Архив Пн В месяцеслов Русской Церкви включены имена святых, прославленных Сербской Церковью 24 августа 2023 г. 22:38 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Антония о канонизациях угодников Божиих, совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 65 ). Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 14-20 мая 2023 года совершил прославление сонма угодников Божиих, в разное время засвидетельствовавших свою верность святому Православию. Священноисповедник Ириней (Чирич) епископ Бачский (1884-1955), выпускник Московской духовной академии и Венского университета, видный филолог, богослов и миссионер в годы Второй мировой войны организовал спасение тысяч сербских детей из концлагеря в Венгрии и заступался за паству, защищая ее от карательных акций. После войны епископ Ириней был по ложному обвинению осужден как враг народа и помещен под домашний арест на 17 месяцев, а по возвращении к церковному служению в 1946 году неоднократно подвергался физическим нападениям со стороны воинствующих безбожников и жестоким побоям, от последствий которых скончался 6 апреля 1955 года. День памяти — 24 марта/6 апреля. Святые мученики Житомисличские — игумен старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константин (Вучуревич, 1908-1941), насельники обители иеромонахи Досифей (Вукичевич, 1915-1941) и Макарий (Пеяк, 1915-1941), послушник Младен Шарен (1922-1941), секретарь епархиального суда протодиакон Владимир Чейович (1904-1941), выпускники семинарии Марко Проданович (+1941) и Бранко Биланович (1920-1941) были зверски замучены усташами 26 июня 1941 года. Не добившись от подвижников истязаниями отречения от православной веры, мучители сбрасывали их живьем в ущелье и затем забрасывали камнями. Таким же образом были умучены еще 33 местных сельских жителя. День памяти — 13/26 июня. Святые дети-мученики Ястребарские и Сисакские — собор сотен сербских детей, ставших жертвами специальных детских концлагерей в хорватских городах Ястребарско и Сисак, созданных в 1942 году в так называемом «Независимом государстве Хорватия». Через концлагерь Ястребарско прошло свыше 3 тысяч детей, а через аналогичный лагерь Сисак — свыше 7 тысяч. Документы о захоронениях свидетельствуют о массовых смертях детей-узников. За один лишь день 22 июля 1942 года в Ястребарско было похоронено 107 детей, а с 11 июля по 26 августа 1942 года — 768 детей в возрасте от нескольких месяцев до 14 лет. День памяти — 30 июня/13 июля. Члены Синода постановили с благодарением Господу принять известие о прославлении сонма угодников Божиих Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви: Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6052363.ht...

з. святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского (739 г.); и. святителя Буркарда, епископа Вюрцбургского (753 г.); к. святителя Ансгария, архиепископа Гамбургского (865 г.); л. преподобной Лиобы Бишофсхаймской (728 г.); м. преподобной Вальпурги Айхштеттской (779 г.). 2. В соответствии с прошением Преосвященных митрополита Берлинского и Германского Марка и архиепископа Рузского Тихона установить празднование Собора святых, в земле Германской просиявших, 20 сентября/3 октября, если этот день совпадает с воскресеньем, в ином случае — в ближайшее воскресенье к 20 сентября/3 октября.   ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизациях угодников Божиих, совершенных в Сербской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 14-20 мая 2023 года совершил прославление сонма угодников Божиих, в разное время засвидетельствовавших свою верность Святому Православию. Священноисповедник Ириней (Чирич), епископ Бачский (1884-1955), выпускник Московской духовной академии и Венского университета, видный филолог, богослов и миссионер в годы Второй мировой войны организовал спасение тысяч сербских детей из концлагеря в Венгрии и заступался за паству, защищая ее от карательных акций. После войны епископ Ириней был по ложному обвинению осужден как враг народа и помещен под домашний арест на 17 месяцев, а по возвращении к церковному служению в 1946 году неоднократно подвергался физическим нападениям со стороны воинствующих безбожников и жестоким побоям, от последствий которых скончался 6 апреля 1955 года. День памяти — 24 марта/6 апреля. Святые мученики Житомисличские — игумен старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константин (Вучуревич, 1908-1941), насельники обители иеромонахи Досифей (Вукичевич, 1915-1941) и Макарий (Пеяк, 1915-1941), послушник Младен Шарен (1922-1941), секретарь епархиального суда протодиакон Владимир Чейович (1904-1941), выпускники семинарии Марко Проданович (†1941) и Бранко Биланович (1920-1941) были зверски замучены усташами 26 июня 1941 года. Не добившись от подвижников истязаниями отречения от Православной веры, мучители сбрасывали их живьем в ущелье и затем забрасывали камнями. Таким же образом были умучены еще 33 местных сельских жителя. День памяти — 13/26 июня.

http://patriarchia.ru/db/text/6051881.ht...

Иван Чирич (будущий епископ Ириней) родился в Сремских Карловцах 1 мая 1884 года. Он получил образование в своем родном городе и в Нови-Саде, учился в Московской духовной академии и защитил докторскую диссертацию в Вене. В 1908 году стал монахом. В июне-июле 1913 г. сопровождал группу из сорока семинаристов в Киев. С годами продвигался в иерархии Сербской Православной Церкви и был сначала епископом Тимочским, а после возглавил кафедру в Бачской епархии. Епископ Ириней был церковным писателем и исследователем. Изучал православное сербское, византийское, русское и румынское церковное пение, подготовил учебник. Занимался переводами с древнееврейского, латинского, греческого, французского, русского, немецкого, венгерского языков. Перевел с греческого службу мясопустной недели, вечерние молитвы, вечернюю службу в воскресение Пятидесятницы, воскресные службы. Был членом комиссии по переводу Священного Писания на сербский язык. Автор нескольких переводов текстов Ветхого Завета и комментариев к ним. Одним из первых в Сербии начал научное исследование Ветхого Завета, его труды занимают важное место в сербской богословской науке. Во время Второй мировой войны, после оккупации Венгрией территории Бачской епархии, епископ Ириней призвал священство выполнять приказы оккупационных властей и содействовать поддержанию мира и порядка. По его ходатайству 2800 детей и 189 матерей с младенцами были освобождены из венгерского концлагеря под городом Шарвар. Он также основал Епархиальную больницу, где лечили детей, заболевших туберкулезом в лагере. Известно, что епископ Ириней призывал к помилованию некоторых приговоренных к смертной казни. После окончания войны владыка 17 месяцев находился под домашним арестом по обвинению в «бездействии по защите сербов». На Преображение 1946 г., во время крестного хода вокруг церкви, был жестоко избит коммунистами. От побиения камнями не смог оправиться, и до самой смерти был прикован к постели. Похоронен в крипте соборного храма Георгия Победоносца в Нови-Саде в 1955 году. Причислен к лику святых Сербской Православной Церкви решением Священного Архиерейского Синода СПЦ от 23 мая 2022 года с установлением памяти 24 марта/6 апреля. Другие новости

http://azbyka.ru/news/v-serbii-episkop-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ириней (Чирич), еп. Бачский. Фотография. ХХ в. [серб. Upuhej] (Чирич Иван; 1.05.1884, Сремски-Карловци - 5.04.1955, Нови-Сад), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), церковный писатель. Начальную школу окончил в Сремски-Карловци, гимназию - в Нови-Саде. 6 окт. 1902 г. зачислен в МДА, к-рую окончил в 1906 г. со степенью магистра. Затем на философском фак-те в Вене защитил докт. диссертацию по семитологии. В нач. 1908 г. принял постриг в мон-ре Хопово и был рукоположен во диакона; в 1910 г. стал протодиаконом, в 1912 г.- архидиаконом. С апр. 1909 г. библиотекарь Патриаршей б-ки в Сремски-Карловци, с сент.- преподаватель ВЗ (читал также и литургику) в Карловацкой семинарии, впосл. экстраординарный, затем ординарный профессор. В июне-июле 1913 г. сопровождал группу из 40 семинаристов в Киев и Москву. 5 июня 1919 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран на кафедру Тимокской епархии . Вскоре был рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и 15 июня в соборной церкви Белграда Сербским митр. Димитрием (Павловичем) хиротонисан во епископа. В кон. 1921 г. переведен на кафедру Бачской епархии . В 1927 г. по поручению СПЦ служил на православных приходах в Подкарпатской Руси (см. ст. Закарпатье ). Временно управлял Вршацкой, Банатской (дважды) и Темишварской епархиями. И. выступал против попыток заключения конкордата между Сербией и Ватиканом; 5 дек. 1936 г. вместе с митр. Гавриилом V (Дожичем ; впосл. Патриарх Сербский) и еп. Жичским Николаем (Велимировичем) обратился от имени СПЦ к сербскому премьер-министру М. Стоядиновичу с соответствующим призывом (Гласник Српске православне цркве за 1936. г. Београд, 1937. С. 32). Принимал активное участие в экуменическом движении, входил в состав комитета движения «Мир через религию» (с 1928), комитета 1-го международного религиозно-психологического конгресса (Вена, 1930), англикано-правосл. научной комиссии (1931) и комиссии по объединению англикан. и правосл. Церквей (см. ст. Ламбетские конференции ). И. как представитель СПЦ принимал участие в движении за объединение церквей («Вера и Устройство»), во Всемирном союзе по практическому христианству, дважды избирался председателем исполнительного комитета, а в 1939 г.- главой Всемирного союза Международного содружества народов при посредстве Церкви (ныне Всемирный совет Церквей).

http://pravenc.ru/text/674031.html

463-466 466-468 ИРИНЕЙ (Попа Йон; род. 1957), архиеп. Крайовский и митр. Олтенийский, член Свящ. Синода Румынской Православной Церкви, теолог и церковный публицист 469-470 470-471 ИРИНЕЙ (Фальковский Иван Иоакимович) (1762-1823), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА 471-477 ИРИНЕЙ (Чирич Иван; 1884-1955), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), церковный писатель 477-478 478-482 482-483 483-485 486-487 487-492 492-512 512-517 517-518 518-524 524-527 527-528 528-613 ИРМЕНГАРДА (832 или 833 - 866), блж. (пам. зап. 16 июля), дочь восточнофранк. кор. Людовика II Немецкого 613-615 ИРМИНА Ирмина († нач. VIII в.), св. (пам. зап. 24 дек., 3 янв.), аббатиса монастыря Эрен в г. Треверы (Трир, Германия) 615-617 ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей 617-625 ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди 625-633 ИРМОС краткое песнопение, поэтический и мелодический образец для тропарей гимнографического канона 633-634 634-640 ИРОД АРХЕЛАЙ (Архелай; ок. 23 г. до Р. Х.- ок. 16 г. по Р. Х.), старший сын Ирода Великого, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) 640-651 ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи 651-654 654-655 ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла 656-659 ИРОДИОН (1-я пол. XVI в.), прп., Илоезерский (пам. 28 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 659-662 662-663 ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

По окончании Божественной литургии к собравшимся обратился епископ Бачский Ириней. Он тепло поблагодарил гостей из Поместных Православных Церквей, принявших участие в торжествах, а также выразил радость по поводу состоявшегося недавно общеправославного признания Македонской Православной Церкви и участия ее иерархов в торжествах. Святитель Ириней (в миру — Иван Чирич) родился 1 мая 1884 года в Сремских Карловцах. В 1906 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра. Затем на философском факультете в Вене защитил докторскую диссертацию по семитологии. В начале 1908 года принял постриг в монастыре Хопово и был рукоположен в сан диакона, затем стал протодиаконом и архидиаконом. 5 июня 1919 года на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви избран на кафедру Тимокской епархии. Вскоре был рукоположен в сан пресвитера, возведен в сан архимандрита и 15 июня в соборной церкви Белграда Сербским митрополитом Димитрием (Павловичем) в сослужении других иерархов хиротонисан во епископа. В конце 1921 года переведен на кафедру Бачской епархии. В 1927 году по поручению Сербской Церкви служил на православных приходах в Подкарпатской Руси. Принимал активное участие в экуменическом движении. Изучал православное сербское, византийское, русское и румынское церковное пение. Занимался переводами с древнееврейского, латинского, греческого, французского, русского, немецкого, венгерского языков. Автор нескольких переводов текстов Ветхого Завета и комментариев к ним. Одним из первых в Сербии начал научное исследование Ветхого Завета, его труды занимают важное место в сербской богословской науке. После оккупации Венгрией территории Бачской епархии 8 июля 1941 года стал членом верхней палаты парламента Венгрии. Во время войны основал епархиальную больницу. По его ходатайству 2800 детей и 189 матерей с младенцами в городе Нови-Сад были освобождены из венгерского концлагеря под городом Шарвар. После окончания войны 17 месяцев находился под домашним арестом по обвинению в «бездействии по защите сербов». На Преображение 1946 года, во время совершения литии, возле церкви был жестоко избит коммунистами. Скончался 5 апреля 1955 года в городе Нови Сад, был похоронен в крипте соборной церкви великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5965019...

596 В последние годы происходит возрождение живого интереса к богословию в Советской России, а также к экзегетической проблематике. Об этом свидетельствует сборник «Богословские труды» (до настоящего времени опубликовано 18 сборников [к 2008 г. вышло 43 книги, включая юбилейные выпуски]), который издается в Москве, а также многочисленные статьи из Советской России, которые публикуются в «Вестнике РХСД» в Париже. Среди этих статей немало работ и по проблематике отношений между иудаизмом и христианством, а также по экзегезе Ветхого Завета. [Библиографию см. в указанном сборнике «Русская эмиграция», а также в кн.: Богословие и история Церкви, особенно с. 24–26, 32–36.] 597 Свои работы по Ветхому Завету Ириней Чирич [Upuhej Чирич] публиковал в основном в «Богословском гласнике» (Сремски Карловцы). Приведем основные из них: Жене у Библии [Женщины в Библии]//Богословски гласник. Год XI. (1912.) Кн. XXI. С. 325–343; Песма о пару и невеста [Песни о царе и невесте]//Там же. Год. VII. 1908. Кн. XIII. С. 129–136 (перевод и толкование Пс. 44 /45); Кньига пророка Амоса//Там же. С. 150–163, 281–311; Кн. IV. С. 6–25, 129–155; Napuмuje [Паримии]//Там же. [Год] VIII. 1909. Кн. XVI. С. 81, 166, 241, 321; Год IX. 1910. Кн. XVII. С. 43, 81, 179, 435; Кн. XVIII. С. 161, 274, 512; Год Х. (1911.) Кн. XIX. С. 22–35; Увод у кньигу о Cyдujaмa [Введение в Книгу Судей]//Там же. Год XI. (1912.) Кн. XXI. С.1–25, 118–144; Кньига пророка Зaxapuje//Там же. [Год XII.] 1913. Кн. XXIII. С. 129–148, 225–299. 598 Живанович А. Xpohoлoruja у пророка Данила//Богословски гласник. Год II. 1903. Кн. IV. С. 1–32; Жидовство и култура//Там же. Год VI. 1907. Кн. XI. С. 50, 207, 318. 599 Мирославлевич В. О Палестини и старим Jebpejuмa. [О Палестине и древних евреях.] Сремски Карловци, 1906. 600 Обе работы были недавно вновь напечатаны в издании Священного Архи­ерейского Синода под названием «Лekцuje из Светог Писма Старог Завета». 601 Т. Радованович [Т. Радованович] написал также статью: Увод у старозав. пророке [Введение в ветхозаветных пророков]//Весник Српске Цркве. 1928. Jahyap-jyhu.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Супруга Горана Чирича Лилия. Фото: Кристина Мельникова/EADaily «Мы поначалу общались в интернете, во многом наши взгляды оказались похожими», — вспоминает Лилия. Сейчас женщина не может говорить спокойно о своем супруге, сразу начинает плакать, потому что боится, что уже никогда не увидит его. Она перебирает документы — внушительная папка с медицинскими справками, подтверждающими его заболевание, наградными удостоверениями, характеристиками с места службы, переводом сербского военного билета. Женщина теребит в руке бумаги, смахивает слезы и говорит, что она обошла все инстанции, и уже не знает, где искать справедливости. «Муж воевал на Донбассе с лета 2015 года, они приехал добровольцем и его сразу определили в „Пятнашку“. Принимал участие в боях под Марьинкой и под Дебальцевом. Под Марьинкой у него была контузия, мы вначале не придали этому значения, но потом она дала о себе знать. Мужу пришлось делать операцию на ухо. Потом он был под Дебальцево, полтора месяца в окопах, в тяжелейших условиях. Оттуда его уже привезли с двусторонним плевральным воспалением легких, с начальной стадией туберкулеза, но это выяснилось позже. Его положили в больницу, он очень долго лечился, сейчас у него диагноз казиома плевры, одно легкое не дышит, и на этой почве развилась астма третьей степени. Все эти годы он служил или лежал в больнице будучи инвалидом третьей группы. Но и пока болел, он очень много помогал людям. Его знакомые сербы сбрасывались деньгами, мы сами ездили, закупали детям конфеты, возили в Старобешево. Он, даже когда служить не мог, все равно старался что-то делать. Ему было дико, что многие наши мужчины не идут воевать. Он — серб, и все — равно приехал», — говорит женщина. Фото: Кристина Мельникова/EADaily После лечения Горан Чирич перешел в другое подразделение, где служил, пока у него оставались силы. «Он очень часто задыхался, и в конце концов был вынужден покинуть службу. Ребята из той части сами вызвались ему помочь, написали характеристику, я возила ее в СИЗО, но ее кажется никто не читал.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/10/spasti...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасти Горана Чирича: больного сербского добровольца держат в СИЗО в России 10.04.2020 681 Время на чтение 9 минут Источник: EADaily Пока общество поглощено обсуждением вопросов пандемии, карантина и самоизоляции, в России актуализировалась проблема депортаций и экстрадиций воевавших на Донбассе добровольцев. На границе ДНР и России по запросу Интерпола недавно был задержан чешский доброволец Олдрих Грунд , которого достаточно быстро удалось освободить после того, как на эту ситуацию обратили внимание СМИ. В последний момент, благодаря сплоченным действиям депутатов, общественников и журналистов, высылки в Казахстан избежал донбасский доброволец Евгений Щербак, осужденный там за «участие в иностранных вооруженных конфликтах». На полулегальном положении в настоящее время находится уроженец Львова Игорь Пац, которого обменяли еще в начале войны как военнопленного. С тех пор он не смог получить никакого стабильного статуса. Ему продлевали временное убежище, пока однажды он не получил отказ на основании того, что якобы против него прекратили уголовное преследование на Украине после его освобождения в рамках обмена военнопленными в 2014 году. Казалось бы, уже достаточно историй для такого короткого периода. Однако в редакцию EADaily обратилась супруга сербского добровольца и гражданина ДНР Горана Чирича, который уже более полугода содержится в СИЗО в Ростовской области в ожидании экстрадиции в Сербию, подавшую его в розыск через Интерпол. В настоящее время Чирич, имеющий серьезное заболевание легких, находится еще и в зоне риска по коронавирусу. Супруга Чирича Лилия живет в живописном районе Донецка , ее скромная квартира чисто убрана, на пороге гостей встречают две полосатые кошки. В прошлом она была активисткой Русской весны, принимала участие в организации референдума 11 мая, ходила на митинги. С Гораном Чиричем они познакомились еще в 2015 году — вскоре после того, как он приехал добровольцем на Донбасс. Они сразу стали жить вместе, а затем, не долго думая, расписались и обвенчались.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/10/spasti...

В ходе капитального ремонта конца XIX века утерянные ограждающие конструкции выполнили не из камня, а из дерева. Это принципиально изменило архитектуру памятника. В качестве несущего каркаса тогда использовали столбы из лиственницы, а пространство между ними заполнили древесиной. За век с лишним дерево сгнило. «Когда мы " расшили " стену, выяснилось: столбы из лиственницы практически не пострадали и вполне могут служить и дальше. Но их следовало укрепить, а каркас как единое целое — выровнять, — рассказывает Владимир Чирич, главный инженер фирмы-подрядчика — деревообрабатывающего производства «Гродножилстрой». — Эта работа потребовала поистине ювелирного расчета: столбы на время укрепления фундамента пришлось приподнять и вывесить. Неприятно удивило нас серьезное искажение геометрии южной стены, накопленное за советские десятилетия, когда в храме располагались музейные учреждения. Навешивание все новых и новых слоев древесины на фасад привело к практически двукратному утолщению конструкции, в результате чего положение юго-западного угла храма сильно отклонилось от проектного. Начинали трещать стропила, возникла угроза нового обрушения. В ходе первого этапа ремонтных работ мы вернули южной стене первоначальную толщину и геометрию». Теперь в поперечнике вместе с утеплителем она составляет всего 40 см, а пространство меж столбами каркаса заполнено термомодифицированной сосной 1 . Тайна старинных голосников Работы первого этапа проводились в 2017 году за счет средств Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. В следующий летний сезон за счет привлеченных меценатских пожертвований были отремонтированы значимые видовые элементы храмового убранства: обновлены полы в алтаре, заменено столярное заполнение оконных проемов (в новом, дубовом, присутствуют технологические блоки с автоматикой вентиляции и дымоудаления), а также воссоздана галерея на северной стене, соединяющая хоры с потайной внутристенной лестницей в жертвенник. Общая сумма освоенных средств достигла полумиллиона долларов, но финал еще далек.

http://e-vestnik.ru/reports/kolozhskaya_...

  001     002    003    004