Введение. Следует ли вынимать частицу за ангелов на проскомидии? В современном греческом Евхологионе первую часть из третьей (девятичиновой) просфоры предписывается вынимать не в честь «честного славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна», как в нашем славянском Служебнике, а «ες τιμν κα μνμην τν παμμεγστων Ταξιαρχν Mιχαλ κα Γαβριλ, κα παϑν τν πουρανων δυνμεων», т. е. в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех небесных сил. § 1. У некоторых богословов мы находим свидетельства, оправдывающие этот обычай греческой церкви. Так, архиепископ фессалонийский или солунский Симеон в изъяснении последования проскомидии говорит: «изъемля копием крестообразно частицы из другой просфоры (т. е. из третьей), из печатие иерей творит память всех святых и полагает эти частицы с левой стороны. Одну частицу он приносит в честь и память честных небесных сил, и необходимо приносить за них αναγκαον προσφρειν πρ ατν, потому что они послужили таинству воплощения; и потому ещё, что они соединились с нами и мы составляем одну церковь ; и ещё, потому что они желают проникнуть в таинства церкви, подвизаясь и сами в (постепенном) восхождении (к совершенству); и потому наконец, что они пребывают с нами, будучи нашими хранителями и ходатаями пред Богом» 1 . § 2. Вслед за солунским архипастырем литургистом поминовение бесплотных сил на литургии признаёт уместным также эконом и эпитроп константинопольского патриарха Иеремии, пресвитер Иоанн Нафанаил 2 в книге « ϑεα λειτουργα μετ ξηγσεων διαφρων διδασκλων. In Venetia 1574 г.,» изданной у нас при патриархе Никоне (в 1656 году) на славянском языке под именем «Скрижали» 3 . « ερες, пишет пресвитер Нафанаил, πλιν κ τς τρτης προσφορς κβλλει σταυροειδς μερδας μετ τν λγχην ες μνμην πντων τν γων κα ϑτει ξ ριστερν το ρτου, κα τν μν ες τιμν κα νϑμησιν προσφρει τν τιμων πουρανων δυνμεων κα εναι ναγκαον ν προσφρειν δι νομ τν, τι κα ατο πηρτησαν ες τ μυστριον τς οκονομας ατο, κα τι νϑησαν μεϑ’ μν κα μεοτεν μα κκλησα φρνοντας οτοι τν νβασιν μν π τς γς πρς τος ορανος, κα διτι εναι φυλακταμας κα φνλττουσιν μς κα παρακαλοσι τν ϑεν δι’ μς κα μερνουστον» (φυλ. 30, κεφαλ. 74) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

е.: «на третьей просфоре говорит: силою честного и животворящего креста, предстательством честных и небеснызх сил бесплотных» 122 . В рукописи Императорской Публичной библиотеки XV века 423 читаем: «ες δ τν γ´-ην (т. е. τρτην) προσφορν λγων. Ες τς επροδκτους πρεσβεας, Κριε, τν τιμων πουρανων δυνμεων σωμτων» и проч., т. е. «на третьей просфоре говоря: в приятные молитвы Господи, честных небесных сил бесплотных». В ркп. Ватиканской библиотеки XV в. 573 находим: «Ες δ τν τρτην Πρσδεξαι, Κριε, τν ϑυσαν τατην τ δυνμει το τιμου κα ζωοποιο σταυρο, τ πρεσβε τν τιμων ταξιαρχν Μιχαλ, Γαβριλ, Οριλ, κα αφαλ, το μο φλακος γου γγλου, κα παϑν τν πουρανων δυνμεων» и проч., т. е. на третьей просфоре: «приими, Господи, жертву сию силою честного и животворящего креста ходатайством честных чиноначальников Михаила, Гавриила, Уриила, Рафаила и моего ангела хранителя и всех небесных сил». В ркп. XVI в. Ватиканской библиотеки 1213: «Ετα λαβν τρτην προσφορν ερες λγει· Τ δυνμει το τιμου κα ζωοποιο σταυρο, προστσει τν παμμεγστων ταξιαρχν Μιχαλ κα Γαβριλ», т. е. «взяв третью просфору, иерей говорит: силою честного и животворящего креста предстательством всеславнейших чиноначальников Михаила и Гавриила». В старопечатных греческих евхологиях XVI–XVII вв интересующей нас литургической особенности мы не находим. Нет её и в позднейших евхологиях, например, В Евхологионе 1767 года афинского издания, но она снова входит в греческие новейшие Евхологионы, изданные в текущем столетии. § 2. Обращаемся к памятникам славянским. В древнейших славяно-русских Служебниках XII–XIV вв. мы сравнительно редко встречаем указание на поминовение бесплотных сил на третьей просфоре, чаще в Служебниках XV–XVII вв. Ркп. XII в. Петербургской Духовной Академии 518, л. 18: «Ги исе хе бии. приими жерьтвоу сию. въ чсть и въ славу. стыя бца. благовещение. ржство. въведение въ стая стыхъ и положение ризе и пояса и чстнаго ея оуспения. и всехъ ея празкъ. и стых нбсных сил михаила и гаврила». Ркп. XIV в. Типографской библиотеки 127, л. 6: «таж. емли нбнымъ силам. ивану прдтчи».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

На стиховне стихиры,  глас 1й Чиноначальник Вышних сил Михаил, днесь нас к торжеству созва, сохраняли ны от всякаго диаволя обстояния: приидите убо празднолюбцы цветы добродетелей вземше, чистыми помыслы и совестию благостоянною, Архангелов предстоятеля почтим: той бо, непрестанно Богу предстоя и трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим. Стих: Творяй Ангелы своя духи, и слуги свои пламень огненный. Небесным первствуя в дерзновении мнозем, и предстоя престолу страшному в славе, самовидче неизреченных тайн, спаси ны, Михаиле Архистратиже, сущие в нуждах бед и напастей, молитвами твоими. Стих: Хвалите его вси Ангели его, хвалите его вся силы его. Безплотных Ангелов первый еси, и служитель Божественнаго Света, самовидец же и таинник чудес, темже от бед избави ны, Михаиле Архистратиже, чтущия имя твое благочестно, и поющия во славу Пресвятыя Троицы. Слава, и ныне,  глас 8й Небесных чинов начальник, служитель же славы Божественныя достойно быв повелением Зиждителя твоего, христианам еси ходатай верный невещественною твоею силою вся земная охраняя; темже по долгу восхваляем тя вси, преславное твое днесь совершающе торжество, Михаиле Архистратиже. Ты же моли Христа Бога, грехов оставление даровати любовию тя прославляющим. Тропарь,  глас 4й Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних сил. Господи помилуй.  (Трижды). Слава, и ныне: Таже псалом 50: Помилуй мя, Боже...   Канон, глас 1й   Песнь 1, ирмос Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. Припев: Святый Архистратиже Михаиле, моли Бога о нас. Божественными светлостьми облистаемь всегда, ум мой озари, еже воспета тя, Архистратиже горних воинств, всех утверждение притекающих к тебе. Ум пребезначальный, премирнаго чина начальника показа тя, преславне Архистратиже, и свет сущих во тме, и божественное украшение Церкве своея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

  5. (:. святаго пророка захарии, отца честнаго Иоанна предтечи: И святыя праведныя елисаветы.   Вечер, обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Масть имея: Слава, глас 8, самогласен: священства законнаго: И ныне, богородичен или крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, святаго, глас 2: яко чист:   Тропарь, глас 4: священства одеждею обложен премудре, по закону божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре, и мечем убиен быв в храме божии, христов пророче, с предтечею моли спастися душам нашим.   На Утрени , на Бог господь, тропарь пророка, дважды. Слава, и ныне, богородичен. и обычныя кафисмы, и седальны октоиха, и чтения. Каноны октоиха оба без мученичнов: И святаго на 6: глас 8. По 3–й песни, седален святаго, глас 8, дважды. Слава, и ныне, богородичен, или крестобогородичен. По 6–й песни,   Кондак, глас 3. Подобен: дева днесь: пророк днесь и священник вышняго, захариа предложи предтечев родитель трапезу своея памяти, верныя питая: питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко божественный таинник божия благодати.   И икос: и пролог. По 9–й песни, светилен октоиха: Слава, святаго: И ныне, богородичен. На стиховне октоиха, Слава, святаго, глас 8. Жертвы принося: На Литургии , блаженна октоиха, на 4. И святаго, песнь 3–я на 4. Прокимен, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Стих: услыши Боже глас мой. Апостол ко евреем, зачало 314. Аврааму обетовая бог: Аллилуиа, глас 6: Свет возсия праведнику. евангелие матфеа, зачало 97: Горе вам книжницы и фарисее лицемери: Причастен, В память вечную:   6. (:. Воспоминание бывшаго чудесе в колоссаех, еже есть в хонех, от архистратига михаила: И святаго мученка евдоксиа, и иже с ним: И преподобнаго отца нашего архиппа.   Вечер, обычная кафисма: На Господи воззвах, стихиры архангела, на 6, глас 4. Подобен: яко добля: Трисолнечнаго божества: Слава, глас 6, самогласен: Срадуйтеся нам: И ныне, богородичен: Срадуйтеся нам вся: На стиховне октоиха, Слава, и ныне, глас 8: яко чиноначальник: Тропарь, глас 4: небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: о бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Слава, и ныне, богородичен, или крестобогородичен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Итак, Архангел Варахиил – это Ангел благословений Божиих, чрез него ниспосылаются людям благословения и благодеяния Божии. А поскольку благословения Божии различны, то и служение этого Архангела различны: чрез него посылаются благословения на добрые дела, на всякое доброе житейское занятие, но только тогда, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных. Например, когда ожидают обилия плодов земных, чтобы поделиться ими с бедностию, украсить храм Божий, призреть сирого, и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет и Архангел не принесет благословения. Молитвы Архангелу Варахиилу Молитва первая Святый Архангеле Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь. Молитва вторая О, великий архистратиже Божий Архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоле принося благословение Божие в домы верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многия лета, да единодушно славим Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. c. 486] Тропарь, глас 4 Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 2 Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных архистратиг. Святой Архангел Иеремиил (8/21 ноября) Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, возношение к Богу, милосердие Божие. Имя Иеремиил в переводе с еврейского языка означает: «возвышение к Богу», «высота Божия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Муч. Раисы. Она же – муч. Ираида, воспоминаемая вторично 23 сент. Мучч. и воинов, телохранителей имп. Юлиана Отступника. За порицание приказа императора окроплять снеди, продаваемые на рынках христианам, идоложертвенной кровью, они были усилены мечом в Антиохии. См. 9 окт. Убиение благоверного князя Российского Глба, во святом крещении См. 2 мая и 24 июля. Св. Петра, иже во Аир. Празднование св. ап. Петру в церкви г. Афира, близ Царьграда, совершалось вследствие явления сего апостола имп. Юстиниану пред избранием в 552 г. в патриархи св. Евтихия (см. 6 апр.). Во время этого видения св. ап. Петр, указав царю на св. Евтихия, сказал: «сей да будет поставлен вам во епископа». 6 . Г. † Воспоминание бывшего чудесе в Колоссаех, еже есть в Хонх, от архистратига Во Фригии, близ г. Иераполя, находился храм во имя архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но, по молитве св. Архиппа (см. о нем ниже), жившего при храме, явился св. архангел Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина). Тропарь, гл. 4. Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, гл. 2. Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче, и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко бесплотных архистратиг. Ап. ( Евр.11:2–10; 305 зач.; Ев. Лк.10:16–21; 51 зач.). Св. муч. по М.В.С. и Х.М. (вместе с ним): Зинна и Св. Евдоксий, бывший военачальником, во время гонения на христиан укрываясь с своим семейством в пустыне, встретил искавших его воинов, оказал им гостеприимство и, добровольно предавшись в их руки, пошел с ними в Мелитину Армянскую, где, по повелению мучителя, был истерзан железом и усечен мечом (около 311–312 г., по другим, – в 311 г.). Ту же мученическую кончину восприяли и его два друга, свв. Зинон и Макарий, присутствовавшие при его страданиях и мужественно объявившие свою веру во Христа. В службе прославляется только один муч. Евдоксий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Против горы, на которой стоит церковь , на Десне есть опасный водоворот, и часто случалось, что барки здесь гибли. Тут явилась икона Божией Матери в виду подъезжавших к сему опасному водовороту, и с тех пор несчастия стали случаться редко. Общие тропари 3 Спасителю С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленные грехми, Владыко всемилостив. Молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. Богородице К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавше, потщися, погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Архангелу Небесных воинстве Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии: да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественные твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Пророку Пророка Твоего (имя) память. Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша. Апостолу Апостоле святый (имя), моли милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Святителю Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетой богатая. Отче (имя), моли Христа Бога, спастися душам нашим. Преподобному и преподобномученику В тебе, Отче, известно спасеся, еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси, презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне (имя), дух твой. Мученику Мученик Твой, Господи, (имя) во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощные дерзости. Того молитвами спаси души наша. Священномученику И правом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восходе: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче (имя), моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Чудесно устроилось создание праматери, но еще чудеснее и благодатнее настоящее воплощение Сына и Слова. Там Адам, после того как из его ребра создана Ева , остался цел, каким был и прежде; здесь Дева, когда от Нее восприял плоть Сын Божий, до, во время и после рождения пребыла Девой. Там душетленный диавол ядом своей лести – будете яко бози – умертвил весь род человеческий; здесь Архангел Гавриил благовестием радуйся возвестил спасение. Там Ева, по своей великой гордости вкусивши от древа познания, утратила божественную благодать; здесь Дева по глубокому своему смирению – се раба Господня – стала Матерью Божией. Там Ева услышала: в болезнех родиши чада ( Быт.3:16 ); здесь Дева – се зачнеши во чреве, и родиши Сына. О божественное воссоздание! О святое восполнение! О, спасительное благовещение! Удивляйтесь, люди, бесконечному милосердию, благоутробному снисхождению Бога, Который не только украсил человека столь многими дарованиями, но и обогатил его славою, покорив под нозе его овцы, и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесные и рыбы морския, преходящие стези морские ( Пс.8:8,9 ). Но так как (обольщенный) коварным советом диавола, он из блаженства впал в бедствия, из бессмертия – в смерть, из цветущих красот рая – в терния и волчцы земли, Бог определил еще послать Сына Своего Единородного, чтобы Он принял от жены человеческое естество, возвел человека в прежнее состояние, возвысил его в прежнюю честь, даровал ему прежнее бессмертие. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Итак, когда настало исполнение времени, должен был совершиться предвечный совет, должно было исполниться это божественное решение. Но поскольку это таинство было так высоко, сокровенно и непонятно, что если бы Дева просто и как бы случайно зачала Сына Божия, не зная предварительно об образе зачатия, неподготовленная к такому бессеменному зачатию словами Ангела, то оказалась бы в великом страхе и волнении, – поэтому на такое дело избран великий чиноначальник небесных сил, молниезрачный Гавриил: в месяц шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога ( Лк.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Церковнославянский Русский Небесных воинств Архистратиже,/молим тя присно мы, недостойнии,/да твоими молитвами оградиши нас/кровом крилу невещественныя твоея славы,/сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избави нас,/яко чиноначальник Вышних Сил. Небесных воинств Архистратиг,/непрестанно молим тебя мы, недостойные,/чтобы ты оградил нас своими молитвами/под кровом крыл невещественной твоей славы/сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих:/“От бед избавь нас,/как начальник Вышних Сил!” КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Святый Архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас. Припев: Святой Архистратиг Божий Михаил, моли Бога о нас. Божественными светлостьми облиставаемь всегда,/ум мой озари, еже воспети тя, Архистратиже горних воинств,/всех утверждение притекающих к тебе. Божественными сияниями озаряемый всегда!/Ум мой просвети, чтобы воспеть тебя,/Архистратиг вышних воинств,/утверждение всех, прибегающих к тебе. Ум Пребезначальный,/премирнаго чиноначальника показа чина тя, преславне Архистратиже,/и свет сущих во тьме, и Божественное украшение Церкве Своея. Ум Пребезначальный/превысшего мipa полка военачальником/явил тебя, преславный Архистратиг,/и светом для пребывающих во тьме,/и божественным украшением Церкви Своей. Слава: Умов предворяя Небесных в Дусе,/дольним же всеизряднейшее Михаиле, дался еси ограждение, и утверждение,/и оружие, враги закалающее и потребляющее. Слава: Предводитель Умов небесных в Духе,/ты и земным, вседоблестный Михаил/дан как ограждение, и сила, и оружие,/врагов поражающее и истребляющее. И ныне: Дево Всенепорочная, Яже Ангелов благолепие, человеков помоще,/Ты мне помози, мореплавающему/и в бури греха присно впадающу и бедствующу.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-arh...

Тропарь, гл. 4. Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойны, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественным твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, гл. 8. Пресветлыя, и честныя, и вседетельныя, пренеисчетныя и страшныя Троицы, ты еси, архистратиже, славный служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся покрове рабом твоим. Ап. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Ин.15:17–27; 16:1–2; 52 зач.). Указ об Пресвятыя Богородицы. Мр. Аще случится отдание Благовещения: 1. в пяток 3, 4 недели Великого поста; 2. в 3 неделю; 3. в ту же 3 нед., если храм архистр. Гавриила; 4. в 4, 5 неделю; 5. в понедельник 4, 5, 6 недели; 6. в среду 4 недели; 7. в четверток 5 недели; 8. в субботу 5 недели. – «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или неделю Ваий, или во един от дней Страстныя седмицы или Светлыя, тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии в мимошедших днях шестыя недели» ( Уст. 26 мар.; сн. 47 гл. о храм.). – Если 26 марта случится прежде Лазаревой субботы, то праздник продолжается три дня (предпразднство, самый праздник и его отдание); если – в Лазареву субботу, то – два дня (предпразднство и день праздника); если же случится в седмицы Страстную или Светлую, то продолжается один день. Священномуч. епископа Сирмийского (в Паннонии). Он пострадал за Христа в гонение Диоклетиана (в 304 г., 25 мар., в день Благовещения). После долгих истязаний он был обезглавлен и тело его брошено в реку Босвету (приток Савы). Пр. Малха Сирийского. Родом из Антиохии Сирийской, он, с юности оставив тайно родительский дом, подвизался в пустыне Халкидской. Взятый в плен сарацынами, он верно служил своему господину. Принужденный им жениться на одной пленной христианке, пр. Малх продолжал вместе с супругой пребывать в девстве. Спустя долгое время оба супруга решились бежать. Настигнутые своим господином, они скрылись в одной пещере, служившей убежищем львице со львенком. Львица растерзала и господина, и слугу, хотевших взять пр. Малха и его супругу, и затем удалилась. Пр. Малх возвратился в свою обитель и мирно окончил в ней дни свои, в IV веке; жена же его поступила в женскую иноческую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010