2:2); кто такой, как Он, наставник ( Иов. 36:22 ); Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? ( Исх. 15:11 ), – и вслед затем называет Его – Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, ( Втор. 10:17 ), Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим. 6:15 ). Этого еще мало: в) иногда совершенства Божии оно представляет столь великими, что совершенства других существ как бы исчезают перед ними, – называет, например, Бога не только сильным, но и единым сильным ( 1Тим. 6:15 ), не только благим, но и единым благим ( Марк. 10:18 ), не только святым, но и еди­ным святым (1 Царст. 2:2), не только премудрым, но и еди­ным премудрым ( 1Тим. 1:17 ), не только бессмертным, но и едиными бессмертным ( 1Тим. 6:16 ), как будто все другие существа вовсе не имеют ни одного из этих свойств. Наконец – г) в некоторых местах оно, действительно, называет другие существа ничтожными сравнительно с бесконечным величием Божиим, утверждая, например, что пред Богом Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него ( Ис. 40:17 ), что Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли (23). Это бесконечное величие и совершенство Божие всегда признавал и здравый разум. 249 Да и не может не признавать, оставаясь послушным гласу собственной природы и природы внешней. В нас есть идея о Существе совершеннейшем и беспредельном, – идея, которая пробуждается в человеке еще до раскрытая полного сознания, и вследствие которой, как замечали древние учители Церкви, все люди, на какой бы степени развития они ни находились, обыкновенно представляют себе Богом то, выше и совершеннее чего ничто быть не может. 250 Происхождение этой идеи, судя по ее всеобщности, времени пробуждения и самому содержанию, мы не можем объяснить иначе, как только допустив вместе с христианскими и даже языческими мыслителями, что она прирождена человеку, т.е. дарована нам вместе с душой и нераздельно соединена с природой нашего разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5:22); и тот, кто смотрит похотливыми глазами, совершенный есть прелюбодей. Также и смеющихся называет несчастными; и везде истребляет начатки и семена зла и говорит, что и за праздное слово отдадим ответ. Вот почему и Иов очищал даже и помышления детей своих (Иов. 1:5). А о том, что не надобно отчаиваться, так говорит Писание: " разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются " (Иер. 8:4)? И еще: " разве Я хочу смерти беззаконника? Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив " (Иез. 18:23). Также: " если бы вы ныне послушали голоса Его " (Пс. 94:7). И много других подобных слов и примеров находится в Писании. А о том, чтобы нам не погибнуть под видом благочестия, послушай, что говорит Павел: " дабы он не был поглощен чрезмерной печалью " (2 Кор. 2:7). Зная же это, оградим себя от всех путей, гибельных для беззаботных, знанием Писания. Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотью. Не говори: что в том, если я пройду мимо этого нищего? Если ты пройдешь мимо него, то пройдешь и мимо другого, а после этого — и третьего. И опять, не говори: что и в том, если пожелаю собственности ближнего? Это-то именно и погубило Ахаава, хотя он и цену давал, но брал против желания владевшего (3 Царст. 21). Покупающий не должен делать насилия, а должен убеждать. Если же тот, кто давал надлежащую цену, так осужден был за то только, что взял против согласия другого, то какого наказания достоин тот, кто не только делает это, но похищает насильственно, и при том, живя под благодатью? Итак, чтобы не понести нам наказания, будем блюсти себя чистыми от всякого насилия и хищничества, будем оберегать себя не только от грехов, но и от их начатков, и со всем тщанием возревнуем о добродетели. Таким образом, мы насладимся и вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 87 1. Как будто по какому уговору ликовал тогда со всеми дьявол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

67 . VI. Итак, вашей любви следует подумать, что согласие наших предшественников в этом предмете тем больше не было маловажным, чем больше прежде было положено тяжелых трудов в спорах. Но кроме того, пусть ваша братская любовь приведет на память поступок Петра, который превосходит и Павла. Он долго противился тому, чтобы Церковь принимала народы к вере без обрезания, долго удалялся от общения с обращенными, по свидетельству Павла, который говорит: Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. И немного после: Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? ( Галат. 2, 11 – 14 )? Он же, после этого приняв мысль Павла, когда замечал, что некоторые приходящих к Церкви язычников отягощали бременем сохранения обрезания, говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? ( Деян. 15, 10 ). Неужели же, почтеннейшие братья, так нужно было отвечать на эти слова Петру, первому из апостолов: «то, что ты говоришь, мы не можем слушать, потому что прежде ты иное проповедовал»? Таким образом, если по делу о трех главах иное было сказано, когла истина разыскивалась, и иное, когда она была найдена, то почему изменение мнения ставится в вину этому Престолу, который в лице его основателя смиренно почитается всею Церковью? Не изменение мнения, а непостоянство виновно. Итак, что касается до познания правильности, пусть пребывает неизменным намерение: что же за беда, если оставляющий свое незнание изменит слова? О Боге, создавшем все по свидетельству Писания, мы узнаем, что Он, не изменяя намерения, часто изменяет мысль; потому что для Него не было непредвиденным то, что Он сам говорит о том, кого Он сам повелел помазать на царство: раскаялся, что поставил Я Саула царем (1 Царст. 15, 11). Но что Он так сделает, Он предвидел еще тогда, когда предпочел его и как бы одобрил; и к раскаянию Он пришел не так, как бы неожиданно; а однако показывает раскаяние, потому что, не изменив намерения, изменяет слова, которые некогда сказал о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В восьмой день Он обрезан и наречен Иисусом (2:21); в сороковой день принесет, во храм, где праведный Симеон и Анна Пророчица засвидетельствовали о Нем, как Спаситель иудеев и Просветитель язычников (2:22–38) и с тех пор возрастал и жил в послушании у родителей в безвестности, в Назарете; только однажды, двенадцати лет от роду, Иисус показал Свою Божественную мудрость в Иерусалиме и открыл родителям своим, что Ему достоит быть в тех, яже Отца Его но родители не поняли тогда истинного значения сих слов (2:39–52). В пятнадцатый год Тиверия (царст. 14–37 г. по Р. Хр.), по Божию повелению явился Иоанн, сын Захарии, с проповедью в пустыне для приготовления народа к стретению Спасителя (3:1–14); народ стал самого Иоанна считать за Мессию (3:15); но Иоанн объявлял всем, что он Предтеча идущего вслед за ним Освятителя и Владыки (3:16–20). Когда Иисус крестился от Иоанна, то сошел на Него Дух в виде голубя и глас с неба наименовал Его Сыном возлюбленным (3:21,22), в то время Иисусу было около тридцати лет и Он был, как думали, сын Иосифов и его предков, а действительно был Сын Божий (3:23–38). После искушения в пустыне Иисус возвратился в Галилею в силе духовной, начал учить в синагогах и пронеслась о Нем весть по всей стране и все прославляли Его (4:1–15). В Назарете Господь доказал, что Он есть предсказанный Исаией Вестник Иеговы, на коем почивает Дух Господень ( Ис.6:1,2 ); все подтвердили это и дивились словесам благодати, исходящим из уст Его (4:16–22). Но лишь только примерами вдовицы сарептской, принявшей Илию, и Неемана, очищенного Елисеем. Он напомнил им о надобности быть достойными принятия такого проповедника (каков Иисус, ими самими признанный за Вестника Иеговы), то все слушатели исполнились ярости и повели Его за города, чтобы сбросить Его с горы (в 65 сажен вышины, по указанию путешественников, 92 на которой стоял их город (4:23–30). То же самое случилось и в других местах Галилеи: поражались всемогуществом Его дел и истиной Его учения дивились; но вместо требуемого исправления ожесточались против Иисуса и готовили Ему смерть, хотя всемогущество Его столь было беспредельно, что одно имя Его, произносимое даже не принадлежащими к обществу Его учеников, изгоняло бесов (4:31–9, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы. И что дивиться на других, когда эта-то именно причина более всего побудила удавиться того бесстыдного и гнусного предателя, который совершенно потерял стыд ко всему. И Иов — этот адамант, тверже самого камня, — когда потерял свое имущество, претерпел несносные мучения, лишился вдруг всех детей, когда увидел тело свое преисполненное червями, укоряющую жену, то все легко переносил. Когда же увидел друзей, которые его порицали, ругались над ним и, злословя его, говорили, что он терпит это за грехи свои, и несет наказание за пороки свои, тогда и этот мужественный и великий подвижник поколебался и пришел в смятение. 6. Подобным образом и Давид, забыв все, что он терпел, просил у Бога мздовоздаяния только за понесенное им злословие: оставь " его " (Семея) " злословить " , говорит он, " ибо Господь повелел ему " : да " призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие " (2 Царст. 16:11-12). И Павел восхваляет не только подвергающихся опасностям, не только лишающихся имения, но и тех, которые терпят злословие, говоря: " вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий " (Евр. 10:32). Потому и Христос положил за это великую награду. Но чтобы кто не сказал: почему же Ты ныне не отмщаешь злословящих и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на небесах? — Христос представил для этого пророков, показывая, что Бог и в их время не отмщал врагам их. Но если и тогда, когда воздаяние было на виду, Бог поощрял их надеждой на будущее, то, гораздо более Он поощряет ныне, когда и самая надежда на будущее прояснилась и любомудрие стало выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Весьма многочисленны упоминания о сем в священных книгах, равно, как и о том, что Господь принимает к Своему сердцу такие молитвенные вопли даже тогда, когда, повидимому, человек впал уже в безнадежное положение. Вопреки ближайшему смыслу слов такой благодатный вопль иногда не сопровождается никаким звуком. Такова молитва Моисея перед переходом через Чермное море. Итак молитва Моисея была беззвучна, однако Господь говорит ему: что вопиешь ко Мне, скажи сынам Израилевым, чтобы они шли ( Исх. 14:1 ). Такова же была и молитва св. Анны, матери Самуила: она говорила в сердце своем, а уста её только двигались и не было слышно голоса ея (1 Царст. 1:13). Она сменилась потом благодарственным прославлением Бога, которое вошло в наше ежедневное богослужение в числе 8 ветхозаветных гимнов, составивших канву для 8 ежедневных ирмосов утрени. Итак помянутый смертельный вопль души заменяемый потом восторженным славословием и благодарением является как бы прообразом или предсказанием того предсмертного вопля Христова на Голгофе, который явился по воскресении Христовом началом воскресения многих тел усопших святых. Теперь нам покажется уже более ясным и тесно связанным с этой картиной предсмертного вопля и последующего затем излияния Божественной силы тот прообраз воскресения, который обнаружился в воскресении многих святых в момент Христовой трехдневной смерти. Многочисленны выражения псалмов о предсмертном вопле страдальцев и спасении их, посланном от Бога. Мы приведем только некоторые из них. Перед нами книга пророка Ионы. Вот он в чреве кита на волосок от смерти; он умирает, но крик исходящей души соединяет с непоколебимой верой в милосердие Божие и в Его победу над смертию. Замечательна уверенность в спасении, совмещенная в сердце пророка, уже разстающегося с земной жизнью: ко Господу воззвал (возопих) я в скорби моей и возопил, и Ты услышал голос мой, Ты вверг меня во глубину, в сердце моря и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мной. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако, я опять увижу Святой храм Твой (2:3–5). Эта песнь Ионы, как и песнь Моисея и Анны ежедневно повторяются на утрени. Особенно замечательно то, что молящийся не ограничивается исповеданием собственных чувств перед Богом, но туг же обращается ко всему роду человеческому с поучением, и утешением, и обличением: Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосерд ного Своего, а я с гласом хвалы приношу Тебе жертву: что обещал, то исполнил (ст. 9:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Во время вторичного своего путешествия в Палестину в 1852 г., Робинзон, направляясь из Лидды к Иерусалиму, отчасти обозрел, отчасти видел издали некоторые из этих гор и именно три первые из них. По естественным своим свойствам они несколько напоминают дикие и скалистые восточные склоны гор Иудиных. Впрочем, горы эти населены и некоторые их склоны, а также проходящие у их подножий узкие долины, не без успеха возделываются местным населением 89 . С горами, поименованными при определении северной границы колена Иудина, не соединено ни одного Библейского события и потому, однажды названный в кн. I. Навина, он затем уже не упоминаются в Библейских книгах. Название горы Кесалон сохранилось и доныне, хотя в несколько измененном виде; в настоящее время она называется Кесла. 2. В истории преследований Давида Саулом упомянуты гора пли холм Гахила, скала или гора пустыни Меон и гора Еармил. В настоящее время трудно определить, какая из гор Иудиных обозначалась названием Гахила; но во всяком случае ее следует искать на юг от Хеврона вблизи развалин древнего города Зифа, существующих и доныне. В 23 гл. 1 кн. Царст. повествуется, что Давид, скрываясь от преследований Саула, удалился в пустыню Зиф, находящуюся в восточной части пустыни Иудиной. Пустыня Зиф, как местность лесистая, представляла, казалось, надежное убежище для скитальца и его спутников. Остановившись в этой пустыне, Давид основал свое местопребывание на горе или холмы Гахила (холм Ехенитский) 90 . Но недолго пришлось ему оставаться здесь. Жители города Зифа скоро узнали, что в окрестной пустыне скрывается человек, души которого ищет Саул. Желая сделать угодное царю, они послали сказать ему: вот Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила. Итак, по желанно души твоей, царь, иди; а наше дело будет предать его в руки царя. Выслушав с радостью донос Зифеев, Саул немедля отправился с своими воинами в пустыню Зиф. Но вовремя извещенный о грозившей ему опасности, Давид оставил холм Гахилу, чтобы найти для себя, хотя на время, иное пристанище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Зелень, – собственно, молодая, нежная зелень, которая вырастает после дождя (2 Царст. 23, 4; Иов. 38, 26 ) и покрывает собою поля и луга ( Иоил. 2, 22 ; Ис. 22, 2 ). Здесь это слово употреблено как родовое понятие для трав и тайнобрачных растений. Трава, сеющая или производящая, образующая семена, служит родовым понятием для кустарников, хлебных злаков и других растений, в которых развиваются семенные чашечки. Дерева плодоносные обозначают здесь не только плодовые, собственно, деревья, но и все роды деревьев и древовидных кустарников, приносящих плоды, в которых семя их по роду их, т. е. плоды, заключающие в себе семенные зерна. На земле: это выражение следует присоединить к выражению «да произрастит» как точнейшее его определение; т. е. земля должна произрастить зелень, траву и деревья на земле как свой покров, как свое украшение. 14–19. Потом Бог сказал: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и для времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало так. И создал Бог два светила великие: светило большое для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю, и чтобы управляли днем и ночью, и чтобы отделяли свет от тьмы. И Бог увидел, что это хорошо. И был вечер и было утро: день четвертый. После того, как земля оделась растениями и сделалась готовой для обитания на ней живых существ, в четвертый день были сотворены солнце, луна и звезды – небесные тела, которые должны были воспринять первозданный свет и так упорядочить его влияние на землю, чтобы, в силу его действия, могли существовать и правильно развиваться живые создания в воде, воздухе и на суше. Светила: собственно светлые тела, носители света. Для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; «и да будут они светильниками на тверди небесной, чтоб светить на земле». Светила получили троякое назначение: они должны 1) служить для разделения дня и ночи или, по ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Итак, примем в ум второе пришествие Господне и наше воскресение, и Страшный суд, сами евангельские слова Господни имея перед глазами, как богогласный Матфей их записал: «И после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. И тогда явится знамение Сына Человеческого, и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою многою. И пошлет ангелов Своих с трубным гласом великим, и соберут избранных Его от четырех ветров, от концов небес до концов их» (ср.: Мф. 24,29–31). Возлюбленный же ученик Господа Иоанн так записывает слова Его: «Наступает время, в которое все мертвые в гробах услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. И выйдут сотворившие добро в воскресение жизни, а сотворившие зло в воскресение осуждения» (ср.: Ин. 5, 28–29). И опять Матфей: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит их друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов и поставляет овец справа от себя, а козлов слева. Тогда скажет Царь находящимся справа от Него: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира» 25, 31–34). «К находящимся же слева от Него скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). «И пойдут они в муку вечную, праведники же в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). А что, братия, горше и тяжелее, чем этот страшный и грозный ответ и зрелище, когда увидим всех согрешивших и не покаявшихся отсылаемыми праведным судом Божиим в вечные муки, и тяжко трепещущими, вскрикивающими и безутешно плачущими? Как не заплачем и не зарыдаем, когда представим в уме эти страшные и тяжелые муки, то есть, как говорит Писание, «огонь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, лютого червя неусыпающего, скрежет зубов» (ср.: таго неусыпнаго, скрежет зубный» и прочаа вся болезни, хотя- щаа быти много и Бога преблагаго прогневавшимъ зле нравом лукавым, от них же первый есмь азъ окаанный? Кый убо страх, будеть нам тогда, егда поставятся престоли, и книгы /л.99/ раз- гнутся, и Богъ на суде съ славою сядет, и самем аггелом предстоящим въ трепете? И что сътворимъ тогда, иже въ мнозех гресех человеци, егда услышим, зовущу Ему благословеныхъ Отца въ Царст- грешныхъ же отсылающу в муку и от избранных отлучающу? И что убо отвещаем или отречем тогда, егда вся нашя дела предстанут на нам, и вся нашя таинная явленна будут, яже съгрешихом въ дни и в нощи словом и делом и 99об./И кый срам тогда объимет нас, понеже отврещися тогда от грех никто же может, Истинне обличающи и страху превелику обдержащу грешныа! В радости же и внидут в чертогъ небесный, мъзду люще добрым своим

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Какая же причина некоторого сомнения о провидении и правосудил Божьем даже у праведных мужей? Причина этому заключается в том, что мы смотрим только на одну сторону Божьего провидения, другая же Его сторона скрыта для очей наших по причине узкого нашего кругозора, не могущего расшириться для полного обозрения судеб Господних. Только во второе пришествие Христово узнаем мы праведный суд Божий, обо всех и обо всем. Поэтому святой Апостол Павел говорит: " не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Коринф. 4:5). Мы видим и понимаем только малейшую часть промысла Божьего, но Его чиноположения, законов высшего порядка (Божественного провидения), Его действий и конечных целей не постигаем. О том, что было в прошедших временах, если и знаем кое-что, но и то знаем не точно; а что будет в грядущие века, о том ничего не знаем, поэтому и судим о провидении Божьем неразумно, и лживо оговариваем его. Но когда придет Господь, иже во свете, и откроется для чего попустил Бог падение ангелов, грехопадение наших прародителей, избрание строптивых Иудеев в народ Божий. Зачем одним попустил родиться в христианстве, а другим - в неверии? Зачем одних избавляет от всех бед и печалей, другим же попускает всю жизнь проводить в скорбях и бедствиях? Тогда для каждого будет благоприятна награда за все, что он долготерпеливо переносил здесь за Христа Спасителя нашего. Истинное упование -защита от напастей. Из предыдущих бесед видна наша обязанность направлять все свои действия и поступки согласно с волей Божьей. Но при познании воли Божьей нам могут встречаться некоторые вопросы: например, кто-нибудь, печальный в душе и смущенный умом, скажет: - " мне случилось то же, что и Саулу, который спрашивал у Господа: " как поступить мне (Саулу) с напавшими на нас Филистимлянами? Но Господь ничего не отвечал ему ни во сне, ни через урим ; явно через Первосвященника), ни через пророков " (1 Царст. 28:6). Я потерял то или другое, меня постигла эта болезнь, но ни о том, ни о другом Бог не объявляет мне Своей воли; - разве идти мне спрашивать у волшебников? - но это запрещено Богом. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010