Архив Пн В месяцеслов Русской Церкви включены имена святых, прославленных Сербской Церковью 24 августа 2023 г. 22:38 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Антония о канонизациях угодников Божиих, совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 65 ). Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 14-20 мая 2023 года совершил прославление сонма угодников Божиих, в разное время засвидетельствовавших свою верность святому Православию. Священноисповедник Ириней (Чирич) епископ Бачский (1884-1955), выпускник Московской духовной академии и Венского университета, видный филолог, богослов и миссионер в годы Второй мировой войны организовал спасение тысяч сербских детей из концлагеря в Венгрии и заступался за паству, защищая ее от карательных акций. После войны епископ Ириней был по ложному обвинению осужден как враг народа и помещен под домашний арест на 17 месяцев, а по возвращении к церковному служению в 1946 году неоднократно подвергался физическим нападениям со стороны воинствующих безбожников и жестоким побоям, от последствий которых скончался 6 апреля 1955 года. День памяти — 24 марта/6 апреля. Святые мученики Житомисличские — игумен старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константин (Вучуревич, 1908-1941), насельники обители иеромонахи Досифей (Вукичевич, 1915-1941) и Макарий (Пеяк, 1915-1941), послушник Младен Шарен (1922-1941), секретарь епархиального суда протодиакон Владимир Чейович (1904-1941), выпускники семинарии Марко Проданович (+1941) и Бранко Биланович (1920-1941) были зверски замучены усташами 26 июня 1941 года. Не добившись от подвижников истязаниями отречения от православной веры, мучители сбрасывали их живьем в ущелье и затем забрасывали камнями. Таким же образом были умучены еще 33 местных сельских жителя. День памяти — 13/26 июня. Святые дети-мученики Ястребарские и Сисакские — собор сотен сербских детей, ставших жертвами специальных детских концлагерей в хорватских городах Ястребарско и Сисак, созданных в 1942 году в так называемом «Независимом государстве Хорватия». Через концлагерь Ястребарско прошло свыше 3 тысяч детей, а через аналогичный лагерь Сисак — свыше 7 тысяч. Документы о захоронениях свидетельствуют о массовых смертях детей-узников. За один лишь день 22 июля 1942 года в Ястребарско было похоронено 107 детей, а с 11 июля по 26 августа 1942 года — 768 детей в возрасте от нескольких месяцев до 14 лет. День памяти — 30 июня/13 июля. Члены Синода постановили с благодарением Господу принять известие о прославлении сонма угодников Божиих Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви: Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6052363.ht...

з. святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского (739 г.); и. святителя Буркарда, епископа Вюрцбургского (753 г.); к. святителя Ансгария, архиепископа Гамбургского (865 г.); л. преподобной Лиобы Бишофсхаймской (728 г.); м. преподобной Вальпурги Айхштеттской (779 г.). 2. В соответствии с прошением Преосвященных митрополита Берлинского и Германского Марка и архиепископа Рузского Тихона установить празднование Собора святых, в земле Германской просиявших, 20 сентября/3 октября, если этот день совпадает с воскресеньем, в ином случае – в ближайшее воскресенье к 20 сентября/3 октября. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизациях угодников Божиих, совершенных в Сербской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 14-20 мая 2023 года совершил прославление сонма угодников Божиих, в разное время засвидетельствовавших свою верность Святому Православию. Священноисповедник Ириней (Чирич), епископ Бачский (1884-1955), выпускник Московской духовной академии и Венского университета, видный филолог, богослов и миссионер в годы Второй мировой войны организовал спасение тысяч сербских детей из концлагеря в Венгрии и заступался за паству, защищая ее от карательных акций. После войны епископ Ириней был по ложному обвинению осужден как враг народа и помещен под домашний арест на 17 месяцев, а по возвращении к церковному служению в 1946 году неоднократно подвергался физическим нападениям со стороны воинствующих безбожников и жестоким побоям, от последствий которых скончался 6 апреля 1955 года. День памяти – 24 марта/6 апреля. Святые мученики Житомисличские – игумен старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константин (Вучуревич, 1908-1941), насельники обители иеромонахи Досифей (Вукичевич, 1915-1941) и Макарий (Пеяк, 1915-1941), послушник Младен Шарен (1922-1941), секретарь епархиального суда протодиакон Владимир Чейович (1904-1941), выпускники семинарии Марко Проданович (†1941) и Бранко Биланович (1920-1941) были зверски замучены усташами 26 июня 1941 года. Не добившись от подвижников истязаниями отречения от Православной веры, мучители сбрасывали их живьем в ущелье и затем забрасывали камнями. Таким же образом были умучены еще 33 местных сельских жителя. День памяти – 13/26 июня.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М. 1988. С. 110-111. Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археологической Комиссией. СПб. 1882. Т. VII. Кол. 485-486. « Аще убо кой тым следом ко исканию безсмертное правды пойдет, изучит и обрящет прекраснейшую и светозарнейшую правду, и узрит в ней прежде общаго воскресения воскресение и вся таинства » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 124). « духа сила... верою смиренномудрия (подвижно внимательному делателю заповедей Христовых от тоежде благодати Христовы ведати и разумети полезная и спасителная) даруется » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 172). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 125 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 162 « Си бо святыи аще и внешнее учение изучиша, но ничтоже о истинне от философского кичения навыкнути возмогоша, дондеже сие обезчестиша и теснаго пути следом разума Христова поидоша; его же обретше, тогда истинну навыкоша, смирение достигоша и наставници слепым и неведущим Бога и пути спасения быша» ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 125). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 « што ныне латинская злоковарная душа, ослепленная и насыченная поганскими тщеславными и гордыми догматы, страждет, которая Божие премудрости и разума духовного, смирения, простоты и беззлобна вместити никакож не можеть » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 23). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 251 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 Успенский Б.А . Краткий очерк истории русского литературного языка (IX-XIX вв.). М. 1994. С. 84-85. См. по этому поводу: Успенский Б.А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVI-XVII вв.)// Успенский Б.А . Избранные труды, том 2. М. 1994. С. 7-25 Хотя некоторые современные исследователи считают, что фраза Господа на Кресте была произнесена на разговорном арамейском языке, но церковная традиция однозначно называет этот язык еврейским (т.е. древнееврейским) (см. Матвеенко В.А, Щеголева Л.И. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М.2000. - С.61). Кроме того, ряд библеистов тоже относят эти слова Христа к древнееврейскому (см. Языки, на которых говорил Иисус// http://cyberpedia.su/9x5527.html )

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/03/svya...

1519 Блаватская, естественно, считает иначе: при всех комплиментах в адрес русского Православия, она в конце концов считает его слепым и глубоко ошибочным воззрением: «Греко-русская церковь, наиболее добродушная и Христоподобная в своей примитивной и простой, хотя и слепой вере» (Блаватская Е . П. Разоблаченная Изида. Т. 1, с. 87). Вновь напомню: по учению православных святых Отцов, истинная вера видит свой Предмет; слепотствует именно неверие. 1520 «Бог, а особенно личный Бог йоги очень слабо связан с остальной системой. Целью человеческого стремления является не единство с Богом, а абсолютное ограничение пуруши от пракрити. Преданность Богу является только вспомогательным средством для достижения конечного освобождения. Мы не можем не сказать, что философия йоги ввела понятие Бога только для того, чтобы быть модной и привлекать умы людей» (Радхакришнан. Индийская философия. Т. 2. – М., 1952, с. 328). 1521 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 410. 1522 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 160. 1523 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 409. 1524 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 409. 1525 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 415. 1526 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 416. 1527 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 416. 1528 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 38. 1529 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 426. 1530 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 121. 1531 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. Размышление в свете ТАЙНОЙ Доктрины о молении Иисуса Христа в ночи Святого Четверга накануне казни.//Дельфис. 1994, с. 38. 1532 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 37. 1533 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. сс. 36-38. 1534 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 38. 1535 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 38. 1536 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 37. 1537 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. – СПб., б. г., с. 680. 1538 Цит. по: Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат).//Богословские труды. М., 1964, с. 167.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Полтора дня вылежал, но в воскресенье был в храме, принимал исповедников и служил панихиду. Вчера, в понедельник, «Знамение» Царицы Небесной, я служил утреню, Литургию и требы. В четверг, 13-го, Андрея Первозванноаго Апостола, если Господь благословит, предполагаю служить, а также и 17-го, в Варварин день, если Господу будет угодно, буду служить и молиться и за Вас, мои милые и дорогие, чтобы Господь хранил Вас и вел по пути Спасения. Слава Господу Богу за все! Милая, дорогая Верочка! Ты, кажется, имеешь намерение в Николин день – 40 день по кончине Яковлевны – быть здесь – молиться с нами. Таково было твоё намерение, ты обещала привезти к нам кошечку. Пожалуйста, привези, а то нас одолевают мыши. Кроме того, прошу купить электр. батареи – штук 6. Пожалуйста! Рука перестает мне подчиняться. Потому кончаю. Да хранит Вас Господь! Катя просит написать Вам всем привет. 11/12 Ваш Деда Алексей. Прошу извинить за плохое писание! 1 РГИА. Ф. 489. (Феодоровский Государев собор) Оп. 1. Д. 113. Послужные списки 1913–1918 годы. 2 Архив СПбДА. Ф. 802. Оп. 16. Клировые ведомости. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1908–1909 годы. Разрядный список воспитанников, принятых в собрание 11 сентября 1908 года. 12 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 163, 186,191–192,309. 18 Свидетельство об окончании Вятского епархиального женского училища Фаиной Сергеевной Сырневой (в замужестве Кибардиной) от 23 мая 1899 года. 46 Озерлаг: как это было. Документальные данные и воспоминания узников 50–60-х годов. Иркутск, 1992. 55 Подчеркивания в тексте писем сделаны Сергеем Алексеевичем Кибардиным, сыном протоиерея Алексия Кибардина. 56 Письма протоиерея Алексия Кибардина к родным из Озерлага от 18.10.1950, 11.12.1951, 02.06.1952, 14.01.1953, 10.07.1953, 10.01.1954, 20.04.1954, 17.05.1954, 13.06.1954, 27.06.1954, 27.08.1954, 11.09.1954, 22.09.1954, 05.10.1954, 13.10.1954, 28.10.1954, 05.11.1954, 16.12.1954; 13.01.1955, 14.01.1955, 21.01.1955, 01.02.1955, 18.02.1955, 24.02.1955, 08.03.1955, 08.04.1955 Читать далее Источник: Филимонов В.П. Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого. – Сатисъ, 2009. – 144 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Арестован Мариинский пересыльный пункт Московские тюрьмы: Внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август 1946 г. август-ноябрь 1946 г. Темниковские лагеря. Плетение лаптей декабрь 1946-июль 1947 Дубравлаг. Инвалид без работы по возрасту – в июле 1947 г. исполнилось 60 лет Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов) , архиепископ Чкалове кий Мануил (Лемешевский) июль 1947 г. – май 1954 г. Зубово-Полянский дом инвалидов с 18 марта 1954 г. по 7 мирта 1955 г. Всего на этот раз в заключении: по приговору без приговора сверх срока 9 ноября 1943 г. – 9 ноября 1951 г. 9 ноября 1951 г. – 7 марта 1955 г. Освобожден из инвалидного дома на иждивение Г. Г. Седова 7 марта 1955 г. В Тутаеве 10 марта 1955 г. – 24 октября 1955 г. В Петушках с 24 октября 1955 г. 27 июня (ст. ст.) 1954 г. исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 2 года, 9 месяцев, 2 дня На свободе, но не у дел 2 года, 8 месяцев, 2 дня В изгнании 6 лет, 7 месяцев, 24 дня В узах и горьких работах 21 год, 11 месяцев, 12 дней Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (в среднем около 30 в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию моих благодетелей. Верю: изречет Он им во оный день: Приидите, благословеннии... В темнице был Я и вы посетили Меня... своею любовию, своими заботами и попечением. 101 Позже епископ Афанасий подверг этот текст значительной редакторской правке. Именно в этой исправленной редакции мы и воспроизводим его. Молитва... с. 17–26. Читать далее Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк/Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1955. Т. 3. С. 166-177); древнейшая редакция Мученичества Христины (Там же. С. 178-196); Мученичество св. Голиндухи Персидской (Там же. С. 197-250); «Вновь открытое агиографическое сочинение Иосифа Скевофилакса» (издание текста Жития мон. Иоанна, игум. мон-ря св. Диомида - Там же. С. 251-270); Мученичества Филофея (Там же. 1960. Т. 6. С. 81-102), Евсевия Самосатского (Там же. С. 131-147), Евстохия (Там же. С. 148-159), Евпсихия Каппадокийского (Там же. С. 251-256); Жития Диона К-польского (Там же. С. 160-186), Астиона и 7 всадников (Там же. С. 187-211), Дидима и Феодора, всадников (Там же. С. 212-225); Житие Феофила Эконома, описанное Евтихианом (Там же. С. 256-275); Мученичества Афанасия Кузлимского (Там же. 1962. Т. 8. С. 56-70), Сергия и Вакха (Там же. С. 71-93), Гурия, Самона и Авива (Там же. С. 94-131) и др. Неск. сочинений посвящено христианизации Грузии (Там же. 1955. Т. 3. С. 16-22; 1957. Т. 4. С. 252-292) и истории взаимодействия различных религий: зороастризма и христианства (об истории митраизма в Грузии - Там же. 1945. Т. 2. С. 342-353; об антимаздаимской полемике в древнегруз. лит-ре, в частности в Житии Евстафия Мцхетского и Авива Некресского - Там же. 1955. Т. 3. С. 42-60); ислама и христианства (об отражении вост. суфизма в древнегруз. поэзии - Там же. 1945. Т. 2. С. 281-286) и др. Представлены также история Афона, груз. афонской лит. школы, груз. насельников Св. Горы (Там же. 1945. Т. 2. С. 218-236, 237-268; 1955. Т. 3. С. 65-86; 1956. Т. 1. С. 155-167; 1957. Т. 4. С. 90-114; 1974. Т. 13. С. 11-17, 18-25); груз. книгопечатания и деятельности Никифора Ирбаха в Риме (Там же. 1945. Т. 2. С. 292-313; 1955. Т. 3. С. 108-115; 1962. Т. 8. С. 352-356). В серии «Этюды...» К. издал мн. литургические, гимнографические, богословские и другие оригинальные и переводные памятники, такие как: «Малый канон» Иоанна-Зосима (Там же. 1955. Т. 3. С. 127-133), древнейшая грузинская Псалтирь (Там же. С. 120-126), сочинение Феодосия Гангрского «Памятная записка» (Там же. С. 271-310), «Хронограф» Георгия Амартола (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Что касается Ваших писем, то едва ли я их получал, т. к. у меня обычай отвечать на получаемые письма – или лично, или через канцелярию. Вероятно, если я получил Ваше письмо через Е[пископа] Владимирского, – я поручил или ему, или нашей канцелярии дать Вам по нему ответ, или, во всяком случае, известить Вас о получении его мною. Принимая во внимание, что Вы теперь более или менее свободны, было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность быть в Москве, где мы могли бы с Вами обсудить вопрос о месте Вашего дальнейшего пребывания и о той или иной церковной работе Вашей. Если в Москве Вам нельзя быть прописанным, то Вы могли бы несколько дней пробыть в Лавре – на богомолье, т. к. теперь, кажется, могут быть даже прописанными за 60 км от Москвы лица, не имеющие права жить в самой Москве. Молитвенно желаю Вам здоровья и бодрости душевной. Прошу Ваших молитв. С братскою о Христе любовью П[атриарх] Алексий. 5 Апреля 1955 г. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия. Машинопись. 2. Около 10 апреля 1955 г. 35 Пасха 1955 г. Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Христе брат! Христос Воскресе! Радостно приветствую Ваше Преосвященство сею радостию Господнею и вместе благодарю Вас за слово приветствия, взаимно подавая Вам лобзание мира и любви о Христе. Воскресший Начальник жизни да хранит дни Ваши в благоденствии и здравии. С братской к Вам о Христе любовию Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Пасха Христова 1955 г. в Москве Д. 7. Л. 6. Подлинник. Автограф. 3. 24 ноября 1955 г. Сердечно благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за Ваше доброе письмо и за присланный снимок с иконы Всех Святых Российских, написанной по Вашим указаниям М. Н. Соколовой. Нахожу превосходной эту композицию. Было бы желательно видеть самую икону. Где можно ее достать? Относительно иконы всех Святых русских XVII века попробую навести справки, но не ожидаю успеха от этого изыскания. Вы пишете, дорогой Владыка, о соблюдении каких-то правил этикета при сношениях со мною... Какой может быть этикет при сношениях между собою смиренных епископов православной Церкви, кроме братских чувств, выражаемых в беседе о деле Божием? Где этикет, там непременно доля неискренности и деланности. А между нами – Епископами, все должно быть чисто и свято.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Грик-стрит, Греческая улица, была связана с греческой общиной, которая в XVIII веке построила православную церковь на Чаринг-Кросс-роуд. http://en.wikipedia.org/wiki/House_of_St_Barnabas . Peter Anson, The Call of the Cloister (London, 1955), p. 242-259. Anson, Cloister , 1955, p. 455-457. Ананьина, которую упоминает о. Николай, – это Антонина Владимировна Ананьина (ум. 2006), крестная мать автора статьи. Антонина не была одной из «Белградских соловьев», но с удовольствием пела в хоре о. Николая. С 1970 по 1996 год Антонина Владимировна была регентом хора лондонского Кафедрального собора Русской Православной Церкви в изгнании. Больше информации об этой англиканской общине см. в разделе о Софии Квачадзе. Anson, Cloister , 1955, p. 385-393. Anson, Cloister , 1955, p. 336-355. Anson, Cloister , 1955, p. 385-393. (дата доступа: июль 2020 г.). Российский Красный Крест много и успешно помогал русской общине в Лондоне. Первоначально РКЦ располагался в бывшем посольстве, а затем переехал в «Русский Дом», где часто устраивались благотворительные ярмарки, чтобы собрать средства для беженцев и поддержать Церковь. Anson, Cloister , 1955, p. 439-446. Основатель общины в Ист-Гринстеде отец Джон Мейсон Нил (1818-1866) – священник Англиканской Церкви, ученый и исследователь восточного православия. Он был одним из главных основателей созданной в 1864 году Ассоциации Восточных Церквей, предшественницы Ассоциации Англиканской и Восточных Церквей. Среди книг, написанных Джоном Нилом, были «История святой Восточной Церкви» (1847) и «Гимны Восточной Церкви» (1865). В 1855 году отец Джон основал в Ист-Гринстед Общество святой Маргариты, главной миссией которого было ухаживать за больными. Позже были основаны сиротский приют, а также Школа святого Михаила в соседнем Уэст-Гринстед. В 1865 году, за год до своей смерти, отец Джон Нил руководил закладкой первого камня в фундамент монастыря святой Маргариты. В этих церемониях участвовал капеллан Российского Императорского посольства протоиерей Евгений Попов. Отец Евгений был капелланом посольства с 1842 года до своей смерти в 1875 году. Он известен многими достижениями, не в последнюю очередь тем, что руководил постройкой часовни при Императорском посольстве на Уэлбек-стрит в Лондоне, которая была открыта за несколько месяцев до его визита в Ист-Гринстед.

http://bogoslov.ru/article/6166355

До марта 1955 г. он находился в больнице в Праге. После этого Е. прибыл в Москву для продолжительного лечения и отдыха. Патриарх Алексий предоставил ему свои покои на патриаршей даче в Переделкине. 4 авг. 1955 г. Е. направил письмо Патриарху Алексию, в к-ром сообщал о решении оставить пост главы Чехословацкой Православной Церкви, т. к. возвращение в Прагу, по мнению врачей, ему противопоказано. Е. также просил назначить его на к.-л. кафедру в пределах СССР, но желательно не на юге страны. 8 авг. 1955 г. Свящ. Синод рассмотрел просьбу Е. и постановил «предоставить ему пребывание в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюсе с поручением ему управлять Литовской епархией». Вскоре после этого дочь Е. Елисавета посетила Вильнюс, чтобы подготовить переезд сюда отца. Ознакомившись с состоянием архиерейской резиденции в Свято-Духовом мон-ре, она направила письмо Патриарху Алексию, в к-ром сообщала, что резиденция требует капитального ремонта и переезд в нее Е., еще не оправившегося от тяжелой болезни, невозможен. В кон. авг. Е. обратился к Патриарху с просьбой пересмотреть решение Синода о назначении его в Вильнюс. 5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . 28 нояб. 1955 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия постановил освободить Е. от управления Литовской епархией и определил ему быть митрополитом Ленинградским и Новгородским. 22 нояб. 1956 г. Свящ. Синод по представлению Е. постановил выделить Новгородскую епархию в самостоятельную и в связи с этим с 1 янв. 1957 г. освободить Е. от управления ею. Отныне Е. носил титул «митрополит Ленинградский и Ладожский». В 1955 г. верующим был возвращен Троицкий собор Александро-Невской лавры . По инициативе Е. здесь был проведен капитальный ремонт, по окончании которого 12 сент. 1957 г. он освятил собор. Е. продолжал общественную деятельность в защиту мира. В июне 1958 г. был избран в Совет Ленинградского обл. совета мира. В ночь с 26 на 27 марта 1959 г. у Е. случился повторный инфаркт. Он скончался ок.

http://pravenc.ru/text/189719.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010