрыми делами домогается единственно славы от людей, тот не может быть истинно добрым человеком и становится лицемером. а) Предназначая свое дело не для Бога , а для людей, такой человек делает добро более всего там, где могут о нем узнать, и менее всего или даже вовсе не делает его там, где оно может остаться втайне. б) Не имея истинной любви к добру , человек, живущий напоказ, приучается, незаметно для самого себя, к лицемерию и обману. A какой приговор изрекает Господь лицемерам?! (Мф. 23:27; 5:20). Как опасно ожесточаться против евангельских истин (ст.34) Мы рассматриваем: 1. Как это бывает. Человек ожесточается против истин евангелия: а) посредством упорного коснения в грехе , когда он не ищет и не принимает сердцем и душей возвещаемого ему спасения (Мф. 23:27; Деян. 28:27; Прит. 23:35; Прит. 18:3 ); б) посредством открытой вражды , когда он становится явным или тайным врагом евангелия (ст.34; ср. Исх. 5:2; Иоан. 6:60; l Кор. 1:18 ). 2. Как это опасно. Презрение к истинам евангельским сопровождается следствиями: а) что человек не принимает , наконец, очевиднейших доказательств откровенных истин Божиих (фарисеи — в тексте); б) что он начинает богохульствовать над всем священнейшим; в) что он подвергается временной и вечной погибели. 3. Как можно предостеречь себя от этого. а) Подчиниться в всем слову Христа , ибо оно есть слово Божие; б) повиноваться во всем Святой Церкви ; в) пользоваться с верностью приобретенной нами или другими духовной опытностью и познаниями. II. Апостольское чтение. Зачало (116): к Римлянам 15:1–7

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

601 4 Царст. VI, 25. Тогда голова осла, несмотря на то, что закон не позволял употребление в пищу сего животного, стоила 80 сиклей серебра; а четвертая часть каба голубиного кала, 5 сиклей. Каб есть мера, вмещающая 24 яйца. Кал голубиный, по мнению некоторых, употреблялся вместо дров, а по Иосифу, вместо соли. Но Бохарт Hier р. II, L. 1. с. 7. доказал, что так называется у арабов род гороха сушеного. 602 Сие необходимо должно предположить, дабы понять причину царского гнева. Ибо та недостаточна, которую приводит Иосиф: τι μ δεται τ πορον ατο κα δαφυγν ταν περιεχι τοιν κακν δοναι. 603 И поскольку царь уже послал человека для совершения убийства, то Елиссей велел заключить от него двери не потому, чтобы хотел отражать силу силою, но дабы дать Иораму время раскаяться в опрометчивом повелении. Кажется, что царь для того и поспешал за своим посланным, чтобы остановить исполнение оного ст. 32. 604 Первые вошли в него четверо прокаженных, которые находясь между городом и ополчением, и не чая себе спасения, решились наудачу идти в неприятельский лагерь. Найдя его пустым, они дали о том знать городу. Царь израильский, почитая сие хитростью со стороны сирийцев, отправил две колесницы, VII, 14. для изведывания. Они увидели следы бегства до самого Иордана. И тогда – то израильияне осмелились грабить лагерь. 606 4Цap. VIII, 10 . Слова различно изъясниют. Мазореты вместо не читают ему. Сие чтение подтверждают другие евреи, также переводы: греческий, халдейский, сирский, арабский и вулгата. Оно и сообразнее с течением речи нежели другое. Сему чтению противополагают одно то, что им допускается в словах Пророка вид лжи. Но какое право имел нечестивый языческий царь на ясное пророчество? – Притом, оные слова с исключением всякого вида лжи, могут быть понимаемы так: “скажи царю, что он верно не умрет от болезни (поскольку о сем вопрошал он. ст. 9.). Однако мне открыто, что верно не останется и в живых“. Или еще могут слова Пророка означать не повеление, но понудительное только предсказание того, что преднамеревал уже Азаил. Если вообразить, что судьба Венадада и Азаила уже решена была самим Богом, а Пророк имел в виду это, чтобы не воспрепятствовать исполнению суда Его, то последнее изъяснение слов его становится очень вероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

654 Поскольку четвертая книга Царств, XXIV, 8, дает ему во время вступления на престол 18 лет, а вторая книга Паралипоменон, XXXVI, 9, только 8, то думают, что в сем последнем месте означается объявление его наследником престола. Но не проще ли следовать 70 – ти толковникам, у которых оба места согласованы, и которые, конечно, таковыми находили их в еврейском тексте своего времени? 660 Сие также открыто было Иезекиилю, и притом в тот самый день, в который началась осада, Иезек. XXIV. 665 Сим точно исполнились противоречащие, по – видимому, пророчества. Иерем. XXXIV, 3. Иезек. XII, 13. 666 Сие случилось, по четвертой книге Царств, XXV, 8, в седьмой день пятого месяца, а по Иеремии, LII, 12, в десятый. Иные полагают сии три дни разности временем продолжения пожара; а иные думают, что первые два употреблены были на сбор добычи. 667 Иезек. IV, 4, 5, 6. И Аз дах тебе лета неправд их в число дней в десятдесять и три ста дней, и проч. 668 На сие начало указывает само Св. Писание, когда грех Иеровоама почитает источником грехов Израиля. 3 Царст. XVI, 26. и проч. Иные начинают сие счисление 27 – м годом Соломона; но то была неправда одного царя; другие четвертым годом Ровоама, но в сие время неправда дома Израилева уже была совершена. 669 Хотя пределом сего пророчества, по – видимому, есть осада Иерусалима, но с нею соединяется и совершенное опустошение. Иезек. V. 670 Сии 40 лет отделяются не потому, чтобы они составляли отдельный от предыдущего периода времени, но потому, что в сие время особенно умножились неправды дома Иудина после самого ревностного, но тем не менее тщетного попечения Иосии о его исправлении. 671 Лета правления царей Иудиных сложенные вместе дают сумму 393. Но сей избыток мог произойти оттого, что лета неполные часто принимаются за полные, и начала царствований иногда совмещаются с окончанием предыдущих. Напротив, недостаток почти тридцати лет в летосчислении царей израильских, в сравнении с летосчислением иудейским есть следствие междуцарствий, случавшихся во время замешательств после Иеровоама второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

580 3Цap. XVI, 29 . Для соглашения с сим местом летосчисления предыдущих царей должно приметить: 1) вообще, что неполные годы здесь принимаются за полные, и 2) в особенности об Амврии, что его двенадцатилетнее царствование должно считать от его избрания, а с тридцать первого лета Асы, царствование над всем Израилем ст. 23. 581 2 Парал. XVII, 7 и след. Некоторые думают, что и князья отправляли должность учителей закона. Гроций говорит: Docere et explicare legem non lantum Sacerdotum erat et Levitarum, sed omnium eruditorum, quod et nunc observatur apud Judaeos. Но P. Иархий догадывается, что князья посланы для того, чтобы придать более важности и силы посольству левитов. 587 Сей Пророк именем Божьим велел себя бить одному человеку, и на отказ его сказал, что за преслушание воли Божьей поразит его лев, что и сбылось. Но другой по желанию оного наложил ему раны. Сие сделал Пророк для того, чтобы лучше обратить на себя внимание царя, а чтобы дать ему судить беспристрастнее, утаил навремя свое намерение и себя, покрыв лицо свое или покрывалом или перстью ст. 38. 590 Предлогом к сему, по мнению некоторых евреев, служило то, что у евреев имение виновных в оскорблении величества принадлежало короне. 591 Сперва он или думал оправдаться и сложить вину свою на Иезавель, или жаловался на Пророка как на наблюдателя своих проступков, 3Цap. XXI, 20 , но после раздрал одежду, облекся во вретище, постился и плакал. Покаяние, конечно, не притворное, но временное, почему и временным сопровождалось помилованием. 592 Соответственно с требованием Иосафата, 3 Царст. XXII, 5, надобно положить, что то были пророки Бога истинного, и, однако, может быть, из числа тех, которые одобряли служение тельцам. 593 Изъясняя причину своего разногласия с прочими пророками, сей Пророк пересказал царям символическое видение, в котором представляется совет Божий с Ангелами о погублении Ахаава, и определение прельстить его через духа лжи. Сим означается то, что предсказания лжепророков произошли от дьавола, но и не без попущения и особенного намерения Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

629 Жестокость сия не совсем несправедлива, потому что идумеи были данниками иудеев и отложились. 633 Имя некоторые производят от вопля сжигавшихся на сем месте детей. Н0, так как оно называется не только долиною Енном, но и долиною сына или сынов Еннома, то надобно заключить, чт0 Енном есть имя древнего ее владельца. Впрочем, всегдашний на сем месте огонь, ужасные жертвы и нечистота его подали случай место осужденных изобразить именем eea. 634 Падение сего царства Пророк определяет именно через шестьдесять пять лет, Исход. VII, 1, 8. Но как от времени сего пророчества до пленения десяти колен протекло только 23 года то, для согласования оного с событием, или начало 63 лет вознести должно ко времени пророчества Амосова, V, 27 или конец оных отнести к последнему опустошению земли израильской, последовавшему около 21 – го года Манассии. 635 Так как Езекия вступил на престол 25 – ти лет, 4 Цар. XVIII, 2, но Ахаз, имея при вступлении своем на престол 20 лет, умер после шестнадцатилетнего царствования, XV 2; то рождение первого соответствовать должно 42 – му году последнего. Некоторые думают разрешить сие затруднение, предположивши в летах отца избыток, а в летах сына недостаток нескольких месяцев. Но лучше нынешний еврейский текст исправить с перевода, в котором Ахазу при вступлении его на престол дается 25 лет, 2 Парал. XXVIII, 1. 636 При сем случае к пророчеству Исаии присовокупляет знамение уверения, 4 Царст. XIX, 29: яждь в сив лето прозябающая самородная, то есть, в сей год не будет глада, хотя неприятель воспрепятствовал земледелию, и в лето второе прозябающая, то есть, довольно будет самородных плодов, потому что не будет нашествия неприятеля; и в лето третие сейте, и проч., то есть, вы будете совершенно безопасны и приступите к полевым работам. Сии предварительные подробности должны были показать, что предсказываемое Пророком отнюдь не дело случая. 637 Тень ли одна, или возвратилось и солнце? – Последнее утверждается у Исаии, XXXVIII, 8. и также заключается из вопрошания послов вавилонских чудеси, еже случися на земли, 2 Парад. XXXII, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

713 Думают, что сие измерение относится к внутренности храма, и что внешняя высота его равнялась высоте притвора, которая без сего была бы несообразна со своим основанием. 715 В третьей книге Царств, VII, 48 говорится только об одной трапезе, потому как догадываются, что одна из десяти по чреде употреблялась для предложения хлебов. Тоже думают и об употреблении светильников. 716 Поскольку высота Давира не занимает всей высоты храма, то иные думают, что над преградою оного находилось пустое пространство, а иные, что в него восходили ступенями, подобно как в другие внешние части храма. Смотр. Иезек. XL, 6, 22, 34, 49. 718 Сочинитель второй книги Маккавейской II, 4 и след. говорит, что Иеремия скрыл оный на горе Наваф. Но трудно найти сему событию время: поскольку Иеремия во время осады Иерусалима находился в темнице, доколе Навузардан, сжегший храм, освободил его и отдал Годолии, Иереи. XXXIX, 13 и след. О Кивоте не упоминается ни между взятыми в Вавилоне сосудами, Иерем. I, II, 17 и след., ни между возвращенными оттуда, Eздp. I, 9, 10 . Иосиф, описывая Святая Святых второго храма, говорит ясно: χειτο δйεδεν ö λως ν ατ De bell Jud. L. IV, с. 6. Итак, истнен ли Кивот с прочими драгоценными сосудами, 2 Парал. XXXVI, 19, имевшими в себе дерева, или сожжен с храмом, или неизвестным нам образом утаен в руках одного Провидения? Пророчества, которые могли бы вести к разрешению сего вопроса, находятся еще под печатью. Смотр, Иерем III, 16. Иезек. XXXVII, 27, 28. 730 Напротив, следующие сочинения утрачены: 1) 5.000 песней Соломона и его естествословие, 3 Царст. IV, 32, 33. 2) Исторические писания некоторых Пророков, 2 Парал. IX, 29; XII, 15. 3) Деяния царей иудиных и израилевых, часто упоминаемые в книгах Царств и Паралипоменон. Смотр. 4 Царст. XIII, 8; XV, 15. 732 В нашем переводе Библии, 4 Царст. I, 2, он называется скверным богом. Сие соответствует употребительному в Новом Завете имени – βεελξε ελ. Думают, что еврейское имя изменено таким образом для выражения презрения, но, может быть, причиною сего было только соблюдение доброгласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1805 Никея главный город Антиохии, в котором были первый и седьмой Вселенские соборы: первый в 325 г. при Константине Великом , под председательством Евстафия, архиепископа Антиохийского; собор осудил Ария, составил Символ веры до 8-го члена, установил время Пасхи, установил первенство епископов Рима, Александрии и Антиохии и издал 20 церковных правил; седьмой Вселенский собор был в 787 г. при императрице Ирине под председательством Цареградского патриарха Тарасия, он осудил иконоборцев и в 22-х правилах утвердил церковные порядки. 1806 Геенна – место вечных мучений. Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха были сожигаемы дети (3 Царст. 11:17; 4 Царст. 16:3–4.) После отмены Иосиею сего ужасного жертвоприношения (4 Царст. 23:10) в долину Енном сваливались трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота, где всё это сожигалось. 1808 Аполлония – город в Иллирии, неподалеку от моря, славившийся процветанием наук во время римского владычества. 1809 Асклипий или Эскулап – Бог врачебного искусства – сын Аполлона и дочери Фессопийского царя Корониссы. Его изображали в виде почтенного, бородатого мужа с важным и благосклонным выражением лица, в белой одежде с жезлом, вокруг которого вьётся змея. Иногда, кроме змеи, с Эскулапом изображали петуха, которой был посвящен сему Богу. 1810 Аполлон – сын Зевса и Латоны – брат Артемиды, бог света; Аполлону верование древних дало в удел вечную и неизменную юность и силу, знаменуя этим вечно юную мощь света и тепла. Он изображался в образе прекрасного, сильного юноши с луком или изогнутым пастушечьим посохом, в руках и с колчаном со стрелами за спиной. Иногда в руке лира (музыкальный инструмент). Ноги без обуви или в нарядных сандалиях, на голове лавровой венок. 1811 Иракл или Геркулес – знаменитейший герой греческий, сьн Зевса и Алкмены, супруги царя Амфитриона. Его изображали обыкновенно в виде необычайно развитого, крепкого мужа, в самую цветущую пору возраста, нагим или в львиной шкуре с курчавой головой и с тяжелой дубиной в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Второй вопрос касался способа помазания на царство пророка Давида, интересовавший императора по сходству занятия им царского престола с израильским царем из пастухов и по неимению, вследствие того, законных прав на верховную власть. Василий первоначально венчан и помазан был на царство при жизни Михаила III, в качестве соправителя или цесаря; за тем, на одной торжественной церемонии, провозглашен был единодержавным государем, и, недовольствуясь сим, думал еще короноваться при окончании предположенных им церковных построек. Подобный порядок в утверждении на царство имел место и в истории Давида. Первоначально помазан он был на царство еще при жизни Саула (1 царст. II, 4), потом, в другой раз, по смерти Саула (2 царст. II, 4), и наконец, по признанию израильских колен, в Хевроне, и, однако же, недовольно сего, возложил на себя еще, в присутствии «всех людей», венец побежденного царя аммонского города Раввафа (2 царст. XX, 30). Василий, чувствовавший еще под собою нетвердость династической почвы, желал знать, не следует ли и ему, по примеру Давида, принимавшего помазание несколько раз, – для вящего утверждения себя на престоле, еще раз короноваться. Фотий, в ответь на это, объяснил, что Давид, собственно, имел одно помазание, – то, которое получено им было от Самуила, а те другие помазания, о которых, по принятому у евреев способу выражения, говорится в Писании, не суть настоящие помазания, а ими именуются только разные провозглашения, разные способы признания лица в верховной власти. В соответствие с этим, и он, Василий император, имеет полное основание довольствоваться одним тем помазанием, какое сообщено ему было им, Фотием, еще при жизни Михаила III, не имея ни малейшей нужды в повторении обряда. Третий вопрос касался значения места в книге 1 царств. IX, 24, в котором говорится о чести, оказанной Самуилом Саулу чрез предложение ему, в отличие от прочих гостей, плеча, в то время, когда искавший заблудших овец отца своего, Саул предуказан был пророку свыше в цари Израиля. Фотий такому способу отличительного угощения плечом животного дал в объяснение такой смысл, что царь, по своему званию, должен взять на «рамена» свои заботы о благосостоянии вверенного ему промыслом народа. По поводу такого толкования, умный Фотий косвенно напоминает императору и о своем страдальческом положении, подавляющем и ум, и память, и слово, и самые руки, и призывает его к облегчению его страданий 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

294 Со времени Комненов повествованию об этих спорах отводится слишком много места, а время Палеологов можно назвать богословской эпохой византийской историографии (Крумбахер). Некоторые историки, как И.Киннам и Г.Акрополит, нередко сами являлись усердными полемистами и посвящали свои труды догматическим вопросам. Однажды И.Киннам завел с новопатарским епископом Евфимием такой горячий спор об изречении И.Христа «Отец мой больший Меня есть», что импер. Андроник Комнен пригрозил обоих их сбросить в реку Риндак (это было в Лопадии), если они не прекратят своего препирательства (Никита Хон., Цар. Андр. Комн., II, 5) 295 Никита Хон., Царст. Мануила Ком., VII, 5–6; Царст. Алексея Ком. кн. III, 3, Иоанн Киннам, Цар. Иоанн. и Ман. Комн., II, гл. 10; IV, гл. 16; кн. VI, гл. 2. Никифор Григора: Рим. ист., кн. XI, гл. 10; А.И.Васильев, Путеш. виз. имп. Мануила Палеолога по Запад. Европе (Ж. М. Н. Пр. 1912, 5), F.Chalandon, Les Comnene, P. 1912 (рец. И.В.Безобразова, 1913, 6) 296 Герцберг, 64. По тем же вопросам см. соч. Ф.И.Успенского, Ист. Византии, Спб 1913, стр. 39, 631, 706–708, 730, 734, 848–851, 857 297 Ф.И.Успенский, Очерки по истории визант. образов., Спб. 1892; его же: Делопроизводство по обвин. Иоанна Итала в ереси, Изв. рус. Арх. инст. в Конст-ле, II, Одес. 1897 г., 1–66; его же: Философ. и богослов. движ. в XIV веке (Ж. М. Н. Пр. 1892, 1 и 2; ср. Визант. Времеи, 1898 г., 1–2, с. 280–282); Герцберг, 113, 265; о богословских спорах, Герцберг, 43, 413, 434, 466, 475, 508, 524. 564; замеч. на книгу Ф.И.Успенского П. В.Безобразова (об Итале) Виз. Времеи. 1896, I, 125–150; И.Е.Троицкий , Арсений, патр. никейский и арсениты, Спб. 1873; Рецензия на книгу Папамихали о Гр. Паламе, И.И.Соколова (Ж. М. Н. Пр., 1913 г., 4, 5 и 6); Н.Ф.Радченко, Еретич. движения в Болгарии XIV в; Некрасов, Пахомий Логофет 3–5; К ист. визант. богословия в XII в., Н.С.Гроссу (Тр. Киев, Дух. акад., 1913, 12); об нквизиции в Византии, в речи Чельцова (Хр. Чт. 1877, 3 и 4, с. 508); Византия и византийцы, А.Пономарева (Хр. Чт., 1880, 7 и 8); По поводу сочин. Д. Викелы Н.А.Скабалановича : Визант. наука и школы в XI в. (1884, I); его же, Научная разработка виз. истории (ib. II); О нравах визант. общества в средние века (ib 1880,1). Ср. крайне суровые приговоры над Византией некот. греч. (Сафа – «мумия» и нападения на лицемерие и ханженство, Визант. Врем. 1895,III, 443), западных (Тэн – «болтуны», Ист. Вестн., 1900, 11, с. 722) и русских ученых (В.И.Григоровичу см. Пыпин, Ист. литер. I, 147–149; В.Г.Васильевский , в воспомин. Пантелеева, Р. Вед. 1903, 183 II отд.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

642 2 Парал XXXV, 3. Желая изъяснить сие место, некоторые иудеи говорят, что Соломон, предызвещенный о разрушении своего храма приготовил в нем подземелье, что в сем – то подземелье Иосия скрыл ковчег завета, жезл Ааронов, манну, урим и тумимм и священный елей; что, наконец, все сии вещи будут найдены в пришествие Мессии. Но Иархий, соглашаясь, что здесь говорится только о внесении ковчега во святая святых, предполагает, что он выносим был по повелению Манассии и Амона для постановления на его месте идола. Другие из слов Иосии заключают, что он вынесен был только по усердию и осторожности некоторых левитов, дабы не был свидетелем совершавшегося во храме идолослужения и чего – либо не претерпел от нечестивых. 644 Флавий, древ. кн. X, гл. 6, говорит, что надгробная песнь сего Пророка существовала еще в его время, если только он ошибочно не разумеет при этом известный нам плачь, присоединенный к его пророчеству. Кроме сего певцы имели обыкновение в плачевных песнях упоминать имя Иосии. 2 Парал. XXXV, 25. 645 Он был старше своего брата и предшественника, 4 Царст. XXIII, 31, 36, хотя последний и называется первенцем, 1 Парал. III, 15, конечно по матери, и может быть, по избранию отца. Из сего догадываются, что первый, приняв за обиду предпочтение последнего, удалился к фараону, дабы через него получить желаемый престол. 651 Причину сего поручения Пророк в тоже время открыл Варуху, Иереи. XXXVI, 5: я заключен и не могу внити в дом Господень. Не видно, чтобы Иеремия находился в сие время в заключении темничном. Посему некоторые слова его разумеют о церковном запрещении, которому, по их мнению, подвергли его жрецы в угождение царю, а другие относят оные просто к его врагам. 652 Вероятно, сие делано было по внушению Навуходоносора, хотя приписывается Богу, потому что случилось не без Его Провидения, 4 Царст. XXIV, 2. 653 По Иосифу, он умерщвлен и брошен близ Иерусалима, а, по мнению Иеронима, умер в вавилонской темнице и извержен из нее без погребения. И то и другое мнение согласно с пророчеством Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010