Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Чехо-Словацкая Православная Церковь Содержание Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы 2. Православие у чехов в XIX и начале XX вв.: заявление проживавших в России чехов; торжества в связи с их присоединением к Православной Церкви; открытие храмов в Чехии; создание «Православной беседы» в Праге; Православная Церковь в Чехии во время Первой мировой войны 3. Положение Православия в Восточной Словакии: Ужгородская уния; Мармарош-Сигетский процесс 4. Православная Церковь в Чехословацкой Республике: движение к восстановлению Православия на всей территории Республики; деятель Православия епископ-мученик Горазд; «Реформистская фракция римско-католического духовенства»; издание Фарским и Калоусом своего Катехизиса; «посвящение» Фарского в «патриарха»; образование Чешской Гуситской Церкви; ее учение, «патриархи»; история «Чешской православной общины»; установление единой Сербской юрисдикции; борьба с оккупантами; казнь епископа Горазда и гонения на Чешскую Православную Церковь; оценка подвига епископа Горазда правительством социалистической Чехословакии 5. Общий обзор истории Православия в Чехии и Словакии 6. Православная Церковь в Чехословакии после Второй мировой войны: бедственное состояние Церкви непосредственно после войны; мероприятия правительства по улучшению церковной жизни; принятие православных чехов и словаков в ведение Русской Церкви; учреждение Экзархата; увеличение числа храмов, паствы, епархий; отмена Ужгородской унии; открытие Духовных школ

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноническое положение русского православного прихода в Праге (1919-1946). Часть 2 25.07.2011 635 Время на чтение 22 минут Портал «Богослов.Ru» публикует вторую часть статьи проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную каноническому статусу русского эмигрантского прихода в Праге. Эта часть посвящена сложному периоду Второй мировой войны и первым послереволюционным годам. В этот период русский приход прошел непростой путь от временного подчинения Русской Православной Церкви Заграницей к возращению в юрисдикцию Московского Патриархата, а впоследствии вошел в состав автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. Вторая мировая война и послевоенные годы (1939-1946) В 1938 году в истории Чехословацкой республики начался трагический период. 29-30 сентября в Мюнхене министрами иностранных дел Великобритании, Франции, Италии и Германии был подписан печально известный договор, в соответствие с которым Германия присоединила пограничные территории на севере и северо-западе Чехии, Польские войска заняли Тешинскую область, к Венгрии отошли южные и юго-западные районы Словакии, а также южная часть Подкарпатской Руси (Закарпатской Украины ) . К концу 1938 года Чехословакия потеряла треть своей территории, около 5 миллионов населения и 40 % промышленного потенциала. С этого времени государство стало официально именоваться Чехо-Словакией. В исторической литературе его принято называть «Второй республикой». Однако на этом беды республики не закончились. 14 марта 1939 года было провозглашено самостоятельное Словацкое государство, а на следующий день - 15 марта Чешские земли были оккупированы гитлеровскими войсками. Чехо-Словакия перестала существовать. 16 марта 1939 года Гитлер подписал указ, в соответствие с которым Чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) включались в состав Третьего рейха в качестве Протектората Богемия и Моравия. Это не могло не повлечь за собой перемен и в церковной жизни на оккупированных территориях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VI. Славяне в VII и в начале VIII в. Утверждение болгар на Балканском полуострове Ф. И. Успенский. История Византийской империи К сожалению, и в начале VIII в., как в половине VII, события Юго-Восточной Европы очень бледно представлены в историографии, так что мы должны во многих случаях руководиться догадками и домыслами. Для VII в. характерным фактом является беспредельное распространение славян по Европе, по островам Архипелага и по Малой Азии, которому до сих пор не подыскано надлежащего объяснения и которое мало выяснено по его ближайшим последствиям. В то время как на западной окраине славянства возникает сказание о героическом Само, положившем начало государственного объединения у чехо-мораван и словаков, на южной окраине наблюдаем утверждение славян в Далмации, в Истрии и в Фессалии, а на юго-востоке происходит чрезвычайно сильный толчок со стороны болгарской орды, которая перешла за Дунай и основала свое господство среди славянских племен, колонизовавших провинцию Мизию. Все эти явления среди славянского мира падают приблизительно на половину VII в., и можно думать, что они находятся между собой в некоторой причинной связи. Не может возбуждать сомнения лишь тот факт, что на всех территориях, занятых славянами, было старое население, значительно затронутое греко-римской культурой и христианским просвещением, и что занятие этих областей требовало от славян значительного напряжения сил и известной организации. Но в борьбе с новыми условиями, найденными славянами в указанных местах расселения, их ожидали такие затруднения, какие превышали их материальные силы. Чтобы стать на высоте тех задач, которые предъявлены были славянам условиями соседства и требованиями культурной жизни, им необходимо было сгруппироваться в племенные союзы и положить начатки государственной организации. Но этот процесс совершался у славян слишком медленно, и в большинстве случаев начатки государственного объединения происходили под действием причин, вызываемых внешним завоеванием.

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

IV. Вторая мировая война (1939–1945) 1. Лето 1939 года (Н.М. Зернов) В сентябре 1938 года Европа со страхом и трепетом стояла перед угрозой новой мировой войны. В последний момент её начало было отсрочено. 29 сентября в Мюнхене Англия и Франция согласились на расчленение Чехо-Словакии, Гитлер (1889–1945) и Муссолини (1883–1945) добились победы. Одержимый, кричащий и всем угрожающий человечек с маленькими подстриженными усиками, утвердившийся в Берлине, с фанатическим упорством толкал человечество в бездну войны, которая должна была поглотить миллионы жизней во всех концах мира. Самое страшное было то, что Гитлер нашёл столько поклонников и последователей не только в Германии, но и в других странах, которые со злорадством предвкушали новую бойню. Среди его пособников первое место принадлежало «мудрому и любимому отцу народов» Иосифу Сталину (1879–1953). Он надеялся, что столкновение в западной Европе откроет путь для расширения его деспотии. Его ожидания оправдались, но заплатить за это России пришлось дороже, чем он предполагал 117 . Страшные тучи нависли над миром, но жизнь продолжала идти своим чередом. Все мы старались не смотреть на приближающуюся катастрофу и отдавать себя нашей обычной деятельности. Политические события неслись однако, со всё ускоряющимся темпом. Каждая неделя приносила свежие доказательства неизбежности войны. 14 марта 1939 под германским давлением Словакия провозгласила свою независимость. 16 марта Чехия исчезла как самостоятельное государство, приняв протекторат Германии. 7 апреля Италия захватила Албанию. 28 апреля Гитлер аннулировал договор с Польшей о ненападении. 23 августа он подписал соглашение о дружбе со Сталиным. Через семь дней немцы двинулись на Польшу. В эти решающие месяцы важным событием в жизни нашей семьи было переселение Кульманнов в Лондон. Муж моей сестры получил пост помощника Верховного Комиссара по делам беженцев. Они купили дом на Ладбрук Гров и мы с женой переселились к ним весной 1939 года. Эта перемена направила мою деятельность по новому пути, сделав возможной покупку соседнего дома для Содружества во время войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Что же касается А.В. Курятникова, то смерть его вполне установлена...» Свидетельства газеты «Камско-Волжская Речь» о расправе над чистопольскими купцами-старообрядцами 14.08.2017 798 Время на чтение 5 минут Трагическое гражданское противостояние 1917 - 1921 гг. в Поволжье унесло множество человеческих жизней, жестоко оборвав земное существование тысяч людей, безвестно канувших жертвами революционного молоха. Волны «красного» и «белого» террора, воинствующего «богоборчества» и бандитского произвола, «экспроприаций» и голодных бунтов привели к катастрофическим последствиям, изменив формировавшийся веками традиционный уклад жизни русского народа. При этом одной из первых жертв кровавого гражданского конфликта стало купеческое сословие, среди представителей которого видное место занимали старообрядцы различных направлений (толков). Одним из крупнейших центров старообрядчества в Поволжье являлся уездный город Чистополь Казанской губернии, славившийся своими торговыми традициями. После революционных событий 1917 г. его постигла череда трагических событий, следствием которых стала гибель и исход из города и Чистопольского уезда многих обывателей. Обстоятельства смерти некоторых из них до сих пор не известны. Тем важнее становится каждое, пусть даже самое короткое свидетельство о судьбе чистопольцев, в том числе, известных деятелей старообрядчества. В ночь с 6 по 7 августа (с 24 на 25 июля по старому стилю) 1918 г. части Чехословацкого корпуса и «Народной Армии» заняли Казань. В скором времени «красные» были выбиты из Бугульмы и Чистополя. При этом их паническое отступление сопровождалось массовыми грабежами и казнями местного населения, а также захватом заложников. В 1 за 21 (8 по старому стилю) августа 1918 г. возобновлённой либеральной казанской газеты «Камско-Волжская Речь» была помещена рубрика «По губернии», в которую включён раздел под названием «Зверства большевиков». «Нам сообщают из Чистополя, - отмечалось в ней, - что местный совдеп при первом известии о наступлении чехо-словаков поспешил оставить пределы города на пароходе, захватив с собой в качестве заложников троих из видных представителей купечества А.Я. Логутова, Ф.Г. Зайцева и А.В. с. 2]

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/15/...

Чехо-Словацкая Православная Церковь Чешских земель и Словакии    Новости    История    Каноническое устройство    Персоналии    Официальные документы    Святые и святыни    Духовное образование    Публикации    Интернет-ресурсы    [Исторический экскурс] [Исторический экскурс] [Новости] Служба коммуникации ОВЦС МП C архиепископом Христофором беседовал Владимир Бурега [Новости] ОВЦС/Павославие.Ru Блаженная Людмила, совершив святое дело для отчизны и внука, удалилась на покой в г.Течин, тем более, что она видела ненависть невестки и желала быть вдали от зла. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь. Купленные ей два боярина явились в Течин и здесь набрали себе других головорезов. Убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» - сказала добрая княгиня, но изверги накинули петлю на ее старческую шею. «Лучше поразите меня мечемъ, - сказала Людмила, - чтобы по примеру мучениковъ пролилась кровь моя». Душа ее отлетела в небесные обители сентября 16/29 дня. [Синодальные постановления и заявления] Нынешняя Пасха Христова первая в новом тысячелетии. Перед нами стоит священ-ная обязанность свидетельствовать о познанной Правде Христовой. Ведь это не наша правда, а правда Божья. Мы не можем исполнять иную правду, кроме Правды Христовой. Господь Иисус Христос говорит: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин. 15,16). По-этому мы верим, что Господь избрал нас к своей службе в новом тысячелетии, чтобы мы были носителями и провозвестниками Его Правды. Все мы призваны к самоотверженной проповеди Святого Евангелия. Владимир Бурега [Новости] Православие.Ru [Исторический экскурс] [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru История храма Успения Богородицы на Ольшанском кладбище связана с именами многих известных представителей науки и культуры. На расположеноом вокруг нее православном кладбище нашли свой последний приют видные деятели русской иммиграции.Здесь похоронены писатели А.Т.Аверченко, В.И.Немирович-Данченко, Е.Н.Чириков, П.А.Кречевский; поэт Д.М.Ратгауз и драматург Л.Н.Урванцев; композитор С.А.Траилин и певец В.Левицкий; историки А.А.Кизеветтер, Е.Ф.Максимович и С.П.Постников; профессор-правовед П.И.Новгородцев; философы И.И.Лапшин, Н.И.Садовский, П.Н.Савицкий; геолог академик Н.И.Андрусов; биолог В.С.Ильин; филологи академик В.А.Францев, профессора Е.А.Ляцкий и Н.В.Ястребов; профессора-инженеры А.С.Ломшаков и К.П.Федоров; генерал Н.В.Львов, адмирал Г.Пальчиков, донской атаман В.Ю.Налетов; политические и общественные деятели И.И.Петрункевич, В.А.Мякотин, Н.И.Астров, а также мать и сестра писателя В.В.Набокова, графиня С.Н.Толстая, Т.Н.Родзянко и многие другие. 4 января 2000 г. рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы был похоронен архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (1913-1999), возглавлявший Православную церковь в Чехии и Словакии в 1964-1999 гг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Календарь Материалы 24 февраля 2016 г. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Персоналии/Предстоятель] Избран митрополитом Чешских земель и Словакии 11 января 2014 г. на внеочередном XIII Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году в излучине реки Вологды преподобным Димитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Архимандрит Андрей (Конанос) О том, как связаны молитва и покой души, надо ли нам «исправлять» ближних и какая помощь им будет лучшей. [Встреча с Православием/Апологетика] Я хотел всецело погрузиться в ислам. Изучал все, что мог. Три года учился в исламском медресе. Изучал арабский язык, Коран, хадисы, исламское право и историю. Молился пять раз в день. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Людмила Листова Страницы «расстрельных» дел 1937 года… Надо ли нам знать ВСЮ правду о том, что происходило тогда? Не разочаруемся ли мы? Не осудим ли? И как будем жить дальше? [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Алексей Светозарский Попытка разделения русской митрополии, монастырские уставы, Богослужение, мощи, новые праздники, споры о посте в среду и пяток и пр. Лекция и ответы на вопросы. Протоиерей Андрей Ткачев Мир политизирован. Жизнь политизирована до крайности. И это не может быть хорошо. Мне надоело думать, читать и слушать о Сирии, о Сноудене, о Трампе и Хиллари, о националистах в Украине, о задыхающейся от беженцев Европе, et cetera. Мне надоело и вам, уверен, тоже. Сергей Худиев После встречи Патриарха и Папы в Гаване сеть наполнилась конспирологией и паническими сообщениями о том, что священноначалие собирается ввести унию с еретическими Римом, а там и совершенно погубить Православную веру – по заданию масонов и еще каких-то жутких тайных сил. Священник Антоний Борисов 12 февраля 2016 г. в аэропорту столицы Кубы Гаваны прошла встреча предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и главы Римско-Католической Церкви Папы Римского Франциска. В заключение встречи ее участниками было подписано Совместное заявление, адресованное православным и католикам, а также всему человечеству, и направленное в защиту христиан, подвергающимся гонениям в различных регионах земного шара.

http://pravoslavie.ru/archive/160224

Календарь Материалы 21 июня 2001 г. [Поместные Православные Церкви/Болгарская/Публикации] Теперь, когда царь Симеон II получил практически все рычаги реальной власти в стране, Церковь вполне оправданно надеется на его поддержку и помощь в преодолении того тяжелого положения, в которое ее ввергли все прежде правящие политические силы. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Православный кафедральный собор Чешской епархии расположен в центре Праги на Рессловой улице. Внешний вид храма, имеющий яркие черты чешского барокко, свидетельствует о долгой и непростой истории собора. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/История/Предстоятели] Список Предстоятелей Православной Церкви Чешских земель и Словакии с краткими биографическими данными [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Каноническое устройство/Епархии] Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Духовное образование/Высшие богословские учебные заведения] Подготовка кандидатов в священство было актуальной проблемой для Чешской и Мукачевско-Прешовской епархий уже в период между Первой и Второй мировыми войнами. Молодые люди, желающие получить богословское образование, отправлялись на обучение в Сербию (семинарии в Сремских Карловцах, Битоли, Сараеве, богословский факультет в Белграде) или в Румынию. Так, например, в 1938 году в Югославии находились на обучении в духовных учебных заведениях 29 студентов из Подкарпатской Руси. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже был недоступен, главным образом, в силу финансовых причин. В 1920-х годах действовали также курсы по подготовке духовенства в самой Чехословакии (в Оломоуце и в Закарпатье). В Восточной Словакии планировалось открыть Семинарию. Однако этот план не был реализован из-за начавшейся войны. В период немецкой оккупации православные курсы приобрели особую важность, так как контакты с Сербской Православной Церковью были нарушены. Новости 21 июня 2001 г.

http://pravoslavie.ru/archive/010621

Календарь Материалы 16 июня 2009 г. [Вопросы священнику/Нравственность] Иеромонах Иов (Гумеров) Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Чем отличается кондак от икоса? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Дозволительно ли прихожанам петь в храме вместе с хором? Или лучше молиться молча? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей… Будем протекать поприще святого поста с усердием и тщанием. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Персоналии/Современные церковные деятели] Главное – дать свидетельство людям о том, что и сегодня важно и можно жить по заповедям Божиим. Эта задача стоит не только перед Церковью в Словакии, но перед всеми, кто знает о важности отношений с Богом. В Словакии много новых православных храмов. Надо проповедовать в них в православном духе, чтобы люди здесь, где существуют разные религиозные направления, знали, что такое Православие и как его хранить чистым и неповрежденным. Для публичного разговора о вере я кандидатура совершенно неподходящая. О вере нужно говорить со священниками, богословами или с людьми, которые готовы дискутировать на эту тему. Для серьезного разговора о религии я, наверное, недостаточно образованна, многого не знаю. Я обычная прихожанка и верю просто потому, что верю. Ольга Круглова Вчера у Светы… умер ребенок, – слова звучали в трубке, как сильные и резкие удары барабана. Хотелось отделаться от этих звуков, нажать кнопочку и не слышать страшную новость. Но разве события в жизни можно изменить простым нажатием кнопки на телефоне… Я продолжала слушать и приходить в ужас от известий. Новости 16 июня 2009 г.

http://pravoslavie.ru/archive/090616

Календарь Материалы 24 декабря 2010 г. [Поместные Православные Церкви/Чехо-Словацкая/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Диакон Георгий Максимов Священномученик Горазд (Павлик; 1879–1942) является наиболее выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в ХХ веке. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Протоиерей Андрей Филлипс По преданию, первой лондонской церковью была церковь святого Петра в Корнхилле. Предполагают, что церковь эта была кафедральным собором римо-британского Лондона. А главным храмом Лондона англов стал собор святого Павла, возведенный в Сити. Храм этот был деревянным. Его построили на месте языческого храма Дианы в 604 году после обращения в христианство короля Саберта, правителя восточных саксов. К середине же XI века на территории Сити существовало уже более 50 церквей. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Священник Ярослав Шипов Прихожу, а бабулька не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало… [Встреча с Православием/Православная библиотека] Когда провожаешь детей своих на работу, или в школу, или в армию, благослови их на пороге дома и скажи: предаю их в руки Тебе, Господи! [Встреча с Православием/Православная библиотека] Кто имеет Бога своим Богом? Тот, кто, узнав определенно и ясно волю Божию, исполняет ее добросовестно. Протоиерей Константин Буфеев Гоманьков пишет: «Смерть животных и растений существовала на Земле до появления человека и, следовательно, до грехопадения. Она была совершенно естественным феноменом и не должна рассматриваться как проявление несовершенства мipa, сотворенного Богом». Однако, ни в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, ни в Святоотеческом Предании Апостольской Церкви подобных мыслей мы не встречаем. На Таинство Крещения меня, совсем еще маленького, тайком от отца принесла мама – на нее оказали доброе влияние мои православные бабушки. Отец был членом партии, руководителем оборонного завода, он бы не позволил. Да и времена-то были сталинские. Тем не менее я с 1951 года крещеный. English Edition [News] This Christmas in Bethlehem, the cross has been banned from souvenirs for tourists and pilgrims in the Holy Land. Some textile workshops in Jerusalem and Hebron have begun to print and sell T-shirts depicting the Church of the Nativity in Bethlehem without the cross. Новости 24 декабря 2010 г.

http://pravoslavie.ru/archive/101224

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010