В современном печатном русском Чиновнике архиерейского священнослужения 59 чин освящения храма имеет такой же порядок, как и византийский послеиконоборческий чин. В связи с тем, что в России практически повсюду вместо мраморных престолов сооружаются деревянные (по вполне понятным практическим соображениям), рубрики, касающиеся особенностей сооружения каменного престола, заменены рубриками о сооружении деревянного: вместо приклеивании доски к столпам говорится о прибивании (поэтому в чине появляются гвозди и камни), ненужный в этом случае (с практической точки зрения) воскомастих используется для заливания гвоздей сверху и т. д. Устройство престолов из дерева настолько крепко вошло в русский обиход, что чин освящения храма, хотя бы упоминающий о престоле из мрамора, кажется некоторым чем-то из ряда выходящим 60 . Кроме того, в современном русском печатном формуляре освящения храма, под влиянием греч. практики сер. XVII в., в конце чина прибавлены: коленопреклоненная молитва Господи Боже наш, Иже тварь единым словом создавый... (в которой испрашивается дарование святости не храму, который уже освящен, а всем молящимся) 61 , сугубая ектения и отпуст. Следует отметить, что сугубая ектения и отпуст были бы совершенно неуместны в древнем чине, так как, фактически, шествие с перенесением св. мощей происходило, согласно чину, во время Литургии (она начиналась мирной ектенией в одном храме, а шествие с мощами было, по сути, малым входом). Очевидно, они добавлены по той причине, что в греческой (а затем – и русской) практике, по крайней мере, с XVII в. Литургия начинается после совершения освящения храма фактически заново; тем не менее, литургийная молитва входа в чине сохраняется, что не вполне последовательно. Кроме полного, архиерейского чина освящения храма, русская практика знает так называемый чин малого освящения храма 62 ; в традиции других Поместных Церквей такой чин не существует. Он представляет собой обычный, “полный” чин освящения храма, из которого выброшены все тайносовершительные молитвы и оставлены только 3 молитвы, являющиеся поздними добавлениями в чине: молитва ежегодного обновления Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Сый благословен во веки...; молитва малого входа Литургии Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангелов и архангелов...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Чинъ, бываемый на игмена Имеяй произвестися игумен приводимь бывает протодиаконом или двема диаконы ко архиерею среди церкве, идеже архиерей стоит во время входа со Евангелисм, аще сам архиерей литургисает. Аще же ни, приносят архиерею епитрахилий, нарукавницы и омофорий, и облачится, стоя на месте. Производимый же игумен приводится к месту его и покланяется архиерею до пояса, трищи, и приклоняет главу. Архиерей же, седя, знаменует его рукою по главе, трищи. И, востав, полагает на главу его руку, протодиакону глаголющу: Господу помолимся . Архиерей глаголет молитву сию: Б же, всегда человквъ промыслъ творй и словесню паств кпн во собравый, самъ влко всческихъ, безмрнымъ твоимъ непорочн соблюд, тво запвди непрестанн хранщ, ко не погибнти не вчати и волка противорастлтис. и раба твоего сего, блговолилъ поставити над нею игмена, достойна покаж твое благости и вскими добродтельми крас, чрез дла, бразъ сщымъ под нимъ бывающъ: коже тмъ быти непорочнаг жительства и съ нимъ несжденн стати страшном твоем сдищ. Возглас: к тво цртво, и сила, и слава, ца и сна и стаг дха, нын и присн и во вки вквъ. Певцы: Аминь . Архиерей: М иръ всмъ. Певцы: И духови твоему . Протодиакон: Главы вашя Господеви приклоните . Певцы: Тебе, Господи . Архиерей молится тайно: П риклон гди, хо тво, и слыши наше, и покаж раба твоего сего игмена се честны бители, врна и мдра твое блгодати словесны паствы, творща во всхъ волю твою и достойна нбнаг твоег бываемаго. Возглас: Б и щедротами, и сна твоег, съ нимже блгословенъ со всестымъ и блгимъ и животворщимъ твоимъ дхомъ, нын и присн и во вки вквъ. А минь. И глаголет протодиакон велегласно: Владыко . Архиерей глаголет велегласно же: Б лгодать всестаг дха чрез наш мрность производитъ т игмена чтны бители гда бга и спса нашег хрта, имкъ, храмъ ил : престы влчцы наше бцы, храмъ, имкъ, ил: стаг, имкъ, храмъ ]. Таже возложа руку архиерей на главу его, возглашаст: А трищи. И певцы поют: Аксиос , трищи. Посем произведенный игумен целует архиереов омофор, в правое и левое рамо, и, отводимь, поставляется с прочими игумены по чину, и идут во олтарь царскими дверьми, и действует со служащими по чину. Читать далее Источник: Чиновник архиерейского священнослужения : Кн. 1. - Москва: Издание Московской Патриархии, 1982. - 252 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чинъ, бываемый на Аще убо во един день и во иподиаконы рукополагается, по облачении во стихарий подносят иподиаконы архиерею стихарный пояс. Архиерей же прекрестив пояс, и рукополагаемый целует пояс, и архиереа руку, и опоясуют его. Архиерей же знаменует его по главе рукою трищи. Посем глаголет протодиакон: Господу помолимся . Архиерей же, наложив свою руку, глаголет молитву сию: Г ди бже нашъ, иже чрезъ и тогожде стаго дха раздл коемждо, ихже избралъ чины разны цркви твоей даровавый и ставивый въ ней къ стыхъ твоихъ и нескверныхъ таинъ, твоимъ неизреченнымъ ставивый и сего раба твоего достойна быти слжити стй твоей цркви, самъ влко, без з азорн во всхъ сохран и даждь любити дом твоег, предстоти дверемъ храма стаг твоег, возжигати свтильникъ славы твое, и насад во стй твоей цркви, к маслин плодовит, плодоносща плодъ правды, и совершенна покаж раба твоего, во врем твоег блгогодившихъ теб Возглас: к тво цртво, и сила, и слава, ца и сна и стаг дха, нын и присн и во вки вквъ. А минь. И по молитве вдают иподиакони рукополагаемому лахань, и возлагают на плещи его убрус (плат), и архиерей умывает руки. Рукополагаемый же иподиакон возливает архиерею воду на руки. Посем рукополагаемый и инии иподиакони целуют архиерею руку и отходят от него на уреченное место. И рукополагаемый иподиакон стоит, держа лахань и рукоумывало со убрусом, до Херувимския песни. И глаголет: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш : Господи, помилуй. Верую во Единаго Бога: Ослаби, остави : и аще что ино мнится ему рещи, тайно. В Херувимскую же песнь приводимь бывает пред царския двери ко архиерею. Архиерей же умывает руки по чину и глаголет молитву. Таже осеняет рукою воду крестовидно, трищи. И помазует архиерей тою святою водою очи свои, уши, ноздри и устне. На великом же входс идет позади всех служащих. И егда архиерей приимет Святая, и служащии вси пройдут во олтарь, рукополагаемый же иподиакон, поклонився архиерею, несет воду на правый и левый клиросы, и к народом, и помазуются тою водою вси. И отводят его паки во олтарь, и сливают оставшую воду в кладязь. И отводимь бывает пред царския двери, и стоит на уреченном месте по чину. И егда речет архиерей: И да бдтъ милости: И по возгласе вводится во олтарь от иподиаконов по чину и прием от архиереа благословение, станет с иподиаконы. Читать далее Источник: Чиновник архиерейского священнослужения : Кн. 1. - Москва: Издание Московской Патриархии, 1982. - 252 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обычно освящают сразу неск. А. По греч. и слав. рукописям X-XVII вв., А. освящались одновременно с к.-л. храмом: после омовения специально освящаемой теплой водой престол отирался А., после окропления престола душистым вином и помазания его св. миром А. также окроплялись и помазывались. По окончании чина освящения храма новые А. возлагались под индитию, на новоосвященных престоле и А. в течение 7 дней совершалась литургия, после чего А. убирали со св. престола, «разрезали и сшивали», архиерей расписывался на них (Чин освящения храма. С. 118-123). Блж. архиеп. Фессалоникийский Симеон описывает такой же порядок освящения А., однако дополняет его нек-рыми подробностями: после помазания А. св. миром архиерей, «как и на трапезе, полагает четыре частички какой-либо ткани, во образ четырех евангелистов, которых написаны тут и имена»; далее он «соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равные с ним плата: один - как бы срачицу, подобную срачице на трапезе, во образ плащаницы, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другую - как бы трапезофор, в честь престола Божия: ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие. Среди него полагается илитон, во образ убруса». Кроме того, архиеп. Симеон указывает, что А. могли быть освящены отдельно от освящения храма, «на освященной уже трапезе, по снятии с нее одежд и распростертии антиминсов». Архиеп. Симеон отмечает, что освящение А. на уже освященном престоле «по нужде может быть совершаемо, с позволения его [архиерея] и благочестивым священником, опытным в вещах божественных» ( Симеон Солунский. Соч. С. 177-178), что противоречит всеобщей практике дозволять освящать А. только архиереям. Используемый ныне в РПЦ «Чиновник архиерейского священнослужения», изданный в 1982-1983 гг., указывает в случае освящения А. одновременно с храмом окроплять А. смесью специально освящаемой теплой и розовой воды с красным вином после окропления престола (с возглашением стиха Пс 50. 9), а также трижды крестообразно помазывать их св. миром после помазания престола (с пением «Аллилуия» ). После облачения престола на него возлагается илитон, а на илитон - А. Святые мощи вкладываются в А. сразу после вложения их в престол: «Архиерей и в антиминс (или в антиминсы), помазав первее в мешочке св. миром, влагает приуготовленные частицы [святых мощей], и укрепляет воскомастихом же нарочитою лопаткою» (Чиновник. Т. 2. С. 134-167).

http://pravenc.ru/text/115730.html

Из указанной царской граматы (1641 года), времени Патриарха Иоасафа, видно, что плата за антиминсы по полуполтине, начавшаяся с времен Митрополита Макария, взималась и при этом Патриархе 244 . Патриарх же Иоаким отменил плату за антиминсы. Он приказал выдавать их безденежно. В указе Патриарха Иоакима 183 года сказано было, чтобы на освященные антиминсы холст покупать и к, печати давать из казны и раздавать безденежно. На таковое отправление которых, по табели 710 года, положено было по 15 рублев в год (Дело арх. Св. Синода, 1742 г. июля 23-го, 205). Тоже самое было приказано и в напечатанном при этом Патриархе Чиновник архиерейского священнослужения, 1671 года 245 . Но, вместо платы за антиминсы, должно было каждому ставленнику во священники и диаконы, между другими ставленными пошлинами, платить «трисвятским двум человеком черным попом по три алтына 246 человеку, за лишнюю их работу, что они будут выдавать священническому чину антиминсы и миро безденежно» 247 При Патриархе Адриане был ли отпускаем на антиминс холст – неизвестно. При Стефане же Яворском, который приказал, чтобы антиминсы были печатаны на добром полотне, а не на простом холсте, за холст были сбираемы в Казенный Приказ деньги с лиц – челобитчиков, имеющих надобность в антиминсах. Но какую сумму – неизвестно 248 . За антиминсы, печатаемые с медных досок, была взимаема плата во времена Патриарха Адриана. При нем были сделаны антиминсныя доски – одна грыдорованная на меди большая и другая резанная на олове. По указу его, брали пошлины с каждого антиминса, печатанного с большой доски, по 1-му рублю 75 копеек, в том числе мастерам за работу по 15 копеек (Дело арх. Св. Синода, 1753 г. июля 25-го, 157). Весьма вероятно, что с этой доски печатались антиминсы на атласе. В 1702 году августа 13-го, по указу Его Императорского Величества, положена была за печатание каждого антиминса, на атласе и холсте, пошлина в казну. По этому указу, книжный справщик Федор Поликарпов приказал от антиминсов, которые будут печатать на атласе и на холсте в Приказ взимать по 3-ри алтына по 2-е деньги 249 (т. е. 10 копеек), а мастеру за работу 5 алтын (т. е. всего по 8-ми алтын и 2-е деньги или по 25 копеек) от антиминса, и отдавать те антиминсы из Приказу с распиской. (Дело арх. Св. Синода, 1753 г. июня 25-го, 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для чтения мирян она не предназначается и, при совершении литургии, вслух народа из этой книги прочитывается только лишь одна заамвонная молитва, в которой как бы резюмируются все прошения и молитвы, читанные священником тайно в алтаре. Служебник существует исключительно для практического употребления лиц священных – епископов (называется у нас эта книга Чиновником архиерейского священнослужения) и пресвитеров. На православном Востоке даже диаконы не всегда пользуются при богослужении этой книгою, а имеют, так называемый, Διακονικν 2 – книгу, содержащую в себе ектеньи и возглашения, произносимые за суточным богослужением диаконами. В «учительном известии», напечатанном при Служебнике для руководства иерею и диакону, о настоящей книге мы находим следующее наставление: «Книга Служебникъ всяко есть потребна къ служенію, на память же молитвъ да не глаголетъ: ибо аще iepeй служить будет памятн, безъ книги, смертно согршить: зане многія споны, забвеніе и запности тогда случаются, и не имать познати, что детъ, или глаголетъ, и во усумнние людей введетъ, и явленный порокъ забывся сотворить» 3 . О молитвах Служебника, в частности, в том же «учительном известии», помимо указания не читать их на память, без книги, говорится так: «молитвы со всякимъ благоговніемъ, благочестно, и веліим вниманіемъ, прилжно и всецло, ничтоже оставляя, да чтетъ (т.е. священник), извстно вдый, яко Богъ отъ устъ его, якоже нкія многоцнныя бисеры, сія пріемлетъ» 4 . И в чинах литургии постоянно замечается о молитвах, которые читаются священником тихо, тайно или тихим гласом, или «в себ», или «втай» 5 . Причина такого исключительного положения книги Служебник в ряду других богослужебных книг нашей церкви заключается в её возвышенном, глубоко таинственном характере содержания её молитв, в высокой священной важности её сложных обрядов и священнодействий, при посредстве которых простой смертный священнослужитель, связанный «плотскими похотями и сластьми», поднимается до высоты необычайной, выше ангельской, и делается величайшим чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подтверждение такого понимания термина στιχριον дает нам и Обрядник императора Константина VII, в котором об императорском дивитисие или саккосе говорится так: «στιχριν διβητσιν 62 , где σπχριν, несомненно, слово определительное, указывающее на покрой или форму дивитисия. Отожествлению древнего камисия с диаконским стихарем содействовало не одно сходство их по форме, но, несомненно, и то, что камисий из одежды, сделанной по преимуществу из тонкой льняной материи белого цвета, стал мало по малу устроиться и из других материй более тяжелых, и при том цветов черного, пурпурового и др. К началу XV века и на Востоке, как видно из слов Симеона Солунского , знали и хранили память о древних богослужебных облачениях низших клириков, но строгого различия между камисием, стихарем и краткою фелонью уже не существовало, и не только в представлении людей этого времени, но и в практическом употреблении. В XV – XVI в. на православном Востоке, хотя чины посвящений в чтеца и певца по-прежнему не упоминали о стихаре и трактовали лишь о краткой фелони или «льняной одежде», или, как говорит южно-славянские чины, «лъненице», но в практику вторгся уже новый обычай – дозволять и низшим клирикам носить, при исполнении ими своих обязанностей за богослужением, вместо камисиев стихари, по устройству и материалу сходные с диаконскими. Наша русская богослужебная практика, следуя во всем примеру восточной византийской церкви, и в этом отноотношении не представляла исключения. Чины посвящений в низшие клирики наших богослужебных книг вплоть до издания Чиновника архиерейского священнослужения в 1677 году и даже все памятники историко-бытовые 63 единогласно свидетельствуют о том, что малая фелонь была официальной одеждою низших клириков, а стихарь принадлежал к одеяниям иподиаконов и диаконов, но практика церковная нам говорит уже нечто иное. В этой последней следы употребления у нас при богослужении стихарей низшими клириками мы находим довольно рано, при чем не лишне отметить и то, что византийский камисий, если не видеть неопределенного указания на него в постановлениях Владимирского собора 1274 года – в выражении: «белыя ризицы» 64 , – как будто-бы у нас вовсе не был известен, или очень рано вышел из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

б) Отношение Г. Председателя Археографической Комиссии при Министерстве Народного Просвещения от 23 июля за 203 с просьбой о доставлении в Комиссию на некоторое время рукописи под 30 (98). Справк а: Требуемые рукописи высланы по принадлежности при отношениях Совета Академии от 19 и 27 июля за 539 и 543. – В получении их имеются уведомления: Преосвященного Епископа Антония от 29 июня за 2906 и Археографической Комиссии – от 5 августа за 211. Определил и: Принять к сведению. XIV. Отношение Совета 2-го Епархиального женского училища в г. Елабуге: „Вследствие заявления вновь назначенного преподавателя училища Владимира Михайловича Григорьева, ныне окончившего курс в Московской Духовной Академии, Совет Елабужского Епархиального женского училища имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии выслать на месячный срок для научных занятий вышеозначенного преподавателя книгу: „Testamentum Domini nostri Iesu Christi, nunc primum edidit Ignatius II Ephr. Rahmani“. Определили: Выслать в Совет Елабужского Епархиального женского училища означенную в отношении книгу на месячный срок. XV. Отношения: а) Г. Управляющего Московской Синодальной Типогра- —360— фией от 25 июля за 11753 с уведомлением о получении возвращённых Советом Академии рукописей Типографской библиотеки за 206, 207 и 209. б) Совета Киевской Духовной Академии от 27 июля за 766 с уведомлением о получении возвращённых Советом Академии Чиновников архиерейского священнослужения 1677 и 1721 гг. в) Правления Черниговской духовной семинарии от 29 июля за 790 с уведомлением о получении возвращённых Советом Академии рукописей фундаментальной библиотеки семинарии за 131, 50 и 90. Определил и: Принять к сведению. XVI. Отношения: а) Саратовской Губернской Учёной Архивной Комиссии от 31 июля за 179: „Озабочиваясь пополнением своей библиотеки, Саратовская Учёная Архивная Комиссия имеет честь покорнейше просить Правление Московской Духовной Академии сделать зависящее распоряжение о высылке в Комиссию Академических изданий, вышедших до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тот же старец Евфимий, сочинивший книгу – «чиновник архиерейского священнослужения» (в 7183 г.), сделал в нем многие изменения против заручного чиновника (патриарха Иоакима и других русских архиереев), не смотря на запрещение, находящееся в самом чиновнике (л. 6 и 7), изменять что-либо в нем. В этой книге в литургиях св. Златоустого (на л. 123 и 124) и Василия Великого (на л. 200 и 201) «написано светло о поклонении на Христовы словеса», т.е. при произнесении совершителем таинства Христовых слов: примите, ядите... и пр. и пийте от нея ecu... и пр.; и кто этого не делает, те все страшными клятвами прокляты. Сами же духовнии, не страшась этой своей клятвы и преступая ее, не почитают Христовых словес и поклонения нискаго и богонадобного не творят и не хотят творить. Людям велят, говорит Медведев, делать то, а сами не делают этого и даже поступают напротив. Сперва заповедают во веки хранить то без всякого изменения, а потом и сами этого не хотят творить и людям запрещают делать это. Что прежде утверждали себе и людям ко спасению, то впоследствии «и себе и людям поведают быть в вечную душевную погибель. А кто им говорит об этом их непостоянстве, что они подобными делами возмущают народ, того они без всякого рассуждения проклинают, основываясь на Христовых словах: слушаяй меня... и елика аще свяжете. В следующем за тем продолжительном рассуждении Медведев доказывает, что архиереи не имеют безусловной власти вязать и решить. Если бы архиереи имели такую власть, замечает Медведев, то они всех своих сродников и друзей мирских и знакомых обогатили и своим разрешением вселили в небо и поэтому в муках были бы только те, которые сродства с архиереями и милости от них не имели. Медведев далее доказывает, что кого архиереи праведно на земле не ради своих каких-либо человеческих прихотей свяжут, тот действительно будет связан и на небе. Поэтому всякому должно бояться справедливой архиерейской клятвы или связания, а несправедливой не должно бояться, потому что та несправедливая клятва на них самих возвращается, а кого они прокляли, к тем она «никакоже прикоснется».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Более широко вопросы о полномочиях архиереев внутри епархии, отношениях между иерархами, между патриархом и епископами в сферах управления, финансов, богослужения были рассмотрены Собором 1675 г. (Чиновник архиерейского священнослужения. М., 1677; Соборное определение 1675 мая 16//ААЭ. Т. 4. 204. С. 259–263). Об этом см.: Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской Академии//Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1889 года. М., 1889; Белокуров С. А. Адам Олеарий о греко-латинской школе Арсения Грека в Москве XVII в. М., 1888. Приведенный перечень книг дает представление о круге чтения и интересов патр. Никона, о его широкой богословской эрудиции. Однако пока нет исследования по этой проблеме, видимо, отчасти потому, что самое значительное сочинение патр. Никона «Возражения патриарха Никона на вопросы Стрешнева и ответы Газского митрополита Паисия» было опубликовано сравнительно недавно, да и то в зарубежном издании. В исследовании М. В. Зызыкина «Патриарх Никон» неоднократно приводятся не только высказывания патриарха, но и указываются их литературные источники. Приверженность патр. Никона роскошным облачениям, не раз отмеченная в литературе о нем, является не столько личным пристрастием патриарха, сколько сознательным продолжением им византийских придворных традиций. Для патр. Никона важнейшим руководством в соблюдении обрядов послужил «вен Константина», опубликованный в дополнениях к Кормчей. В этом памятнике, который был составлен в XV в., но приписывался императору Константину, говорится о пожаловании папе Римскому Сильвестру (а в его лице и всей Церкви) привилегий и имущества, в том числе и священных одежд, наподобие знаков царского достоинства: «...Якоже диадима еже есть венец главы нашея, подобне же и фригион еже есть покрывало, еже митрою нарицают: и не токмо той, но и еполион, еже есть препоясание, еже обычно есть царской мышце облагатися рекше омофор. И еще багряна одежда: и червленая риза и вся царская одеяния. Но и царскаго председания достоинство, и царских коней утварение, и царские скипетры, и вся знамения. Еще же есть и колесницы, и различныя царския утвари. И вся же в происхождение их царскаго верха, и славы, и силы» (Кормчая. М., 1653. Л. 7 об.— 8). В системе взглядов патр. Никона (вопреки достаточно очевидному смыслу «вена Константинова») пожалование его со стороны царя саккосами и другими облачениями, землями, привилегиями, деньгами и пр. означало не столько почитание патриарха царем, сколько снисхождение патриарха к царским пожалованиям, которые он благосклонно принимал, оказывая честь светскому правителю. Пожалование и поднесение Никону саккосов

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010