Август 1 августа 1. Святые семь [мучеников] Маккавеев, матерь их [Соломония] и [учитель их] [священник] Елеазар . Все они пострадали за чистоту израильской веры от рук царя Антиоха, одними именуемого Епифаном (то есть просвещенным), а другими – Епиманом (то есть безумным). За тяжкие грехи [, совершаемые] в Иерусалиме, а особенно за склоки [и дрязги] вокруг [дележа] архиерейской власти, и преступления [, творимые] во время сей недостойной борьбы, Бог позволил прийти великому бедствию на святой город. Антиох хотел во что бы то ни стало навязать евреям эллинское идолопоклонство вместо веры в единого живого Бога и делал всё [возможное] в этом направлении. В [осуществлении] его замысла помогали ему и некоторые вероломные архиереи и прочие иерусалимские старейшины. Как-то раз сам царь прибыл в Иерусалим и приказал всем евреям, вопреки Моисееву закону, есть свиное мясо. Вообще вкушение свиного мяса служило явным признаком того, что кто-то отступил от веры израильской. Старец Елеазар, священник и один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, не захотел есть свиного мяса. За это он был мучим и сожжен в огне. Возвращаясь в Антиохию, царь взял с собой семь братьев, нарицаемых Маккавеями, и их мать Соломонию. Имена этих семи братьев суть следующие: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. На глазах у матери злобный царь истязал одного сына за другим, сдирая каждому кожу с лица, а затем бросая юношей в огонь. Все они храбро претерпели мучения и смерть – и не отреклись от своей веры. В конце концов и мать, увидев своего последнего, трехлетнего сына в огне, и сама бросилась в пламя 109 – и предала там душу Богу. Все они благочестно пострадали за веру в единого живого Бога около 180 года до Рождества Христова. 2. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Сей праздник был установлен по договоренности между греками и русскими в правление византийского императора Мануила [I Комнина] и русского князя Андрея [Боголюбского] – в ознаменование одновременной победы русских над [волжскими] болгарами, а греков – над сарацинами. В обоих воинствах перед полками несли кресты, из которых [внезапно] засияли лучи небесного света 110 . Посему и было установлено 1 августа износить крест из храма Святой Софии: сначала на середину церкви, а затем [обносить его] по улицам – в воспоминание чудодейственной помощи креста в минувших войнах. Народ [во время этого шествия] оказывал Кресту [достойное] поклонение. Причем выносился именно тот самый Честной Крест, [обретенный на Голгофе и] хранившийся в императорской дворцовой церкви. [Сей] Честной Крест 31 июля переносили из дворцовой церкви в храм Святой Софии, а затем несли по улицам для освящения земли и воздуха. После этого, 14 августа [накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. – Пер.], Крест снова вносили в храм царских палат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ярославль. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Крестах (Крестобогородская). Крестобогородская церковь Карта и ближайшие объекты В 1760 году на средства богатейших ярославских фабрикантов Затрапезновых была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Она действующая, главная храмовая святыня - Животворящий памятный Крест. Ярославцы называют этот район города Крестами, а саму церковь иногда " Крест " . Одноглавый трапезного типа храм, построенный в 1760 году за пределами Ярославля, был призван служить визитной карточкой города при въезде в него со стороны Москвы. Над западным притвором возвышается шатровая колокольня, продолжающая традицию ярославских колоколен 17 века. История с. Крестобогородского началась в 1655 г., когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, - высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н.Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом». Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 г. вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви - икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

http://sobory.ru/article/?object=00585

Указатель 1 к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни Рождество Христово, 25 дек. Обрезание Господне, 1 января. Сретение Господне, 2 февраля. Преображение Господне, 6 августа. Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий. Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе). Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе. Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы. Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году 13 сент. Знамение креста, явльшееся на небеси в Иерусалиме 351 г. 7 мая. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня, 1 авг. Празднество Всемилостивому Спасу и пресвятой его Матери, 1 августа с 1164 г. Принесение нерукотворенного Образа из Едеса в Царьград в 944 г. 16 авг. Принесение честной ризы Господней из Персиды в Москву в 1625 году, 10 июля. Принесение из Мальты в Гатчину части животворящего креста Господня в 1799 году, 12 окт. Праздники Пресвятой Богородицы Зачатие пресв. Богородицы, 9 дек. Рождество ее, 8 сент. Вход во храм, 21 нояб. Благовещение, 25 марта. Успение, 15 августа. Собор ее, 26 декабря. Положение ризы ее во влахернском храме, 2 июля. Положение пояса ее в Халкопратиях, 31 авг. и 12 апр. Акафист (10 марта) в субботу 5 недели В. поста. Арматийской иконы Богоматери, 17 авг. Ахтырской, 2 июля. Боголюбской, 18 июня. Владимирской, 26 авг., 23 июня и 21 мая. Всех скорбящих радости, 24 окт. Гребневской, 28 июля. Грузинской, 22 авг. Донской, 19 авг. Живоносного Источника, в пяток Светлой седмицы. Знамения новгородской 27 ноября, устюжской 8 июля, чирской 16 июля. Иверской, 12 февр. 31 мар. и во вторник светлые недели. Иерусалимской, 12 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

13 августа сего года, прямо под праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Москве в Центральном выставочном зале Манеж открылась выставка , на которой представлены работы художников и скульпторов прошлого века и современных авторов, откровенно кощунственного и богохульного содержания. Господь наш Иисус Христос изображен висящим на кресте без набедренной повязки в глумливом карикатурном виде, несколько работ, аналогичных по форме, изображают снятие Господа с Креста и сам Крест Господень. Целая экспозиция работ представляет изображение честной главы Крестителя Господня Иоанна в откровенно циничном карикатурном виде. Сердце каждого православного христианина отзывается болью и скорбью при одной мысли, что это происходит в самом центре нашей любимой Столицы Святой Руси. Я не оговорился – наша Россия была и всегда будет Свята, несмотря ни на какие попытки богохульников осквернить ее. Эта святость окроплена кровью сотен тысяч мучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы лютых гонений на Церковь в 20-30-х годах прошлого столетия! На их крови и благодаря их мученическому подвигу Россия жива и Православная вера воскресла на просторах Святой Руси. Враг рода человеческого никогда не оставлял и не оставит своих злобных попыток уничтожить Церковь и веру, поэтому вновь ополчился он на Святыни и показал свой мерзкий оскал. Вновь похабными изображениями он хочет осквернить и оплевать наши Святыни! Но не бывать этому на нашей Земле. Наши святые с нами. Те, кто жизнь свою отдал за Русь Святую. Их имена мы помним и чтим! И мы помним, как громил врагов Православия святой благоверный князь Александр, как благословлял на подвиг против Мамая святого Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский, как молился за Россию 3 года на камне дивный Старец Серафим, как призывал к покаянию русский народ святой праведный Иоанн Кронштадский. Все они смотрят на нас сейчас и ждут. Ждут хотя бы слова в защиту Святынь, хотя бы того, чтобы болью вспыхнуло сердце при виде такого кощунственного поругания! Ну неужели мы и вправду так осуетились, так привыкли к спокойствию и комфорту, что не можем даже слова промолвить? Боимся чего то или стали настолько равнодушны? Или стыдимся своей Веры Православной? Вспомним же, что сказал Господь «Кто постыдится Меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами!» (Мк.8:38).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/24/es...

3. Учение церкви о таинстве евхаристии 1 . Вселенские соборы так учат о таинстве причащения: а) На первом вселенском соборе присутствовавшие отцы исповедали: «На божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на свящ. трапезе лежит «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ), приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего воскресения» (Gelas. Cyzicen. Comment in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5). б) На третьем вселенском соборе единодушно принято и одобрено послание св. Кирилла Александрийского к Несторию, писанное от целого поместного собора Александрийского, где между прочим говорится: «Возвещая смерть по плоти единородного Сына Божия, т. е. Иисуса Христа, и исповедуя воскресение Его и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах безкровное жертвоприношение, и таким образом приступаем к благословенным тайнам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас Христа, и принимая не как обыкновенную плоть, – да не будет, – и не как плоть человека, освященного и соединившегося с Словом по единству достоинства, но как воистину животворящее и собственное тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи жизнию по естеству, когда стал едино с собственною плотию, то соделал ее животворящею. И потому, хотя Он говорит нам: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его» ( Ин. 6:53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящею?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас соделался и назван Сыном Человеческим» (Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ар. Binium). (Сн. Кир. Алекс. Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638). в) Отцы седьмого вселенского собора, в обличение еретиков, свидетельствовали: «Никто из труб Духа, т. е. св. апостолов и достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся в воспоминание страдания Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом (εκνα) Тела Его, ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ); также: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ); и еще: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» ( 1Кор. 11:24 ) а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XXV. Общие выводы Постараюсь кратко изложить результаты пережитого мною опыта в течение 12 лет, посвященных воспитанию детей народа к сознательной вере и честной жизни по вере. Предполагая, что в предисловии я достаточно выяснил значение этого дела для Церкви и христианского Государства, считаю себя в праве думать, что всё, до него касающееся, представит живой интерес для всех верующих живою верою и искренно скорбящих о разладе между жизнию и верою. Перечислю главные цели, которыми я задавался начиная это дело. 1 . Удовлетворить насущную потребность моей христианской совести, исполнив элементарный долг христианина образованного – научить возможно большее число людей пониманию воли Божией и долг христианина богатого – дать возможно большему числу желающих материальную возможность стройно организовать жизнь по вере. 2 . Послужить на благо Православной Церкви и моего Отечества в наибольшем размере доступном усилиям честного человека. Церкви – поставляя ей верных сынов, которые в Неё внесут каждый свою каплю духовного меда сознательной веры и жизни по вере, а не будут клеветать на Неё и позорить Её, не умея отличить буквы мертвящей от духа животворящего и тем более не уйдут из неё под предлогом, что она не то, чем быть должна, понимая, что именно мы, живые члены Её, и должны делать Церковь Поместную тем, чем она быть должна, как часть Единой Вселенской Церкви под главенством святой и непорочной Главы Её – Христа; Отечеству – поставляя ему надежных сынов с упорядоченным умом и совестью, с сознательным отвращением к лжи, грубости и насилию, с сознательною любовию к правде, миру и порядку. 3 . Исполнить христианский долг мой по отношению к возможно большему числу моих соотечественников и единоверцев, дав возможность всем желающим перейти от позора корыстных отношений к правде отношений братских, из наемников стать любимыми и уважаемыми братьями о Христе. Вполне целесообразными оказались следующие средства: 1 . Учреждение двух сельскохозяйственных школ – мужской и женской и стройная организация в них дела воспитания на христианских началах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Господи помоги Елене встретить хорошего человека, помоги любить и быть любимой. 2020/06/29, 12:53:06 Честной Животворящий Крест Господень, помоги мне исцелиться от черной порчи, оккультного дара, исцелить позвоночник моего ребенка, мне по жен.части и перелома руки, чтобы рука приобрела прежнюю подвижность, сделай так чтобы у меня не было никакой опухоли, помоги очистить и освятить мое жилище, помоги купить хороший дом побыстрее на ту сумму, которую я рассчитываю, защити мой дом от плохих людей, от колдунов и дьявола, помоги вернуть в дом Божью благодать, радость, достаток, счастье, любовь. Помоги дочери начать лечение, защити мое имущество от дурных людей, чтобы они отвязались от меня, помоги мне создать семью. Ангелина 2020/05/21, 03:14:39 Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, благодарю нижайше Тебя за помощь и чудеса, которые ты совершаешь во благо нам и по нашим просьбам! Благодарю и нижайше прошу, помоги рабу Божьему Андрею получить рассрочку в погашении кредита. Во имя Отца и Сына и Святого Духа молю, Тебя Господь, об этом. Аминь!!!!! Раба Божия Любовь 2020/05/19, 10:47:06 Исус Христос,спаси нас!Благодарю за всяческую помощь.Прости грехи вольные и не вольные.Молитвами Богородицы и Николая Чудотворца умягчи сердца обидящих и ненавидящих Раису,Юлию,Дарию,Светлану.Помоги вернуть долги.Будь с нами всегда в радости и печали.Помоги мне очистить мое имя от клеветы и лжи,помоги мне вернуться на мою старую работу.Если есть на то твоя воля. Р.Б.Раиса 2020/05/01, 14:41:46 Кресту Твоему поклоняемся,читаю и читала Канон Кресту,на церковнославянском языке,люблю этот Канон,Господи,помоги,исцели,по Твоей Божией Воле болящих р.Твоих Анастасию,Римму,Лилию! Люблю Тебя! р.Б.Римма,Лилия. 2020/04/27, 03:44:37 Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй раба Божьего Андрея, помоги ему во славу Свою получить отсрочку в уплате кредита. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа молю, Тебя Господи об этом. Аминь!!! Раба Божия Любовь 2020/04/13, 16:21:46 Господи я люблю тебя, помоги мне, исцели боль в пояснице. Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=657&c_pid=1

Догмат о Знамении Честного Креста Предисловие к читателю Разбойники, увидев виселицу, отводят свои глаза и не хотят смотреть на нее, ни вспоминать, ни говорить о ней. И это не удивительно, ибо виселица для разбойников есть древо погибели. Но более, чем удивительно, что животворящий Крест Господень, благодаря которому была дана жизнь всему миру, так омерзителен для наших противников, что они не только поклоняться ему, но даже и смотреть на него отказываются. Мы же, сыны Православной Церкви, не подражаем лукавым и не завидуем творящим беззаконие ( Пс. 36, 1 ), а благочестиво рассуждаем противоположным образом. Итак, намереваясь высказаться по этому Догмату о почитании Святого Креста, представляем, как обычно, две части: В первой части – камень Православной веры, на котором утверждается благочестие. Во второй части – камень претыкания, на котором противники претыкаются и падают. Часть I. Камень Православной Веры Животворящему Кресту Господню полагается почитание и поклонение не по веществу, но по образу, то есть, не веществу Креста Господня, дереву, или золоту, или серебру, или камню достойно поклоняться, но содержанию образа, то есть, поскольку святой Крест представляет нашему зрению тайну нашего спасения и Самого распятого за нас Христа, во ум и память приводит и само животворящее Крестное древо, освященное прикосновением Пречистой Плоти Христовой и обагренное Его Честной Кровью, он достоин большей чести, чем другие Кресты, созданные по подобию первого. Глава 1. Твердость камня веры. от проображения Креста Христова в Ветхом Завете 1 . Проображением святого Креста было древо жизни посреди рая ( Быт. 2 ). Об этом так говорит святой Дамаскин в четвертой книге о Православии, в главе 12: «Почитающий Крест прообразует древо жизни, посаженное Богом в раю: поскольку от древа произошли смерть и падение, подобает древом же дароваться жизни и восстанию». 2 . Проображением Креста был Ноев ковчег, из не гниющего дерева, на четыре угла ( Быт. 6 ). Об этом пишется в Соломоновых Премудростях, в главе 14: надежда мира (...) прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. Благословенно дерево, через которое бывает правда ! ( Прем. 14, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет трёхсоставную форму. Сим победиши! 27.09.2023 262 Источник: блог автора На фото - крест, запаянный Оптинским иноком Ферапонтом. Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой. Как известно в 326-году она прибыла в Иерусалим с благочестивым намерением отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея было обнаружено место распятия Господа и разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять на каком из этих них был распят Господь – патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику. От прикосновения одного из крестов усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника. Второе событие, связанное с Крестом Господним, произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня. Ну, а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в 7 веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня. Такова историческая канва нынешнего праздника, но главный, глубинный смысл его заключается в том, чтобы напомнить всем нам - именующим себя христианами - о необходимости быть сострадальцами Господа, чтобы не лишиться и Его радости. Как об этом и говорит апостол Павел: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим.; 11, 12).

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/prazdn...

Закрыть Святыни Сербии - прошлое и настоящее 27.12.2004 335 Время на чтение 5 минут ЦЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Цетинье - это древний политический и духовный центр Черногории. Первые упоминания об этом городе и о Цетинском монастыре относятся к XV веку. Монастырь сразу стал кафедрой сначала Зетского, а затем и Черногорского митрополита. Издавна при обители существовала и школа, основанная в 1863 году, которая ныне носит название Цетинской семинарии. Здесь, в приделе храма Рождества Матери Божией, хранятся великие святыни, привезенные в Сербию русскими эмигрантами, - десница честнаго Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и частица Честнаго Животворящего Креста. Ранее эти святыни вместе с древнейшей Филермской иконой Пресвятой Богородицы хранились у нас в Гатчине. Приехав в Цетинье к вечеру, мы сразу пошли в храм, где прикладывались к честной деснице Предтечи, вспоминая, что она удостоилась коснуться " верха главы Господни " во время крещения Спасителя в Иордане. К Филермской чудотворной иконе, которую св. апостол Лука, по преданию, написал последней пред Успением Богоматери, приложиться нам, к сожалению, не удалось, так как она до сих пор находится в местном музее. Здесь же в обители покоятся св. мощи святителя Петра Цетинского (1749-1830). Жизнь святого пришлась на годы, когда, по его собственным словам, " вся Европа была в дурмане и крови " . Беды от распрей в своем народе, от нападений Оттоманской империи, от войск Наполеона. Будучи одновременно митрополитом и этнархом (гражданским правителем) Черногории, святитель нес на своих плечах ответственность как за духовную, так и за гражданскую судьбу своей родины. В своем лице этот святой объединил, по слову митр. Амфилохия, " подвижника и воеводу, постника и мудреца, певца и автора самых замечательных посланий в сербской литературе. Короче говоря, он был личностью совершенной во всех отношениях " . В Цетинский монастырь святой пришел, будучи 12 лет от роду. До этого он три года жил при митрополите Черногорском, получая уроки книжного знания от ученых монахов. В 12 лет пострижен в монашество и посвящен во диакона. Не раз св. Петр бывал в Санкт-Петербурге: сначала как молодой архидиакон, а позже - в сане епископа, который принял в 35-летнем возрасте. Из-за происков придворных святой был удален из Петербурга, так и не увидев императрицы Екатерины II, но очень интересно, что, несмотря на это, он писал ей: " Прошу ее величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010