Освящение храма. Сборник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 413 с. 23 октября 2007 г. 18:08 Книга «Освящение храма», выпущенная в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви , представляет собой богослужебное издание, в котором собраны чины закладки и освящения храма, различные дополнительные последования, связанные с освящением, а также чины благословения и освящения крестов, икон, богослужебной утвари. Издание состоит из двух частей. Первая включает в себя сами тексты чинопоследований, по традиции напечатанные в две краски, вторая содержит комментарии к чинам. Основой для составления сборника, который задуман как собрание всех богослужебных чинопоследований, связанных с освящением храма и печатавшихся в славянских изданиях богослужебных книг, послужили издания как синодальной эпохи, так и XX в. — Большой, Дополнительный и Малый Требники, Чиновник архиерейского священнослужения, издания богослужебных чинов в виде отдельных брошюр; два небольших чина — «Чин омовения святыя трапезы» и молитва на очищение храма, оскверненного «от пса и от всякия другия нечистоты», — даны по московскому изданию Потребника 1625 г.; «Чин, бываемый при основании церкве и водружении креста», «Чин основания новаго монастыря» и «Благословение и освящение новосозданнаго монастыря» напечатаны по Требнику, составленному свт. Петром (Могилой) и изданному в Киеве в 1646 г. (орфография чинов по указанным изданиям 1625 и 1646 гг. приведена в соответствие современным нормам церковнославянского языка). Особо следует отметить, что «Чин омовения святыя трапезы» (в константинопольской богослужебной традиции этот чин являлся составной частью приготовлений храма к празднику Пасхи, которые начинались именно с омовения святого престола), не печатавшийся в синодальных изданиях Большого Требника, но доныне входящий в общепринятые греческие издания богослужебных книг (напр., Большой Евхологий, Афины, 1992r), предназначен только для архиерейского богослужения — он может совершаться архиеерем в случае необходимости заменить обветшавшие срачицу или вервие освященного престола.

http://patriarchia.ru/db/text/312497.htm...

Профессор геологии, тайный священник. К 100-летию со дня рождения Глеба Каледы Воспоминания друга о мало кому известных страницах жизни протоиерея и ученого 2 декабря, 2021 Воспоминания друга о мало кому известных страницах жизни протоиерея и ученого Сегодня — 100 лет со дня рождения Глеба Каледы. Геолог, священник, церковный писатель. Один из основателей Катехизаторских курсов, которые позже были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Первый российский священник, который служил в тюрьмах. Глеба Каледу вспоминает протоиерей Борис Балашов. Протоиерей Борис Балашов Я никогда не был близким личным другом отца Глеба и его семьи, но у нас были очень теплые и доверительные отношения примерно с 1971 года. Я иподиконствововал в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля у митрополита Иоанна (Вендланда) с 1968 года, Глеб Александрович стал приезжать в гости к Владыке Иоанну в Ярославль с осени 1971 года. Митрополита Иоанна, Глеба Александровича и тайного священника Николая Иванова (которого все знали как Николая Павловича, бывшего преподавателя Саратовской духовной семинарии и сотрудника редакции «Журнала Московской Патриархии») объединяла крепкая дружба. Священник Николай Иванов был моим духовным наставником с 16 лет. Отец Николай Иванов и Глеб Александрович, связанные духовными узами, любили приезжать на праздники и по воскресным дням, когда позволяли обстоятельства, в гости к митрополиту Иоанну. На богослужении они помогали в алтаре в качестве иподиаконов. После того, как в 1972 году митрополит Иоанн рукоположил его в сан священника, отец Глеб продолжал иподиаконствовать в стихаре с орарем, обычно исполняя обязанности книгодержца. Он в определенные моменты богослужения держал раскрытую книгу — «Чиновник архиерейского священнослужения», — по которой Владыка Иоанн читал молитвы. Митрополит Иоанн читал молитвы вслух, поэтому отец Глеб всегда их внимательно и сосредоточенно слушал. Хотя иподиаконов положено причащать вместе с народом вне алтаря, но митрополит всегда причащал «иподиакона» Глеба у престола справа со лжицы, что никаких подозрений со стороны не вызывало, а воспринималось как некоторое чудачество архиерея. При этом как бы в шутку Владыка Иоанн называл московского гостя и старого друга «отцом Глебом». На это никто внимания также не обращал.

http://pravmir.ru/zhizn-v-tserkvi-svyash...

После молитв священник окропляет святой водою колокол с 4-х сторон, сверху, и вокруг, и внутри, произнося трижды: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». После окропления священник кадит  вокруг кампана, внутри и вне его, при пении клиром 69-го псалма: «Боже, в помощь мою вонми». Затем читается паремия об устроении Моисеем священных серебряных труб для созывания народа на молитву и жертвоприношения Богу (Чис. 11, 1—10). После паремии поются три стихиры и произносится дневной отпуст. ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА АРХИЕРЕЕМ Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим. Существующие чины великого освящения храма: Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго». Архиерей освящает только антиминс. «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» — находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго». Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

http://pravoslavie.ru/2325.html

VI.2 Основные акты советского правительства о взаимоотношениях государства и церкви. Реакция на них Поместного собора ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (I) ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (II) ПРИЛОЖЕНИЯ I. Документы и материалы по истории Русской православной церкви – Указатель церковных соборов, съездов и собраний к Приложению I – Перечень документов, опубликованных в Приложении I II. Хронология основных событий истории России и Русской православной церкви (начало XX в. – конец 1918 г.) III. Статистическое приложение (таблицы) – Список таблиц Статистического приложения IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Сводный перечень епархий и викариатств, епархиальных и викариальных архиереев РПЦ (по состоянию на 1 марта 1917 г.) VI. Список иерархов РПЦ (на 1 марта 1917 г.) VII. Список членов Св. синода зимней (1916/1917 гг.) и летней (1917 г.) сессий VIII. Избранные биографические сведения о членах Святейшего правительствующего синода состава зимней сессии 1916/1917 гг. IX. Хронологический перечень обер-прокуроров Св. синода (конец XIX в. – 1917 г.) X. План зала заседаний Св. синода XI. Члены Государственного совета от православного духовенства (1917 г.) XII. Поимённый список духовенства РПЦ – членов IV Государственной думы XIII. Члены IV Государственной думы – священники РПЦ – участники Февральской революции XIV. Отдельные молитвословия некоторым праздникам РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XV. Отдельные богослужебные молитвословия РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XVI. Общие формулы поминовений церковных властей на ектениях и великом входе в XIX–XXI вв. (По материалам иерейских «Служебников») XVII. Общие формулы поминовений церковных властей на литургиях в XVIII–XXI вв. (По материалам «Чиновников архиерейского священнослужения») XVIII. «Светские» (внебогослужебные) титулования священнослужителей XIX. Даты основных переходящих праздников Православной российской церкви (1894–1927 гг.)

http://bogoslov.ru/book/1610746

27 мая 1992 на Архиерейский Собор в Харьков прибыли 17 из 20 правящих епископов Украинской Православной Церкви. Двое епископов из тех, кто не смог прибыть на Собор по уважительным причинам, сообщили о своей полной поддержке соборных решений. Обсудив сложную ситуацию, которая сложилась внутри Церкви, члены Собора, не идя на компромиссы с совестью перед вызовами этого мира, решили сместить митрополита Филарета с должности Предстоятеля и запретить его в священнослужении. Тогда же новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан). Укрепленные благодатью Святого Духа, отцы Харьковского Архиерейского Собора воплотили в жизнь священные слова Спасителя: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Преосвященные архипастыри безбоязненно подтвердили единство народа Божия со Всемирным Православием, защитили принцип соборности Церкви и заложили незыблемый фундамент для совершения ею своей спасительной миссии на территории Украины. Законность действий Харьковского Архиерейского Собора было засвидетельствована на всеправославном уровне. Предстоятели всех Поместных Православных Церквей признали Блаженнейшего законно избранным Митрополитом Киевским и всея Украины. В течение двадцати двух лет Блаженнейший Митрополит Владимир стоял во главе нашей Святой Церкви. Эти годы стали настоящим расцветом Православия в Украине. За время его Предстоятельского служения количество приходов Украинской Православной Церкви увеличилась с 5500 до почти 12000, количество монастырей возросло с 32 до 228, количество духовных школ — с 4 до 17. Был создан ряд Синодальных учреждений, курирующих различные сферы церковной жизни. Фактически с нуля была налажена миссионерская и социальная работа Церкви, основаны сотни печатных периодических изданий, телевизионных, радио- и интернет-проектов. Блаженнейший митрополит Владимир стал одним из духовных лидеров украинского народа. Его любовь к Родине вызвала искреннее уважение как простого народа, так и чиновников. Признанием заслуг митрополита Киевского Владимира перед украинским народом стало присвоение ему в 2011 г. звания Героя Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/4919488.ht...

C 2009 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви включен в состав Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2009 года 55 и 63). Секретарь Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Библиография работ автора: 1. Статьи в журналах и сборниках Желтов  М.С. Паремии Рождества Христова//Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92. Желтов  М.С. Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века//Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. С. 111–126. Желтов  М.С. Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения//История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71. Желтов  М.С. Особенности анафор египетских литургий//Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46. Желтов  М.С. У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы//Богословский сборник. М., 2001. С. 184–192. Желтов  М. С. Богослужение египетского монашества//История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116. Желтов  М.С. Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122. Желтов  М.С. Православное чинопоследование освящения храма в истории//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97. Желтов  М.С. Обзор истории православного чинопоследования освящения храма//Московские епархиальные ведомости. М., 2001. 11–12. С. 70–76. Желтов  М.С. Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b//Богословский сборник. М., 2002. 9. С. 240–256. Желтов  М.С. Древние анафоры Александрийской Церкви//Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128.

http://bogoslov.ru/person/254049

Собранный отцом Илианом ковчег содержит мощи Св.Симеона Богоприимца, Св.апостола Петра, Св. апостола Павла, Св.Иосифа Аримафейского, Св.Марии Магдалины, Св.Саломии, Свят. Андрея Критского, Св. Вмч. Федора Тирона, Св. Вмч. Федора Стратилата, Св. Вмч.Димитрия Солонского, Св. Вмч. Пантелеимона, Св. Вмч. Екатерины, Св. Равноап. Царицы Елены, Св.апостола Анании, Свт. Николая Архиеп. Мирлийского, Свт. Афанасия Александрийского, Св. Мч. Адриана Никомедийского, Св.Мч. Вонифатия Торсийского. В честь празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского Владыка Игнатий благословил доставить ковчег с мощами на поклонение всех верующих в храм преподобного Сергия Радонежского в город Сертолово, а в дальнейшем доставить его на поклонение в храмы Выборгской епархии. По материалам храма Рождества Иоанна Предтечи д. Юкки ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ) ХРАМА АРХИЕРЕЕМ Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название " обновления " , потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма - архиерейское и иерейское - называется великим. Существующие чины великого освящения храма: Храм освящает сам архиерей - при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): " Чин освящения храма от архиерея творимаго " . Архиерей освящает только антиминс. " Возследование, како освящати антиминсы архиерею " - находится в " Чиновнике архиерейскаго священнослужения " , а также в упомянутом " Чине освящения храма от архиерея творимаго " . Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: " Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=8...

Как было отмечено, иеромонах Епифаний Славинецкий, которого направил в Москву митр. Сильвестр, держался «строго восточного мнения о времени преложения Святых Даров» . Однако данное обстоятельство и дальнейшие действия инока Евфимия приводит профессора И. А. Карабинова в недоумение: «Эти факты не согласуются с налетом хлебопоклоннического воззрения в редактированном им (иноком Евфимием Чудовском) “Чиновнике”». Возникшая проблематика и непоследовательность в действиях инока Евфимия в дальнейшем не комментируется профессором И. А. Карабиновым, и на данный вопрос исследователь начала ХХ в. не дает ответа. Однако обнаруженные тенденции в Чиновнике заставляют нас думать, что «Евфимий работал не единолично, не без руководства и внушений», как указывает сам Карабинов . Нельзя исключить, что на инока Евфимия могли оказывать внешнее давление со стороны высшей иерархии. Вопрос внешнего влияния на деятельность справщика требует отдельного исследования. При этом остается неясным, почему под пером ученика иеромонаха Епифания Славинецкого («державшегося строгого восточного мнения о времени преложения Святых Даров») в московский Чиновник архиерейского священнослужения проник латинский взгляд о моменте преложения Святых Даров . Профессор И. А. Карабинов приводит следующие сведения: «Чиновник архиерейского священнослужения рассмотрен и одобрен на соборе русских святителей (т. е. архиереев) 1675 г. , под председательством патр. Иоакима». Далее указывается: «на полях белого списка (т. е уже изданного печатником варианта) справить в служебниках», «чин причащения написать в служебниках», «списать с Киевского» 1639 г. Здесь необходимо отметить, что Служебник 1639 г. митрополита Петра (Могилы) содержит взгляд латинского богословия на момент преложения. Таким образом, можно предположить, что в данном случае на инока Евфимия Чудовского могло оказываться давление: «не без руководства и внушений» . Однако возникает вопрос, где и кто оказывал давление на монаха? Ответ очевиден из текста: «На соборе русских святителей 1675 г.

http://bogoslov.ru/article/6193601

Нефедов Геннадий. Святитель Василий Великий о богопознании//ЖМП. 1972. 3. С. 73-75. Нефедов Геннадий, протоиерей. О призвании апостолов и о послушании (Лк. 5, 1-11) (проповедь)//ЖМП. 1976. 12. С. 36. Нефедов Геннадий, протоиерей. О стыде (проповедь)//ЖМП. 1979. 11. С. 45-46. Нефедов Геннадий, протоиерей. Духовное веселие (проповедь)//ЖМП. 1980. 6. С. 30-31. Нефедов Геннадий, протоиерей. Вера и послушание (проповедь)//ЖМП. 1982. 12. С. 84-86. Нефедов Геннадий, протоиерей. О Таинствах Церкви//ЖМП 1983. 1. С. 74-76. Нефедов Геннадий, протоиерей. Пастырь — совершитель Таинств//ЖМП. 1983. 2. С. 78-79. Нефедов Геннадий, протоиерей. Чиновник архиерейского священнослужения. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982, кн. 1-я (к 25-й годовщине епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена)//ЖМП. 1983. 2. С. 80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Крещения. Молитва жене, егда извержет младенца//ЖМП. 1983. 8. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Притча о званных на вечерю (проповедь)//ЖМП. 1983. 11. С. 33-34. Нефедов Геннадий, протоиерей; Соколов Феодор, диакон. Чин мироварения и освящение мира//ЖМП. 1984. 6. С. 8-9. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Крещения. Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды//ЖМП. 1984. 6. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Миропомазания//ЖМП. 1984. 7. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей, Бондарев Игорь, священник. Таинство Миропомазания. Помазание Святым Миром новокрещенного//ЖМП. 1984. 10. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния//ЖМП. 1985. 1. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Священник — совершитель Таинства Покаяния//ЖМП. 1985. 2. С. 78-79. Нефедов Геннадий, протоиерей; Куликов Александр, протоиерей. Таинство Покаяния. Подготовка священника к совершению исповеди//ЖМП. 1985. 4. С. 77-78. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Священное Писание в покаянном делании христианина//ЖМП. 1985. 5. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Увещание к кающемуся перед исповедью//ЖМП. 1985. 6. С. 79-80.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245720...

«Лета зрп (7186/1678), Февраля в ке (25) день по указу Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, выписано из Чиновника Архиерейского Священнослужения, что сочинися в лето зрпг (7183/1675) советом и согласием блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, в духовном же чине Отцом его и Богомольцем, Великим Господином Святейшим Кир Иоакимом, Патриархом Московским и всея России и Преосвященными Митрополитами, Архиепископами и Епископами, совершися же и в Типографии издадеся при Державе Благочестивейшего Великого Государя Нашего Царя и Великого Князя Фёдора Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России Самодержца в Царствующем Великом граде Москве, в лето мироздания зрпе (7185) от Рождества же по плоти единосущного Отцу Слова а (1677) Индикта еа (15) дня месяца Марта о чине Архимандритов, и дадеся Антоньева монастыря Римлянина Архимандриту Макарию; и по сему Соборному изложению того Антоньева монастыря Римлянина Архимандриту Макарию носить мандия простомонашеская и в алтарь царскими вратами без фелоня и епитрахили не входить, ни же исходить, жезл иметь простой Игуменский, одежды священнослужения иметь: стихарь, епитрахилий, пояс, нарукавницы и фелонь, и шапку среброкованную, иного же ничего не сметь деяти, ни же осеняльных свечей иметь, ни же по первом входе кадить, ни же осенять народ, ни же Трисвятое в алтаре гласно петь, ни же на горнее место восходить. Сидеть же в чтении Апостола по стороне горнего места, и мир всем оттуда подавать. Ни же в Великий Вход отстоять в алтаре, ни же у Иереев Святая в царский вратах принимать, но и самому, держащему святой Потир купно с прочими Иереями исходить и входить, только Дьяконы да предходят с рипидами, прочее же всё священнодействовать и царские врата отверзать и затворять по Литургиарию, как Иереи священнодействуют. Ни же в вечернее и утреннее песнопение мир всем глаголать дерзать; паче же на Божественной Литургии не служащему отнюдь не дерзать мир всем глаголать: сие бо есть Архиерея или служащего Иерея, иже во оно время носит образ Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004