Щербей Николай. Мармарош и Православие. Ужгород, 1938. Щербей Николай, прот. Краткие данные о возникновении отдельных епархий Православной Церкви в Чехословакии//«Ежегодник». Прага, 1960. На чешском и словацком языках Farskí a Kalous. eskoslovensky katechismus. Praha, 1924. Gorazd (Pavlík), his. O krizi v cirkvi eskoslovenské. Praha, 1924. Corazd, bis. O úkolech a orientaci církve eskoslovenské. Olomouc, 1922. Grigorovic Vladimír. Pravoslavná cirkev v Republice eskoslovenské (druhé " opravené vydáni). Praha, 1928. Hopko V., dz. Grecko-katolická cirkev. Prešov, 1946. Kadlec Jaroslav. Bizantske krestanstvi u slovanských národu. Praha, 1946. Mejhes M. Pravoslávne hnuti na Podkarpatské " Rusi. «Sborník». Praha, 1923. Popradov P. Ppdkarpadske pravoslaví. «Sborník». Bratislava, 1936. Sbory Církve eskoslovenské. Edice Blahoslav, 1953. Varvinek Vladimír. Cirkevní misie v dejinách Velke Moravy. Praha, 1963. Примечание . Разнобой в написании Чехословакия (Чехо-Словакия) обусловлен государственными изменениями на территории прежней Чехословацкой Республики. (Прим, ред.) . Новак Г., прот. Православная Церковь в ЧССР//Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии. 1960. С. 103. . Новак Г., прот., д-р. Православие в Чехословакии и «Журнал Московской Патриархии».//ЖМП. 1974. 4. С. 51. . Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехословакии. Насильственное введение униив Закарпатье в 1646 -1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатьеи Чехословакии. Ч. И. Прага, 1966. С.576. . Бескид Н.А., д-р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928. С. 107 и 127. . Grigomvil Vladimir. Pravoslávna cirkev v Republice eskoslovenské. Praha, 1928, Str. 36 . Чешское торжество Православия. К. тридцатилетию воссоединения с Православной Церковью первой группы чехов (1 окт. 1870- 1 окт. 1900). СПб., 1901. С. 7-8. . См. текст обвинительного акта у Гильфердинга А. Гус и его отношение к ПравославнойЦеркви. СПб., 1893. С. 15-17. . Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии. 1960. С. 105. . Макушев Викентий Васильевич (1837-1883). Материалы к работам: «Западные славяне», «Современное положение западных славян», «Будущность славян»...(1870-1880-е годы). См. Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 156 В.М Картон 1, л. 9.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Святой Вацлав, внук святой княгини Людмилы, родился около 907 года. Святая Людмила смогла посеять в душе отрока добрые семена веры Восточной Церкви. После смерти отца святой Вацлав, еще будучи юношей, стал правителем страны. Чешские историки свидетельствуют, что он жил согласно вере православной, с любовью творил добрые дела, запрещал причинять людям обиды, строил храмы, в числе которых и храм святого Вита в Праге. Святой Вацлав старался защищать целостность своего государства мирными средствами. Когда против него выступил Злицкий князь Ратибой, он пытался уговорить его не проливать кровь подданных. Брат святого Вацлава Болеслав, стремившийся захватить власть, пригласил его в свой замок на освящение домового храма и, когда Вацлав шел в храм на утреннее богослужение, Болеслав со своей дружиной убил его. Спустя три года останки святого Вацлава были перенесены в Прагу и погребены -в храме святого Вита (память 4 марта и 28 сентября ст.ст.). Весьма почитается православными в Чехо-Словакии также святой Прокопай Сазавский. Блаженнейший Митрополит Доро-фей называет его светилом чешского народа, искренним патриотом, верным стражем Кирилле-Мефодневского наследия и величайшим подвижником . Родился святой Прокопий около 985 г. в Чехии и с маЛых лет был отдан на служение Богу при храме святого Климента на Вышеграде, построенном князем Боривоем и освященном святым Мефодием. Здесь Прокопий духовно возрастал и с любовью изучал славянские священные книги. За его особое благочестие духовенство и паства хотели избрать его настоятелем храма святого Климента, но святой Прокопий, стремясь к отшельничеству, не принял этой чести. После кончины супруги он, как свидетельствует предание, посетив некоторые славянские монастыри, поселился в уединенной пещере возле реки Сазавы. Здесь он построил часовню, которую освятил в честь Пречистой Девы Марии. В 1032 г. чешский князь Олдржих, любивший богослужение на славянском языке, разрешил святому Прокопию построить в месте уединения монастырь, в котором бы воспитывались иноки в духе Православия. Новооснованный монастырь был заселен славянской братией. Первым игуменом был избран сам святой Прокопий. Он оставался настоятелем обители до своей кончины. Память святого Прокопия — 16 сентября ст. ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

   Свято верим, что по молитвам святителя-мученика епископа Горазда братский союз и дружеское согласие наших Церквей будут неизменно расширяться и укрепляться во славу Божию, во имя спасения верных чад, на благо единства христиан и мира во всем мире. Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Елевферий 1946—1951—1955 2. Иоанн 1956—1964 3. Дорофей 25 октября 1964 года интронизация Библиография к главе IX «Чехо-Словацкая Православная Церковь» На русском языке    Агафангел, архим. Митрополит Иоанн, бывший Пражский. (Некро-лог)//ЖМП. 1975.     Алексий, еп. Православие в Словакии//ЖМП. 1950.     Алексий (Дехтерев), инок. День Православия. Ужгород, 1936.     Алеш Богумир, прот. Памяти Владыки — мученика Горазда//" Ежегодник». Прага, 1961.     Алеш П., прот. Из жизни Православного Богословского факультета в Пряшеве//ЖМП. 1974.     Ашкинази 3. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926.     д-р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928.    Богословский И. Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1954.     Бряниев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956.    Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии//ЖМП. 1950.     Гангану Штефан. Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1970. (Библиография. Studii teologice. 1969.     Геровский Г. Историческое прошлое Пряшевщины//" Историко-литературный Сборник». Прага, 1948.     Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893.    Грабец, М. К истории Мармарош-Сигетского процесса. Ужгород, 1934.     Дорофей, митрополит. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//ЖМП. 1967.     Дорофей митрополит. Сочинение по Истории Церкви: Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646—1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Ч. 2, Прага, 1966. (Машинопись).     Духнович А. В. История Пряшевской епархии (Перевод с неизданной латинской рукописи прот. К. Кустодиева). СПб., 1877.    Нвреинов Б. А. Война за освобождение балканских славян (1877—78) и чешское общество//" Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14—1 сентября 1930 года». Ч. I. Изд. Русских Академических Организаций в Софии. 1932.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Статья 70… 3. Злоупотребление свободой совести и вероисповедания в целях, направленных против интересов Польской Народной Республики, подлежит наказанию» (см. Конституцию и основные законодательные акты Польской Народной республики. ИЛ. 1953. С. 23–24). См. : журнал «Польша», 1969. С. 17–18. «Известия» от 23 июля 1990 г. С. 1. См . текст Статута приходов в журнале Wiaclomošci Polskiego AutokefalicznegoKoiciota Prawostawnego», 1971, str. 27 — 37. Устав Польской Православной Церкви, § 45. Там же , § 12. Там же , § 16–18. Там же , § 50, 2. Там же , § 54, 1. В 1974 г. старшие классы семинарии — 5 и 6 — переведены в Свято–Онуфриевский монастырь, где для этой цели выстроено новое здание. Варшавская Христианская Богословская академия действует с 1954 г. В ней имеются еще две секции: Евангелическая и Старокатолическая. Ректор Академии — евангелический богослов, проф. В. Гаспари. Устав Польской Православной Церкви, § 55, 2. См . журнал «Польша». 1969. С. 18. См. Устав Польской Православной Церкви, § 58, 2. Там же , § 63, 1. Бантыш–Каменский Н. Историческое известие о возникновении в Польше унии. М, 1805. С. 119. Там же. С. 119–120. Там же . С. 121. Крыловский А . Указ. изд. С. 160, 161. Там же . С. 164. Беднов В. А. У каз. соч. С. 355. Напр., в 1671–1672 гг. См. у А. Крыловского, указ. соч. С. 172, 173 (в прилож.). В подписанном в 1686 г. в Москве между Россией и Польшей мирном вечном договоре польские послы обещали, что отныне король «всем тамо живущим людей в Короне Польской и в Великом княжестве Литовском, в той же вере оставающимся, никакого утеснения, И к вере римской и к унии принуждения чинить не велит, и быти то не имеет». Н. Бантыш–Каменский, указ, соч., с. 142. Бантыш–Камгнский Н. Указ. соч. С. 496, 297 -298. Беднов К. А. У каз. соч. С. 400. Там же , в примечании. Глава IX. Чехо-Словацкая Православная Церковь Юрисдикция Чехословацкой Православной Церкви распространяется на территорию Чехо-Словакия (с 1 января 1993 года два государства — Чешская Республика и Словацкая Республика) расположена в центральной части Европы. Состоит из трех исторических областей: Чехии (Богемии), Моравии и Словакии. Имеет общие границы с Украиной, Венгрией, Австрией, Германией и Польшей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Свято верим, что по молитвам святителя–мученика епископа Горазда братский союз и дружеское согласие наших Церквей будут неизменно расширяться и укрепляться во славу Божию, во имя спасения верных чад, на благо единства христиан и мира во всем мире. Митрополиты Чехо–Словацкой Православной Церкви 1. Елевферий 1946–1951–1955 2. Иоанн 1956–1964 3. Дорофей 25 октября 1964 года интронизация Библиография к главе IX «Чехо–Словацкая Православная Церковь» На русском языке Агафангел, архим. Митрополит Иоанн, бывший Пражский. (Некро–лог)//ЖМП. 1975. 9. Алексий, еп. Православие в Словакии//ЖМП. 1950. 9. Алексий (Дехтерев), инок. День Православия. Ужгород, 1936. Алеш Богумир, прот. Памяти Владыки — мученика Горазда//«Ежегодник». Прага, 1961. Алеш П., прот. Из жизни Православного Богословского факультета в Пряшеве//ЖМП. 1974. 7. Ашкинази 3. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926. Бескид Н. А., д–р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928. Богословский И. Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1954. 1. Бряниев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956. Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии//ЖМП. 1950. 7. Гангану Штефан. Православная Церковь в Чехословакии//ЖМП. 1970. 10. (Библиография. Studii teologice. 1969. 3–4). Геровский Г. Историческое прошлое Пряшевщины//«Историко–литературный Сборник». Прага, 1948. Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893. Грабец, М. К истории Мармарош–Сигетского процесса. Ужгород, 1934. Дорофей, митрополит. Епископ Горазд — архипастырь–патриот//ЖМП. 1967. 9. Дорофей митрополит. Сочинение по Истории Церкви: Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646–1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Ч. 2, Прага, 1966. (Машинопись). Духнович А.В. История Пряшевской епархии (Перевод с неизданной латинской рукописи прот. К. Кустодиева). СПб., 1877. Нвреинов Б.А. Война за освобождение балканских славян (1877–78) и чешское общество//«Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14–1 сентября 1930 года». Ч. I. Изд. Русских Академических Организаций в Софии. 1932.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ужгорода потребовал от православных через государственный суд возвратить униатам храмы со всем церковным имуществом. В тех же местах, где не было ни одного униата, старались или принудить людей к унии, или же закрыть храмы, а церковные земли сдать в аренду. В результате таких мер православные оказались без храмов и были вынуждены совершать богослужения под открытым небом или же строить временные из досок храмы. Во время Второй мировой войны оккупационные силы создали на территории Словакии так называемый «самостоятельный словенский штат», во главе которого стоял премьер-министр католического вероисповедания. С этого времени началось систематическое преследование православного духовенства, которое к тому же было лишено своего архипастыря, ибо Мукачевский епископ Владимир (Раич) 11 апреля 1941 г. был интернирован. Оккупационные власти запретили ему всякие сношения с приходами на территории Словакии. Сам Патриарх Сербский Гавриил был заточен в концлагерь в Дахау. С восстановлением весной 1945 г. Чехословацкого государства путь Православия и в Словакии, и в Чехии стал общим. На чешских землях обновителем Православия выступил епископ Гораз,, в миру Матфей (Матеи) Павлик. Родился он 26 мая 1879 г. в Грубе Врбке на Словацкой Моравии в семье крестьянина-католика. По окончании начальной школы поступил (1890) в гимназию, находившуюся в руках иезуитов и готовившую юношей, главным образом, в богословские учебные заведения. В гимназии Матфей по собственному желанию изучил церковно-славянский язык. Окончив в 1898 г. гимназию по первому разряду, он в том же году поступил на Богословский католический факультет в Оломоуце. Во время обучения у него проявляется желание глубже ознакомиться с жизнью Русской Православной Церкви. В связи с этим летом 1900 г. Матфей совершает паломничество в Киев, чтобы побывать на православных богослужениях, послушать проповеди русских священнослужителей, изучить уклад иноческой жизни, самому увидеть, что представляет собой Православие, После окончания Богословского факультета в 1902 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Чехо-Словацкая Православная Церковь Чешских земель и Словакии    Новости    История    Каноническое устройство    Персоналии    Официальные документы    Святые и святыни    Духовное образование    Публикации    Интернет-ресурсы    Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии неразрывно связано с именами просветителей славян свв. Кирилла и Мефодия. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. В 1949 г. Православная Церковь в Чехии и Словакии вошла в юрисдикцию Русской Православной Церкви, а 23 ноября 1951 г. в Москве Святейшим Патриархом Алексием I был подписан акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. 1 января 1993 г. Чехословацкая Республика разделилась на два государства — Чехию и Словакию, но на их территорию распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви. Андрей Тарабрин Диакон Георгий Максимов Игумен Серафим (Федик) [Новости] [Новости] Анна Радзюкевич [Новости] [Новости] [Новости] [Новости] [Новости] [Новости] [Новости] Владимир Бурега Владимир Бурега Владимир Бурега [Новости] [Публикации] [Современные церковные деятели] Бурега Владимир [Современные церковные деятели] Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). [Публикации] [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чехо-Словацкая/Персоналии/Современные церковные деятели HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Протоиерей Ярослав Шуварский Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). В 1969 году Ярослав Шуварский вступил в брак с матушкой Евой. Они имеют троих детей: Еву (1974), Ярослава (1976) и Анастасию (1982). 18 января 1970 года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге Ярослав Шуварский был рукоположен во диакона, а 31 мая того же года во иерея. Обе хиротонии совершил митрополит Пражский и всея Чехословакии Дорофей (Филипп). С 1970 по 1980 год отец Ярослав занимал должность выпускающего редактора журнала “Голос Православия” (“Hlas pravoslavh”).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Чехо-Словацкая/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Диакон Георгий Максимов Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского Священномученик Горазд (Павлик; 1879–1942) является наиболее выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в ХХ веке. Священномученик Горазд (Павлик; 1879–1942) Священномученик Горазд (Павлик; 1879–1942) является наиболее выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в ХХ веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим и насадившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов. Безусловно, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, и в прошлом католическим священником, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. И действительно, освещению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»). В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии…», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский) , их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) , по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями… а господином над рабами» (святитель Илия Минятий) .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010