Из остальных книг Vitae Patrum, где находились разрозненные, отрывочные сведения о святых, Святитель взял немногое. Он дополнил отсюда жития святых, написанные по другим отделам того же источника; самостоятельных, особых житий по 3, 4, 5, 6, и 7 книгам Vitae Patrum написано только три: 6-го июня – прей. Виссариона, «от Патерика Египетского и великие Минеи Четьи». Жития свв. Отцов, кн. III, в ВЧМ (июнь, л. 109–111) сказание во многом отличающееся от того, которое в наших Четиих-Минеях; 6-го июля – преп. Сисоя великого, «от отечников», а во втором месяцеслове: «quare in indice in Vitis ss.pp. довольно будет. О преставлении его декабря 11-го» – Жития свв. Отцов в разных местах 210 . 27-го августа – преп. Пимена великого , «от Патерика Египетского и Алфавитного собрано сокращенно»; во втором месяцеслове: «in Vitis ss.pp. vide idem Paemen et Pastor» – кн. Ill, §§4,5,8,11, 12, 14, 16, 27,31,35,36,37, 60, 64, 76, 144, 146, 147, 177, 180 и 183 211 . Однако, если мы станем детально сравнивать, эти жития с указанным источником, то едва ли нам удастся найти здесь все сообщаемые в них сведения. Особенно это надо сказать о житии преп. Пимена. Но есть в Четиих-Минеях и такие жития, для которых в Житиях свв. Отцов мы не могли найти соответствующего материала. Между тем, Святитель указывает, что они взяты также из Патериков. Таковы: житие св.м. Фомаиды (апреля 13-го), в Четиих-Минеях: «от Патерика Скитского»; блаж. Таисии (мая 10) – «от Алфавитного Патерика, знамениеТ»; преп. Дулы страстотерпца (июня 15-го) – «от Патерика азбучного, лит. 4-я» и сведения о рождении и отроческих годах преп. Онуфрия великого, сообщаемые Святителем 12-го июня, после жития преподобного, с пометкой: «от отечников». Очевидно, между патериками и отечниками у Святителя были и такие, которых в Житиях свв. Отцов нет. Мы, однако, не думаем, чтобы это были греческие патерики. Вероятнее разуметь здесь славянские переводы их, богатое собрание которых давали, напр., великие Макарьевские Четии-Минеи. Здесь как раз находим мы и сведения о всех тех святых 212 , каких не удалось нам найти в Житиях свв. Отцов. Поэтому, источниками этих житий скорее надо считать великие Четии-Минеи или те патерики – Скитский и Азбучный, – о которых есть упоминание в описи оставшихся после Святителя книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

для чт. 1836, т. XIX, отд. наук, стр. 17–19. Constituit Arpadem principem, quem solemni Chasarorum more in ecuto erexerunt kata tin Zakonon ton Chasaron (Stritter, Memor. popul. tom. III, pag. 10); kat¦ тХ топ ka? (Constan. Porphyr. De admin. imper. cap. 38, in tom. XXIX Corp. Hist. Byz. pag. 88. Venet.). Достойно также замечания, что эти турки, жившие в Лебедии, по соседству с хазарами, никогда не имели у себя какого-либо одного главного начальника (архонта), а управлялись воеводами, из которых первый воевода был Лебедий: ™ij ™ite рТте оЩк ™kt»santo, " ШрБгхоп ™n пп promoj Вп Lebed…aj (ibid. cap. 87): не чисто ли это славянские слова? Летоп. по Лаврентиев. списку, стр. 6–7. Москва 1824. См. в Четьи-Минеи особую статью под 11 числом мая о казарех, и с такм же заглавием статью в кратком описании сего же святителя о начале славянского народа. Изустн. предания о Новороссийск. крае Скалькосского, в Журн. Мин. Народн. Просв. 1838, т. XVIII, стр. 492. С другой же стороны, по нашему мнению, вовсе несправедливо отрицать, что в составе орды Хазарской находились и другие неславянские народы, а особенно турки, когда и арабские, и византийские писатели так часто называют хазар турками и когда достоверно известно, что как арабы, так и византийцы не раз имели весьма близкие сношения с хазарами и, следовательно, легко могли приобресть о них надлежащие сведения. Извест. Виз. Ист. ч. IV, стр. 111–112. СПб. 1775; Herbellot., Biblioth. Orient., pag. 296–297. Вероятно, местопребыванием хана был тогда знаменитый хазарский город Балангар, находившийся, по арабским известиям, близ Дербента, или какой-либо другой, лежавший около сих мест: ибо в Хазарии, по тем известиям, было городов немало. Повеств. о России Арцыбашева т. 1, стр. 13, прим. 46, Москва 1838; Истор. Государс. Российск. Карамзина 1, примеч. 90. Все это повествование находится в житии святых Кирилла и Мефодия, помещенном в нашей Четьи-Минеи под 11 мая, а в римской под 9 марта и существующем во многих других памятниках древней письменности, славянских и неславянских.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

456 Tausend und eine Nacht. Arabischen Erzahlungen. Zum Erstenmale aus dem Urtexte vollstandig und treu ubersetzt von Dr. Gustav Weil, ord. Professor der morgenlandischen Sprachen an der Universitat Heidelberg... Bd. 1. Stuttgart, 1872. S. 29 ff. Geschichte des Fischers mit dem Geiste. Несмотря на компетентность переводчика, перевод его сказок Шехерезады все же неполный, что, впрочем, извинительно, потому что в подлиннике сказки эти, как известно, были рассказаны «стыдливой» красавицей не для детей, а для султана в гареме, чтобы ему не заснуть, и притом впотьмах, и потому они пересыпаны такими описаниями сцен разврата, в которых каждая вещь названа по имени, а события описаны так, как будто читаешь заметки репортера о французской борьбе. Так что поневоле, когда начался рассвет, Шехерезада умолкла... «скромно». 461 Творения. Т. 2. С. 320. На Ис. 14, 20 . Слова св. отца не иное что значат, как только то, что диавол настолько далеко зашел в преступлениях и настолько, следовательно, велика сознательная его злоба и помрачение духа, что нельзя даже говорить о какой-либо возможности появления у него самой мысли о покаянии. Вот почему случай, приведенный в житии св. Антония Великого (Четьи-Минеи, 17 января), с беседой двух демонов о возможности для них покаяния напечатан мелким шрифтом. Ибо он не согласуется с общим преданием Церкви о закоснелой злобе демонов и противоречив даже сам по себе, потому что в конце рассказа сами же бесы хохочут над предложением им со стороны св. Антония покаяться. Но рассказ имеет в других отношениях ту пользу, что дивно возвеличивает милосердие Божие ко всем согрешающим. – Ср.: «Основы» Отдел П. § 2. (О существе ангельском.) 463 Четьи-Минеи, 15 мая. М., 1898. С. 412. Житие преп. Пахомия Великого . Обращаю внимание читателя на презрительное наименование речей диавола славянским словом «блядословие» (ср. лат. blandus – «льстивый, неискренний», нем. blind – «слепой», латыш, blanst, готфск. blandan), то есть пустословием, льстивыми, неискренними речами, вздором, пустяками (не смешивать с нынешним ругательством, которое имеет уже производное значение).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

3) Сколько мне известно, акафиста первоучителям славянским не существует. Если это действительно так, то жития их, внесенные в Четьи минеи под 11-м мая, должны дать превосходный литургический материал для акафиста сего. Следует уповать, что между иерархов Российской церкви найдутся непременно такие, которые составят сей акафист, т. к. акафистная литература есть плод личного усердия и вдохновения. 10 По инициативе П. Гильтебрандта был издан «Изборник. Службы, жития, словеса похвалы и акафист святым учителям словенским Мефодию и Кириллу 11 » (1886), включающий значительный массив литургических текстов, посвященных славянским первоучителям. Как мы увидим в дальнейшем, многие из напечатанных здесь служб вошли в Служебную минею версии 1978–1988 г. Выше мы говорили исключительно о деятельности Санкт-Петербургской синодальной типографии. Между тем издание богослужебных книг осуществлялось преимущественно не в Санкт-Петербургской, а в Московской синодальной типографии. Два основных церковных издательских центра весьма ревниво следили за деятельностью друг друга. Периодиче ски между типографиями возникали острые споры, касающиеся не только организационных вопросов церковного книгоиздания, но и вопросов текстологии, орфографии и принципов морфологической унификации церковнославянских текстов [см.: Кравецкий 2008; Кравецкий 2010; Балашов 2001: 190–192, 209–217]. Реакцией на проект П. Гильтебрандта следует, по всей видимости, считать составленный М. В. Никольским (главным справщиком Московской синодальной типографии и постоянным оппонентом П. Гильтебрандта ) проект внесения в Типикон и Минеи празднований русским святым, которые были исключены из церковного устава при никоновской справе 12 . В 1891 году М. В. Никольский направил в Синод рапорт, в результате чего Синод в очередной раз начал дело об исправлении Типикона. Практических результатов эта работа не имела. Но для нас этот проект представляет интерес потому, что очень четко обозначает тенденцию времени: на протяжении одного десятилетия два основных церковных издательских центра заговорили о необходимости расширения состава Месячных миней. Очень важным кажется то, что эти проекты предложили не публицисты или богословы, а издатели-практики, которые хорошо знали о сложностях и подводных камнях подобных проектов. Поэтому их позиция очень значима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

всякое желание собственной силы человеческой связует, оставляет в бездействии, как бы в плену, или в узах, и только чистым мудрованием духовным, только любовию божественною, только преданностию воле Божией едва, так сказать, прикасающегося земле человека водит и носит, куда призывает Бог и законы царствия Его, хотя бы для сего надлежало идти сквозь огнь и воду, сквозь страдание и смерть». Это состояние можно назвать «блаженным пленом, сладкими узами, неограниченно свободной неволей, высоковладычественным рабством» («Слова и речи», изд. 1848 г. 1. 136; изд. 1877 г. 389–390; Изд. 1885 г. V. 659). 17. Узы Господних заповедей Когда св. мученица Гликерия (она была сирота знатного происхождения, родилась в Риме и в нежной юности пострадала в Траянополе Фракийском в царствование Антонина; память ее празднуется в 13 д. мая) за исповедание имени Христа представлена была на суд, Савин, ахайский наместник, приказал побить ее камнями. Но сколько изуверный народ не метал на нее камней, они, не прикасаясь к мученице, падали вокруг ее и, как бы руками человеческими слагаясь в ограду, окружали ее. Ожесточенный Савин, не признавая силы Господней, непременно хотел умертвить св. девицу и, обещаясь вымыслить новую, неслыханную казнь, повелел ее отвести в темницу. – «Свяжите эту волшебницу, – сказал он стражам, – и содержите крепко: она посредством чародейств может убежать и после скажет, что Иисус избавил ее, чем прельстить множество из легкомысленной черни». – «Ослепленный человек! – отвечала с кротостию св. Гликерия мучителю, – ужели не понимаешь ты, что я и без твоих уз связана заповедями Бога моего и не хочу разрешиться от этих любезных мне уз, ни бежать от страдальческого подвига, на который иду добровольно за Христа Спасителя моего». Сказав это, страдалица спокойно пошла в темницу. (По «Четьи-минеи» 13-го мая). 18. Угрозы за неисполнение заповедей закона Божия (10-ти Вот какое слово, какое поучение предлагает Сам Бог тем, кои не послушают Его Божественных повелений. Послушайте это грозное поучение и да потрясутся все кости наши при мысли, что, может быть, и мы ослушники, нарушители десяти заповедей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однажды братия монастыря, в котором св. Аммон был игуменом, обвинили пред ним в одном из самых тяжких грехов некоторого брата и требовали от Аммона, чтобы он сам лично убедился в виновности инока. Уверенный и без того в грехе обвиняемого, но вместе понимая, что кротостью и состраданием легче всего обратить грешника к раскаянию и исправлению, Аммон скрыл от братии предмет, уличавший инока, и, отпустив обвинявших, кротко сказал грешнику: «Брат, позаботься о душе своей!» Тронутый необычайным снисхождением Аммона, инок умилился душою, раскаялся от всего сердца в своем грехе и с того времени начал вести новую, благочестивую жизнь. Итак, кротость, милосердие и снисходительность есть самый лучший и полезный бальзам на раны греховные («Пролог», 9 сентября). Как должно относиться к согрешающим? Однажды монахи, вышедши из келий своих, собрались вместе и стали беседовать о делах богоугодных. Во время беседы некоторым тут бывшим старцам явились два ангела и похвалили каждого из иноков, которые говорили о вере и благочестии. Старцы о видении ангелов никому не сказали. Когда же монахи в другой раз собрались на том же самом месте и, вместо беседы о делах богоугодных, повели речь осуждения о согрешившем брате, тогда старцам явились уже не ангелы, а бес скверный и смердящий. Тут старцы рассказали инокам об ангельском явлении и о видении беса, и в заключение сказали: «Каждый должен любить ближнего как самого себя, и страдать с ним, и радоваться, и плакать; и когда придет к нему печаль, скорбеть о нем, как бы мы скорбели о самих себе» («Пролог», 30 мая). Обращение грешника Когда сам грешник начинает сознавать свое бедственное положение, тогда спасающая благодать Божия с любовью поддержит его и приведет ко спасению: так, из тяжкой грешницы соделалась святою преподобномученица Евдокия. Долгое время Евдокия погрязала в грехе, проводила жизнь чувственную, развратную. И вот, однажды ночью слышит она за стеною своей комнаты умиленное чтение, сопровождаемое молитвою и сердечными вздохами. Это читал слово Божие инок Герман, случайно остановившийся в той же гостинице, где пребывала Евдокия. Слышанное так поразило грешницу, что она внезапно почувствовала ужас своего греховного состояния и решилась исправиться. Утром она обратилась к иноку и поведала скорбь души своей, отягченной грехами. Под руководством его, Евдокия скоро позвала и употребила в дело те спасительные средства, какие необходимы для умилостивления Бога и для получения от Него оправдания. В посте и молитве св. Евдокия начала с тех пор проводить свою жизнь и, наконец, запечатлела ее мученическою кончиной («Четьи-Минеи», 1 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Вот путь к вечному покою    Для тебя и для меня!    Для всех сияет солнца свет;    Для всех сребристыми лучами    Блистает месяц со звездами;    Для всех цветами луг одет:    Но очи страждущих, покрытые слезами,    Утех не видят сих,    Покудова у них    Утихнут чувства сами...     Ноября 21-го, 1830 г. 171. К А.Т.Б.    Да возрадуется душа моя о Господе, и уповает на Него.    Милость Божия будет с вами! Кто чего ищет, тот о том и помышляет: если ищет не то, что повелено Господом прежде всего искать, то опытно узнает, что никакая вещь, подлежащая изменению, не может успокоить страждущую душу. Помянул Бога, и возвеселился: яко Тот един просвещение мое и Спаситель мой. Обратись, душа моя, в покой твой: яко Господь благодействовал тебя. Обращение души к своему Создателю есть истинное ее упокоение. Обратимся же к Нему! — Грустно вам и скучно, даже до утомления, обращаться в несвойственное душе вашей. На вас нападают помышления о временных и часто изменяющихся вещах. Хотим удержать мимотекущее и изнемогаем в своих предприятиях. О, душа бессмертная! По всему видишь, что не здесь твое отечество: какой же может быть тут дом твой? Все непостоянно и скоро разрушается; а когда в самой вещи это так, то и пожелать здесь нечего, и жалеть не о чем. Признаемся и благословим Господа, как благословлял Праведный Иов: Господь даст, Господь отнимет: как же Господу будет угодно, так тому и быть. Буди имя Господне благословенно отныне и до века!. Слава Богу за все!     Мая 20-го, 1832 г. 172. К А.Т.Б.    Когда в сердце вашем одна только надежда-Бог, то ничего нет споспешествующего ко благу вашему, чего бы вы не имели в Боге.    Нет ничего драгоценнее здесь, как время; располагать же оным и употреблять на приобретение искомого блаженства-предоставлено вашей воле.    От всякого смущения и от находящих страхований да покроет вас Матерь Божия! Терпение испрашивается как неоцененный дар от Господа: терпением же и надеждою на Бога побеждается и исчезает всякое коварство и злоба вражия. Вы сами знаете, что ничего нет нужнее в жизни нашей, как только душу соблюсти для Господа и пребывать по воле Его в делании заповедей Его: для этого очень нужно повторять сию молитву: «Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою». Когда угодно вам, примите себе за непреложное правило прочитывать ежедневно жития Святых из Четьи-Минеи, и по прочтении, хотя несколько минут помыслить об их терпении и любви ко Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако для появления во второй половине 40-х годов XVI в. компилятивного «судного списка» Максима Грека могли быть и причины, независимые от дела Исака Собаки. Это время возрождения острого интереса к обстоятельствам суда над Максимом Греком как в самой стране, так и за ее пределами, Максим Грек создает одно собрание своих сочинений за другим, активно опровергая выдвинутые против него в 1525 и 1531 гг. обвинения; слава и авторитет его все растут, произведения его читают и высоко оценивают и царь, и митрополит, они просят Максима присылать им его труды, сам он переписывается и с Иваном IV, и с Макарием, и с их приближенными. Руководство русской церкви начинает рассматривать полемические и догматические сочинения Максима Грека, направленные на защиту и утверждение основ православного вероучения, как полезное и нужное оружие; многие из этих произведений включаются в макарьевские Великие Минеи Четьи. Однако все это ставит перед Макарием и Иваном IV ряд острых проблем. Максим настоятельно требует возвращения ему права причащения, то есть снятия с него проклятия, наложенного на него соборами 1525 и 1531 гг.; вероятно, ходили даже слухи, что Максим требует нового соборного суда для своего оправдания; во всяком случае, в одном из своих посланий к Макарию/написанном, кажется, после мая 1547 г./Максим подчеркивает, что просит не суда, не собора, но лишь милости: он не без основания опасается, что слухи о чрезмерности его требований могут повредить его просьбе. Но просьба эта в любой форме была делом очень острым и щекотливым – она означала косвенное осуждение митрополита Даниила, что было весьма непросто для митрополита Макария – иосифлянина, хотя и достаточно гибкого. В преддверии Стоглавого собора, где царь опять поставит очень неприятный для церкви вопрос о ее землевладении, митрополиту было крайне невыгодно в любой форме дезавуировать осуждение нестяжателя Максима Грека . Где-то около 1547 г. опять возникает весьма нежелательный для руководителей государства и церкви интерес к старым спорам о законности второго брака Василия III, а Максим, по-видимому, был противником этого брака, что и явилось одной из подспудных причин его осуждения. К тому же возвращение Максиму властью одного митрополита, без собора, причастия, отнятого у него двумя соборами, было делом крайне спорным с точки зрения церковного права/правила Антиохийского собора запрещали это/, а реабилитация Максима собором была невозможна не только из-за внутриполитических, но и из-за внешних обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Святыни казачества. Передача 2. Доктор культурологии, доцент МГУТУ им Разумовского Н.Е. Шафажинская 01.11.2018 19:39 Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом. Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи» (Жития святых), которое по сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной литературы, который имел огромнейшее значение не только для России, но для всей православной Восточной и Южной Европы. Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем (помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай По­пов совсем близок нам по времени своего подвига, он ро­дил­ся 6 мая 1864 го­да в се­мье стат­ско­го со­вет­ни­ка Чер­кас­ской ста­ни­цы Вой­ска Дон­ско­го Ха­ри­то­на Ива­но­ви­ча По­по­ва и до­че­ри свя­щен­ни­ка ста­ни­цы Ми­гу­лин­ской Алек­сан­дры Пет­ров­ны. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/11/01/19-3...

   Это я сообщаю вам мою искренность, прошу и вас принять искренно; по вере вашей буди вам милость Божия, и будет слово явлено самым делом!    Смиренномудрие есть, чтобы только самих себя осуждать внутренно, о прочих же не роптать, но ожидать с надеждою праведного суда Божия и просить о милости Его ко всем. Любите всех; любовь преодолевает все. Еще вам повторяю мою искренность. Слово Божие буди вам утешением!.. 177. Варваре Александровне Сухотиной    Нужно проверить свое сердце, не помнится ли на кого какое неудовольствие или гнев, — тотчас просить Господа о истреблении из памяти моей всякого зла, да благо будет душе моей...    Вы меня утешаете!    С радующимися о Господе радоваться, с плачущими о бедственных злоключениях плакать и составлять в том и другом душевную пользу — об этом мне внушала мать моя, и я чувствую наклонность: мне приятнее быть среди плачущих, нежели посреди смеющихся; откровенно с вами говорю, благодаря вас за усердие.     Вечер, мая 27-го дня, 1827 года 182. Л.Л.К-й    Непотребный раб Егор советует вам не увеличивать свое несчастье. Истинное несчастье состоит в одном только непокаянии о грехах, которыми душа уклоняется от Бога. Скорби же, и притеснения, и гонения — не несчастья: это путь, которым благодарно идут рабы Божий. Не лучше ли и вам идти таким путем без ропота? Укрепляйтесь, веруйте — Господь утешит вас. 187. К Т. С.    Милость Божья буди с вами!    В кратковременной сей жизни многими скорбями посещает Господь любящих Его. Да войдут в царствие небесное и наследуют вечное блаженство! Тесен и прискорбен путь жизни этой. Каждый претерпевает свои болезни и немощи; но убла-жается душа, которая благодарно приемлет все посылаемое от Господа, и с несомненною верою всегда предается в святой промысел Его о всякой вещи. Да воздаст вам Господь мило-стью своею за усердие ваше.     Декабря 17, 1831 г. 1. Марии Петровне Колычевой    Матушка Марья Петровна! В сем мире одно проходит — другое приходит, и все изменяется; так и до самой последней минуты будет изменяться. Видно, матушка, здесь нет постоянства; в беспокойном мире искать покоя — тщетное дело. Читаете ли вы когда-нибудь славянские книги — Четьи-Минеи? Ежели их читать да подражать по возможности своей, то человек, как золото в горниле, может «во имени Христове» очиститься.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010