5 . Когда некий Онисифор, приставленный к мощам святого великомученика Димитрия, соблазнившись, стал красть свечи, которые возжигали пред мощами, и продавать их, то святой великомученик в сонном видении обличил его в этом. Когда же, не внявши этому, Онисифор однажды снова протянул руку, чтоб похитить свечу, то голос из раки великомученика грозно спросил его: «Снова ты крадешь?» («Четьи-Минеи», октября 26-го). 6 . Честное тело священномученика Василия, поверженное на съедение птицам и зверям, по распоряжению Божию, хранил ночью волк, а днем парил над св. мощами орел; тот и другой отгоняли от них плотоядных зверей и птиц до тех пор, пока христиане не погребли их («Четьи-Минеи», марта 7-го дня). 7 . Над св. телами мучеников Павла и Иулиании летали птицы и не давали сесть на них мухам («Четьи-Минеи», марта 4-го дня). Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых 1 . О перенесении мощей св. мученика Вавилы рассказывается следующее: «Сошлись от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы и старцы, и с торжеством, пением и ликованием понесли мощи св. мученика Вавилы от места, называемого Дафны, и внесли в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, в котором жил бес и давал спрашивавшим его людям различные ответы. Когда же внесли мощи святого, бес и идол сейчас умолкли, и ложь обличена была истиной» (Четьи-Минеи», 4 сентября). 2 . «Близ Александры было место, называемое Мануфины, на котором было древнее капище и жилище бесовское. Место это было страшно, потому что там много жило нечистых духов. Когда же св. Кирилл, патриарх александрийский, принес на то место св. мощи мучеников Кира и Иоанна, то тотчас же ушла оттуда вся бесовская сила» («Четьи-Минеи», июня 28-го). 3 . При обретении св. мощей Феодосия Печерского , в полночь, видна была заря над пещерою и множество горящих свечей («Четьи-Минеи», 12 февраля, «Патерик Печерский»). 4. Св. мученица Агафья после истязаний и претерпенных мучений за имя Христова была отведена в темницу в городе Катании, где и скончалась (III в.). Граждане катанские предали погребению тело ее и бедную одежду, которую она обыкновенно носила, положили на ее гробе в память об ее смирении. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ города Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафьи с гроба ее и держали ее против огненного потока… и бедстве миновало город (из кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевского , февраля 5-го дня, стр. 42–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В греч. житиях А. содержатся разночтения. В пространном житии (BHG, N 175) местом мученической кончины А. назван Вули в Азии, в кратких синаксарных житиях (BHG, N 175b и 175с) - Валвини (Βαλβνη); житие в составе Минология Василия II повествует о мирной кончине святого. В календарях память А. указывается 8 окт., 24 марта, 12 и 13 апр. Под 8 окт. она содержится как в зап. календарях (напр., в Римском мартирологе), так и в визант. агиографических памятниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц .IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 121-122), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312). Под 24 марта житие А. (BHG, N 175b) помещено в печатной греч. Минее (изд. Венеция, 1596). Под 12 апр. память А. отмечается в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 266), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 397-398) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 597-600), под 13 апр.- в памятниках Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 37), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. В совр. церковном календаре греч. Церквей память А. празднуется 12 апр. Пространное житие А. (BHG, N 175) сохранилось в 2 слав. переводах. Древнейший находится в составе старослав. Супрасльской Четьи-Минеи XI в. под 24 марта (Супраслъски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 220-236). Др. перевод этого жития включен в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 41 (2-я паг.)). Служба А. с каноном Георгия Никомидийского включена под 13 апр. в состав Минеи РНБ. Соф. 199. Л. 3-5, XII в. В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 12 апр.; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По используемому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 2. С. 595) 13 апр. совершается служба А. без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование, помещенное в рус. печатной Минее, известно по мн. греч. кодексам визант. периода (напр., РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.). Канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с алфавитным акростихом принадлежит гимнографу Георгию, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. Т. 8. P. 176-184, 409-411). Из 2 известных седальнов 4-го гласа один (Vindob. hist. gr. 66. Fol. 68-73, XII в.) помещен в рус. печатной Минее, др. (РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.) не вошел в печатные богослужебные книги. В греч. рукописях студийского типа сохранился корпус стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, полностью отличный от опубликованного в совр. слав. Минее. В совр. греч. печатной Минее последование отсутствует, однако по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89).

http://pravenc.ru/text/76390.html

В рукописных святцах из собрания А. А. Титова, к-рые, по мнению их владельца, «замечательны по многим местным святым, в особенности ростовским», под 1 сент. читается следующая запись: «Преставление Христа ради уродиваго Ануфриа во граде Романове» (РНБ. Тит. 2787. Л. 3, посл. четв. XVIII в.). В т. н. Кайдаловских святцах кон. XVII - нач. XVIII в. память О., как и в святцах Титова, была отнесена не ко дню почитания тезоименитого святого прп. Онуфрия Великого (12 июня), а к 1 сент. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) панихидная память О. приурочена к 12 июня. В «Назидательном чтении, или Сокращенной Четьей-Минее» прот. Константина Добронравина (в 1819-1893 Ермоген, еп. Псковский и Порховский) О. упомянут под 12 июня и 1 сент. (последняя дата со ссылкой на «древние святцы» Кайдалова). Почитание блаженного в XVIII-XIX вв., видимо, не было официально признанным: в подробном «Списке угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии», опубликованном в 1887 г. свящ. К. Ярославским, О. не значится (см.: Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. 20. Стб. 318-320; 22. Стб. 357-360; 23. Стб. 361-365). В «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903), составленном архиеп. Сергием (Спасским), имя О. также отсутствует. Однако существуют свидетельства народного почитания блаженного. Известно предание о том, что подвижник, как посуху, переходил Волгу - в городе, расположенном на двух берегах реки, не было моста. 12 июня в часовне над могилой юродивого ежечасно совершалась панихида. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, установленный 10 марта 1964 г. В наст. время святому совершаются молебны в колокольне Казанской (бывш. Преображенской) ц., на нижнем этаже к-рой, по преданию, под спудом покоятся мощи блаженного. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 4028. Л. 105-107, XVIII в.; БАН. 45.5.22. Л. 61-69, XVIII в.; РНБ. Тит. (Ф. 775). 2787. Л. 3, XVIII в.; Собр. Петроградской ДС (Ф. 577). 25/6 (Четьи Минеи прот. К. Добронравина). Июнь. Л. 124 об.; 25/9. Сент. Л. 17 об., 2-я пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2578459.html

В X веке византиец Симеон Метафраст составил большой сборник Житий, послуживший образцом для последующих составителей. В XVII веке митрополит Макарий составляет «Великие Четьи-Минеи» (12 томов). В начале XVIII века закончил свои «Жития Святых» Святитель Димитрий Ростовский . В конце XIX – начале XX веков эти Жития научно проверены, дополнены многими историками, в том числе В.О. Ключевским , и переизданы. Были и другие издания Житий. В 1977–1979 гг. Московская Патриархия издала Жития Святых в календарном порядке в своей «Настольной книге священнослужителя» (том 2 и 3). Святые древнего Крыма Кто посещал Бахчисарай и поднимался вверх по долине Чуруксу, тот видел на отвесных скалах яркие фрески. Там находится пещерный храм Успенского монастыря. Успенский монастырь – естественный центр так называемых «пещерных городов» Крыма, интенсивно населяемых христианами – почитателями икон, которые бежали на периферию Византийской империи, в частности в Крым, во время господства ереси иконоборства (VIII век). «Уничтожив высокую культуру местных племен, поработив население, татаро-турецкие феодалы превратили полуостров в свое разбойничье гнездо – Крымское ханство» (1). Но и тогда, в XVI веке, Успенский монастырь продолжал оставаться центром Православной Церкви в Крыму и резиденцией митрополита (2). Успенский монастырь основан около VIII века и существовал до 1921 года (1). На фресках изображена Пресвятая Богородица, по обеим сторонам Которой предстоят Херсонесские святители: Ефрем, Еферий, Евгений. Затем идет углубление, обрамленное небольшими витыми колоннами. В этом углублении, в масштабе вдвое меньшем, – образ Богоматери с Христом на руках и два ангела по сторонам Ее. Затем, слева направо, крупные изображения святителей Херсонесских: Василия, Елпидия, Агафодора, Капитона (память святителей 7/20 марта). Таким образом, посетитель Успенского монастыря в лице святителей Херсонесских видит эпоху первоначального христианства в Крыму, а рассматривая сам монастырь понимает, что христианство представляло собою в последующее время – до прихода русских в Крым. Наконец, посещая города: Симферополь, Ялту, Феодосию, Керчь и другие – наблюдатель может составить себе представление о состоянии современного христианства в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Внутримонастырские вопросы в пустыни решались собором (или советом) братии во главе с настоятелем. Обитель находилась в управлении митрополита Новгородского, в 1672 г. перешла в ведомство Патриаршей области, а затем Синодальной области (1721-1744). В судебно-финансовом отношении с 1647 г. Н. С. п. подчинялась приказу Большого дворца, а с 1701 г.- Монастырскому приказу. Важнейшим событием в истории пустыни стало обретение мощей прп. Нила, к-рое произошло 27 мая 1667 г., когда выкапывали ров под фундамент каменного Богоявленского собора. После обретения мощей прп. Нила пустынь приобрела широкую известность. С 1672 г. ее настоятели осуществляли надзор за храмами Осташковского посада (Осташковских слобод) и Осташковской десятины ( Успенский. 1902. С. 91), с 1675 г. исполняли должность патриарших десятинников Осташковской десятины. В 1701 г. имя настоятеля пустыни было внесено в «Лествицу степенных настоятелей». В 1-й четв. XVIII в. Н. С. п. использовалась как место ссылки политических и церковных деятелей. В 1733-1735 гг. в связи с проверками исполнения указа 1723 г. имп. Петра I Алексеевича , запрещавшего постригать молодых послушников и предписывавшего принимать в мон-ри инвалидов и отставных солдат, в пустыни было выявлено 12 монахов, постриженных в нарушение этого указа. По приговору Синода от 23 авг. 1736 г. бывш. игумены обители Паисий (Бартенев; 1719-1724) и Иларион (Попов; 1724-1732), иером. Гурий, казначей Никифор были лишены сана и сосланы в Иркутскую пров. Сибирской губ.; туда же без лишения сана были отправлены иеродиаконы Ипполит, Феодосий, Макарий и мон. Анисим (в 1744 всем дожившим до этого времени даровано прощение). С 1744 г. Н. С. п. входила в состав Тверской епархии, с 1750 г. ее настоятели подчинялись непосредственно Тверской духовной консистории. В 1751-1758 и 1772-1918 гг. пустынь оказывала помощь Осташковскому духовному училищу, в 1776-1779 гг. настоятели исполняли должность его надзирателей, в 1779-1789 гг.- почетных попечителей. 18 марта 1762 г. игум. Феодосий I (Добрый) (1755-1765, 1766-1770) первым среди настоятелей пустыни был возведен в сан архимандрита. Во многом это было связано с началом общерус. почитания прп. Нила после того, как в 1756 г. указом Синода имя преподобного было включено в святцы, а службы ему на день преставления (7 дек.) и день обретения мощей (27 мая) вошли в Четьи-Минеи.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Памяти М. и А. отмечены в лат. Мартирологах под 3 марта (Mart. Hieron. Comment. Р. 124). В IX в. составители Мартирологов объединили их памяти в общую (напр., MartUsuard. 1965. P. 189). Исследователи считают, что это сделано под влиянием лат. редакции «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненной Руфином Аквилейским , где не названный по имени мученик, погребенный А., отождествлен с М. ( Rufin. Hist. eccl. VII 16// Eusebius Werke. Lpz., 1908. Bd. 2. Teil. 2. Р. 671). Традиция общего празднования памяти М. и А. закреплена в Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кард. Цезарем Баронием (MartRom. P. 83). Память синклитика (т. е. сенатора) А. без Жития и посвященное этому святому двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях под 7 авг. Об А. говорится только то, что он был усечен мечом (SynCP. Col. 874). Впосл. эти сведения были включены прп. Никодимом Святогорцем в составленный им «Синаксарист» ( NikÒdhmoj. Sunaxarist»j. T. 6. S. 177), где святой назван преподобномучеником и чудотворцем. Информация из стишных Синаксарей перешла в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 12. С. 24), а затем в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 405 (2-я паг.)). Упоминание мученика М. в греч. Евангелии (РГБ. Рум. 13, XI-XII вв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 238, 242)) скорее всего относится к др. святому - мч. Марину Аназарвскому, память к-рого отмечена во мн. календарях под 8 авг. Свт. Димитрий Ростовский, согласуясь с зап. агиографической традицией, внес в свои Четьи-Минеи общую память М. и А., но поместил ее не под 3 марта, а под 7 авг. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга жития святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 469-470 об.), сопроводив сведениями из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. VI 13-15//PG. 145. Col. 1157-1160). Повествование скомпоновано в др. хронологической последовательности по сравнению с изложением Евсевия Кесарийского: сначала говорится о чуде А. в Кесарии Филипповой, затем о страдании М. и о том, что А., бывший свидетелем его казни, завернул тело святого в свою драгоценную одежду и предал погребению, а затем и сам принял мученический конец, будучи обезглавлен. В заключение сообщается о гибели имп. Валериана и об указе его сына Галлиена, который предписывал прекратить гонения на христиан. Но прежде чем указ был доставлен в Кесарию Палестинскую, святые М. и А. приняли мученическую кончину за Христа. На рус. языке эта история приведена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Авг. С. 121-125).

http://pravenc.ru/text/2562056.html

Октябрь 19–31, СПб., 1880; Ноябрь 1–12, СПб., 1897; Ноябрь 13–15, М., 1916; Ноябрь 16–22, М., 1899; Ноябрь 23–25, М., 1916; Декабрь 1–5, М., 1901; Декабрь 6–17, М., 1904; Декабрь 18–23, М., 1907; Декабрь 24, М., 1910; Декабрь 31, М., 1914; Январь 1–6, М., 1910; Апрель, 1–30, М., 1916. Следует отметить, что Археографическая комиссия допустила ошибку, переставив закрепленные за комплектами Миней названия 5 , дав Минеям Успенского собора название Царских и наоборот. Это обстоятельство теперь вносит путаницу при ссылках на Минеи. Архимандрит Савва в своем Указателе (Синодального собрания) устанавливает правильные наименования, закрепленные за Успенскими и Царскими минеями, и дает их подлинные номера по инвентарным описям: Минеи-четьи «Царские» (без марта и апреля), 174–183; Минеи-четьи «Успенские» (полный комплект за 12 месяцев), 989–997 6 . В XVII в. иеромонах Чудова монастыря Евфимий составил к Великим минеям оглавление 7 ‚ которое было неполным; в нем опущены отдельные статьи и целые книги. Оглавление это напечатано не было. Вторично полное оглавление Великих миней-четьих было составлено и издано в 1892 г. архимандритом Иосифом 8 . Научное описание Великих миней-четьих было составлено учеными археографами А.В.Горским и К.И.Невоструевым . После смерти составителей описание было частично напечатано в Чтениях ОИДР (с сентября по 26 мая), с предисловием Е.В.Барсова 9 . Великие минеи-четьи «Успенские» (вклад митрополита Макария в Успенский Кремлевский собор в 1542–1564 гг.). Комплект Успенских миней, полный за 12 месяцев, хранился до 1856 г. в Успенском московском Кремлевском соборе, а в 1856 г. был передан на хранение в Синодальную библиотеку 10 . К нему были составлены два оглавления, первое – в XVII в. иеромонахом Евфимием Чудовским, неизданное; второе, составленное архимандритом Иосифом, изданное в 1892 г. Текст Миней (как было указано) издавался Археографической комиссией с 1868 по 1916 г., из печати вышли месяцы апрель, сентябрь–декабрь, январь – только с 1 по 6 число.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Поскольку в битвах тоже не безгрешен, Кого-то и моя нашла стрела " . Члены клуба порадовали друг друга декламацией стихов, в том числе собственного сочинения, исполнением песен на стихи православных авторов. День православной книги прихожане храма преподобного Серафима Саровского отметили 12 марта в приходском доме храма святителя Николая на Коломяжском проспекте . Встречу провел клирик Серафимовского храма протоиерей Вячеслав Помаскин . Прихожанка Марина Ержемская рассказала, что такое агиография, какие виды житийной литературы известны. Житие - не биография, а образ святого, не портрет, а икона. Тем не менее, в средние века житийная литература была практически единственным источником, рассказывающим о частных судьбах людей. В дальнейшем жития объединялись в сборники. Минеи-Четьи - книги, содержащие жития святых, изложенные в порядке дней празднования их памяти по православному календарю, на все дни года, а также поучения для чтения за монастырской трапезой и для домашнего чтения на каждый день. Первые Минеи известны с XII века, популярностью на Руси пользовались Великие Минеи-Четьи святителей Макария и святителя Димитрия Ростовского (ок. 1700 года). Синаксарии - собрания кратких исторических сведений о празднике или святом. Патерики - сборники повествований о подвижниках той или иной обители. Первыми житиями святых были сказания о мучениках. Примерно с IV века в Риме и  Византии жития мучеников - мартирии стали объединяться в сборники. После Миланского эдикта, прекратившего преследования христиан, возникли житийные произведения. Мартирии рассказывали о последних днях жизни мученика и его смерти, в то время как житие давало описание всей его жизни. В XI веке князь Ярослав Мудрый добивался у Византии причисления к лику святых княгини Ольги, князя Владимира, своих братьев Бориса и Глеба, убитых в междоусобной распре в 1015 году. Канонизация национальных святых рассматривалась им как факт религиозной и политической независимости Руси. Образец древнерусского княжеского жития - анонимное " Сказание о Борисе и Глебе " , созданное, по-видимому, в конце XI - начале XII века. Когда Ярослав Мудрый все же добился канонизации византийской Церковью убитых братьев, потребовалось создание произведения о подвиге страстотерпцев.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

9 Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых в трёх частях. М., 2005. С. 121. См. также: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Часть вторая и третья. М., 1998. С. 415–416; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1904. Кн. 2. С. 153–154. 10 Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 415. Называется также другая память: 3 июля (Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых в трёх частях. С. 122). 11 Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 183. См. также: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 411. 12 Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII âåêà/Ïеревод, предисловие и комментарий Л. К. Масиеля Санчеса//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440. 14 Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь дни 4–18. СПб., 1874. Стб. 828. 18 Настольная книга священнослужителя. Т. 2: Месяцеслов (Сентябрь — Февраль). М., 1978. С. 165; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 2. С. 154. Прим. 1. 19 Шургина М. Вся православная Италия от Милана до Сицилии. Справочник-путеводитель по монастырям и храмам. История и архитектура. Жития, чудотворные иконы, мощи. М., 2007. С. 429. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016

http://pravmir.ru/svyatoy-apostol-foma/

ГИМ – Государственный исторический музей ЖМП – Журнал Московской Патриархии ПСРЛ – Полное собрание русских летописей ТОРДЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) 2 См. о нем: Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 467. 4 Текст Жития см.: Повести о Житии Михаила Клопского/Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.–Л., 1958. С. 141–167; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 522–529. 5 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С. 197–200. 6 Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси/Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 106–126. 7 Абрамович Д. И. Софийская библиотека. Вып. 2: Четьи Минеи. Прологи. Патерики. СПб., 1907. С. 154. О записях писцов в рукописях, правда, более раннего времени см. Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI–XIV веков на пергаменных кодексах. М., 1998. 9 Георгиевский В. Евангелие 1532 года архиепископа Новгородского Макария, хранящееся в Пафнутиево-Боровском монастыре/Светильник. 1915. 1. С. 14. 10 Макарий, архим. Святитель Макарий и Соловецкая обитель/Макариевские чтения: Апокалипсис в русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (6–8 июня 1995 года). Вып. 3. Ч. 1 Можайск, 1995. С. 28. Здесь же, в Коломенском музее, находится колокол конца XV века из Пафнутиево-Боровского монастыря, где в те годы подвизался инок Макарий, будущий Митрополит. 12 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 158. 184. 19 Там же. С. 161. См. также: Бурилина Е. Л. Чин “За приливок о здравии государя” (История формирования и особенности бытования)/Древнерусская литература. Источниковедение. Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 204–214. 20 “Се яз смиренный Макарие, архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, дал есми сию свою грамоту господину своему отцу Иоасафу, Митрополиту всея Росии: каково Божие великое дело восхощет учинити, по святым Божественым правилом, Пресвященный господин и отец наш Иасаф, Митрополит всея Росии, соборне, архиепископа или епископа поставит, или которая иная церковная дела управляти с нашею братьею со архиепископы и со епископы, по святым Божественым правилом святых Апостол и святых и богоносных отец правилом, их же изложиша на всех седми Соборех, ради утверждения православныя истинныя крестьянския веры, и яз господину своему и отцу Преосвященному Иоасафу, Митрополиту Всея Росии, даю свою волю и хотение; аз с своею братьею, с православными архиепископы и епископы великия Русьския Митрополии, на все на те божественая дела так же есми с ними во единой воли и хотении. А подписал сию грамоту я Макарий, архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, своею рукою. Лета 7047 марта в 3 день” (ААЭ. Т. 1. С. 162–163).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010